Научная статья на тему 'Готовность работников органа инспекции ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" к выполнению требований системы менеджмента качества'

Готовность работников органа инспекции ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" к выполнению требований системы менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОРГАН ИНСПЕКЦИИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ СМК / ПЕРСОНАЛ / ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЕ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / INSPECTION BODY / OPTIMIZATION / EFFICIENCY / QMS PROBLEMS / PERSONNEL / PREVENTIVE ACTIONS / READINESS FOR EFFECTIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гордеева Татьяна Игоревна, Голубева Алла Прокофьевна

Цель исследования. Обосновать и разработать мероприятия по улучшению готовности работников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (ЦГ и Э) к соблюдению требований системы менеджмента качества (СМК) органа инспекции. Материалы и методы. Для обоснования мероприятий по улучшению готовности кадров к работе в СМК проведено изучение знаний о системе, мотивации выполнения требования СМК, а также факторов, влияющих на готовность к эффективной работе, разработана анкета для работников органа инспекции ЦГ и Э, состоящего из Центра и филиалов. Общее число опрошенных составило 258 человек, из них работников органа инспекции центрального офиса (Центр) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» 75, филиалов 183. При выполнении работы применялись статистические методы (для оценки достоверности различий применялись методы статистики критерий Фишера, критерий Пирсона; проводился расчет отношения шансов), социологический и логический методы исследования. Результаты. Получены данные, свидетельствующие о низкой готовности работников соблюдать требования внедренной системы менеджмента качества вне зависимости от стажа работы и образования, обусловленной отсутствием базовых знаний у специалистов о СМК и отсутствием мотивации сотрудников к освоению процессов обеспечения качества, а также недостаточностью образовательного аспекта существующей СМК. Установлена целесообразность активного вовлечения молодых кадров и специалистов со средним профессиональным образованием к обеспечению качества процессов инспекционной деятельности. Предложено обучение целевых дифференцированных групп по образованию (высшее профессиональное и среднее профессиональное образование); повышение квалификации молодых кадров на рабочих местах в рамках трехлетнего наставничества и мониторинга деятельности персонала; привлечение к поддержанию в рабочем состоянии СМК специалистов со средним профессиональным образованием к организации поддержания в рабочем состоянии СМК; изменение периодичности проведения аудитов; внедрение теоретических основ менеджмента качества органа инспекции в программы высшего профессионального медико-профилактического образования, а также в программы профессиональной подготовки специалистов со средним медико-профилактическим образованием; проведение ежегодного анкетирования. Заключение. Внедрение анкетирования будет способствовать выявлению проблем и их мониторированию, улучшению СМК, проведению неформального контроля ее эффективности, выявлению критических точек в функционировании СМК, планированию предупреждающих действий. Обучение сотрудников органа инспекции и повышение квалификации на рабочих местах по целевым группами, сформированным в зависимости от образования и стажа работы, дифференцирование информации и обеспечение доступности ее для понимания будет содействовать вовлечению персонала всех уровней в процесс обеспечения качества, внедрение в образовательные программы медико-профилактического факультета теоретических основ менеджмента качества органа инспекции позволит обеспечить деятельность вновь принятого персонала уже на этапе стажировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гордеева Татьяна Игоревна, Голубева Алла Прокофьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF WORKERS OF THE INSPECTION ORGANIZATION FBHI "THE CENTER OF HYGIENE AND EPIDEMIOLOGY IN THE CITY OF MOSCOW" TO IMPLEMENT THE REQUIREMENTS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Objective. To substantiate and develop measures to improve the readiness of workers of «The Center of Hygiene and Epidemiology in the City of Moscow» to comply with the requirements of the quality management system (QMS) of the inspection body. Materials and methods. To substantiate measures to improve the qualification of personnel for work in the QMS, was conducted a study of knowledge of the system, motivation for fulfilling the requirements of the QMS and factors affecting readiness for effective work. A questionnaire was developed for employees of an inspection body consisting of the Center and branches. The total number of respondents was 258 people, including 75 employees of the inspection body of the central office (Center) of «The Center of Hygiene and Epidemiology in the City of Moscow», 183 employees of the branches. When performing the work, statistical methods (to assess the reliability of differences Fisher criterion, Pearson criterion; odds ratios were calculated), sociological and logical research methods were used Results. The data obtained testifies to the low willingness of employees to comply with the requirements of the implemented quality management system, regardless of length of service and education, due to the lack of basic knowledge of QMS and lack of motivation of employees to master the quality assurance processes, as well as the lack of educational aspect of the existing QMS. The feasibility of the active involvement of young personnel and specialists with secondary vocational education to ensure the quality of the processes of inspection activities has been established. It is proposed: to organize training of target groups differentiated by education (higher vocational and secondary vocational education); to improve the skills of young people in the workplace in the framework of three-year mentoring and monitoring of personnel activities; to involve specialists with secondary vocational education in organizing maintaining of the QMS in working condition; to change the frequency of audits; to introduce the theoretical foundations of the quality management of the inspection body into the programs of higher professional medical preventive education, as well as into professional training programs for specialists with secondary medical preventive education; to conduct an annual survey. Conclusion. The introduction of the survey will help to identify problems and to carry out their monitoring, improve the QMS, conduct informal monitoring of its effectiveness, identify critical points in the functioning of the QMS, and plan preventive actions. Training employees of the inspection and advanced training body at workplaces for target groups formed depending on education and work experience, differentiating information and making it available for understanding will help staff at all levels to become involved in the quality assurance process, and the introduction of the theoretical foundations of the quality management of the inspection body into the educational programs of the medical-preventive faculty will ensure the activities of the newly hired staff at the internship stage.

