Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / инклюзивная культура / формирование инклюзивной культуры / готовность педагогов к инклюзивной деятельности / inclusive education / inclusive culture / formation of an inclusive culture / teachers’ readiness for inclusive activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елагина Вера Сергеевна, Каменкова Наталья Владимировна, Ильина Светлана Владимировна, Акулов Владислав Александрович

На современном этапе развития системы отечественного образования актуальной является проблема формирования инклюзивной культуры у студентов — будущих педагогов общеобразовательной школы и дошкольных образовательных организаций. В статье рассмотрены различные подходы к определению сущности и содержания понятия «инклюзивная культура», обоснована необходимость формирования инклюзивной культуры у студентов педагогического колледжа. Изучение научной литературы, собственный опыт работы в колледже убеждают нас в том, что проблеме формирования инклюзивной культуры у студентов не уделяется должного внимания. Несмотря на понимание значимости высокого уровня инклюзивной культуры педагога, теоретические аспекты проблемы не в полной мере проработаны, недостаточной остается психологическая и профессиональная готовность преподавателей к деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды колледжа. Целью статьи является изучение готовности преподавателей колледжа к деятельности по формированию у студентов инклюзивной культуры, определение их отношения и степени осведомленности в области инклюзивного образования. Анализ результатов анкетирования показал, что большинство преподавателей позитивно относятся к проблеме формирования у студентов инклюзивной культуры, имеют представление об особенностях инклюзивного образования, готовы принимать участие в различных формах повышения своей квалификации в рамках данной проблемы, обсуждать ее актуальные аспекты. Оценка отношения преподавателей к формированию инклюзивной культуры у студентов колледжа позволяет не только четко определить их педагогическую позицию, но и выявить наиболее эффективные способы организации образовательного процесса, предложить условия развития образовательной среды в соответствии с требованиями к подготовке современного педагога, готового работать с детьми, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елагина Вера Сергеевна, Каменкова Наталья Владимировна, Ильина Светлана Владимировна, Акулов Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF PEDAGOGICAL TEACHERS COLLEGE TO FORMATION ACTIVITIES STUDENTS IN AN INCLUSIVE CULTURE

At the present stage of development of the national education system, the problem of creating an inclusive culture among students — future teachers of secondary schools and preschool educational organizations — is relevant. The article discusses various approaches to defi ning the essence and content of the concept of “inclusive culture”, and substantiates the need for the formation of an inclusive culture among students of a pedagogical college. The study of scientifi c literature and our own experience in college convince us that the problem of creating an inclusive culture among students is not given due attention. Despite understanding the importance of a high level of inclusive culture of a teacher, the theoretical aspects of the problem have not been fully developed; the psychological and professional readiness of teachers to operate in an inclusive educational environment of a college remains insuffi cient. The purpose of the article is to study the readiness of college teachers to develop an inclusive culture among students, determine their attitude and degree of awareness in the fi eld of inclusive education. Analysis of the survey results showed that the majority of teachers have a positive attitude towards the problem of developing an inclusive culture among students, have an understanding of the features of inclusive education, are ready to take part in various forms of improving their qualifi cations within the framework of this problem, and discuss its current aspects. Assessing the attitude of teachers towards the formation of an inclusive culture among college students allows not only to clearly defi ne their pedagogical position, but also to identify the most effective ways of organizing the educational process, to propose conditions for the development of the educational environment in accordance with the requirements for training a modern teacher ready to work with children with disabilities and limited health options.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 74-81. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):74-81. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 376.1

ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ^НЦ^Н

Вера Сергеевна Елагина1, V_275@mail.ru, ORCID 0000-0003-2469-9285 Наталья Владимировна Каменкова2, nat_kamenkova@mail.ru Светлана Владимировна Ильина3, rumts-spo74@mail.ru Владислав Александрович Акулов4, akulov_1993@mail.ru

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия 2,3,4 Миасский педагогический колледж, Миасс, Челябинская область, Россия

