m
Мировой газомоторный рьи
Говорят автопроизводители
Е.Н. Пронин,
исполнительный директор НГА
Vehicle manufacturers speak out
E.N. Pronin
С 19 по 21 июня в Болонье (Италия) прошла III Международная выставка по использованию природного газа в качестве моторного топлива. Выставка и сопровождающие ее семинары организованы Европейской газомоторной ассоциацией (ENGVA Europe).
Открытию выставки предшествовали заседание совета директоров и общее собрание членов ассоциации. Руководство ассоциации отчиталось о результатах производственно-финансовой деятельности за 2011 г. В этом году состоялось избрание нового президента и вице-президента Европейской газомоторной ассоциации на очередной трехлетний период (2012-2015 гг.). Тревора Флетчера (Hardstaff Group, Великобритания) на этом посту сменил Герхард Холтмайер (Erdgas mobil e. V., Германия). Вице-президентом ассоциации избрана Шарлотта Убер (ГДФ Суез, Франция).
Выставка газозаправочного и га-зоиспользующего оборудования - достаточно представительная. Компании-изготовители продемонстрировали всю гамму оборудования - от запорной арматуры до мобильных криогенных заправочных комплексов СПГ. Нельзя сказать, что были показаны какие-то «космические» технологии, однако прогресс явно налицо.
Италия по праву считается колыбелью мирового рынка оборудования КПГ и СУГ для автомобилей. На выставке в Болонье было показано большое количество газовой топливной аппаратуры как итальянского, так и зарубежного производства (Jefferson, Landi Renzo, Tartarini, Westport, Zavoli). Ведущей тенденцией менеджмента в этом сегменте рынка является укрупнение компаний и освоение новых, ранее не свойственных им видов деятельности. В качестве примера можно привести диверсификацию интересов известной фирмы Landi Renzo. Она не только расширяет номенклатуру, масштабы и географию бизнеса, но и нишу
своего присутствия. Landi Renzo перестает быть «монокультурной» компанией и выходит на рынок производства АГНКС. Естественно, компания укрепляет свои позиции и на рынке услуг по переоборудованию и техническому обслуживанию газобаллонных автомобилей. В автомобильном секторе LR финансирует работы по созданию газодизельных комплектов для легковых автомобилей.
Достаточно широко на выставке представлено производство АГНКС и АГНКУ. Свое оборудование предлагали компании Aspro, BRC, Chergo I&E, Coltri, Dresser, Idro mecchanica, SAFE, Sicom, WEH и другие. Расширение гаммы легковых автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ, ведет к повышению спроса на автомобильные газонаполнительные компрессорные установки (АГНКУ) индивидуального пользования (G.Eco, Coltri, Fuel Maker). Еще их называют домашними заправками. Такая установка за 5 ч заправит 80-литровый баллон (11,5 кг) с 0 до 20 МПа.
Мини-заправки получили достаточно широкое распространение в США, Франции, Германии, Японии, Нидерландах, Канаде. Сейчас в
Газодизельный Фиат с оборудованием от Landi Renzo
»ЮПФйявби
«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (28) август 2012 г.
моторный рынок
liiíübi
"'Чвщии^
мире их насчитывается примерно 9,5 тыс. Выпуск такого оборудования освоили несколько фирм. Оно недешевое, но производители работают над снижением цены.
В России пока еще нет богатого опыта применения АГНКУ. В конце 90-х гг. XX в. ДОАО «Оргэнергогаз» осваивало такую технику и даже пыталось ее совершенствовать. А спустя годы в июне 2012 г. на Карельском перешейке в г. Каменногорске Выборгского района компания ООО «Ураган» вводит в эксплуатацию газозаправочный пункт для обслуживания 4-5 газовых автобусов, работающих по маршруту Каменногорск - Выборг. Пункт включает в себя: ГРПШ для понижения давления газа; две АГНКУ Со!Ы МСН-24 (Италия) производительностью 24 м3/ч каждый, суммарной производительностью 1000 м3; аккумулятор вместимостью 440 м3 газа. Для России это новая методика заправки пассажирского транспорта метаном, и ООО «Ураган» является первопроходцем на этом пути, который представляется интересным для ряда потребителей.
