92
НА ДОСУГЕ
"Т^ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
■UV имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Учись так, как будто тебе суждено жить вечно; живи так, как будто ты должен умереть завтра.
Эдмунд Абингдонский
ПЕРВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
рудно сейчас представить, но в эпоху Средневековья именно универси-
теты были важнейшим, а порой единственным источником информации.
Любая информация обладает скрытой властью. Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной.
Что представлял собой средневековый университет? Прежде всего он, безусловно, был моделью именно западноевропейской цивилизации. Конечно же, традиции таких учебных заведений древности, как Философская школа в Афинах (IV в. до н.э.), Школа права в Бейруте (III—VI вв.), оказали свое влияние. Организация и программа отдельных курсов периода V—XV вв. напоминают программы ранних учебных заведений.
Структурно университет Средневековья не так уж и отличался от современных университетов, другой вопрос, что количество изучаемых дисциплин было значительно меньше нынешних, но этот факт объясняется временем. По одним свидетельствам, модель университета составляли четыре факультета — юридический, медицинский, богословский, артистический. По другим — пять, включая философский. Интересно, что к учебе приступали с особого, как бы подготовительного, факультета, где преподавались известные «семь свободных искусств» — Septem Artes Liberales (лат.) — грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Факультет этот назывался «артистический». По прошествии стольких веков мы уже не узнаем, почему в арифметике, геометрии, астрономии люди Средневековья видели элементы артистизма, поэтому примем это просто за факт. На артистическом факультете студент обучался от 5 до 7 лет, становился сначала бакалавром, а затем — магистром искусств. Магистр имел право преподавать, но вместе с тем мог и продолжить обучение на одном из высших факультетов. Более высокой степенью, которая
в
ЕСТНИК Потапчук И. В.
УНИВЕРСИТЕТА Первые университеты эпохи Средневековья
93
имени O.E. Кутафина(МПОА)
присуждалась факультетами, была степень доктора. Возможность получения этой степени определялась условиями выполнения тех требований, которые предполагала выдача лицензии. Степень «магистр» постепенно закрепилось за профессорами артистического факультета, а «доктор» — за профессорами высших факультетов. Что характерно, в разных странах, видимо, в силу определенных традиций «магистрами» могли именоваться и те, кто получил высшую ученую степень на старшем факультете.
Процесс обучения состоял из ступеней, знания, полученные на каждой из них, оценивались строгим стандартом определенного уровня квалификации. Преподавание велось на латыни. Учитель, преподаватель назывался профессором. В качестве названия профессии произошло это слово от латинского глагола «profiteror», что означает «объясняю, преподаю». А слово «лекция» — опять-таки от латинского «lecture» и означает чтение. Действительно, средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая ее пояснениями.
Создание университетов процесс длительный, собственно, как и любой другой процесс. По предположениям историков, истоками возникновения университетов явились многочисленные «собрания» людей. Обычно в какой-то европейский город приезжал известный ученый, профессор и тысячи людей съезжались послушать его. Так, например, один из первых глоссаторов Ирнерий появился в городе Болонье на рубеже XI—XII вв., где возникла Школа юридических знаний, которая превратилась впоследствии в Болонский университет. Точно так же другой итальянский город, Салерно, прославился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет, основанный в XII в., был признан основным центром богословия.
В более поздний период Средневековья, чтобы получить статус университета необходимо было иметь папскую буллу (указ) о своем создании. Указ подписывался папами или царствующими особами. Это давало университету привилегии и, в первую очередь, автономию — собственный суд, управление, а также право присвоения ученых степеней, студенты освобождались от воинской повинности. Профессора, студенты и служащие подчинялись только ректору университета и деканам факультетов, которые не назначались, а избирались. Если студент в чем-то провинился, городские власти могли обратиться к руководителям университета всего лишь с просьбой о наказании провинившегося.
Студент непременно должен был посещать лекции — дневные (ординарные) и вечерние (экстраординарные). Кроме того, интересным моментом описываемого периода были диспуты. Обычно магистр обозначал какую-то тему, а бакалавр — вел дискуссию, он отвечал на вопросы, давал пояснения к выступлениям. Скорее всего, организация и проведение диспутов входило в программу обучения, что позволяло развивать логику мышления, ораторские способности, языковое мышление и прочие навыки.
Наиболее известными университетами Средневековья считаются университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда.
И. В. Потапчук,
директор Издательского центра Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
94
НА ДОСУГЕ
"Т^ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
шИ^ имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
БОЛОНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ1
Точная дата основания Болонского университета являлась долгое время предметом споров и точно не выяснена до сих пор. Но официально принято считать годом основания Университета 1088 г. именно тогда Ирнерий начал читать публичные лекции.
