Научная статья на тему 'ГОТОВЯ ВРАЧА НОВОЙ ФОРМАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ВОЕННЫХ ВРАЧЕЙ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ'

ГОТОВЯ ВРАЧА НОВОЙ ФОРМАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ВОЕННЫХ ВРАЧЕЙ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анатомия человека / полимерное бальзамирование / преподавание / учебные занятия / учебный процесс / human anatomy / polymer embalming / teaching / training sessions / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайворонский Иван Васильевич, Ничипорук Геннадий Иванович, Горячева Инга Александровна

В статье рассматриваются как традиционные, так и инновационные формы и методы преподавания одной из важнейших фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования – анатомии человека, которые способствуют качественной подготовке будущих военных врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайворонский Иван Васильевич, Ничипорук Геннадий Иванович, Горячева Инга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING A NEW FORMATION PHYSICIAN. MODERN APPROACHES TO TRAINING MILITARY DOCTORS AT THE DEPARTMENT OF NORMAL ANATOMY OF THE MILITARY MEDICAL ACADEMY

The article examines both traditional and innovative forms and methods of teaching one of the most important fundamental disciplines in the system of medical education – human anatomy, which contribute to the high-quality training of future military doctors.

Текст научной работы на тему «ГОТОВЯ ВРАЧА НОВОЙ ФОРМАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ВОЕННЫХ ВРАЧЕЙ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ»

И.В. ГАИВОРОНСКИИ, Г.И. НИЧИПОРУК, И.А. ГОРЯЧЕВА

I.V. GAYVORONSKIY, G.I. NICHIPORUK, I.A. GORYACHEVA

ГОТОВЯ ВРАЧА НОВОЙ ФОРМАЦИИ

PREPARING A NEW FORMATION PHYSICIAN

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ВОЕННЫХ ВРАЧЕЙ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

MODERN APPROACHES TO TRAINING MILITARY DOCTORS AT THE DEPARTMENT OF NORMAL ANATOMY OF THE MILITARY MEDICAL ACADEMY

Сведения об авторах: Гайворонский Иван Васильевич - заведующий кафедрой нормальной анатомии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, доктор медицинских наук, профессор (г. Санкт-Петербург. E-mail: i.v.gaivoronsky@mail.ru);

Ничипорук Геннадий Иванович - доцент кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, кандидат медицинских наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: nichiporuki120@mail.ru);

Горячева Инга Александровна - доцент кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, кандидат медицинских наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: smoriarti@yandex.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются как традиционные, так и инновационные формы и методы преподавания одной из важнейших фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования - анатомии человека, которые способствуют качественной подготовке будущих военных врачей.

Ключевые слова: анатомия человека, полимерное бальзамирование, преподавание, учебные занятия, учебный процесс.

Information about the authors: Ivan Gayvoronskiy - Head of the Department of Normal Anatomy of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov, Doctor of Medical Sciences, Professor (St. Petersburg. E-mail: i.v.gaivoronsky@ mail.ru);

Gennady Nichiporuk - Associate Professor of the Department of Normal Anatomy of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: nichiporuki120@ mail.ru);

Inga Goryacheva - Associate Professor of the Department of Normal Anatomy of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: smoriarti@yandex.ru).

Summary. The article examines both traditional and innovative forms and methods of teaching one of the most important fundamental disciplines in the system of medical education - human anatomy, which contribute to the high-quality training of future military doctors.

Keywords: human anatomy, polymer embalming, teaching, training sessions, educational process.

Совершенствование учебного из факторов, побуждающих по- мии, является особый контингент

процесса на морфологических стоянно думать над повышением учащихся. Это начинающие свой

кафедрах являлось актуальной эффективности учебного процес- путь в военную медицину кур-

задачей во все времена. Одним са на кафедре нормальной анато- санты-первокурсники. Поэтому

с первых дней обучения очень важно сформировать у них высочайшую заинтересованность и мотивацию, научить учиться в высшей школе и скрупулёзно самостоятельно (под руководством преподавателя) добывать знания. Это возможно только при наличии квалифицированного профессорско-преподавательского состава и соответствующей учебно-материальной базы кафедры.

