Рамзан ДЖАМАЛХАНОВ
ГРАНИЦА КАК КАТЕГОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
В статье рассматриваются основные подходы к категориальному осмыслению границы как общественно-политического феномена, выделяется специфика каждого из них при определении его природы и сущностных черт. На основе этого анализа автором делается вывод о наличии «широкого» и «узкого» понимания границы.
In article the basic approaches to categorical comprehension of border as political phenomenon are considered, specificity of each of them is allocated at definition of its nature and intrinsic fig. On the basis of this analysis the author makes the conclusion about presence of «wide» and «narrow» understanding of border.
Ключевые слова:
политические границы, геополитика, политическое пространство; political boundaries, geopolitics, political space.
ДЖАМАЛХАНОВ
Рамзан
Вахаевич —
председатель
регионального
отделения
Общероссийского
союза общественных
объединений
«Российская
нация» в Чеченской
Республике
В научных кругах феномен границ трактуется весьма широко. История изучения различных трактовок имеет богатые традиции. Однако вопрос исследования этого концепта, его функций, особенностей, роли и значения не теряет своей актуальности, а напротив, становится все более востребованным. Возникнув в неявной форме еще при первых попытках человека расчленить освоенные им участки земли, представление о границах существовало в географии с самого начала ее становления, но лишь в наши дни оно стало нуждаться в специальном рассмотрении1.
Фундаментальная гносеологическая необходимость появления границ является результатом нашего дискретного представления о реальности. Человеку свойственно мыслить, несмотря на развитую способность к абстракциям и обобщениям, разграничивая предметы, тем самым дискретируя пространство.
Согласно мнению Б. Родомана, «граница есть нечто, расположенное между двумя предметами и разделяющее их, или нечто, лежащее непосредственно вокруг одного предмета или отделяющее его от всего остального, но само это “нечто” обычно пренебрежимо мало по сравнению с разделяемыми явлениями, предметами, сущностями»2.
А. Мело утверждает, что «граница — это есть единый критерий для всех идентичностей современного мира, пребывающего в состоянии постоянного становления»3.
С точки зрения культуролога Б.В. Дубина, граница в самом общем смысле понимается как «граница коллективной идентичности, отделяющая общее “мы” от столь же общего “они”»4.
Следующий подход к определению границ, принадлежащий одному из классиков геополитики К. Хаусхоферу, хоть и разделяет дифференцированное отношение к данному понятию, в то же время трактует его с более обобщенной точки зрения, согласно которой «любая полезная и стабильная граница — это не только политическая граница, но и граница многих жизненных явлений, и она сама по себе становится еще одной жизненной формой, со сво-
1 Каганский В.Л. Географические границы: противоречия и парадоксы // Географические границы / под ред. Б.Б. Родомана, Б.М. Эккеля. — М., 1982.
2 Родоман Б.Б. Основные типы географических границ // Географические границы / под ред. Б.Б. Родомана, Б.М. Эккеля. — М., 1982, с. 20.
3 Мело А. Трансокеанский экспресс // Художественный журнал, 1997, № 16, с. 13.
4 Дубин Б.В. Запад, граница, особый путь: образ Другого в политической мифологии россиян // Россия как цивилизация: Устойчивое и изменчивое / отв. ред. И.Г. Яковенко. — М. : Наука, 2007, с. 652.
им собственным ландшафтом со своими собственными условиями существования, более или менее широкой зоной боевых действий, предпольем»1.
Приведенные выше примеры определения термина «граница» отражают его философское, культурологическое и, что не менее важно, аксиологическое понимание. Трактовки подобного рода обращают внимание на вневременные характеристики, обладают меньшим динамизмом, но большей устойчивостью.
Под границами в юридическом смысле этого слова понимается мысленная черта, отделяющая территорию одного государства от других, с нею смежных2.
В теории государства граница — это «не только линия на географической карте, край, рубеж некоего географического пространства, территории, а некий край пространства власти, то есть территории, стратифицированной при помощи властных технологий, зона соприкосновения, пересечения, наложение различных, часто разнотипных структур и пространств власти»3.
С точки зрения экономики и пространственной организации хозяйства границы представляют собой линии, «разделяющие зоны конкурирующих предприятий и ограничивающие зоны предложения и спроса на одинаковые товары; либо разделяющие зоны конкурирующих товаров и ограничивающие зоны производства или потребления различных товаров или, по крайней мере, различных форм това-ров»4.
В геополитике границы — это «линии, разделяющие сферы действия суверенитетов, в пределах которых происходит выравнивание статуса территорий»5.
Для современных теоретиков политического менеджмента характерна позиция, согласно которой «граница — это наружная “обшивка” государств, сфера их контактов и трений. Они показывают, куда ведет дорога, даже если мы еще не прибыли в столицу государства. Они та-
1 Хаусхофер К. Границы в их географическом и политическом значении. — Берлин, 1927, с. 11.
2 Гессен В.М. Общее учение о государстве. — М., 1909, с. 69.
3 Королев С.А. Российская граница как край пространства: генезис и типология // Россия и современный мир, 2002, № 2(35), с. 5.
4 Леш А. Пространственная организация хозяйства / пер. с нем. — М. : Наука, 2007, с 48.
5 Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику. —
М., 1996, с. 18-20.
кие, какова суть государств, их порожда-ющих»6.
Как нам представляется, существует два различных и взаимно дополняющих друг друга понимания термина «граница»: широкое и узкоспециализированное. Первое трактует природу и онтологический смысл понятия, второе позволяет описать его конкретные характеристики и функции и проанализировать их изменение во времени. В рамках второго понимания можно выделить экономический, географический, юридический, геополитический и собственно политологический подходы. Хотя и необходимо принимать во внимание разработки всех других направлений, опираясь и часто ссылаясь на них в дальнейшем, тем не менее базовым для решения изучаемой проблемы следует считать политико-географический подход. Он основан на междисциплинарном синтезе и, на наш взгляд, позволяет рассмотреть вопрос наиболее глубоко и основательно. Сходную позицию отстаивает и Д.Н. Замятин в работе «Феноменология географических образов», где замечает, что в более широком контексте именно образ географической границы представляется как наиболее универсальный и ем-кий7.
Дж. Прескотт разделяет понятия границы и фронтира, отмечая, что граница представляет собой линию, а фрон-тир — зону, т.е. обладает площадью. Также фронтир может обозначать «плавающую» границу — раздел между заселенной и незаселенной территориями. Наконец, фронтиром можно назвать ярко выраженную внешнюю границу крупного политико-географического образования глобального масштаба, например, империи.
В целом, границы являются необходимым атрибутом территориального государства, без которого его существование попросту невозможно. Такие особенности политических границ, как протяженность, возраст, происхождение, история, стабильность, проницаемость, спорность давно уже стали объектом политических и смежных исследований.
6 Шлегель К. Европа — пограничная страна // Вестник Европы, 2003, № 9, с. 34.
7 Замятин Д.Н. Феноменология географических образов. Географическое пространство и философия // Логос, 2007, № 59.