Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ МЕГАПОЛИСА И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ МЕГАПОЛИСА И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
192
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ МЕГАПОЛИСОВ / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна, Маркова Светлана Витальевна, Мартынова Любовь Николаевна

Представлен обзор основных исследований, посвященных изучению городских и сельских приемных семей, приводится статистика устройства детей в приемные семьи в крупных городах и сельской местности. Цель исследования заключается в выявлении видов и взаимосвязи жизненных ценностей родителей и подростков в приемных семьях мегаполисов и сельской местности. Экспериментальное исследование направлено на выявление специфики жизненных ценностей, направленности личности приемных родителей мегаполиса и сельской местности. Исследованием было охвачено 156 приемных родителей мегаполиса и 148 приемных родителей сельской местности, 112 подростков, проживающих с приемными родителями мегаполиса, и 98 подростков, проживающих с приемными родителями в сельской местности, в возрасте 14-15 лет. Исследование жизненных ценностей, жизнестойкости приемных родителей и подростков осуществлялось посредством методики М. Рокича. Для изучения взаимосвязей между жизненными ценностями приемных родителей и подростков применялся критерий Спирмена (p). Выявлены предпочитаемые терминальные ценности и инструментальные ценности приемных родителей и подростков мегаполиса и сельской местности. Показаны равнозначные ранги, имеющие значение для приемных родителей и подростков мегаполиса по терминальным ценностям: здоровье, материально обеспеченная жизнь; расхождения обнаружены по таким ценностям, как жизненная мудрость, свобода, наличие хороших и верных друзей, познание. Получено совпадение по инструментальным ценностям - честность и образованность. Отмечено наличие совпадений у приемных родителей и подростков сельской местности по шкалам терминальных ценностей - здоровье, интересная работа, красота природы, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность. Обнаружено совпадение по инструментальным ценностям - терпимость, смелость, эффективность, твердая воля, образованность, широта взглядов. Установлены взаимосвязи между инструментальными ценностями приемных родителей и подростков в приемных семьях мегаполиса и сельской местности, терминальными ценностями родителей и подростков в приемных семьях сельской местности и отсутствие таких связей в приемных семьях мегаполиса. Сделаны выводы о наиболее значимых факторах, влияющих на наличие и отсутствие взаимосвязей между родителями и подростками из приемных семей мегаполиса и сельской местности, таких как образ жизни, семейные традиции. Полученные результаты могут быть применены при отборе, подготовке и сопровождении приемных родителей в Центрах комплексного сопровождения замещающих семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна, Маркова Светлана Витальевна, Мартынова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF LIFE VALUES OF PARENTS AND TEENAGERS IN URBAN AND RURAL FOSTER FAMILIES

The authors present a review of the main studies devoted to the study of urban and rural foster families. Also they provide statistics on the placement of children in foster families in large cities and rural areas. The aim of the study was to identify the types and relationship of life values of parents and teenagers in foster families of metropolis and the countryside. The aim of experimental study is to identify the specifics of life values, the personality orientation of the adoptive parents of the metropolis and the countryside. The study covered 156 foster parents of the metropolis and 148 foster parents of the countryside, 112 teenagers living with foster parents of the metropolis, and 98 adolescents living with foster parents in the countryside, aged 14-15 years. The study of life values, resilience of foster parents and teenagers was carried out through the methodology of M. Rokich. To study the relationship between the life values of foster parents and adolescents, the Spearman criterion (p) was used. The authors of the real study have revealed the preferred terminal values and instrumental values of adoptive parents and teenagers of the metropolis and the countryside. They have also identified the equivalent ranks which are important for adoptive parents and teenagers of a metropolis according to terminal values: health, material well-being. The ones have found the discrepancies in such values as life wisdom, freedom, the presence of good and faithful friends, knowledge. The coincidence of instrumental values is honesty, education. The authors noted that there were coincidences between adoptive parents and teenagers of the countryside on the scales of terminal values - health, interesting work, the beauty of nature, a happy family life, the happiness of others, creativity, confidence. There was a coincidence in instrumental values - tolerance, courage, efficiency, firm will, education, breadth of views. The researches have established the interconnections between instrumental values of foster parents and teenagers in foster families of the metropolis and the countryside, the terminal values of parents and teenagers in foster families of the countryside and the absence of such connections in foster families of the metropolis. The researches have concluded the most significant factors affecting the presence and absence of relationships between parents and teenagers from foster families of the metropolis and the countryside are lifestyle, family traditions. The results can be applied in the selection, training and support of foster parents in the centers of comprehensive support of foster families.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ МЕГАПОЛИСА И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»