Баллон типа З компании Sinoma (Китай)
На выставке была широко представлена китайская газомоторная промышленность - производство баллонов, АГНКС, топливной газовой аппаратуры. Китай предлагает баллоны всех типов, широкий спектр компрессорного и криогенного оборудования.
К сожалению, на выставке не были показаны китайские газовые автомобили и криогенное оборудование.
Центральным мероприятием деловой программы стал семинар с участием представителей автомобильных концернов Volvo Trucks, FIAT, Solbus, Mercedes Benz, Iveco, General Motors. В семинаре также приняли участие компании Westport (поставщик газовой аппаратуры для двига-телестроительных фирм) и Gazprom Germania (поставщик газа).
Volvo Trucks: Газодизельные грузовые двух- и трехосные грузовики серии FM наряду с гибридными и диметилэфировыми на данном этапе являются частью стратегии концерна Volvo по повышению экологической безопасности и экономичности своих машин. Грузовик выпускается (пока только для Швеции, Голландии и Великобритании) с 13-литровым газодизельным двигателем (мощность 33S кВт, крутящий момент 2300 Н-м, уровень замещения дизельного топлива метаном 50...S0 %). Грузоподъемность - 26...60 т; вид газового топлива - СПГ; дальность пробега на одну заправку - 500...1000 км.
Концерн FIAT продолжает оставаться мировым лидером по разнообразию газовых моделей легкового класса. Кстати, в нише грузовых автомобилей пальма первенства принадлежит Группе
«КАМАЗ» (компания «Раритэк»), которая предлагает 19 моделей машин различного назначения на базе газового шасси. FIAT показал четыре модели автомобилей с универсальной (газ/бензин) системой питания двигателя:
• Пассажирский Punto - двигатель объемом 1368 см3, мощностью 52 кВт при 6000 мин-1, время разгона от 0 до 100 км/ч - 16,9 с, расход метана 4,2 кг/100 км, выбросы на метане 115 г/км (на бензине 149 г/км), запас хода на одну заправку газом 310 км. Автомобиль оборудован резервным бензобаком вместимостью 45 л.
• Пассажирский Doblo - двигатель объемом 1368 см3, мощностью 88 кВт при 5000 мин-1, максимальная скорость 172 км/ч, расход метана 4,9 кг/100 км, выбросы на метане 134 г/км (на бензине 173 г/км), запас хода на одну заправку газом 325 км. Автомобиль оборудован резервным бензобаком вместимостью 22 л.
• Грузопассажирский Fiorino - двигатель объемом 1368 см3, мощностью 52 кВт при 6000 мин-1, максимальная скорость 149 км/ч, расход метана 4,4 кг/100 км, выбросы на метане 119 г/км (на бензине 158 г/км), запас хода на одну заправку газом 300 км. Автомобиль оборудован резервным бензобаком вместимостью 45 л.
Стратегия концерна FIAT заключается в том, чтобы предлагать покупателю газовые модификации всей гаммы выпускаемых автомобилей. Сегодня таких моделей уже
«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (2Б) август 2012 г.
t jBk ДШИ .....TTiTiTiimiV,
<Ш
"'«Ьи,*»**
Мировой газомоторный рьн
восемь. В 2013 г. на рынок выйдет новая Panda Van грузоподъемностью 0,9 т и турбированным двигателем мощностью 59 кВт. Уровень выбросов нового автомобиля будет не более 85 г/км (Евро-5).
Компания Chrysler уже давно по достоинству оценила свойства природного газа. По заявлению представителя компании, главными причинами такого выбора стали:
• возможность повышения энергетической безопасности на фоне нехватки нефти;
• самое чистое топливо на настоящий момент и единственная реальная альтернатива бензину и дизельному топливу;
• самое дешевое топливо;
• стратегический ресурс, обеспечивающий мягкий переход от ископаемых видов моторного топлива к возобновляемым (биометан, биоэтанол, водород).
