Научная статья на тему 'Градообразующая миссия университета'

Градообразующая миссия университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градообразующая миссия университета»

© 2007 г. А.И. Конкин

ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Город, по удачному выражению Л. Мамфорда, является «символом возможностей». Действительно крупный город - это не только узел разнообразных проблем и противоречий, но и место, в котором достигнуто более высокое качество жизни (здесь, как показывают разнообразные исследования, выше, чем в малых и средних городах, продолжительность жизни и ниже детская смертность, более квалифицированная медицинская помощь, шире возможности получить образование и найти работу, большие заработки, комфорт и т.д.). Это обстоятельство является неиссякаемым источником притяжения к городу все новых потоков людей. Он не только формирует особый, городской образ жизни, но выстраивает новую систему ценностей, способствуя разрушению традиционных укладов. Насыщенность и разнообразность жизни, привлекательность перспектив, открывающихся перед человеком в городе, сопряжены со столь же разнообразными соблазнами и опасностями, распространяющимися не только на отдельного индивида, но и на общество в целом. Так, для российского общества опасно снижение рождаемости, которое фиксируется прежде всего в городах. Однако ведущей тенденцией современного мирового развития выступает бурный рост городского населения. В начале XIX в. в мире проживал один миллиард человек и в городах - 9 % населения. Оптимальная мировая урбанизированность не отличалась резко от региональной: в городах наиболее развитых стран сососредоточивалось в среднем 10,8 % и развивающихся - 8 % населения [1]. Эти расчеты П. Бэрока являются самыми высокими, у других исследователей они несколько ниже. Так, по данным Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в 1800 г. только 2 % населения мира проживало в городских поселениях, в 1950 г. - 30 %, в 2000 г. - 47, к 2008 г. ожидается 50, а к 2030 г. - 60 % [2].

Следует отметить, что уже сам факт роста городского населения обязывает более пристально посмотреть на его качественный состав не только с демографической, экономической, социологической позиций, но и с точки зрения культурологии, которая предполагает выявление систем значений и ценностей, выступающих двигательными мотивами, побуждающими людей действовать определенным образом. С этой точки зрения интересно рассмотреть не только уже существующие возможности, которыми располагает город

для полноценной самореализации людей, но и сам процесс и результат создания важнейших элементов культуры, к числу которых, без сомнения, принадлежит университет как феномен городской жизни.

Возможности, которые предоставляет город, складываются не просто из арифметической суммы совокупных усилий горожан, а являются результатом эффективного выполнения разнообразных градообразующих и градообслуживаю-щих функций. К числу важнейших градообразующих функций (т.е. таких видов деятельности, которые направлены на выполнение задач города в масштабе региона или страны) относятся административно-политическая и военная деятельность, промышленность, наука, образование, торговля, транспорт, отдых. В процессе исторического развития по мере концентрации в городах определенных видов деятельности градообразующие функции города усложняются и конкретизируются. Крупный город совмещает несколько функций, т.е. является полифункциональным; малый, как правило, монофункционален. И образ города, который складывается у его жителей, гостей, современников и потомков, и архитектурно-планировочная структура всегда были обусловлены его функциями. Из всех градообразующих функций обратим внимание на осуществление образовательной. Исторически город стал центром производства, аккумуляции и трансляции знаний не только в данной местности, но и за ее пределами. Именно в городе концентрируются учебные и исследовательские центры, соответствующие его экономической, политической, культурной значимости в региональном или международном масштабах. В современных условиях эта функция производства и трансляции знаний получила еще одно содержание, поскольку знания трансформируются в новые технологии, способствуя структурным сдвигам в экономике города и превращая его тем самым в экспортера не только материальных продуктов, но и новых идей и технологий.

Как видим, функция города как образовательного центра разнообразна по своему содержанию. Нас в данном случае интересует ее реализация в виде создания университетов. Актуальность такой постановки вопроса связана с тем, что именно университет является центром воспроизводства интеллектуального потенциала страны. Конечно, университет не есть единственная организация по производству и распро-

странению знаний: существуют образовательные учреждения других уровней, а также научно-исследовательские институты и организации культуры, также генерирующие новые знания в соответствующих областях. Однако университет находится в центре этого процесса, создавая интеллектуальную элиту, формируя власть интеллектуалов и влияя тем самым на культурную ситуацию в целом. Вместе с тем, как известно, и власть, и богатство, и знания ни в одном обществе не распределяются равномерно. Поэтому важно проследить «близкую дистанцию», т.е. непосредственное влияние университета, самого факта его нахождения в определенном месте на город, где он существует. Ведь конкретные конфигурации города, имеющего университет, отличают его от города, не имеющего университета. Более того, такие университеты, как Кембриджский и Оксфордский, определили судьбу своих городов. Например, сейчас в Кембриджском университете находится 31 колледж, библиотека, издательство, ботанический сад, 8 музеев, церкви, главная в городе больница. Поэтому можно сказать, что не университет находится в городе, а город является дополнением к университету; 15 тыс. студентов Кембриджского университета составляют пятую часть населения города. В современной Саламанке во время учебного года из 180 тыс. жителей почти треть составляют студенты. Такую же часть населения составляют студенты Гедельберга.

