ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2024, № 02 (февраль) Раздел 5.8. Педагогика
ART 241020 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11020 УДК 37.012
Готовность студенческой молодежи к вожатской деятельности: современный взгляд
Readiness of student youth for camp counselor activities: a modern view
Автор статьи
L
Author of the article
Кулаченко Марина Петровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», г. Орел, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0009-0001-5764-0661
Marina P. Kulachenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Orel State University named after I. S. Turgenev, Orel, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0001-5764-0661
Конфликт интересов
I
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Кулаченко М. П. Готовность студенческой молодежи к вожатской деятельности: современный взгляд // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 02. - С. 114-125. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241020.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11020
M. P. Kulachenko, Readiness of student youth for camp counselor activities: a modern view // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 02. -P. 114-125. - URL: https://e-kon-
cept.ru/2024/241020.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11020
Поступила в редакцию Received 24.11.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.12.23
Принята к публикации Accepted for publication 29.12.23 Опубликована Published 29.02.24
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Кулаченко М. П., 2024
Аннотация
Abstract
L
В статье рассматривается понятие профессиональной готовности к деятельности в системе современного психолого-педагогического знания как сложное, многомерное, интегративное понятие. Актуальность исследования объясняется введением в декабре 2018 года профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» и внесением поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ), изменивших представление о вожатской деятельности от развлекательной к образовательной, содержание профессиональной подготовки, место и функции вожатого в педагогическом сообществе детского лагеря. Изменение характера профессиональной деятельности влечет изменения в понимании и содержании профессиональной готовности вожатого. Методологической основой исследования являются положения философского и аксиологического подходов о человеке как субъекте, личности и индивидуальности; о природе и сущности человеческой деятельности; о человеке как высшей ценности. Цель статьи состоит в рассмотрении сущности профессиональной готовности, выявлении уровня готовности и причин неготовности студенческой молодежи к вожатской деятельности. Ведущими методами исследования проблемы выступают теоретический анализ и эмпирические данные, полученные методом анкетирования. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в том, что в ней представлены различные мнения о сущности профессиональной готовности в психолого-педагогической литературе, показаны виды готовности (общая, временная, ситуационная); дано определение понятия «профессиональная готовность» с позиций различных подходов (функциональный, процессуальный, результативный). Представлено авторское понимание сущности и структуры готовности к вожатской деятельности как совокупности компонентов: мотивационного, физического и специального (профессионального), эмоционально-волевого. Раскрывается содержание каждого из компонентов, обращается внимание на недостатки. Автор приходит к выводу, что в процессе подготовки вожатого детского лагеря необходимо выявить наиболее слабые и недостаточно развитые структурные компоненты готовности, чтобы целенаправленно воздействовать на них.
The article considers the concept of professional readiness for activity in the system of modern psychological and pedagogical knowledge as a complex, multidimensional, integrative concept. The relevance of the study is explained by the introduction of the professional standard "Specialist involved in the organization of the children's collective activities (counselor)" in December 2018 and amendments to the Law "On Education in the Russian Federation" (dated December 29, 2012 N 273-FL) that changed the idea of counselor activities from entertainment to educational, the content of professional training, the position and functions of the camp counselor in the pedagogical community of the children's camp. Changing the nature of professional activity entails changes in the understanding and content of the professional training of the camp counselor. The methodological basis of the study is provided by the tenets of philosophical and axiological approaches about a man as a subject, person and individual; about the nature and essence of human activity; about a man as the highest value. The purpose of the article is to consider the essence of professional readiness, to identify the level of readiness and the reasons for unpreparedness of student youth for camp counselor activities. The leading methods for the study of the problem are theoretical analysis and empirical data obtained by the questionnaire method. The theoretical and practical significance of the article lies in the fact that it presents different opinions about the essence of professional readiness in the psychological and pedagogical literature, shows the types of readiness (general, temporary, situational); defines the concept of "professional readiness" from the position of various approaches (functional, procedural, effective). The article gives author's understanding of the essence and structure of readiness for camp counselor activity as a set of components: motivational, physical and special (professional), emotional and volitional. The content of each of the components is revealed, attention is drawn to the shortcomings. The author comes to the conclusion that it is necessary to identify the weakest and insufficiently developed structural components of readiness in the process of training a children's camp counselor in order to purposefully influence them.
