ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37
Т.Г. Авдеева
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева, поддерживаемой Министерством образования и науки РФ: проект № 08/12 «Развитие профессионально-личностных компетенций студентов в инновационной среде педагогической практики педагогического университета»
В статье рассматривается проблема готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности в условиях сельской местности. Изменения в социально-экономическом развитии общества затрагивают молодежную среду и обостряют общеобразовательные проблемы на селе. В связи с этим возрастает потребность в подготовке педагогов, адаптированных к работе в сельских условиях, ориентация на формирование профессиональной готовности, положительного отношения к педагогической деятельности в сельских условиях.
Студенты, педвуз, профессиональная деятельность, готовность, образовательные учреждения, сельская местность.
The article considers the problem of pedagogical university students’ preparedness for professional work in the countryside. Changes in social and economic development of the society touch upon the youth and sharpen the educational problems in the country. Therefore the need for preparing the teachers adapted for work in rural conditions increases, as well as focus on formation of professional readiness and the positive attitude to pedagogical activity in the country do.
Students, pedagogical university, professional work, readiness, educational institutions, countryside.
Актуальность проблемы регионализации подготовки учителя для сельских школ обусловлена необходимостью ориентировать образовательную систему высшего образования на решение важной задачи общественно-политического и социально-экономического характера: обеспечение устойчивого развития системы образования на селе и, прежде всего, сельской школы как особого социального института, дающего базовое общее среднее образование более 35 % учащихся России, являющейся фактором стабильности, социального, экономического и культурного развития аграрного сектора Российской Федерации.
Педагогическая деятельность в условиях образовательных учреждений сельской местности давно признана как заметно отличающаяся от работы педагога в условиях города, так и обладающая существенным своеобразием. Важно заметить, что существует, с одной стороны, проблема готовности выпускников вузов и колледжей к профессиональной работе в условиях сельской местности, и, с другой стороны, проблема подготовки сельского педагога (М.П. Гурьянова, И.Н. Димура, Е.А. Зорина, В.А. Сласте-нин, Н.К. Сергеев, Г.Ф. Суворова, Р.М. Шерайзина и др.). Готовность - интегративная характеристика личности педагога-профессионала. Ее составляющими являются, как минимум, три базовых компонента: когнитивный, деятельностный (поведенческий), мотивационный. Готовность не возникает сама собою, а формируется в результате процессов обучения, воспитания, социализации личности и подвержена метаморфозам в ходе непосредственной педагогиче-
ской работы [3]. Когнитивный компонент готовности будущих специалистов к профессиональной педагогической деятельности в сельских образовательных учреждениях наполняется в данном контексте представлениями и знаниями о специфике педагогической работы в условиях сельской местности, о сельском образовательном учреждении как особом виде учебного заведения, о сельском образе жизни. Деятельностный (поведенческий) - представлен включенностью студентов в этот вид деятельности, их личным опытом, пробами. Мотивационный - характеризуется их интересами, желаниями, стремлениями, намерениями стать и быть сельским педагогом [2].
Экспериментальное исследование было направлено на выявление готовности студентов к педагогической деятельности в образовательных учреждениях села в период обучения в педагогическом вузе. В качестве основного диагностического инструментария исследования была использована анкета «Готовность студентов вуза к педагогической деятельности в сельском образовательном учреждении [4]. Условием опроса является анонимность, обеспечивающая искренность респондентов и, как следствие, большую достоверность полученных результатов. В анкетировании принимали участие студенты факультета физики, математики, информатики и естествознания Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Общее количество опрошенных - 43 респондента. Среди опрошенных 58 % считают себя жителями города,
42 % - сельской местности.
Рассмотрим полученные результаты. Предлагаемые анкетой варианты ответов на вопрос « Что является причинами / факторами, определившими Ваш выбор профессии педагога и обучения в педагогическом университете?» включали мотивы и факторы выбора респондентами профессионального педагогического образования, педагогического учебного заведения. Основным побудительным мотивом к педагогической профессии у студентов была «желание заниматься любимым предметом» - 62 % опрошенных, «любовь к детям» - 30 % и «пример учителя» выступил в качестве мотива у 8 % опрошенных.
Большая часть студентов (51 %) выбрали профес-
сиональную подготовку в педагогическом вузе по собственному желанию, 15 % респондентов стали
студентами вуза из-за «провала» при поступлении на другие профессии, 4 % - из-за невозможности получить желаемую профессию по разным обстоятельствам, «воля случая» являлась основой выбора у 30 % респондентов. Таким образом, значительная группа студентов - 49 % - изначально не была ориентирована на педагогическую профессию. Это свидетельствует о том, что существует слабая ориентация на педагогическую деятельность на этапе профессионального образования.
Следующие два вопроса анкеты направлены на выявление представлений студентов об особенностях педагогической деятельности и образе жизни сельского учителя (см. рис. 1).
