Научная статья на тему 'Градостроительный кодекс и современное территориальное планирование Российской Федерации'

Градостроительный кодекс и современное территориальное планирование Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Римшин В. И., Бикбов Р. Х., Сушков В. Ф., Шубин Л. И., Омельченко Е. А.

В статье анализируется принятый недавно Градостроительный кодекс Российской Федерацииправовое содержание норм, регламентирующих рассмотрение и утверждение документов в органах исполнительной власти. Сравниваются некоторые нормы старой и новой редакций кодекса. Вносятся предложения по уточнению статей, касающихся территориального планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Римшин В. И., Бикбов Р. Х., Сушков В. Ф., Шубин Л. И., Омельченко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градостроительный кодекс и современное территориальное планирование Российской Федерации»

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС И СОВРЕМЕННОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. И. Римшин, Р. Х. Бикбов, В. Ф. Сушков, Л. И. Шубин, Е. А. Омельченко

В статье анализируется принятый недавно Градостроительный кодекс Российской Федерации — правовое содержание норм, регламентирующих рассмотрение и утверждение документов в органах исполнительной власти. Сравниваются некоторые нормы старой и новой редакций кодекса. Вносятся предложения по уточнению статей, касающихся территориального планирования.

Подготовка проектов схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования субъектов РФ, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования Российской Федерации, а также порядок внесения изменений в них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями Закона РФ «О государственной тайне» сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов входят в перечень сведений, составляющих государственную тайну. Поэтому состав, порядок подготовки, порядок согласования проектов схем территориального планирования Российской Федерации, включающих карты (схемы) планируемого размещения объектов обороны и безопасности, порядок внесения изменений в такие документы, особенности их опубликования устанавливаются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области обороны и законодатель-

ства Российской Федерации о государственной тайне. Проекты схем территориального планирования Российской Федерации до их утверждения согласовываются с органами государственной власти субъектов РФ.

Заметим, что нормы о согласовании указанных проектов, установленные в Градостроительном кодексе, на наш взгляд, не вполне удачно сформулированы. В соответствии с ч. 4 ст. 11 Градостроительного кодекса проекты схем территориального планирования Российской Федерации до их утверждения подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном ст. 12 Градостроительного кодекса. В соответствии же с ч. 1 ст. 12 Градостроительного кодекса проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ в случаях, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии с документами территориального планирования субъекта РФ планируемых границ земель сельскохозяйственного назначения, границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на

окружающую среду на территории субъекта РФ. Иные вопросы не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования Российской Федерации.

Разница в правовом содержании приведенных норм очевидна.

В первом случае речь идет об обязательном согласовании проектов схем территориального планирования Российской Федерации. Во втором случае эти проекты подлежат согласованию лишь при вышеуказанных условиях. В первом случае согласующими субъектами являются «заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации», во втором — «высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации».

Часть 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что в субъекте РФ существует система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Поэтому к «заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации» могут относиться, например, органы, отвечающие за формирование градостроительной политики в субъекте РФ, или органы, предметом ведения которых являются те сферы деятельности, в области которых осуществляется подготовка проекта схемы территориального планирования на федеральном уровне. Например, проект схемы территориального планирования в области использования и охраны лесного фонда Российской Федерации мог бы согласовываться с министерствами (департаментами, управлениями) лесных ресурсов субъектов РФ. Таким образом, содержание понятия «заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации» отличается от содержания понятия «высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации».

В Градостроительный кодекс не включено поручение Правительству РФ разработать

порядок согласования проектов схем территориального планирования Российской Федерации с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Если закон истолковать буквально, получится, что согласовывать указанные проекты могут только высшие органы исполнительной власти субъектов РФ (в установленных Градостроительным кодексом случаях) и органы местного самоуправления (об этом ниже).

Прежний Градостроительный кодекс четко определял, что проекты Генеральной схемы и консолидированных схем разрабатываются и согласовываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В свою очередь и в Основных требованиях к разработке и согласованию Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, и в Основных требованиях к разработке и согласованию консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования указано, что названные проекты документов должны были согласовываться с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями по вопросам, входящим в их компетенцию.

В новом Градостроительном кодексе о согласовании проектов схем территориального планирования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти говорится только применительно к документам территориального планирования, включающим карты (схемы) планируемого размещения объектов обороны и безопасности.