УДК 37

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-5-146-156

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ МЕГАПОЛИСА И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

А. Н. Пронина, С. В. Маркова, Л. Н. Мартынова

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец

Представлен обзор основных исследований, посвященных изучению городских и сельских приемных семей, приводится статистика устройства детей в приемные семьи в крупных городах и сельской местности. Цель исследования заключается в выявлении видов и взаимосвязи жизненных ценностей родителей и подростков в приемных семьях мегаполисов и сельской местности. Экспериментальное исследование направлено на выявление специфики жизненных ценностей, направленности личности приемных родителей мегаполиса и сельской местности. Исследованием было охвачено 156 приемных родителей мегаполиса и 148 приемных родителей сельской местности, 112 подростков, проживающих с приемными родителями мегаполиса, и 98 подростков, проживающих с приемными родителями в сельской местности, в возрасте 14-15 лет. Исследование жизненных ценностей, жизнестойкости приемных родителей и подростков осуществлялось посредством методики М. Рокича. Для изучения взаимосвязей между жизненными ценностями приемных родителей и подростков применялся критерий Спирмена (р). Выявлены предпочитаемые терминальные ценности и инструментальные ценности приемных родителей и подростков мегаполиса и сельской местности. Показаны равнозначные ранги, имеющие значение для приемных родителей и подростков мегаполиса по терминальным ценностям: здоровье, материально обеспеченная жизнь; расхождения обнаружены по таким ценностям, как жизненная мудрость, свобода, наличие хороших и верных друзей, познание. Получено совпадение по инструментальным ценностям - честность и образованность. Отмечено наличие совпадений у приемных родителей и подростков сельской местности по шкалам терминальных ценностей - здоровье, интересная работа, красота природы, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность. Обнаружено совпадение по инструментальным ценностям - терпимость, смелость, эффективность, твердая воля, образованность, широта взглядов. Установлены взаимосвязи между инструментальными ценностями приемных родителей и подростков в приемных семьях мегаполиса и сельской местности, терминальными ценностями родителей и подростков в приемных семьях сельской местности и отсутствие таких связей в приемных семьях мегаполиса. Сделаны выводы о наиболее значимых факторах, влияющих на наличие и отсутствие взаимосвязей между родителями и подростками из приемных семей мегаполиса и сельской местности, таких как образ жизни, семейные традиции. Полученные результаты могут быть применены при отборе, подготовке и сопровождении приемных родителей в Центрах комплексного сопровождения замещающих семей.

Ключевые слова: жизненные ценности, жизнестойкость, приемные родители мегаполисов, приемные родители сельской местности, жизненные ценности подростков из приемных семей.

В связи с ежегодным увеличением количества приемных семей с детьми важной проблемой является неспособность проявления их жизненной стратегии [1].

Актуальным остается тот факт, что дети, долгое время проживающие вне семьи, характеризуются наличием инфантилизма, незащищенностью, отчужденностью, отсутствием

самостоятельности, зависимостью от окружающих, отсутствием собственного мнения, ориентировки на свое будущее, ситуативностью желаний. Отсутствие биологической семьи, ограниченность общения, закрытость и замкнутость, постоянное коллективное проживание, боязнь общения с окружающим миром, наличие материнской и других деприва-ций не способствуют развитию у детей умения прогнозировать дальнейшую жизнь, выстраивать перспективу на будущее, строить собственные жизненные планы и др.

Востребованной и эффективной формой устройства детей на сегодняшний день является приемная семья, члены которой имеют жизненный потенциал и могут передать собственные жизненные ценности приемным детям.

В научной литературе ценности рассматриваются как ведущие категории психологии. В психологической науке ценности представляют собой ведущие осознанные и принятые смысловые установки или ориентиры в жизни человека, в соответствии с которыми он выстраивает отношения с другими людьми, с самим собой, с миром вообще [2]; общественные идеалы человека, которые являются побудителями к предметному воплощению этих идеалов в деятельности [3].

В ходе развития науки были разработаны различные классификации ценностей: виды и типы - абсолютные, псевдоценности и релятивные [4], духовные и общечеловеческие ценности, терминальные и инструментальные [5], личностные ценности [3], жизненные ценности [6, 7].

Жизненные ценности представляют собой осознанные ориентиры, идеи, убеждения, взгляды, которые для данного человека являются приоритетными и которыми он руководствуется в своем поведении, общении, жизнедеятельности. Направленность как ведущая системообразующая характеристика личности в зависимости от подходов различных авторов к ее структуре включает потребности, влечения, желания, интересы, установки, идеалы, цели, ценности, убеждения, мировоззрение.

