Научная статья на тему 'Графосемантическое моделирование концепта "Богатство" (на материале романа О. Де Бальзака "Отец Горио")'

Графосемантическое моделирование концепта "Богатство" (на материале романа О. Де Бальзака "Отец Горио") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1515
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ «БОГАТСТВО» / О. ДЕ БАЛЬЗАК / ГРАФОСЕМАНТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / CONCEPT OF “WEALTH” / O. DE BALZAC / GRAPHO-SEMANTIC MODELING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Головина Елена Викторовна

В настоящей статье осуществлено графосемантическое моделирование концепта «Богатство» на материале романа «Отец Горио» известного французского реалиста О. де Бальзака. Основной метод исследования – графосемантическое моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grapho-semantic modeling of “Wealth” concept (on the material of the novel “Gorio Father” by O. de Balzac)

The given article presents grapho-semantic modeling of “Wealth” concept on the material of the novel “Gorio Father” by famous French realist O. de Balzac. The main method of this research is grapho-semantic modeling.

Текст научной работы на тему «Графосемантическое моделирование концепта "Богатство" (на материале романа О. Де Бальзака "Отец Горио")»

УДК 801.7:811.161.1 ББК 657.07.8

Головина Елена Викторовна

кандидат филологических наук, преподаватель

кафедра романской филологии и методики преподавания французского

языка

Оренбургский государственный университет г. Оренбург Golovina Elena Victorovna

Cadidate of Philolology,

Senior Lecturer

Chair of Romance Philology and Teaching Methods of French Orenburg State University Orenburg Gol114@yandex.ru

Графосемантическое моделирование концепта «Богатство» (на материале романа О. де Бальзака «Отец Горио») Grapho-semantic modeling of “Wealth” concept (on the material of the novel “Gorio Father” by O. de Balzac)

В настоящей статье осуществлено графосемантическое моделирование концепта «Богатство» на материале романа «Отец Горио» известного французского реалиста О. де Бальзака. Основной метод исследования - графосемантическое моделирование.

The given article presents grapho-semantic modeling of “Wealth” concept on the material of the novel “Gorio Father” by famous French realist O. de Balzac. The main method of this research is grapho-semantic modeling.

Ключевые слова: концепт «Богатство», О. де Бальзак, графосемантическое моделирование.

Key words: concept of “Wealth”, O. de Balzac, grapho-semantic modeling.

Роман «Отец Горио» является важной частью задуманной О. де Бальзаком художественной истории буржуазного общества XIX века. Среди творческих записей Бальзака, с названием «Мысли, сюжеты, фрагменты», имеется краткий набросок: «Старичок - семейный пансион - 600 франков ренты - лишает себя всего, ради дочерей, причем у обеих имеется по 50 000 франков дохода; умирает, как собака». В этом наброске можно узнать историю беспре-

дельной отцовской любви Горио, к своим дочерям. Уже в первоначальном замысле Бальзак резко обнажает типично буржуазный характер трагедии папаши Горио, подчеркивает обусловленность «частной жизни» его героев безграничной властью денег.

Одним из признаков тесной связи этого произведения с общим замыслом «Человеческой комедии» служит то обстоятельство, что около тридцати действующих лиц романа выступают и в других романах или повестях эпопеи Бальзака; среди них - Эжен Растиньяк, Жак Коллен (Вотрен), виконтесса де Босеан, Дельфина Нусинген, Бьяншон и другие.

В большинстве случаев обращение к персонажам «Отца Горио» в книгах Бальзака - это по существу и обращение к темам, намеченным в общих чертах или частично раскрытым в «Отце Горио», либо тесно примыкающим к его основной проблематике. «Отец Горио» - центральное произведение, от которого протягиваются тематические нити ко многим романам и повестям Бальзака [1. С. 344].