Следует отметить, что в современных условиях в силу целого ряда объективных и субъективных причин значительно изменилась сущность образования в высшей медицинской школе. Формирование профессиональных компетенций начинается с младших курсов, а именно с изучения дисциплины «Анатомия (человека)». К этому побуждает необходимость знаний о строении и функциях человеческого организма для последующего изучения смежных теоретических и клинических дисциплин. Изменившиеся социально-экономические условия, модернизация учебного процесса в условиях новой коронавирусной инфекции, общественно-политическая обстановка увеличили спрос на индивидуальное образование, поставили на повестку дня изыскание оптимальных форм и методов, направленных на подготовку компетентных специалистов в области медицины. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 3-го поколения именно таких специалистов должны готовить медицинские вузы России, в частности - Военно-медицинская академия.

За последние десятилетия очень существенно изменилось содержание практически всех теоретических и клинических дисциплин, нашли широкое применение новые методы морфологических исследований, во многом другими стали и запросы клинической практики. Всё это потребовало

наряду с оптимизацией традиционных форм обучения (работа с анатомическими препаратами, атласами и учебниками) изыскания инновационных технологий преподавания, новых методологических подходов и акцентуации внимания на анатомических образованиях, наиболее востребованных в клинической практике.

Инновации, внедрённые на нашей кафедре, касаются всех сторон учебного процесса и, прежде всего, организации и проведения различных видов учебных занятий (лекций, практических, семинарских, самостоятельных занятий, зачётов и экзаменов). Кроме того, они также включают формирование современной учебно-материальной базы, т.е. поиск и внедрение новых способов изготовления и сохранения сложных анатомических препаратов, создание анатомических музеев и т.д.

Понимание роли и места анатомии человека в общей системе подготовки военного врача потребовало повышения качества учебно-воспитательной работы, которая, на наш взгляд, определяется оптимизацией учебного процесса, повышением педагогического мастерства и применением индивидуальных подходов в процессе преподавания дисциплины.

На кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии преподавание дисциплины «Анатомия человека» существенно отличается от гражданских медицинских вузов: она проводится с функционально-клинических позиций вначале по системному принципу и завершается - по регионально-топографическому. Системный принцип позволяет подробно изучить строение отдельных органов, их топографию и функцию. К каждому занятию обучающийся должен усвоить большое количество новых терминов и понятий на русском и латинском языках, а также уметь их

демонстрировать на анатомических препаратах и муляжах. При изучении последующих разделов, кроме вышеперечисленных условий обучения, необходимо развивать структурно-логические связи между различными темами занятий. Постепенно накапливаемый багаж знаний, в том числе и за счёт смежных дисциплин, существенно развивает кругозор представлений о строении и функциях человеческого организма в целом. Регионально-топографический принцип преподавания анатомии человека позволяет установить морфофункциональные корреляции между изученными разделами, повторить ранее пройденный материал, создать целостное представление о дисциплине. Такой принцип преподавания был предложен в начале XX века великим педагогом высшей школы академиком В. Н. Тонковым. Он заставляет обучающихся творчески осмысливать изучаемый материал.

Поскольку учебный процесс по дисциплине «Анатомия человека» складывается из лекций, практических занятий, самостоятельной работы, зачёта и экзамена, необходимо совершенствовать каждую из его составных частей.

Лекционный курс по дисциплине «Анатомия (человека)» за последние годы существенно изменён. Наряду с вводными лекциями в каждом разделе появились информационные (по функциональной анатомии каждой системы органов), а отдельные лекции переведены в разряд проблемных. Вводные лекции предусматривают изложение базисных знаний, необходимых для успешного освоения материала последующих практических занятий. Они обеспечивают мотивацию к пониманию определённого раздела анатомии и посвящены, как правило, изучению общих вопросов строения различных систем органов. Информационные лекции базируются на ряде уже