Ключевые слова
Key words
вожатская деятельность, готовность к профессиональной деятельности, виды готовности, готовность к самореализации в вожатской деятельности, причины неготовности
Благодарности
camp counselor activity, readiness for professional activity, types of readiness, readiness for self-realization in camp counselor activity, reasons for unpreparedness
Acknowledgements
Автор выражает благодарность Валерию Николаевичу Костину, президенту Международного содружества лагерей (2008-2014 годы), основателю ООО «А-тур» (г. Москва), человеку-легенде в индустрии детского отдыха, знающему буквально все о детском отдыхе и оздоровительных лагерях не только в России, но и за рубежом, который делает все, чтобы мы могли гордиться достижениями отечественной педагогики, чтобы о нашем опыте узнавали во всем мире; а также выражает благодарность активным участникам Международного содружества лагерей (ICF) Gwen Powell, PhD, Clemson University, Alexia Sideri, owner and director of Delphicamp Summer Children's Camp, member of the International Community of Camps (ICF), since 2020 responsible for international communications in ICF, member of the organizing Committee of the XII International Congress of Camps, Greece.
The author expresses her gratitude to Valery N. Kostin, President of the International Community of Camps (20082014), founder of A Tour LLC (Moscow), a legend in the children's recreation industry, who knows literally everything about children's recreation and health camps not only in Russia, but also abroad, who does everything so that we can be proud of the achievements of domestic pedagogy, so that our experience is known all over the world; and also expresses gratitude to the active participants of the International Community of Camps (ICF) Gwen Powell, PhD, Clem-son University, Alexia Sideri, owner and director of Delphicamp Summer Children's Camp, member of the International Community of Camps (ICF), since 2020 responsible for international communications in ICF, member of the organizing Committee of the XII International Congress of Camps, Greece.
Введение / Introduction
В декабре 2018 года вступил в силу профессиональный стандарт «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» [1], и во-жатство из хобби перешло в статус профессии. До внесения поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3) [2] целью лагерей была организация детского отдыха, а главной задачей вожатого - делать отдых детей нескучным. С вхождением лагерей в систему дополнительного образования изменяется цель их деятельности (в Законе она обозначена как «образовательно-оздоровительная»). Следовательно, вожатый теперь должен не развлекать детей, а заниматься их образованием (воспитанием, развитием и т. д.). Другими словами, деятельность работников лагеря стала носить педагогический характер.
Современные экономические условия, возникшее новое направление в экономике - «индустрия детского отдыха» - диктуют новые требования к профессиональной ориентации, профессиональной готовности и процессу подготовки по профессии «вожатый» [3]. Готовность вожатого к профессиональной деятельности становится одной из центральных категорий подготовки к профессии, объясняющей и описывающей внутреннюю психическую реальность, выступает связующим звеном между «психическим состоянием» и «психическим процессом».
Обзор литературы / Literature review
Словарь С. И. Ожегова определяет готовность как «согласие что-либо делать» или как «состояние, способность выполнять определенные действия, задания» [4].
В современной психолого-педагогической литературе представлены различные мнения о сущности профессиональной готовности.
Н. Д. Левитов пишет, что готовность выступает результатом подготовки к деятельности определенного рода и расценивается как «пригодность или непригодность человека к исполнению данной работы, как наличие или недостаток у него необходимых для данной работы способностей...» [5].
В целостном состоянии готовности выделяют три ее различных вида (по М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович) [6]: «.заблаговременная (общая или длительная); временная (на данный момент); ситуативная (настроенность действовать в данной ситуации, с учетом имеющихся условий).» [7]
С позиции психологии профессиональная готовность понимается как «сложное и динамичное образование, которое в процессе формирования рассматривается как личностное качество или как психическое состояние.» [8].
Анализ понятия «профессиональная готовность» с позиций различных подходов позволяет говорить, что учеными рассматриваются следующие дефиниции: «.. .активизация всех психических функций и уровень работоспособности перед началом деятельности...» (функциональный подход, Е. П. Ильин, В. А. Алаторцев, Н. Д. Левитов и др.); «.степень развития общих и специальных способностей в процессе обучения.» (процессуальный подход, В. Д. Шадриков) [9]; «.профессиональная зрелость личности, которая проявляется в сферах: потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой и когнитивной.» (результативный подход, А. П. Чернявская) [10].
Если обобщить различные научные контексты, готовность к деятельности, в том числе и вожатской, следует понимать, как «сложное, целостное личностное образование, в состав которого включаются: морально-волевые качества личности, социально
значимые мотивы, практические умения и навыки, профессиональные знания, общетрудовые навыки и умения, <...> психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности.» [11].
Таким образом, «человек готовый к деятельности, настраивается на определенное поведение, на совершение действий, направленных на достижение цели.» [12].
Каждая деятельность уникальна, поэтому структура профессиональной готовности к конкретной деятельности должна изучаться специально и может быть специфичной не только по содержанию, но и по структуре входящих в нее компонентов. Структура готовности к вожатской деятельности, на наш взгляд, включает совокупность компонентов: мотивационный, физический, специальный (профессиональный: понимание обязанностей, задач, оценки их значимости, знание средств достижения цели, представление о вероятных изменениях ситуации и др.), эмоционально-волевой (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление, мобилизация сил, преодоление страхов и др.). Другими словами, в содержание понятия готовности включаются такие составляющие, как потребность, способность и решимость.