Текст научной работы на тему «Готовность работников органа инспекции ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" к выполнению требований системы менеджмента качества»

Б01: 10.26347/1607-2502201901-02040-047

ГОТОВНОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНА ИНСПЕКЦИИ ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ» К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Цель исследования. Обосновать и разработать мероприятия по улучшению готовности работников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (ЦГ и Э) к соблюдению требований системы менеджмента качества (СМК) органа инспекции. Материалы и методы. Для обоснования мероприятий по улучшению готовности кадров к работе в СМК проведено изучение знаний о системе, мотивации выполнения требования СМК, а также факторов, влияющих на готовность к эффективной работе, разработана анкета для работников органа инспекции ЦГ и Э, состоящего из Центра и филиалов. Общее число опрошенных составило 258 человек, из них работников органа инспекции центрального офиса (Центр) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» — 75, филиалов — 183. При выполнении работы применялись статистические методы (для оценки достоверности различий применялись методы статистики — критерий Фишера, критерий Пирсона; проводился расчет отношения шансов), социологический и логический методы исследования.

Результаты. Получены данные, свидетельствующие о низкой готовности работников соблюдать требования внедренной системы менеджмента качества вне зависимости от стажа работы и образования, обусловленной отсутствием базовых знаний у специалистов о СМК и отсутствием мотивации сотрудников к освоению процессов обеспечения качества, а также недостаточностью образовательного аспекта существующей СМК. Установлена целесообразность активного вовлечения молодых кадров и специалистов со средним профессиональным образованием к обеспечению качества процессов инспекционной деятельности. Предложено обучение целевых дифференцированных групп по образованию (высшее профессиональное и среднее профессиональное образование); повышение квалификации молодых кадров на рабочих местах в рамках трехлетнего наставничества и мониторинга деятельности персонала; привлечение к поддержанию в рабочем состоянии СМК специалистов со средним профессиональным образованием к организации поддержания в рабочем состоянии СМК; изменение периодичности проведения аудитов; внедрение теоретических основ менеджмента качества органа инспекции в программы высшего профессионального медико-профилактического образования, а также в программы профессиональной подготовки специалистов со средним медико-профилактическим образованием; проведение ежегодного анкетирования.

Заключение. Внедрение анкетирования будет способствовать выявлению проблем и их мониторированию, улучшению СМК, проведению неформального контроля ее эффективности, выявлению критических точек в функционировании СМК, планированию предупреждающих действий. Обучение сотрудников органа инспекции и повышение квалификации на рабочих местах по целевым группами, сформированным в зависимости от образования и стажа работы, дифференцирование информации и обеспечение доступности ее для понимания будет содействовать вовлечению персонала всех уровней в процесс обеспечения качества, внедрение в образовательные программы медико-профилактического факультета теоретических основ менеджмента качества органа инспекции позволит обеспечить деятельность вновь принятого персонала уже на этапе стажировки.

Ключевые слова: система менеджмента качества, орган инспекции, оптимизация, эффективность, проблемы СМК, персонал, предупреждающие действия, готовность к эффективной работе

Т.И. Гордеева1, А.П. Голубева2

1 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», Москва, Россия

2 ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинскийуниверситет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

READINESS OF WORKERS OF THE INSPECTION ORGANIZATION FBHI «THE CENTER OF HYGIENE AND EPIDEMIOLOGY IN THE CITY OF MOSCOW» TO IMPLEMENT THE REQUIREMENTS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Objective. To substantiate and develop measures to improve the readiness of workers of «The Center of Hygiene and Epidemiology in the City of Moscow» to comply with the requirements of the quality management system (QMS) of the inspection body.

