Научная статья на тему 'Грани исследования профессионализации в отечественной психолого-педагогической литературе'

Грани исследования профессионализации в отечественной психолого-педагогической литературе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
480
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONALIZATION / SOCIALIZATION / PSYCHOLOGICAL PHENOMENON / INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богомолов Олег Николаевич

В статье представлен анализ общих положений и отличий в подходах к проблеме профессионального развития с точки зрения различных научных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the generalities, distinguishing and detailed analysis of several methods of approaching to professionalization problem that are given by the representatives of different branches of sciences.

Текст научной работы на тему «Грани исследования профессионализации в отечественной психолого-педагогической литературе»

УДК 159.96 Богомолов Олег Николаевич

Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова

ipp@ksu.edu.ru

ГРАНИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье представлен анализ общих положений и отличий в подходах к проблеме профессионального развития с точки зрения различных научных дисциплин.

Ключевые слова: профессионализация, социализация, психологический феномен, интегративный подход.

Проблема профессионального развития человека в связи с ее социальной значимостью всегда была актуальной.

В современных научных словарях профессионализация определяется как процесс становления профессионала. Этот достаточно сложный и длительный, включающий в себя многие стадии и этапы процесс имеет непосредственное отношение к профессиональному развитию личности, таким образом можно заключить, что он является важным аспектом развития личности.

Следовательно, вполне объяснимо, что профессионализация является предметом постоянного исследовательского интереса ученых.

В современной научной литературе существуют два подхода к рассмотрению проблемы профессионализации: социально-экономический и психолого-педагогический. Первый подход изучает движение и формирование трудовых ресурсов, экономический и производственный потенциал, специфику рынков занятости и рабочей силы. Второй - рассматривает профессионализацию как процесс вхождения человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а также как процесс активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития, самосовершенствования.

Психологический феномен профессионализма необходимо рассматривать как системное образование, характеризующее организацию психики человека-профессионала в целом. Анализ профессионализма как комплексного феномена подразумевает его изучение как свойства или процесса, состояния челове-ка-профессионала.

Рассмотрение профессионализации следует проводить с различных точек зрения:

- профессионализация как процесс (этап-ность);

- профессионализация как результат (профессиональные свойства, приобретенные в процессе профессионализации);

- профессионализация как совокупность внутренних и внешних процессов становления профессионала (влияние со стороны управления, руководителей, педагогов, трудовых коллективов, среды);

- профессиональная деятельность как ведущий фактор профессионализации;

- профессионализация как преодоление трудностей, возникающих как в деятельности, так и в становлении человека как личности и профессионала.

Проблема профессионального развития человека изучается представителями многих научных дисциплин, что обусловливает существование различных подходов к ее решению. Однако существуют положения общие для большинства исследовательских работ по этой теме. С. Е. Пиняева, Н. В. Андреев, Е. М. Борисова [2], Е. А. Климов [4], А. К. Маркова [7], Л. М. Митина [9] в своих работах пишут о взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, об этапности профессионализации, о зависимости личностного развития и профессионального становления.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в -самых разнообразных условиях. В понятии профессионализм отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Профессионализм, рассматриваемый как процесс (закономерное, последовательное изменение) имеет фазы или стадии: начало (возникновение), течение (экстенсивное или интенсивное развитие,

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Богомолов О. Н., 2011

стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий. Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:

а) допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности не достаточно высока;

б) собственно профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты;

в) суперпрофессионализм или мастерство, которое соответствует приближению к вершине профессиональных достижений;

г) послепрофессионализм, когда человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом» или же советчиком, учителем, наставником для других специалистов.

В общем случае профессионализм следует рассматривать в двух аспектах: 1) как продукт индивидуального профессионального развития человека; 2) как продукт развития профессионального сообщества и профессии как социального института.

Профессионализм является интегральной характеристикой человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющейся в деятельности и общении. Профессионализм человека -это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека. Профессионализация сопровождается изменением человека в целом - развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма - специфического свойства, характеризующего человека-профессионала.