Сюжет романа «Отец Горио» разворачивается в Париже в первой половине XIX века. Растиньяк - главный герой романа, приехавший из провинции получать образование, его мечта - стать юристом. Растиньяк мечтает помогать своей семье, которая живет очень бедно. Цель молодого человека - достигнуть положения в обществе, благодаря своему уму. Однако вскоре Растиньяк понимает, что есть более короткие пути, ведущие к успеху, например, стать полноправным членом парижского светского общества. Чтобы попасть в высшей свет, ему необходимо завязать связи, в этом ему помогает дальняя родственница, которая готова поспособствовать карьере молодого человека. Молодой человек проживает в "Доме Воке", где так же живет ещё несколько постояльцев и среди них отец Горио, над которым все любили потешаться за его беззащитность и неуклюжесть. Далее становится известным, что раньше "папаша Горио" был богатым купцом, который копил деньги на приданое свои дочерям. Горио очень любит своих дочек - Дельфину и Анастази. Однако дочери, неудачно

выйдя замуж, винят отца во всех своих несчастьях. Обе сестры не любят своих мужей, не получают от них ни гроша. С каждым днем, отцу становится все сложнее и сложнее обеспечивать своих дочерей, и сестры начинают выманивать у бедного старика последнее. Одна из главных тем романа - это, конечно же, богатство, жажда наживы, так же одной из главных тем является отношения отцов и детей. В произведении показана безграничная, слепая любовь старика Горио к своим равнодушным, избалованным дочерям. Как мы узнаем в конце романа, дочери даже не пришли к старику на похороны. Итак, Растиньяк заботится об отце Горио. Вскоре молодой человек даже влюбляется в его дочь, Дельфину, красавицу и светскую львицу. Его чувства к ней искренние. Рас-тиньяк отказывается ради любви даже от большого соблазна выйти замуж за дочь скоропостижно скончавшегося миллионера.

Таким образом, стоит отметить, что в романе поднимается много разнообразных тем - это и настоящая любовь, и власть денег, и отношение младшего поколения к старшему, и стремление молодого человека добиться положения в обществе. Но одна из главных это тема богатства, жажда обогащения, зачастую любыми средствами.

Ключевым концептом в произведении является концепт «Богатство», в связи с чем осуществлено графосемантическое моделирование концепта «Богатство». Реализация метода графосемантического моделирования состоит из следующих этапов: отбор материала, проведение компонентного анализа, поле-вый анализ выделенных компонентов, выявление основных связей между полями в пределах всей выборки определений, графическая репрезентация выявленных связей, интерпретация полученной модели.

На первом этапе исследования выбрано 70 контекстов, репрезентирующих концепт «Богатство». Они состоят от одного до трех предложений. На первом этапе методом сплошной выборки выделены контексты, отражающие данный концепт. На втором этапе моделирования концепта «Богатство» проведен компонентный анализ, состоящий в определении понятийных компонентов

принципиально важных для выявления сущностных черт концепта. Например, в отрывке из исследуемого нами романа: «Madame Vauquer avait admiré dix-huit chemises de demi-hollande, dont la finesse était d'autant plus remarquable que le vermicellier portait sur son jabot dormant deux épingles unies par une chaînette, et dont chacune était montée d'un gros diamant. Habituellement vêtu d'un habit bleu-barbeau, il prenait chaque jour un gilet de piqué blanc, sous lequel fluctuait son ventre piriforme et proéminent, qui faisait rebondir une lourde chaîne d'or garnie de breloques. Sa tabatière, également en or, contenait un médaillon plein de cheveux qui le rendaient en apparence coupable de quelques bonnes fortunes» выделены следующие компоненты: dix-huit chemises de demi-hollande, chacune était montée d'un gros diamant, un habit bleu-barbeau, un gilet de piqué blanc, une lourde chaîne d'or garnie de breloques, sa tabatière, également en or, contenait un médaillon. В другом отрывке романа «Depuis le moment où toute la cour se rua chez la grande Mademoiselle à qui Louis XIV arrachait son amant, nul désastre de coeur ne fut plus éclatant que ne l'était celui de madame de Beauséant. En cette circonstance, la dernière fille de la quasi royale maison de Bourgogne se montra supérieure à son mal, et domina jusqu'à son dernier moment le monde dont elle n'avait accepté les vanités que pour les faire servir au triomphe de sa passion. Les plus belles femmes de Paris animaient les salons de leurs toilettes et de leurs sourires. Les hommes les plus distingués de la cour, les ambassadeurs, les ministres, les gens illustrés en tout genre, chamarrés de croix, de plaques, de cordons multicolores, se pressaient autour de la vicomtesse» выделены следующие компоненты: les plus belles femmes de Paris; les hommes les plus distingués de la cour; les ambassadeurs; les ministres; les gens illustrés en tout genre; les gens, chamarrés de croix, de plaques, de cordons multicolores [1. С.320У.