Аннотация. На современном этапе развития системы отечественного образования актуальной является проблема формирования инклюзивной культуры у студентов — будущих педагогов общеобразовательной школы и дошкольных образовательных организаций. В статье рассмотрены различные подходы к определению сущности и содержания понятия «инклюзивная культура», обоснована необходимость формирования инклюзивной культуры у студентов педагогического колледжа. Изучение научной литературы, собственный опыт работы в колледже убеждают нас в том, что проблеме формирования инклюзивной культуры у студентов не уделяется должного внимания. Несмотря на понимание значимости высокого уровня инклюзивной культуры педагога, теоретические аспекты проблемы не в полной мере проработаны, недостаточной остается психологическая и профессиональная готовность преподавателей к деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды колледжа. Целью статьи является изучение готовности преподавателей колледжа к деятельности по формированию у студентов инклюзивной культуры, определение их отношения и степени осведомленности в области инклюзивного образования. Анализ результатов анкетирования показал, что большинство преподавателей позитивно относятся к проблеме формирования у студентов инклюзивной культуры, имеют представление об особенностях инклюзивного образования, готовы принимать участие в различных формах повышения своей квалификации в рамках данной проблемы, обсуждать ее актуальные аспекты. Оценка отношения преподавателей к формированию инклюзивной культуры у студентов колледжа позволяет не только четко определить их педагогическую позицию, но и выявить наиболее эффективные способы организации образовательного процесса, предложить условия развития образовательной среды в соответствии с требованиями к подготовке современного педагога, готового работать с детьми, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная культура, формирование инклюзивной культуры, готовность педагогов к инклюзивной деятельности

Для цитирования: Елагина В. С., Каменкова Н. В., Ильина С. В., Акулов В. А. Готовность преподавателей педагогического колледжа к деятельности по формированию у студентов инклюзивной культуры // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 74-81.

© Елагина В. С., Каменкова Н. В., Ильина С. В., Акулов В. А., 2024

Original article

READINESS OF PEDAGOGICAL TEACHERS COLLEGE TO FORMATION ACTIVITIES STUDENTS IN AN INCLUSIVE CULTURE

Vera S. Elagina1, V_275@mail.ru, ORCID 0000-0003-2469-9285 Natalya V. Kamenkova2, nat_kamenkova@mail.ru Svetlana V. Ilyina3, rumts-spo74@mail.ru Vladislav A. Akulov4, akulov_1993@mail.ru

1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

2 3 4 Miass Pedagogical College, Miass, Chelyabinsk region, Russia

Abstract. At the present stage of development of the national education system, the problem of creating an inclusive culture among students — future teachers of secondary schools and preschool educational organizations — is relevant. The article discusses various approaches to defining the essence and content of the concept of "inclusive culture", and substantiates the need for the formation of an inclusive culture among students of a pedagogical college. The study of scientific literature and our own experience in college convince us that the problem of creating an inclusive culture among students is not given due attention. Despite understanding the importance of a high level of inclusive culture of a teacher, the theoretical aspects of the problem have not been fully developed; the psychological and professional readiness of teachers to operate in an inclusive educational environment of a college remains insufficient. The purpose of the article is to study the readiness of college teachers to develop an inclusive culture among students, determine their attitude and degree of awareness in the field of inclusive education. Analysis of the survey results showed that the majority of teachers have a positive attitude towards the problem of developing an inclusive culture among students, have an understanding of the features of inclusive education, are ready to take part in various forms of improving their qualifications within the framework of this problem, and discuss its current aspects. Assessing the attitude of teachers towards the formation of an inclusive culture among college students allows not only to clearly define their pedagogical position, but also to identify the most effective ways of organizing the educational process, to propose conditions for the development of the educational environment in accordance with the requirements for training a modern teacher ready to work with children with disabilities and limited health options.

Keywords: inclusive education, inclusive culture, formation of an inclusive culture, teachers' readiness for inclusive activities

For citation: Elagina VS, Kamenkova NV, Ilyina SV, Akulov VA. Readiness of pedagogical teachers college to formation activities students in an inclusive culture. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):74-81. (In Russ.).

Введение

На современном этапе развития общества и системы образования все больше внимания уделяется инклюзии — процессу включения в жизнь социума людей, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задачей современной системы образования, по мнению А. И. Полянского и В. Д. Мартиросяна, становится формирование особого образовательного пространства, предполагающего принятие ценностей разнообразия и уважения к различиям, поощрение сотрудничества и внимание к достижениям каждого обучающегося не зависимо от особенностей его развития или социального статуса [1].

