Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ'

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ВОЖАТСКАЯ РАБОТА / ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES / INNOVATIVE MODEL / SOCIAL TEACHER / ACTIVITY APPROACH / ACTIVITY READINESS / CHILDREN’S HEALTH CAMP / COUNSELOR WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмистрова Елена Владимировна

В статье приводятся результаты практической работы по реализации разработанной инновационной модели подготовки студентов к учебной практике в детских оздоровительных лагерях на основе использования технологий организации досуговой деятельности для решения воспитательных задач в процессе игрового взаимодействия на основе деятельностного подхода. Введение Во введении обосновывается необходимость развития профессиональных компетенций будущего специалиста в процессе педагогического взаимодействия в такой профессиональной области как вожатская работа; выделены особенности современных детей и молодежи начала XXI века; делается вывод о необходимости развития деятельностной готовности будущих специалистов к реализации профессиональных знаний и сформированных компетенций. Материалы и методы Для решения поставленных задач предлагается использование активных методов обучения и организации квазипрофессиональной деятельности, модульного принципа проектирования учебной программы и организации работы студентов, технологии коллективного способа обучения; приводится описание разработанной инновационной модели организации учебной практики. результаты и выводы В статье представлена диагностика и анализ эффективности деятельности по реализации проекта по подготовке студентов к работе отрядным вожатым; делается вывод об эффективности модульной реализации технологий организации досуговой деятельности и развития деятельностной готовности специалиста в социально значимой проектной деятельности. Заключение Б заключении делается вывод о возможности применения обладающей свойствами универсальности и воспроизводимости модели подготовки и технологий организации досуговой деятельности для подготовки студентов для работы в рамках других смежных профессиональных областей педагогической деятельности с учетом интересов потребителей рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурмистрова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of organization of leisure activities in preparing future social teachers for educational practice in children’s health camps

The article presents the results of practical work on the implementation of the developed innovative model of preparing students for educational practice in children’s health camps based on the use of technologies for organizing leisure activities to solve educational problems in the process of game interaction based on the activity approach. Introduction The introduction substantiates the need for the development of professional competencies of a future specialist in the process of pedagogical interaction in such a professional field as counselor work; features of modern children and youth of the beginning of the XXI century are highlighted; a conclusion is drawn on the need to develop the activity readiness of future specialists for the implementation of professional knowledge and formed competencies. Materials and Methods To solve the tasks it is proposed to use active teaching methods and organization of quasi-professional activities, the modular principle of designing a curriculum and organization of students, technology of a collective way of learning. The description of the developed innovative model of educational practice organization is given. Results The article presents the diagnosis and analysis of the effectiveness of the project to prepare students for work as a detachment counselor; the conclusion is drawn about the effectiveness of the modular implementation of technologies for organizing leisure activities and the development of the specialist’s operational readiness in socially significant project activities. Discussion and Conclusions In conclusion, it is possible to use the training model, which has universality and reproducibility, and organizes leisure technologies to prepare students for work in other related professional areas of pedagogical activity, taking into account the interests of educational services market consumers.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ»

технологии организации досуговой деятельности в подготовке будущих социальных педагогов к учебной практике в детских оздоровительных лагерях

Бурмистрова Елена Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет (г. Омск), E-mail: [email protected] DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10065

Аннотация: в статье приводятся результаты практической работы по реализации разработанной инновационной модели подготовки студентов к учебной практике в детских оздоровительных лагерях на основе использования технологий организации досуговой деятельности для решения воспитательных задач в процессе игрового взаимодействия на основе деятельностного подхода. введение

во введении обосновывается необходимость развития профессиональных компетенций будущего специалиста в процессе педагогического взаимодействия в такой профессиональной области как вожатская работа; выделены особенности современных детей и молодежи начала XXI века; делается вывод о необходимости развития деятельностной готовности будущих специалистов к реализации профессиональных знаний и сформированных компетенций. материалы и методы

Для решения поставленных задач предлагается использование активных методов обучения и организации квазипрофессиональной деятельности, модульного принципа проектирования учебной программы и организации работы студентов, технологии коллективного способа обучения; приводится описание разработанной инновационной модели организации учебной практики. результаты и выводы

в статье представлена диагностика и анализ эффективности деятельности по реализации проекта по подготовке студентов к работе отрядным вожатым; делается вывод об эффективности модульной реализации технологий организации досуговой деятельности и развития деятельностной готовности

специалиста в социально значимой проектной деятельности. заключение

в заключении делается вывод о возможности применения обладающей свойствами универсальности и воспроизводимости модели подготовки и технологий организации досуговой деятельности для подготовки студентов для работы в рамках других смежных профессиональных областей педагогической деятельности с учетом интересов потребителей рынка образовательных услуг.