В контекстах выделены 70 компонентов. На основании смысловой общности выделенные компоненты объединены в понятийные поля. В процессе проведения полевого анализа выделено 7 полей, отражающих основные характеристики концепта «Богатство»: одежда (vêtements) , фасад зданий (front d'un

bâtiment), интерьер дома (intérieur de la maison) , предметы интерьера (décoration), элита общества (élite de la société), украшения (bijou), предметы роскоши (objets de luxe). Из них только 5 полей преодолели порог статистической значимости (не были приняты к рассмотрению поля, количество компонентов в которых оказалось меньше среднего значения в 10 компонентов). Чтобы определить значимые поля, необходимо общее количество компонентов, в данном случае 70, разделить на количество полей - 7. Статистические данные свидетельствует о том, что значимыми являются следующие поля: «vêtements», «interieur de la maison», «décoration», «élite de la societe» , «objets de luxe». Данные поля наиболее ярко отражают концепт «Богатство».

Самым большим полем по числу входящих в его состав смысловых единиц, объединенных единым признаком, является поле «interieur de la maison» (18 компонентов), которое указывает, на прямую взаимосвязь этих двух понятий (богатство и интерьер дома), так как интерьер дома зависит от материального положения человека, чем большими средствами человек располагает, тем лучше будет обустроен его дом. Вторым по частотности полем, является «vêtements» (13 компонентов). Столь тесную связь понятий «богатство» и «одежда» можно легко объяснить. Не зря говорят: «По одежке встречают, по уму провожают» и действительно, первое, на что обращают внимание - это одежда. Для того, чтобы одежда была haute couture, высокого качества, необходимо иметь большую сумму денег, то есть быть обеспеченным, богатым человеком. Следующее по частотности понятийное поле - «élite de la societe» (11 компонентов). Само название говорит за себя - элита, то есть самые лучшие. Поле «décoration» (10 компонентов), указывает на то, что концепт «Богатство» может так же выражаться через предметы интерьера. Например, составляющими данного поля являются: une table à dessus de marbre Sainte-Anne; une table décorée de ce cabaret en porcelaine blanche ornée de filets d'or effacés àdemi; l'ameublement et le décor pouvaient soutenir la comparaison avec ce qu'il y avait de plus joli, de plus gracieux; un cartel en écaille incrustée de cuivre etc., то есть здесь

представлены такие предметы интерьера, которые не характерны для необеспеченного человека. Поле «objets de luxe» (9 компонентов) включает в себя следующие компоненты: un tas de cabriolets; le grand bal; belles plantes de l'Inde dont le fruit vient dans la fleur; toutes encadrées en bois verni à filets dorés etc. Данные компоненты характеризуют богатство, как нечто эксклюзивное, доступное только избранным.

Следующий этап моделирования концепта «Богатство» предполагает определение количества связей между выявленными полями и силы этих связей. Для достижения данной цели определено общее количество взаимодействий, которое образует каждое поле с другими полями в рамках понятийного пространства каждого контекста «Богатство».