Научная психология считает, что «ядром» психологической готовности является мотивационная готовность, так как вне мотива и смысла невозможна ни одна деятельность и проблема психологической готовности может быть полностью сведена к мо-тивационному компоненту. На роль мотивации в профессиональной готовности указывают Ц. Хань, Х. Инь, говоря о том, что проблема нехватки педагогов кроется именно в мотивации: «Администраторам полезно определить, как привлечь потенциальных педагогов и как удержать их в педагогической деятельности» [13].
Психологическая готовность - это комплексная, интегральная характеристика психологического содержания субъекта, поэтому точно определить ее границы весьма непросто. Психологическая готовность - это «определенный уровень ценностных ориентаций» (В. А. Ядов) [14]; «отношение к деятельности» (В. Н. Мясищев) [15]; «готовность как установка к определенной форме реагирования» (Д. Н. Узнадзе) [16].
Вопросы формирования психологической готовности вожатых к работе в организациях отдыха детей и их оздоровления еще досконально не исследованы.
Эмоционально-волевая готовность вожатого к профессиональной деятельности представляет собой комплексное образование (психическое состояние личности), включающее в себя «способность распознавать и управлять эмоциями, эмоциональную гибкость, устойчивость, высокий уровень эмоционального интеллекта.» [17], «адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера.» [18]; «выражается в самостоятельности в выборе целей и педагогических технологий, способности сознательно управлять собственными действиями, состояниями и мотивами в различных педагогических ситуациях.» [19]; получение удовольствия от работы и обучения [20]. Эмоционально-волевая готовность во многом определяет индивидуальный стиль и конкретные проявления активности вожатого.
Первоначальным капиталом молодого человека, который приходит в детский лагерь, в вожатскую деятельность, должны быть «юношеский задор, энтузиазм, креативность и выносливость.» [21]. Подводя итоги летней оздоровительной кампании 2022 года на сессии Академии 1СБ, работодатели из детских лагерей разных стран мира (Канада, Венесуэла, Вьетнам, США, Монако, Греция и др.) обращали внимание на такие недостатки профессиональной готовности вожатого, как недостаточно развитые коммуникативные навыки и организаторские умения, толерантность, лидер-
ские качества, связывая их с профессиональной неопытностью, и недостаточную выносливость вожатых (выносливость физических нагрузок и нервно-психическая устойчивость). Так, А. Сидери (владелица и директор летнего детского лагеря Delphicamp, Греция) пишет, что спрос на детские лагеря очень высок, многие из них принимают на отдых «иностранных детей», практикуется обмен вожатыми [22]. В США наблюдается проблема укомплектования детских лагерей кадрами [23], лагеря прилагают усилия, чтобы найти достаточное количество сотрудников и должным образом обучить их [24], в подготовке вожатых планируется пересмотреть стандарты работы, использовать семинары, тренинги и другие обучающие мероприятия [25]. Ж. Брандт и М. Э. Арнольд провели исследование, в котором доказали, что работа вожатым в лагере оказывает долгосрочное положительное влияние на жизнь участников, развивает у них необходимые социальные навыки. Ими отмечены низкие оценки в областях знаний вожатых о развитии ребенка и о том, как справляться с чрезвычайными ситуациями [26]. При подготовке вожатых рекомендуется использовать модель комплексного обучения студентов лидерству, разработанную Д. Рикеттсом и Р. Д. Раддом [27].
Профессиональный подход к подготовке вожатых наблюдается в ряде зарубежных стран. Так, в США организовано сообщество профессионалов лагерей - Американская ассоциация лагерей (ACA), которая курирует лагерные программы, обеспечивая им высокое качество, формирует общественное мнение о ценности опыта, получаемого ребенком в лагере, привлекает к работе в лагере молодежь, взрослых из всех социальных, культурных и экономических групп [28]. Актуальным пособием для подготовки к работе с детьми является книга Д. Элкинда, в которой автор обращает внимание на трудности взросления ребенка, описывая возраст детей, принимаемых на отдых в детские лагеря [29].
Исследование, проведенное А. С. Назаровой и Д. В. Ивановым, показывает, что из всех специальных (профессиональных) компонентов готовности вожатых к деятельности в детском оздоровительном лагере менее всего сформированными оказались лидерские способности и организаторские умения [30]. Работодатели отмечают, что «вожатым, принимаемым на работу в детские оздоровительные лагеря России, недостает компетентности, организаторской культуры, психологической устойчивости, рефлексии, а также умения работать в кризисных и экстремальных условиях» [31].