ключевые слова: организация досуговой деятельности, инновационная модель, социальный педагог, деятельностный подход, деятельностная готовность, детский оздоровительный лагерь, вожатская работа.

technologies of organization of leisure activities in preparing future social teachers for educational practice in children's health camps

Burmistrova Elena Vladimirovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk), E-mail: [email protected]

Abstract: The article presents the results of practical work on the implementation of the developed innovative model of preparing students for educational practice in children's health camps based on the use of technologies for organizing leisure activities to solve educational problems in the process of game interaction based on the activity approach.

Introduction

The introduction substantiates the need for the development of professional competencies of a future specialist in the process of pedagogical interaction in such a professional field as counselor work; features of modern children and youth of the beginning of the XXI century are highlighted; a conclusion is drawn on the

need to develop the activity readiness of future specialists for the implementation of professional knowledge and formed competencies.

Materials and Methods

To solve the tasks it is proposed to use active teaching methods and organization of quasi-professional activities, the modular principle of designing a curriculum and organization of students, technology of a collective way of learning. The description of the developed innovative model of educational practice organization is given.

Results

The article presents the diagnosis and analysis of the effectiveness of the project to prepare students for work as a detachment counselor; the conclusion is drawn about the effectiveness of the modular implementation of technologies for organizing leisure activities and the development of the specialist's operational readiness in socially significant project activities.

Discussion and Conclusions

In conclusion, it is possible to use the training model, which has universality and reproducibility, and organizes leisure technologies to prepare students for work in other related professional areas of pedagogical activity, taking into account the interests of educational services market consumers.

Key words: organization of leisure activities, innovative model, social teacher, activity approach, activity readiness, children's health camp, counselor work.

Широкие возможности, предоставляемые современным обществом человеку для личностной самореализации в любой сфере деятельности, зачастую напрямую связаны и с деятельностью профессиональной. Для будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки важно развивать умение применять свои знания в различных смежных профессиональных областях. в данном случае речь, прежде всего, идет об умениях выстраивать педагогическое взаимодействие с детьми различных возрастных групп и категорий, организовывать их деятельность, выстраивать взаимодействие с коллегами и руководством.

в число профессиональных областей, в которых будущий педагог имеет возможность проявить себя и научиться такому взаимодействию, входит, в частности, вожатская работа, имеющая свою специфику.

Подготовка студента к работе в качестве отрядного вожатого предполагает развитие его готовности к решению проблем в общении и взаимоотношениях c детьми, развитию коммуникативных навыков, адаптивных способностей и коррекции особенностей поведения детей средствами досуга. Акцент делается на решении будущим педагогом воспитательных задач при работе с

временным детским коллективом, а также на развитии его готовности и умений организовывать детский досуг в разновозрастных группах сменного состава, которые могут рассматриваться как вариант временного детского коллектива. Особое внимание уделяется игровому взаимодействию, в процессе которого также решаются воспитательные задачи [5, с. 36], [7, с. 5].

Говоря о взаимодействии с детьми, в первую очередь, следует упомянуть о формировании положительного отношения к ребенку в процессе любого взаимодействия с ним педагога.

Сегодня нередки случаи, когда вследствие отсутствия взаимопонимания между педагогами и детьми, которое зачастую обусловлено различными целевыми ориентирами, ценностями и приоритетами поколений, именно дети оказываются заложниками конфликтных и прочих негативных ситуаций и выступают страдающей стороной [11, с. 37 - 55]. В большинстве таких случаев среди прочих [18, с. 17 - 20], одной из основных причин является неумение педагога найти подход к ребенку и конструктивный выход из сложившейся ситуации. Причем подобные ситуации повторяются с детьми и педагогами любого возраста.

Современные дети и молодежь начала XXI века во многом отличаются от детей и молодежи конца XX века, что во многом обусловлено социальной ситуацией в России и тенденциями развития отечественного образования. У них другие интересы, они склонны отрицать традиционные ценности и при этом абсолютизировать свои собственные; они более амбициозны и менее самокритичны, часто не вполне адекватно могут оценить свои силы и при этом рано стремятся быть самостоятельными и встраиваться во взрослую жизнь; они зачастую перегружены разного рода обширной и бессистемной информацией, которую не вполне готовы правильно оценить и использовать; их представления о способах познания мира и общества очень информационно-технологичны, они скептически относятся к привычным для взрослых источникам знаний, самому авторитету взрослых; они прагматичны в выборе того, чему учиться и что делать в сочетании с интересом к коммуникациям любого рода. Все это во многом способствует усилению разрыва между так называемыми «цифровыми» учениками и «нецифровыми» учителями и родителями, усиливая психоразрыв взаимоотношений и раннюю самостоятельность подрастающего поколения [14, с. 126], [15, с. 141 - 142], [16, с. 152 - 154], [20], [25].

