Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА'

ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / СИРОТЫ / МЕГАПОЛИС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аначко Ксения Азатовна

В статье рассматриваются особенности формирования готовности к самостоятельной жизни в условиях мегаполиса у подростков двух разных социальных групп: подростков из полных семей и подростков, являющихся социальными сиротами. Представлены результаты исследования по следующим методикам: тест жизнестойкости С. Мадди; тест СЖО; опросник «Готовность к самостоятельной жизни» Т.В. Шининой и О.В. Митиной; опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой. Автор отталкивается от исследовательского вопроса о том, как формируется жизнестойкость подростков, являющихся социальными сиротами, и подростков из полных семей. Выборка исследования составила 60 человек от 12 до 15 лет (30 девушек и 30 юношей). В первую группу вошли 30 подростков из полных семей, во вторую 30 подростков, проживающих в Центре поддержки семьи и детства СЗАО. Результаты исследования отражают специфику формирования самостоятельности детей в условиях мегаполиса. Выявлены качественные особенности формирования жизненных сценариев у подростков из обеих групп. Отмечается, что на становление самостоятельности подростков в условиях мегаполиса положительное влияние оказывает возможность включения в специальные программы и проекты, позволяющие подросткам эффективно справиться со стрессорами и повысить уровень своей жизнестойкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аначко Ксения Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE READINESS OF ADOLESCENT-ORPHANS FOR AN INDEPENDENT LIFE IN A MEGAPOLIS

Тhis article examines the readiness for independent life in a metropolis in adolescents of two different social groups: adolescents from complete families and adolescent orphans. The study uses the following methods: The Maddi Test of vitality; LSS test; Zimbardo’s time perspective questionnaire; the “readiness for independent life” questionnaire by Shinina and Mitina; the casual orientations questionnaire by Dergacheva, Dorfman and Leontyeva; and the questionnaire of self-organization of activity by Mandrikova. The research question is how the resilience of adolescents - orphans and from full families - is formed. The study sample consisted of 30 males and 30 females from 12 to 15 years old. The first group consisted of 30 adolescents from two-parent families, the second 30 teenagers living in a family and childhood assistance center. The results of the study reflect the specifics of the formation of self-sufficiency in adolescents in a metropolis. Adolescent orphans are ready to adapt to the realities of life, without betraying the importance of their own role. The qualitative features of the formation of life scenarios in adolescents from both groups were revealed. There is a positive tendency for the formation of independence of adolescents in a megalopolis through the possibility of inclusion in special programs and projects that allow adolescents to effectively cope with stressors and increase their level of resilience.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА»

КСЕНИЯ АНАЧКО

ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Аначко Ксения Азатовна, магистр психологии, МГППУ, учительница Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 806»; Российская Федерация, 121351, г. Москва, ул. Полоцкая, 21. Е-таН: [email protected]

В статье рассматриваются особенности формирования готовности к самостоятельной жизни в условиях мегаполиса у подростков двух разных социальных групп: подростков из полных семей и подростков, являющихся социальными сиротами. Представлены результаты исследования по следующим методикам: тест жизнестойкости С. Мадди; тест СЖО; опросник «Готовность к самостоятельной жизни» Т. В. Шининой и О. В. Митиной; опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой. Автор отталкивается от исследовательского вопроса о том, как формируется жизнестойкость подростков, являющихся социальными сиротами, и подростков из полных семей. Выборка исследования составила 60 человек от 12 до 15 лет (30 девушек и 30 юношей). В первую группу вошли 30 подростков из полных семей, во вторую -30 подростков, проживающих в Центре поддержки семьи и детства СЗАО. Результаты исследования отражают специфику формирования самостоятельности детей в условиях мегаполиса. Выявлены качественные особенности формирования жизненных сценариев у подростков из обеих групп. Отмечается, что на становление самостоятельности подростков в условиях мегаполиса положительное влияние оказывает возможность включения в специальные программы и проекты, позволяющие подросткам эффективно справиться со стрессорами и повысить уровень своей жизнестойкости.

Ключевые слова: жизнестойкость; самостоятельность; подростки; сироты; мегаполис; стрессоустойчивость

Цитирование: Аначко К. А. (2020) Готовность подростков-сирот к самостоятельной жизни в условиях

мегаполиса // Городские исследования и практики. Т. 5. № 3. С. 98-109. DOI: https://doi.org/10.17323/usp53202098-109

Введение

В последние десятилетия психологическому здоровью личности стало уделяться много внимания, оно становится одной из целей развития современного общества. Критерии психологического здоровья включают удовлетворенность и чувство счастья и спокойствия, отражающие благополучие личности. Э. Динер считает, что благополучие представляет собой сочетание когнитивной и эмоциональной самооценок. Эмоциональная самооценка состоит из трех основных элементов: удовлетворенности жизнью, наличия приятных эмоций (позитивного настроения и стенических эмоций) и отсутствия неприятных эмоций. В то же время Р. Кан и Ф. Юстер утверждают, что психологическое благополучие — это позитивное состояние (счастье), которое колеблется между положительным и отрицательным полюсами [Абульханова, 2012, с. 25].

