Научная статья на тему 'Грамматические классы нефинитных форм как синтаксическая паронимия (на материале анализа табасаранских текстов)'

Грамматические классы нефинитных форм как синтаксическая паронимия (на материале анализа табасаранских текстов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФИНИТНЫЕ ФОРМЫ / NON-FINITE FORMS / ТАБАСАРАНСКИЕ ТЕКСТЫ / TABASARAN TEXTS / СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПАРОНИМИЯ / SYNTAX PARONYMY / ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЛАГОЛА / GRAMMATICAL MEANING OF A VERB / ПАРОНИМИЧЕСКИЕ КЛАССЫ / PARONYMIC CLASSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курбанова С. М.

Факт функционирования проблемных полей паронимии позволяет обосновать концепт категориальных оппозиций с характеристиками финитности и нефинитности. Раскрывая содержание категориальных оппозиций глагола с членением финитности и нефинитности, можно выявить способы реализации категориальных оппозиций паронимии. Финитные формы категориальных оппозиций паронимии представляются как грамматические значения внутри самого поля. Нефинитные грамматические формы категориальных оппозиций паронимии характеризуются как способы совмещения лексического и грамматического значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAMMATICAL CLASSES OF NON-FINITE FORMS AS SYNTACTIC PARONYMY (BASED ON TABASARANSKIH ANALYSIS OF TEXTS)

While acknowledging the functioning problem fields you can justify paronymy concept categorical opposition to the characteristics of a verb. Revealing the contents of categorical oppositions of a verb that are divided into finite and non-finite, you can identify ways of realization of category oppositions in paronymy. Finite forms of categorical oppositions in paronymy were presented as ways of realization of the grammatical meanings inside the word means of expressing grammatical meanings of the word. Non-finite grammatical forms of categorical oppositions paronymic characterized as ways to implement grammatical values by combining lexical words and syntactic structure.

Текст научной работы на тему «Грамматические классы нефинитных форм как синтаксическая паронимия (на материале анализа табасаранских текстов)»

16. Russko-kumykskijslovar': Okolo 30000 slov. Glavnyj redaktor Z.Z. Bammatov. Moskva: Gos. izd-vo inostrannyh i nacional'nyh slovarej, 1960.

17. Shkol'nyj russko-kumykskij slovar': Okolo 18000 slov. Sost. N.'E. Gadzhiahmedov, F.B. Astemirova. Mahachkala: Izdatel'stvo «Lotos», 2008.

18. Shlyahova S.S. Fonosemanticheskie marginalii v russkoj rechi. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Perm', 2006.

19. Slepovich V.S. Nastol'naya kniga perevodchika s russkogo yazyka na anglijskij. 2-e izd. Minsk: TetraSistems, 2006.

20. Razumovskaya V.A., Fejtel'berg E.M. Zvukopodrazhatel'nye slova v tureckom yazyke: integrativnyj podhod. Vestnik IGLU. 2009; Vyp. 4: 79 - 86.

21. Russko-kumykskij slovar': Bolee 40000 slov. Pod redakciej B.G. Bammatova. Mahachkala: DNC RAN, 1997.

Статья поступила в редакцию 16.09.17

УДК 81-3

Kurbanova S.M., postgraduate, Dagestan Science Centre Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia),

E-mail: sh_shihalieva @mail.ru

GRAMMATICAL CLASSES OF NON-FINITE FORMS AS SYNTACTIC PARONYMY (BASED ON TABASARANSKIH ANALYSIS OF TEXTS). While acknowledging the functioning problem fields you can justify paronymy concept categorical opposition to the characteristics of a verb. Revealing the contents of categorical oppositions of a verb that are divided into finite and non-finite, you can identify ways of realization of category oppositions in paronymy. Finite forms of categorical oppositions in paronymy were presented as ways of realization of the grammatical meanings inside the word means of expressing grammatical meanings of the word. Non-finite grammatical forms of categorical oppositions paronymic characterized as ways to implement grammatical values by combining lexical words and syntactic structure.

Key words: non-finite forms, Tabasaran texts, syntax paronymy, grammatical meaning of a verb, paronymic classes.

