Научная статья на тему 'Профессиональное развитие как предмет психологического исследования: научный анализ отечественных концепций'

Профессиональное развитие как предмет психологического исследования: научный анализ отечественных концепций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3942
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное развитие / личность / онтогенез / становление профессионала / Professional development / directivity / personality / ontogeny / professional statement

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афонькина Юлия Александровна

В статье представлен научно-теоретический анализ отечественных теорий профессионального развития. Анализируются подходы к определению этапов, механизмов, условий профессионального развития на разных этапах онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article presented the scientific-theoretical analysis of domestic theories of professional development. Approaches to definition of stages, mechanisms, conditions of professional development at different stages ontogeny are analyzed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие как предмет психологического исследования: научный анализ отечественных концепций»

Научные сообщения

УДК 159.9 ББК 88.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Афонькина Ю. А.

Аннотация. В статье представлен научно-теоретический анализ отечественных теорий профессионального развития. Анализируются подходы к определению этапов, механизмов, условий профессионального развития на разных этапах онтогенеза.

In article presented the scientific-theoretical analysis of domestic theories of professional development. Approaches to definition of stages, mechanisms, conditions of professional development at different stages ontogeny are analyzed.

Ключевые слова: профессиональное развитие, личность, онтогенез, становление профессионала.

Professional development, directivity, personality, ontogeny, professional statement.

В современных теоретических и прикладных исследованиях все больший интерес вызывает феноменология профессионального развития, что обусловлено, на наш взгляд, двумя основаниями.

Во-первых, реализацией акмеологического подхода к проблеме становления и функционирования психики человека (А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина) [2; 13].

Профессиональное развитие рассматривается в структуре личностного развития (М. Р. Гинзбург) [4].

Профессиональный труд является общепризнанным фактором становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности, формирования индивидуальности во всех ее проявлениях. В современном мире профессиональная деятельность стала не только средством удовлетворения материальных потребностей человека, но и способом его самовыражения, развития личностного потенциала, продуцирования способностей, сферой активизации творческой активности. Освоение и выполнение профессии является одним из средств целостного развития личности, а профессиональное

становление - частным случаем становления человека в процессе его жизненного пути.

Во-вторых, важность изучения профессионального пути личности, ресурсов в сфере ее способности к саморазвитию в профессии и возможностей профессионального роста определяется существенным изменением требова-ний к человеку как к профессионалу в современных социально-экономических и общественных условиях.

Проблема профессионального развития является междисциплинарной. Она традиционно рассматривалась среди задач психологии труда, возрастной и педагогической психологии.

Например, Н. Д. Левитов вводит проблему профессионального развития в контекст изучения профессиональной пригодности, профессионально-трудового обучения, профориентации, профессиональной консультации и тому подобное [14].

Он замечает, что психология труда имеет много материала, смежного с детской и педагогической психологией, поскольку производительным трудом занимаются не только взрослые, но и подростки и юноши. По его мнению, психология труда соприкасается с детской психологией в вопросах производственного обучения одному и тому же виду труда взрослых и подростков, в выявлении общих закономерностей формирования качеств личности. В целом, можно утверждать, что в процесс профессионального развития включались отдельные периоды онтогенеза. Они рассматривались не с точки зрения своей специфики, а с позиции требований профессиональной деятельности.

В современных исследованиях категория профессиональной направленности предстает в качестве системообразующей в понятийном аппарате психологии труда, а изучение ее генезиса рассматривается в качестве центральной задачи данной отрасли психологического знания (М. К. Тутушкина, Ю. А. Афонькина) [26].

А. А. Смирнов включает проблему профессионального развития в сферу задачи разработки психологических основ трудового и политехнического воспитания школьников [24].

В многочисленных фундаментальных и прикладных исследованиях как классических, так и современных, отдельные этапы и условия профессионального развития анализируются в контексте изучения профессионального самоопределения в связи с задачами профориентации, выбора профессии или профессионального обучения (Л. А, Головей, Л. А. Йовайша, Е. А. Климов, А. А. Кобцева, Л. Л. Кондратьева, Т. В. Кудрявцев и В. Ю. Шегурова, В. П. Парамзин, А. П. Сейтешев, С. Н. Чистякова) [5; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 18; 23; 28].