Вопрос о возможностях городской среды в связи с жизнестойкостью подростков приобретает все большую актуальность, так как проблема жизнестойкости — способность преодолевать трудные жизненные ситуации, одиночество, учебный стресс, необходимость самоопределения и др. — насущна для подросткового возраста, что подтверждается большим количеством исследований. Показательно проведенное С. Мадди исследование факторов, оказывающих влияние на психические расстройства и суицидальные попытки в этом возрасте [Мадди, 2002]. В рамках данной статьи под термином «городская среда» понимается совокупность экономических, социальных и культурных проектов, позволяющих всем участникам общественной жизни существовать в условиях современного города. Именно эти проекты кажутся нам наиболее важными при изучении вопросов формирования жизнестойкости у современных подростков, поскольку наличие подобных проектов может оказать положительное влияние на формиро-

вание личности в целом. Данные и выводы, представленные в этой статье, будут полезны при создании и проектировании различных городских проектов, так как смогут сформировать реальную картину потребностей, возникающих у современных подростков. Проекты, которые уже действуют на территории города Москвы, значительно облегчают процесс формирования жизнестойкости у социально незащищенных слоев населения, предоставляя воспитанникам и выпускникам детских домов возможность полноценно участвовать в жизни современного города.

Вызовы, с которыми встречаются современные подростки, требуют от них высокой адаптации, умения продуктивно справляться со стрессом и изменяющимися обстоятельствами жизни, способности объединяться в сообщества и выстраивать командную коммуникацию [Казарина-Волшебная, Комиссарова, Турченко, 2014, с. 121-126]. Поэтому особый интерес представляют связи между жизнестойкостью как личностной диспозицией с ее компонентами (вовлеченность, контроль, принятие риска) и ценностями как одними из основных регуляторов действий. Конкретизация связей жизнестойкости и личностных ценностей может дать возможность эффективнее развивать жизнеспособность, помогая подросткам в их адаптации к среде и в решении возрастных задач [Логинова, 2010].

Развитие современного подростка протекает в условиях политических, информационных и социально-экономических угроз, что определяет важность особенностей развития самостоятельности начиная с раннего возраста при различных вариациях детско-родительского взаимодействия [Галасюк, Шинина, 2017].

В условиях мегаполиса (в данном случае речь пойдет о Москве) городская власть создает все больше разнообразных проектов и площадок, которые помогают подросткам в формировании и развитии жизнестойкости и повышении уровня стрессоустойчивости. Городская инфраструктура позволяет подросткам вне зависимости от социального статуса, уровня достатка и места проживания получать прямой доступ к знакомству с различными профессиями («университетская суббота», «суббота московского школьника», дни открытых дверей и т.д), хорошо развита система наставничества для выпускников из детских домов.

Например, в 2008-2010 годах при школе-интернате № 55 был реализован проект «Мой мир», его автором был Е.Г. Коблик. Приоритетным направлением проекта стала поддержка инициатив и участия сирот в изучении их прав. В рамках проекта воспитанниками детского дома была создана служба информации по правам ребенка [Коблик, 2010].

В 2013 году Е.Г. Кобликом был разработан проект «СРЦ для несовершеннолетних: радиостанция "Голос детства"». В детском центре оборудовали радиостанцию, задачей которой было повышение правовой компетентности детей, дети же были и ведущими. Также на городском уровне работают негосударственные фонды помощи: проект «Усыновление в России», фонд поддержки социальных сирот, благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Однако согласно анализу проблем социализации сирот в условиях мегаполиса, проведенному «Аналитическим центром при поддержке правительства РФ», в этой сфере есть противоречие: «в рамках государственной поддержки существует достаточно программ финансовой поддержки, однако остается ряд вопросов, касающихся психологической поддержки» (см.: [О повышении..., 2016]).

В рамках городских проектов социальным сиротам предоставляют квартиры и места целевого обучения в вузах, что реализует их право на имущество и образование в мегаполисе. Вместе с тем в некоторых регионах встречаются случаи бездомного сиротства [Абрамов, 2017].

