Научная статья на тему 'Hi-Hume: динамика границ образовательных систем'

Hi-Hume: динамика границ образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
246
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / HI-HUME / HIGH TECHNOLOGY / HI-TECH / TECHNOLOGY OF CONSCIOUSNESS MANIPULATION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жукова Е. А.

В статье обсуждаются результаты исследований, выполненных при поддержке гранта РФФИ № 08-06-00109. Проблематизируется динамика границ образовательных систем, происходящая в связи с появлением новых профессий в сфере Hi-ech. В первую очередь речь идет о специалистах, использующих высокие социогуманитарные технологии (Hi-Hume), предназначенные для манипуляции сознанием (реклама, PR, управление персоналом и знаниями и др.). Сложность профессиональной идентификации и противоречивость этических норм и ценностей для специалистов, владеющих Hi-Hume, требует пересмотра не только эпистемологических, но и аксиологических принципов современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hi-hume: dynamics of educational systems' boundaries

The article represents the results of the research granted by RFBR № 08-06-00109. Dynamics of educational systems' boundaries is caused by creating new professions in the field of Hi-Tech. It is especially important for all specialists who use High Socio-Humanitarian technologies (Hi-Hume), designed to manipulate consciousness (advertising, PR, staff management and knowledge management, etc.). The problem of professional identification as well as contradictions of professional ethical norms and values requires Hi-Hume professionals to review not only epistemological, but also axiological principles of modern education.

Текст научной работы на тему «Hi-Hume: динамика границ образовательных систем»

Е.А. ЖУКОВА, профессор Томский государственный педагогический университет

Hi-Hume: динамика границ образовательных систем

В статье обсуждаются результаты исследований, выполненных при поддержке гранта РФФИ № 08-06-00109. Проблематизируется динамика границ образовательных систем, происходящая в связи с появлением новых профессий в сфере Hi-Tech. В первую очередь речь идет о специалистах, использующих высокие социогуманитар-ные технологии (Hi-Hume), предназначенные для манипуляции сознанием (реклама, PR, управление персоналом и знаниями и др.). Сложность профессиональной идентификации и противоречивость этических норм и ценностей для специалистов, владеющих Hi-Hume, требует пересмотра не только эпистемологических, но и аксиологических принципов современного образования.

Ключевые слова: высокие технологии, Hi-Tech, Hi-Hume, технологии манипуляции сознанием, профессиональное воспитание.

Главная проблема современного образования состоит в том, что его цели, содержание и методы отстают от потребностей сегодняшнего дня. Инертность системы образования, в первую очередь высшего, не позволяет ей отслеживать изменения, происходящие в профессиональной структуре постиндустриального общества, становление которого связывают с быстрым распространением во второй трети XX в. так называемых «высоких технологий» - HiTech, или хайтек. Полагаю, что сегодня есть все основания говорить о формировании социокультурного феномена Hi-Tech [1], который возник как результат взаимодействия достижений фундаментальной науки, потребностей производственной сферы и запросов общества. Анализ показал, что базовыми для данного феномена стали нано-, био- и информационные технологии (IT), причем системообразующими являются последние. Инновационная агрессивность Hi-Tech и растущая конкуренция в высокотехнологичной сфере вызвали к жизни высокие социогуманитарные технологии (Hi-Hume) [2]. К их числу я отношу ряд современных маркетинговых и менеджерских технологий, сопровождающих Hi-Tech-производство (реклама, PR, управление персоналом и знаниями и др.).

На наш взгляд, именно последствия влияния Hi-Tech и Hi-Hume на социокультур-

ные системы вызывают необходимость изменения концептуальных оснований современного высшего образования и высвечивают ограниченность той парадигмы образования, которая сформировалась в индустриальном обществе и была направлена на подготовку узкого специалиста.

Применение информационно-синергетического подхода, разработанного И.В. Мелик-Гайказян для изучения нелинейной динамики различных сложных социокультурных систем [3] и созданных в его рамках концептуальных информационных мо-

Обсуждаем проблему

93

делей [4] для исследования динамики HiTech [1], позволило установить: Hi-Tech принципиально отличаются от других новых технологий способностью вызывать эффекты самоорганизации социокультурных систем.

