Научная статья на тему 'Особенности устойчивости к социальным рискам у подростков из замещающих семей'

Особенности устойчивости к социальным рискам у подростков из замещающих семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
356
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / RESILIENCE / ADAPTATION / ADOLESCENTS / ORPHANS / SOCIAL RISKS / SUBSTITUTE FAMILIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трунова А. И.

В статье описаны результаты экспериментального исследования устойчивости к социальным рискам у подростков из замещающих семей. Базой исследования явились подростки в возрасте 12-16 лет в количестве 30 человек принятых на воспитание в приемную семью, а также находящихся под опекой и попечительством, семья которой стоит на сопровождении ЦСПСиД. Выявлены основные факторы устойчивости к социальным рискам подростков из замещающих семей. Так, успешность социальной адаптации подростков из замещающих семей зависит от социальных, семейных, индивидуально-психологических факторов. Устойчивость к социальным рискам подростков из замещающих семей является отражением их социальной адаптированности и конечно же сазана связана с выраженностью личностных качеств, отражающих жизнестойкость, локус контроля, стратегии совладания со стрессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of resilience to social risks in adolescents from substitute families

The article describes the results of an experimental study of resilience to social risks in adolescents from substitute families. The study was based on adolescents aged 12-16 years in the number of 30 people adopted for upbringing in a foster family, as well as under the care and guardianship, whose family is accompanied by CSAFaС. The main factors of stability to social risks of teenagers from substitute families are revealed. Thus, the success of social adaptation of adolescents from substitute families depends on social, family, individual psychological factors. Resilience to social risks of adolescents from substitute families is a reflection of their social adaptation and of course carp is associated with the severity of personal qualities that reflect resistance, locus of control, strategy of coping with stress.

Текст научной работы на тему «Особенности устойчивости к социальным рискам у подростков из замещающих семей»

Особенности устойчивости к социальным рискам у подростков из замещающих семей

Features of resilience to social risks in adolescents from substitute families

Трунова А.И.

Студент 2 курса Факультет социологии Санкт-Петербургский государственный университет

РФ, г.Санкт-Петербург e-mail: st06182 [email protected]

Trunova A.

2nd year student Faculty of sociology St. Petersburg state University Russia, Saint-Petersburg e-mail: st06182 [email protected]

Аннотация.

В статье описаны результаты экспериментального исследования устойчивости к социальным рискам у подростков из замещающих семей. Базой исследования явились подростки в возрасте 12-16 лет в количестве 30 человек принятых на воспитание в приемную семью, а также находящихся под опекой и попечительством, семья которой стоит на сопровождении ЦСПСиД. Выявлены основные факторы устойчивости к социальным рискам подростков из замещающих семей. Так, успешность социальной адаптации подростков из замещающих семей зависит от социальных, семейных, индивидуально-психологических факторов. Устойчивость к социальным рискам подростков из замещающих семей является отражением их социальной адаптированности и конечно же сазана связана с выраженностью личностных качеств, отражающих жизнестойкость, локус контроля, стратегии совладания со стрессом.

Annotation.

The article describes the results of an experimental study of resilience to social risks in adolescents from substitute families. The study was based on adolescents aged 12-16 years in the number of 30 people adopted for upbringing in a foster family, as well as under the care and guardianship, whose family is accompanied by CSAFaC The main factors of stability to social risks of teenagers from substitute families are revealed. Thus, the success of social adaptation of adolescents from substitute families depends on social, family, individual psychological factors. Resilience to social risks of adolescents from substitute families is a reflection of their social adaptation and of course carp is associated with the severity of personal qualities that reflect resistance, locus of control, strategy of coping with stress.

Ключевые слова: устойчивость, адаптация, подростки, дети-сироты, социальные риски, замещающие

семьи.

Key words: resilience, adaptation, adolescents, orphans, social risks, substitute families.

