Научная статья на тему 'Графическое представление критерия Надаля'

Графическое представление критерия Надаля Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
289
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / СХОД / СХОДКОЛЕСА С РЕЛЬСА / БЕЗПЕКА РУХУ / СХОДЖЕННЯ / СХОДЖЕННЯ КОЛЕСА З РЕЙКИ / TRAFFIC SAFETY / WHEELSET DERAILMENT

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Блохин Е. П., Коротенко М. Л., Клименко И. В.

В работе предложено графическое представление критерия Надаля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHICAL INTRODUCTION OF NADAL’S CRITERIA

A graphical representation of the Nadal’s criterion is proposed in the paper.

Текст научной работы на тему «Графическое представление критерия Надаля»

УДК 629.4

Е. П. БЛОХИН, М. Л. КОРОТЕНКО, И. В. КЛИМЕНКО (ДИИТ) ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КРИТЕРИЯ НАДАЛЯ

У робот запропоновано графiчне представлення критерiю Надаля. Ключовi слова: безпека руху, сходження, сходження колеса з рейки

В работе предложено графическое представление критерия Надаля. Ключевые слова: безопасность движения, сход, сход колеса с рельса

A graphical representation of the Nadal's criterion is proposed in the paper. Keywords: traffic safety, wheelset derailment

Как известно, критерий Надаля [1, 2] устанавливает соотношение между приложенными к колесу горизонтальной поперечной У и вертикальной Q силами, при котором опирающееся в одной точке гребнем о головку рельса колесо будет скользить вниз, обеспечивая недопущение схода путем всползания колеса на рельс (рис. 1), т.е.

Y <_ tg Р-^

или

Q 1 + ^tg р

Q < tg (Р-ф)'

(1)

(2)

где Р - угол между образующей конической части гребня и горизонталью; ц - коэффициент трения гребня о головку рельса; ф - угол трения ^ф=ц ); Fтр = цУ - сила трения; N -нормальная реакция.

Рис. 1. Силы, действующие в точке контакта при скольжении гребня вниз относительно головки рельса

Помимо аналитических выражений представляет интерес рассмотреть графические представления, связанные с упомянутым выше критерием. Для этого рассмотрим прямоугольную систему координат, в которой соответственно по горизонтали и вертикали отложены силы У и Q .

Предварительно рассмотрим состояние предельного равновесия системы сил перед скольжением колеса вниз. При этом сумма проекций на направление образующей конической части гребня Q sin р- Y cos Р должна быть больше нуля и направлена вниз, а сила трения ц (Q cos Р + Y sin р) направлена вверх. При этом

Q sin р-YcosP = ^(QcosP + Y sinp). (3) Из (3) следует соотношение

(Y ^

Q

= tg (Р-ф).

(4)

Если из начала координат провести линию ОА под углом (в - ф) к вертикальной оси (рис. 2), то все принадлежащие ей точки будут удовлетворять условию (4)

Любое сколь угодно малое уменьшение ве-У/

личины У/Q по сравнению с tg(Р-ф) (тогда

<tg(Р-ф)) вызывает срыв трения и

скольжение гребня вниз. Т.е. точки, расположенные слева от линии ОА , будут соответствовать неравенствам (1) и (2) и представлять зону безопасности от схода по Надалю.

Если отложить от вертикальной оси по часовой стрелке угол (в + ф) и провести линию ОС, то она будет геометрическим местом то-

чек, для которых отношение

7q

соответствует

второму состоянию предельного равновесия перед движением колеса вверх относительно головки рельса (сумма проекций активных сил направлена вверх, а сила трения направлена вниз)

Q = tg (Р + Ф).

(5)

© Блохин Е. П., Коротенко М. Л., Клименко И. В., 2010

7

♦О, кН

е

= 0,8.

(6)

Если на диаграмме (рис. 3) отложить от оси Ое угол ф1 = агС^0,8 = 39° , то между этой прямой и вертикалью получим область допус-

„ У

каемых значений ^ по этому критерию.

Предпосылки постановки задачи Надаля используются также и в «Нормах расчета и проектирования вагонов...» [5]. Для оценки степе-

ни безопасности колес вагонов от схода вводится коэффициент запаса устойчивости от схода колеса с рельсов Кус:

К„„ =

( У ^

1 в) равн.

(у'

1 в) расч.

(7)

У, кН

Рис. 2. Зоны безопасности от схода, застоя и схода колеса с рельса в плоскости УОе

При любом сколь угодно малом превышении значения уе над указанным в (5) произойдет срыв трения, и начнется скольжение вверх, т.е. процесс схода. Поэтому все точки справа от линии ОС будут соответствовать зоне схода колеса с рельса.

Точки, расположенные между линиями ОА и ОС, соответствуют зоне застоя [3]. В этой зоне сумма проекций действующих на колесо активных сил на образующую поверхности гребня меньше максимальной величины соответствующей силы трения, и колесо находится в равновесии. Ширина зоны застоя, естественно, зависит от величины коэффициента трения ц, а при отсутствии трения (ц = 0 ) превращается в линию ОВ. При этом зона схода непосредственно примыкает к зоне безопасности.

В этом смысле указанная область застоя аналогична плоскому сечению конуса трения с осью, составляющей угол Р с осью Ое .