В СМИ бытуют четыре образа выпускников детских домов [Абрамов, 2017]:

1) позитивно-самостоятельный: успешно адаптированный «детдомовец», добивающийся всего сам;

2) позитивно-пассивный: взрослый ребенок;

3) негативно-самостоятельный: проблемная часть общества, девиант;

4) негативно-пассивный: детдомовец как социальная стигма.

Из-за негативных образов социальных сирот в СМИ воспитанникам детского дома сложнее социализироваться в условиях мегаполиса (найти друзей, снять жилье, устроиться на работу и пр.).

До совершеннолетия основным домом социальных сирот является детский дом. Оснащенность пространства детского дома современными технологиями, собственными игровыми

площадками, земельными участками характеризует место социальных сирот в городском пространстве. Зачастую детские дома в Москве не обладают должным оснащением.

Все это оказывает влияние на формирование и развитие у воспитанников детского дома необходимых паттернов защиты от окружающих стрессоров, то есть жизнестойкости.

Гипотеза исследования состоит в том, что особенности условий среды и проявления жизнестойкости в этих условиях у подростков из полных семей и подростков — социальных сирот различаются.

В исследовании приняли участие 60 респондентов от 12 до 15 лет (30 девушек и 30 юношей, средний возраст — 13 лет). Эмпирической базой исследования были муниципальные образовательные учреждения города:

• средняя общеобразовательная школа № 806. В контексте города Москвы в данное учреждение направляются дети на обучение и воспитание, а также развитие физических, психологических, интеллектуальных особенностей, личностных склонностей, способностей;

• Центр поддержки семьи и детства СЗАО. Сюда попадают дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

Особенности жизнестойкости как показателя готовности подростков-сирот к самостоятельной жизни в условиях мегаполиса

По методике теста жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева мы получили следующие показатели жизнестойкости и ее факторов в группах подростков и социальных сирот (рис. 1). Расчет делался по среднему значению.

■ сироты ■ подростки из полных семей

л оо о~ т

вовлеченность контроль принятие риска жизнестойкость

Рис. 1. Особенности факторов жизнестойкости в группах социальных сирот и подростков из полных семей

Источник: данные автора.

Далее в табл. 1 эти показатели сравниваются с нормой.

Таблица 1. Средние показатели жизнестойкости и стандартные отклонения общего показателя

Нормы Вовлеченность Контроль Принятие риска Жизнестойкость

Среднее 37,64 29,17 13,91 80,72

Стандартное отклонение 8,08 8,43 4,39 18,53

Источник: данные автора.

Далее мы оцениваем показатели по результатам значимости различий между группами. Оценка полученных различий производилась с помощью математического Т-критерия Стью-дента для несвязных выборок.

Критические значения Т-критерия Стьюдента для п = 60

р^0,05

рЩ01

Расчет значимости делался по уровню значимости р < 0,01. На основании математического анализа данных гипотеза была частично подтверждена.

Так, отличительной чертой жизнестойкости социальных сирот является избегание принятие риска (Тэмп = 9,110). Воспитанники детского дома рассматривают произошедшие с ними события как часть жизненного опыта (13,6).

Показатель группы подростков из полной семьи в принятии риска находится на более высоком уровне: общегрупповое среднее значение 26,96. Дети стремятся к риску и стараются использовать новые жизненные ситуации как часть опыта.

Далее нами были рассмотрены особенности самоорганизации деятельности в группах по методике Е.Ю. Мандриковой. Мы получили следующие показатели самоорганизации деятельности, представленные далее на рис. 2. Расчет делался по среднему значению.

Параметры сравнения: планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация, самоорганизация, ориентация на настоящее.

2

2,66

Источник: данные автора.

i сироты

i подростки из полных семей

40 30 20 10 о

1° °3 29,23 22,86 21,43

12.36

■ ■ ■ ■

■Ш

планомерность ¡леустремленность настойчивость фиксация самоорганизация \ция на настоящее время

м

я

м

к о

Рис. 2. Особенности самоорганизации деятельности у подростков-сирот и подростков из полных семей

Источник: данные автора.

Далее мы оцениваем показатели по результатам значимости различий между группами. Подростки из детского дома в значительно меньшей степени, чем подростки из полных семей, готовы к самостоятельному построению отношений с окружающими.

Подростки из детского дома способны гибко выстраивать свои планы и стремятся выполнять свои обязательства. Однако показатель планирования и самоорганизации деятельности у них значительно ниже, чем у подростков из полных семей.

Подростки из полных семей способны более гибко выстраивать свои планы и больше стремятся выполнять свои обязательства. В самоорганизации они готовы к использованию планировщиков, ежедневников, календарей, дневников.

