Научная статья на тему 'Готовы к выполнению новых задач'

Готовы к выполнению новых задач Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
60
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовы к выполнению новых задач»

Готовы к выполнению новых задач

Исполнилось 15 лет со дня создания силовых подразделений в таможенных органах России. Сегодня силовое обеспечение деятельности таможенных органов ДВТУ осуществляют: 6 специальных отрядов быстрого реагирования (СОБР), 3 авиационных подразделения, имеющие на вооружении 4 вертолета, 5 морских (речных) подразделений, оснащённых 9 судами, 34 подразделения таможенной охраны и оперативно-дежурной службы. Какие задачи стоят перед этими подразделениями, как они их решают, рассказывает начальник службы силового обеспечения Дальневосточного таможенного управления М.К. МОСЬ.

Михаил Кимович, из вашей более чем 14-летней работы в силовых подразделениях какие наиболее значительные события можете отметить?

Хотелось бы вспомнить первое мероприятие уже в составе специального отряда быстрого реагирования, который был создан на базе отряда быстрого реагирования Управления.

Тогда мы задержали крупную контрабандную партию алкогольной продукции, перемещенной из Китая. Во время задержания и конвоирования перевозчиком была совершена провокация: нарушители пытались вывести автотранспорт из строя, а один автомобиль перевернули вместе с находившимися в нём сотрудниками, сопровождавшими этот груз. Но благодаря их профессионализму и хорошей подготовке потеря и порча груза не удались, и он был доставлен на место. Конечно, незабываемы спецоперации на морском участке наших подразделений — морских и СОБРов — в специальных операциях. В ходе одной такой операции нарушители пытались скрыться и разворачивались с намерением таранить таможенные плавсредства. Сотрудники таможенных орга-

нов, используя только моторную лодку, на полном ходу, с риском для жизни высадились на борт и обеспечили остановку судна и нормальную работу досмотровых групп. По такой же схеме действовали и сотрудники СОБРа Владивостокской таможни: в течение 50 минут они преследовали на моторной лодке рыболовецкое судно «Рязановка». После нескольких неудачных попыток — все происходило при 4-балльном волнении — собровец сумел подняться через борт на судно и добиться его остановки. Или история с судном «Парамушир», в задержании которого участвовали большое таможенное судно «Павел Верещагин» и подразделение СОБРа Дальневосточной оперативной таможни. Тогда отличились двое сотрудников, сумевших на полном ходу подняться на борт судна-нарушителя и обеспечить его задержание.

В составе службы силового обеспечения кроме морских судов есть еще и воздушные. Какие операции выполняют они?

Достаточно много мероприятий у нас проводилось с применением воздушных судов: и на Сахалине с вертолетом К-32С, и на Камчатке, и в зоне ответственности приморских таможен с вертолетом МИ-8МТВ-1. Авиация используется для доставки оперативных групп и воздушной разведки. Большое количество судов, нарушающих российское таможенное законодательство, было задержано по данным воздушной разведки. Кроме того, эти данные передаются другим подразделениям, например Береговой охране пограничной службы ФСБ России, для

того, чтобы они смогли реализовать оперативную информацию с помощью ПСКР, находящихся в данном районе.

Ваша служба сравнительно молода, выходит, вы стояли практически у самых ее истоков?

Я пришел в отряд быстрого реагирования ДВТУ на должность главного инспектора в январе 1994 года. Тогда еще не было службы силового обеспечения, были отдельные подразделения оперативно-дежурной службы, таможенной охраны; морские, речные таможенные суда и вертолеты управлялись экипажами сторонних организаций. Это был период становления.

Из кого формировали экипажи морских, воздушных судов? Да и в СОБРе не может быть случайных людей.

Экипажи морских, речных и воздушных таможенных судов укомплектованы профессионально подготовленными сотрудниками таможенных органов. Их набор осуществляется, как правило, из числа военнослужащих Вооружённых сил России, для спецподразделений — из сотрудников, проходивших службу в особых подразделениях МВД, Минюста Российской Федерации. Стараемся подбирать людей, имеющих специальную профессиональную и хорошую физическую подготовку, а также психологическую устойчивость. И при этом у нас очень низкая текучка кадрового состава. Подразделения шести СОБРов, которые действуют в Камчатской, Сахалинской, Магаданской, Благовещенской, Хабаровской и Владивостокской таможнях, укомплектованы практически на 100 процентов.