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех обучающихся и их спо-

собности к обучению. Условия инклюзивного образования определяют необходимость разработки содержания и способов формирования специальных компетенций, интегральных качеств личности будущих педагогов, обеспечивающих, с одной стороны, качество образовательного процесса, а с другой — успешность профессиональной и личностной реализации.

Получение молодыми людьми с инвалидностью и ОВЗ качественного профессионального образования значительно повышает вероятность их удачного трудоустройства [2], выступает условием успешной социализации и самореализации в различных видах профессиональной деятельности [3].

Эффективность инклюзивных процессов в образовании, их реализация, а значит

и признание обществом, детерминируются профессионализмом, готовностью педагогов к работе в новых профессиональных условиях (позитивное отношение к идее инклюзии, к лицам с ОВЗ, владение необходимыми компетенциями). Важнейшей составляющей инклюзивного образования является инклюзивная культура. В связи с этим актуальной становится задача подготовки профессионала новой формации, обладающего сформированной инклюзивной культурой, которая обеспечивает успешность профессиональной деятельности, культурной коммуникации с разными представителями инклюзивного пространства (особенно с детьми, имеющими инвалидность или ограничения возможностей здоровья).

Понятие «инклюзивная культура» применимо к образовательным организациям разных видов и является стратегическим направлением развития отечественной системы образования. На наш взгляд, выпускники педагогического колледжа должны иметь фундаментальные представления об особенностях инклюзивной культуры, понимать сущность инклюзивного образования, его особенности и отличия от традиционных форм образования, знать психологические особенности возрастного и личностного развития обучающихся в условиях инклюзивной образовательной среды, методы психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ и нормотипичным развитием, уметь использовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды, и прежде всего взаимодействия с обучающимися с ОВЗ, которые особенно нуждаются в принятии их такими, какие они есть, сочувствии и поддержке.

В педагогической науке активно обсуждаются различные аспекты проблемы инклюзивного образования: формирование готовности студентов к работе в условиях инклюзии (Е. В. Кетриш, Т. В. Точилина, В. В. Хитрюк и др.); формирование инклюзивной грамотности студентов (Л. В. Горюнова, Е. С. Тимченко, И. Д. Тимченко, Д. З. Ахметова, К. А. Нурму-ратова и др.) и инклюзивной компетентности (Л. В. Горюнова, С. В. Алёхина, Е. В. Богданова, О. С. Бородина и др.); развитие инклюзивной культуры (М. Р. Арпентьева, Е. А. Кириллова, В. Д. Мартиросян, А. И. Полянский, А. Ю. Ше-манов и др.).

К настоящему времени выделен ряд взаимосвязанных аспектов инклюзивной культуры (Т. Бут, М. Эйнскоу, М. Воган), описаны особые

культурные потребности людей с ограниченными возможностями здоровья (А. Ю. Шеманов, Н. Т. Попова, А. С. Екушевская). Достижение равных возможностей для всех членов общества обеспечивается деятельностью социальных институтов образования, права, а также посредством распространения ценностей и норм (В. Н. Ярская, Е. Р. Ярская-Смирнова). Все это говорит об актуальности исследуемой проблемы.

Но, несмотря на интерес ученых и практиков к разным аспектам инклюзивного образования, проблема формирования инклюзивной культуры у студентов колледжа не может считаться решенной. На основании изучения имеющегося опыта работы организаций среднего профессионального образования, анализа философской, научно-методической и психолого-педагогической литературы, а также собственного опыта работы в колледже мы считаем, что инклюзивная культура студентов, будущих педагогов, недостаточно сформирована; необходимы поиск новых подходов к определению системы формирования инклюзивной культуры и их теоретическое обоснование; разработка программно- и учебно-методических материалов и диагностического инструментария для ее реализации в образовательном процессе педагогического колледжа. Решение обозначенных проблем возможно при условии готовности преподавателей колледжа к созданию такой образовательной среды, которая способствовала бы, с одной стороны, появлению благоприятных условий для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, а с другой — формированию у всех студентов, будущих педагогов, инклюзивной культуры. Для повышения эффективности освоения вариативных моделей образовательной инклюзии, по мнению Е. А. Шумиловой и Н. Н. Уваровой, необходимо формирование инклюзивной культуры будущего педагога, обучающего и воспитывающего детей с разными индивидуальными характеристиками физического или психического состояния [4].