В оценке времени им помогает прошлый опыт и ощущение времени [Самохвалова, 2016]. Можно предположить, что немаловажную роль в уровне данных показателей играет полити-

ка, проводимая городом. Всевозможные городские ресурсы и площадки предоставляют подросткам возможность оценить собственные силы и проявить себя, в то время как социальные сироты привязаны к решениям руководства детских домов и не всегда реализуют способность самостоятельного планирования своего времени в городской среде.

Особенности жизненных сценариев подростков в группах представлены на рис. 3. Расчет делался по среднему значению.

ср

— сироты ^^ подростки из полных семей Рис. 3. Особенности жизненных сценариев у подростков-сирот и подростков из полных семей

Источник: данные автора.

Далее мы оцениваем показатели по результатам значимости различий между группами. Расчет значимости делался по уровню значимости р < 0,01.

Многие подростки из детских домов не смогли предоставить собственных вариантов жизненных сценариев, что говорит о том, что дети находятся на этапе планирования и выбора из представленных вариантов сценариев своего индивидуального пути. Проблема несформи-рованности жизненного сценария может быть обусловлена психологическими особенностями возраста (склонностью к сомнениям, неуверенностью и др.).

На заключительном этапе диагностики мы обратились к особенностям готовности подростков к самостоятельности жизни, результаты представлены на рис. 4.

Далее мы оцениваем показатели по результатам значимости различий между группами. Расчет значимости делался по уровню значимости р < 0,01.

Такой результат является следствием того, что жизненные сценарии социальных сирот связаны с планированием жизни подростков в рамках программ сопровождения выпускников из детского дома, а также контролем за жизнью сирот со стороны воспитателей.

Например, контроль и помощь в планировании проявляются в количестве городских проектов в Москве: предоставление отдельного жилья, программы по подготовке к самостоятельному проживанию, курирование сирот после выпуска из детского дома, проект «Адапт-квар-тира», детские обучающие лагеря (с приглашением специалистов из разных социальных сфер), организация профориентации с привлечением различных компаний и органов управления. Все вышеперечисленное говорит о том, что в рамках городской среды подростки-сироты дей-

ствительно получают возможность для самореализации, выбора различных жизненных сценариев. Однако зачастую они отказываются от самостоятельных выборов, риска в построении отношений с окружающими и принятия решений в трудных жизненных ситуациях.

СИРОТЫ

ПОДРОСТКИ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ

236,76 27'

о чо го со со с -

00 |>о г-о II со со г со ю ^ II о-С II оо оч и-Г 1>-~ го ^ и сч т-Г оо ^ го || II 00 и-) [о ||

о ^

о

Рис. 4. Особенности готовности к самостоятельности жизни у подростков-сирот и подростков из полных семей

Источник: данные автора.

Подростки из полных семей, напротив, больше способны к построению отношений с окружающими на основании собственного выбора, к принятию решений в трудных жизненных ситуациях. Это обусловлено практикой городской среды, которая предоставляет подростку возможность рисковать, самостоятельно совершать выбор и принимать решения в условиях мегаполиса: выбирать компанию, выбирать профессию, выбирать место жительства и др.

Различия среды у подростков — социальных сирот и подростков из полных семей

Анализ работ Г.В. Ванаковой и Л.М. Шипицыной показывает, что у большинства воспитанников детского дома нарушена социализация в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, воровство, отсутствие ценностных ориентаций, лживость, утрата ценности человеческой жизни, агрессивность, жестокость, потеря интереса к труду, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, лень, потеря интереса к знаниям, пагубные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков, нецензурная лексика и т.д.) [Ва-накова, 2017, с. 18-20]. Также вышеупомянутые авторы считают, что для данной группы подростков присущ феномен чувства «Мы»: это особое психологическое образование, с помощью которого они делят весь мир на «своих» и «чужих» [Шипицына, 2015].

По мнению Л. Я. Олиференко, подростки, которые живут в детском доме, как правило, не знают, как общаться эффективно [Олиференко, 2002]. Поэтому в стрессовых ситуациях они начинают проявлять защитные формы поведения, такие как агрессивность (стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать вину).

У сирот проблемы в общении со сверстниками связаны с неразвитостью коммуникативных навыков, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к разумному решению проблемы. Контакты со сверстниками проявляются слабо, они однообразны и заключаются в простых указаниях и обращениях при отсутствии эмоций.