Фото 1. Доцент, к.м.н. А.А. Семенова проводит практическое занятие с курсантами

пройденных практических занятий и призваны демонстрировать прикладные аспекты морфологических знаний. Их цель - показать востребованность точного понимания основных закономерностей строения организма человека при последующем изучении смежных теоретических и клинических дисциплин. Проблемные лекции посвящены исследованиям анатомических закономерностей, вариантов развития, аномалий и пороков развития, влиянию на организм человека экстремальных факторов военного труда, способствующих формированию твёрдых подходов к решению современных морфологических проблем медицины и их применению в соответствии с запросами клинической практики. Например, в лекционном курсе по миологии важное место уделяется индивидуальным особенностям строения мышц, фасций и топографо-анатомических образований, что особенно важно для военного врача. При чтении лекций по спланхнологии подробно освещаются не только особенности макро-микроскопического строения внутренних органов, но

и их функция, особое внимание уделяется топографии, вариантам и аномалиям развития, широко демонстрируются современные методы прижизненных исследований. Лекционный курс по анатомии центральной нервной системы расширен и включает 6 лекций. Знание функциональной анатомии центральной нервной системы позволит военному врачу быстро оценить состояние организма военнослужащего и принять решение об его дальнейшем исполнении служебных обязанностей. Самые современные данные о проводящих путях и их возможных нарушениях способствуют формированию целостного представления об интегрирующей роли нервной системы и пониманию генеза неврологических расстройств при различных заболеваниях головного и спинного мозга. Лекционный курс читается в мультимедийном варианте и оснащён уникальным лекционным набором натуральных анатомических препаратов, на которых демонстрируются норма и её варианты, а также воздействие на организм вредных привычек и последствия тяжёлых заболеваний.

Практические занятия предусматривают знакомство обучающихся с широким спектром анатомических препаратов, муляжей, различных методов исследования на живом человеке. При этом формируется понимание закономерностей анатомической нормы и её вариантов, вырабатываются профессиональная точность и ответственность. На практических занятиях приоритет отдаётся работе с натуральными анатомическими препаратами. В процессе преподавания акцент делается на клинически значимых анатомических образованиях (см. фото 1). Успешно обучающимся, желающим связать свою судьбу прежде всего с последующей хирургической деятельностью, предоставляется возможность препарировать натуральные анатомические объекты.

Следует обратить внимание, что у каждого преподавателя имеются личные наборы натуральных анатомических препаратов по всем разделам учебной программы. При этом приветствуются индивидуальные технологии преподавания, а также пополнения своих наборов оригинальными учебными пособиями (влажными, полимернобальзамированными и муляжами).

На практических занятиях широко используются экспозиции по рентгеноанатомии, ультразвуковым методам исследования, компьютерной и магнитно-резонансной томографии. С нашей точки зрения использование в учебном процессе наряду с компьютерными и ядерно-магнитно-резонансными томограммами аналогичных анатомических препаратов позволяет составить более полную картину строения тела человека, облегчает восприятие томограмм и способствует повышению мотивации к обучению.

Большое значение уже на первых курсах уделяется самостоятельной работе. Для этого были подготовлены и вышли в свет

практикумы по всем разделам дисциплины. В данных пособиях раскрывается методология самостоятельной подготовки к каждому практическому занятию, ставятся контрольные вопросы, даётся перечень заданий по изучению нового материала и демонстрации различных анатомических образований на препаратах. Кроме того, приводятся наиболее доступные для понимания студентами 1-2 курсов ситуационные анатомо-клинические задачи. Опыт показывает, что такая форма самоконтроля способствует формированию причастности к врачебной специальности, начиная уже с первого курса.

В связи с введением в действие ФГОС 3+ (ФГОС 3++) и существенным уменьшением объёма учебных часов на изучение дисциплины «Анатомия человека», большое значение уделяется методической работе. Её задачами являются: систематизация изучаемого материала, акцентирование внимания на клинически значимых вопросах, поиск новых форм и методов совершенствования учебного процесса. В основе всей методической работы лежат подготовка кафедрального учебника и своевременная его переработка. С гордостью необходимо отметить, что нами подготовлено для разных категорий обучающихся 6 учебников. Некоторые из них уже выдержали более 10 переизданий. Кроме того, характерной особенностью кафедральных изданий является освещение всех вопросов с анатомо-клинических позиций; излагаются вопросы прижизненной анатомии; кратко, лаконично описывается развитие органов, позволяющее понять возможные варианты и аномалии развития.