Materials and methods. To substantiate measures to improve the qualification of personnel for work in the QMS, was conducted a study of knowledge of the system, motivation for fulfilling the requirements of the QMS and factors affecting readiness for effective work. A questionnaire was developed for employees of an inspection body consisting of the Center and branches. The total number of respondents was 258 people, including 75 employees of the inspection body of the central office (Center) of «The Center of Hygiene and Epidemiology in the City of Moscow», 183 employees of the branches. When performing the work, statistical methods (to assess the reliability of differences — Fisher criterion, Pearson criterion; odds ratios were calculated), sociological and logical research methods were used

Results. The data obtained testifies to the low willingness of employees to comply with the requirements of the implemented quality management system, regardless of length of service and education, due to the lack of basic knowledge of QMS and lack of motivation of employees to master the quality assurance processes, as well as the lack of educational aspect of the existing QMS. The feasibility of the active involvement of young personnel and specialists with secondary vocational education to ensure the quality of the processes of inspection activities has been established. It is proposed: to organize training of target groups differentiated by education (higher vocational and secondary vocational education); to improve the skills of young people in the workplace in the framework of three-year mentoring and monitoring of personnel activities; to involve specialists with secondary vocational education in organizing maintaining of the QMS in working condition; to change the frequency of audits; to introduce the theoretical foundations of the quality management of the inspection body into the programs of higher professional medical preventive education, as well as into professional training programs for specialists with secondary medical preventive education; to conduct an annual survey.

Conclusion. The introduction of the survey will help to identify problems and to carry out their monitoring, improve the QMS, conduct informal monitoring of its effectiveness, identify critical points in the functioning of the QMS, and plan preventive actions. Training employees of the inspection and advanced training body at workplaces for target groups formed depending on education and work experience, differentiating information and making it available for understanding will help staff at all levels to become involved in the quality assurance process, and the introduction of the theoretical foundations of the quality management of the inspection body into the educational programs of the medical-preventive faculty will ensure the activities of the newly hired staff at the internship stage.

Keywords: Quality management system, inspection body, optimization, efficiency, QMS problems, personnel, preventive actions, readiness for effective work

T.I. Gordeeva1, A.P Golubeva2

1 Federal Budget Institution of health care «The Center of Hygiene and Epidemiology in Moscow», Moscow, Russia

2 Federal State Autonomous Educational Institution

of Higher Education the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 № 52-ФЗ [1], организации, осуществляющие проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследования, обследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований должны быть аккредитованы в национальной системе аккредитации. В связи с этим у федеральных бюджетных учреждений

здравоохранения центров гигиены и эпидемиологии появилась необходимость создания и поддержания в рабочем состоянии СМК органа инспекции.

Вследствие этого особенно значимой и актуальной задачей для центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора становятся соответствие СМК органа инспекции требованиям национального стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020— 2012 [2], критериям аккредитации [3], а также

поддержание ее эффективности и постоянного улучшения.

Для успешного функционирования СМК организация должна определить как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на ее способность достигать намеченного результата, осуществлять мониторинг и анализ информации об этих факторах [4]. Документирование СМК напрямую зависит от размера организации, вида осуществляемой деятельности, сложности и взаимодействия процессов, а также компетентности персонала [5].

Самым значимым ресурсом в вопросах обеспечения качества является весь персонал организации [6]. Его структура, компетентность, осведомленность о СМК, понимание им важности процессов и отношение к ним определяют эффективность действующей в организации СМК.

Обучение и подготовка работников всех уровней по применению основных инструментов и методологии достижения целей по улучшению, а также обеспечение компетентности работников установлена ГОСТ Р ИСО 9000—2015 [7]. Готовность персонала к выполнению требований СМК во многом зависит от знаний, полученных в процессе высшего и среднего профессионального образования. Однако сегодня подготовка медицинских кадров для осуществления деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения учитывает необходимость компетенций по обеспечению качества только для лабораторно-инструментальных исследований. Основы знаний СМК преподаются в ходе практикума при обучении санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям [8]. Вместе с тем понимания необходимости знаний в сфере обеспечения качества у специалистов, осуществляющих экспертную деятельность по оценке соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим правилам и нормативам, несмотря на законодательные требования, до настоящего времени нет.