Таким образом, проблема готовности молодежи к самореализации в вожатской деятельности актуальна не только в России, но и в зарубежных странах. Задача поиска путей совершенствования подготовки вожатых может быть решена совместными усилиями ученых и практиков по всему миру.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической основой исследования являются положения философского и аксиологического подходов о человеке как субъекте, личности и индивидуальности; о природе и сущности человеческой деятельности; о человеке как высшей ценности.
База исследования: группы студентов второго курса, изучающие дисциплину «Основы вожатской деятельности». Выборка респондентов: 198 чел., возраст 19-20 лет. Самодиагностика проводилась по итогам изучения курса, использовалась авторская анкета полярного типа (шкала оценивания от 0 до 10 баллов).
Инструкция. Ответьте письменно на вопросы. Укажите позицию, соответствующую вашему мнению, выделив ее среди других.
Вопросы:
1. По 10-балльной шкале оцените личностную траекторию освоения учебной дисциплины «Основы вожатской деятельности» как средства подготовки к работе вожатым в лагере.
После прохождения курса вы:
1 - совсем не подготовлены к работе в лагере.
2 - скорее не подготовлены, чем подготовлены к работе в лагере.
3 - в незначительной степени теоретически подготовлены.
4 - фрагментарно представляете работу в лагере, но не готовы к самореализации в ней.
5 - имеете общепринятое (бытовое) представление о работе в лагере и считаете, что этого достаточно для работы вожатым.
6 - вожатскую деятельность представляете лишь теоретически без владения практическими умениями.
7 - получили полное представление о вожатской деятельности, но сомневаетесь, что сумеете реализовать знания на практике.
8 - имеете достаточно знаний и умений, морально подготовлены к работе в лагере.
9 - получили не только знания и умения, но и мотивационный стимул к работе вожатым в лагере.
10 - получили полное представление о вожатской деятельности (овладели теорией и практикой), мотивированы к самореализации в ней.
2. По 10-балльной шкале оцените свою готовность к самореализации в вожатской деятельности, где
0 - отсутствие готовности.
1 - отсутствие интереса к вожатской деятельности.
2 - слабо выраженный интерес к вожатской деятельности.
3 - отсутствие мотивации, стимулов.
4 - неготовность к самореализации в деятельности.
5 - готовность 50/50 (сомнение в готовности к самореализации в вожатской деятельности).
6 - фрагментарная готовность (теоретически готовы, но не хватает моральной, мотивационной, практической готовности).
7 - мотивированы к работе с детьми, но ощущаете недостаточность теоретических знаний, практических умений, способностей.
8 - подготовленность присутствует, но не хватает решимости к самостоятельным действиям.
9 - готовы попробовать себя в новом качестве.
10 - полная готовность к самореализации в вожатской деятельности.
3. В чем проявляется ваша неготовность к работе в лагере? Укажите одну или несколько причин:
1 - неуверенность в себе.
2 - отсутствие опыта трудовых отношений и трудовой деятельности.
3 - недостаточно знаний и умений.
4 - страх перед управлением отрядом детей.
5 - некоммуникабельность.
6 - страх вхождения в новый коллектив.
7 - боязнь брать на себя ответственность за детей.
8 - нежелание выходить из «зоны личного комфорта».
9 - боязнь возникновения и самостоятельного решения сложных ситуаций.
10 - неготовность к принятию разочарований в вожатской деятельности.
11 - состояние здоровья, низкий уровень выносливости физических нагрузок.
12 - осознание непрестижности труда и должностного статуса вожатого.
13 - отрицательные эмоции от нахождения в лагере в детстве.
14 - что-то еще.
4. Завершите предложение, выбрав один-два варианта ответа из предложенных.
В процессе подготовки к работе вожатым для меня является важным:
а) формирование мотивации к вожатской деятельности;
б) развитие необходимых профессиональных и личностных качеств;
в) развитие коммуникативных умений;
г) формирование ориентации на совместную деятельность, желание работать в команде;
д) формирование готовности решать сложные функциональные задачи, проблемы;
е) умение осуществлять деловое сотрудничество [32].
Результаты исследования / Research results
Целью нашего исследования было выявление уровня готовности и причин неготовности молодежи к вожатской деятельности.
Результаты опроса показывают, что 31,3% респондентов получили не только знания, но и мотивационный стимул (интерес, желание) к работе вожатым в лагере (по шкале - 9 баллов), 22,2% получили полное представление о вожатской деятельности (овладели теорией и практикой), мотивированы к самореализации в ней (по шкале -10 баллов), 21,2% вожатскую деятельность представляют лишь теоретически, без достаточного владения практическими умениями, поэтому сомневаются в успешной самореализации (по шкале - 7 баллов), 20,7% морально подготовлены к работе в лагере (по шкале - 8 баллов). Таким образом, 95,4% студентов положительно оценивают личностную траекторию освоения учебной дисциплины (по шкале от 7 до 10 баллов). Наглядно это представлено в гистограмме (см. рис. 1).