Для облегчения усвоения материала по всем разделам дисциплины разработано более 15 учебно-методических пособий, призванных облегчить работу с учебником. Они написаны с позиций функциональной мор-

фологии и представляют собой, по сути, опорный конспект для подготовки к практическим занятиям, контрольным мероприятиям, зачёту и экзамену.

Важное место в учебном процессе занимает преподавание анатомии на живых объектах. На практических занятиях курсанты друг на друге под руководством преподавателя осуществляют осмотр органов полости рта, определяют границы сердца, печени и лёгких, объём движений в суставах, пальпируют выступающие костные точки. Для более полного знакомства с «анатомией на живом» в цикл занятий по системе органов опоры и движения включено практическое занятие по рентгеноанатомии костей и их соединений, а также читается отдельная лекция по прижизненной анатомии органов пищеварительной системы. Существенную помощь в освоении этого материала оказывают оригинальные разделы учебников «Нормальная анатомия человека» и «Анатомия человека» (издательства «Специальная литература» и «ГЭОТАР-Медиа»), посвящённые изучению основ компьютерной томографии, эхолокации и магнитно-резонанс-

ной томографии. Всё это придаёт учебному процессу современную функционально-клиническую направленность, являясь реальным аспектом преемственности преподавания анатомии человека и лучевых методов исследования. У прижизненной анатомии, с нашей точки зрения, большое будущее. Это и составляет основу одного из инновационных подходов к изучению с современных позиций нашего предмета. Знакомство студентов с этими методами на младших курсах помогает приблизить их знания по конкретному анатомическому материалу, а учебник - к клинике, где прижизненные морфологические методы являются составной частью современных методов диагностики и контроля лечебных мероприятий.

Как уже отмечалось, на заключительном этапе изучения дисциплины преподавание раздела «Ангионеврология» осуществляется по регионально-топографическому принципу. При этом на практическом занятии преподаватель препарирует изучаемую область, демонстрируя особенности строения и очередность выделения анатомических образований.

После этого обучающиеся самостоятельно допрепарируют ту же область. В процессе самостоятельной работы изучаются особенности взаимного расположения сосудов и нервов, их отношение к различным топографическим образованиям, глубина их залегания. Последний аспект важен в плане изучения мест прижатия основных магистральных артерий, а знание основных внутри- и межсистемных анастомозов позволяет оценить возможности коллатерального кровообращения при различного рода повреждениях и ранениях или последствиях перевязки сосудов той или иной области. Кроме того, этот цикл является одним из важных разделов анатомии, предусматривающих синтез и творческое осмысление всех полученных знаний на протяжении полутора лет обучения на кафедре.

Важную роль в качественной подготовке военного врача играет и современная учебно-материальная база, созданная благодаря внедрению технологии полимерного бальзамирования, а также реконструкции существующих на кафедре учебных и фундаментального музеев (см. фото 2), организации

& i в;и

? ¿ц

чЦ^В-ь yfl

современного выставочного зала. Также активно в учебный процесс внедряются наглядные учебные пособия, изготовленные с использованием 3Б-технологий. Особую актуальность имеет использование технологий дополненной реальности и УК-технологии. Они позволяют по-новому подавать образовательный контент, повышают мотивацию к обучению, повышая выживаемость знаний.

Неотъемлемой частью современного преподавания стало использование компьютерных технологий. Для этого подготовлены учебники, атласы и учебные пособия на цифровых носителях, которые используются как во время практических занятий, так и в часы самоподготовки. Активно совершенствуется имеющееся на кафедре образовательное мультимедиапространство (см. фото 3). Также нами разработан компьютерный вариант тестовых вопросов по основным разделам курса анатомии. Эти вопросы позволяют студентам самостоятельно оценить степень своей подготовленности к практическим и итоговым занятиям, а также к зачётам и экзаменам, и сравнить их с эталонами ответов.

Особую роль интерактивные технологии приобрели в настоящее время и в период новой коронавирусной инфекции. Существующая в академии электронная образовательная среда была дополнена всеми необходимыми учебно-методическими материалами, а также в виртуальную среду были переведены реальные анатомические объекты, препараты, модели, рисунки, схемы и другой наглядный материал. В режим online были переведены и заседания научного кружка, также являющегося важной составной частью образовательного процесса на кафедре. Проведённые мероприятия позволили курсантам не только качественно готовиться к каждому практическому занятию, но и успешно преодолеть рубежный контроль.