ЮБИЛЕЙНАЯ ДАТА

15

Хочется отметить, что наши сотрудники после прохождения нескольких лет службы рассматриваются как ценный кадровый резерв, и если они уходят в другие подразделения таможни, то только с повышением.

Все операции, проведённые на море или на суше, демонстрируют высокую подготовленность сотрудников силовых подразделений.

Специальные мероприятия с применением вертолетов, морских и речных таможенных судов, действия при десантировании с воздушных судов, при высадке с морских судов на суда-нарушители, при остановке транспортных средств различными способами, применение оружия и спецсредств безусловно требуют от сотрудников профессионализма. И мы уделяем большое внимание боевой и специальной подготовке всех сотрудников — членов экипажей воздушных, морских и речных судов, сотрудников таможенной охраны и спецподразделений.

То есть сотрудники постоянно тренируются, сдают какие-то нормативы?

Наша повседневная работа связана именно с боевой и специальной подготовкой, которая направлена на решение конкретных задач. Первая задача — подготовка к тем ситуациям, в которых могут оказаться наши подразделения. Поэтому регулярно проводятся тренировки экипажей вертолетов и судов, занятия по огневой, десантной, штурмовой, специальной и физической подготовке. Вторая задача — обеспечить постоянную готовность сил и средств, чтобы морские, речные и воздушные суда и наши спец-

подразделения в любое время были готовы к их применению и обеспечению специальных мероприятий.

Вернемся к вопросу о кадровом составе. Есть люди, которых уже можно по праву назвать ветеранами?

Практически все сотрудники, которые проходят службу с 93-94-го годов, являются ветеранами таможенной службы. Например, заместитель начальника СОБРа Владивостокской таможни В.П. Рублев состоит в ветеранской организации. Лично у меня слово «ветеран» ассоциируется со словом «пенсионер», поэтому пока служу, так себя не называю.

Михаил Кимович, расскажите о ближайших перспективах развития вашей службы.

В настоящее время подразделения силового обеспечения в структуре ФТС России входят в правоохранительный блок и наша служебная деятельность неразрывно связана с деятельностью правоохранительных подразделений таможенных органов. Перед собой мы видим основную перспективу — совершенствование методов применения наших подразделений. Буквально несколько дней назад мы проводили специальные занятия по отработке действий при высадке на судно-нарушитель. Отрабатывались действия по высадке с вертолета на судно, которое не выполняет требования таможенных органов об остановке. Если перед нами будет поставлена задача о задержании судов, нарушающих таможенное законодательство, не только с моря, но и с воздуха — мы будем готовы к ре-

шению и такой проблемы. Кроме того, с этого года введена легководолазная подготовка. Сотрудники СОБРов готовятся по новой программе, которая значительно расширит наши возможности. А в прошлом году мы создали в СОБРах морские оперативно-боевые группы для выполнения специальных задач с применением морских судов. На вооружении этих групп находятся моторные резиновые лодки, что значительно расширило возможности спецподразделений.

Теперь о проблемах. Они есть всегда, нужно о них знать и решать по мере возможности.

Любое подразделение, которое проходит период становления, сталкивается с проблемными вопросами. На данный момент назрела необходимость увеличения численного состава наших подразделений, в первую очередь СОБРов, оснащения их более современным оружием, экипировкой, спецсредствами.

Но это всё рабочие вопросы, которые постепенно решаются. Нам бы хотелось, чтобы нас чаще привлекали к участию в специальных операциях и мероприятиях. Не зря же говорят, что железо без применения ржавеет, так и сотрудники — могут потерять свою квалификацию, если их деятельность будет сводиться только к боевой и специальной подготовке. Мы стараемся разрабатывать новые варианты служебных действий, которые могли бы пригодиться в силовом обеспечении деятельности таможенных органов.

Если же смотреть в целом, то анализ деятельности подразделений силового обеспечения таможенных органов Управления позволяет сделать вывод, что наша служба с поставленными в 2007 году задачами справилась и готова к выполнению новых, не менее сложных.

Беседовал С.Ю. Щедрин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.