Проблематика жизненных ценностей распространяется на многие исследования социальной, профессиональной, семейной и других сфер.

В науке выявлено различное влияние жизненных ценностей семьи, родителей на самоактуализацию старшеклассников [8], на ценностные ориентации подростков [9] и т. д.

Несомненно, территориальный фактор играет важную роль в становлении модели семьи в городских и сельских условиях. Городская семья вариативна, приспособлена к различным социальным изменениям. Напротив, сельская семья ориентируется на сельский социум, в большей степени зависима от влияния традиций, рассматривается как самостоятельная социальная структура. Вместе с тем в сельской семье проявляются и формальные (укорененные в сознании) нормы поведения и неформальные, что выражается в сочетании современности и патриархальности в сознании сельских жителей [10].

Социальные изменения отражаются и в сельской реальности, отличающейся от городской большей консервативностью. Модификации в обществе деформируют образ жизни сельских жителей, устойчивые традиции, нормы поведения. Социально-трудовые, психологические особенности сельской семьи изменяются, что отражается на вариантах сельской семьи, семейных отношениях [11].

Психологические особенности семей сельской местности и мегаполиса разнятся по ряду аспектов: стиль жизни, мировоззрение, интересы, ценностные ориентации. Жителям мегаполисов свойственна тревожность, перепады настроения, отчужденность, пассивное восприятие действительности [12].

Приемные родители как носители жизненных ценностей закладывают ценностные и жизненные ориентиры, способствуют формированию ценностно-смысловой сферы у при-

емных детей, выстраивают стратегии и стили воспитания приемных детей, являются показателями успешного приемного родительства. Исследователями по данной проблеме установлены следующие научные выводы: развитие жизненных ценностей приемных родителей обусловлено социально-демографическими характеристиками, типами семей, количеством приемных детей, опытом воспитания этой категории детей, семейным положением; ценностные ориентации приемных родителей имеют отношение к нравственным качествам детей, указывают на то, что имеются тревожные обстоятельства, которые необходимо учитывать при отборе и последующем сопровождении родителей для эффективного функционирования приемных семей [13-15]. Деятельность приемных родителей определяется не только совокупностью их личностно значимых качеств, но и ценностными ориентация-ми, интересами, направлениями социальной идентичности значимого взрослого, что оказывает решающее воздействие на траекторию социализации принятых на воспитание в семью детей.

В современной России общество диктует новый подход к работе с приемными семьями, желающими взять детей из детского дома, согласно которому условия приемного ребенка в семье будут способствовать, помимо получения образования, воспитания, развитию у них правильной жизненной стратегии [16].

Мы считаем, что развить жизненные стратегии возможно при понимании приемными семьями (родителями) собственного потенциала, возможностей, ресурсов, их актуализации и осуществления, воплощения в жизнь. Развитая жизненная стратегия приемных родителей создаст основу, платформу для развития, социализации, адаптации ребенка в дальнейшей самостоятельной жизни, заложит психологическую готовность к самостоятельному принятию решений в сложных ситуациях, ответственность за сделанное, заложит модель полноценной семьи и семейных отношений [17].

Функционирование замещающей семьи как малой социальной группы в русле контекстного подхода, по исследованиям А. В. Махнач, представлено и во внутреннем контексте - в системе индивидуально-психологических особенностей, опыта каждого члена семьи и во внешнем контексте - в системе социальных и культурных характеристик среды, в которых живет замещающая семья [18].

Статистика последних лет показывает увеличение доли приемных семей из сельской местности в сравнении с таковыми из мегаполиса. Так, например, по данным органов опеки и попечительства Липецкой области, за 2018 год в приемные семьи были устроены 3 242 ребенка, из которых 1 450 детей устроены в приемные семьи города Липецка, остальные 1 792 - в семьи сельских муниципалитетов [19].

В научной литературе имеются некоторые исследования сельских и городских приемных, замещающих семей. Так, изучались социально-психологические особенности замещающих сельских семей [20], определялись частота, мотивации помещения детей, оставшихся без попечения родителей, в сельские и городские приемные семьи (в сельских районах области значительно чаще по сравнению с городом встречаются приемные семьи (23,1 и 4,5 % соответственно) [21].

