32. Zinn J. O. A Comparison of Sociological Theorizing on Risk and Uncertainty. Ed. by J. O. Zinn. Social Theories of Risk and Uncertainty: An Introduction. Oxford; Maiden, MA: Blackwell Publishing, 2008. P. 168-210. (Translated from English)
33. Kuznetsova L. V. Building a culture of «inclusion» - prevention of risks. Inklyuzivnoe obrazovanie. [Inclusive Education]. Issue 1. Moscow: Publishing House Shkol'naja kniga, 2010. Р. 37-43. Available at: http://www.kspu.ru/upload/docu-ments/2015/09/28/ 1b771c5c61bbc957470d0393a06c2831/iono1copy.pdf. (Accessed 1 December 2016). (In Russian)
Статья поступила в редакцию 25.08.2016; принята в печать 15.02.2017.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Об авторе:
Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва (Россия). E-mail: [email protected]
Received: 25.08.2016; аccepted for printing: 15.02.2017.
The author has read and approved the final manuscript.
About the author:
Margarita R. Husnutdinova - Candidate of Sociological Sciences, Senior Staff Scientist, Center for Applied Psychological and Pedagogical Research, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow (Russia). E-mail: [email protected]
УДК 37 DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-46-76
ОСНОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИКО-СМЫСЛОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИДАКТИКЕ
В. Э. Штейнберг1, А. Ф. Мустаев2
Башкирский государственный педагогический университет им М. Акмуллы,
Уфа (Россия).
'E-mail: [email protected]; 2E-mail: almazbspu@mailru
Аннотация. Введение. Работ, посвященных графическому методу логико-смыслового моделирования знаний, в настоящее время не очень много. Между тем в связи с существенным увеличением в информационных и учебных источниках доли визуального компонента интерес к данному методу на-
растает. Предлагаемая вниманию статья является авторским вкладом в решение проблемы поиска новых форм и средств, удобных для визуального и логического восприятия учебного материала, его усвоения, оперирования элементами знаний и их преобразования.
Цели работы - обосновать графическую реализацию метода логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке (языке обучения), и продемонстрировать возможности применения образно-понятийных моделей в педагогической практике.
Методология и методики. Методология исследования опирается на уточненные принципы деятельностно-регулятивного, системно-многомерного и структурно-инвариантного подходов и принцип многомерности. Методика графического использования логико-смысловых моделей в технологиях обучения базируется на дидактическом дизайне с применением компьютерных обучающих программ.
Результаты и научная новизна. Выдвинуты и аргументированы социо-и антропокультурные основания адаптации метода логико-смыслового моделирования к задачам дидактики: описана координатно-матричная структура как инвариантная основа логико-смысловых моделей образно-понятийного характера; показаны варианты использования таких моделей в качестве многофункциональных дидактических регулятивов - опорных схем, навигаторов в содержании учебного материала, алгоритмов выполняемых учебных действий и т. д. Рассмотрены характеристики новых дидактических средств как объектов семиотики, показаны их место и роль в структуре внешнего и внутреннего планов учебной познавательной деятельности.
Практическая значимость. Встраивание логико-смысловых моделей в учебный процесс активизирует процесс мышления; помогает выполнению предметно-ознакомительной, аналитико-речевой, моделирующе-фиксирующей учебной деятельности; способствует осуществлению инвариантных форм образования. Приводятся примеры использования новых дидактических средств в педагогической практике. В частности, на их основе разработана дидактическая многомерная технология и спроектирована оригинальная компьютерная обучающая программа «ДМТ-Аутотьютор».
Ключевые слова: многомерность, логико-смысловое моделирование, координатно-матричная графика; логико-смысловые модели, образно-понятийные свойства, дидактические регулятивы.
Благодарности: Авторы выражают благодарность за обсуждение результатов исследования и их дальнейшее развитие профессору Ф. Ш. Терегулову; доцентам Н. Н. Манько и Л. М. Бакусову; а также рецензентам данной статьи.
Для цитирования: Штейнберг В. Э., Мустаев А. Ф. Основания графической реализации логико-смыслового моделирования в дидактике // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 3. С. 46-76. РИНЦ: SPIN-код: 2417-9884; Auto-
rID: 178975 ORCID.ORG: 000-003-2032-8524; DOI: 10.17853/1994-5639-20173-46-76.
GRAPHIC REALIZATION FOUNDATIONS OF LOGIC-SEMANTIC MODELING IN DIDACTICS
V. E. Steinberg1, A. F. Mustaev2
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa (Russia).
1E-mail: [email protected]; 2E-mail: almazbspu@mailru
Abstract. Introduction. Nowadays, there are not a lot of works devoted to a graphic method of logic-semantic modeling of knowledge. Meanwhile, an interest towards this method increases due to the fact of essential increase of the content of visual component in information and educational sources. The present publication is the authors' contribution into the solution of the problem of search of new forms and means convenient for visual and logic perception of a training material, its assimilation, operating by elements of knowledge and their transformations.
The aim of the research is to justify graphical implementation of the method of logic-semantic modeling of knowledge, presented by a natural language (training language) and to show the possibilities of application of figurative and conceptual models in student teaching.
Methodology and research methods. The research methodology is based on the specified activity-regulatory, system-multi-dimensional and structural-invariant approach and the principle of multidimensionality. The methodology the graphic realization of the logic-semantic models in learning technologies is based on didactic design using computer training programs.
Results and scientific novelty. Social and anthropological-cultural adaptation bases of the method of logical-semantic knowledge modeling to the problems of didactics are established and reasoned: coordinate-invariant matrix structure is presented as the basis of logical-semantic models of figurative and conceptual nature; the possibilities of using such models as multifunctional didactic regulators - support schemes, navigation in the content of the educational material, educational activities carried out by navigators, etc., are shown. The characteristics of new teaching tools as objects of semiotics and didactic of regulators are considered; their place and role in the structure of the external and internal training curricula learning activities are pointed out.
Practical significance. In-line integration of logic-semantic models into educational process intensifies the process of thinking; it helps on performing of the subject and fact-finding, analytic-speech, modeling- fixative educational activity; also, promotes implementation of invariant forms of education. The examples of use of new didactic means in student teaching are given. In particular, based on
the presented didactic means, the didactic multidimensional technology is developed and original computer tutorial DMT-AutoTutor program is designed.
Keywords: multidimensionality, logical-semantic modeling, coordinate-matrix visualization, logical-semantic model, figurative-conceptual properties, regulations.
Acknowledgements: The authors express their gratitude for the discussion of research results and their further development to Professor F. S. Teregulov; Associate Professors N. N. Manko and L. M. Bakusov; and the reviewers of the article.
