Научная статья на тему 'Границы аттракций в образовательном пространстве'

Границы аттракций в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ФАЗОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / АТТРАКТОР / ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / COMMUNICATIVE ENVIRONMENT OF EDUCATION / INFORMATION PROCESS / PHASE AREA / ATTRACTOR / MANAGEMENT GOALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелик-гайказян Мария Вигеновна

Обсуждаются возможности применения результатов нелинейной динамики для управления образовательным пространством. Цель управления определена как аттрактор в фазовом пространстве форм знака, транслируемых в коммуникативных процессах образования, что позволило выявить потенциалы управления и предложить стратегию коммуникативного менеджмента. Определение границы аттракций в качестве пределов будущих состояний может стать способом диагностики целей инновационного образования. Исследования ведутся в рамках выполнения проекта РФФИ № 08-06-00109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Borders of attractions in educational environment

The article discusses the possibilities of using non-linear dynamics for managing the educational environment. The goal of management is seen as an attractor in the phase area of sign forms that are translated within the communicative area of education. It let to reveal management potentials and to work out a strategy of communicative management. Establishing the borders of attractors as the borders of future states is to be the means of diagnostics of innovative educational aims. The research is supported by grant RFBR № 08-06-00109.

Текст научной работы на тему «Границы аттракций в образовательном пространстве»

96

Высшее образование в России • № 10, 2009

ZHUKOVA E. HI-HUME: DYNAMICS OF EDUCATIONAL SYSTEMS’ BOUNDARIES The article represents the results of the research granted by RFBR № 08-06-00109. Dynamics of educational systems’ boundaries is caused by creating new professions in the field of Hi-Tech. It is especially important for all specialists who use High Socio-Humanitarian technologies (Hi-Hume), designed to manipulate consciousness (advertising, PR, staff management and knowledge management, etc.). The problem of professional identification as well as contradictions of professional ethical norms and values requires Hi-Hume professionals to review not only epistemological, but also axiological principles of modern education.

Keywords: high technology, Hi-Tech, Hi-Hume, technology of consciousness manipulation, professional education.

м.в. мелик-гайказян, доцент Границы аттракций

Томский политехнический в образовательном

университет пространстве

Обсуждаются возможности применения результатов нелинейной динамики для управления образовательным пространством. Цель управления определена как аттрактор в фазовом пространстве форм знака, транслируемых в коммуникативных процессах образования, что позволило выявить потенциалы управления и предложить стратегию коммуникативного менеджмента. Определение границы аттракций в качестве пределов будущих состояний может стать способом диагностики целей инновационного образования. Исследования ведутся в рамках выполнения проекта РФФИ № 08-06-00109.

Ключевые слова: коммуникативное пространство образования, информационный процесс, фазовое пространство, аттрактор, цели управления.

В образовательном пространстве есть упускается из виду, что бифуркации, рас-некие «области притяжения» субъектов об- щепляющие траектории динамики слож-разования, или так называемые аттракции.

К примеру, их расположение можно обнаружить по географической направленности академической мобильности в ведущие университеты мира. Вместе с тем в настоящее время уже доказана самоорганизация образовательного пространства, и это открывает возможность для привлечения арсенала познавательных средств синергетики для исследования нелинейной динамики в образовании [1, 2]. Однако методологическая корректность применения выводов синергетики требует четкого разграничения образовательного пространства в его географической конкретности и образовательного пространства как фазового пространства, составляющего область приложения методов синергетики. Очень часто в гуманитарных «синергетических» изложениях

Обсуждаем проблему

97

ных систем, структуры-аттракторы и странные аттракторы, выражающие спектр будущих состояний систем как новую телеологию, существование которой возможно без допущения «надприродных» сил, параметры порядка, определяющие самоорганизацию или самодезорганизацию сложных систем, - все эти феномены существуют только в фазовом пространстве, лишенном географической конкретности [3]. Таким образом, для приложения выводов синергетики кпроблемам образования необходимо вычленение фазового пространства (или пространства состояний) в пространстве образовательном.

Указанная необходимость обусловлена, по крайней мере, тремя причинами.