Внедрение в учебный процесс на кафедре нормальной анатомии инновационных технологий позволяет не только успешно осваивать основную образовательную программу, но и активно заниматься научной работой. Ярким доказательством этого являются победы в целом ряде олимпиад: Московской международной универсиаде «Анатом и Я» в ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Международной студенческой олимпиаде по анатомии человека в Белорусском ГМУ, Международном конкурсе анатомического рисунка «Veaslius» в ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Открытой студенческой олимпиаде в 1 СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова и ряде других конкурсов.

В соответствии с требованиями руководящих документов в Военно-медицинской академии зачёт и экзамен для всех категорий обучаемых является трёхуровневым и включает в себя тестирование, практическую и теоретическую части. При проведении этих мероприятий особое внимание уделяется практическим навыкам - умению правильно выбрать анатомический препарат и проде-

Фото3. Доцент, к.м.н. И.А. Горячева на практическом занятии по ангионеврологии

монстрировать на нём все необходимые образования.

За последние 20 лет стала традиционной новая форма экзамена для отлично успевающих обучающихся - экзаменационное собеседование по всему курсу анатомии человека с одновременной демонстрацией лично изготовленных анатомических препаратов. При этом изготовленный препарат засчитывается как практическая часть экзамена, сданная на «отлично», а затем в присутствии комиссии проводится собеседование в устной форме по основным разделам дисциплины. Как показывает опыт, данная форма аттестации возможна всего для 1-2% обучающихся: только талантливые, любознательные и уверенные в своих знаниях курсанты могут выдержать такое испытание. В случае констатации недостаточности знаний обучаемый направляется на обычный экзамен.

Разработанная на кафедре технология полимерного баль-

замирования открыла новое направление в преподавании морфологических и клинических дисциплин, в частности, позволила проводить интенсивную и эффективную подготовку специалистов на натуральных высококачественных анатомических и биологических объектах, имитирующих близкие к реальным топографо-анатомические взаимоотношения структур. Данная технология на высоком наглядном и методическом уровнях позволяет проводить работу среди широких слоёв населения, посвященную изучению основ медицинских знаний и соблюдению здорового образа жизни. С этой целью на открытых анатомических выставках демонстрируются не только экспонаты нормы, но и патологические изменения при наиболее распространённых заболеваниях, злоупотреблении вредными привычками и т.д.

В заключение следует отметить, что в процессе преподавания дисциплины «Анатомия человека» на

современном этапе используются как классические, так и инновационные методы изучения анатомии. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, таких, как полимерное бальзамирование, компьютерное обучение, регионально-топографическая анатомия, прижизненные клинические методы визуализации органов и частей тела, а также изучение анатомии на живом человеке позволило повысить наглядность и качество преподавания. Несомненно, успешное освоение изучаемого материала возможно только при наличии современной учебно-методической литературы - учебники, учебные пособия, атласы, методические рекомендации для самостоятельной работы, ситуационные анатомо-клинические задачи. Все указанные традиционные и новые формы и методы преподавания одной из важнейших фундаментальных дисциплин способствуют формированию врача новой формации - врача XXI века.

НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

С.А. Баканеев, М.В. Сильников, А.В. Карпович, С.А. Орлов, Ю.М. Чернышев

Основы применения беспилотных летательных аппаратов в интересах обслуживания стрельбы артиллерии

СПб.: Первый ИПХ, 2023. - 87 с.: ил.

Книга написана на основе монографии «Курс артиллерии для оператора комплекса воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом», содержащей более подробный материал по применению БПЛА в современных условиях. Авторы преследовали цель максимально упростить рекомендации для артиллерийских командиров, прежде всего уровня дивизион, батарея, взвод, орудие, по применению БПЛА различных типов. В книге приведены рекомендации, позволяющие самостоятельно освоить приёмы и способы корректирования огня с помощью БПЛА, обучить основам корректирования огня младших командиров, входящих в существующий штат артиллерийских подразделений (командира отделения разведки, разведчика), а в некоторых случаях - номеров расчётов для выполнения огневой задачи одним орудием (миномётом, БМ РА).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.