Кроме того, профессиональные стандарты, разработанные для специалистов с высшим и средним медико-профилактическим образованием, также не содержат требований по наличию навыков и умений по обеспечению качества выполняемых экспертиз, обследований, расследований и иных видов оценок [9].

Цель исследования — обосновать и предложить мероприятия по улучшению готовности ра-

ботников органа инспекции центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора к реализации требований системы менеджмента качества органа инспекции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— разработать методику исследования, позволяющую выявить подготовленность персонала органа инспекции на основе их самооценки, а также оценить факторы, определяющие уровень подготовки;

— провести анализ кадрового состава органа инспекции, результатов оценки знаний, отношения к действующей СМК, организации обучения работников;

— вывить факторы, влияющие на эффективность СМК и обосновать предложения по улучшению подготовки персонала к работе в аккредитованном органе инспекции.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для получения объективных сведений о внедренной системе качества, выявления проблемных моментов и с целью разработки мер по улучшению СМК на базе ЦГ и Э, включающего в себя центральный офис и 13 филиалов в административных округах Москвы, на транспорте (водном, воздушном, метрополитене), проведено анкетирование персонала, входящего в состав органа инспекции.

По содержанию вопросы анкеты сгруппированы в 3 блока.

Первый блок — общие вопросы, характеризуют респондентов по полу, возрасту, образованию, стажу работы, квалификации; удовлетворенности условиями труда и обеспеченностью материально-техническими ресурсами для выполнения трудовых функций; отношения работников к своим трудовым обязанностям.

Второй — направлен на выявление знаний и понимания персоналом основных положений системы менеджмента качества, ее целей, задач, содержания документов, которые отражают подготовленность сотрудников к выполнению работ в соответствии с требованиями СМК и обосновывают потребность в дополнительном обучении.

Третий — выявляет отношение персонала к внедренной СМК, перспективам ее функционирования, желание участвовать в оптимизации управления деятельностью органа инспекции.

Анкетирование проводилось анонимно, на добровольной основе с сентября по ноябрь 2018 г. В опросе приняли участие 295 человек, но для дальнейшего анализа отобрано 258 корректно и полно заполнен-

ных анкет. Из них 75 анкет персонала Центра, 183 — работников филиалов ЦГ и Э. Информация из ответов анкет сводилась и обрабатывалась с помощью программного продукта Microsoft Excel 2010. Рассчитаны относительные и средние показатели, их ошибки репрезентативности. Оценка достоверности различий показателей проводилась методами параметрической статистики (критерий Фишера, критерий Пирсона).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ состава респондентов органа инспекции ЦГ и Э показал, что по возрастному составу как в Центре, так и в филиалах преобладают работники в возрасте от 56 лет и старше — 35,0%, лица в возрасте до 35 лет составляют 28,3%. Доля мужчин в органе инспекции — 17,0% (в Центре — 21,3%, в филиалах — 15,3%).

В структуре опрошенных преобладали специалисты с высшим медико-профилактическим образованием и специалисты с высшим профессиональным (немедицинским) образованием (эксперты-физики, эксперты-химики и биологи) (71,5%), приравненные к медицинским работникам приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников». Специалисты со средним медико-профилактическим образованием — помощники санитарных врачей составили 28,5%. Соотношение специалистов с высшим профессиональным образованием и средним профессиональным образованием в Центре составило 6:1, в филиалах — 2:1. Таким образом, в Центре работает значительно больше персонала с высшим профессиональным образованием, чем в филиалах.

Среди опрошенных лица со стажем работы по специальности в области проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз более 10 лет составили 64%.

Исходя из критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (критерии), обязательным требованием для сотрудников органа инс-

пекции является стаж работы в области инспекционной деятельности не менее 3 лет. Для лиц, не имеющих 3-летнего стажа, критерии устанавливают обязательность контроля и руководства специалиста, имеющего необходимый стаж и опыт работы т.е. наставника. Почти каждый пятый сотрудник (19,7%) органа инспекции ЦГ и Э имеет стаж менее 3 лет и относится к категории стажера, что является риском возникновения несоответствий требованиям СМК при проведении инспекционной деятельности. Кроме того, необходимость работы стажеров под наблюдением работника, имеющего достаточный опыт и стаж работы, несомненно, влечет дополнительную нагрузку для экспертов, выполняющих функцию наставника.