Во-первых, эффективность образовательного процесса выражена в терминах достижения обещанного результата. Модернизация образования сопровождается либо предложением новых средств достижения этого результата, либо изменением цели образования, трансформация которой вызвана новыми требованиями к подготовке специалистов. В том и другом случае необходима диагностика достижимости будущего состояния. В синергетике созданы средства диагностики возможных будущих состояний самоорганизующихся систем, выражаемых структурами-аттракторами или странными аттракторами. Для использования этих средств и необходимо вычленение в среде образования фазового пространства, в котором «живут» аттракторы.

Во-вторых, инновационность современного образования вызвана стремлением опережать новые требования социокультурной действительности. В этом состоит суть технологии управления знаниями и стратегии так называемого «менеджмента нового поколения». Таким образом, разработка стратегии инновационного образования сводится к ответу на вопрос: в какой мере возможно управление будущим и что будет выступать в качестве пространства этого управления [4]? Заметим, что

данное пространство очерчено границами аттрактивных состояний.

В-третьих, управляемой областью образования является коммуникативное пространство, в котором осуществляется академическая мобильность, получают распространение методические новации, фиксируются пределы действия педагогических теорий, образовательных парадигм и ценностных оснований, а все результаты этих процессов выражены семиотическими средствами. Иными словами, коммуникативное пространство создается каналами трансляции информации.

Графическое изображение этого коммуникативного пространства приведено на рис. 1 (см. статью И.В. Мелик-Гайказян, с. 84) и наглядно демонстрирует его трехмерность: а) ареал коммуникационных средств; б) диахронический режим каналов трансляции (на рис. 1 обозначены римскими цифрами IV, V, VI); в) направленность динамики форм знаков в синхроническом режиме каналов трансляции (на рис. 1 обозначены арабскими 4, 5, 6). При этом трехмерность адекватна свойствам географического пространства только в измерении ареала коммуникационных средств, а сущность двух других «осей» указывает на то, что коммуникативное пространство есть фазовое пространство, то есть пространство состояний. При этом принципиальным становится выявление того, что является содержанием фазовых переходов.

Под фазовым переходом понимается процесс самоорганизации, например, «хаос ^ порядок». При изменении внешних параметров системы переходят из одной фазы в другую. Новая фаза возникает либо в виде областей, граничащих со старой фазой (переход первого рода), либо сразу по всему объему, заменяя старую фазу (пере-ходвторого рода). Проблемами являются: а) определение набора внешних параметров, б) выявление из них ведущего параметра (параметра порядка), в) выбор релевантных моделей описания фазовых переходов. В работе [5] были обоснованы реше-

98

Высшее образование в России • № 10, 2009

ния перечисленных проблем средствами информационно-синергетического подхода, благодаря которому удалось связать состояние коммуникативности социокультурных систем с динамикой семиотических систем. На этом основании был предложен критерий самоорганизации - скорость (темп) образования формы знака в когерентном действии каналов при необратимой трансляции информации. Анализ стадий информационного процесса, позволивший установить корреспонденции между свойствами информации, механизмами элементарных процессов и функциями конкретных этапов нелинейной динамики, привел к выводу, что создание способа управления аналогично построению такого оператора, который становится событием-в-ре-альности (блок 7 на рис. 1). Основанием для такого вывода стало исследование параметров состояния коммуникативного пространства, при динамике которого происходят фазовые переходы и расщепляются траектории трансляции знака, оптимизируются способы проектирования управленческих решений. Оптимизация связана с выявлением аттракций коммуникативного пространства, то есть с нахождением структур-аттракторов в фазовом пространстве. Таким образом, трактовка коммуникативного пространства как фазового пространства форм знака является теоретическим основанием для постановки задачи нахождения новых потенциалов управления [5]. В свою очередь, перевод потенциальности управления в менеджерскую стратегию обретает актуальность в предложенной нами концепции аттрактивного менеджмента [1, 6].