При этом они не всегда во всем так уж не правы и в большинстве случаев им всего лишь требуется помощь взрослых в том, чтобы научиться понимать себя и справиться со своими проблемами. И только от умения педагога, имеющего огромный профессиональный опыт и, прежде всего, его желания помочь ребенку зависит успех в разрешении этих проблем, в частности, с использованием технологий организации досуга.

С подобными проблемами студентам психолого-педагогического направления профессиональной подготовки приходится сталкиваться уже в процессе педагогической практики. Первой из практик, предполагающих

активный контакт будущих социальных педагогов - студентов Омского государственного педагогического университета с детьми, является учебная практика в детских оздоровительных лагерях, в ходе которой они выступают в роли отрядных вожатых. Именно в лагере у студента есть возможность научиться разрешать различные проблемы в общении и взаимоотношениях с детьми и подростками, социально-психологические особенности которых многогранно проявляются в новом детском коллективе [10, с. 29 - 90].

Данная ситуация требует от студента соответствующих умений и деятельностной готовности в реализации имеющихся к моменту прохождения практики профессиональных знаний и сформированных компетенций [1; 3], к числу которых можно отнести способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (общекультурная компетенция), способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (общепрофессиональная компетенция), способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (профессиональная компетенция) [7, с. 4]. Такая готовность формируется у студентов в процессе их подготовки к предстоящей работе в качестве отрядных вожатых в ходе освоения дисциплины «Социально-педагогическая работа в детских оздоровительных лагерях», включенной в вариативную часть учебного плана профиля «Психология и социальная педагогика», прохождения первого блока учебной практики, строящегося на основе реализации инновационной модели организации учебной практики «инструктивно-методический лагерь», базирующегося на принципах реализации технологии коллективного способа обучения «научи другого тому, что знаешь сам» (В. К. Дьяченко [13]), принципа использования активных методов обучения и организации квазипрофессиональной деятельности (А. А. Вербицкий [9], А. П. Панфилова [26]), модульного принципа проектирования учебной программы и организации работы студентов (В. С. Безрукова [2], Е. С. Заир-Бек [17], П. А. Юцявичене [30]). Согласно ФГОС 2018 года, данные профессиональные задачи предполагается решать в процессе освоения дисциплины «Основы вожатской деятельности», входящей в состав модуля «Психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ» основной части учебного плана и первой недели практики (летней, вожатской) по данному модулю.

Структура инновационной модели организации учебной практики «инструктивно-методический лагерь» представлена на рисунке 1. второй блок учебной практики предполагает непосредственную работу студентов в детских оздоровительных лагерях в качестве отрядных вожатых. В ходе подготовки и в процессе прохождения практики основными технологиями деятельности студентов являются технологии организации досуговой деятельности, которые наилучшим образом подходят для решения проблемных ситуаций, возникающих в процессе взаимоотношений с детьми, коллегами и руководством в условиях

детского оздоровительного лагеря. в качестве ведущих используются игровые технологии в сочетании с проективными и игровыми методиками диагностики взаимоотношений детей [21; 27; 29], психологическими играми и упражнениями [12, с. 213 - 336], [19, с. 97 - 101], [28] и методики организации детских праздников [б; 22 - 24].

£ ? К

Анализ представлений в ожиданий ст\'дентов

I уровень II уровень III уровень

I а а

/ ч

Блок 1.

Лекционные

ч /

Блок 2. Лаоораторно-

Г 11 Елок 3. Моделирование лагерной смены

п

Анализ н подведение итогов работы

i

Самостоятельная работа и ДОЛ

Лнаг ностикгский лиан

Теоретический лпан

Практический этан

Зак.7 ючительный этан

рисунок 1. Структура инновационной модели организации учебной практики «инструктивно-методический лагерь»

Разработанный на основе данной модели инновационный проект «Школа организаторов досуга детей и молодежи» реализуется и совершенствуется, начиная с 2007 г. [4, 5, 8]. К реализации данного проекта в качестве вожатых для студентов 2-го курса, являющихся его участниками на I уровне, привлекаются студенты 3-го - 4-го курсов, выступающие его участниками на II и III уровнях. Для всех студентов это возможность попробовать и проявить себя в разных ролях: на 2-ом курсе при прохождении практики они выступают в роли детей, на 3-ем - в роли отрядных вожатых, на 4-ом - в роли педагога-организатора, старшего вожатого и старшего педагога. По сути, старшекурсники-вожатые являются модераторами проектной деятельности, в ходе которой организуется и реализуется смена инструктивного лагеря, как проект предстоящей смены в детском оздоровительном лагере. их отбор происходит на основе диагностики, для проведения которой на начальном этапе нами используются тест «Командные роли» (Р. М. Белбин), позволяющий определить способности к выполнению