А. М. Прихожан считает, что затруднения в общении со взрослыми связаны с тем, что ребенок, находящийся в детском учреждении интернатного типа, с ранних лет вынужден быть в кругу большого количества людей, вследствие чего у него отсутствуют эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и теряется интерес к межличностным отношениям [Прихожан, 2009].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На развитие ребенка в детском доме оказывают влияние прошлый опыт, государство, программы поддержки, социальные представления о сиротах, воспитатели. Все эти факторы обуславливают уровень жизнестойкости и стремление сирот к познанию городской среды.

Опираясь на полученные эмпирические данные, мы полагаем, что детям в детском доме важно тренировать самоконтроль, планирование, самоорганизацию, уверенность в себе как одни из наиболее важных показателей жизнестойкости. Мы можем предложить выполнение заданий воспитателя с разделением обязанностей по старшинству, разработку системы бонусов за верно принятые самостоятельные решения, совместное планирование будущего воспитанника с психологом учреждения, совместное составление расписания дня.

Дети из детских домов организованно посещают все, что есть в культурной программе, составленной воспитателем. Но с точки зрения формирования самостоятельности полезнее будет личный выбор актуальных и интересующих ребенка культурных программ, мероприятий (концертов, выставок и др.), мест в городе. В противном случае, когда ребенок из детского дома попадает в семью, он не способен к самостоятельному принятию решений, риску и во многом зависит от выборов, совершаемых за него приемными родителями.

При этом воспитанники детского дома обладают высоким уровнем жизнестойкости, так как избегание риска, отсутствие самостоятельности — это своего рода адаптационный механизм для сохранения стабильных условий проживания. Установка избегать риска формируется в детском доме, поскольку при реализации программ адаптации и сопровождения социальных сирот государство и воспитатели зачастую выполняют роль не сопроводителя или наставника, а скорее спасателя, лишая ребенка возможности принятия решений. Еще одним упущением этих программ может быть отсутствие психологической работы, направленной на проработку полученной травмы, в результате чего сироты избегают любого осознанного изменения ситуации в страхе за свое благополучие.

По выходе из детского дома в условия мегаполиса такая установка либо трансформируется в страх и дезадаптивность, на фоне которых уже взрослый воспитанник не способен принимать решения, либо при условии ее коррекции переходит в принятие ответственности за свою жизнь и освоение условий новой среды.

В полной семье условия среды отличаются. Если подросток воспитывается в семье, он включен в детско-родительские взаимоотношения.

Они оказывают влияние на развитие ребенка, это мощный инструмент, формирующий направленность развития личности подростка и его жизнестойкости.

Опираясь на работы Г. Крайг, можно выделить общие качества жизнестойкости у подростков, воспитывающихся в полных семьях [Крайг, 2011, с. 939]:

• высокий уровень адаптивности — подростки социально компетентны, умеют найти общий язык с окружающими и расположить их к себе;

• уверенность в себе;

• независимость;

• стремление к достижениям;

• ограниченность контактов — контакты являются устойчивыми и постоянными, благодаря этому обретается чувство защищенности и безопасности.

На формирование этих качеств большое влияние оказывает взрослый. Взрослыми в семье создается развивающая среда, в которой формируются психологические ресурсы подростка и стремление в дальнейшем познавать условия новой среды. Взрослый — это посредник между ребенком и социумом, он передает социальные ценности, установки, форму отношений и деятельности, благодаря чему у подростков формируются такие компоненты

жизнестойкости, как вовлеченность в деятельность, мотивация, социальная адаптация. Если в результате воспитания взрослых у ребенка сформированы верные представления о социуме, то появляется установка на активное взаимодействие с миром, преодоление трудностей и регуляцию эмоций для развития отношений с внешним миром — все перечисленное тоже является компонентами жизнестойкости. Кроме того, в результате отношений со взрослым у ребенка формируется самооценка, которая выступает регулятором эмоциональных состояний.

Таким образом, на формирование жизнестойкости подростков и интереса к городской среде оказывают влияние отношения со взрослым. От детско-родительских отношений зависит представление подростков о внешнем мире, особенности собственной самооценки, особенности способности саморегуляции эмоций и особенности включенности в деятельность.

При этом знакомство с городской средой, обретение новых социальных связей, выход за пределы семейного круга или социума детского дома в мегаполис позволяют расширять представления подростков обеих групп о себе, своих возможностях и качествах.

Заключение

Поставленная в начале исследования гипотеза (особенности условий среды и проявления жизнестойкости в этих условиях у подростков из полных семей и подростков, являющихся социальными сиротами, различаются) подтвердилась частично.