Влияние ценностных ориентаций приемной семьи на ценностные ориентации подростков изучено фрагментарно, имеются единичные исследования этой проблемы. Теоретические идеи о возможностях воспитательного потенциала приемной семьи рассмотрены в исследованиях Н. В. Гибадуллина, Л. Н. Комиссаровой, Е. А. Медведевой, С. Г. Рыбаковой и др. Например, Н. В. Гибадуллин рассматривает развитие семейных ценностей у детей в приемных семьях как процесс передачи, освоения, усвоения и присвоения положительного семейного опыта, традиций, семейных ценностей [22].

Выявление взаимосвязи жизненных ценностей приемных родителей и детей в приемных семьях позволит органам опеки и попечительства учесть данный фактор при отборе, подготовке и сопровождении семей.

Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи жизненных ценностей у приемных родителей в мегаполисах и сельской местности и жизненных ценностей подростков, воспитывающихся в этих семьях.

Мы предположили, что существует положительная взаимосвязь между жизненными ценностями родителей и подростков в приемных семьях мегаполисов и сельской местности.

Экспериментальная работа проходила в три этапа. На первом этапе проводилась диагностика жизненных ценностей приемных родителей из мегаполиса и сельской местности и диагностика жизненных ценностей подростков, проживающих в обследуемых приемных семьях, на втором - определялись взаимосвязи между жизненными ценностями родителей и подростков в приемных семьях мегаполиса и сельской местности.

Характеристика выборки испытуемых. В исследовании приняли участие 156 приемных родителей (n = 156) из мегаполиса (Воронеж) и 148 приемных родителей из сельской местности (сельские районы Липецкой области) (n2 = 148). Общая выборка испытуемых приемных родителей составила (N = 304), стаж приемного родительства - 5-7 лет. Выбор подросткового возраста в теме исследования обусловлен, с одной стороны, более длительным периодом проживания в приемной семье, в течение которого возможна передача и усвоение жизненных ценностей от приемных родителей, с другой - сформированностью у данной возрастной категории осознанности при определении наиболее значимых жизненных ценностей. В выборку подростков вошли 112 человек, проживающих с приемными родителями в мегаполисе, и 98 подростков, проживающих с приемными родителями в сельской местности, в возрасте на границе младшего и старшего подросткового возраста 14-15 лет. Общая выборка испытуемых подростков их приемных семей N = 210. Среднее значение возраста - 14,6.

Жизненные ценности приемных родителей и подростков из этих семей изучались с использованием методики изучения ценностных ориентаций теста М. Рокича.

Взаимосвязь между жизненными ценностями родителей и подростков из приемных семей мегаполиса и сельской местности рассчитывалась с помощью непараметрического критерия Спирмена (p). Статистический анализ данных осуществлялся с помощью программы IBM SPSS Statistics (версия 22).

Представим результаты каждого этапа экспериментальной работы.

Полученные результаты ранжирования терминальных ценностей приемными родителями и подростками, проживающими в мегаполисе, по тесту М. Рокича представлены на рис. 1, где по отдельным ценностям у родителей и их детей имеются как совпадение кривых, так и полное их расхождение. Получены одинаковые ранги, имеющие первостепенное значение для родителей и подростков, проживающих в приемных семьях в условиях мегаполиса, по таким терминальным ценностям, как здоровье, материально обеспеченная жизнь и значительное расхождение по ценностям - жизненная мудрость, свобода, наличие хороших и верных друзей, познание, в различном соотношении у данных категорий испытуемых.

На рис. 2 представлено ранжирование по степени значимости инструментальных ценностей приемными родителями и подростками, проживающими в мегаполисе, по тесту М. Рокича. Получено примерное совпадение только по таким инструментальным ценностям, как честность, образованность, по остальным ценностям установлено расхождение. У приемных родителей из мегаполиса первые пять ценностей составляют высокие запросы

- жизнерадостность, образованность, независимость, аккуратность, а у подростков, которых они воспитывают, эффективность в делах, независимость, высокие запросы, чуткость, образованность (рис. 2).

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

У

jf

.-О

А

S/

<?V /// / .е

Приёмные семьи мегаполиса

Подростки из приёмных семей мегаполиса

Рис . 1. Ранжирование терминальных ценностей по степени значимости у приемных родителей и подростков из мегаполиса

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

.0 0)

1

0 1 и о .0 .0 S3 л н и

(J н о

^ ш н о (J I J-

ГО ^ CD S (J о ? I го J- ш

X I с со о н (J

Ц

m о

(J ш 0) «> н

S X X О о

о

X

го ^

ш

Приёмные семьи мегаполиса

Подростки из приёмных семей мегаполиса

Рис . 2 . Ранжирование инструментальных ценностей по степени значимости у приемных родителей и подростков из мегаполиса

Приведем результаты ранжирования терминальных ценностей приемных родителей и подростков, проживающих в сельской местности, по тесту М. Рокича (рис. 3).