определенных ролей при командной работе в процессе подготовки к работе в качестве отрядного вожатого и к организации досуговой деятельности в детском коллективе, и тест «Стиль руководства» (А. Л. Журавлев) для выявления предпочитаемого, вспомогательного и недостаточно развитого стилей руководства, показателя гибкости и коэффициента адекватности при работе в команде вожатых и с детским коллективом. При этом у второкурсников есть возможность попробовать себя в роли вожатых и организаторов в ходе реализации проекта.

Приведем результаты одной из диагностик, в которой были обследованы 74 человека, из них 57 студентов 2-го курса и 17 студентов 3-го и 4-го курсов. На начальном (диагностическом) этапе для второкурсников проводился анализ ожиданий и представлений о предстоящей работе со старшекурсниками, выступающими в роли вожатых и организаторов смены инструктивного лагеря, моделирующей смену в детском оздоровительном лагере, с позиции ребенка; для студентов 3-го и 4-го курсов - тестирование с использованием вышеперечисленных методик. На заключительном этапе проводилась взаимная оценка работы второкурсников и студентов старших курсов в различных ролях -участники, вожатые, организаторы.

Результаты диагностики по тесту «Командные роли» (Р. М. Белбин) выявили следующие наиболее значимые показатели распределения ролей:

- на очень высоком уровне - доводчик - 35,3%;

- на высоком уровне - председатель (координатор) - 35,3%;

- на среднем уровне - 47,1% - исследователь ресурсов и инициативный исполнитель, 41,3% - генератор идей;

- на низком уровне - 52,9% - сотрудник команды, 47,1% - исполнитель.

Как показали результаты диагностики по тесту «Стиль руководства» (А.

Л. Журавлев), в качестве предпочитаемого стиля руководства большинство респондентов (64,7%) выбрали сотрудничество, наиболее часто встречающимся вспомогательным стилем является убеждение (35,3%). Недостаточно развитым стилем руководства для 94,1% респондентов явилось делегирование, что может быть следствием недостаточного опыта руководящей работы (студенты только пробуют себя в этих ролях) и также специфики учебно-профессиональной деятельности, в которой студенты, находясь в роли обучающегося (подчиненного), прежде всего, должны уметь организовывать себя и свою собственную учебу. Числовое значение показателя гибкости для 23,5% респондентов составило менее 12-ти, что свидетельствует о слабо выраженной степени гибкости и недостаточном умении приспосабливать стиль своего руководства к ситуации. Коэффициент адекватности принимает значения больше нуля для 58,8% респондентов, относительно которых можно говорить в той или иной мере о степени соответствия выбранного стиля руководства сложившейся ситуации.

Помимо данных методик, нами проводилось анкетирование на знание содержания деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере, в том числе и технологий организации детского досуга, поскольку вожатым

предстояло участвовать в подготовке второкурсников к учебной практике в детских оздоровительных лагерях, что предполагало знание ими предмета своей предстоящей деятельности. На основе полученных результатов комплексной диагностики студенты были распределены на роли вожатых и организаторов инструктивного лагеря.

После реализации проекта дается оценка деятельности вожатых и организаторов проекта посредством анкетирования с целью оценки итогов работы и коррекции модели подготовки на следующий учебный год. При этом второкурсниками оценивалась работа вожатых и организаторов смены инструктивного лагеря, а вожатыми и организаторами смены инструктивного лагеря оценивалась работа второкурсников; кроме того, оценивалось содержание теоретической подготовки и практической деятельности с использованием досуговых технологий студентами 2-го курса; вожатые оценивали работу организаторов смены инструктивного лагеря, а организаторы смены инструктивного лагеря - работу вожатых. Оценка работы проводилась в вузе по итогам реализации 1 и 2 блоков, представленных в модели подготовки, и на выезде в ходе отработки деятельностной готовности по итогам реализации 3 блока.

второкурсниками работа вожатых в вузе в среднем была оценена 4,6 баллами, на выезде - 4,8 баллами. В анкетах отмечены только положительные моменты, замечаний не было. Работу студентов 2-го курса в вузе вожатые в среднем оценили 4,0 баллами, на выезде - 4,8 баллами. В анкетах вожатые отметили самостоятельность и активность студентов, особенно в части практической деятельности.