Исследование показало, что в плане жизнестойкости подростки, являющиеся социальными сиротами, отличаются от подростков из полных семей прежде всего неспособностью к риску и неприятием риска. Социальные сироты, пережив ситуацию стресса (выход из неблагополучной семьи) и далее попав под опеку социального учреждения, воспринимают его как дом. При этом городская среда ощущается этими подростками как внешняя угроза, нарушающая стабильность жизни и требующая совершать самостоятельные выборы, принимать решения, возможно, переживать вновь негативный опыт. Из-за этого условия мегаполиса воспринимаются социальными сиротами как риск, которого стоит избегать.

Основные выводы:

1. Особенности жизнестойкости подростков из детских домов: избегание риска, меньшая готовность к самостоятельному построению отношений с социальным окружением по сравнению с подростками из полных семей, неготовность к экстремальному поведению.

2. Городская среда позволяет воспитанникам детских домов получить доступ к различным сферам общественной жизни и преодолеть изоляцию от окружающего мира, характерную для детского дома. Все проекты, реализуемые в Москве для социальных сирот, направлены на формирование цельной конкурентоспособной личности, которая будет способна выжить в современном мире. Однако при этом воспитанники детских домов лишены самостоятельности, во многих случаях с детьми не проработан травматичный опыт изъятия или ухода из неблагополучной семьи, в результате чего они избегают риска, принятия решений, не готовы к контакту с окружающими. Эти показатели оказывают влияние на формирование жизнестойкости.

Основываясь на полученных данных, мы можем предложить следующие практические рекомендации, которые, по нашему мнению, позволят подросткам обеих групп достичь более высоких показателей жизнестойкости. Во-первых, ввиду вывода о влиянии на формирование жизнестойкости трех факторов — государственного, внутрисемейного и социального — современным системам образования и воспитания необходимо разработать программу, которая позволит активно включаться в работу каждого участника образовательного процесса. Во-вторых, подростки из полных семей и подростки из детских домов не всегда понимают свою личную роль в развитии и построении дальнейшей жизни. Чтобы повысить их личную осознанность и ответственность, необходимо предоставлять им больше свободы и самостоятельного выбора на уровне социально-бытового и коммуникативного взаимодействия. В-третьих, обе группы подростков в качестве желательного жизненного сценария выбирают самореализацию через образование и профессиональную деятельность, а также материальную независимость, что говорит о наличии здоровых амбиций и стремлении

к саморазвитию. В-четвертых, в Москве есть большое количество социальных институтов (программ, проектов, городских площадок), позволяющих компенсировать отсутствие семейного фактора в развитии жизнестойкости у подростков, являющихся социальными сиротами. Но на этом нельзя останавливаться, ведь число требований, предъявляемых к человеку в современном обществе, растет день ото дня, и во многом причиной низкого уровня жизнестойкости является не отсутствие программ сопровождения, а непроработанный опыт травмы потери семьи.

Таким образом, сети социальных учреждений и социально-ориентированным некоммерческим организациям необходимо разрабатывать разнообразный спектр социальных проектов и сервисов, позволяющих формировать готовность подростков к самостоятельной жизни в условиях мегаполиса с учетом рациональных (сопровождение подростка) и эмоциональных факторов (проработка травмы потери семьи, одиночество сироты в условиях города). Независимо от социальной ситуации, в которой развивается подросток, ему должен быть обеспечен доступ ко всем существующим ресурсам, которые позволят ему достигнуть поставленной цели.

Мы считаем, что в целях развития подростковой самостоятельности социальных сирот необходимо разработать программы по реорганизации среды детского дома и условий мегаполиса. Например, мы предлагаем разработать программу реорганизации территории детских домов, построив на улице спортивные площадки, турники, тренажерные и гимнастические площадки. Спорт влияет на развитие волевых качеств, уверенности в себе и станет психологической основой для формирования умения рисковать и принимать решения.

На уровне мегаполиса мы предлагаем разработать для социальных сирот программы знакомства с городом, с известными выпускниками детских домов, проживающими в Москве, и с историческими зданиями, связанными с их жизненными событиями. Это позволит сформировать у сирот положительное восприятие себя и положительное отношение к выпускникам детских домов, окажет влияние на формирование временной перспективы, создаст прообраз ценностей, выборов или поступков от схожей фигуры (бывший воспитанник детского дома), подтолкнет детей к формированию собственных ценностей, желаний и выборов на их основе.

Источники

Абрамов Р. Н., Антонова К.А. (2017) Медийные образы выпускников детских домов: социологический анализ публикаций региональных СМИ. XVIII Апрельская Международная конференция по проблемам развития экономики и общества (НИУ ВШЭ, Москва). Абрамов Р. Н., Антонова К.А., Ильин А. В. и др. (2016) Траектории социальной и профессиональной адаптации

выпускников детских домов в России (обзор исследовательского отчета). М.: СБ Групп. С. 30-44. Абульханова К. А. (2012) Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта // Современная личность: психологические исследования. Сер. «Труды Института психологии РАН» М.: Институт психологии РАН. С. 17-35.