С.М. Курбанова, аспирант заочной формы обучения, Дагестанский научный центр Российской академии наук,

г. Махачкала, Е-mail: sh_shihalieva @mail.ru

ГРАММАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ НЕФИНИТНЫХ ФОРМ

КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПАРОНИМИЯ

(НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ТАБАСАРАНСКИХ ТЕКСТОВ)

Факт функционирования проблемных полей паронимии позволяет обосновать концепт категориальных оппозиций с характеристиками финитности и нефинитности. Раскрывая содержание категориальных оппозиций глагола с членением финитности и нефинитности, можно выявить способы реализации категориальных оппозиций паронимии. Финитные формы категориальных оппозиций паронимии представляются как грамматические значения внутри самого поля. Нефинитные грамматические формы категориальных оппозиций паронимии характеризуются как способы совмещения лексического и грамматического значения.

Ключевые слова: нефинитные формы, табасаранские тексты, синтаксическая паронимия, грамматическое значение глагола, паронимические классы.

Грамматические формы слов с оттенки модально-темпорального значения, функционирующие как члены категориальных оппозиций паронимии, строятся в языке при помощи определенных средств морфемного состава [1, с. 23]. К ним относятся финитные и нефинитные формы. Финитные формы категориальных оппозиций паронимии представляются как средства выражения грамматических значений внутри самого слова. Нефинитные грамматические формы категориальных оппозиций паронимии характеризуются как способы реализации грамматического значения путем совмещения лексического слова и семантического строения. Нефинитные грамматические формы категориальных оппозиций парони-мии в табасаранском языке выражают различные оттенки мо-

Аналитические глаголы, выражающие единое смысловое и синтаксическое целое, различают грамматическую категорию вида и выполняют как системообразующую функцию, так и функцию «поддерживания» асистемности (агульском (АЯ); в лезгинском (ЛЯ)). Аналитические глаголы асистемности сохраняют значение видовой оппозиции, уточняющее исходную функцию паронимии: АЯ has, ЛЯ hun, ТЯ huz «быть, становиться». Такие глаголы, с одной стороны, имеют в своем составе супплетивные формы вспомогательного глагола «быть, становиться» (к ним относится АЯ has, ЛЯ hun, ТЯ huz), с другой стороны, нефинитную форму с основой НСВ/СВ.

В табасаранском языке представлены оппозиции паронимии, образующие корреляцию супплетивным способом. Основ-

Нефинитные категориальные оппозиции паронимии табасаранского языка (ТЯ)

нефинитные оппозиции паронимии синтетические оппозиции паронимии сложные оппозиции паронимии

причастие gаr(b)hrуr «беглец, букв. бегавший» gаr(b)huraji «бежавший» gаr(b)hуri aji «бежать продолжающий»

деепричастие gаr(b)huri «бегая» dagаr(b)hun «пробежав» gаr(b)hуri adi «бежать продолжавши»

инфинитив gаr(b)huz «бежать» gаr(b)hуz kugnu «бежать начал»

дально-темпорального значения и делятся на две группы - ным дифференциальным признаком паронимии в табасаран-простые (или синтетические), сложные (или аналитические) ском языке выступает моноконсонантный формант глагола -Ьь и [2, с. 31]. -§-. Формант -Ьь представлен в парадигме паронимии с нефинит-

ной формой прошедшего и настоящего времени СВ, а формант -б- - в парадигме будушего и настоящего времени НСВ.

Корреляционная соотносительность глагола с оппозициями паронимии ТЯ наблюдается в парадигме финитно-нефинитных форм:

Поскольку специфика вида выявляется в основообразующем форманте презенса, то супплетивные элементы huz «стать» - suz «быть» с оппозициями паронимии разграничивают нефинитные формы [3, с. 236]. Корень -Ьь сохраняется и в запретительной, и повелительной форме ТЯ. Корень -ё- фиксируется в формах потенциалиса и индикатива.

Семантическое ядро паронимии определяется коррелятом форм причастия/деепричастия, которое уточняет исходное значение видовой оппозиции. К ним относятся следующие видовые корреляты: «стать» - suz «быть».

Что касается морфосинтаксического статуса нефинитных форм с оппозициями паронимии, то здесь необходимо дать пояснение. Действительно, все приведенные формы в восточно-лезгинских языках сохраняют вполне прозрачную «составную» внутреннюю структуру (деепричастие/причастие + вспомогательный глагол). Парадигма глагола складывается из синтетических и аналитических образований.