В педагогической науке существует множество подходов к определению сущности понятия «инклюзивная культура». Инклюзивная культура трактуется как готовность педагогов к реализации сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, включает понимание и принятие места и роли инклюзии в современном обществе, знания, умения и навыки в этой области, установки на трансляцию позитивных тенденций в отношении людей с ОВЗ и инвалидностью, толерантное и взвешенное отношение к людям с ОВЗ и инвалидностью и их проблемам [5].

С. В. Алёхина и А. Ю. Шеманов рассматривают инклюзивную культуру как организационную культуру [6].

Инклюзивная культура на уровне организации, по мнению В. Н. Поникаровой и Е. Л. Андреевой, подразумевает полную и успешную интеграцию лиц с ОВЗ в учебную (в дальнейшем — трудовую) деятельность и отражает климат, в котором культивируются уважение, равенство и позитивное признание различий [7].

По мнению Г. В. Дербенева, инклюзивная культура — это определенный уровень развития современного общества, который выражается в гуманном, безопасном отношении людей друг к другу, где присутствуют идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, ценность каждого является основой общих достижений и формируются и всеми принимаются инклюзивные ценности, стимулирующие инклюзивное образование [8].

Размышляя над сущностью понятия «инклюзивная культура», М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк, А. В. Шуталева, А. Ю. Дудчик приходят к выводу, что основными ее ценностями являются принятие разнообразия и взаимопонимание [9].

Анализируя различные подходы зарубежных и отечественных ученых, М. А. Колоколь-цева приходит к выводу, что инклюзивная (как и в целом человеческая) культура включает ценности, нормы и средства передачи культурных образцов [10].

Обобщая вышеперечисленные исследования, можно констатировать, что инклюзивная культура представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, сочетающее в себе ценностное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивному образованию, систему знаний, умений, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих педагогу успешно осуществлять педагогическую деятельность.

Инклюзивную культуру педагога мы будем рассматривать как важную составляющую педагогической культуры, как интегративное качество личности педагога, как фактор успешности его профессионально-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования, как показатель уровня его инклюзивной компетентности, как направленность на личностное и профессиональное совершенствование.

Считаем, что эффективность формирования инклюзивной культуры студентов определяется профессионализмом преподавателей колледжа,

их готовностью к данному виду педагогической деятельности. Поэтому целью настоящего исследования является изучение готовности преподавателей колледжа к деятельности по формированию инклюзивной культуры у студентов, определение их отношения и степени осведомленности в области инклюзивного образования.

Материалы и методы исследования

Для выявления отношений преподавателей к проблеме формирования инклюзивной культуры обучающихся колледжа на поисковом этапе исследования была разработана анкета для педагогов. Опрос педагогов был проведен в педагогическом колледже г. Миасса, который в 2023 г. приступил к реализации одноименного инновационного проекта. Всего в анкетировании приняло участие 23 педагога, что составило 79,3 % от общего количества педагогических работников колледжа, из них 73,6 % — преподаватели высшей квалификационной категории. Основной стаж респондентов составляет от 5 до 10 лет (43 %) и от 10 до 20 лет (19 %), что свидетельствует о достаточно молодом коллективе с высоким инновационным потенциалом, ориентирующемся в современных образовательных проблемах, в том числе и в инклюзивном образовании.

Представленная выборка охватывает все категории и должности педагогических работников колледжа, реализующих образовательные программы подготовки студентов по различным специальностям — «Воспитатель детей дошкольного возраста», «Учитель начальных классов», «Педагог дополнительного образования», «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием» и «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и кор-рекционно-развивающего образования». Несмотря на различия образовательных программ, все они ориентированы на подготовку специалистов, имеющих высокую инклюзивную культуру и готовых работать в инклюзивной образовательной среде организаций начального школьного и дошкольного образования.

Разработанная анкета содержала 10 вопросов закрытого вида. Логика развертывания вопросов в анкете позволила педагогам:

- определить представления об инклюзивном образовании в среднем профессиональном образовании;

- выразить свое отношение к организации инклюзивного образования, его целесообразности в организациях среднего профессионального образования;

- оценить уровень собственной психологической и профессиональной готовности к работе со студентами, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья;

- оценить уровень знаний о сущности инклюзивной культуры, а также необходимости ее формирования у студентов колледжа, будущих педагогов;

- определить формы и средства, применяемые педагогами для эффективного формирования инклюзивной культуры у студентов колледжа;

- выявить отношение педагогов к видам и формам повышения собственной квалификации в области данной проблемы.