А. К. Осницкий, Н. В. Бякова, С. В. Истомина рассматривают способность к самостоятельной организации деятельности и управлению ею как необходимое условие успешного профессионального становления на этапе профессионального самоопределения и на этапе профессионального обучения [17]. Авторы вводят понятие «регуляторность опыта», понимая в качестве него подсистему целостного опыт человека, динамическую систему, включающую информацию о внешнем и внутреннем мире, которая получена непосредственночувственным путем, наполнена личностным смыслом и определяет направленность активности человека. Авторы экспериментально доказывают, что при переходе к профессиональному обучению отчетливее становятся профессиональные интересы и склонности, снижается количество ошибок рефлексии, увеличивается стабильность в работе и способность к переносу действий в новые условия, повышается адекватность самооценки себя как предпочитаемого участника сотрудничества. Уровень сформи-рованности компонентов регулярности опыта влияет на процесс профессионального становления. А именно, на успешность выбора профессии старшеклассниками влияют ценностный, операциональный компоненты и компонент первичной активации; на начальном этапе профессионального обучения - ценностный и рефлексивный компоненты; на старших курсах

- ценностный, рефлексивный и компонент привычной активации. Постепенно устанавливается связь между компонентами опыта, он приоб-

ретает целостность, проявляется взаимозависимость его составляющих.

Достаточное разнообразие теорий профессионального развития отражено в их классификации. На наш взгляд, наиболее полная классификация теорий профессионального развития представлена в исследовании Ю. П. Поваренко-ва [19]. Автор выделяет аналитические и комплексные теории профессионального развития. К аналитическим он относит теории, изучающие проблемы трудового воспитания, проблемы профориентации, содержание профессионального воспитания и обучения, исследующие психологические основы профессиональной адаптации, механизмы стимулирования и обогащения профессиональной деятельности, предполагающие психологический анализ аспектов аккредитации и экспертизы, трудовой деятельности и профессиографии, изучение психологических условий, определяющих высшие профессиональные достижения. К комплексным теориям профессионального развития Ю. П. Поваренков относит изучение формирования профессиональной пригодности, готовности к труду как результата допрофес-сионального и профессионального развития, акмеологических проблем профессионального развития, построения карьеры, осуществление типологического и психодинамического подходов к профессиональному развитию, системо-генез профессиональной деятельности. Каждая теория представляет механизмы и содержание профессионального развития, позволяя решать определенный круг исследовательских и прикладных задач. В то же время заметим, что основания для классификации теорий профессионального развития выделяются, исходя из проблемы исследования, которую решает автор. Важно отметить, что названые группы теорий предполагают разный научно-теоретический подход. Если в аналитических теориях изучаются отдельные стороны или стадии профессионализации вне целостного контекста развития человека как личности и профессионала, то в комплексных теориях исследуется профессиональное развитие как особый феномен в контексте развития личности и ее жизненного пути.

Для современного понимания процессов профессионального развития научный интерес имеет анализ теорий, в которых рассмотрены

Научные сообщения ЧИППКРО

преемственные этапы профессионального развития в широком онтогенетическом контексте.

В теориях Л. А. Головей, Ю. П. Поваренко-ва, А. Т Ростунова, А. Р Фонарева представлены стадии профессионального развития, начиная с этапа профориентации, выбора профессии. Разрабатываются критерии личности спе-циалиста-профессионала [5; 19; 22; 21]. Так, А. Р. Фонарев в качестве критериев выделяет профессиональную идентичность (соответствие между индивидуальными и социальными представлениями о профессии, о ее значимости для субъекта), профессиональную зрелость (сфор-мированность регулятивных механизмов профессиональной деятельности и механизмов профессионализации в целом), производительность и надежность.

Л. М. Митина трактует профессиональное развитие не только через профессионализацию [16]. Она вводит его в широкий контекст самоактуализации личности, выделяя следующие стадии: самоопределение, самовыражение, самореализация. То есть посредством профессионализации происходит оформление жизненной философии, осознание смысла жизни. Она противопоставляет модель профессионального развития модели адаптивного поведения.

Таким образом, авторы связывают профессиональное развитие с «вхождением» в профессию и приобретением профессионального мастерства.

В то же время проявляется и иной подход.

В теории Г. В. Суходольского профессиональное развитие предстает как процесс смены трех стадий: допрофессиональный, профессиональный и послепрофессиональный [25]. Причем первую из них, ограничивая возрастом 1517 лет, автор связывает с широким контекстом общего психического развития: формированием общесоциальных норм, общеобразовательных знаний, умений и навыков, склонностей, интересов, дающих возможность войти в мир профессии.