For citation: Steinberg V. E., Mustaev A. F. Graphic realization foundations of logic-semantic modeling in didactics. The Education and Science Journal. 2017. Vol. 19, № 3. Р. 46-76. РИНЦ: SPIN-код: 2417-9884; AutorlD: 178975 ORCID.ORG: 000-003-2032-8524; DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-46-76.
Введение
Интерес к графической реализации метода логико-смыслового моделирования в дидактике обусловлен увеличением доли визуального компонента информационных материалов, возрастанием объемов и сложности изображений, с которыми работают научные и производственные специалисты, операторы сложных систем и т. п. Данные тенденции повлекли разработку средств и методов визуализации уплотненной, специально организованной информации для обеспечения удобства ее восприятия и оперирования ею.
Сегодня невладение действиями анализа и синтеза обрекает учащегося на механическое заучивание учебного материала, препятствует формированию у него необходимых профессиональных компетенций. Таким образом, в образовании необходимо сближать методы работы с информацией с методами, применяемыми в профессиональной деятельности, на основе общих принципов когнитивного представления знаний и, в первую очередь, логико-смыслового моделирования учебного материала, представленного на естественном языке. Повышение роли когнитивной визуализации знаний можно продемонстрировать на примере совершенствования техники инфографики: в разработках последних лет нарастает логическая структуризация содержания; используется более удачное сочетание тестовых, символьных и графических элементов; оптимизированная цветовая маркировка замещает субъективное расцвечивание.
Теоретическая и практическая значимость нашей работы состоит в том, чтобы снабдить технологии обучения моделирующими дидактическими средствами образно-понятийного типа, пригодными для поддержки решения различных учебных задач.
Наиболее авторитетными и немногочисленными работами в данной области, на наш взгляд, являются исследования М. М. Субботина и его последо-
вателей, посвященные методу логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке; а также работы Т. Бьюзена по визуализации специально организованной информации - структурированной для удобства зрительного восприятия [1-3]. Сложность проблемы заключается в том, что указанные исследования были направлены либо на формализацию результатов логико-смыслового анализа текстов, представляющую собой завершенную концептуальную форму, пригодную для последующей математической и компьютерной обработки, либо - на презентацию различных коммерческих продуктов в структурированной древообразной форме. Многочисленные эмпирические попытки составления структурно-логических схем, различных опорных сигналов, инфографических конструкций и т. д. были выведены за рамки рассматриваемой проблемы, так как они не получили достаточного обоснования и не обладали моделирующими и образно-понятийными свойствами. Задача же современных дидактических наглядных средств - изыскать возможности представления учебного материала в незавершенной форме «знаниевого конструктора», обладающего моделирующими и образно-понятийными свойствами, удобного для визуального и логического восприятия, оперирования элементами знаний и их преобразования.
К недостаточно разработанным в предшествующих исследованиях проблемам относятся, с нашей точки зрения, графическая реализация моделирующих дидактических средств образно-понятийного типа и изучение их характеристик. Данные средства могут выполнять в технологиях обучения различные функции - служить опорными схемами, ориентировочными основами действий, навигаторами в содержании учебного материала и т. д., причем для различных учебных предметов и на разных уровнях образования.
Главная идея изложенной в данной публикации работы - обоснование визуально и логически удобной графической реализации логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке. Для этого использовались уточненные деятельностно-регулятивный, системно-многомерный и структурно-инвариантный методологические подходы; идея когнитивно-динамического инварианта ориентации человека в материальном и абстрактном (знаниевом) пространствах; гипотеза о третьей сигнальной системе человека, отвечающей современной знаниевой экономике и технологическому укладу; представление о логико-смысловых моделях на основе координатно-матричной структуры как объектах семиотики; концепция включения последних в технологии обучения с указанием места и роли в структуре внешнего и внутреннего планов учебной познавательной деятельности.
К основным результатам исследования можно отнести адаптацию метода логико-смыслового моделирования к задачам дидактики путем
графической реализации в виде многомерной координатно-матричной системы образно-понятийного характера логико-смысловых моделей, способных выполнять функции дидактических регулятивов.
Обзор литературы
Как уже упоминалось выше, число отечественных и зарубежных исследований, непосредственно рассматривавших метод логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке, и его графическую реализацию, крайне мало. Вместе с тем потребность в подобном методе возникла еще во время появления алфавитов, письменности и бумажной технологии фиксации знаний. Одновременно возникла и проблема анализа содержания текстов для осуществления их экспертизы, архивирования, создания баз данных, проектирования. Разработка метода логико-смыслового моделирования в нашей стране была связана с автоматизацией проектных работ и управленческих решений [1, 2].
Метод состоит в выделении значимых смысловых элементов информации в виде ключевых слов и выявления отношений между ними. Результат моделирования - семантически связная сеть в виде неориентированного графа, вершины которого соответствуют высказываниям, а ребра - смысловым связям между ними [3]. Такая сеть отображает явление или объект в концептуальной форме, позволяющей осуществлять операциональный анализ отображения. Она является генетическим предшественником последующих вариантов визуальных отображений в различной графической форме (фреймов, графов и т. п.) [4]. Так, в известных работах Т. Бьюзена и его последователей представлены структурированные графические карты разума, содержащие смысловые связи и использующие цветовую маркировку [5, 6].
Изучение работ других зарубежных ученых в области визуализации также показывает, что основные акценты они делают на психолого-физиологических аспектах визуального восприятия и на широком применении визуальных средств в инфографике, управлении, бизнесе. Использование графо-поня-тийных конструкций - семантических сетей, графов, фреймов и ментальных карт - в дидактике весьма эпизодично, что, вероятно, связано с ограниченным визуальным и логическим удобством графической реализации знаний.
Основное назначение визуализации в дидактике сформулировал А. А. Вербицкий - это «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служит опорой адекватных мыслительных и практических действий» [7]. Напомним общее определение образа: «Образ - чувственная форма психического явления, которая имеет (в идеале) пространственную и временную составляющие, он является
визуальным феноменом»1. Полагаем, именно здесь и кроется центр проблемы: учебный материал, представленный на естественном языке, должен свертываться, преобразовываться в пространственный наглядный образ, способный служить опорой при выполнении учебных действий, т. е. применительно к задачам дидактики опора при выполнении учебных действий должна обладать двойным признаком - она должна быть образно-понятийной.
С одной стороны, обучающемуся для усвоения нового учебного материала необходимо оперировать определенным набором понятий и определений, что исключает их замену всевозможными условными символами и обозначениями, как это предлагается в «опорных сигналах» различных авторов; а с другой стороны, совокупность необходимых понятий должна восприниматься в той или иной степени целостно, что возможно только тогда, когда графическая основа такой конструкции обладает свойствами образа. В этом плане интерес представляют графические образы с ясно выраженной пространственной структурой, имеющей архетипическую предысторию: это «дерево» (аналог - структура проводника в операционной системе компьютера) и «солярный символ» (аналог - структура радиально-круговых диаграмм). Солярная, или ра-диально-круговая, графика поразительно распространенная форма: она обнаруживается в многочисленных культовых знаках и символах, в геральдике, в куполах храмов и мечетей - т. е. весьма популярна у различных народов. Данные факты следует рассматривать как социокультурные и антропокуль-турные основания графической реализации интересующего нас метода.