Например, в отрывке из романа: «Rastignac arriva rue Saint - Lazare, dans une de ces maisons légères, à colonnes minces, à portiques mesquins, qui constituent le joli à Paris, une véritable maison de banquier, pleine de recherches coûteuses, de stucs, de paliers d'escalier en mosaïque de marbre. Il trouva madame de Nucingen dans un petit salon à peintures italiennes, dont le décor ressemblait à celui des cafés. La baronne était triste. Les efforts qu'elle fit pour cacher son chagrin intéressèrent d'autant plus vivement Eugène qu'il n'y avait rien de joué. Il croyait rendre une femme joyeuse par sa présence, et la trouvait au désespoir. Ce désappointement piqua son amour-propre» соотносятся следующие поля : «front d’un bâtiment» (компонент maison de banquier, pleine de recherches coûteuses, de stucs) ; «interieur de la maison» (компонент de paliers d’escalier en mosaïque de marbre) ; «interieur de la maison» (компонент un petit salon à peintures italiennes) ; «interieur de la maison» (компонент un petit salon à dont le décor ressemblait à celui des cafés).

Для того чтобы определить количество взаимосвязей между полями, необходимо посчитать, сколько раз в контекстах встречаются данные компоненты. Например, взаимосвязь «interieur de la maison - décoration» встречается шесть раз. Далее определено общее число взаимосвязей, оно составляет 13. За-

тем необходимо высчитать общее количество взаимодействий, употребленных в тексте, в произведении «Отец Горио» их будет 39. Определяем средний показатель, для этого 39 делим на 13 получается 3. Следовательно, пунктирной линией будет обозначаться связь между полями, в которых сила связи меньше 3, обыкновенной линией - связь между полями равна от 3 до 6 (2 средних значения). Если связь между полями больше 6, то на графосемантической модели, эта связь отмечена жирной линией.

Одинаковые связи одного поля истолковываются как одна и та же связь, но с частотным употреблением в определении. Поэтому суммированное значение одинаковых связей становится показателем силы каждой связи каждого поля.

Графосемантическая модель концепта «Богатство» в произведении «Отец Горио» представлена на рисунке 1.

На основе полученных данных о взаимосвязи между полями сделан вывод, что ядром модели (поля, образующие наибольшее количество связей) являются поля: «interieur de la maison» (4), «objets de luxe» (3). Можно легко объяснить, почему именно эти поля, являются ядром модели. Так как Бальзак описывал обстановку дома в мельчайших подробностях, все предметы интерьера, то в романе присутствует очень много таких описаний. Следовательно, концепт «Богатство» в данном романе передан через описание предметов интерьера и предметов роскоши.

Рисунок 1 - Графосемантическая модель концепта «Богатство» в произведении «Отец Горио»

Поле «vêtements» образует большое количество смысловых связей с полем «bijou», так как украшения являются дополнением одежды. Вполне объяснима связь поля «intérieur de la maison» и поля «décoration», так как предметы интерьера являются составляющей интерьера.

Полем-посредником (связывающими 2 автономные подструктуры) является поле «objets de luxe». Поле «objets de luxe» связывает поля: «interieur de la maison» и «décoration». Предметы роскоши являются составляющей частью интерьера дома и предметов интерьера, т.е. связывают эти две автономные подструктуры.

Тупиковыми (образующими только 1 связь) полями являются: «front d’un bâtiment», «élite de la societe» и «bijou» являются менее значимыми. Например, поле «front d’un bâtiment» включает в себя следующие компоненты: la façade, élevée de trois étages et surmontée de mansardes; la façade est bâtie en moellons ; une cour large d’environ vingt pieds etc. Пример иллюстрирует, что поле «front

d’un bâtiment» включает в себя незначительное количество компонентов и вследствие этого образует небольшое число связей.

На основании предложенной модели можно сделать вывод о том что, концепт «Богатство» в произведении «Отец Горио», выражен через описание одежды героев, фасада зданий, интерьера дома, предметов интерьера, элиты общества, украшений и различных предметов роскоши. В большей степени концепт «Богатство» выражен через описание интерьера дома и предметов роскоши.

Библиографический список

1. Бальзак, О. Избранное / О. Бальзак. - М.: Просвещение, 1985. - 352 с. -ISBN 5-09-001590-2.

Bibliography

1. Balzac O. Selected works/ O. Balzac. - M. : Prosveshchenie, 1985. - 352 p. - ISBN 5-09-001590-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.