Работа второкурсников в вузе по подготовке к выезду на смену инструктивного лагеря в роли детей организаторами смены в среднем была оценена 3,2 баллами, работа на выезде - 4,8 баллами. В анкетах организаторы смены инструктивного лагеря отметили слабую посещаемость занятий в вузе, недостаточную согласованность работы отряда. На выезде, напротив, - активность и стремление к творческому проявлению в деятельности. такие изменения во многом объясняются эффективностью работы отрядных вожатых, умеющих заинтересовать студентов 2-го курса практической деятельностью и организовать их. По отзывам студентов, работа на выезде позволяет им до начала практики в условиях детского оздоровительного лагеря получить представление о предстоящей деятельности, более адекватно оценить свои силы, способности и возможности; понять, что будет чувствовать ребенок и что нужно делать вожатому в тех ситуациях, которые они проживали сами; попробовать себя в разных ролях и, тем самым, совершенствовать себя профессионально и личностно, быть готовым и уметь находить способы разрешения различных проблемных ситуаций.

Работу организаторов смены инструктивного лагеря в вузе (качество проводимых теоретических занятий) студенты 2-го курса оценили в среднем 4,3 баллами. На выезде организаторы и второкурсники работают на мастер-

классах. Содержание теоретической подготовки студенты 2-го курса оценили в среднем 4,2 баллами. В пожеланиях по корректировке теоретического материала студенты сделали акцент на аспектах поведения в нестандартных конфликтных ситуациях, знакомство с опытом работы предыдущих смен инструктивного лагеря. Пожелания второкурсников учитываются при корректировке программы работы на следующий учебный год.

Работу вожатых в вузе организаторы смены инструктивного лагеря оценили в среднем 4,0 баллами и 4,6 баллами на выезде. Работу организаторов смены инструктивного лагеря в вузе вожатые оценили 3,6 баллами и 3,7 баллами на выезде.

Как видно из полученных данных, по отношению друг другу организаторы и вожатые более критичны, нежели в отношении студентов 2-го курса. Среди положительных моментов следует отметить адекватность критики, взаимопомощь и поддержку в затруднительных ситуациях, среди замечаний - нечеткое распределение обязанностей между организаторами (что явилось следствием неумения делегировать полномочия), вмешательство в дела отрядов, рассогласованность действий, нечеткость организационных моментов (что является следствием недостаточного умения приспосабливать стиль к ситуации и неадекватности стиля руководства в ситуации).

По итогам проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что его результаты в целом подтвердили выявленные в первоначальной диагностике особенности стиля руководства и распределения командных ролей между студентами 3-го - 4-го курсов. Более высокие взаимные оценки работы на выезде по сравнению с оценками работы в вузе обусловлены спецификой практической деятельности, основанной на обучении через проживание ситуации. Выявленные в работе замечания являются следствием небольшого опыта организаторской и командной работы у студентов, что может быть скорректировано в ходе дальнейшей работы. Полученные при проведении анкетирования данные учитываются при корректировке программы подготовки к учебной практике в детских оздоровительных лагерях, подборе вожатых и организаторов смены инструктивного лагеря и планировании работы на следующий год.

Таким образом, использование технологий организации досуговой деятельности в подготовке социальных педагогов к учебной практике в детских оздоровительных лагерях и модель организации работы, положенная в основу данного проекта, могут быть реализованы для решения задач профессиональной подготовки специалиста в процессе обучения вожатской работе. Обладая свойством универсальности и воспроизводимости, предложенная модель организации и технология работы могут быть скорректированы на подготовку студентов для работы в рамках других профессиональных областей педагогической деятельности с учетом интересов потребителей рынка образовательных услуг, в качестве которых могут выступать педагогическая общественность, педагогические сообщества, учреждения образовательной, социальной и иных сфер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркунова, О. В. Формирование профессиональной компетентности будущего социального педагога в процессе педагогической практики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08., 25.03.2010. Шуя : ГОУ ВПО «Шуйский гос. пед. ун-т», 2010. 213 с.

2. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.

3. Бородкина, Т. А. Педагогические условия личностно-профессионального становления специалистов социальной сферы в образовательной среде современного вуза: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. 30.10.2009. Тамбов : Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2009. 241 с.

4. Бурмистрова, Е. В. инновационная модель организации учебной практики как условие профессионального становления будущего педагога // Профессиональное становление специалиста в условиях современного социума: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции Центра психолого-педагогических проектов и экспертиз ОмГПУ (11 июля 2011 года). Омск : Изд-во ОмГПУ, 2011. С. 33 - 38.