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

Рис . 3 . Ранжирование терминальных ценностей по степени значимости у приемных родителей и подростков из сельской местности

Анализ показал наличие совпадений у приемных родителей и подростков из села по таким шкалам терминальных ценностей, как здоровье, интересная работа, красота природы, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность.

На рис. 4 представлены результаты ранжирования инструментальных ценностей приемных родителей и подростков, воспитывающихся в этих семьях. Нами выявлено совпадение у данных категорий испытуемых по таким инструментальным ценностям, как терпимость, смелость, эффективность, твердая воля, образованность, широта взглядов (рис. 4).

Применение непараметрического критерия Спирмена ф) позволило выявить отсутствие значимых корреляционных взаимосвязей только между терминальными ценностями приемных родителей и подростков из мегаполиса и наличие положительных корреляционных связей между жизненными ценностями по остальным ценностям у других категорий испытуемых.

Полученные результаты проведенного экспериментального исследования свидетельствуют о частичном подтверждении выдвинутой гипотезы о наличии взаимосвязей между жизненными ценностями приемных родителей и подростков мегаполиса и сельской местности.

Проблема влияния различных характеристик приемных родителей на социализацию и развитие детей, оставшихся без семьи, является актуальной для науки и практики. В научной литературе такие составляющие мезафакторов, как тип поселения, место проживания, играют важную роль в становлении соответствующей модели, образа жизни, традиций семьи. Отсутствие взаимосвязей между терминальными ценностями приемных семей и подростков из данных семей, проживающих в мегаполисе, мы объясняем возможностями и условиями большого города, которые способствуют формированию определенного стиля, образа жизни и оказывают соответствующее влияние как на самих приемных родителей, так и на детей, воспитывающихся в данных семьях. Городская семья отличается большей динамичностью, мобильностью, адаптивностью в новых меняющихся социальных условиях, способностью освоения новых технологий города или мегаполиса.

Приёмные родители сельской местности

Подростки из приёмных семей села

Рис . 4 . Ранжирование инструментальных ценностей по степени значимости у приемных родителей

и подростков из мегаполиса

Матрица взаимных корреляций жизненных ценностей приемных родителей и подростков из приемных семей мегаполиса и сельской местности

Жизненные ценности приемных родителей мегаполиса Жизненные ценности подростков из приемной семьи мегаполиса

0,205 0,297*

Жизненные ценности приемных родителей из сельской местности Жизненные ценности подростков из приемной семьи сельской местности

0,294* 0,342*

Примечание. Верхняя цифра - терминальные ценности, нижняя цифра - инструментальные ценности; *р < 0,05 .

При этом для мегаполиса характерен постсовременный тип семьи, где в силу большой занятости в профессиональной сфере несколько снижается участие родителей в передаче жизненных ценностей подросткам, повышается роль других факторов социализации личности, таких как СМИ, социальные институты, сверстники.

Напротив, сельская семья более статична, консервативна, сохраняет черты постфигуративной культуры. Основной тенденцией развития современной сельской семьи выступает доминирование родственных отношений и сохранение авторитетности института семьи, ро-дительства, выраженным остается симбиоз современности и патриархальности семейных групп в сельской местности. Согласно исследованиям ВЦИОМ, проведенным в 2017 г., жителям села свойственно чуткое отношение к вопросам нравственности, жизненным ценностям. Мы считаем, что такие особенности приемной семьи способствуют наличию и существованию взаимосвязи между жизненными ценностями родителей и подростков.

Выявленные жизненные ценности у родителей мегаполиса и сельской местности позволят определить те приоритетные ценности, которые будут способствовать успешному родительству и соответственно позитивному развитию значимых ценностей у приемных детей. Результаты исследования являются наиболее значимыми при разработке и формировании содержания программ школы приемных родителей, при сопровождении и консульта-

ции приемных родителей в Центрах комплексного сопровождения замещающих семей с

учетом влияния средового фактора, иерархии жизненных ценностей.

Список литературы

1. Любимцева Ю. С. Становление субъектной позиции ребенка в условиях сообщества приемных семей: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 19 с.

2. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14: Психология. 1981. № 2. С. 46-56.

3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

4. Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию: учеб. пособие. М.: Современные тетради, 2001. 128 с.

5. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» // Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. А. Карелин. М.: Эксмо, 2009. С. 26-28.

6. Клюева Н. В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога: ценностно-рефлексивный подход: дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2000. 442 с.