Болонский университет имеет действительно интересную историю становления и развития. В отличие от иных старинных университетов, наибольшую власть в Болонском университете в Средние века имели студенты: они давали пожертвования для содержания лекторов (слово «зарплаты» здесь было бы неуместно, так как пожертвования не имели фиксированного размера и были необязательны), увольняли и нанимали профессоров, даже штрафовали их, если те не закончили курс вовремя или ушли с занятий раньше положенного. Еще одним отличием от остальных университетов является тот факт, что женщины не ограничивались ни в процессе обучения, ни в процессе преподавания — уже в XII в. Бетиссия Гоцадини читала лекции по римскому праву студентам, причем делала это всегда на свежем воздухе, в скверах и парках на территории Университета, а не в лекционных залах. Далее, в середине XIII в. Университет претерпел смену власти, так как муниципальное управление Болоньи отменило студенческие пожертвования и фактически подчинило профессорский состав себе. Профессора были втянуты в политические распри, которые, впрочем, закончились к XIV в., и Университет продолжил свой чисто академический путь. На протяжении последующих веков Болонский университет привлекал множество светлейших умов Европы - Парацельса, Данте Алигьери, Николая Коперника, Альбрехта Дюрера, Луиджи Гальвани и других.
иР1_: https://www.unipage.net/ru/company_news (дата обращения: 08.09.2016)
в
ЕСТНИК Потапчук И. В.
УНИВЕРСИТЕТА Первые университеты эпохи Средневековья
95
имени О.Е. Кутафина(МПОА)
ПАРИЖСКИМ УНИВЕРСИТЕТ2
Парижский университет «Сорбонна» (Universite de Paris) — это самое старое и знаменитое государственное высшее учебное заведение Франции, в котором предоставляется высшее образование на бесплатной основе.
История Университета начинается с 1253 года, когда церковные колледжи, находившиеся на левом берегу Сены, что неподалеку от Собора Парижской Богоматери, были объединены в Парижский университет.
Примерно 40 лет спустя по инициативе духовного настоятеля монарха Людовика IX Робера де Сорбонна при вузе был создан колледж, предназначенный для обучения богословию бедных студентов. Впоследствии колледж преобразовался в богословский факультет университета, который стал именоваться Сорбонной.
В 1470 году в Сорбонне открылась первая парижская типография. К этой же эпохе относится и создание богатейшей библиотеки, для которой было специально построено отдельное здание. Начиная с XVII столетия именем факультета, который быстро получил признание не только богословской, но и философской европейской мысли, стали называть и весь Парижский университет.
В XVII веке кардинал Ришелье обновил и расширил Сорбонну, однако в 1791 году, после Французской революции, она была закрыта и лишь в 1821 году Парижский университет Сорбонна возобновил свою работу.
На отрезке Х!Х—ХХ веков здания высшего учебного заведения были расширены и перестроены, и теперь учебная инфраструктура университета обладает многочисленными аудиториями-амфитеатрами, конференц-залами, лабораториями, библиотекой, двумя музеями и т.д.
В разные годы существования вуза тут работали и преподавали такие выдающиеся ученые, как Жозеф Гей-Люссак, Луи Пастер, Антуан Лавуазье, Пьер и Мария Кюри и многие другие. Не обошлось и без исторических парадоксов. Основанная как школа богословия, к середине XIX столетия Сорбонна превратилась в центр не только светского образования, но и антиклерикальной мысли.
URL: http://www.vparis.net/universitety-frantsii/parizhskij-universitet-sorbonna-universite-de-paris.html (дата обращения: 08.09.2016).
96 НА ДОСУГЕ ^ШШШШ^Ь
М имени O.E. Кутафина (МГЮА)
ОКСФОРДСКИМ УНИВЕРСИТЕТ3
Точная дата основания Оксфордского университета неизвестна, однако обучение в Оксфорде велось уже в 1096 году. Во времена раннего средневековья вокруг Оксфорда были основано несколько монастырей, таких как августинский монастырь Св. Фридесвайд (1122 г.), аббатство Осни (1129 г.), колледж светских законов церкви Св. Георгия в Замке Оксфорда. Именно с этого колледжа, основанного Робером д'Уалли и Роже д'Иври в 1074 году, вероятно, начинается настоящая история Оксфордского университета. В истории Университета XII века сохранились только несколько изолированных фактов о курсах лекций, проведенных самыми известными английскими религиозными мыслителями того времени. Среди них были Роберт Паллен, Робер де Чесни, Зэоболдус Стэмпенсис. Толчком к развитию университета послужил конфликт между королем Генрихом, с одной стороны, и архиепископом Беккетом и Папой римским — с другой. В результате его в 1167 году Генрих приказал всем студентам, учившимся во Франции, вернуться домой и в дальнейшем запретил выезд за границу на учебу без королевской лицензии. Многие из вернувшихся студентов продолжили обучение в Оксфорде.