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос:
«Какие преимущества имеет педагогическая деятельность и жизнь на селе?», %
Наиболее значимыми в количественном отношении являются преимущества:
- «экологически благоприятные условия, близость к природе» (63 %);
- «близость общения с детьми и сельским социумом» (57 %);
- «малочисленность состава учащихся» (61 %).
Менее значимы преимущества:
- «более спокойная образовательная и жизненная среда» (41 %);
- «большая, в сравнении с городом, свобода и самостоятельность педагога» (29 %);
- «сельский уклад жизни» (31 %);
- «отдаленность от контроля руководства» (9 %).
Респонденты считают близость к природе и более
благоприятную экологическую обстановку самым важным преимуществом педагогической работы и
жизни на селе. При дополнительных опросах и беседах со студентами было выявлено, что будущие специалисты данное преимущество рассматривают, в первую очередь, в профессионально значимом плане: как дополнительный образовательный и воспитательный ресурс, а только затем в отношении личного благополучия. Полученные результаты сравним с ответами на вопрос: «Какие трудности, проблемы Вы видите в педагогической деятельности и жизни на селе?» (см. рис. 2).
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос:
«Какие трудности, проблемы Вы видите
в педагогической деятельности и жизни на селе?» , %
На рис. 2 показатели ранжированы следующим образом. Высокую ранговую позицию имеют:
- «отдаленность культурных, профессиональных и досуговых центров» (75 %);
- «ограниченность, недостаточность профессиональных контактов» (69 %);
- «малочисленность состава учащихся и мало-комплектность общеобразовательных учреждений (ОУ) сельской местности» (42 %).
Следующие ранговые позиции занимают:
- «полифункциональность педагогической деятельности» (37 %);
- «большая открытость педагогического труда» (24 %);
- «повышенный «социальный контроль» со стороны односельчан» (25 %).
Наименьшее количество выборов получено:
- «сельский быт» (10 %);
- «сельскохозяйственный труд» (18 %).
Результаты анкетирования показывают, что студенты осознают неоднозначность «преимуществ» и «проблем» педагогической деятельности и жизни на селе. Например, такая характеристика сельской школы, как малочисленность состава учащихся, воспринимается будущими специалистами так: с одной стороны, малочисленность облегчает осуществление личностно-ориентированного и индивидуального подходов в образовании; с другой, она требует от учителя владения особыми методами и технологиями организации образовательного процесса. И в варианте «преимущество» и в варианте «проблема» этот фактор получил большое количество выборов и занял, в конечном итоге, третье место в обоих рейтингах.
Далее покажем представления студентов о содержании и формах подготовки к педагогической работе в сельских школах и жизни на селе в рамках образовательной программы вуза (см. рис. 3).
На рис. 3 представлено обобщенное мнение студентов о специальной подготовке к педагогической деятельности в сельских образовательных учреждениях в процессе профессионального образования. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 85 % респондентов утверждают: специальная подготовка к педагогической деятельности в условиях сельской местности нужна. Определенные представления студентов о содержании и формах подготовки к педагогической работе в сельских образовательных учреждениях и жизни на селе в рамках образовательной программы вуза отражают ответы на вопрос: «Какие специальные представления, знания, умения, навыки нужны для подготовки к работе в сельском образовательном учреждении?». Варианты ответов включают специфические «сельские» проблемы из области педагогической деятельности на селе и сельского образа жизни, формы подготовки -педагогические практики в условиях сельских образовательных учреждений, выезды для ознакомления и др. Респондентам также предлагается открытый ответ, где они могут высказать свои предложения по подготовке сельского педагога. Основные элементы содержания подготовки к педагогической деятельности в условиях сельской местности представлены на рис. 4.
■ нужна подготовка
■ не нужна подготовка
Рис. 3. Оценка необходимости специальной подготовки студентов к педагогической деятельности в образовательных учреждениях села, %
этнические особенности самообразование сельского педагога особенности деятельности, виды и краеведение культура села, народные традиции технологии обучения в малочисленной психологические особенности сельских
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Рис. 4. Основные элементы содержания подготовки к педагогической деятельности в ОУ сельской местности, %
На рисунке представлены основные специальные (специфические «сельские») вопросы и проблемы, по мнению студентов, которые следует включить в подготовку сельского педагога. Элементы содержания подготовки к педагогической деятельности в условиях сельской местности ранжированы следующим
образом. Наибольшее количество выборов получили показатели (элементы) подготовки:
- «психологические особенности сельских
школьников» (71 %);
- «технологии обучения в малочисленной и малокомплектной школе» (79 %);
- «особенности педагогической деятельности, виды (модели) СОУ» (69 %);
- «культура села, народные традиции» (62 %).
Далее следуют:
- «самообразование сельского педагога» (55 %);
- «этнические особенности сельских жителей, эт-нопедагогика» (49 %);
- «краеведение» (45 %).