Анализ результатов опроса педагогов был ориентирован на проверку исходной гипотезы исследования, которая заключалась в предположении существенного влияния отношения преподавателей на качественный, мотивированный, осознанный процесс формирования инклюзивной культуры студентов в условиях инклюзивной образовательной среды колледжа.

Результаты и их обсуждение

Результаты опроса, полученные в ходе анализа данных анкетирования, позволили охарактеризовать реальное состояние и отношение педагогов колледжа к проблеме формирования инклюзивной культуры у обучающихся.

Приведем основные результаты исследования.

Во-первых, следует отметить, что более 90 % опрошенных педагогов однозначно считают, что проблема инклюзивного образования в настоящее время является актуальным инновационным процессом, который позволяет организовать и осуществить обучение всех обучающихся независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, психических и физических возможностей. Не исключение и профессиональная подготовка студентов педагогического колледжа, имеющих ограничения возможностей здоровья.

Во-вторых, более 80 % преподавателей колледжа имеют четкое представление об особенностях инклюзивного образования, хорошо понимают, с какими трудностями можно встретиться в процессе обучения, воспитания и общения студентов с ОВЗ, связанными в том числе и с несовершенной системой их психолого-педагогического, методико-технологического, социального обеспечения, их адаптации к условиям образовательной среды колледжа.

Но, несмотря на ожидаемые трудности, 59 % педагогов позитивно относятся к идее организации инклюзивного образования в кол-

ледже, в то время как 18 % респондентов обнаруживают неуверенность в правильности такого обучения в системе среднего профессионального образования, а 23 % не имеют четкой позиции относительно инклюзивного образования, что объясняется отсутствием или недостаточно большим педагогическим опытом. Так, около 70 % педагогов отметили, что в большинстве случаев им приходилось лишь иногда, эпизодически (62 %) обучать и воспитывать студентов, имеющих инвалидность или ОВЗ, около 6 % респондентов никогда не сталкивались с необходимостью обучать студентов данной категории. Безусловно, такая бессистемная, не затрагивающая эмоционально-чувственную и мотивационную сферу обучающихся педагогическая деятельность не способствует эффективному использованию идей инклюзивного образования в практике обучения и воспитания студентов, имеющих инвалидность или ОВЗ. И только 32 % респондентов имеют опыт систематической и постоянной работы с обучающимися данной категории.

Приступая к реализации инновационного проекта, целью которого является формирование инклюзивной культуры обучающихся, важно было выяснить психологическую и профессиональную готовность преподавателей к работе со студентами с ОВЗ. При ответе на вопрос «Готовы ли Вы профессионально и психологически к осуществлению инклюзивного образования в колледже?» более половины респондентов отметили достаточный уровень профессиональных знаний и навыков, выразили психологическую готовность обучать студентов с ОВЗ; 42 % преподавателей выразили готовность обучать студентов с ОВЗ инклюзивно, но сомневаются в уровне своих профессиональных знаний и навыков, необходимых и достаточных для работы со студентами данной категории; 5 % респондентов ни профессионально, ни психологически не готовы работать в условиях инклюзивного образования.

Большинство из опрошенных педагогов (63 %) уверены в том, что инклюзивное образование положительно скажется не только на развитии и социализации студентов с инвалидностью и ОВЗ, но и на их однокурсниках с обычными показателями здоровья.

На вопрос «Как Вы считаете, где и в какой форме должны обучаться студенты с инвалидностью и ОВЗ?» 67 % респондентов уверенно ответили, что в любой образовательной

организации инклюзивно, совместно с другими студентами; 23 % считают, что студенты данной категории должны обучаться отдельно от остальных, в специальных группах или в специализированных колледжах. Очевидно, это та категория педагогов, которая не имеет опыта работы и достаточных знаний об инклюзивном образовании, не определилась с собственным отношением к современной парадигме обучения людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, не готова психологически принять данную проблему.