5. Бурмистрова, Е. В. инновационная модель подготовки студентов как условие профессионального становления будущего специалиста // Организация досуга современной молодежи: опыт, модели, технологии: материалы IX Международной заочной научно-практ. конф. Центра научных исследований и инновационных проектов «^» ФГБОУ ВО «ОмГПУ» (Омск, 29 апреля 2013 года) Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. С. 35 - 46.

6. Бурмистрова, Е. В. Методика и технология работы социального педагога. Организация досуговой деятельности : учеб. пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2018. 150 с.

7. Бурмистрова, Е. В. Развитие коммуникативной компетентности будущих социальных педагогов на начальных курсах обучения / Е. В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова // Гуманизация образования. 2018. № 1. С. 4 - 9.

8. Бурмистрова, Е. В. Технология подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов Международной научно-практической конференции, Сочи, 12 - 13 сентября 2012 года. Сочи : Изд-во Международного инновационного университета, 2012. С. 143 - 147.

9. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

10. Голиков, Н. А. Психология и педагогика летнего отдыха: Учебник для вожатых / Н. А. Голиков, Н. С. Музыро, А. Ю. Мясников ; [Под ред. Н. А. Голикова]. Тюмень.: ОАО «Тюменский издательский дом», 2016. 228 с.

11. Гребенкин, E. В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. Ростов н/Д. : Феникс, 2013. 171 с.

12. Дик, Н. Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 352 с.

13. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении. М., 1991. 192 с.

14.Евзеров Д. В. «Образование 2030» - вызов системе образования. 1. Форсайт образования - план создания «людей одной кнопки»? / Д. В. Евзеров, Б. О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2(18). С. 118 - 132 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/obrazovanie-2030-vyzov-sisteme-obrazovaniya-1-forsayt-obrazovaniya-plan-sozdaniya-lyudey-odnoy-knopki/viewer (дата обращения 15.11.2019).

15. Евзеров Д. В. «Образование 2030» - вызов системе образования. 2. Форсайт образования - смена модели детства? / Д. В. Евзеров, Б. О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2(18). С. 133 - 149 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-2030-vyzov-sisteme-obrazovaniya-2-forsayt-obrazovaniya-smena-modeli-detstva/viewer (дата обращения 15.11.2019).

16. Евзеров Д. В. «Образование 2030» - вызов системе образования. 3. Форсайт образования - смена государственного образования на частное элитарное / Д. В. Евзеров, Б. О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2(18). С. 150 - 161 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovanie-2030-vyzov-sisteme-obrazovaniya-3-smena-gosudarstvennogo-obrazovaniya-na-chastnoe-elitarnoe/viewer (дата обращения 15.11.2019).

17. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995.

234 с.

18. Ильин, А. Н. Психотехнология урегулирования конфликтов / А. Н. Ильин, П. В. Барханов. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. 184 с.

19. Как помочь детям адаптироваться в лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Авт.-сост. Т. В. Молоканова. Волгоград : Учитель, 2007. 139 с.

20. Кисличенко, А. Форсайт-проект «Юбразование-2030»: среднее образование в утробе матери и не только // Livejournal: [сайт]. URL: https:// annatubten.livejournal.com/291669.html (дата обращения 15.11.2019).

21. Культура взаимодействия детей и взрослых. Вып. 1 (39) [Ред. : Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова]. М., 2009. 247 с.

22. Лазарева, Н. С. Энциклопедия детских праздников: энциклопедия / Н. С. Лазарева, Н. В. Прохорова. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 319 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Летний лагерь : электрон.пособие / сост. Е. Н. Арсенина [и др.]. Волгоград : Учитель, 2010. эл. опт.диск (CD-ROM).

24. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия

(театрализованные. Тематические вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / Сост. Л. И. Трепетунова и [др.]. Волгоград: Учитель, 2007. 280 с.

25. О проекте «0бразование-2030» // Федеральный институт оценки качества образования: [сайт]. URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455 (дата обращения 15.11.2019).

26. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009. 192 с.

27. Работа вожатого и воспитателя : электрон.пособие / сост. Ю. Д. Беляков [и др.]. Волгоград: Учитель, 2009. эл. опт.диск (CD-ROM).

28. Фопель, К. Сплоченность и толеранность в группе Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М. : Генезис, 2006. 336 с.

29. Экман, П. Психология эмоций : пер. с англ. [Ред. Е. П. Ильин].СПб.: Питер , 2014. 240 с.

30. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швесса, 1989. 272 с.