Подход, предложенный Надалем, достаточно широко используется для оценки безопасности от схода подвижного состава железных дорог. Так, в европейских нормах [4] в качестве допустимой величины с точки зрения схода колеса с рельса используется соотношение

где

! = tg (Р-ф) относится к состоянию

предельного равновесия перед скольжением

гребня колеса вниз по головке рельса; ( у \

е

отношение горизонтальной силы к

вертикальной в точке контакта, причем эти силы определяются как суммы приведенных к точке контакта сил, приложенных к колесной паре, вертикальных динамических сил, действующих на шейки колесной пары (статических сил и динамических добавок) и веса колесной пары, и горизонтальных - рамной силы и силы трения в точке опирания на рельс ненабегаю-щего колеса. Исходя из допускаемой величины [ Кус ] можно из (7) найти допускаемое отношение [У/0]

у

в.

tg (Р-Ф)

[ КуС ]

(8)

Используя то, что в [5] для грузовых вагонов [Кус ] = 1,3, а для пассажирских [Кус ] = 1,6

и то, что для вагонов р = 60°, а обычно принимают ц = 0,25, откуда ф = агС^0,25 = 14°, а tg (Р-ф) = 1,03 , можно найти

= 0,79:

У 1,03

_ е - гр. = 1,3

У" 1,03

ё - пасс. 1,6

= 0,64.

При этом если tg фгр. = 0,79 и tg фпасс. = 0,64, то фгр = 38° и фпас = 33° . Тогда, если провести из начала координат лучи под углами фгр и фпасс к вертикали, то области допускаемых отношений У ¡в (включая границы) для грузовых и пассажирских вагонов можно получить меж-

расч

ду вертикальном осью и соответствующими лучами.

На рис. 3 для грузовых и пассажирских вагонов приведены расположенные между соответствующими лучами зоны безопасности OQ - ОА, зона застоя ОА - ОС, зона схода ОС - ОУ, а также области допускаемых значений параметров: для европейских норм -OQ - ОЕ; для грузовых вагонов по нормам [5] - OQ - ОГ, для пассажирских вагонов -OQ - ОП .

Q.KH Ф.,.=33" Фф=38" ф..,=39

Г Е

А р-ф=46"

20 40 60 80 100 120 140 160 180 Y, кН

Рис. 3. Допускаемые значения горизонтальной поперечной У и вертикальной Q сил, действующих в точке контакта с точки зрения допускаемых величин коэффициента запаса устойчивости от схода колеса с рельсов

Сравнение полученных областей показывает, что они достаточно близки для европейских норм и норм СНГ. При этом для европейских норм область допустимых значений не-

сколько шире, чем для норм СНГ.

Таким образом, из рис. 2 и 3 видно, что зона безопасности отделена от зоны схода зоной застоя (равновесия). Авторы статьи [6] вполне справедливо отмечают, что нельзя утверждать,

что когда будет нарушено условие Надаля У

< tg (р - ф), то сразу начнется процесс

всползания гребня колеса вверх по рельсу.

Связано это с тем, что при этом сумма проекций активных сил на образующую окажется меньше наибольшей величины силы трения, и система окажется в положении равновесия или в зоне застоя, как это видно из рис. 2, 3.

Видимо, этим и объясняется упомянутое в работе [6] со ссылкой на источники [7], [8] от-

меченное в некоторых опытах отсутствие схода с рельсов при невыполнении критерия Надаля.

Выводы

1. Предложено графическое представление критерия Надаля.

2. Проведена некоторая детализация положений, касающихся оценки безопасности от схода колес с рельсов подвижного состава железных дорог, в указанной выше постановке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Nadal, M. J. Locomotives a Vapeur Collection Encyclopedie Scintifique Biblioteque de Mecanique Applique et Genie [Text] / M. J. Nadal. - Vol. 186.

- Paris, 1908.

2. Черкашин, Ю. М. Сравнение некоторых критериев, оценивающих опасность схода путем всползания колеса на рельс [Текст] / Ю. М. Черкашин, Д. Ю. Погорелов, В. А. Симонов // Bi-сник СНУ iM. В. Даля. - 2005. - С. 98-103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Блохин, Е. П. К постановке задачи об оценке степени безопасности колесных пар от схода с рельсов [Текст] / Е. П. Блохин, М. Л. Коротен-ко, И. В. Клименко / Вюник СНУ iM. В. Даля. -2010. - № 9 (151). - Ч. 2. - С. 6-10.

4. UIC Code 518. Testing and approval of railway vehicles from the point at view of their dynamic behavior - Safety - Track fatigue - Ride quality [Text]. - 3-rd ed. - October 2005.

5. Нормы расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных) [Текст]. - М.: ГосНИИВ-ВНИИЖТ, 1996. - 346 с.

6. Винник, Л. В. Замечания по поводу использования критерия Надаля при оценке безопасности схода с рельс [Текст] / Л. В. Винник, Г. П. Бур-чак // Вюник Схщноукр. нац. ун-ту iм. В. Даля.

- 2005. - № 8 (90). - С. 108-113.

7. Gilchrist, A. O. A reexamination of the prone-ness to derailment of a railway wheel-set [Text] / A. O. Gilchrist, B. V. Brickle // J. of Mech. Engineering Science. - 1976. - Vol. 18, No. 3. -P. 134-141.

8. Blader, F. B. Assessing Proximity to Derailment from Wheel/Rail Forces [Text] / F. B. Blader // A Review of the State of the Art, ASME paper, Winter Annual Meeting. - November 1989.

Поступила в редколлегию 03.06.2010. Принята к печати 21.06.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.