Т. В. Кудрявцев выделяет несколько стадий профессионального становления личности и психологические критерии их успешности [12]. Показателен тот факт, что Т. В. Кудрявцев связывает первую стадию профессионального становления личности с влиянием на данный процесс общего развития личности и первоначаль-

ной ориентировкой в различных сферах труда и профессии. Его вывод дает основание утверждать, что динамика профессионального и личностного развития взаимосвязаны, и данные взаимосвязи преобразуются при переходе от одной стадии к другой.

В своих работах Е. А. Климов включает в процесс становления профессионала ранние периоды онтогенеза как стадию допрофессио-нального развития человека [8]. Автор связывает данный процесс с центральными линиями психического развития ребенка. Исследование Е. А. Климова значительно расширяет представления о возрастном контексте профессионального развития. В частности, он пишет: «... трудовая деятельность (с характер изующи-ми ее целями, принятыми субъектом, его положительной мотивацией, умелостью, пониманием роли и функции других - даже незримых участников) не является простым следствием календарного возраста развивающегося человека. Она возникает и развивается не так, как, например, зубы или кожный волосяной покров и пр., не «самочинно», а как некоторое системное качество человека в определенной человече -ской же среде» [8, с. 340].

Включение ранних периодов онтогенеза человека как субъекта труда в контекст профессионального развития (В. А. Бодров, Е. А. Климов) показывает признание их исключительной важности для данного процесса [3; 8]. Такая позиция позволяет рассматривать каждый возраст с точки зрения уникальных возможностей, которые он создает для становления человека как будущего профессионала.

В связи с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения задача разработки этапов профессионального развития в периоды, предшествующие выбору профессии и профессиональной подготовке, значительно актуализировалась.

Так, Н. С. Пряжников, определяя особенности ожиданий различных образовательновозрастных групп клиентов и реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп, выделяет среди разных таких групп дошкольный и младший школьный возраст [20]. В качестве типичных ожиданий дошкольников как клиентов он определяет выбор кружков, интерес к наиболее ярким профессиям, к про-

фессии родителей и стремление попробовать себя в игровой деятельности. Соответственно ожиданиям определены и основные акценты профконсультативной помощи: помощь в выборе кружков (работа с родителями), увлекательные рассказы об интересующих профессиях и профессиях родителей, проигрывание профессий с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий.

Складывается современная практика разработки и апробации коррекционно-развивающих программ для обучающихся 1-4 классов, направленных на решение задач профориентации (К. А. Аветисян, О. Ю.Елькина, А. А. Кобцева) [1; 6; 10]. Эти программы реализуются как самостоятельные, так и в системе психологического сопровождения школьников на разных ступенях образования. О. Ю. Елькина доказала значимость профориентации как важного средства формирования продуктивного опыта у обучающихся в начальной школе.

Таким образом, современные реалии определяют необходимость пересмотра и развития традиционных точек зрения на процесс профессионального развития. В этом смысле наиболее разработанной, на наш взгляд, является концепция Л. М. Митиной [16]. Автор выделяет проблемное поле исследования следующим образом. Начало собственно профессионального обучения предполагает наличие у молодого человека определенного психологического, личностного «багажа», обеспечивающего не только правильный выбор профессии, но и постоянное профессиональное развитие личности. Такой личностный фундамент должен быть заложен у молодого человека на более ранних стадиях онтогенеза в условиях предпрофильного, профильного обучения, и даже в начальной школе.

Л. М. Митина справедливо замечает, что на сегодняшний день в психологии нет целостного представления о профессиональном развитии личности в онтогенезе, начиная с первых предпочтений и предрасположенностей в детстве до профессиональной самореализации в зрелых формах. Теоретико-эмпирических исследований, изучающих соотношение содержательнодинамических характеристик личностного и профессионального развития человека на ранних этапах онтогенеза явно недостаточно. Без такой доказательной базы затруднена проработка концепции профессионального развития

личности, а осуществляемый в настоящее время переход общеобразовательных школ к профильному обучению может оказаться преждевременным и малоэффективным.

Для решения обозначенных противоречий, по мнению Л. М. Митиной, необходимо объединение личностно-развивающего и возрастного подходов к изучению профессионального развития личности в онтогенезе. Определение закономерностей профессионального становления личности в старшем возрасте продолжают сохранять свою актуальность. Однако в качестве альтернативой традиционным закономерностям профессионализации задачи является необходимость формирования основных сфер личности в наиболее сензитивные периоды для их развития, начиная с поступления в школу.