Самооценка личностной траектории подготовки к вожатской деятельности
■ Мотивационная готовность _ Полная готовность
— Теоретическая готовность _ Морально подготовлены
■ Общее представление ■ Не подготовлены
Рис. 1. Распределение респондентов по показателю самооценки личностной траектории подготовки
к вожатской деятельности
Свою готовность к самореализации в вожатской деятельности 21,7% студентов оценивают как 50/50 (по шкале - 5 баллов), что трактуется как сомнение в готовности к самореализации, у 21,2% присутствует желание работать с детьми, но активному
включению в деятельность мешает недостаточность теоретических знаний и практических умений (по шкале - 7 баллов); у 17,7% подготовленность оценивается положительно, но не хватает решимости к самостоятельным действиям (по шкале - 8 баллов); у 13,1% регистрируется фрагментарная готовность, когда теоретически готов, но не хватает моральной, мотивационной, практической готовности (по шкале - 6 баллов); 9,1% готовы пробовать себя в новом качестве (по шкале - 9 баллов); 8,1% выражают полную готовность к самореализации в вожатской деятельности (по шкале - 10 баллов); 8,6% (по шкале от 0 до 4 баллов) в определенной степени считают себя не подготовленными к вожатству, объясняя это отсутствием или слабо выраженным интересом к вожатской деятельности, отсутствием стимулов, мотивации, неготовностью к самореализации. Таким образом, несмотря на высокую положительную оценку освоения содержания курса «Основы вожатской деятельности», по его окончании лишь 17,2% студентов готовы к активной самореализации в командной работе детско-взрос-лого сообщества лагеря (по шкале - 9, 10 баллов). Наглядно это представлено в гистограмме (см. рис. 2).
25
Самооценка готовности к самореализации в вожатской деятельности
■ Не готовы ■ Отсутствие интереса - Слабо выраженный интерес
— Отсутствие мотивации ■ Неготовность к самореализации ■ 50/50 - сомнение в готовности
■ Фрагментарная готовность ■ Средняя степень готовности ■ В большей степени подготовлен
■ Высокая готовность ■ Максимальная готовность
Рис. 2. Распределение респондентов по показателю самооценки готовности к самореализации
в вожатской деятельности
Проведенное исследование позволило выявить причины неготовности к работе вожатым в лагере. В большей степени она связана с недостаточностью профессиональной подготовки к деятельности, во-вторых, с мотивацией, в-третьих, с личностными детерминантами. Молодежь, прежде всего, не готова брать на себя ответственность за детей (44,9% ), испытывает страх перед управлением отрядом детей (33,8%), что представляется как профессиональная непригодность, во-вторых, отсутствие опыта трудовой деятельности и трудовых отношений (42,9%), в-третьих, состояние здоровья, низкий уровень выносливости физических нагрузок (16,7%) - существенные препятствия для включения в работу.
Актуальными компонентами неготовности являются: неуверенность в себе (15,7%), недостаточность знаний, умений, жизненного опыта (14,6%), неготовность к принятию самостоятельных решений в сложных ситуациях (13,6% ), к принятию разочарований в вожатской деятельности (11,6%).
Демотиваторами выступают нежелание выходить из «зоны личного комфорта» (7,1%), осознание непрестижности труда и должностного статуса вожатого (7,1%), страх вхождения в новый коллектив (4,5%).
Отметим, что процесс взросления молодежи за последние 10-20 лет претерпел изменения. Сегодня молодежь в возрасте 19-20 лет по уровню ответственности, самостоятельности, работоспособности, коммуникабельности, скорее, соответствует 14-16-летним подросткам в классическом варианте психологии возраста. Они готовы общаться, играть, развлекать детей, отдыхать вместе с ними, но не решать их проблемы, конфликты, преодолевать кризисы, терпеть капризы и прочее. Незрелость студенческой молодежи, несамостоятельность в профессиональной деятельности, привычка полагаться на то, что кто-то более опытный должен решать проблемы и нести ответственность за принятые решения, - всё это нашло отражение в профстан-дарте «вожатый», в котором указывается, что все свои трудовые действия вожатый согласовывает с педагогическим работником и выполняет их под его руководством. Но будни вожатской деятельности свидетельствуют о том, что это требование не может неукоснительно исполняться во всех детских лагерях по разным причинам: дефицит работников с педагогическим образованием, несогласованность действий в команде, неэффективное партнерство, лишение вожатого инициативы, дублирование функций при большом объеме работы и т. д.