Библиографический список

Развернутое описание аналитической формы позволяет максимально обобщить роль употреблений вспомогательного глагола в восточнолезгинских языках «быть, становиться» АЯ Ь^, ЛЯ Ьшп,ТЯ Ь^. Формы, образованные посредством вышеуказанной формы вспомогательного глагола, имеют регу-

лярную парадигму инфинитива сочетаться с большей частью нефинитных оппозиций. В подобном случае инфинитив оформляет актантное зависимое предложение глагола со значением «быть способным». Их отличие выявляется в дифференциации аспектуальной характеристики: две формы одного глагола, конкретизируют действие по видо-временному признаку [4, с. 123]. С одной стороны, часть аналитических глаголов порождается результатом грамматикализации (синтетического глагола) или полностью грамматикализованного глагола. С другой стороны, имеются лексические дублеты, представленные супплетивно [5, с. 324].

Таким образом, в грамматическом строе табасаранского языка вопросы категориальных оппозиций паронимии требуют специального изучения, поскольку с ними связаны строение парадигматики, деривационной системы, морфологических черт глагола, предикативности, модальности и др.

Нефинитные формы с оппозициями паронимии huz «стать» suz «быть»

перфект презенс страдательный/действительный футурум

Ya(b)hundi «ставши» du(b)hun «имев СВ» Suli «имея НСВ» suludi «будучи»

Финитные формы с оппозициями паронимии huz «стать» suz «быть»

перфект презенс страдательный/действительный фурутум

Yа(b)hi «ставший» sulaji «становящийся» du(b)hnаji «ставший НВС» slu «становивший»

1. Тарланов 3.К. Агулы: их язык и история. Петрозаводск, 1994.

2. Шихалиева С.Х. Гоамматические категории глагола в табасаранском языке. Махачкала, 2004.

3. Гайдаров Р.И. Основы словообразования и словоизменения в лезгинском языке. Махачкала, 1991.

4. Майсак Т.А. Причастные формы в видовременной системе агульского языка. Труды Института лингвистических исследований. Том VIII, часть 2. Исследования по теории грамматики. Выпуск 6. Санкт-Петербург, 2012: 123 - 221.

5. Плунгян В.А. Проблемы грамматического значения в современных морфологических теориях. Семиотика и информатика. Москва, 1998; Вып. 36: 324 - 386.

References

1. Tarlanov 3.K. Aguly: ih yazyk i istoriya. Petrozavodsk, 1994.

2. Shihalieva S.H. Grammaticheskie kategorii glagola v tabasaranskom yazyke. Mahachkala, 2004.

3. Gajdarov R.I. Osnovy slovoobrazovaniya islovoizmeneniya vlezginskom yazyke. Mahachkala, 1991.

4. Majsak T.A. Prichastnye formy v vidovremennoj sisteme agul'skogo yazyka. Trudy Instituta lingvisticheskih issledovanij. Tom VIII, chast' 2. Issledovaniya po teorii grammatiki. Vypusk 6. Sankt-Peterburg, 2012: 123 - 221.

5. Plungyan V.A. Problemy grammaticheskogo znacheniya v sovremennyh morfologicheskih teoriyah. Semiotika i informatika. Moskva, 1998; Vyp. 36: 324 - 386.

Статья поступила в редакцию 14.09.17

УДК 802.0(076)

Kuryaeva R.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia),

Е-mail: [email protected]

EXPLANATION OF THE ENGLISH SENTENCE PARADIGM AND OF THE ENGLISH QUESTION SRTUCTURE FOR THE BEGINNERS. In conditions of intensive multicultural communication in the modern world, particularly between Russia and the West, where the English language is at the global level now, it is necessary to raise the process of teaching English as a foreign language to a higher level. Nowadays the level of education of school-leavers is catastrophically low. Students don't know basic English grammar which was not explained at school as if it were axiomatic. At the same time at the Universities study hours on English became at least twice less. In such conditions we need to intensify the process of teaching English. Our analysis of English grammar resulted in the revealing of The principle of inherent development (complication) of English grammar on the basis of which The optimum way of teaching English was worked out. It became the basis of our lesson book, some peculiarities of which are described in this article. Using as examples the verb to be and the turn of speech there is/there are it is shown in this article how the paradigms of the English

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.