С целью оценки влияния профессионального стажа на формирование положительного отношения к СМК и понимания ее принципов были сформированы группы с наиболее характерными различиями по стажу: группа А — лица, со стажем работы до 3 лет и группа В — лица, со стажем работы свыше 10 лет. Промежуточная группа имела характерные признаки обоих групп и при анализе не рассматривалась.

Обращает на себя внимание тот факт, что в группе А специалистов со средним профессиональным образованием только 2,0%, с высшим медико-профилактическим образованием — 98,0%; иная картина наблюдается в группе В — помощники санитарных врачей составляют 38,6%. При этом в обеих группах отмечено позитивное отношение к своей работе практически у всех специалистов: в группе А и группе В — 98,0 и 94,6% соответственно. Вместе с тем в группе А желание и возможность для проявления инициативы в работе положительно оценивают 84,3 ± 5,1%, напротив, в группе В данный показатель составляет только 60,2 ± 3,8% (р < 0,01). Выявленный факт дает основание для более активного привлечения помощников санитарных врачей согласно их полномочиям к процессам по оценке соответствия санитарным требованиям и обеспечению качества этой деятельности.

Как положительный момент можно отметить самооценку молодых специалистов в части понимания необходимости повышения квалификации: данный показатель в группе А составляет 100%. Самооценка уровня имеющейся квалификации для выполнения своих должностных обязанностей персоналом показала достоверные

различия: в группе А признают свою квалификацию недостаточной 43,2 ± 6,9% респондента, в группе В — 29,8 ± 2,5% (р < 0,001).

Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020—2012 любая система качества органа инспекции должна включать в себя требования не только к персоналу, но и к материально-техническим ресурсам. Анализ результатов анкетирования по оценке обеспеченности материально-техническими ресурсами выявил между сравниваемыми группами различия: неудовлетворенность необходимыми для осуществления деятельности ресурсами выражают больше в группе А в основном молодые сотрудники (15,7%), чем в группе В (6,8%) (р = 0,08). По отношению к условиям труда, что также немаловажно для обеспечения качества работы, выявлены достоверные различия: неудовлетворенность условиями труда в большей степени выражают в группе А также молодые сотрудники (17,6%), чем в группе В (6,6%) (р < 0,05).

Требования к организации взаимодействия внутри подразделений органа инспекции регламентируются ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020—2012. Результаты анализа ответов на вопрос об организации и качестве взаимодействия показал неудовлетворенность каждого шестого сотрудника качеством взаимодействия подразделений ЦГ и Э между собой, в том числе с испытательным лабораторным центром.

Особенно важным для оценки, введенной СМК является понимание персоналом смысла разработанных документов и процедур. Однако по данному показателю «пониманию смысла документов» не выявлено статистически значимых различий между группами А и В — вне зависимости от стажа работы более половины сотрудников отмечают непонимание документов СМК. Этот факт, безусловно, влечет за собой затруднения в обязательном документировании деятельности. В обеих группах такие трудности испытывают более 60% опрошенных. Кроме того, почти каждый третий считает, что СМК работает неэффективно. Все это свидетельствует об отсутствии мотивации сотрудников к освоению процессов обеспечения качества, а также недостаточности знаний о существующей СМК.

Вместе с тем анализ данных выявил достоверные различия потребности в оптимизации документированных процедур СМК: в группе А 39,2 ± 6,8% работников считают, что существующих документов СМК в организации слишком

много, в группе В такого мнения придерживаются только 25,3 ± 3,4% (р < 0,05).

Установлена также потребность в адаптации к процедурам СМК и контролю их исполнения, реализуемая через механизм аудитов. За увеличение частоты аудитов в группе А выступают 31,4 ± 5,6%, в группе В — 17,2 ± 2,6% (р < 0,05%). При этом специалисты из группы А считают необходимым чаще проводить аудиты, чем специалисты группы В. Следует отметить, что внутренний аудит СМК является одним из ключевых процессов, обеспечивает системе режим постоянного улучшения и направлен на выявление проблемных и положительных сторон [9]. Именно молодые кадры, не имеющие достаточных знаний и опыта, акцентируют внимание на важности внутреннего контроля и аудитов.

Для анализа готовности кадрового состава ЦГ и Э к работе в аккредитованном органе инспекции, оценке отношения к СМК и понимания ее процедур наряду со стажем работы отдельно проанализированы результаты опроса респондентов в зависимости от имеющегося у них образования — высшего и среднего профессионального образования. Для этого были сформированы 2 группы: группа I включает специалистов с высшим медико-профилактическим образованием, иным высшим образованием, а также континген-ты, приравненные к медицинским работникам; группа II — работников со средним медико-профилактическим образованием (помощники санитарных врачей). Результаты опроса вышеуказанных групп представлены в таблице.