На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации является возрождение педо-трядовского движения, позволяющего молодежи взрослеть, и вузовская подготовка по профессии «вожатый» в модуле «Основы вожатской деятельности», обеспечивающая комплексную психолого-педагогическую готовность. Подготовка в «Школе вожатых» соответствует профессиональному стандарту, но в реальной картине лагерной смены показывает свою недостаточность.
Заключение / Conclusion
Таким образом, приходим к следующим выводам:
1) профессиональную готовность следует рассматривать комплексно как психологическую функцию, процесс и результат обучения;
2) готовность к профессиональной деятельности - целостный личностный феномен; это сложная, интегральная характеристика психологического содержания субъекта, поэтому очень сложно точно определить ее границы;
3) готовность к вожатской деятельности многокомпонентна и включает в себя потребность, способность и решимость совершать профессиональные действия;
4) «ядром» психологической готовности является мотивационная готовность -наличие определенного внутреннего состояния, мобилизующего организм к действию (источник активности вожатого);
5) эмоционально-волевая готовность во многом определяет индивидуальный стиль и конкретные проявления активности вожатого;
6) практики во всем мире «болевыми точками» готовности вожатых считают неразвитость коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, низкий уровень переносимости физических нагрузок и недостаточную нервно-психическую устойчивость;
7) проведенное исследование подтвердило предположение о необходимости комплексной готовности вожатого (целостности). Наличие интереса к вожатству (мотивация), достаточность теоретических знаний и практических умений (способность)
при недостаточной решительности (эмоционально-волевой компонент) не дают желаемого результата - готовности к самореализации в профессиональной деятельности;
8) при подготовке вожатого необходимо выявлять наиболее слабые и недостаточно развитые структурные компоненты, чтобы целенаправленно воздействовать на них.
Ссылки на источники / References
1. Профессиональный стандарт «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)». - URL: https://docs.cntd.ru/document/552131571?ysclid=lpcg34wfrw194442741.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ). - URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617?ysclid=lpcg2pawv8645836238
3. Камнев А. Н., Манукян Е. Л., Белухина Е. В. Детский лагерь - подбор и подготовка кадров. История и современность // Народное образование. - 2019. - № 2. - С. 71.
4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - М.: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. - 1376 с.
5. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - С. 221.
6. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 175 с.
7. Грачев Ю. А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 4 (52). - С. 172.
8. Орехова И. Л., Тюмасева З. И., Быстрай Е. Б. Профессиональная подготовка будущих педагогов к оздоровительно-воспитательной работе с детьми в летних лагерях // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2021. - № 4 (164). - С. 116.
9. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. - 318 с.
10. Завоеванная Н. С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятия и подходы к изучению // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2014. - № 11. - С. 9-10.
11. Ильин С. С. Психологическая готовность к управленческим профессиям и ее диагностика // Прикладная психология. - 1999. - № 4. - С. 11.
12. Осипова Т. П. Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию как основа профессиональной компетентности: направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки: география: метод. пособие. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. - С. 13.
13. Han J., Yin H., Boylan M. Teacher motivation: Definition, research development and implications for teachers // Cogent Education. - 2016. - Vol. 3 (1). - Р. 2. DOI: 10.1080 /2331186X.2016.1217819
14. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. - 2-е расширенное изд. - М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.
15. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / под ред. А. А. Булаева. - Воронеж: Институт практической психологии; НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
16. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси: Изд-во АН ГрузССР, 1961. - 210 с.
17. Кажарская О. Н., Кондрашихина О. А., Медведева С. А. Эмоционально-волевая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов разных курсов обучения // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - Ч. 2. - № 3 (93). - С. 64.
18. Тихомирова Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 7.
19. Батюта М. Б., Сидорина Е. В. Особенности волевой готовности первокурсников к педагогической профессии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7-2. - С. 326.
20. Warwas J., Helm C. Enjoying working and learning in vocational education: a multilevel investigation of emotional crossover and contextual moderators // Empirical Research in Vocational Education and Training. - 2017. -Vol. 9 (1). - Р. 11. DOI: https://doi.org/10.1186/s40461-017-0055-2.
21. Сайфина А. А. Вожатство как первая ступень профессиональной подготовки педагогов // Народное образование. - 2019. - № 2 (1473). - С. 77.
22. Сидери А. Летние лагеря для детей в Греции // Народное образование. - 2023. - № 2. - С. 179-181.
23. Пауэлл Г. Краткий обзор лагерной индустрии в Соединенных Штатах Америки // Народное образование. -2023. - № 2. - С. 182-183.
24. Джоргенсон Д. Лагеря в Канаде // Народное образование. - 2023. - № 2. - С. 184-185.
25. Самбрано С. Лагеря в Венесуэле // Народное образование. - 2023. - № 2. - С. 186-187.