Привлечение этих преподавателей к реализации инновационной программы по внедрению инклюзивного образования в педагогическом колледже будет возможным после повышения их профессиональной квалификации и формирования инклюзивной культуры как интегратив-ного личностного качества педагога. В качестве основных форм повышения квалификации педагоги колледжа выбирают традиционное обучение на курсах повышения квалификации (27 %); посещение вебинаров и видеоконференций, на которых обсуждаются самые актуальные аспекты инклюзивного образования, происходит обмен опытом внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, повышающих эффективность обучения людей с ОВЗ (более 40 %); отдают предпочтение самообразованию 32 % педагогов.

На вопрос «Считаете ли Вы необходимым формирование инклюзивной культуры у студентов колледжа?» практически все участники анкетирования (91 %) ответили положительно, при этом 60 % из них считают, что инклюзивная культура является необходимым и важным профессиональным качеством личности современного педагога. Причем большинство респондентов уверены в том, что формирование инклюзивной культуры студентов будет эффективным, если использовать активные и интерактивные формы обучения: практические занятия в форме деловых игр (37 %), проектная (23 %) и научно-исследовательская (20 %) деятельность, самостоятельная работа (13 %) — вот далеко не полный перечень форм организации познавательной деятельности студентов, которые должны быть приоритетными в подготовке будущих специалистов. Следует отметить, что педагоги, участвующие в опросе, недооценивают актуальность смешанной и дистанционной форм обучения студентов, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что позволило бы персонализировать процесс их подготовки,

учесть индивидуальные особенности и потребности, создать для них благоприятные условия обучения.

Таким образом, анализ результатов анкетирования педагогов Миасского педагогического колледжа позволил сделать вывод о том, что проблема формирования инклюзивной культуры для преподавателей является актуальной, они готовы принять ценности инклюзии, применить свои знания и профессиональные навыки в процессе обучения студентов, в том числе и студентов с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

Теоретическое и экспериментальное исследование убеждает нас в необходимости формирования инклюзивной культуры у студентов в педагогическом колледже на основе идеологии, традиций и ценностей инклюзии.

Инклюзивная культура как профессионально значимое качество педагога инклюзивного образования формируется в процессе профессионально-педагогической подготовки и является ее обязательным образовательным «эффектом».

Процесс формирования инклюзивной культуры должен строиться на принятии ценностей инклюзии, к которым относятся признание разнообразия людей, равных прав для всех участников образовательного процесса; создание благоприятной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их поддержка и сопровождение; ценности сотрудничества и взаимопомощи.

Оценка готовности преподавателей колледжа к деятельности по формированию инклюзивной культуры у студентов, их понимание особенностей инклюзивного образования и отношение к проблеме инклюзии позволяет определить не только педагогическую позицию преподавателей, но и направления организации образовательного процесса колледжа по формированию у студентов инклюзивной культуры; использовать педагогические технологии, включающие будущих педагогов в самостоятельную деятельность, связанную с инклюзивным обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья; выявить условия развития образовательной среды в соответствии с ценностями инклюзивного образования, что позволит повысить уровень их практической готовности к инклюзивной деятельности в школе и организациях дошкольного образования.

Список источников

1. Полянский А. И., Мартиросян В. Д. Инклюзивная культура в образовательной организации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 1. URL: http://journals. mosgu.ru/Trudy /article/view/682 (дата обращения: 15.01.2024.). DOI 10.17805/trudy.2018.1.7.

2. Леоненко Н. О., Каменкова Н. В. Развитие инклюзивной культуры студентов профессиональных образовательных организаций средствами волонтерской деятельности: опыт и перспективы // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 1 (33). С. 107-114.

3. Каменкова Н. В., Шадчин И. В. Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов молодого возраста в Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 2 (30). С. 83-89.

4. Шумилова Е. А., Уварова Н. Н. Инклюзивная культура будущего учителя-дефектолога как фактор развития инклюзивного образования в России // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). C. 402-404.

5. Денисова О. А., Леханова О. Л., Гудина Т. В. Инклюзивная культура как показатель готовности специалистов вузов к сопровождению инклюзивного высшего образования // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 6. С. 82-92. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/ archive/2023_n6 /Denisova_et_al (дата обращения: 15.01.2024.). DOI 10.17759/pse.2023280608.