В процессе исследования были также вскрыты и другие отличительные особенности Hi-Tech [5]. Среди них: стремление исключить непосредственное участие человека в сфере постановки задач; предрасположенность Hi-Tech-продуктов становиться звеном другого высокотехнологичного процесса; изменение порядка прохождения стадий создания технологии, при котором процесс репликации (тиражирования) продуктов технологии запускается до начала стадии технологического процесса. В свою очередь, это позволило сделать вывод, что система высоких технологий превращается в самоподдерживающуюся сеть. Это означает, с одной стороны, что благодаря IT активно нарастают процессы автоматизации всех этапов создания, внедрения и реализации высоких технологий. С другой - активизируются процессы конвергенции высоких технологий. Например, в генной инженерии они представляют собой сложную систему взаимодействия IT, нано- и биотехнологий.

Однако сами по себе высокие технологии не могли бы оказывать такого быстрого и значительного воздействия на социокультурные системы и человека и не могли бы функционировать как самоподдерживаю-щаяся сеть, если бы не действовал еще один фактор - Hi-Hume [6]. В рамках Hi-Hume человек рассматривается как социотехни-ческая система, а его сознание - как технологический объект, которым можно управлять, задавая определенную программу действий. Мощь Hi-Hume настолько велика, что они способны не только «перепрограммировать » сознание человека, но и разрушить его механизмы саморегуляции [7]. Именно Hi-Hume организуют сложную сеть взаимоотношений между производителями и потребителями хайтека.

Известно, что высокие технологии меняют нашу среду обитания, образ и ритм жизни и даже наши биологические характеристики. Однако для многих скрытым остается тот факт, что обычно мы имеем дело не с настоящим хайтеком, а с его имитациями, «муляжами». Многие Hi-Tech-компании решают проблему новинок, выпуская под высокотехнологичной маркой продукты, имеющие явно завышенную рыночную стоимость, но не содержащие при этом никаких технологических инноваций, например, к таковым относится большинство новых моделей персональных компьютеров или сотовых телефонов.

Коммерческий успех подобных «инноваций» относительно легко достижим по двум причинам. Во-первых, на фоне постоянно возрастающей зависимости человека от современных технологий понимание природы и смысла используемых технологических объектов со стороны потребителей неуклонно снижается. Этому способствуют и сами производители хайтека, ставящие во главу угла при отборе новых технологий, помимо технологичности, и такой критерий, как комфортность потребления [5]. Чем современнее и сложнее технология, тем меньше физических и умственных усилий она требует от пользователя: достаточно знать, где находятся кнопки «вкл» и «выкл», а для всего остального существует служба сервиса. Во-вторых, в полной мере задействуется манипулятив-ный потенциал Hi-Hume для целенаправленной мифологизации и искажения представлений о Hi-Tech и о технологиях, его имитирующих. Причем одним из главных «поставщиков» искаженных образов хай-тека, как это ни парадоксально, становится коммерциализированная технонаука, в которой деформации научного этоса идут уже на этапе получения фундаментального знания [1].

Мир высоких технологий сегодня насквозь пронизан мифами. Это касается не только представлений о самих возможностях высокотехнологичных продуктов (из-

битые темы - стволовые клетки или ГМИ). Считается также, что доходы от инновационного бизнеса в случае успеха могут быть просто фантастическими. Однако это очень рискованный бизнес, а процент успешных проектов в области Hi-Tech далеко не так велик, как это часто преподносится. Тем не менее сегодня престижными становятся не только те виды деятельности, которые связаны с созданием новых наукоемких технологий, но и такие, в которых задействованы Hi-Hume.

Особенностью специалистов, занятых именно в этой сфере, является то, что их трудно идентифицировать с определенной профессиональной общностью, потому что их деятельность интегрирует знания и навыки сразу нескольких профессиональных областей. Так, если вести речь о профессионалах, обеспечивающих создание образов продуктов Hi-Tech и их сбыт, то в сферу их компетенции входит:

• осуществление работы с госучреждениями, общественными организациями и корпоративной средой (public affairs);

• ведение работы по созданию имиджа (image making);

• media relations - выстраивание отношений со средствами массовой информации (media relations);

• «раскрутка» продукта (spin);

• создание специально организованных событий (special events).