Таким образом, можно констатировать, что задача совершенствования наглядных средств путем схематизации текстовых форм учебного материала не нова, однако до последнего времени ее решение ограничивалось субмодальными формами представления на основе фрагментации исходного текста и эмпирических графических решений, а социо-и антропокультурные основания не учитывались. Процесс визуализации текста (его этапы показаны на рис. 1) начинается с фрагментации его исходного линейного варианта и завершается синтезом графических структур, с помощью которых осуществляется организация узловых элементов содержания текста. Важно то, что на последнем этапе используемая графическая структура должна обладать свойствами универсального визуального образа, что подтверждается единственным способом -наличием различных изображений (так называемых «архетипов»), в которых обнаруживается данный образ. Это является важной задачей нашего исследования.
1 Глоссарий. Психологический словарь [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/qLyxz2) (дата обращения 24.01.2017).
р
£3
Kj о
S
ОБРАЗНО-ПОНЯТИЙНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТЕКСТА FIGURATIVELY-THE CONCEPTUAL RENDERING OF THE TEXT
и ехидны и линейный текст source linear text
фра гментироеа нный исходный линейный текст (опорный конспет) fragmented source linear text (basic synopsis I
фрагментация текста: выделение смысловых частей the fragmentation of the text: the allocation of semantic parts
графическая структура фрагмен т и pa ванного исходного пинейного текста [структурные схемы, ментальные карты! graphic structure fragmented source
linear text (block diagrams, mental maps)
схематизации текста: фрагментация + наглядная структуризация связей
фрагментов schematization of the text: fragmentation + visual structuring relations fragments
графическая структура «гранулированного» исходного линейного
текста (семантические сети, графы, фреймы) graphic structure "granulated" the source line text (semantic networks, columns, frames)
схематизация логико-смыслового моделирования текста: смысловая к грануляциям + наглядная структуризация
Связей чгранул» posterization logical-semantic modeling of text: meaning of "granulation" + visual structuring ties "pellets»
графическая Структура «гранулированного» исходного линейного теиста
(логико-смысловые модели и навигаторы) graphic structure "granulated" the source
line text (logical-semantic model and navigators)
многомерная графическая реализация лог икосм ыелоно го моделирования текста: смысловая к грануляция и + координатно-матричная структуризация «гранул»
и связей multidimensional graphic implementation of logic-semantic modeling text: meaning of "granulation" + coordinate matrix structuring "pellets" and relationships
is s
я ■e я> о
я о яс
43 я>
я
w
I
я
я
ia О
О
Qu §
£
О ю
s
s
tü Kj о
сл to
Рис. 1. Логика визуализации текста путем преобразования его линейного изложения в наглядную
схематическую, семантико-сетевую и образно-понятийную формы Fig. 1. The logic visualization of the text by converting the linear text into a visual schematic, semantic-
network and figuratively-conceptual form
Qj
я
Qu s Я
S я я
я>
Материалы и методы
В ходе исследования нами были уточнены следующие методологические подходы:
• деятельностно-регулятивный: процесс учебной познавательной деятельности поддерживается с помощью наглядных дидактических средств регулятивного характера, размещаемых во внешнем плане деятельности (способствующих моделированию учебного материала, навигации в его содержании и в содержании учебной деятельности);
• системно-многомерный: формально системное рассмотрение изучаемого объекта или процесса дополняется значимыми с точки зрения обучающегося или исследователя характеристиками - «измерениями»;
• структурно-инвариантный: в качестве оснований при изучении и проектировании какого-либо объекта или процесса принимаются инвариантные - наиболее обобщенные, универсальные структурные элементы.
Обоснование графической реализации логико-смыслового моделирования в форме образно-понятийных дидактических средств и разработка концепции их включения в дидактическую технологию, дидактический дизайн и компьютерные обучающие программы потребовали выхода за рамки дидактики и обращения, казалось бы, к далеко отстоящим феноменам: графике всемирно известных знаков и символов, структуре органики и неорганики, архитектуре куполов храмов и мечетей, геометрии нейрона и мозга человека, когнитивно-динамическому инварианту ориентации человека в материальных и абстрактных пространствах.
Последовательность нашего исследования предусматривала рассмотрение ключевых факторов, определяющих выбор средств графического логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке; детализацию графической основы образно-понятийной конструкции дидактического средства; рассмотрение его основных характеристик и реализацию на практике. При этом, кроме моделирования, использовались такие методы, как эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта.
Результаты исследования
К первой группе ключевых факторов (социокультурных оснований), определяющих графическую реализацию обсуждаемого метода моделирования знаний, относятся всемирно известные радиально-круговые знаки и символы. На рис. 2 представлена лишь малая их часть, но даже эти изображения показывают популярность подобных графических символов практически у всех народов Земли. За символами такого типа закрепляются важнейшие смыслы, события
и т. п. - т. е. в них зафиксирован определенный социальный опыт, учет которого целесообразен в дидактических исследованиях1 [8].
Следующую группу факторов составляют архитектурные образцы радиально-кругового начертания куполов храмов и мечетей (рис. 3).
В третью группу факторов, на наш взгляд, можно включить радиально-круговые элементы орнаментов, встречающиеся у разных народов (рис. 4) [9].
Можно привести и другие примеры радиально-круговых начертаний: в художественных произведениях - например, в шамаилях; в планировках древних поселений; в планах метрополитенов и т. д.
Разнообразные артефакты несут на себе, без сомнения, отпечаток социального опыта, что позволяет воспринимать их как социокультурные основания графического воплощения логико-смыслового моделирования. Предпочтение радиально-круговых графических элементов в разных культурах объясняется, видимо, не только художественным вкусом их создателей - в их основе кроются особенности мироощущения человека.
Обратим внимание на еще один вид оснований для графического логико-смыслового моделирования, обнаруживающийся в структуре неорганических и растительных объектов, - солярную структуру органики и неорганики (рис. 5).
Один из главных результатов исследования, представленных в работе М. А. Салтыкова, А. М. Казанской, формулируется следующим образом: «Найденные структурные компоненты, построенные на основе окружности (сфер и торов), которые заполняют внутреннее пространство гладких телесных форм в соответствии с их собственной (заложенной в них) кривизной, имеют непосредственные аналоги среди реальных вещественных тел, обладающих радиально-сферическим (концентрическим) строением, полученным ими либо в процессе роста в обычных земных условиях, либо за счет формирования из жидкой среды (расплава) в условиях невесомости, что подтверждает объективность существования структур и необходимость их отражения в геометрии телесных форм» [10].