REFERENCES

1. Barkunova O. V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti budushhego social'nogo pedagoga v processe pedagogicheskoj praktiki. Diss. kand. ped. nauk [The formation of professional competence of the future social teacher in the process of teaching practice. Cand. ped. sci. diss.]. Shuja, 2010. 213 p.

2. Bezrukova V. S. Pedagogika. Proektivnaja pedagogika [Pedagogy. Projective pedagogy] Ekaterinburg, Delovaja kniga Publ., 1996. 344 p.

3. Borodkina T. A. Pedagogicheskie uslovija lichnostno-professional'nogo stanovlenija specialistov social'noj sfery v obrazovatel'noj srede sovremennogo vuza. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of the personal and professional formation of specialists in the social sphere in the educational environment of a modern university]. Tambov, 2009. 241 p.

4. Burmistrova E. V. Innovacionnaja model' organizacii uchebnoj praktiki kak uslovie professional'nogo stanovlenija budushhego pedagoga [An innovative model of the organization of educational practice as a condition for the professional formation of a future teacher] Professional'noe stanovlenie specialista v uslovijah sovremennogo sociuma: materialy IV Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Centra psihologo-pedagogicheskih proektov i jekspertiz OmGPU (11 ijulja 2011

goda) [Mat. IV Int. Corr. Sc. and Pr. Conf. «Professional development of a specialist in modern society»] Omsk, 2011, pp. 33 - 38 (In Russian).

5. Burmistrova E. V. Innovacionnaja model' podgotovki studentov kak uslovie professional'nogo stanovlenija budushhego specialista [An innovative model of student training as a condition for the professional development of a future specialist] Organizacija dosuga sovremennoj molodezhi: opyt, modeli, tehnologii: materialy IX Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakt. konf. Centra nauchnyh issledovanij i innovacionnyh proektov «IQ» FGBOU VO «OmGPU» (Omsk, 29 aprelja 2013 goda) [Mat. IX Int. Corr. Sc. and Pr. Conf. «The organization of leisure of modern youth: experience, models, technologies»] Omsk, 2013m pp. 35 - 46 (In Russian).

6. Burmistrova E. V. Metodika i tehnologija raboty social'nogo pedagoga. Organizacija dosugovoj dejatel'nosti [Methodology and technology of work of a social educator. Organization of leisure activities] Moscow, Jurajt Publ., 2018. 150 p.

7. Burmistrova E. V., Manujlova L. M. Razvitie kommunikativnoj kompetentnosti budushhih social'nyh pedagogov na nachal'nyh kursah obuchenija [Development of communicative competence of future social educators in elementary courses] Gumanizacija obrazovanija [Humanization of Education] 2018, no 1. pp. 4 - 9.

8. Burmistrova, E. V. Tehnologija podgotovki studentov k budushhej professional'noj dejatel'nosti v uslovijah detskogo ozdorovitel'nogo lagerja [Technology for preparing students for future professional activities in a children's recreation camp] Sostojanie i perspektivy razvitija vysshego obrazovanija v sovremennom mire: materialy dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sochi, 12 - 13 sentjabrja 2012 goda [The State and Prospects of the Development of Higher Education in the Modern World: Materials of Reports of the International Scientific and Practical Conference, Sochi, September 12-13, 2012] Sochi, International Innovation University Publ., 2012, pp. 143 - 147.

9. Verbickij A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod [Active Learning in Higher Education: A Contextual Approach] Moscow, Vysshaja shkola Publ., 1991. 207 p.

10. Golikov N. A., N. S. Muzyro, eds. Psihologija i pedagogika letnego otdyha: Uchebnik dlja vozhatyh [Psychology and Pedagogy of Summer Vacation: A Guide for Counselors] Tjumen', OAO «Tjumenskij izdatel'skij dom» Publ., 2016. 228 p.

11. Grebenkin E. V. Shkol'naja konfliktologija dlja pedagogov i roditelej [School conflictology for teachers and parents] Rostov n/D., Feniks Publ., 2013. 171 p.

12. Dik N. F. Organizacija letnego otdyha i zanjatosti detej [Organization of summer holidays and children's employment] Rostov n/D., Feniks Publ., 2006. 352 p.