Л. М. Митина определяет механизм профессионального развития как преодоление противоречия между спонтанной активностью и внешней регуляцией (воспитанием и обучением). По мере взросления источник развития должен перемещаться внутрь личности, обусловливая новый уровень самосознания, выработку собственного мировоззрения, активизируя процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания. Самосознание выступает в единстве личностной и профессиональной направленности уже с момента поступления ребенка в школу, поскольку осознание себя в мире неразрывно связано с осознанием своих способностей и возможностей, приложимых к какой-либо области человеческой деятельности. Вместе с переходом личностного и профессионального самосознания на более высокий уровень, не исчерпывает всех составляющих развития. Психологическим

фундаментом личности будущего или состоявшегося профессионала вступают такие базовые характеристики личности как направленность, компетентность, гибкость, чем и определяется модель профессиональной жизнедеятельности человека: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития.

Этапность профессионального развития под влиянием образовательных условий в теории Л. М. Митиной предстает следующим об-

Научные сообщения ЧИППКРО

разом. В результате реализации программ личностного и профессионального развития у учащихся начальной школы и младших подростков формируется такое психологическое новообразование как предрасположенность, то есть склонность к чему-либо, к видам деятельности, наличие индивидуально-психологических особенностей для развития чего-либо. У старших подростков на предпрофильной ступени обучения формируется профессиональное намерение

- выбор стратегии профессионального развития и профиля обучения в школе, и профессионального пути, что дает возможность в дальнейшем осуществлять непрерывный процесс самопроектирования личности и последовательно переходить одной стадии психологической перестройки личности на другую: самоопределение, самовыражение, самореализация. Личностное и профессиональное развитие в школьном возрасте представляет собой процесс неравномерного преобразования структур личности и самосознания с преимущественным изменением на разных возрастных этапах их отдельных сторон. Последовательность этапов развития фиксирует общее направление и уровни становления субъектности человека в онтогенезе. Начало каждого этапа - это всегда новое рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую, а объемлющую ее и сохраняющую ее фазы и достижения. Сам последующий этап есть смена режима индивидуальной жизни, характеризующийся психологическими новообразованиями возрастных периодов.

Важным для научного понимания феноменологии профессионального развития является определение источников предпочтений человека в сфере профессий.

В. П. Парамзин намечает онтогенетическую динамику источников профессиональных предпочтений, которая выражается следующим образом [18]. Уже в раннем возрасте ребенок слышит от родителей, узнает из книг, от различных лиц, из различных источников о людях различных профессий и специальностей. Постепенно он начинает интересоваться той или иной областью человеческой деятельности, появляется повышенный интерес к чему-либо. Он конструирует, моделирует, больше читает, делает первые трудовые пробы в интересующем его

виде деятельности. У ребенка формируются персональные интересы, которые приводят при руководстве взрослых (педагогов, родителей) к обоснованному, сознательному, правильному с точки зрения общества и личности, выбору профессии, а также к пониманию необходимости продолжения образования.

В исследовании Е. С. Романовой делается попытка оценить последствия влияния психологически обоснованного воздействия на развитие и профессиональное становление человека [21].

Очевидным становится тот факт, что профессиональнее развитие происходит под действием фактов жизнедеятельности человека, его тенденции связаны с широкой ориентировкой в разнообразных сферах действительности, специфическими для каждого возраста видами активности. Подготовку личности к профессионально-производственной деятельности уместно рассматривать в определенном смысле как ее всестороннее развитие.

Итак, разработка проблемы становления профессионала реализуется исследователями по двум приоритетным направлениям. Во-первых, разработка преемственных стадий профессионального развития. Во-вторых, определение источников, механизмов и условий развития человека как субъекта труда на каждой стадии. Проведенный теоретический анализ теорий профессионального развития позволяет выделить идеи, которые могут быть положены в основу современных исследований феноменологии профессионального развития.

1. Профессиональное развитие выступает как процесс, протекающий периодично и характеризующийся в каждом периоде специфическими показателями и достижениями.

2. Профессиональное развитие начинается задолго до того, как человек приступает к осуществлению профессиональных функций. Исследование ранних этапов профессионального развития в их преемственности с отногенетиче-ски более поздними этапами позволит обогатить научные представления о его зрелых формах.

3. Профессиональное и личностное развитие имеют сложные диалектические взаимосвязи, отражающие процесс целостного развития человека в онтогенезе.

4. Профессиональное развитие происходит в связи с развитием основных потребностей личности, взаимоотношений с другими людьми в специфических для каждого возраста видах деятельности.

5. Психологическую основу профессионального развития составляет саморазвитие, протекающее под влиянием складывающихся мотивационных тенденций, их иерархизации. Саморазвитие выступает как процесс превращения собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования в связи с требованиями профессиональной деятельности, приводящий к творческой самореализации в профессии.