Обращение к философским, естественно-научным, гуманитарным исследованиям и анализ приведенных артефактов - все это позволило прийти к выводу о существовании дидактической категории «многомерность» как свойства, присущего материальным, а также виртуальным (абстрактным) объектам и процессам, и соотнести многомерности с задачей графической реализации логико-смыслового моделирования [11].
1 Полная энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. М.; СПб.: Эксмо: Сова, 2003. 528 с. ISBN 5-699-04291-1, ISBN 5-699-04332-2.
сл
Оч
а
s
<§
я Р
а;
Kj о
£
£
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ TRAINING COGNITIVE CLIMBING
появление письменности
предмотнс-оэ накомител ьнэн деятельность 1subject gtod^activiUes ощущаемый объект feel object
моделируемый объект simulated object
моделирующая' деятельность modeling activities
появление схем, формул, моделей '
энапитико* речевая деятельность analytical and speech activities описываемый объект described object
механизм модельного отображения (третья сигнальная система):
- оперирует формулами, алгоритмами, схемами и моделями;
- совмещает детальность и целостность, компактность и быстродействие;
- активируется в процессе моделирующе-фиксирующей деятельности.
the mechanism model display (third signaling system): ■ operates with formulas, algorithms, diagrams and models; • combines the detail and integrity compactness and performance; - activated in the process of modeling-fixing activities.
механизм еербально-логического отображения (вторая сигнальная система): ■ оперирует "слепками-описаниями";
- обеспечивает детальность, развернутость при ограниченном быстродействии;
- активируется в процессе аналитике-речевой деятельности.
the mechanism of the verbal-logical display (second signal system):
- operates "casts-descriptions";
- provide detailed, intense with limited performance;
- activated in the process of analytical speech activity.
механизм чувственно-образного отражения ^первая сигнальная система):
- оперирует "слепками-образами";
- о б ее п еч и вает це лостн ость, быстродействие и компактность отражения;
- активируется в процессе предметно-ознакомительнои деятельности.
the mechanism of sensory-shaped rejection (the first signal system): • operates "casts-images"; - ensures the integrity, performance
and compact reflection; -activated when subject introductory activities.
Kj о
Рис. 2. Культовые знаки и символы радиально-кругового типа Fig. 2. Iconic signs and symbols of a radial-circular type
Рис. 3. Радиально-круговая архитектура куполов храмов и мечетей Fig. 3. Radial-circular architecture of the domes of temples and mosques
Рис. 4. Примеры радиально-круговых элементов орнамента Fig. 4. Examples of radial-circular elements of the ornament
Радиэльн о-кольцевое строение минералов (халцедон-агат) Radial-ring the structure of the minerals (chalcedony, agate)
Радиально-кольцевое строение минералов
(оникс) Radial-ring the structure of the minerals (onyx)
Строение минералов (оникс). Структура и антиструктура The structure of the minerals (onyx). Structure andantistructure
Радиально-кольцевое строение плодов RaaiaI-ring structure of the fruit
Радиально-кольцевое строение плодов Radial-ring structure of the fruit
Радиально-кольцевое
строение фруктов Radial-ring the structure of me fruit
Рис. 5. Радиально-кольцевое строение неорганических и органических объектов Fig. 5. Radial-ring structure of inorganic and organic objects
К антропокультурным основаниям графической реализации логико-смыслового моделирования мы можем отнести гипотезу о существовании когнитивно-динамического инварианта ориентации человека в материальных и абстрактных пространствах (рис. 6) [12]. Данный феномен проявляется в динамике освоения окружающего мира у маленьких детей и взрослых; в таких фразеологизмах, как «круг общения», «круг познания», «круглый стол», «круговая порука» и т. п. Здесь уместно упомянуть и чело-векоцентризм как философскую концепцию - нового качества философского понимания современного человека в эпоху творческой личности [13]. В плане исследования рассматриваемый феномен согласуется и с рядом известных «преподавательских» фразеологизмов: «танцевать от печки» (тема - центр круга), «рассмотреть круг вопросов по теме занятия» (фрагментация темы), «завязать узелок на память» (структурирование фрагментов темы), «разложить знания по полочкам» (упорядочивание элементов фрагментов темы на радиальных элементах), «привести знания
в систему» (выявление связей и отношений между элементами темы), «знания видны как на ладони» (эффект достигается благодаря радиально-круговому расположению элементов темы). То есть правомерно утверждение, что радиально-круговая схема ориентации человека в материальных и абстрактных знаниевых пространствах является универсальной, инвариантной, что указывает на уместность использования данного обстоятельства в решении стоящей перед нами задачи.
Перечисленные социо- и антропокультурные артефакты представляют собой важные сведения, определяющие вектор поиска графической реализации логико-смыслового моделирования в направлении радиально-кругового построения элементов дидактических средств, которое, как мы полагаем, отражает развитие познавательных механизмов мышления человека. Данный процесс требует соответствующих форм воспринимаемой и оперируемой информации и делится на три этапа (рис. 7).
Первый этап - формирование первой сигнальной системы, оперирующей естественной (физической) формой представления информации - «слепками-образами» окружающей действительности; второй - образование второй сигнальной системы, обусловленной социализацией человека и оперирующей искусственной формой представления информации (письменностью, речью) - «слепками-описаниями», в которые преобразуются первичные исходные «слепки-образы»; и третий - создание третьей сигнальной системы, связанной с технологической революцией и необходимостью преобразования накопленных знаний о материалах и методах их обработки из текстовой развернутой формы в свернутые формы: формулы, алгоритмы, схемы и модели.
Последовательное освоение человечеством трех основных форм представления знаний - материальной, вербальной и модельной - указывает на способность современных людей оперировать свернутыми модельными формами представления знаний, условно названной нами третьей сигнальной системой,
Суммируя вышеизложенное, представляется, что наиболее целесообразно избрать для визуализации метода логико-смыслового моделирования знаний координатно-матричную графику (рис. 8). Она позволяет реализовать следующий алгоритм построения модели: определить ее характеристики - координаты измерения изучаемой темы; расположить их в соответствии с последовательностью изучения материала; выделить в каждой характеристике узловые элементы содержания и расположить их согласно выбранному основанию; выявить и обозначить наиболее важные связи между узловыми элементами; свернуть обозначения координат, узлов и связей до минимального размера - ключевых слов. Межкоординатные матрицы не соседних координат изображаются, при необходимости, как вынесенные фрагменты логико-смысловой модели.