7. Бобнева М. И. Ценностные приоритеты личности и группы. М., 1995. 63 с.

8. Нальчикова Р. Б. Влияние жизненных ценностей родителей на самоактуализацию старшеклассников // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 9. С. 57-61.

9. Геворкян Т. В. Семья как фактор развития ценностных ориентаций подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2010. 22 с.

10. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Антонов А. И., Вдовина М. В. Проблемы межпоколенных отношений и социальная работа: учеб. пособие. М., 2002.

12. Жданова С. Ю. Структура городских потребностей у жителей городов-побратимов (на примере исследования жителей городов Перми и Оксфорда) // Вектор науки. 2011. № 10. С. 132-136.

13. Алдашева А. А., Зеленова М. Е., Понамарева Е. А., Рунец О. В. Структура ценностных ориентаций у замещающих родителей как предиктор эффективности профессиональной приемной семьи // Материалы Всероссийской научно-практ. конф. «Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы». Ростов-на-Дону; Курск. С. 220-222.

14. Алдашева А. А., Сиваш О. Н., Понамарева Е. А. Особенности социальной идентичности и жизненных ценностей замещающих родителей // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сб. ст. научно-практ. конф. (4-5 декабря 2017, Москва). М.: Перо, 2017. С. 27-33. URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/1bc/god_ekologii.pdf (дата обращения: 13.08.2020).

15. Алдашева А. А., Понамарева Е. А., Сиваш О. Н. Основные жизненные ценности замещающих родителей с разным количеством детей // Вестник Университета Российской академии образования. М., 2018. № 2. С. 43-50.

16. Белякова С. Г. Ценностные ориентации учащихся в современных социокультурных условиях общеобразовательной школы // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 40-41.

17. Захарова Ж. А. Развитие педагогического потенциала замещающей семьи // Экономика образования. Социологические науки. Кострома, 2009. С. 102-106.

18. Махнач А. В. Жизнеспособность замещающей семьи как малой социальной группы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2019. 45 с.

19. Информационно-аналитический сборник «Опека и попечительство в Липецкой области» 2018 год // Статистика и отчеты. Интернет-портал опеки и попечительства в Липецкой области. иЯЬ: https://opeka48.ru/ media/uploads/2019/08/01/upolnomoch_pravam_rebenka.pdf (дата обращения: 13.08.2020).

20. Антышева Е. Н., Кочерова О. Ю. Социально-психологические особенности замещающих семей, проживающих в сельской местности // Охрана социального здоровья сельского населения: сб. материалов конференции. М., 2017. С. 15-20.

21. Краснова В. Г., Палкина Т. С. Материальное благополучие замещающей семьи как один из показателей ее жизнестойкости // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 3 (18). С. 221-226.

22. Гибадуллин Н. В. Формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи: автореф. дис. ... кандид. пед. наук. Омск, 2015. 25 с.

Пронина Анжелика Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Липецкая область, 399770). E-mail: antipi-elena@yandex.ru

Маркова Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Липецкая область, 399770). E-mail: marckova.s2011@yandex.ru

Мартынова Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Липецкая область, 399770). E-mail: pipdosh@mail.ru

Материал поступил в редакцию 20.05.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-5-146-156

RELATIONSHIP OF LIFE VALUES OF PARENTS AND TEENAGERS IN URBAN AND RURAL FOSTER FAMILIES

A. N. Pronina, S. V. Markova, L. N. Martynova

Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation

The authors present a review of the main studies devoted to the study of urban and rural foster families. Also they provide statistics on the placement of children in foster families in large cities and rural areas. The aim of the study was to identify the types and relationship of life values of parents and teenagers in foster families of metropolis and the countryside. The aim of experimental study is to identify the specifics of life values, the personality orientation of the adoptive parents of the metropolis and the countryside. The study covered 156 foster parents of the metropolis and 148 foster parents of the countryside, 112 teenagers living with foster parents of the metropolis, and 98 adolescents living with foster parents in the countryside, aged 14-15 years. The study of life values, resilience of foster parents and teenagers was carried out through the methodology of M. Rokich. To study the relationship between the life values of foster parents and adolescents, the Spearman criterion (p) was used. The authors of the real study have revealed the preferred terminal values and instrumental values of adoptive parents and teenagers of the metropolis and the countryside. They have also identified the equivalent ranks which are important for adoptive parents and teenagers of a metropolis according to terminal values: health, material well-being. The ones have found the discrepancies in such values as life wisdom, freedom, the presence of good and faithful friends, knowledge. The coincidence of instrumental values is honesty, education. The authors noted that there were coincidences between adoptive parents and teenagers of the countryside on the scales of terminal values - health, interesting work, the beauty of nature, a happy family life, the happiness of others, creativity, confidence. There was a coincidence in instrumental values - tolerance, courage, efficiency, firm will, education, breadth of views. The researches have established the interconnections between instrumental values of foster parents and teenagers in foster families of the metropolis and the countryside, the terminal values of parents and teenagers in foster families of the countryside and the absence of such connections in foster families of the metropolis. The researches have concluded the most significant factors affecting the presence and absence of relationships between parents and teenagers from foster families of the metropolis and the countryside are lifestyle, family traditions. The results can be applied in the selection, training and support of foster parents in the centers of comprehensive support of foster families.