Ванакова Г. В. (2017) Особенности жизнестойкости детей детского дома в младшем подростковом возрасте // Постулат. № 16. С. 18-20.

Галасюк И. Н., Шинина Т. В. (2017) Оценка детско-родительского взаимодействия. Evaluation of chiLd-parent

interaction (ECPI). М.: ИТД Перспектива. Казарина-Волшебная Е. К., Комиссарова И. Г., Турченко В. Н. (2014) Парадоксы трансформации ценностных ори-

ентаций российской молодежи // Социологические исследования. № 6. С. 121-126. Коблик Е. Г. (2010) Проектная деятельность детей как ресурс развития жизнестойкости // Механизмы участия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в защите своих прав (проект «Голос ребенка») / Е. Г. Коблик (ред.-сост.). М.: Генезис. Крайг Г. (2011) Психология развития. СПб.: Питер.

Логинова М. В. (2010) Психологическое содержание жизнестойкости подростков: дис. ... канд. психол. наук:

19.00.01. Современная гуманитарная академия. М.: Мысль. Мадди С. Р. (2002) Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь.

Нартова-Бочавер С. К., Бочавер А.А., Дмитриева Н. С., Резниченко С. И. (2016) Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование. М.: Мысль, Памятники исторической мысли.

О повышении эффективности поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2016) //Аналитический центр при поддержке правительства РФ. Режим доступа: https://ac.gov.ru/archive/ files/publicatюn/a/9403.pdf (дата обращения: 21.12.2020).

Олиференко Л. Я. (2002) Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия».

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. (2009) Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. Т. 14. № 3. С. 18-20.

Самохвалова А. Г. (2016) Социальное сиротство как фактор затрудненного общения подростка // Вопросы психологии. № 3. С. 29-40.

Шипицына Л. М. (2015) Психология детей-сирот. СПб.: Питер.

KSENIA ANACHKO

THE READINESS OF ADOLESCENT-ORPHANS FOR AN INDEPENDENT LIFE IN A MEGAPOLIS

Ksenia A. Anachko, MA in Psychology (MSUPE), Teacher at State Budgetary General Education Institution of the City of Moscow "School no 806"; 21 Polotskaya Street, Moscow, 121351, Russian Federation. E-mail: [email protected] Abstract

This article examines the readiness for independent life in a metropolis in adolescents of two different social groups: adolescents from complete families and adolescent orphans. The study uses the following methods: The Maddi Test of vitality; LSS test; Zimbardo's time perspective questionnaire; the "readiness for independent life" questionnaire by Shinina and Mitina; the casual orientations questionnaire by Dergacheva, Dorfman and Leontyeva; and the questionnaire of self-organization of activity by Mandrikova. The research question is how the resilience of adolescents - orphans and from full families - is formed. The study sample consisted of 30 males and 30 females from 12 to 15 years old. The first group consisted of 30 adolescents from two-parent families, the second 30 teenagers living in a family and childhood assistance center. The results of the study reflect the specifics of the formation of self-sufficiency in adolescents in a metropolis. Adolescent orphans are ready to adapt to the realities of life, without betraying the importance of their own role. The qualitative features of the formation of life scenarios in adolescents from both groups were revealed. There is a positive tendency for the formation of independence of adolescents in a megalopolis through the possibility of inclusion in special programs and projects that allow adolescents to effectively cope with stressors and increase their level of resilience. Keywords: resilience; independence; adolescents; orphans; metropolis; stress resistance

Citation: Anachko K. (2020) The Readiness of Adolescents-Orphans for an Independent Life in the Conditions of a Megapolis. Urban Studies and Practices, vol. 5, no 3, pp. 98-109. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.17323/usp53202098-109

References

Abramov R. N., Antonova K.A. (2017) Mediinye obrazy vypusknikov detskikh domov: sotsiologicheskii analiz publikatsii regional'nykh SMI [Media Images of Graduates of Orphanages: Sociological Analysis of Publications of Regional Media]. XVIII Aprel'skaya Mezhdunarodnaya konferentsiya po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva [XVIII April International Conference on Economic and Social Development]. Moscow, Higher School of Economics. (in Russian)