Рис. 6. Схема когнитивно-динамического инварианта ориентации человека в материальных и абстрактных пространствах (гипотеза) Fig. 6. The scheme of cognitive-dynamic orientation invariant of a human in the material and abstract spaces (hypothesis)
р
£3
Kj о
| а;
Kj о
Рис. 7. Эволюция механизмов мышления человека (гипотеза): 1СС - первая сигнальная система, 2СС - вторая сигнальная система, ЗСС - третья сигнальная система Fig. 7. The evolution of mechanisms of human thinking (the hypothesis): ICC - the first signal system, 2CC - the second signal system, 3CC - the third signal system
моделируемый I
объект simulated object /зсс?
иодалиру ющая' \J5Sj деятельность ^^ modeling activities [
появление схем, ^ формул, моделей "Л
аналитика- 1 речевая I деятельность J analytical and ^^^ speech activities Я2 CC описываемый'" 12 Si
described object T
появление письменности
J предмотно-
/ oj кеммтел ьнэн ' деятельность
;''.iily activiljes, ощущаемый' объект feel object
the mechanism model display (third signaling system):
- operates with formulas, algorithms, diagrams and models;
- combines the detail and integrity compactness and performance;
- activated in the process of modeling-fixing activities.
the mechanism of the verbal-logical display (second signal system):
- operates "casts-descriptions";
- provide detailed, intense with limited performance;
- activated in the process of analytical speech activity.
the mechanism of sensory-shaped reflection (the first signal system):
- operates "casts-images";
* ensures the integrity, performance and compact reflection;
- activated when subject introductory activities.
y
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ TRAINING COGNITIVE CLIMBING
механизм модельного отображения (третья сигнальная система):
- оперирует формулами, алгоритмами, схемами и моделями;
- совмещает детальность и целостность, компактность и быстродействие;
- активируется в процессе моделирующе-фиксирующей деятельности.
механизм вербально-логического отображения (вторая сигнальная система/'
- оперирует "слепками-описаниями";
- обеспечивает детальность, развернутость при ограниченном быстродействии;
- активируется в процессе аналитика-речевой деятельности,
механизм чувственно-образного отражения (первая сигнальная система):
- оперирует "слепками-образами";
- обеспечивает целостность, быстродействие и компактность отражения;
- активируется в процессе предметно-ознакомительнои деятельности,
Логико-смысловые модели (далее - ЛСМ) образно-понятийного характера с координатно-матричной формой представления являются объектами семиотики. Свойства различных объектов семиотики (разнообразные знаковые системы и модели) образуют ее пространство (рис. 9). Данные свойства могут иметь прямое или косвенное отношение к ЛСМ [14].
о в разные знаковые систсемы
shaped iconic si stem!
КОНВЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗНАКОВЫЕ системы CONVENTIONAL SIGN SYSTEMS
живопись (в т.ч. солярные культовые знаки) painting (Including solar ^iconic signs)
■j музыка I music
^танцы I dancing мимика
Jatial expression
жесты gestures
) формальные языки formal languages
) системы записи recording system
> речь устная/письменная speech oral/written
) естественные языки natural languages
информационные модели information model
(K4)
J6s3bi данных database ' алгоритмы
F текстовые документы (ext documents
уравнения I equation графики / graphics таблицы / table
натуральные знаковые системы и модели семантические natural landmark systems ano models
ПРОСТРАНСТВО СЕМИОТИКИ ■ SPACE SEMIOTICSy
сети semantic ne »work i
фреймы / frame^ графы / graph S£ логические модели / logic modelf логико-смысловые модели fog i ko-semant i с modelé
продуцирующие модели producing mcKJeJsr
Ж
идеальные
модели perfect mooel
—о-Hks)
ill! Iii
'S,
lifpi äs i '
не струйту-о рированные not structured
рированные semistructured
2Ü4SÍB
I ? I
естественные языки natural languages
частично структу- ó визуальное представление
J структурированные A¡. rigidly structured y
(ш
модели
представпения
знании
MODEL
submission
knowledge
visual view
формапизованное описание1" formalized description
аудио- и видеозаписи" audio and video recording
модели по степени формализации models according то the degree formalization
модели по типу
знаковых систем
mooel type sign systems
rib - свойства, связанные с логическим компонентом ^ the properties assodaled with a logical componen!
-свойства сзрзаньые со смысловым компонентом the properties associated the semantic component у
Рис. 9. Признаки логико-смысловой модели в пространстве семиотики (изображено в графике логико-смысловой модели) Fig. 9. Signs of the logic-semantic model in the space of semiotics (depicted in the chart of the logic-semantic model)
Среди признаков ЛСМ мы выделяем:
• в группе образных знаковых систем (К2) - признак «живопись», в том числе радиально-круговые культовые знаки и символы;
• в группе конвенциональных знаковых систем (К3) - признак «устная и письменная речь»;
• в моделях информационного типа (К4) - признак «текстовые документы»;
• в моделях идеального типа (К5) - признак «геометрические модели», в том числе солярного типа;
• в моделях по типу знаковых систем (К6) - признак «естественные языки»;
• в моделях по степени формализации (К7) - признак «жестко структурированные»;
• в моделях представления знаний (К8) - признак «семантические сети».
Основными носителями информации в ЛСМ (или смысловыми компонентами) являются ключевые слова на естественном языке (языке обучения) из фрагментов текста. Ключевые слова могут быть отнесены к группам конвенциональных знаковых систем и информационных моделей. Вспомогательными носителями информации (или логическими компонентами ЛСМ) выступают графические солярные образы, реализованные в виде координатно-матричной системы опорно-узлового типа (логические компоненты могут быть отнесены к группам образных знаковых систем и идеальных моделей).
Системное объединение смыслового и логического компонентов осуществляется следующим образом:
• речевая или текстовая информация преобразуется в свернутую систему из такого количества ключевых слов, которое необходимо для представления основных элементов учебной темы, изучаемого объекта и т. п.;
• солярный графический образ развертывается в координатно-мат-ричную систему опорно-узлового типа с таким количеством координат и узлов, которое позволяет задать однозначную адресацию каждого ключевого слова или словосочетания [10].
Благодаря объединению смыслового (понятийного) и логического (образного) компонентов формируется аналитико-ориентированная информационная модель комбинированного (образно-понятийного) типа, представляющая знания на естественном языке. Семиотическими признаками модели являются жесткая структурированность, универсальность и семантическая связность (в основе семантических сетей лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде совокупности понятий некоторой предметной области и связей между ними).