О возникновении и истории университетов, их уставах, особенностях университетского образования написано много интереснейших книг и статей. На этом фоне предложенный нами ракурс рассмотрения, тем не менее, не является хорошо освоенным, поскольку ни влияние университета на качество городского населения, ни детерминация культуры города развитием университетов, ни диалектика открытости-закрытости студенческой жизни по отношению к жизни городской не стала еще предметом систематического изучения.

Прежде всего нет единства мнений по такому, казалось бы, хорошо фиксируемому факту, как время возникновения первого университета. Наиболее распространенным является список городов, где были созданы первые университеты: Болонья - в 1119 г., Равенна - 1110-1130 гг., Монпелье - 1137, Париж - 1200, Виченца - 1203, Кембридж - 1209, Оксфорд - 1214, Ареццо -1215, Саламанка - 1218, Падуя - 1222, Неаполь -1224, Сиена - 1246, Рим - в папской курии -1244-1245, Пиза - 1346, Прага - 1348, Краков -1364, Гейдельберг - 1386, Вильнюс - 1579. Однако на первенство претендуют еще несколько учебных заведений: например, медресе Карауин в Марокко (не следует забывать, что медресе в

мусульманском мире занимали ту же самую нишу, что и университеты в западном обществе), основанное в 859 г.; Салернский университет (поскольку еще в Х в. здесь существовала са-лернская медицинская школа, названная летописцами «исконною» и «знаменитою» [3] (с XIV в. Салернский университет клонится к упадку).

Университеты начинают возникать в XII в. Они совершили настоящий переворот как в повседневной, так и в духовной жизни европейцев. «Университетская культура в течение некоторого времени определяла духовное развитие средневекового общества, аккумулируя все его наиболее характерные достижения и развивая их дальше. В XШ-XVI вв. университеты превратились в интеллектуальные центры Западной Европы. Эта позиция прекрасно осознавалась современниками, называвшими Университет „стражем христианства", „рекой, питающей мир"» [4].

Университеты возникли под влиянием потребностей растущих средневековых городов и крепнувших государств, нуждавшихся в образованных людях: судьях, чиновниках, врачах, учителях. «Франция уже в Х11-Х111 вв. была покрыта густой сетью городов - крупных, средних и мелких ... В этот период они стали значимой экономической и политической силой» [5, с. 78]. Естественно, что в Париже возникает один из первых университетов Европы, датой основания которого считается 1200 г. - когда Парижскому университету грамотой короля Филиппа II Августа была дарована независимость от светских властей.

Довольно хорошо организованные учебные центры - зародыши университетов - существовали во многих городах, однако возникновение и развитие университетов, этих признанных центров учености, имевших особые права присваивать ученые степени, этих учебных заведений, куда будут стекаться массы студентов, независимо от репутации того или иного преподавателя, начнется в конце XII - начале XIII в. Роль университетов особенно значима, поскольку в ту эпоху книг было немного; только в университете можно было учиться. В XIV-XV столетиях Парижский университет пользовался значительным влиянием; количество студентов доходило иногда до 30 тыс. чел., в Болонье - до 20 тыс. студентов [6]. В Саламанке в 1566/67 учебном году количе -ство студентов достигло 7 863 чел. Для времени, когда все население Мадрида составляло 11 тыс., а Парижа 50 тыс. - беспрецедентно высокие цифры.

Средневековый университет (ишуега1а8) вырастает на основе школы в начале XIII в. Но если образцом для средневековых школ выступали античные аналоги, то университет (как корпоративная формация, свободная ассоциация учени-

ков и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами и т. д.) такого прототипа не имел. Париж явился моделью организации, на которую в большей или меньшей степени ориентировались другие университеты. Сам термин «университет» первоначально не обозначал центр обучения, а указывал на корпоративную ассоциацию определенных лиц. В Париже преобладал «университас магистрооум эт сколарум», объединенная корпорация магистров и студентов. Особым превосходством в XII в. отмечена кафедральная школа Нотр-Дам, собиравшая под свою сень студентов со всех концов Европы и ставшая вскоре объектом внимания римской курии. Отличительной особенностью первых университетов стала их автономность, обеспечиваемая ловкими маневрами между королем и церковью.