В итоге из проблемных вопросов деятельности сельской школы и сельского педагога приоритеты отданы изучению особенностей методик обучения и воспитания, технологий обучения в малочисленной и малокомплектной сельской школе, особенностям образовательного процесса в различных видах (моделях) сельских образовательных учреждений.
Анализируя полученные данные, представленных выше, можно сделать вывод о сформированности когнитивного и деятельностного компонентов готовности к педагогической деятельности в сельских образовательных учреждениях, выдвинуть предположения о состоянии ее мотивационного компонента. В исследованиях доказано, что именно мотивационный компонент готовности является самым важным в формировании подготовки к профессиональной деятельности в условиях села и проявляется, прежде всего, в жизненно значимом самоопределении относительно места трудоустройства по окончании вуза -в поступке выбора судьбы сельского педагога [3].
В анкету также были включены вопросы, направленные на изучение мотивационных характеристик готовности потенциальных сельских педагогов (см. рис. 5).
в городе в селе не собираюсь быть
Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос:
«Где бы Вы хотели работать педагогом?», %
Ответы студентов на данный вопрос показывают, что большая часть будущих специалистов выбирает педагогическую деятельность в городской школе, меньшая - в сельской. Значительна и группа студентов, не планирующих в будущем заниматься педагогическим трудом.
Следующий вопрос анкеты: «Как Вы отнесетесь к предложению работать в сельском образовательном учреждении?» был введен с целью выяснения:
насколько решение «идеальной» ситуации, основанной на желании респондента, совпадет / не совпадет с поступком самоопределения в возможной жизненной ситуации (см. рис. 6).
40%
35%
30%
25%
20%
15%
1(ЮЙ
5%
о%
Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы отнесетесь к предложению работать в сельском образовательном учреждении?», %
Результаты исследования подтверждают, что значительная часть опрашиваемых (36 %) не определилась с выбором, 6 % респондентов склонны к отрицательному решению, следовательно, мотивационно не готовы к педагогической деятельности в сельской школе.
Таким образом, результаты исследования доказывают необходимость поиска способов разрешения противоречий между потребностью села в учительских кадрах в новых социально-культурных, экономических условиях и недостаточным учетом этой потребности в педагогическом процессе вуза.
Литература
1. Гурьянова, М.П. Стартовые позиции и жизненные ценности выпускников сельских школ / М.П. Гурьянова. -М., 2007.
2. Димура, И.Н. Сельский учитель: Проблемы становления / И.Н. Димура. - Л., 1991.
3. Ефлова, З.Б. К вопросу подготовки сельского педагога в системе профессионального образования / З.Б. Ефлова // Сборник материалов межрегиональной науч.-практ. конференции «Сельская школа России на этапе модернизации: образовательный потенциал, перспективы развития» ПетрГУ. - Петрозаводск, 2008.
4. Ефлова З. Б. Подготовка педагогов для сельских школ / З.Б. Ефлова // Справочник руководителя сельской школы. - 2006. - № 10. - С. 16 - 27.
5. Мир российского села / под ред. М. П. Гурьяновой. - М., 2006.
УДК 378.147
Ю.Ю. Бочарова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: О ПРЕДМЕТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ РУКОВОДСТВ ПО ПРАКТИКЕ)
Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева, поддерживаемой Министерством образования и науки РФ: проект № 08/12 «Развитие профессионально-личностных компетенций студентов в инновационной среде педагогической практики педагогического университета»
В статье представлен сравнительный анализ руководств по организации практики одиннадцати университетов Англии, Шотландии, Ирландии, Канады. Соотношение с российским опытом проводится на основе идей практического обучения, практического знания, субъектности учебно-профессиональной деятельности. Автор определяет доминирующие тенденции в развитии практического обучения студентов - будущих педагогов за рубежом и соотносит с векторами развития отечественной теории и практики профессионального педагогического образования. Профессиональное сознание и профессиональное поведение становятся приоритетом в определении предмета практического обучения в вузе.
Профессиональное образование, профессиональное сознание, профессиональное поведение, профессиональная деятельность, будущие педагоги, практика.
This article presents a comparative analysis of the guides on practice organization at 11 universities in England, Scotland, Ireland, and Canada. Relation to the Russian experience is based on the ideas of practical education, practical knowledge, and subjectivity of educational activity. The author defines the dominant trends in practical training of students - future teachers abroad and correlates with the vectors of the domestic theory and practice of professional pedagogical education. Professional consciousness and professional conduct are considered to be the priority in determining the subject of practical training at the university.
Professional education, professional consciousness, professional conduct, professional activity, practice, future teachers.
Изменения реальности школьной жизни, вызванные переходом на новые федеральные государственные стандарты, отражаются на инициации научных поисков в области профессионального образования
педагогов. Компетентностный подход к проектированию содержания образования в вузе требует соответствующего пересмотра организации учебной и производственной практики.