Респонденты с высшим образованием в 3 раза меньше удовлетворены организацией работы как собственных подразделений, так и взаимодействием с другими подразделениями, в том числе с испытательно-лабораторным центром, чем специалисты со средним профессиональным образованием. Положительным оценивают взаимодействие с Управлением Роспотребнадзора и его территориальными отделами лишь 75,8% работников группы I, в то время как в группе II — 90,3% (р < 0,05%), что связано с меньшим участием во взаимодействии среднего персонала.

Результаты анализа данных таблицы показали достоверные различия в потребности в дополнительном обучении: в группе I получение дополнительного образования по вопросам СМК считают необходимым 59,1 ± 3,6%, а в группе II — 75,0 ± 5,1% (р < 0,05).

Характеристика отношения к СМК работников органа инспекции ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» со средним и высшим профессиональным образованием, %

Характеристика (вопросы) СПО ВПО Достоверность

Р m Р m различий

Необходимость регулярно повышать квалификацию 95,8 2,4 96,8 1,3 р = 0,99

Необходимость дополнительного обучения вопросам СМК 75,0 5,1 59,1 3,6 р < 0,05

Желание использовать принципы СМК в работе 65,3 5,6 79,6 3,0 р < 0,05

Наличие возможностей для проявления инициатив в работе 48,6 5,9 72,6 3,3 р < 0,001

Документирование результатов своей деятельности в соответствии с требованиями СМК занимает слишком много времени 62,5 5,7 64,0 3,5 р = 0,825

Затруднения при заполнении Формуляров СМК 31,9 5,5 23,1 3,1 р = 0,146

Документирование этапов инспекции посредством электронных программных продуктов облегчит мою работу 81,9 4,5 78,0 3,0 р = 0,481

Проведение внутренних аудитов подразделений только раз в год достаточно для поддержания СМК в рабочем состоянии 73,6 5,2 69,9 3,4 р = 0,517

Проведение обучения персонала по вопросам СМК только раз в год достаточно для поддержания СМК 52,8 5,9 49,5 3,7 р = 0,782

Проведение корректирующих мероприятий приносит положительный результат 88,9 3,7 80,1 2,9 р = 0,138

Взаимодействие с Управлением Роспотребнадзора и его территориальными отделами организовано эффективно 90,3 3,5 75,8 3,1 р < 0,05

Удовлетворены условиями труда 95,8 2,4 89,2 2,3 р = 0,156

Примечание. СПО — среднее профессиональное образование; ВПО — высшее профессиональное образование; P — доля респондентов по отношению к общему числу опрошенных; m — ошибка репрезентативности.

Достоверно меньше специалистов со средним образованием (группа II) позитивно относятся к внедрению СМК (65,3%), в то же время специалисты с высшим образованием (группа I) поддерживают использование принципов СМК в работе (79,6%) (р < 0,05).

Желание и возможность для проявления инициативы в работе отрицательно оценили работники со средним образованием — 48,6 ± 5,9% (группа II), напротив, респонденты, имеющие высшее образование (группа I), позитивно (72,6 ± 3,3%) (р < 0,001).

Таким образом, различия в уровне образования (высшее и среднее) имеет значение в отношении к необходимости использования СМК. В то же время стаж не оказывает существенного влияния на понимание СМК, так как компетенции в сфере обеспечения качества являются новыми как для молодых специалистов, так и для работников с большим стажем. Вместе с тем молодые кадры более инициативные, объективны к собственной квалификации, в большей степени требовательны к материально-техническому обеспечению трудового процесса, не боятся применения механизма контроля СМК (аудита) и вы-

ступают за оптимизацию документированных процедур.

