Список литературы:
1. Автоперевозки грузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.albatroscargo.ru.
2. Third-Party Logistics Study: Results and Findings of the 2001 Sixth Annual Study / C. John Langley Jr., Gary R. Allen, Gene R. Tyndall Cap Gemini Ernst &Young Inc [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.us.cgey.com.
3. ADP Automatic Data Processing, Inc [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adp.com/corporate/es/outsourcing/index.html.
4. Голиков Е.А. Основы логистики и бизнес-логистики: монография / Е.А. Голиков, В.М. Пурлик. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993. - С. 13.
5. Бауерсокс Донналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Донналд Дж. Бауерсокс. - 2-е изд. / Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера. - М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2008. - 640 с.
GPS-МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ТРАНСПОРТНУЮ ЛОГИСТИКУ
© Толстова М.Е.*
Самарский государственный экономический университет, г. Самара
В работе рассмотрены основные тенденции рынка услуг GPS-мони-торинга транспорта, выявлены основные выгоды его применения, а также рассчитана эффективность от внедрения данной системы.
В условиях современной экономики каждая транспортная компания или организация, имеющая свой автопарк, сталкивается с проблемой контроля использования транспорта. Соответственно, возникает необходимость сокращения выявленных нецелевых расходов. Данные мероприятия на сегодняшний день носят название «спутниковый мониторинг транспорта».
На российском рынке услуга GPS-мониторинга существует сравнительно недавно. Но значение спутникового мониторинга автотранспорта для каждой успешной организации уже сейчас сложно переоценить: своевременно полученная и обработанная информация в современном, динамично меняющемся деловом мире - это деньги.
Когда перед учредителями встает проблема незаконного использования транспорта компании ее сотрудниками, возникают следующие вопросы: - Что поможет сократить непредусмотренные расходы без сокращения объемов перевозок?
* Кафедра Коммерции и сервиса.
- Каким образом оптимизировать маршрут транспорта или как выявить «левый» рейс, где действительно находился автомобиль?
- Как определить местонахождение автомобиля в интервале между посещениями конечных точек маршрута, которые отмечены в накладных?
- Как узнать реальный пробег транспорта и количество израсходованного топлива?
- Как уточнить, действительно ли автомобиль задержался ко времени прибытия, потому что стоял, например, несколько часов в пробке?
Возвести процедуру мониторинга автотранспорта на должный уровень сегодня предлагается различными способами. Современные спутниковые системы мониторинга транспорта представляют собой совокупность элементов навигации, организации и анализа автоперевозок [5]. Особенно широкое распространение вР8-мониторинг получил в корпоративном секторе. Его стали использовать сначала крупные, а затем и мелкие компании для осуществления логистических задач, для контроля над грузовыми и транспортными потоками, оптимизации работы курьерских служб и безопасности грузоперевозок.
Если говорить о выгоде, которую получит клиент, подключившись к системе мониторинга и диспетчеризации транспортных средств то, в целом, клиент сможет повысить качество транспортных услуг и объём перевозок за счёт:
- мгновенного доступа к информации о местонахождении и состоянии автотранспорта, прибытия и отправки грузов;
- оперативного реагирования на нештатные ситуации;
- рационального составления маршрутов и долгосрочного планирования перевозок;
- увеличения срока эксплуатации транспортных средств.
Повысить безопасность перевозок благодаря:
- отправке водителем тревожного сообщения в любой момент;
- оперативному контролю отклонения автомашины от заданного маршрута и выхода из заданной области;
- отслеживанию различных состояний автомашины (в том числе открытие грузового отсека), а также удаленное включение / выключение диспетчером исполнительных устройств (замки дверей, цепь зажигания).
Значительно снизить операционные затраты за счет:
- исключения нецелевого использования автотранспорта, приписок пройденного пути;
- уменьшения непроизводительного и холостого пробега;
- экономии ГСМ и других ресурсов, связанных с эксплуатацией автотранспорта;
- повышения дисциплины персонала;
- снижения аварииности;
- принятия управленческих решений на основе достоверных статистических данных.
По самым скромным оценкам, система спутникового мониторинга поможет сэкономить руководству компании, применяющую систему спутникового слежения, до 25 % затрат на автопарк [1].
Для наглядности можно просчитать реальную экономию компании, содержащей, например, парк в 10 автомобилей. В качестве примера рассмотрим машины с различным расходом топлива - КАМАЗ (средний расход = 32 л / 100 км.), Scania R560 (средний расход = 49 л / 100 км.), ГАЗ 3302 (средний расход = 15 л / 100 км.) [3], периодически выезжающие в рейс Самара-Москва (расстояние 1051 км [2]):
КАМАЗ (средний расход = 32 л /100 км).
Рассчитаем средний расход топлива на поездку 1 а/м от Самары до Москвы:
32л х1051км
х =-= 337 л
100км
Рассчитаем погрешность штатного датчика при учете топлива (13 %):
337л х 13%
100%
■ = 44 л
Погрешность при использовании системы GPS-слежения со врезным датчиком уровня топлива (ДУТ), 1,5 % погрешности:
337л х 1,5% ,
x =-= 5 л
100%
Т.о. перерасход топлива будет составлять: 44 л - 5 л = 39 л
При этом можно посчитать экономию (в руб.) с одной машины за счет использования системы GPS-слежения со врезным датчиком уровня топлива (ДУТ), средняя стоимость дизельного топлива (ДТ) составляет 25 руб./л:
39 л х 25 руб./л = 975 руб./рейс (в одном направлении)
Для парка в 10 КАМАЗов экономия транспортных издержек составит: 975 руб./рейс х 10 а/м = 9750 руб./рейс
Для сравнения можно рассмотреть экономию на топливе у грузовых машин с большим (Scania R560) и меньшим (ГАЗ 3302) расходом топлива, чем у КАМАЗа.