При этом специфика бизнеса в сфере Hi-Tech такова, что сама по себе новая технология автоматически не ведет к росту производительности труда, гарантированной прибыли и победе в конкурентной борьбе на рынке. Совершенствование организационно-управленческой составляющей дает ощутимо более высокий экономический эффект, чем просто инвестиции в развитие основного производства. Поэтому оказываются востребованными специалисты по реинжинирингу, занимающиеся реорганизацией бизнес-процессов, и по бизнес-инжинирингу, способные спроектировать бизнес «с чистого листа»; кризис-ме-

неджеры, создающие кризисы и управляющие ими; коучинг-менеджеры, задачей которых является деятельность по созданию команды, мотивации персонала и устранению конфликтов в коллективе; специалисты по формированию корпоративной культуры, в частности, ведущие такую работу, как corporate affairs (укрепление внутрикорпоративного духа).

Сегодня деятельность по получению научного знания «встраивается» в процессы создания и совершенствования тех или иных технологий [8]. Практическое воплощение научных знаний в технологию сегодня принято рассматривать в терминах инновационного процесса, который простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации и устаревания инновации. Способность к инновациям (креативность) становится одной из главных характеристик современного профессионала [1]. В связи с этим требуются специалисты, способные развивать у других креативные способности и умеющие создать условия, в которых возможно продуктивное творчество тех, кто может генерировать идеи, то есть менеджеры, занимающиеся управлением знаниями [9]. Необходимость в таких специалистах возрастает еще и потому, что рабочие группы в сфере Hi-Tech все чаще создаются под конкретную проблему и объединяют профессионалов из совершенно различных областей.

Итак, мир хайтека демонстрирует значительную трансформацию профессиональной структуры общества. Профессиональные границы размываются, многие новые профессии еще не имеют сложившейся профессиональной культуры, как следствие - отсутствуют рычаги контроля в виде системы ценностей и норм. В то же время возрастает разрыв между скоростью обновления профессиональных навыков и умений и изменением ментальных установок и этических принципов специалиста.

Остановимся на этом. В современном мире человек должен учиться всю свою жизнь - это прописная истина. Подчеркнем,

Обсуждаем проблему

95

однако, что основные профессиональные знания специалист в сфере Hi-Tech и Hi-Hume сегодня приобретает не в системе первичного высшего образования, а в системе дополнительного профобразования (второе высшее образование, курсы, тренинги и пр.) либо путем самообразования или обучения на производстве. Все это дает возможность быстро повысить квалификацию, но оставляет за скобками вопрос о профессиональном воспитании. В результате углубляется разрыв между обучающей и воспитательной функцией образования. Вообще говоря, не очень понятно, какую профессиональную этику нужно формировать - ввиду сложности профессиональной идентификации -в сфере Hi-Tech. Однако это не может служить оправданием для игнорирования самой проблемы.

Специфика профессий, применяющих Hi-Hume, заключается в том, что они позволяют эффективно управлять людьми. При этом чем выше профессионализм специалиста в сфере Hi-Hume, тем труднее распознать манипулятивные воздействия. Технологии манипуляции существуют давно, но они никогда не принимали массового характера, никогда ранее у профессионалов, владеющих подобными технологиями, не было столь мощных вспомогательных средств. В таком случае система образования, осуществляя подготовку таких специалистов, не просто отвечает на социальный заказ со стороны рынка труда, но, образно говоря, выпускает «волков в овечьей шкуре» в «овечье стадо». Соблазн велик, однако неясно: какие нормы и ценности должны выступать регуляторами этой деятельности? И кто сможет ее контролировать? Как проводить гуманитарную экспертизу подобных технологий? Я пока не могу дать однозначных ответов на эти вопросы, но уверена, что их необходимо ставить и вскрывать проблему. Разрыв разума и морали, воспроизводимый в современном образовании в условиях снижения общественной критичности, чреват непредсказуемыми социальными и культурными по-

следствиями. Думается, необходим пересмотр не только эпистемологических, но и аксиологических принципов современного образования [10] и формирование его но-выхконцептуальных основ.