В настоящее время в российском обществе, по-прежнему, остается актуальной проблема сиротства. По данным Росстата, в России две тысячи детских домов и 67000 их воспитанников. Еще 27 тысяч детей учится в 150-ти школах-интернатах. При этом в настоящее время уровень числа детей, нуждающихся в устройстве, втрое или вчетверо превышает количество мест в таких учреждениях [2]. На начало 2018 года доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 88,6%. Для сравнения в 2008 году этот показатель составил 71% [3]. Как видим, налицо положительная тенденция: в России замещающих семей становится все больше, соответственно, число детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах сокращается.

Стратегия деинституциализации системы заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, отражена в законе. Целью деятельности детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, формирование социальных навыков и качеств, необходимых для успешной адаптации и дальнейшей социализации в обществе [4]. В условиях детского дома необходимо, прежде всего, решать проблемы социальной

адаптации детей-сирот, развивать эмоциональную и социальную компетентность, стимулировать процессы самопознания, самоотношения и самопринятия.

Большинство исследователей из разных стран мира сходятся во мнении, что вне семьи (например, в детском доме) развитие ребенка, действительно идет особым образом, и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности. Про них часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие, но при этом эти специфические черты характера, поведения могут негативно влиять на здоровье (социальное, психическое, физическое) и могут быть чреваты негативными последствиями для формирования личности подрастающего человека [1].

Психологическая устойчивость является качеством личности, отдельными факторами которого можно назвать стойкость, уравновешенность и сопротивляемость. Именно эти качества позволяют сопротивляться негативным ситуациям, возникающим как извне, так и внутри личности, а также при этом сохранять свое здоровье и работоспособность.

Резильентность, которая представляет собой способность достойно встречать и преодолевать неблагоприятные обстоятельства и риски, становясь при этом сильнее, является не каким-то исключительно врожденным качеством, а качеством, компетенцией или умением, которые можно формировать путем освоения стратегий поведения в трудных ситуациях, ситуациях, содержащих вызов. В этой связи совершенно очевидна важность формирования данной компетенции - устойчивости к социальным рискам у подростков из замещающих семей.

Проводимое исследование по выявлении особенностей устойчивости к социальным рискам у подростков из замещающих семей проводилось на базе ЦСПСиД Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. В эксперименте приняли участие 30 испытуемых - подростков в возрасте от 12 до 16 лет, из них 12 мальчиков и 18 девочек, проживающих в замещающих семьях.

В данном исследовании нами применялась методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, которая позволяет осуществить диагностику степени адаптированности-дезадаптированности подростка в системе межличностных отношений.

По результатам проведения опросника можно сделать вывод о том, что у 14 (42,4%) испытуемых зафиксирован уровень социально-психологической адаптированности, соответствующий среднему уровню поведенческой регуляции, адекватной самооценкой и не всегда адекватным восприятием действительности, что свидетельствует о хороших и удовлетворительных адаптационных способностях этих подростков; они легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации. 16 (57,6%) испытуемых показали уровень социально-психологической адаптированности ниже нормы, то есть успех адаптации большинства этих подростков во многом зависит от внешних условий среды. Процесс социализации у некоторых из них осложнен, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. Такие подростки требуют постоянного контроля.

Для дальнейшего исследования вся выборка была разделена на 2 группы:

1 группа - подростки с уровнем социально-психологической адаптированности в норме (14 человек);

2 группа - подростки с уровнем социально-психологической адаптированности ниже нормы (16 человек).

Для исследования социальных и семейных факторов успешной социальной адаптации подростков из замещающих семей мы проанализировали результаты анкетирования, которое проводилось с целью выявлении социальных и семейных факторов успешности социальной адаптации подростков из замещающих семей и

сопоставили их с данными, полученными в ходе тестирования по методике диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда.

Анализ ответов испытуемых на вопрос анкеты о жизненных ценностях отражен в таблице 1, куда занесены средние значения выраженности ценностей по каждой группе.