Таким образом, ЛСМ как объект семиотики представляет собой новый класс информационных моделей комбинированного (образно-поня-
тийного) типа, поддерживающих процедуры анализа и синтеза знаний, транслируемых на естественном языке. Они, как показано в одной из наших предыдущих работ, могут использоваться в различных технологиях обучения в качестве ориентировочных основ действий, дидактических средств совместной деятельности педагога и учащихся, навигаторов баз знаний, когнитивных «карт смыслов», дополняющих текстовую или речевую форму информации и т. п. [14]
[ основной I носитель I информации I {смысловой г компонент) I main media I information t (meaning I component)
тип знаковой системы, модели: конвенциональная знаковая система;
- информационная модель, type sign systems, model:
- conventional sign system: - information model
текст, естественны!* язык the text, natural language
тип знаковом системы, модели: - образная знаковая система • идеальная модель type sign systems, model: - shaped sign system - the ideal model
графика, естественный образ graphics, the natural way
есп омогательны й носитель информации (логический компонент) auxiliary media information
(logical component)
тип модели' комби нированнэя (пон яти й но-обра зна я) информационная модель представления знаний на естественном языке type modei' combined (conceptual-shaped) information model representation of knowledge in natural language
признаки woдели: - жестка« структурированность - семантическая связность - универсальность frte characteristics of the model: - rigid structure - semantic coherence - versatility
свернутая понята и nan система из ключевых слов rolled conceptual system keywords
объектно-ориентированная описательная модель представления знаний object-oriented a descriptive model knowledge representation
координ атно-ма тричная система с опорными узлами coordinate matrix system with reference nodes
аналитико-ориентированная логико-смысловая модель образно-понятийного типа analytical and focused logical-semantic model Rguf3tively-the conceptual type
контекстно-ориентирован на я описательная модель представления знаний context-oriented a descriptive model knowledge representation
Рис. 10. Логико-смысловая модель как объект семиотики Fig. 10. Logic-semantic model as the object of semiotics
Встраивание ЛСМ в учебный процесс актуализирует ресурсы визуального канала восприятия информации благодаря параллельному пред-
ставлению учебного материала в вербальной (аудио- или текстовой формах) и в визуальной - образной концентрированной и логически удобной форме (рис. 11). ЛСМ как визуальные инструменты помогают оперировать текущей информацией, выполняют регулятивные, иллюстративные и мнемические функции.
Рис. 11. Концепция встраивания логико-смысловых моделей в учебный процесс Fig. 11. The concept of line-up of logic-semantic models into the learning process
Использование ЛСМ в учебном процессе повышает эффективность внешнего и внутреннего планов учебной познавательной деятельности (сокращенно - биплана). Как видно на рис. 12, ЛСМ может выполнять следующие функции:
• поддерживать навигацию в содержании учебного материала и выполнение девяти логических учебных действий, необходимых для построения ЛСМ;
• дополнять ограниченный ресурс оперативной памяти (7+2 элемента) тридцатью двумя элементами, представленными в ЛСМ;
• активизировать процесс мышления;
• помогать выполнению основных видов учебной деятельности (предметно-ознакомительной, аналитико-речевой, моделирующе-фиксирующей);
• способствовать осуществлению инвариантных форм образования (познанию, переживанию, оцениванию).
Рис. 12. Встраивание логико-смысловых моделей в биплан учебной познавательной деятельности Fig. 12. Line-up of logic-semantic models of an educational cognitive activity
biplane
Включение ЛСМ во внешний план учебной познавательной деятельности способствует более полной загрузке визуального канала восприятия учебного материала, регуляции учебной деятельности и расширению форм представления учебного материала.
Опыт экспериментальной работы с логико-смысловыми моделями в образовательных организациях привел нас к крайне дискуссионному для многих специалистов выводу: все технологии обучения можно условно разделить на две большие группы: в одной доминируют механизмы запоминания, а в другой -механизмы логической переработки знаний. Методические концепции, различные дидактические и мультимедийные средства восприятия и фиксации знаний для первой группы технологий разработаны достаточно подробно. Задача же разработки теории и технологии логической переработки знаний при поддержке визуальных средств более сложная, однако ее решение снижает угрозу архаизации образования, возникшую вследствие развития исследовательских, производственных и информационных технологий.
Результаты исследования
Координатно-матричная графическая форма реализации логико-смысловых моделей предоставила возможность вывести в дидактике новый вид визуальных средств, обеспечивающих трансляцию учебного материала одновременно по визуальному и аудиальному каналам. Проектирование и использование ЛСМ формирует ряд важнейших, базовых универсальных учебных действий и позволяет моделировать содержание учебного материала по всей вертикали образования - от начального звена до научных (диссертационных) исследований [15, 16]. Пример логико-смысловой модели «Волшебная шпаргалка» приведен на рис. 13, там же показаны логические действия, выполняемые при построении ЛСМ.
Опытно-экспериментальные работы по внедрению ЛСМ при решении различных педагогических задач проводятся Научной лабораторией дидактического дизайна Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы и Академии профессионального образования (г. Москва) [17]. С результатами исследований сотрудников лаборатории можно ознакомиться на сайте организации1.
С опорой на деятельностно-регулятивный, системно-многомерный и структурно-инвариантный подходы была разработана инвариантная структура учебного занятия, спроектированная в соответствии с социокультурными и антропокультурными основаниями (рис. 14).
1 Научная лаборатория дидактического дизайна / Scientific Laboratory didactic design [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/aHsFsr; https://goo.gl/PyrU8k.
ИСТОРИЯ J HISTORY
ВШ на память" MCS for memory"
V "
чЛ
функции/function ©
м
( i логические / logical
записки на память" notes on memory1"
(ку< О-о—o-
этимопогия
etymology
восстановление знании recovery expert isei
узелки на память ¿'Knots on memory"
"зарубки на памяти" "nottlies on memory"
< » информационные information
формы i form (К4)
'когнитивно-визуальные cognitive visual
► мнемические . mriemíc
материальные / material
виртуапьные ! virtual
лсм
«ВОЛШЕБНАЯ ШПАРГАЛКА» LSM "MAGIC ЧрНЕАТ SHEET»>
ОСНОВАНИЯ REASON
реконструкция знаний ionstrucfton knowledge*
reconslrucl проектирование знаний design Knowledge другое more J
поддержка мышления support thinking
познание*I
scientific cognition
переживание» | experience
оценивание» » assessment
првдмйГНО- *
oarïfl комитепьн дя дечтспьиоспи SUt>|«C(
study ясН Villes
KT)
ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ APPLICATION IN EDUCATION
вербально-попаческая *
деятельность verbal-log[cal activities
moflen нрующе-фиксирующвя деятельность
ibMUH t> flfCl
modeling-fining activities v*4J ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ APPLICATION TRAINING
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЛОГИКО-СМЫСЛОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:
* разделение темы на части - координаты (опора из Программы и опыт);
* ранжирование частей:
- попарное сравнение,
- заключение о приоритетности.
- размещение по часовой стрелке;
* ''грануляция" знании - выделение узловых
элементов содержания УЭС (опора на Программы и опыт); ' систематизация УЭС:
- ПОИСК основания,
- расстановка по основанию;
' расстановка УЭС (опора на опыт):
* выявление связей между УЭС:
- определение направления связи
- определение содержания связи
- определение типа связи.