В то же время сложно представить ситуацию, при которой разработанный одним из федеральных органов исполнительной власти документ не проходил бы процедуры согласования с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, необходимо вносить изменения в Градостроительный кодекс, дополняя ч. 12 ст. 11 нормой об установлении Правительством Российской Федерации порядка согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации. Если же эта норма будет реализована по умолчанию непосредственно в документе Правительства

Российской Федерации, которым установятся состав, порядок подготовки и порядок внесения изменений в указанный проект, формально это станет нарушением положения Градостроительного кодекса.

По нашему мнению, в Градостроительный кодекс необходимо внести изменения, уточняющие порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации. Согласовывать проекты схем территориального планирования Российской Федерации необходимо в высших органах исполнительной власти субъекта РФ (при обстоятельствах, перечисленных выше) и органах местного самоуправления. Срок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня его направления на согласование в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, применительно к территориям которых подготовлен проект такой схемы территориального планирования, или на территории которых может оказать негативное воздействие планируемый для размещения объект капитального строительства федерального значения.

Непоступление от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в установленный срок сводного заключения на указанный выше проект рассматривается как согласие названного органа государственной власти субъекта РФ с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ направляет проект схемы территориального планирования Российской Федерации в органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлен этот проект.

Органы местного самоуправления рассматривают проект схемы территориального планирования Российской Федерации в части учета в предложениях, содержащихся в указанном проекте, положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования муниципальных образований, учета правил землепользования и застройки, предложений об изменении границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях муниципальных образований.

Максимальный срок рассмотрения проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и подготовки заключений на него органами местного самоуправления не может превышать 30 дней со дня получения проекта. При непоступлении заключений органов местного самоуправления в установленный срок проект схемы территориального планирования Российской Федерации считается согласованным с этими органами.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании заключений органов местного самоуправления готовит сводное заключение на проект схемы территориального планирования Российской Федерации, которое может содержать положение о согласии (несогласии) с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации с обоснованием принятого решения.

Если один или несколько субъектов РФ представят сводные заключения, содержащие положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации с обоснованием принятого решения, в течение 30 дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимается решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать трех месяцев.

По результатам работы согласительная комиссия представляет:

1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и подготовленный для утверждения проект схемы территориального планирования Российской Федерации с внесенными в него изменениями. Эти материалы могут содержать предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования Российской Федерации материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте (схеме) в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); план

согласования указанных в п. 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования Российской Федерации путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) по несогласованным вопросам.

На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, принимается решение об утверждении схемы территориального планирования РФ или отклонении проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и направлении его на доработку.

Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При наличии материалов по несогласованным вопросам Правительство Российской Федерации может утвердить схему территориального планирования Российской Федерации, предусматривающую размещение объектов капитального строительства федерального значения.

Схемы территориального планирования Российской Федерации, включающие карты (схемы) планируемого размещения объектов обороны и безопасности, утверждаются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области обороны и законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Одновременно с процессом согласования проект схемы территориального планирования Российской Федерации выносится на общественное обсуждение. Градостроительный кодекс предусматривает, что указанный проект подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации. Опубликование осуществляется не менее чем за три месяца до его утверждения. Кроме того, проект схемы территориального планирования Российской Федерации может размещаться на официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети Интернет.

Опубликованию подлежат проекты положений о территориальном планировании и

Поступила ¡6.10.08.

проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), содержащиеся в схеме территориального планирования. Заинтересованные лица вправе представить предложения по опубликованным проектам. После утверждения схемы территориального планирования Российской Федерации подлежат опубликованию в установленном порядке.

В течение трех дней со дня их утверждения указанные схемы направляются в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых они подготовлены.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схем территориального планирования Российской Федерации, вправе оспорить схемы территориального планирования Российской Федерации в судебном порядке.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации.

В течение трех месяцев со дня утверждения такой схемы Правительство Российской Федерации подготавливает и утверждает план реализации схемы территориального планирования Российской Федерации. В нем содержатся следующие сведения:

1) сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения, на основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов;

2) сроки подготовки проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства федерального значения;

3) финансово-экономическое обоснование реализации схемы территориального планирования Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.