Таблица 1. Средние значения выраженности жизненных ценностей у подростков в зависимости от

уровня социальной адаптации.

1 группа 2 группа U- критерий

Среднее Стд. откл. Среднее Стд. откл.

1. Учеба, образование, знания 1,14 0,86 0,93 0,77 ,525

2. Возможность жить легко, ни о чем не задумываясь 1,21 0,80 1,12 0,88 ,822

3. Спокойная жизнь 1,42 0,85 1,00 0,73 ,142

4. Развлечения, удовольствия 1,07 0,73 1,18 0,83 ,667

5. Приключения и риск 0,64 0,74 1,75 0,57 ,001**

6. Хорошие отношения с одноклассниками 1,00 0,78 0,87 0,77 ,697

7. Забота о здоровье 0,85 0,77 1,00 0,89 ,697

8. Независимость, самостоятельность 0,71 0,72 1,75 0,57 ,001**

9. Наличие денег 0,92 0,73 0,93 0,85 1,000

10. Хорошие отношения с опекуном 1,85 0,36 0,43 0,51 ,000**

11. Возможность распоряжаться своей судьбой 1,21 0,69 0,93 0,85 ,400

12. Наличие верных друзей 0,85 0,66 1,12 0,71 ,355

13. Хорошие отношения с учителями 1,14 0,77 1,12 0,61 ,918

Примечание: * - различия значимы на уровне р<0,05 ** - различия значимы на уровне р<0,01 Как видно из данных таблицы, показатели практически по всем жизненным ценностям распределились

в области средних значений. Исключение составили ценности «спокойная жизнь» и «хорошие отношения с опекуном» в группе подростков с уровнем социальной адаптации в норме выше средних значений, а также «приключения и риск» и «независимость, самостоятельность» в группе подростков с уровнем социальной адаптации ниже нормы, показатели по которым выше средних значений. Наименее выражены такие жизненные ценности, как «приключения и риск» (в группе подростков с уровнем социальной адаптации в норме) и «хорошие отношения с опекуном» (в группе подростков с уровнем социальной адаптации ниже нормы).

Также была проведена методика Child and Youth Resilience Measure (CYRM), разработанная в рамках Международного проекта Resilience (IRP) в 2002 году под руководством доктора М. Ангера в Школе социальной работы Университета Далхаузи, при поддержке научно-исследовательского совета Канады и Фонда исследований Шотландии. Данный тест позволяет оценить резильентность по трем компонентам: личностные качества, отношения с близкими взрослыми и ресурсы личности.

Результаты данной методики были соотнесены с результатами методики диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда. В таблице 2 представлены средние значения показателей выраженности категорий резильентности по трем выделенным нами компонентам, а также по общему уровню резильентности.

Таблица 2. Средние значения показателей выраженности категорий резильентности.

1 группа 2 группа U- критерий

Среднее Стд. откл. Среднее Стд. откл.

Личностные качества 6,64 2,53 3,56 2,12 ,002**

Отношения с окружающими 2,50 1,28 1,06 0,92 ,003**

Социальные навыки 6,50 1,34 2,25 1,61 ,000**

Общий уровень резильентности 18,14 5,17 10,93 4,23 ,001**

Примечание: * - различия значимы на уровне р<0,05

** - различия значимы на уровне р<0,01 Как видно из данных таблицы, показатели практически по всем компонентам резильентности распределились в области средних значений. Исключение составил компонент «социальные навыки» в группе подростков с уровнем социальной адаптации в норме, показатели по которому выше среднего уровня выраженности. А также показатели по компонентам «отношения с окружающими» и «социальные навыки» в группе подростков с уровнем социальной адаптации ниже нормы, показатели по которым ниже средних значений. При этом общий показатель резильентности в группе подростков с нормальным уровнем адаптации соответствует высокому уровню, а в группе подростков с уровнем адаптации ниже нормы - среднему уровню.