- определение значимости связи:
' свертывание обозначений координат и узлов:
- выделение ключевых слов,
- подбор аббревиатур.
- подбор символов.
UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS THE LOGICAL-SEMANTIC MODELING
' division theme in part coordinates
(reliance on Programs and experience); ' ranking parts: - pairwise comparison
- the conclusion about trie priorily.
- accommodation in a clockwise direction; " "granulation," knowledge - the allocation
of nodal content from WES (reliance on Programs and experience!; ' systematize lion of WES:
- search the grounds
- placement of the base;
* placement of a WES (based on experience);
* identify the links among Ihe UES:
- determination of directions of communication.
- determination of content of communication
- de tine the type Of communication
- the evaluation of the significance of communication;
* curtailment of the signs of ihe coordinates and units:
- Keyword highlighting
- selection of abbreviations,
- selection of characters.
Рис. 13. Логико-смысловая модель «Волшебная шпаргалка» Fig. 13. Logic-semantic model «Magic cheat sheet»
Рис. 14. Структура инвариантного учебного занятия Fig. 14. The structure of an invariant learning session
Структура занятия связывает две базовые категории - «образование» и «обучение»: на макроуровне образовательный процесс развертывается в этапы познания, переживания и оценивания изучаемой темы, а на микроуровне - в этапы предметно-ознакомительной, аналитико-речевой и моделирующей видов учебной познавательной деятельности (см. рис. 7). Этапы «познание», «переживание» и «оценивание» соответствуют трем сферам освоения мира человеком: искусству, науке и морали - и соответственно трем базовым способностям образованного человека, который должен уметь познавать, переживать и оценивать окружающий мир. Логико-смысловые модели могут эффективно использоваться на каждом из этапов занятия, представленного на рис. 14.
МЕТОДОЛОГИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИКО-СМЫСЛОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ THE METHODOLOGY OF THE GRAPHICS IMPLEMENTATION THE LOGICAL-SEMANTIC MODELING
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ^ СИСТЕМНО- ИНВАРЙАНТНОСТНО-
РЕГУЛЯТИВНЫЙ МНОГОМЕРНЫЙ СТРУКТУРНЫЙ
подход подход подход
регулятивность: многомерность инвариантность:
- моделирования-. - субъектная; • социокультурная;
- навигации. - содержательная: - антропокультурная;
- эутодиалогз. - деятельности я. -энаниввая
ACTIVITY SYSTEM- IN VARIA NTN OSTI -
REGULATORY MULTIDIMENSIONAL STRUCTURAL
APPROACH APPROACH APPROACH
regularity. multldimenslanality; invariance:
- modeling; - subject; - socla-cultural;
- navigation, - meaninglul; - antropomatoryka.
- autodialogs. - activity - Knowledge.
ГРАФИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГИКО-СМЫСЛОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗНО-ПОНЯТИЙНОГО ТИПА GRAPHIC REALIZATION OF THE LOGICO-SEMANTIC MODELING IMAGERY AND CONCEPTUAL TYPE,
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКО- КОМПЬЮТЕРНЫЕ
МНОГОМЕРНАЯ ИНСТРУ МЕНТАЛЬНЫЙ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕХНОЛОГИЯ; ДИЗАЙН ТИПА «АУТОТЬЮТОР»:
- теория ЛСМ; в деятельности педагога: - субатентная структуре:
- проектирование ЛСМ; - подготовительной; - макро- и мииронэвигзцмя
- применение ЛСМ. - обучающей; в содержании и деятельности
- творческой. - инвариантные структуры
DIDACTIC деятельности.
MULTIDIMENSIONAL The DIDACTIC-
TECHNOLOGY: INSTRUMENTAL COMPUTER
- the theory ofthe LSM; DESIGN TRAINING PROGRAMS
- design LSM: In the activities TYPE "AUTOTUTOR":
- the use of LSM, of the teacher: - supagenda slruelure:
- preparatory; - macro - and micranavigalion
- training; the content and activities;
creative. - invariant structure activities.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
ЛОГИКО-СМЫСЛОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
PRACTICAL IMPLEMENTATION
THE LOGICAL-SEMANTIC MODELING
__J
Рис. 15. Развитие графической реализации логико-смыслового моделирования образно-понятийного типа Fig. 15. The development of the graphic realization of logic-semantic modeling of figurative and conceptual type
Обсуждение и заключения
Обозначенная в начале работы цель - поиск графической формы реализации логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке, достигнута:
• координатно-матричная графика логико-смысловых моделей обеспечивает визуальное и логическое удобство при восприятии и оперировании;
• логико-смысловые модели универсальны и применимы по всей матрице образования в координатах «уровни образования» и ««учебные предметы»;
• логико-смысловые модели многофункциональны и могут использоваться в зависимости от отображаемой ими информации в качестве опорных схем, ориентировочных основ действий, навигаторов в содержании учебного материала и т. п.;
• благодаря характеристикам логико-смысловых моделей формируется перспективное направление дидактики - инструментальная дидактика, в том числе дидактическая многомерная технология, дидактико-инструментальный дизайн и компьютерные обучающие программы типа «Аутотьютор» (рис. 15).
Рис. 16. Электронный образовательный ресурс «Обучающая программа-тьютор "SK-MODELING(LSM).l"» Fig. 16. Electronic educational resource «Educational program-tutor "SK-MODELING(LSM).l"»
Исходя из логики визуализации и преобразования текста в наглядную схематическую, семантико-сетевую и образно-понятийную формы (см. рис. 1), можно спрогнозировать расширение применения логико-
смысловых моделей в педагогической практике и информационных технологиях, использующих гипертекстовые решения1 (рис. 16) [18].
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. А. А. Остапенко
Список использованных источников
1. Субботин М. М. О логико-смысловом моделировании содержания управленческих решений // Научное управление обществом. 1980. Вып. 13. 121 с.
2. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Дидактический дизайн - инструментальный подход // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 6 (61). С. 74-87.
3. Buzan T. Use Your Head. London: BBC Books, 1974. 157 p.
4. Гурина Р. В., Соколова Е. Е. Фреймовое представление знаний. Москва: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005. 176 с. ISBN 589922-019-8.
5. Бьюзен Т. Супермышление / пер. с англ. Е. А. Самсонова. Минск: Попурри, 2003. 304 с. ISBN 985-438-994-4.
6. Бьюзен Т. Научите себя думать! Минск: Попурри, 2004. 192 с. ISBN 985-438-856-5.
7. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991.
8. Штейнберг В. Э. Многомерность как дидактическая категория // Образование и наука. 2001. № 4. С. 20-30.
9. Ворончихин Н. С., Емшанова Н. А. Орнаменты. Стили. Мотивы [Электрон. ресурс]. Ижевск: Удмуртский университет, 2004. 90 с. Режим доступа: https://goo.gl/aBp3s2) (дата обращения 24.01.2017).