Полагаю, что задачей современного высшего образования должно стать воспитание человека, способного не только распознавать манипулятивные воздействия и им противостоять, но и осознавать последствия этих воздействий. Возможно, этическими регулятивами в сложной и неустойчивой совокупности противоречивых профессиональных норм смогут выступить принципы, разрабатываемые в современной биоэтике.

Литература

1. Жукова Е.А. Hi-Tech: феномен, функции,

формы / Под ред. И.В. Мелик-Гайказян. -Томск, 2007.

2. Жукова Е. Профессионализм в сфере Hi-

Hume // Высшее образование в России. 2007. № 8.

3. Мелик-Гайказян И.В. Информационные

процессы и реальность. М., 1998.

4. Миф, мечта, реальность: постнеклассичес-

кие измерения пространства культуры / Под ред. И.В. Мелик-Гайказян. М., 2005.

5. Жукова Е.А. Проблема классификации вы-

соких технологий // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. Вып. 1 (75).

6. Жукова Е.А. Человек в плену Hi-Hume //

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. Вып. 11 (74). Сер. Гуманитарные науки (Философия).

7. Жукова Е. Вызов высоких технологий со-

держанию образования // Высшее образование в России. 2008. № 9.

8. Юдин Б.Г. Наука и жизнь в контексте совре-

менных технологий // Человек. 2005. № 6.

9. Матвеева О. Управление знанием как тех-

нология достижения цели в информационном обществе // Высшее образование в России. 2008. № 9.

10. Мелик-Гайказян И.В., Роготнева Е.Н. Аксиология моделирования образовательных систем. Томск, 2008.

ZHUKOVA E. HI-HUME: DYNAMICS OF EDUCATIONAL SYSTEMS’ BOUNDARIES The article represents the results of the research granted by RFBR № 08-06-00109. Dynamics of educational systems’ boundaries is caused by creating new professions in the field of Hi-Tech. It is especially important for all specialists who use High Socio-Humanitarian technologies (Hi-Hume), designed to manipulate consciousness (advertising, PR, staff management and knowledge management, etc.). The problem of professional identification as well as contradictions of professional ethical norms and values requires Hi-Hume professionals to review not only epistemological, but also axiological principles of modern education.

Keywords: high technology, Hi-Tech, Hi-Hume, technology of consciousness manipulation, professional education.

м.в. мелик-гайказян, доцент Границы аттракций

Томский политехнический в образовательном

университет пространстве

Обсуждаются возможности применения результатов нелинейной динамики для управления образовательным пространством. Цель управления определена как аттрактор в фазовом пространстве форм знака, транслируемых в коммуникативных процессах образования, что позволило выявить потенциалы управления и предложить стратегию коммуникативного менеджмента. Определение границы аттракций в качестве пределов будущих состояний может стать способом диагностики целей инновационного образования. Исследования ведутся в рамках выполнения проекта РФФИ № 08-06-00109.

Ключевые слова: коммуникативное пространство образования, информационный процесс, фазовое пространство, аттрактор, цели управления.

В образовательном пространстве есть упускается из виду, что бифуркации, рас-некие «области притяжения» субъектов об- щепляющие траектории динамики слож-разования, или так называемые аттракции.

К примеру, их расположение можно обнаружить по географической направленности академической мобильности в ведущие университеты мира. Вместе с тем в настоящее время уже доказана самоорганизация образовательного пространства, и это открывает возможность для привлечения арсенала познавательных средств синергетики для исследования нелинейной динамики в образовании [1, 2]. Однако методологическая корректность применения выводов синергетики требует четкого разграничения образовательного пространства в его географической конкретности и образовательного пространства как фазового пространства, составляющего область приложения методов синергетики. Очень часто в гуманитарных «синергетических» изложениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.