Keywords: life values, resilience, foster parents of metropolis, foster parents of the countryside, life values of teenagers from foster families.

References

1. Lyubimtseva Yu. S. Stanovleniye sub"yektnoy pozitsii rebenka v usloviyakh soobshchestva priyemnykh semey. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [ The formation of the subjective position of the child in the community of foster families. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2012. 19 p. (in Russian).

2. Bratus' B. S. K izucheniyu smyslovoy sfery lichnosti [To the study ofthe semantic sphere of personality]. VestnikMoskovskogo universtiteta. Seriya 14. Psikhologiya - The Moscow University. Ser. 14. Psychology, 1981, no. 2, pp. 46-56 (in Russian).

3. Leont'yev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy real'nosti [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moscow, Smysl Publ., 2003. 487 p. (in Russian).

4. Anisimov S. F. Vvedeniye v aksiologiyu: uchebnoye posobiye [Introduction to Axiology: a tutorial]. Moscow, Sovremennyye tetradi Publ, 2001. 128 p. (in Russian).

5. Rokich M. Metodika "Tsennostnyye oriyentatsii" [Method "Value Orientations"]. In: Karelin A. A. Bol'shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov [Big Encyclopedia of Psychological Tests ]. Moscow, Eksmo Publ., 2009, pp. 26-28 (in Russian).

6. Klyuyeva N. V. Sotsial'no-psikhologicheskoye obespecheniye deyatel'nosti pedagoga: tsennostno-refleksivnyy podkhod. Dis. dokt. psikhol. nauk [Socio-psychological support for the activities of the teacher: value-reflective approach. Diss. doct. of psychol. sci.]. Yaroslavl', 2000. 442 p. (in Russian).

7. Bobneva M. I. Tsennostnyyeprioritety lichnosti i gruppy [Value priorities of an individual and a group]. Moscow, 1995. 63 p. (in Russian).

8. Nal'chikova R. B. Vliyaniye zhiznennykh tsennostey roditeley na samoaktualizatsiyu starsheklassnikov [The influence of parents' life values on the self-actualization of high school students]. Fundamental'nyye iprikladnyye issledovaniya: problemy i rezul 'taty, 2015, no. 9, pp. 57-61 (in Russian).

9. Gevorkyan T. V Sem'ya kak faktor razvitiya tsennostnykh oriyentatsiy podrostkov. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Family as a factor in the development of value orientations of adolescents. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Orenburg, 2010. 22 p. (in Russian).

10. Mudrik A. V Sotsial'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov pedagogicheskikh vuzov. Pod redaktsiyey V. A. Slastenina [Social pedagogy: textbook for students of pedagogical universities. Ed. V. A. Slenin]. Moscow, Izdatel'skiy tsentr "Akademiya" Publ., 2000. 200 p. (in Russian).

11. Antonov A. I., Vdovina M. V Problemy mezhpokolennykh otnosheniy i sotsial'naya rabota: ucheb. posobiye [Problems of intergenerational relations and social work: tutorial]. Moscow, 2002 (in Russian).

12. Zhdanova S. Yu. Struktura gorodskikh potrebnostey u zhiteley gorodov-pobratimov (na primere issledovaniya zhiteley gorodov Permi i Oksforda) [The structure of urban needs of the residents of twin cities (case study of residents of the cities of Perm and Oxford)]. Vektor nauki - Science Vector, 2011, no. 10, pp. 132-136 (in Russian) .