10. Салтыков М. А., Казанская А. М. Основы структурной геометрии твердых тел. 3-е изд. Рязань: Рязанская обл. типография, 2013. 472 с. ISBN 978-5-91255-117-8.
11. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика: монография. Москва: Народное образование, 2002. 304 с. ISBN 5-87953-160-0.
12. Штейнберг В. Э. От логико-смыслового моделирования - к микронавигации в содержании учебного материала // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 2 (45). С. 108-17.
13. Кучеренко К. В. Теоретические основы формирования идеи челове-коразмерного образования // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 531-533.
14. Штейнберг В. Э., Бакусов Л. М., Манько Н. Н. Дидактический дизайн: когнитивно-динамический инвариант ориентации в знаниевом пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 63-72.
1 Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/QvFzSr (дата обращения 24.01.2017).
15. Штейнберг В. Э. Логико-смысловое моделирование в диссертационных исследованиях // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. № 3 (15). С. 65-73.
16. Штейнберг В. Э., Давлетов О. Б., Вахидова Л. В. и др. Электронный образовательный ресурс «Обучающая программа-тьютор DMT_DESIGM(SA).1». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016614812.
17. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Дидактический дизайн - инструментальный подход // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 1 (62). С. 50-65.
18. Штейнберг В. Э., Давлетов О. Б., Вахидова Л. В. и др. Электронная обучающая программа «ДМТ-Аутотьютор». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016662458.
References
1. Subbotin M. M. On the logical-semantic modeling of content management solutions. Nauchnoe upravlenie obshhestvom. [Scientific Management of Society]. 1980. Vol. 13. 121 p. (In Russian)
2. Tkachenko E. V., Steinberg V. E., Manko N. N. Didactic design instrumental approach. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. [Pedagogical Journal of Bashkortostan]. 2015. № 6 (61). Р. 74-87. (In Russian)
3. Buzan T. Use Your Head. London: BBC Books, 1974. 157 p. (Translated from English)
4. Gurina R. V., Sokolova E. E. Frejmovoe predstavlenie znanij. [Frame-based knowledge representation]. Moscow: Narodnoe obrazovanie; NII shkol'nyh teh-nologij. [Public Education. Research Institute of School Technologies]. 2005. 176 p. ISBN 5-89922-019-8. (In Russian)
5. Buzan T. Supermyshlenie. [Super thinking]. Minsk: Publishing House Potpourri, 2003. 304 p. ISBN 985-438-994-4. (In Russian)
6. Busan T. Nauchite sebja dumat'! [Teach yourself to think!]. Minsk: Publishing House Potpourri, 2004. 192 p. ISBN 985-438-856-5. (In Russian)
7. Verbitsky A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj pod-hod. [Active learning in higher school: Contextual approach]. Moscow: Publishing House Vysshaja shkola, 1991. (In Russian)
8 Steinberg V. E. Multidimensionality as a didactic category. Obrazovanie i nauka. [The Education and Science Journal]. 2001. № 4. Р. 20-30. (In Russian)
9. Voronchihin N. S., Emshanova N. A. Ornamenty. Stili. Motivy. [Ornaments. Styles. Motives]. Izhevsk: Udmurtskij universitet. [Udmurtia University]. 2004. 90 p. Available at: https://goo.gl/aBp3s2) (Accessed 24 January 2017). (In Russian)
10. Saltykov M. A., Kazanskaya A. M. Osnovy strukturnoj geometrii tverdyh tel. [Fundamentals of structural geometry of solids]. 3rd edition. Ryazan: Rja-zanskaja obl. Tipografija. [Ryazan Region Printing House]. 2013. 472 p. ISBN 9785-91255-117-8. (In Russian)
11. Steinberg V. E. Didakticheskie mnogomernye instrumenty: teorija, me-todika, praktika. [Didactic multi-dimentional tools: Theory, methodology, practice]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2002. 304 p. ISBN 5-87953-160-0. (In Russian)
12. Steinberg V. E. From the logical-semantic modeling to micro-navigation in the content of educational material. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. [Pedagogical Journal of Bashkortostan]. 2013. № 2 (45). Р. 108-117. (In Russian)
13. Kucherenko K. V. Theoretical foundations of forming ideas of human education. Molodoj uchenyj. [Young Scientist]. 2015. № 2. P. 531-533. (In Russian)
14. Shteinberg V. E., Bakusov L. M., Manko N. N. Didactic design: cognitive dynamic invariant orientation in knowledge space. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. [Siberian Pedagogical Journal]. 2010. № 5. Р. 63-72. (In Russian)
15. Steinberg V. E. Logic-semantic modeling in the dissertation studies. Gu-manitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. [Humanities and Education in Siberia]. 2014. № 3 (15). Р. 65-73. (In Russian)
16. Shteinberg V. E., Davletov O. B., Vahidova L. V., etc. Jelektronnyj obra-zovatel'nyj resurs «Obuchajushhaja programma-t'jutor DMT_DESIGM(SA).1». [Electronic educational resource «Educational program-tutor DMT_DE-SIGM(SA).1»]. Svidetel'stvo o gosu-darstvennoj registracii programmy dlja JeVM № 2016614812. [The Certificate on the state registration of computer programs № 2016614812]. (In Russian)
17. Tkachenko E. V., Steinberg V. E., Manko N. N. Didactic design instrumental approach. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. [Pedagogical Journal of Bashkortostan]. 2016. № 1 (62). P. 50-65. (In Russian)
18. Shteinberg V. E., Davletov O. B., Vahidova L. V., etc. Jelektronnaja obuchajushhaja programma «DMT-Autot'jutor». [E-learning program «DMT-Auto-tutor»]. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlja JeVM № 2016662458. [The certificate on the state registration of computer programs № 2016662458]. (In Russian)
Статья поступила в редакцию 10.09.2016; принята в печать 15.01.2017.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Об авторах:
Штейнберг Валерий Эмануилович - доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор; РИНЦ: SPIN-код 2417-9884; AuthorID: 178975; ORCID.ORG: 0000-0003-2032-8524; главный специалист управления научной работы и международных связей Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Уфа (Россия). E-mail: [email protected]
Мустаев Алмаз Флюрович - кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по учебной работе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Уфа (Россия). E-mail: [email protected]
Received: 10.09.2016; accepted for printing: 15.01.2017.
The authors have read and approved the final manuscript.
About the authors:
Valery E. Steinberg - Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Technical Sciences, Professor; Russian Science Citation Index: SPIN code 2417-9884; AuthorID: 178975; ORCID.ORG: 0000-0003-2032-8524; Chief Specialist of Scientific Work and International Relations Management, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa (Russia). E-mail: [email protected]
Almaz F. Mustayev - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Vice Rector for Academic Affairs, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa (Russia). E-mail: [email protected]