Abramov R. N., Antonova K.A., Ilyin A. V. et al. (2016) Traektorii sotsial'noi i professional'noi adaptatsii vypusknikov detskikh domov v Rossii (obzor issledovatel'skogo otcheta) [Trajectories of Social and Professional Adaptation of Graduates of Orphanages in Russia (Review of the Research Report)]. Moskva: SB Group, pp.30-44. (in Russian)

Abulkhanova K. A. (2012) Problema sootnosheniya lichnosti, individual'nosti, sub"ekta [The Problem of the Relationship Between Personality, Individuality, Subject]. Sovremennaya lichnost': psikhologicheskie issledovaniya [Modern Personality: Psychological Research]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, pp. 17-35. (in Russian)

Vanakova G.V. (2017) Osobennosti zhiznestoikosti detei detskogo doma v mladshem podrostkovom vozraste [Features of the Resilience of Children in an Orphanage in Their Younger Teens]. Postulat [Postulate], no 16, pp. 18-20. (in Russian)

Galasyuk I. N., Shinina T.V. (2017) Otsenka detsko-roditel'skogo vzaimodeistviya. Evaluation of child-parent interaction (ECPI). [Assessment of Child-Parental Interaction. Evaluation of Child-Parent Interaction (ECPI)]. Moskva: IT Perspektiva [Moscow: Perspective Publishing House]. (in Russian)

Kazarina-Magical E. K., Komissarova I. G., Turchenko V. N. (2014) Paradoksy transformatsii tsennostnykh orientatsii rossiiskoi molodezhi [Paradoxes of Transforming the Value Orientations of Russian Youth]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], no 6, pp. 121-126. (in Russian) Koblik E. G. (2010) Proektnaya deyatel'nost' detei kak resurs razvitiya zhiznestoikosti [Project Activity of Children as a Resource for the Development of Resilience]. Mekhanizmy uchastiya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, v zashchite svoikh prav (proekt «Golos rebenka») [Mechanisms for the Participation of Children and Children Left without Parental Care in the Protection of Their Rights (Project "Voice of the child")]. Moskva: Genesis. (in Russian)

Craig G. (2011) Psikhologiya razvitiya [Psychology of Development]. St. Petersburg: Piter [St. Petersburg: Piter

Publishing House]. (in Russian) Loginova M. V. (2010) Psikhologicheskoe soderzhanie zhiznestoikosti podrostkov: dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.00. Sovremennaya gumanitarnaya akademiya [Psychological Content of Adolescent Resilience: PhD Thesis in Psychology: 19.00.00. Modern Humanitarian Academy]. M.: Mysl' [Moscow: Mysl' Publishing House]. [Modern Humanitarian Academy. Moscow: Mysl' Publishing House]. (in Russian) Maddy S. R. (2002) Teorii lichnosti: sravnitel'nyi analiz [Personality Theories: Comparative Analysis]. St. Petersburg:

Rech [St. Petersburg: Speech]. (in Russian) Nartova-Bochaver S. K., Bochaver A. A., Dmitrieva N. S., Reznichenko S. I. (2016) Dom kak zhiznennaya sreda cheloveka: psikhologicheskoe issledovanie [Dom as a Human Life Environment: Psychological Research]. M.: Mysl' [Moscow: Mysl' Publishing House]. (in Russian) O povyshenii effektivnosti podderzhki detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei (2016) [On Increasing the Effectiveness of Support for Orphans and Children Left Without Parental Care]. Analiticheskii tsentr pri podderzhke pravitel'stva RF [Analytical Center with the Support of the Government of the Russian Federation]. Available at: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/9403.pdf (accessed 21 December 2020) (in Russian)

Olifezhko L. Ya. (2002) Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka detei gruppy riska: Uchebn. posobie dlya stud. vyssh. ped. uchebn. zavedenii [Social and Pedagogical Support for Children at Risk: Study. Allowance for Student High Ped. Institutions]. M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiya» [Moscow: Academy Publishing House]. (in Russian) Parishioners A. M., Tolstoy N. N. (2009) Osobennosti razvitiya lichnosti detei, vospityvayushchikhsya v usloviyakh materinskoi deprivatsii [Features of Personal Development of Children Raised in Conditions of Maternal Deprivation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], vol. 14, no 3, pp. 18-20. (in Russian)

Samokhvalova A. G. (2016) Sotsial'noe sirotstvo kak faktor zatrudnennogo obshcheniya podrostka [Social Orphanhood as a Factor in the Difficult Communication of a Teenager]. Voprosypsikhologii [Psychology Issues], no 3, pp. 29-40. (in Russian)

Shipitsyna L. M. (2015) Psikhologiya detei-sirot [Psychology of Orphaned Children]. St. Petersburg: Piter [St. Petersburg: Piter Publishing House]. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.