13. D'jachenko V. K. Sotrudnichestvo v obuchenii [Training Collaboration] Moscow, 1991. 192 p.

14. Evzerov D. V., Majer B. O. «Obrazovanie 2030» - vyzov sisteme obrazovanija. 1. Forsajt obrazovanija - plan sozdanija «ljudej odnoj knopki»? ["Education 2030" is a challenge to the education system. 1. Foresight of education - a plan for creating "one-button people"?] Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University] 2014, no. 2(18).

pp. 118 - 132 (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-2030-vyzov-sisteme-obrazovaniya-1-forsayt-obrazovaniya-plan-sozdaniya-lyudey-odnoy-knopki/viewer (accessed 15.11.2019)

15. Evzerov D. V., Majer B. O. «Obrazovanie 2030» - vyzov sisteme obrazovanija. 2. Forsajt obrazovanija - smena modeli detstva? ["Education 2030" is a challenge to the education system. 2. Foresight of education - a change in the model of childhood?] Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University] 2014, no 2(18). pp. 133 - 149 (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-2030-vyzov-sisteme-obrazovaniya-2-forsayt-obrazovaniya-smena-modeli-detstva/ viewer (accessed 15.11.2019)

16. Evzerov D. V., Majer B. O. «Obrazovanie 2030» - vyzov sisteme obrazovanija. 3. Forsajt obrazovanija - smena gosudarstvennogo obrazovanija na chastnoe jelitarnoe ["Education 2030" is a challenge to the education system. 3. Foresight of education - change of public education to private elite] Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University] 2014. no 2(18), pp. 150 - 161 (In Russ.) Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-2030-vyzov-sisteme-obrazovaniya-3-smena-gosudarstvennogo-obrazovaniya-na-chastnoe-elitarnoe/viewer (accessed 15.11.2019)

17. Zair-Bek E. S. Osnovy pedagogicheskogo proektirovanija [Fundamentals of pedagogical design] St. Petersburg, 1995. 234 p.

18. Il'in A. N., Barhanov P.V. Psihotehnologija uregulirovanija konfliktov [Conflict Resolution Psychotechnology] Omsk, Omsk St. Ped. Univ. Publ., 2013. 184 p.

19. Kak pomoch' detjam adaptirovat'sja v lagere: psihologicheskoe soprovozhdenie, zanjatija, uprazhnenija, rekomendacii / Avt.-sost. T. V. Molokanova [How to help children adapt in the camp: psychological support, classes, exercises, recommendations] Volgograd, Uchitel' Publ., 2007. 139 p.

20. Kislichenko, A. Forsajt-proekt «Obrazovanie-2030»: srednee obrazovanie v utrobe materi i ne tol'ko [Foresight project «Education-2030»: secondary education in the womb and not only]. Available at: https://annatubten.livejournal.com/291669. html. (accessed 15.11.2019).

21. Kul'tura vzaimodejstvija detej i vzroslyh. Vyp. 1 (39) [Red. : E. A. Aleksandrova, N. B. Krylova] [Culture of interaction between children and adults] Moscow., 2009. 247 p.

22. Lazareva N. S., Prohorova N. S. Jenciklopedija detskih prazdnikov: jenciklopedija [Encyclopedia of Children's Holidays] Rostov n/D., Feniks, 2008. 319 p.

23. Letnij lager' : jelektron.posobie / sost. E. N. Arsenina [i dr.] [Summer camp] Volgograd, Uchitel' Publ., 2010. (CD-ROM).

24. Letnij ozdorovitel'nyj lager': massovye meroprijatija (teatralizovannye. Tematicheskie vechera i prazdniki, konkursy, igry, viktoriny, sportivnye sostjazanija) / Sost. L. I. Trepetunova i [dr.] [Summer health camp: mass events (theatrical. Thematic

evenings and holidays, contests, games, quizzes, sports)] Volgograd, Uchitel' Publ., 2007. 280 p.

25. O proekte «0brazovanie-2030» [About the project «Education-2030»]. Available at: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455. (accessed 15.11.2019)

26. Panfilova A. P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: Aktivnoe obuchenie [Innovative Pedagogical Technologies: Active Learning] Moscow, 2009. 192 p.

27. Rabota vozhatogo i vospitatelja : jelektron.posobie / sost. Ju. D. Beljakov [i dr.] [Work counselor and educator] Volgograd, Uchitel' Publ., 2009. (CD-ROM)

28. Vopel Klaus W. Spiele, die verbinder. Band 1, 2. Offenheit und Vetrauen in der Anfangsphase. Salzhausen, iskopress, 2000. (Russ. ed.: Fopel', K. Splochennost' i tolerannost' v gruppe Psihologicheskie igry i uprazhnenija. Moscow, Genezis Publ., 2006. 336 p.).

29. Ekman Paul. Emotions Revealed, 2 nd ed.: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life Paperback. New York, Owl Books Henry Holt and Company, LLC, 2007. 320 p. (Jekman, P. Psihologija jemocij. St. Petersburg, Piter Publ., 2014. 240 p.).

30. Jucjavichene P. A. Teorija i praktika modul'nogo obuchenija [Theory and practice of modular learning] Kaunas, Shvessa Publ., 1989. 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.