Литература

1.Аветисян, К. А. Психологические особенности развития самосознания младших школьников [Текст] / К. А. Аветисян // Психология и школа. - 2008. - № 3. - С. 11-21.

2.Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристика и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Флинта, Наука, 1998. - 168 с.

3.Бодров, В. А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова и др. [Текст] / А. А. Бодров. -М. : изд-во ИП АН СССР, 1991. - С. 3-26.

4. Гинзбург, М. Р. Психологическое сод ер -жание личностного самоопределения [Текст] : автореф. дис. ... докт. психол. наук / М. Р. Гинзбург. - М. : РАО, Психол. ин-т, 1996. - 60 с.

5.Головей, Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости [Текст] : автореф. дис. . д-ра. пси-хол. наук / Л. А. Головей. - СПб., 1996. - 46 с.

6.Елькина, О. Ю. Продуктивное обучение младших школьников на занятиях профориентационного курса «Я познаю мир» [Текст] / Е. Ю. Елькина // Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие методологии и практики: материалы XI Всероссийской науч.-практич. конф. (11-12 ноября 2008 г.) ; под общ. ред. С. Н. Чистяковой. -М. : изд-во МЭСИ, 2008. - С.127-133.

7.Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л. А. Йовайша. - М. : Педагогика, 1983. - 128 с.

8.Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996. -512 с.

9. Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Культура и спорт, «ЮНИТИ», 1998. - 349 с.

10. Кобцева, А. А. Обучение по индивидуальным учебным планам в профильной школе как начальный этап формирования профессионального пути [Текст] / А. А. Кобцева // Психология и школа. - 2008. - № 3. - С. 32-39.

11. Кондратьева, Л. Л. Психологические вопросы профессиональной ориентации [Текст] / Л. Л. Кондратьева // Вопросы психологии. -1975.- № 1.- С. 133-135.

12. Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности [Текст] / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.

- С. 87-91.

13. Кузьмина, Н. В. Предмет акмеологии образования // Акмеологические проблемы подготовки преподавателей [Текст] / Н. В. Кузьмина // Сборник научных трудов. - Вып. 1.

- М., Шуя: Исследовательский центр подготовки преподавателей; ШГП, 1998. - С. 5-22.

14. Левитов, Н. Д. Психология труда [Текст] / Н. Д. Левитов. - М. : Учпедгиз, 1963. - 266 с.

15. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] // А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

- 308 с.

16. Митина, Л. М. Теоретикометодологические основы профессионального развития личности в онтогенезе [Текст] / Л. М. Митина // Психология и школа. - 2008. - № 3. - С. 4.

17. Осницкий, А. К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления [Текст] / А. К. Осницкий, Н. В. Бякова, С. В. Истомина // Вопросы психологии. -2009. - № 1.

18. Парамзин, В. П. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы [Текст] / В. П. Парамзин. - Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1987. - 155 с.

19. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. - М. : изд-во УРАО, 2002. - 160 с.

Научные сообщения

20. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределении [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. - 2-е издание, стереотипное. - М. : Воронеж, 2003. - 400 с.

21. Романова, Е. С. Психология профессионального становления личности [Текст] : авто-реф. дисс. ... докт. психол. наук / Е. С. Романова. - М. : МГПУ, 1992. - 31 с.

22. Ростунов, А. Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст] / А. Т. Росту-нов. - М. : Высшая школа, 1984. - 176 с.

23. Сейтешев, А. П. Профессиональная направленность личности [Текст] / А. П. Сейтешев. - Алма-Ата: Наука, 1990. - 335 с.

24. Смирнов, А. А. О психологической подготовке к труду [Текст] : избр. психол. труды: в 2 т. / А. А. Смирнов, под ред. Б. Ф. Ломова. - М. : Педагогика, 1987. - Т. 1. - С. 229-240.

25. Суходольский, Г. С. Основы психологической теории деятельности [Текст] / Г. С. Суходольский. - М. : ЛГУ, 1988. - 168 с.

26. Тутушкина, М. К. Актуальные проблемы современной психологии труда [Текст] / М. К. Тутушкина, Ю. А. Афонькина // Вестник Балтийской педагогической академии. - Вып. 50. Актуальные проблемы психологии труда и развития. - СПб. : Балтийская педагогическая академия, 2003. - С. 5-10.

27. Фонарев, А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации [Текст] / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. -

С. 54-62.

28. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] : метод. пособ. для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения / С. Н. Чистякова. - М. : изд. центр «Академия», 2005. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.