В начале XIII века, Университет добился привилегированного положения в городе. Все началось с того, что в 1209 году двое студентов были повешены по обвинению в убийстве горожанки. Это привело к конфликтам между студентами и жителями города, в результате которого студенты и преподаватели были вынуждены покинуть Оксфорд. Часть из них перебралась в Кембридж и основала Кембриджский университет. Вскоре город, основным средством существования которого было обслуживание потребностей университета, почувствовал уменьшение доходов. В 1214 году с помощью папского легата было достигнуто соглашение о возвращении университета в Оксфорд. При этом студенты и преподаватели получили ощутимые привилегии в виде уменьшения арендной платы за проживание, скидок на продовольствие и другие необходимые им товары, а самогое главное, — иммунитет от местной власти. С этих пор они подчинялись только епархиальным властям. Горожане были обязаны передать духовной власти любого члена Университета, арестованного ими. Это было первым шагом к независимости Университета от города и основа неприкосновенности его членов от судов присяжных, освобождение, которое существует, хотя и в другой форме, до сих пор. В том же году был назначен первый канцлер Университета, Роберт Гроссетест (1175—1253).
Сначала студенты арендовали квартиры у горожан. В XIII веке были основаны колледжи, получившие право на владение землей. На этой земле они построили собственные здания, которые использовали не только как аудитории, но и как общежития для студентов. В течение XIII—XIV веков было основано около десяти колледжей. Колледжи Баллайол и Мертон, основанные в 1264 году, являются самыми старыми. После 1410 года студентам вообще запретили арендовать квартиры у горожан. Они должны были жить в колледжах, в примитивных студенческих общежитиях, под контролем администрации канцлера.
Во время Средневековья книги были большой роскошью, поэтому главным способом получения знаний было посещение лекций. Древние философы, такие как
3 URL: http://www.studing.od.ua/istoriya-i-sovremennost-oksfordskogo-universiteta/#ixzz4Jf9BCh4x
(дата обращения: 08.09.2016).
"Т^ЕСТНИК
# Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МПОА)
Потапчук И. В.
Первые университеты эпохи Средневековья
97
Аристотель, считались обладателями истинных знаний. На лекциях преподаватели занимались лишь комментированием античных авторов. Только в эпоху Ренессанса появилось желание получить новые знания.
Академический курс состоял из гуманитарных наук, медицины, гражданского права, церковного права и богословия. Самым большим и влиятельным было отделение гуманитарных наук. Оно включало грамматику, риторику и логику, арифметику, музыку, геометрию и астрономию. Студенты учились по трудам Аристотеля, Боэтиуса, Евклида, Донэтуса и других античных авторов. Прослушав около четырех лет лекции и принимая участие в диспутах, студент мог стать кандидатом на получение диплома бакалавра гуманитарных наук. Если его прошение было одобрено, он получал лицензию от канцлера, и мог читать лекции по избранному направлению гуманитарных наук. Между бакалариатом и получением ученой степени магистра должно было пройти не менее трех лет. В течение этого времени бакалавр продолжал участвовать в философских диспутах и посещать лекции коллег. После одобрения кандидатуры и получения лицензии, магистр становился полноправным преподавателем и имел право читать лекции и решать вопросы жизни факультета, относящиеся к его компетенции. Получивший лицензию магистра, становился членом правления факультета и должен был еще в течение двух лет читать лекции. Два года спустя он мог остаться членом правления « по желанию», и преподавать за плату. Когда он прекращал преподавание, он выходил из состава правления факультета. Много магистров гуманитарных наук достигали высоких административных должностей в своих колледжах.
Процедура получения лицензий магистра на других факультетах была подобна этой, но с некоторыми дополнениями. Для получения лицензии магистра по медицине необходимо было шесть лет заниматься изучением трудов Галена, Гиппократа и др. знаменитых медиков. Не меньше девяти лет требовалось провести, изучая Библию, для получения степени доктора на факультете Богословия.
В XIV веке университет Оксфорда достиг известности как один из лучших центров обучения. С первых лет существования Оксфорд был местом, где кипели идеологические споры. Его ученики и преподаватели создавали религиозные и политические теории, которые распространялись по стране, увлекали тысячи людей, меняли религиозные верования и политическое устройство Великобритании. В течение веков выходцы из Оксфордского университета становились ведущими политическими деятелями, знаменитыми учеными, архитекторами, писателями, определяющими культурную и общественную жизнь государства.
Вся система университетского образования Средневековья оказала очень сильное влияние на развитие западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали прогрессу в научной мысли, росту общественного самосознания и росту свободы личности.