Scania R560 (среднийрасход= 49 л /100 км).
Средний расход топлива на поездку 1 а/м от Самары до Москвы:
x
49л х 1051мм ^
x =-= 515л
100мм
Погрешность штатного датчика при учете топлива (13 %):
515л х 13%
100%
- = 67 л
Погрешность при использовании системы GPS-слежения со врезным ДУТ, 1,5 % погрешности:
515л х 1,5% „„
x =-= 7,7 л
100%
Перерасход топлива при этом будет составлять:
67 л - 7,7 л = 59,3 л
Экономия (в рублях) с одной машины за счет использования системы GPS-слежения со врезным датчиком уровня топлива (ДУТ), средняя стоимость дизельного топлива (ДТ) составляет 25 руб./л:
59,3 л х 25 руб./л = 1483 руб./рейс (в одном направлении)
Для парка в 10 Scania R560 экономия транспортных издержек составит:
1483 руб./рейс х 10 а/м = 14830 руб./рейс
ГАЗ 3302 (среднийрасход = 15 л /100 км)
Средний расход топлива на поездку 1 а/м от Самары до Москвы:
15л х 1051мм
x =-= 158 л
100мм
Погрешность штатного датчика при учете топлива (13 %):
158л х 13%
100%
- = 21л
Погрешность при использовании системы GPS-слежения со врезным ДУТ, 1,5 % погрешности:
158л х 1,5% „ „
x =-= 2,4 л
100%
Перерасход топлива при этом будет составлять: 21 л - 2,4 л = 18,6 л
x =
x =
Экономия (в рублях) с одной машины за счет использования системы ОР8-слежения со врезным датчиком уровня топлива (ДУТ), средняя стоимость АИ-92 составляет 23 руб./л:
18,6 л х 23 руб./л = 428 руб./рейс (в одном направлении)
Для парка в 10 ГАЗ 3302 экономия транспортных издержек составит:
428 руб./рейс х 10 а/м = 4280 руб./рейс
И это экономия на топливе только за один рейс и в одном направлении. А если учесть возможность сливов топлива водителем или «левых» заправок по топливным картам, то экономия на топливе, в т.ч. за счет точности по пробегу, будет еще значительнее.
Ниже приведены основные выгоды для различных сфер деятельности.
1. компании, занимающиеся международными и внутренними грузовыми перевозками. Установка спутниковых систем слежения на грузовые автомобили предприятия, занимающиеся перевозками, позволяет контролировать соответствие передвижения водителей с заданным маршрутом. В случае существенного отклонения от заданных маршрутов, возникает возможность сделать выводы о нецелевом использовании транспортных средств, принадлежащих компании (доставки «левых» грузов), или о кражах или повреждении груза. Следует учесть, что доставка «левых» грузов является основной причиной срыва сроков перевозок. Учет топлива помогает оптимизировать расходы и приводит к существенной экономии средств;
2. строительные компании. Отслеживание маршрутов транспортных средств, доставляющих строительные грузы, работу спецтехники, помогает выявить недобросовестное использование транспортных средств и кражи строительных материалов, а система учета топлива способствует экономии бензина и других транспортных расходов;
3. транспортные отделы производственных предприятий. Доставка продукции - контроль за движением транспортных средств, доставляющих продукцию предприятия; предоставляет возможность выявить отклонения от маршрута и предотвратить нецелевое использование транспортных средств и хищение продукции. Учет расхода топлива исключают нецелевое использование транспорта;
4. топливные компании - выявление изменений в маршрутах следования транспортных средств, доставляющих топливо. Резкие изменения в показаниях датчиков уровня топлива в точках, отличных от мест разгрузки, свидетельствует о несанкционированном сливе топлива и преднамеренном ухудшении качества поставляемого топлива. Система учета топлива гарантирует значительную экономию топлива благодаря целевому его использованию;
5. службы такси, скорой помощи, пассажирских перевозок. Оперативное получение информации о местонахождении ближайших к требуемому адресу машин такси и скорой помощи. Отслеживание маршрутов пассажирского транспорта, места, время остановок и стоянок. Экономия топлива (чаще всего экономия бензина) достигается благодаря применению систем учета расхода топлива [4].
Таким образом, обобщив все выше написанное, мы понимаем, что вР8-мониторинг позволяет осуществлять всесторонний контроль над использованием автотранспорта, что особенно ценно в условиях российской экономической нестабильности.
Список литературы:
1. www.gps-club.ru.
2. www.mtk.webbaza.ru/tranzit2.php.
3. www.trucks.autoreview.ru.
4. www.euromobile.ru.
5. www.gps.ru.
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
© Фролова О.Н.*
Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород
В данной публикации рассматриваются резуньтаты анализа потребителей логистических услуг в регионе. Резуньтаты исследования важны для координации работы потребителей логистических услуг с логистическими компаниями для удовлетворения спроса потребителей на товары и услуги.
Современный рынок характеризуется более опытными и требовательными покупателями. Сегодня побеждают компании способные быстрее вывести на рынок новые товары или услуги и удовлетворить спрос надежнее и в более короткие сроки. Приоритетом для менеджмента в любой сфере деятельности становится концентрация на процессах, с помощью которых удовлетворяется спрос. Это область маркетинговой логистики - область взаимодействия рынка и организации, стремящейся удовлетворить требования клиентов.
В задачи исследования входил анализ и оценка состояния отраслевых компаний Нижегородской области, которые являются потребителями логистических услуг.
* Старший преподаватель кафедры «Экономики и менеджмента».