Конечно, средневековые университеты отличались от университетов последующих исторических периодов, однако для университета в целом как культурной формы вплоть до ХХ в. была характерна автономность, наличие особых прав не только для самих членов, но и их домочадцев, слуг, для нанятых людей, а также высокий статус преподавателей: «Социальный статус „схоласта", „коллеги" (члена колледжа), несмотря на ряд связанных с его профессией ограничений, воспринимался современниками как высший из возможных статусов для „лишних людей" Европы (младших сыновей, незаконнорожденных и т.п.)» [7, с. 440].

Следует отметить такую интересную подробность университетской жизни, как академический целибат. М.К. Петров отмечает: «Долгое время после реформации Оксфорд и Кембридж оставались церковными институтами. Они требовали от всех своих членов соблюдения установленных церковью правил и готовили многих из них к духовной карьере... Бросающимся в глаза и самоочевидным свидетельством этой преемственности церковной функции был, конечно, целибат, обет безбрачия, налагаемый на членов колледжа, которые до XIX в. были обязаны подчиняться этому обету до тех пор, пока состояли в колледже. Вообще-то говоря, академический целибат во многих странах продержался значительно больше церковного. В Англии, например, он был упразднен только парламентским актом 1854 г., но и после этого к академическому браку долгое время относились отрицательно. Еще в 20-х гг. нашего столетия мастер (глава) одного из колледжей Оксфорда, хотя он и не мог запретить коллеге жениться, выразил свое неудовольствие тем, что несколько лет не разговаривал с ним» [8].

Университет как принципиально новое явление общественной и интеллектуальной жизни Западной Европы возникает в непосредственной связи с урбанизацией, оказывая на развитие городов существенное влияние. Влияние университета на состав городского населения проявилось с самого начала его возникновения. Так, в Парижский университет стекались студенты и преподаватели всех сословий. Университетское общество в определенной мере игнорировало сословные различия, образовав университетское сообщество - совокупность гетерогенных социальных элементов, объединенных в союз. Статус студента определялся не сословным происхождением, а зависел от наработанного культурного багажа. В последующие эпохи университет обретает аристократические черты, но средневековый изначально был «народным», в том смысле, что дети крестьян и ремесленников могли стать студентами благодаря системе привилегий (низким ценам за обучение и бесплатному жилью). Появился новый смысл понятия «благородства» и «образованности» в значении аристократизма ума и поведения, тонкости духовной жизни и утонченности вкуса. Парижский университет составили в то время 7 тыс. преподавателей и студентов, а также книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента, перьев, чернильного порошка, аптекари и т.д. (т.е. почти половина населения Парижа того времени). Университет обладал самоуправлением: имел выборных руководителей и собственный суд. Интересно, что в некоторых городах университетскому суду подвергались не только студенты и преподаватели, но и все приезжие: «В 1158 г. Фридрих I торжественно дал согласие предоставить отныне всем, явившимся в Болонью, следующие льготы: 1. Свободно путешествовать по всем странам под эгидою его авторитета, без необходимости поэтому подвергаться всевозможным неприятностям, испытываемым иностранцами. 2. Подлежать в городе исключительно суду профессоров или епископа» [8].

Таким образом, уже в конце XII или начале XIII в. пользовавшиеся европейской известностью университетские корпорации в Париже и Болонье получили ряд привилегий. Болонский университет был главным центром изучения римского права. Он возник на основе городской светской школы - знаменитой уже с конца XI в. школы «глоссаторов», ведущие представители которой впервые стали изучать римское право как целостную систему и разработали новые приемы толкования правовых норм. Мнение бо-лонских «глоссаторов» имело общепризнанный авторитет во всех судах, где применялось римское право. Болонские юристы пользовались особым

покровительством со стороны и императорской, и папской власти, даровавших им целый ряд важных привилегий и оказывавших постоянную поддержку и защиту от притеснений со стороны муниципалитета. Кроме того, университет получал материальную помощь из средств церкви: преподавателям предоставлялись бенефиции и доходы с церковного имущества, студентам - общежития. В начале XIII в. в Болонью со всех концов Европы собиралось до десяти тысяч слушателей ежегодно. Именно они первыми создали для защиты своих интересов студенческие конфедерации и братства. Им даже удалось на время добиться решающего влияния и подчинить власти избранного из своей среды ректора всех преподавателей. В конце XIV в. университетская корпорация стала объединять и преподавателей, и студентов.