В многочисленных исследованиях проблем профессионализации отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы исходят из имплицит-

ного понимания профессионализма, подразумевающего высокую успешность человека при выполнении профессиональной деятельности. Но в таком случае, необходимо уточнить понятие «профессиональная деятельность», что позволит избежать неоднозначности его толкования.

В процессе профессионализации человека происходит возникновение и проявление некоторого его системного свойства, отражающего степень индивидуальных возможностей решать профессиональные задачи на заданном уровне эффективности, надежности и безопасности в течение заданного времени. Таким свойством является индивидуальный профессионализм.

Следовательно, под профессионализмом понимается свойство человека, выполняющего сложную, не всем доступную работу на высоком уровне систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

В. А. Машин в своей работе [8] рассматривает профессионализацию как один из центральных процессов развития человека в зрелом возрасте, направленный на преобразование самого субъекта деятельности, при этом профессиональная деятельность становится ведущей, целеполагающей, смыслообразующей. По его мнению, профессионализация включает ряд периодов, которые характеризуются своеобразием форм деятельности, решаемых задач, систем социальных и профессиональных отношений.

Именно известному автору научных работ по психологии профессиональной деятельности А. К. Марковой принадлежит не только определение профессионализации как одной из сторон социализации, но и становления профессионала - как одного из аспектов развития личности [7]. А. К. Маркова предлагает четыре варианта соотношения профессионального и личностного пространства, а также определяет уровень и направленность личностного и профессионального развития. Особый интерес представляют рассматриваемые автором нарушения в профессиональном развитии и препятствия на пути к достижению профессионализма.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1

161

Проблемы профессионального развития также стали предметом пристального рассмотрения психологов Ф. С. Исмагиловой, Ю. П. Поварен-кова [11], Н. С. Пряжникова [12] и др.

Анализ теоретических разработок и накопленных в результате практического опыта данных по различным видам профессиональной деятельности свидетельствует о том, что на первый план выходит исследование сущности профессионализма именно как психологического феномена.

В области инженерной психологии следует обратить внимание на работы следующих исследователей: В. А. Бодрова по психологии профессиональной пригодности; Ю. К. Стрелкова по проблемам операционально-смысловой структуры профессионального опыта, ошибок в деятельности опытного специалиста; Г. С. Никифорова по проблемам самоконтроля и надежности профессиональной деятельности; Г. В. Суходольского по психологической теории деятельности.

В области психологии труда представляют интерес работы Е. А. Климова по проблемам профессионального самоопределения [4]; В. Д. Шадрико-ва по проблемам системогеноза профессиональной деятельности; Е. П. Ермолаевой по изучению преобразующих и идентификационных аспектов профессионализма; Д. Н. Завалишиной по анализу взаимосвязи профессионального развития и профессионального мышления.

Профессионализация личности в зрелом возрасте и воздействующие на нее факторы рассматриваются акмеологами А. А. Бодалевым [1], А. А. Деркачем [3], Н. В. Кузьминой [5], [6], А.П. Ситниковым.

Проблемы профессиональной пригодности, профессиональной компетентности, профессиональной идентичности в различных видах труда подробно исследуют в своих докторских работах Н. С. Глуханюк, Е. Ю. Пряжникова,

С. Л. Леньков, Л. Б. Шнейдер.

Несмотря на большое количество исследований в данной области можно сделать вывод о том, что проблема психологических механизмов формирования и развития профессионализма субъекта труда еще не раскрыта в полной мере. В целях решения этой задачи необходимо создание интегративного подхода к профессионализму и профессиональной деятельности человека. Этот подход должен включать в себя достижения различных разделов психологии: психологии труда,

социальной психологии, психологии надежности, психологии профессионального здоровья и профессионального долголетия и др.

Существует новый концептуальный подход исследования проблем профессионализма, опирающийся на разработки инженерной психологии (В. А. Бодров, Г. С. Никифоров, Ю. К. Стрелков, Г. В. Суходольский и др.). Именно в инженерной психологии было выработано специфическое понимание профессионализма, в основе которого лежит сформированная в учении, труде и тренаже образно-понятийно-действенная модель сложной профессиональной деятельности.