26. Brandt J., Arnold M. E. Looking Back, the Impact of the 4-H Camp Counselor Experience on Youth Development: A Survey of Counselor Alumni // Journal of Extension. - 2006. - Vol. 44. - No. 6. - Р. 11.
27. John C. Ricketts Rick., Rudd D. A Comprehensive Leadership Education Model to Train, Teach, and Develop Leadership in youth // Journal of Career and Technical Education. - 2002. - September. - Р. 7-17.
28. American Camping Association. Camp Standards With Interpretation for the Accreditation of Organized Camps. Martisville. - INA American Camping Association, 1984. - Р. 9.
29. Elkind D. The hurried child. - Camping Magazine, 1985. - Р. 25-26.
30. Назарова А. С., Иванов Д. В. Формирование психологической готовности вожатого к работе в детском оздоровительном лагере // Бюллетень науки и практики. - 2020. - Т. 6. - № 3. - С. 501.
31. Камнев А. Н., Манукян Е. Л., Белухина Е. В. Детский лагерь - подбор и подготовка кадров. История и современность. - С. 71.
32. Кулаченко М. П. Основы вожатской деятельности. Практикум: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 293 с.
1. Professional'nyj standart "Specialist, uchastvuyushchij v organizacii deyatel'nosti detskogo kollektiva (vozhatyj)" [Professional standard "A specialist involved in the organization of the activities of the children's collective (counselor)"]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/552131571PysclidHpcg34wfrw194442741 (in Russian).
2. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ) [Federal Law "On Education in the Russian Federation" (dated December 29, 2012 No. 273-FL)]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902389617PysclidHpcg2pawv8645836238 (in Russian).
3. Kamnev, A. N., Manukyan, E. L., & Beluhina, E. V. (2019). "Detskij lager' - podbor i podgotovka kadrov. Istoriya i sovremennost'" [Children's camp - recruitment and training of personnel. History and present time], Narodnoe obrazovanie, № 2, p. 71 (in Russian).
4. Ozhegov, S. I. (2012). Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language], 28-e izd., pererab., Mir i Obrazovanie, ONIKS, Moscow, 1376 p. (in Russian).
5. Levitov, N. D. (1964). O psihicheskih sostoyaniyah cheloveka [About human mental conditions], Prosveshchenie, Moscow, p. 221 (in Russian).
6. D'yachenko, M. I., & Kandybovich, L. A. (1976). Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nost [Psychological problems of readiness for activity], Izd-vo BGU, Minsk, 175 p. (in Russian).
7. Grachev, Yu. A. (2011). "Ponyatie "gotovnosti k deyatel'nosti" v sisteme sovremennogo psihologo-pedagog-icheskogo znaniya" [The concept of "readiness for activity" in the system of modern psychological and pedagogical knowledge], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, № 4 (52), p. 172 (in Russian).
8. Orekhova, I. L., Tyumaseva, Z. I., & Bystraj, E. B. (2021). "Professional'naya podgotovka budushchih pedagogov k ozdorovi-tel'no-vospitatel'noj rabote s det'mi v letnih lageryah" [Professional training of student teachers for health-improving and educational work with children in summer camps], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstven-nogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, № 4 (164), p. 116 (in Russian).
9. Shadrikov, V. D. (1996). Psihologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka [Psychology of human activity and abilities]: ucheb. posobie dlya vuzov, 2-e izd., pererab. i dop., Izd. korporaciya "Logos", Moscow, 318 p. (in Russian).
10. Zavoevannaya, N. S. (2014). "Professional'naya gotovnost': kratkaya istoriya, osnovnye ponyatiya i podhody k izucheniyu" [Professional readiness: a brief history, basic concepts and approaches to study], Nauka. Mysl': el-ektronnyj periodicheskij zhurnal, № 11, pp. 9-10 (in Russian).
11. Il'in, S. S. (1999). "Psihologicheskaya gotovnost' k upravlencheskim professiyam i ee diagnostika" [Psychological readiness for management professions and its diagnosis], Prikladnaya psihologiya, № 4, p. 11 (in Russian).
12. Osipova, T. P. (2012). Formirovanie gotovnosti studentov k professional'nomu samosovershenstvovaniyu kak os-nova professional'noj kompetentnosti: napravlenie podgotovki 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie, profil' podgotovki: geografiya [Formation of students' readiness for professional self-improvement as the basis of professional competence: area of training 050100.62 Pedagogical education, specialization: geography]: metod. posobie, KGU im. N. A. Nekrasova, Kostroma, p. 13 (in Russian).
13. Han, J., Yin, H., & Boylan, M. (2016). "Teacher motivation: Definition, research development and implications for teachers", Cogent Education, vol. 3 (1), p. 2. DOI: 10.1080 /2331186X.2016.1217819 (in English).