В современных теориях менеджмента описаны различные способы достижения целевой ситуации. Идея аттрактивного менеджмента состоит в том, что наиболее эффективным является управление самой целевой ситуацией, для чего нужна разработка методов определения спектра возможных целей для конкретных классов социально-экономических систем на кон-

кретных этапах их нелинейной динамики. Своевременность такой постановки задачи продиктована появлением феномена новых технологий, определяющих новый стиль управления - Ш-Нише. С позиции информационно-синергетического подхода открывается возможность трактовки аттрактивных состояний как цели информационных процессов, что позволяет методологически корректно применять достижения фундаментальных наук для исследования нелинейной динамики социокультурных систем [3]. Так, модель информационного процесса (рис. 1) показывает, что результат процесса кодирования (блок 3) становится одновременно и выражением, и фиксацией в знаке избираемого системой варианта развития, и совершением события-в-действительности, то есть началом коммуникативной действительности. Эти два одновременно получаемых результата воплощают вершину телеологического процесса «сращения» (в терминологии А.Н. Уайтхеда).

Синергетическая модель «сращения» обсуждалась нами в работе [1], где было продемонстрировано, что в механизмах выхода системы из хаоса осуществляется конкуренция трех целей: конъюнктурной, прогностической и асимптотической. Позже [5] было доказано соответствие этих целей тем измерениям семиозиса, которые в школе Ч. Пирса получили названия прагматики, синтактики и семантики. Выше уже говорилось о каналах трансляции информации, которые аналогичны этим измерениям и формируют коммуникативную действительность (рис. 1). Три этапа трансляции в синхронии в каждом из трех каналов приводят к образованию девяти результатов, аналогичных девяти классам знаков, выделенных Ч. Пирсом [5]. Именно эти классы знаков и составляют фазовое пространство, в котором коренятся области притяжения будущих состояний - аттракторы.

Суммируя все вышесказанное, можно заключить, что способ управления самоор-

Обсуждаем проблему

99

ганизующейся действительностью сводится к такой организации события-в-реаль-ности или к такому построению оператора (блок 7 на рис. 1), который совпадет с аттрактором в границах асимптотических целей. Применительно к образовательному пространству эти асимптотические цели выражены в семантике этических идей образования и педагогических теорий. Эффективное выражение семантики образовательных парадигм и образует, таким образом, границы аттракций в образовательном пространстве, преодоление которых в лучшем случае сделает любой инновационный проект нереализуемым, а в худшем -приведетк необратимой деформации образования. Это открывает возможности для диагностики целей модернизации. Данная диагностика есть установление: а) семиотических корреспонденций в выражениях иерархии целей модернизации и б) отсутствия семантической деформации философско-теоретических оснований образовательной системы в ее будущем содержании.

Интеллектуальным ядром управления в границах аттракций способна стать методология моделирования динамики форм знака в контексте коммуникативных процессов. Как следует из концепции управления целями, данное моделирование становится, как говорится, делом техники. Оно

оказывается существенным компонентом информационного общества, в котором получаемые знания становятся капиталом.

Литература

1. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Роготнева Е.Н. Информационные условия достижения мечты // Высшее образование в России. 2006. № 5.

2. Мелик-Гайказян И.В. Методология моде-

лирования структур элитного образования // Высшее образование в России. 2006. № 11.

3. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Тарасенко В.Ф. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. М.: Физматлит, 2001.

4. Мелик-Гайказян М.В. Аттрактивный ме-

неджмент: моделирование целей динамики образовательных систем // Высшее образование в России. 2008. № 9.

5. Мелик-Гайказян И.В. Бумеранг конструи-

рования: траектория полета в коммуникативном пространстве // Конструирование человека: сб. науч. статей. Томск, 2008.

6. Матвеева О.Ю., Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В. Понятие «аттрактивный менеджмент» в разработке стратегий эффективного управления нелинейной динамикой образовательных систем // Теория и практика современного образования: сб. науч. статей. Вып. 5. Томск, 2008.

MELIK-HAIKAZYAN M. BORDERS OF ATTRACTIONS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the possibilities of using non-linear dynamics for managing the educational environment. The goal of management is seen as an attractor in the phase area of sign forms that are translated within the communicative area of education. It let to reveal management potentials and to work out a strategy of communicative management. Establishing the borders of attractors as the borders of future states is to be the means of diagnostics of innovative educational aims. The research is supported by grant RFBR № 08-06-00109.

Keywords: communicative environment of education, information process, phase area, attractor, management goals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.