Компания провела экономический анализ двигательных технологий для легковых автомобилей (дизельная, метановая, гибридная и электрическая от аккумуляторной батареи) с точки зрения потребителя: дополнительные затраты в настоящее время и после 2020 г. за соблюдение требований по выбросам и срок их окупаемости. Вывод совершенно очевиден - только природный газ дает приемлемый комбинированный эколого-эконо-мический результат (рисунок).
Данные компании Chrysler свидетельствуют о том, что в ближайшие 10 лет затраты на повышение экологической безопасности силовых установок легковых автомобилей могут окупиться только при использовании природного газа. Остальные технологии лежат за пределами срока обновления машины. Едва ли кто-то в современном мире будет эксплуати-
ровать легковой автомобиль в течение восьми и более лет.
Консорциум FIAT-Chrysler с 1997 г. освоил заводской выпуск семи моделей легковых автомобилей, восьми моделей коммерческих пикапов/ми-нивэнов, пяти моделей грузовиков среднего и тяжелого класса, четырех моделей автобусов. За эти годы консорциум продал 400 тыс. газовых легковых машин и пикапов (80 % от всех газовых машин, проданных в Европе в данном сегменте), 10 тыс. автобусов и мусоровозов (50 % продаж) в основном в Италии, Франции, Испании и Греции, 2 тыс. газовых двигателей для автопроизводителей в странах Европы, Китая, Дальнего Востока и Латинской Америки.
Заключительный вывод представителя консорциума: на ближайшие 15 лет природный газ останется стратегическим выбором для НАТ-^^!ег. Кстати, всего полтора
Расчет окупаемости затрат на экологизацию двигателя:
■ - КПГ; ■ - дизель; ■ - гибрид; ■ - батарея
«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (28) август 2012 г.
года назад руководитель консорциума Серджио Маркьоне говорил: «В США имеются значительные запасы природного газа. Технологии применения КПГ можно использовать без значительных разработок и затрат. FIAT уже располагает портфелем атмосферных и турбонаддувных двигателей на КПГ. Chrysler ведет активный поиск решений, которые привлекут внимание покупателей к этой технологии».
Компания Iveco уже 18 лет успешно работает в области метанизации автомобилей тяжелого класса. Применение природного газа и биометана является частью интегрированной стратегии Iveco по достижению экологической устойчивости транспорта. На традиционных дизельных
двигателях компания стремится обеспечить соответствие нормам выбросов Евро-6. В области альтернативных силовых агрегатов |уесо работает с электрическими и гибридными (параллельные и последовательные) схемами. В области альтернативных видов моторного топлива компания |уесо сосредоточила внимание на трех направлениях: метано-водород-ных смесях, биотопливе нового поколения и природном газе.
По словам представителя |уесо, «из всех технологий, рассматриваемых как приемлемая альтернатива нефтяному топливу в секторе коммерческих автомобилей, только компримированный природный газ сохраняет устойчивый рост». Компания выпускает и продает грузовики,
автобусы и мусоровозы, оборудованные двигателями на этом топливе: Sofim F1C (объем 3000 см3, 100 кВт), Tector 6 (объем 5900 см3, 147 кВт) и Cursor 8 (объем 7800 см3, 199/243 кВт). А с 2005 г. компания начала работать со сжиженным природным газом.
Специалисты Iveco пришли к следующим выводам:
• совершенствование дизельного двигателя до уровня требований Евро-6 более сложное и дорогостоящее, чем переход на использование природного газа;
• автомобили на КПГ будут оставаться лучшим решением для сокращения загрязняющих выбросов муниципальной техники до минимальных уровней;
• сжиженный природный газ является эффективным топливом для дальнего транспорта.
В заключение следует отметить, что Италия не только мировая колыбель массового использования природного газа на транспорте, но и европейский лидер в это области. Сейчас здесь почти 800 тыс. автомобилей на метане и более 800 АГНКС. Муниципалитет Болоньи активно приобретает газовые автобусы взамен дизельных. Вероятно, решение Всемирной организации здравоохранения от 12 июня 2012 г. о признании отработавших газов дизельных двигателей канцерогенными приведет к еще большему росту парка метановых машин в Болонье и других городах Италии.
А в России?
«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (28) август 2012 г.
t jBk ДШИ .....TTiTiTiiffitlV,
вйв BW