Образная составляющая синтезирована из оперативных (быстро меняющихся) и неоперативных (относительно стабильных, константных) образов ситуаций, фрагментами которых являются образы цели, образы объекта и образы условия деятельности. Понятийная составляющая концептуальной модели состоит из названий объектов, субъектов, причинно-следственных и других отношений, из всего того, что можно выразить с помощью понятий, определений и др. Большинство образов внешних объектов человек может вербализовать - выразить в понятийно-словесной форме - т. е. большинство понятий имеет или может получить конкретно или абстрактно-образные аналоги. Конечно, далеко не все в деятельности профессионалов может быть вербализовано. Но вербализация, т. е. понятийно-словесное выражение для описания умений, необходима и для передачи профессионального опыта, и для последующего самоконтроля в деятельности. Третья составляющая концептуального подхода - действенность. Концептуальная модель реализуется в действиях субъекта и управляет ими. При этом действия, их цепочки и сочетания отображаются в концептуальной модели в виде образных и/или понятийных комплексов.

При оценке уровня профессионализма субъекта труда целесообразно выделять две группы критериев. Первая группа - внешние (объективные) критерии, ориентированные на оценку результативности выполнения профессиональной задачи. Вторая группа - внутренние, психологические критерии, характеризующиеся следующими показателями: а) профессионально важные качества, профессиональные знания, умения и навыки; б) профессиональная мотивация; в) профессиональная самооценка и уровень притязаний; г) способность к саморегуляции

162

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

и стрессоустойчивость; д) особенности профессионального взаимодействия; е) общая физическая тренированность.

Внешним индикатором профессионального роста субъекта профессиональной деятельности является повышение эффективности его труда. Для большинства видов профессиональной деятельности эффективность достаточно полно описывается аддитивной функцией, включающей следующие частные критерии: экономические, социальные, психологические и «клиентоцентрированные» .

Л. М. Митина в своей работе [9] отмечает процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, определяет взаимосвязь профессионального и личностного развития, в основе которого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации. Идеи целостности, единства личного и профессионального развития человека легли в основу разрабатываемой автором концепции, в которой фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации.

А. Р. Фонарев указывает на необходимость создания концепции профессионализации, выявления форм, в которых она происходит, в связи с потребностью совершенствования системы профессионального образования и прогнозирования успешности профессиональной карьеры. Он обосновывает необходимость выделения промежуточного уровня регуляции и обозначает ее как индивидно-личностную, кроме известных психологической науке индивидуальной и личностной.

Интересный подход к исследованию личностного и профессионального развития в период зрелости предложен Н. В. Андреевым и С. Е. Пиняевой [10]. Авторы обращают внимание на то, что множество разработок по обсуждаемой проблеме объединены общей тенденцией в выборе подхода: развитие личности в разнообразных концепциях рассматривается в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей и социокультурной среды в процессе профессионализации.

Внешним признаком становления профессионализма является достижение субъектом труда высокой эффективности, качества и надежности труда, внутренним психологическим

признаком является сформированность концептуальной модели профессиональной деятельности (КМПД), которая обеспечивает субъекту совокупность профессиональных умений, необходимых для достижения высоких трудовых результатов.

Для овладения профессиональной деятельностью необходимо учиться, овладевая комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, в то время как относительно простые трудовые занятия не требуют длительной профессиональной подготовки и не предъявляют высоких требований к свойствам исполнителя. Нельзя не согласиться с Г. В. Суходольским, который пишет, что любой труд, заниматься которым без подготовки или после кратковременной (от нескольких дней до нескольких месяцев) подготовки может любой здоровый, т. е. трудоспособный человек, должен быть отнесен к непрофессиональному труду.

Библиографический список

1. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М. : Флинта ; Наука, 1998. - 168 с.

2. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект : Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1995.

3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. - М., 2000.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 512 с.

5. Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста: Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. - 1995. - № 1. - С. 4-8.

6. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.

8. Машин В. А. Профессионализация личности в зрелом возрасте (на материале деятельности операторов АЭС) : Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1993.

9. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4.

10. Пиняева С. Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 3-10.

11. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.

12. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности : учебник для вузов. - М. : Академия, 2008. - 368 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.