Научная статья на тему 'Графическое представление информации в учебной дисциплине'

Графическое представление информации в учебной дисциплине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МНОГОМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / GRAPHICAL REPRESENTATION OF INFORMATION / MENTAL MAPS / DIDACTIC MULTIDIMENSIONAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселова Дарья Викторовна

В статье рассматриваются различные варианты представления графической информации, с помощью которых обучающиеся могут осваивать больший объем информации и углублять знания по изучаемой дисциплине. В рамах графического представления знаний были рассмотрены следующие техники: ментальные карты, дидактические многомерные инструменты, схемы «Фишбоун», концептуальная схема по теме «Информационные системы и автоматизированные места».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graphical representation of information in the discipline

The article discusses various options for the presentation of graphic information, with which students can learn more information and deepen knowledge of the subject. The following techniques were considered in the framework of graphical representation of knowledge: mental maps, didactic multidimensional tools, schemes "Fishbone", conceptual scheme on the topic "Information systems and automated places".

Текст научной работы на тему «Графическое представление информации в учебной дисциплине»

УДК 378

© Новоселова Д. В., 2019

ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

В статье рассматриваются различные варианты представления графической информации, с помощью которых обучающиеся могут осваивать больший объем информации и углублять знания по изучаемой дисциплине. В рамах графического представления знаний были рассмотрены следующие техники: ментальные карты, дидактические многомерные инструменты, схемы «Фишбоун», концептуальная схема по теме «Информационные системы и автоматизированные места».

Ключевые слова: графическое представление информации; ментальные карты; дидактические многомерные инструменты.

© Novoselova D. V., 2019 GRAPHICAL REPRESENTATION OF INFORMATION IN THE DISCIPLINE

The article discusses various options for the presentation of graphic information, with which students can learn more information and deepen knowledge of the subject. The following techniques were considered in the framework of graphical representation of knowledge: mental maps, didactic multidimensional tools, schemes "Fishbone", conceptual scheme on the topic "Information systems and automated places".

Key words: graphical representation of information; mental maps; didactic multidimensional instruments.

Обучение студентов, курсантов — Проблемным остается главный во-

это, по своей сути, переработка инфор- прос, как охватить, переработать и по-мации, которая поступает из различных нять большой объем информации. В источников (учебная литература, препо- настоящее время число аудиторных ча-даватель, социум, интернет и т. п.). В сов сокращается, и увеличивается число процессе переработки информации все- часов, отводимых на самостоятельную гда возникает ряд трудностей, например, подготовку. Обучающемуся, который переход из внешней информации в зна- даже очень сильно нацелен на обучение, ния обучающегося.

не всегда возможно самостоятельно понять весь учебный материал.

В настоящее время практически все высшие учебные заведения Российской Федерации работают на основе ФГОС ВО третьего поколения [3; 4], в которых предлагается уменьшение аудиторных часов и увеличение часов, отводимых на самостоятельную подготовку обучающегося: обучающимся на лекциях, практических и семинарских занятиях будут разъясняться только ключевые моменты, так сказать, «скелет» знаний, а все остальное они должны искать сами. В современных учебных заведениях нет проблем с поиском информации, все они обладают современным библиотечным фондом, электронными библиотеками, ресурсами Интернета, которые дают возможность найти различный научный и учебно-методический материал. Обучающемуся необходимо уметь работать с информацией, чтобы самостоятельно разбираться в научных текстах, выстраивать логические связи в изучаемом материале, уметь переводить научные положения на «язык», адекватный самому обучающемуся. Качественному освоению информации может помочь ее структурирование и представление в графическом виде.

В настоящее время существует различные способы графического представления информации: дидактический многомерный инструментарий [2], опорные конспекты [5], ментальные карты [1], схемы «Фишбоун», кластеры и т. д.

В данной статье остановимся на графическом методе ментальные карты (mind maps, майндмэппинг). Разработчиком ментальных карт (альтернативные названия — «интеллект-карты», «карты ума (памяти)») является Т. Бьюзен, британский психолог. Он предлагает оригинальный способ структурирования информации. Суть его в том, что на чистом листе в центре помещается исследуемая тема, а дополнительные понятия отмечаются вокруг в древовидном виде.

Ментальные карты очень эффективны для восприятия информации, так как мозг человека воспринимает информацию целиком, а не последовательно. Большие объемы текста утомляют человека, и обычные конспекты недостаточно эффективны.

Отметим основные принципы составления ментальных карт:

1. Яркие цвета.

Чтобы вначале воспринималась самая главная информация, ее необходимо выделять яркими красками, поскольку

психология человека устроена так, что вначале мозг воспринимает цвета, линии, схему, а затем алфавит, из которого состоит текст.

2. Особенные стили.

Основываясь на том же принципе

психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию, так как данные не будут ассоциироваться друг с другом на подсознательном уровне.

3. Система обозначений.

Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендуем заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов для экономии времени.

4. Иллюстрации и изображения.

Не следует ограничиваться одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия.

5. Дополнительные заметки.

Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

6. Однозначность.

Следует четко излагать материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи — не поможет вам успешнее анализировать информацию.

В наше время необязательно составлять ментальную карту на листе бумаги. Существуют современные компьютерные графические программы, которые помогут в качественном виде составить ментальную карту в цифровом виде. Перечислим некоторые, у которых простой и удобный в работе интерфейс, не требующий особых навыков в работе: iMindMap, Coggl, Xmind, Mapul, MmdMeister, WiseMapping.

Для примера ментальной карты предложим разработку по теме «Использование компьютерных технологий в деятельности сотрудника УИС» по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».

Литература

1. Бьюзен, Т. Могущество Творческого Интелекта. — Мн.: ООО «Поппури», 2004.

2. Дидактическая многомерная технология + дидактический дизайн (поисковые исследования): монография. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2007.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 11.01.2018).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 (ред. от 13.07.2017).

5. Шаталов, В. Ф., Шейман, В. М., Хаит, А. М. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989.

Сведения об авторе

Новоселова Дарья Викторовна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры

гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат физико-математических наук. E-mail: DmitDarya@mail.ru

Information about the authors

Novoselova Darya Viktorovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Humanities, Socio-Economic and Natural Sciences, candidate of physical and mathematical sciences. E-mail: DmitDarya@mail.ru

УДК 81: 37.016

© Пушкарева И. А., 2019

СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматривается использование лингвострановедческого подхода в методике преподавания иностранного языка. Актуальной задачей на практических занятиях по иностранному языку становится формирование коммуникативной и страноведческой компетенций, подразумевающих наличие у обучающихся умений и навыков межкультурного и межличностного взаимодействия.

В статье обсуждается проблема включения материала страноведческого характера в учебный процесс и требования к его отбору как необходимое условие для успешной межкультурной коммуникации. Также в статье рассматриваются средства обучения, реализующие страноведческий аспект в процессе обучения иностранному языку.

Подчеркивается, что целью формирования коммуникативной и страноведческой компетенций является образование языковой картины мира, расширение кругозора обучающихся и укрепление межкультурных связей в рамках диалога культур.

Ключевые слова: лингвострановедческий подход; страноведческий материал; коммуникативная компетенция; страноведческая компетенция; межкуль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.