Учитывая законодательно обусловленные требования по обеспечению качества экспертной деятельности по оценке соответствия санитарным требованиям, разумно формировать мотивацию к осуществлению деятельности в соответствии с СМК уже на этапе подготовки специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лица, не имеющие 3-летнего опыта работы, как правило, это недавние выпускники медико-профилактического факультета, не знакомы с темой менеджмента качества в сфере деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, не понимают целесообразности внедрения СМК и, равно как и работники с большим стажем, считают это фактором, создающим дополнительные сложности в работе. При проведении анализа выявлено недостаточное понимание стажерами основ СМК, законодательно обусловленной необходимости ее внедрения, а также значение в управлении деятельностью и

конкурентоспособности организации. Существенно изменило бы ситуацию получение соответствующих знаний студентами медико-профилактического факультета в рамках освоения программ высшего образования по разделу менеджмента по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Таким образом, на основании результатов анкетирования, в целях обеспечения эффективности СМК предлагаем:

1) рассмотреть вопрос о возможности внедрения теоретических основ менеджмента качества органа инспекции в образовательные программы высшего профессионального и среднего профессионального образования медико-профилактического направления;

2) привлекать к деятельности по обеспечению системы менеджмента качества органа инспекции работников с опытом работы до 3 лет, а также специалистов со средним специальным образованием;

3) проводить ежегодное мониторирование готовности персонала, его отношения к функционированию СМК с учетом ряда факторов (стаж, образование, возраст и др.) путем анкетирования работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 42. Доступно по: https://fzrf.su/zakon/o-sanitarno-ehpidemiologicheskom-blagopolucЫi-52-fz/st-42.php. Ссылка активна на 03.12.2018.

2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020—2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1673-ст). Доступно по: http://base.garant.ru/70612020/. Ссылка активна на 03.12.2018.

3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 мая 2014 г. N 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (с изменениями и дополнениями). Доступно по: http://base.garant.ru/ 70712358/. Ссылка активна на 03.12.2018.

4. ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст). Доступно по: http://www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_194941/. Ссылка активна на 03.12.2018.

5. ГОСТ ISO 9001—2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст). Доступно по: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_145824/. Ссылка активна на 03.12.2018.

6. Шендалев А.Н., Шендалева Е.В. Подход к вовлечению персонала в процессе создания, сертификации и поддержания функционирования систем менеджмента качества. Омский научный вестник. 2012; 1: 72—76.

7. ГОСТ Р ИСО 9000—2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст). Доступно по: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195013/. Ссылка активна на 03.12.2018.

8. Мельниченко П.И., Архангельский В.И., Прохоров Н.И. и др. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования: руководство к практ. занятиям: учеб. пособие. М.: Практическая медицина, 2017. 272 с.

9. Приказ Минтруда России от 25.06.2015 № 399н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медико-профилактического дела» (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.07.2015 N 37941). Доступно по: https://minjust.consultant.ru/documents/15316. Ссылка активна на 03.12.2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Хайруллин И.И., Курылев В.А., Капустина И.О. Организация внутреннего аудита медицинской организации как инструмент повышения ее результативности и эффективности. Вестник Росздравнадзора. 2015;3: 33—38.

Поступила 22.12.2018 Принята к опубликованию 11.01.2019

REFERENCES

1. Federal'nyy zakon ot 30.03.1999 № 52-ФЗ «О sanitarno-ep-idemiologicheskom blagopoluchii naseleniya», st. 42. [Federal law from 30.03.1999 № 52-ФЗ «About sanitary and epidemiological well-being of the population», article 42]. Available at: https://fzrf.su/zakon/o-sanitarno-ehpidemio-logicheskom-blagopoluchii-52-fz/st-42.php. Accessed on 03.12.2018. (In Russian).

2. Natsional'nyy standart RF GOST R ISO/MEK 17020—2012 «Otsenka sootvetstviya. Trebovaniya k rabote razlichnykh tipov organov inspektsii» (utv. prikazom Federal'nogo agentstvapo tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot

29 noyabrya 2012 g. N 1673-ст) [National standard of the Russian Federation GOST R ISO / IEC «Conformity assessment. Requirements for the work of various types of inspection bodies (approved by order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated November 29, 2012, N 1673-ст]. Available at: http://base.ga-rant.ru/70612020/. Accessed on 03.12.2018. (In Russian).

3. Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF ot

30 maya 2014 g. N 326 «Ob utverzhdenii kriteriev akkra-ditatsii, perechnya dokumentov, podtverzhdayushchikh sootvetstviye zayavitelya kriteriyam akkreditatsii, I perech-nya dokumentov v oblasti standartizatsii, sobludeniye trebovaniy kotoryh zayavitelyami, akkreditivannymilitsa-mi obespechivaet ih sootvetstvie kriteriyam akkreditatsii»

(s izmeneniyami I dipolneniyami) [Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated May 30, 2014 «On approval of the Accreditation Criteria, the list of documents confirming the compliance of the applicant, the accredited person with the accreditation criteria, and the list of documents in the field of standardization, compliance with the requirements of which by the applicants, accredited persons ensures their compliance with the accreditation criteria (with changes and additions)»]. Available at: http://base.garant.ru/70712358/. Accessed on 03.12.2018. (In Russ.)