К концу XV в. во Франции было 15 университетов. Они сыграли огромную роль в развитии философии и науки во Франции. «Труды университетских профессоров по математике, астрономии, физике, медицине служили подъему рационалистической мысли. Рост школ, университетов, огромное число дошедших до нас рукописных книг XV в., а после 1470г. - и печатных, свидетельствуют как о расширении слоя образованных людей, так и о значительном распространении грамотности, в первую очередь среди городского населения. Но школы были также и в деревнях. они давали части крестьянства начатки грамоты... Во Франции в конце XVIII в., накануне 1789 г., было более 47 % грамотных мужчин и около 27 % грамотных женщин, что привело к весьма развитому книгопечатанию. И если правительство боролось со смелой мыслью, отправляя писателей в Бастилию и сжигая их книги на кострах, то это вызывало лишь расцвет торговли потаенной книгой, печатавшейся в типографиях Голландии, Женевы или Авиньона и контрабандой проникавшей во Францию. Поэтому, по свидетельству современников, книги просветителей были у всех на руках» [5, с. 114, 149, 311].

Свои корпоративные права университетам приходилось отстаивать в многолетней борьбе то с местными городскими властями, то с королевской властью, то с капитулом собора, опираясь при этом на помощь пап. Повседневная жизнь рождала множество поводов для столкновений, нередко заканчивавшихся для студентов весьма прискорбно. Н. Сперанский приводит описание одного из таких случаев: «У могущественного аббатства Сен-Жермен-де-Пре шли вечные пререкания с университетом из-за прилегавшего к монастырю угодья Пре-о-Клер, где студенты проводили все свое свободное время. В 1278 г. отношения этих двух корпораций настолько обострились, что дело дошло до кровавого столкно-

вения. Рассерженные жалобой в суд, которую подал на них университет за возведение ими новых построек, монахи решились основательно проучить своих назойливых соседей. 13 мая студентам дана была «рекреация», и они, ничего не подозревая, по обычаю отправились гулять кругом монастырских стен. Вдруг в монастыре забили в набат, заиграли сбор и сбежавшиеся на этот призыв вооруженные вассалы аббатства с обнаженными мечами ринулись на студентов, крича: «Смерть, смерть клирикам!» Студенты пустились было бежать обратно в Париж, но предусмотрительные монахи заняли все трое ближайших городских ворот и перехватывали там беглецов. Студентов ловили, били и секли до полусмерти, а потом кидали в монастырскую тюрьму. Множество студентов получило при этом тяжкие увечья, и двое из них через несколько дней скончались от полученных ран... Филипп III стал решительно на сторону студентов, и властям аббатства пришлось поплатиться за свое самоуправство» [9].

В России первый университет (Академический) появляется в С.-Петербурге в 1735 г. и в Москве в 1755 г. Н.И. Костомаров писал: «Высшим образовательным заведением была Академия наук, при которой с 1735 года заведен был семинарий для тридцати пяти юношей шляхетского звания, и, кроме того, велено было из Московского училищного монастыря присылать туда молодых людей для обучения наукам» [10]. Для юга России большим событием было открытие университета, эвакуированного из Варшавы в 1915 г. В Ростов-на-Дону прибыли вся профессура, 724 студента, а также студентки Высших женских курсов и Женского медицинского института. Через несколько месяцев в состав студентов влилось 1245 ростовцев [11]. Появление в Ростове-на-Дону университета имело огромное значение для развития города. Еще большее значение имеет созданный в 2006 г. Южный федеральный университет, который призван увязать воедино интересы личности по получению современных знаний и интересы общества по подготовке специалистов, способных эффективно трудиться в приоритетных направлениях науки и техники.

Появление университетов в XII в. и их развитие в Европе можно рассматривать как акт, ограниченный определенным хронологическим периодом (некоторые из открывшихся университетов теряли под влиянием различных обстоятельств свое значение). Но можно рассматривать рождение университета и как начало потока преемственных изменений, повлиявших не только на систему образования и европейскую культуру в целом, но и на развитие городов. Для любого исторического периода развития университета его

существование означало для города увеличение количества образованных людей, приток потребителей градообслуживающих функций, перспективу для появления научных учреждений и новых предприятий. Наконец, университет - это один из институтов, к которому сохраняется доверие населения на фоне общего кризиса доверия ко многим социальным институтам современного общества.

Литература

1. См.: Bairoch P. Cities and Economic Development. From Dawn of History to the Present. Chicago, 1988. P. 495.

2. См.: Демоскоп Weekly. 2001. № 33-34. 10-23 сент. // http://www.demoscope.ru/weekly/033/tema07.php

Южный федеральный университет

3. Тарле Е.В. История Италии в средние века. СПб., 1901. С.189.

4. Культура и искусство западно-европейского средневековья. М., 1981. С.55.

5. История Франции: В 3 т. Т. 1. М., 1972.

6. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М., 1987. С. 16, 270-271.

7. Петров М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. М., 2004.

8. Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронеж, 1973. С. 56.

9. Сперанский Н. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. М., 1896. С. 142-143.

10. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2006. С. 911.

11. См.: Вареник В.И. Ростовъ и ростовцы. Ростов н/Д, 2005.

14 марта 2007 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.