14. (2013). Samoregulyaciya i prognozirovanie social'nogo povedeniya lichnosti: dispozicionnaya koncepciya [Self-regulation and prediction of social behavior of the individual: dispositional concept], 2-e rasshirennoe izd., CSPiM, Moscow, 376 p. (in Russian).
15. Myasishchev, V. N. (1995). Psihologiya otnoshenij. Izbrannye psihologicheskie trudy [Psychology of relationships. Selected psychological works]/ pod red. A. A. Bulaeva, Voro- Institut prakticheskoj psihologii, NPO "MODEK", nezh, 356 p. (in Russian).
16. Uznadze, D. N. (1961). Eksperimental'nye osnovy psihologii ustanovki [Experimental foundations of attitude psychology], Izd-vo AN GruzSSR, Tbilisi, 210 p. (in Russian).
17. Kazharskaya, O. N., Kondrashihina, O. A., & Medvedeva, S. A. (2020). "Emocional'no-volevaya gotovnost' k profes-sional'noj deyatel'nosti studentov-psihologov raznyh kursov obucheniya" [Emotional and volitional readiness for professional activities of Psychology majors depending on the year of study], Mezhdunarodnyj nauchno-issle-dovatel'skijzhurnal, ch. 2, № 3 (93), p. 64 (in Russian).
18. Tihomirova, Yu. M. (2014). "Teoreticheskij analiz strukturnyh komponentov psihologicheskoj gotovnosti k profes-sional'noj deyatel'nosti" [Theoretical analysis of the structural components of psychological readiness for professional activity], Psihologicheskie nauki: teoriya i praktika: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, mart 2014 g.), Buki-Vedi, Moscow, p. 7 (in Russian).
19. Batyuta, M. B., & Sidorina, E. V. (2016). "Osobennosti volevoj gotovnosti pervokursnikov k pedagogicheskoj pro-fessii" [Specific features of volitional readiness of first-year students for the teaching profession], Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, № 7-2, p. 326 (in Russian).
20. Warwas, J., & Helm, C. (2017). "Enjoying working and learning in vocational education: a multilevel investigation of emotional crossover and contextual moderators", Empirical Research in Vocational Education and Training, vol. 9 (1), p. 11. DOI: https://doi.org/10.1186/s40461-017-0055-2 (in English).
21. Sajfina, A. A. (2019). "Vozhatstvo kak pervaya stupen' professional'noj podgotovki pedagogov" [Camp counselor activity as the first stage of professional training of teachers], Narodnoe obrazovanie, № 2 (1473), p. 77 (in Russian).
22. Sideri, A. (2023). "Letnie lagerya dlya detej v Grecii" [Summer camps for children in Greece], Narodnoe obrazovanie, № 2, pp. 179-181 (in Russian).
23. Pauell, G. (2023). "Kratkij obzor lagernoj industrii v Soedinennyh Shtatah Ameriki" [A brief overview of the camp industry in the United States of America], Narodnoe obrazovanie, № 2, pp. 182-183 (in Russian).
24. Dzhorgenson, D. (2023). "Lagerya v Kanade" [Camps in Canada], Narodnoe obrazovanie, № 2, pp. 184-185 (in Russian).
25. Sambrano, S. (2023). "Lagerya v Venesuele" [Camps in Venezuela], Narodnoe obrazovanie, № 2, pp. 186-187 (in Russian).
26. Brandt, J., & Arnold, M. E. (2006). "Looking Back, the Impact of the 4-H Camp Counselor Experience on Youth Development: A Survey of Counselor Alumni", Journal of Extension, vol. 44, No. 6, p. 11 (in English).
27. John, C. Ricketts, Rick., & Rudd, D. (2002). "A Comprehensive Leadership Education Model to Train, Teach, and Develop Leadership in youth", Journal of Career and Technical Education, September, pp. 7-17 (in English).
28. (1984). American Camping Association. Camp Standards With Interpretation for the Accreditation of Organized Camps. Martisville, INA American Camping Association, p. 9 (in English).
29. Elkind, D. (1985). The hurried child, Camping Magazine, pp. 25-26 (in English).
30. Nazarova, A. S., & Ivanov, D. V. (2020). "Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti vozhatogo k rabote v detskom ozdorovitel'nom lagere" [Formation of a counselor's psychological readiness to work in a children's summer camp], Byulleten'nauki ipraktiki, t. 6, № 3, p. 501 (in Russian).
31. Kamnev, A. N., Manukyan, E. L., & Beluhina, E. V. (2019). Op. cit., p. 71.
32. Kulachenko, M. P. (2023). Osnovy vozhatskoj deyatel'nosti. Praktikum [The basics of camp counselor activities. Praxis programs]: ucheb. posobie dlya vuzov, 2-e izd., Izdatel'stvo Yurajt, Moscow, 293 p. (in Russian).