4. GOST R ISO 9001—2015. Natsionalnyy standart Rossi-yskoy Federatsii. Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. utv. prikazom Rossandarta ot 28.09.2015 N 1391-ct) [National standard of the Russian Federation. Quality management system. Requirements (app. Order of Rosstandart of 28.09.2015 N 1391-St]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194941/. Accessed on (In Russian).

5. GOST ISO 9001—2011. Mezhgosudarstvennyy standart. Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya (vveden v deystviye prikazom Rosstandarta ot 22.12.2011 N 1575-ct) [Interstate standard. Quality management systems. Requirements (enacted by order of Rosstandart from 22.12.2011 N 1575-ct)]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_145824/. Accessed on 03.12.2018. (In Russian).

6. Shendalyov A.N., Shendlayova E.V. Podkhod k vovlech-eniyu personala v protsesse sozdaniya, sertifikatsii i pod-derzhaniya funktsionirovaniya system menedzhmenta kachestva. [The approach to the involvement of staff in the process of creating, certifying and maintaining the functioning of quality management systems]. Omskiy nauchnyy vest-nik [Omsk Scientific Herald]. 2012; 1: 72—76. (In Russia).

7. GOST R ISO 9000—2015 Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya I slovar' (utv. prikazom Rossandarta ot 28.09.2015 N 1390-ct) [Quality management systems. Fundamentals and vocabulary (approved By order of Rosstandart from 28.09.2015 N 1390-ct)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195013/. Accessed on 03.12.2018. (In Russia).

8. Mel'nichenko P.I., Arkhangelsky V.I., Prokhorov N.I. i dr. Sanitarno-gigienicheskie laboratornye issledovaniya: ruko-vodstvo k prakt. zanyatiyam: ucheb. posobiye [Sanitary hygienic laboratory studies: a guide to practical exercises: a training manual]. M.: Prakticheskaya meditsina [Practical medicine], 2017. 272 c. (In Russia).

9. Prikaz Mintruda Rossii ot 25.06.2015 № 399n «Ob utverzhdenii professionalnogo standarta «Spetsialist v ob-lasty medico-profilakticheskogo dela» (zaregistrirovano v Minyuste RF 09.07.2015 N 37941) [Order of the Ministry of Labor of Russia «On the approval of the professional standard «Specialist in the field of preventive medical care» (registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 09.07.2015 N 37941]. Available at: https://min-just.consultant.ru/documents/15316. Accessed on 03.12.2018. (In Russia).

10. Khayrullin I.I., Kurylyov V.A., Kapustina I.O. Organizatsi-ya vnutrennego audita meditsinskoy organizatsii kak instrument povysheniya eyo rezultativnosti i effektivnosti. [Organization of internal audit of a medical organization as a tool to improve its effectiveness and efficiency]. Vestnik Roszdravnadzora [Bulletin of Roszdravnadzor]. 2015; 3: 33—38. (In Russian).

Received on 22.12.2018 Accepted for publication on 11.01.2019

Сведения об авторах:

Гордеева Татьяна Игоревна — заведующая отделом организации оказания санитарно-эпидемиологических услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве». 129626, Москва, Графский переулок, д. 4, кор. 2/4. Тел. +7(495)616-66-08. E-mail: tigordeeva@mail.ru

Голубева Алла Прокофьевна — д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко МПФ, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) Минздрава России. 119992, Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 2. Тел.: +7(499)248-72-88. E-mail: apgolub@mail.ru

About the authors:

Tatyana I. Gordeeva — Head of the Department of the Organization of Sanitary and Epidemiological Services of FBHI «Center for Hygiene and Epidemiology in Moscow», Moscow, 129626, Moscow, Grafskiy lane, 4, bld. 2/4. Tel. +7(495)616-66-08. E-mail: tigordeeva@mail.ru

Alla P. Golubeva — Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Public Health and Healthcare named after N.A. Semashko Federal state Autonomous educational institution of higher education I.M. Sechenov First Moscow state medical University of the Ministry of health of the Russian Federation (Sechenov University), Ministry of Healthcare of the Russian Federation. 119992, Moscow, Bolshaya Pirogovskaya St., 2, bld. 2. Tel.: +7(499)248-72-88. E-mail: apgolub@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.