6. Алехина С. В., Шеманов А. Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход : сб. ст. / [под ред. В. В. Рубцова]. Москва : МГППУ, 2018. С. 5-13.

7. Поникарова В. Н., Андреева Е. Л. Инклюзивная культура педагогов. Аспекты формирования. Рабочая тетрадь : монография. Курск : Университетская книга, 2022. 134 с.

8. Дербенева Г. В. Формирование инклюзивной культуры у студентов в образовательной среде педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN622.pdf (дата обращения: 12.01.2024).

9. Дьячкова М. А., Томюк О. Н., Шуталева А. В., Дудчик А. Ю. Инклюзивная организационная культура как культура принятия разнообразия и взаимопонимания // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 373-385. DOI 10.32744/pse.2019.5.26.

10. Колокольцева М. А. Инклюзивная культура педагога: сущность, структура, способы решения профессиональных задач // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2022. № 04. С. 1-17. URL: http://ekoncept.ru/2022 /221020.htm (дата обращения 17.01.2024). DOI 10.24412/2304-120X-2022-11020.

References

1. Polyansky AI, Martirosyan VD. Inclusive culture in an educational organization. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta = Scientific works of the Moscow Humanitarian University. 2018;(1). URL: http://journals.mosgu.ru/Trudy /article/view/682. DOI 10.17805/trudy.2018.1.7. (In Russ.).

2. Leonenko NO, Kamenkova NV. Development of inclusive culture of students of professional educational organizations through volunteer activities: experience and prospects. Innovatsion-noe razvitie professional'nogo obrazovaniya = Innovative development of professional education. 2022;(1(33):107-114. (In Russ.).

3. Kamenkova NV, Shadchin IV. Ensuring accessibility of vocational education for young people with disabilities in the Chelyabinsk region. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2021;(2(30):83-89. (In Russ.).

4. Shumilova EA, Uvarova NN. Inclusive culture of the future teacher-defectologist as a factor in the development of inclusive education In Russia. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of Science, Culture, Education. 2020;(6(85):402-404. (In Russ.).

5. Denisova OA, Lekhanova OL, Gudina TV. Inclusive culture as an indicator of the readiness of university specialists to support inclusive higher education. Psikhologicheskaya nauka i obra-zovanie = Psychological Science and Education. 2023;28(6):82-92. URL: https://psyjournals.ru/jour-nals/pse/archive/2023_n6/Denisova_et_al. DOI 10.17759/pse.2023280608. (In Russ.).

6. Alekhina SV, Shemanov AYu. Inclusive culture as a value basis for changes in higher education. In: Razvitie inklyuzii v vysshem obrazovanii: setevoy podkhod = Development of inclusion in higher education: network. Moscow: MGPPU; 2018. Pp. 5-13. (In Russ.).

7. Ponikarova VN, Andreeva EL. Inklyuzivnaya kul'tura pedagogov. Aspekty formirovaniya = Inclusive culture of teachers. Aspects of formation. Kursk: University Book; 2022. 134 p. (In Russ.).

8. Derbeneva GV. Formation of an inclusive culture among students in the educational environment of a pedagogical university. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya = World of Science. Pedagogy and psychology. 2022;10(6). URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN622.pdf. (In Russ.).

9. Dyachkova MA, Tomyuk ON, Shutaleva AV, Dudchik AYu. Inclusive organizational culture as a culture of accepting diversity and mutual understanding. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Perspectives of science and education. 2019; (5(41):373-385. DOI 10.32744/pse.2019.5.26. (In Russ.).

10. Kolokoltseva MA. Inclusive culture of a teacher: essence, structure, ways to solve professional problems. Kontsept: nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal = Concept: scientific and methodological electronic journal. 2022;(04):1-17. URL: http://ekoncept.ru/2022/221020.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2022-11020. (In Russ.).

Информация об авторах

B. С. Елагина — профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор.

Н. В. Каменкова — директор.

C. В. Ильина — руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению и сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО).

В. А. Акулов — педагог-психолог.

Information about the authors

V. S. Elagina — Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

N. V. Kamenkova — Director.

S. V. Ilyina —Head of the Resource Educational and Methodological Center for training and support for people with disabilities and persons with disabilities in the system of secondary vocational education (RMTC SPO).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. A. Akulov — Educational psychologist.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 16.01.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 25.01.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.