13. Aldasheva A. A., Zelenova M. Ye., Ponamareva Ye. A., Runets O. V Struktura tsennostnykh oriyentatsiy u zamesh-chayushchikh roditeley kak prediktor effektivnosti professional'noy priyemnoy sem'i [The structure of value orientations for foster parents as a predictor of the effectiveness of a professional foster family]. Materialy Vserossi-yskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Effektivnost' lichnosti, gruppy i organizatsii: problemy, dostizheniya i perspektivy", Rostov-on-Don, Kursk, 21-22 April, 2017 [Materials of the Russian national scientific and practical conference "Efficiency of a Person, Group, and Organization: Problems, Achievements, and Prospects", Rostov-on-Don, Kursk, 21-22 April, 2017]. Moscow, Kredo Publ., 2017. Pp. 220-222 (in Russian).

14. Aldasheva A. A., Sivash O. N., Ponamareva Ye. A. Osobennosti sotsial'noy identichnosti i zhiznennykh tsennostey zameshchayushchikh roditeley [Features of social identity and life values of foster parents]. Godekologii vRossii: pedagogika i psikhologiya v interesakh ustoychivogo razvitiya: sbornik statey nauchno-prakticheskoy konferentsii (4-5 dekabrya 2017, Moskva) [Year of Ecology in Russia: pedagogy and psychology in the interests of sustainable development: collection of articles of a scientific and practical conference (December 4-5, 2017, Moscow)]. Moscow, Izdatel'stvo «Pero» Publ., 2017. Pp. 27-33 (in Russian). URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/1bc/god_ ekologii.pdf (accessed 13 August 2020).

15. Aldasheva A. A., Ponamareva Ye. A., Sivash O. N. Osnovnyye zhiznennyye tsennosti zameshchayushchikh roditeley s raznym kolichestvom detey [The basic life values of foster parents with a different number of children]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya - Herald of the University of the Russian Academy of Education, 2018, no. 2, pp. 43-50 (in Russian).

16. Belyakova S. G. Tsennostnyye oriyentatsii uchashchikhsya v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh obshcheobrazovatel'noy shkoly [Value orientations of students in modern sociocultural conditions of a comprehensive school]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Pedagogical education and science, 2013, no. 3, pp. 40-41 (in Russian).

17. Zakharova Zh. A. Razvitiye pedagogicheskogo potentsiala zameshchayushchey sem'i [The development of the pedagogical potential of a foster family]. Ekonomika obrazovaniya. Sotsiologicheskiye nauki [Economics of Education. Sociological sciences]. Kostroma, 2009. Pp. 102-106 (in Russian).

18. Makhnach A. V. Zhiznesposobnost' zameshchayushchey sem'i kak maloy sotsial'noy gruppy. Avtoref. dis. ... dokt. psikhol. nauk [Viability of a substitute family as a small social group. Abstract of thesis doct. of psychol. sci.]. Moscow, 2019. 45 p. (in Russian).

19. Informatsionno-analiticheskiy sbornik «Opeka i popechitel'stvo v Lipetskoy oblasti» 2018 god [Information and analytical collection "Guardianship in the Lipetsk region" 2018]. Statistika i otchety. Internet-portal opeki i popechitel 'stva v Lipetskoy oblasti [Statistics and reports. Internet portal of guardianship in the Lipetsk region] (in Russian). URL: https://opeka48.ru/media/uploads/2019/08/01/upolnomoch_pravam_rebenka.pdf (accessed 13 August 2020).

20. Antysheva Ye. N., Kocherova O. Yu. Sotsial'no-psikhologicheskiye osobennosti zameshchayushchikh semey, pro-zhivayushchikh v sel'skoy mestnosti [Socio-psychological characteristics of substitute families living in the countryside]. Okhrana sotsial'nogo zdorov'ya sel'skogo naseleniya: sbornik materialov konferentsii [Protection of the social health of the rural population: conference proceedings]. Moscow, 2017. Pp. 15-20 (in Russian).

21. Krasnova V. G., Palkina T. S. Material'noye blagopoluchiye zameshchayushchey sem'i kak odin iz pokazateley yeyo zhiznestoykosti [Material well-being of a substitute family as one of the indicators of its viability]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nyye tekhnologii -Bulletin of the Volgograd State University. Series 7: Philosophy. Sociology and social technology, 2012, no. 3 (18), pp. 221-226 (in Russian).

22. Gibadullin N. V Formirovaniye semeynykh tsennostey u detey-sirot i detey, ostavshikhsya bezpopecheniya rodite-ley, v usloviyakh zameshchayushchey sem'i. Avtoref. dis.... kand. ped. nauk [Formation of family values in orphans and children left without parental care in the conditions of a foster family. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Omsk, 2015. 25 p. (in Russian).

Pronina A. N., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: antipi-elena@yandex.ru

Markova S. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: marckova.s2011@yandex.ru

Martynova L. N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: pipdosh@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.