Кроме того, нами были соотнесены результаты тестирования по методике Child and Youth Resilience Measure (CYRM) и такими методиками, как «Локус контроля» Дж. Роттера, которая диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями, тест жизнестойкости С. Мадди для оценки способности и готовности подростка активно и гибко действовать в ситуации стресса, а также Копинг-теста Р. Лазаруса для определения способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности.

Результаты расчетов по общей выборке представлены в таблице 3, где отражены все выявленные статистически значимые связи. Кроме того, в таблице указана мера линейной связи между случайными величинами (Spearman), а также статистический уровень значимости (p-level).

Таблица 3. Результаты статистической обработки результатов исследования при помощи коэффициента

ранговой корреляции Спирмена.

Spearman p-level

Социальные навыки - вовлеченность ,450 ,013*

Социальные навыки - контроль ,533 ,002**

Социальные навыки - жизнестойкость ,490 ,006**

Социальные навыки - экстернальность -,367 ,046*

Социальные навыки - интернальность ,397 ,030*

Социальные навыки - принятие ответственности ,424 ,019*

Социальные навыки - бегство -,455 ,011*

Уровень резильентности - интернальность ,370 ,044*

Уровень резильентности - бегство -,411 ,024*

Примечание: ** - корреляция значима на уровне р<0,01

* - значима на уровне р<0,05

Таким образом, в ходе корреляционного анализа выявлено 9 статистически значимых связей между устойчивостью к социальным рискам подростков из замещающих семей и жизнестойкостью, локусом контроля, а также стратегиями совладания со стрессом. На рисунке 1 представлена корреляционная плеяда, отражающая интересующие нас связи.

Примечание: сплошная линия - положительная взаимосвязь, пунктирная - отрицательная взаимосвязь Рисунок 1. Корреляционные связи между устойчивостью к социальным рискам и жизнестойкостью, локусом

контроля, стратегиями совладания со стрессом Проанализировав выявленные корреляции, мы можем наблюдать положительные связи между социальными навыками и такими показателями жизнестойкости, как контроль и вовлеченность. Это означает, что, чем в большей степени подростки из замещающих семей убеждены, что борьба позволяет влиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован, тем в большей степени им присуще стремление и желание преодолевать стрессы и трудные периоды конструктивным путем, а также убежденность в том, что вовлеченность в какое бы то ни было происходящее событие дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для собственного развития, и тем в большей степени они получают удовольствие от собственной деятельности.

Также положительная связь выявлена между социальными навыками и, в целом, уровнем резильентности, и интернальностью, а также отрицательная - между социальными навыками и экстернальностью личности. То есть подростки из замещающих семей с оптимистическими установками и преобладающими позитивными эмоциями, способные на практике находить баланс между негативными и позитивными эмоциями, склонны быть более независимыми, они более ориентированы на успех, обладают большим ощущением личной силы. Эти подростки менее внушаемы, более независимы и больше полагаются на собственное суждение.

Положительная связь зафиксирована между социальными навыками и такой копинг-стратегией, как принятие ответственности, а также отрицательные связи между социальными навыками и, в целом, общим уровнем резильентности с такой стратегией совладания со стрессом, как избегание. Данная положительная связь свидетельствует о том, что подростки из замещающих семей, избегающие негативных мыслей, эмоций и воспоминаний, признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. При этом они стремятся понять зависимость между собственными действиями и их последствиями, готовы анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках. Отрицательная связь говорит о том, что эти подростки не пытаются преодолеть негативные переживания в связи с какими-либо трудностями за счет реагирования по

типу неконструктивных форм поведения в стрессовых ситуациях: уклонения, отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п.

В проводимом нами эмпирическом исследовании целью было выявить особенности устойчивости к социальным рискам у подростков из замещающих семей.

Во-первых, нам удалось выявить внутренние и внешние факторы, негативно влияющие на успешность социальной адаптации подростков из замещающих семей:

- неблагоприятная обстановка в приемных семьях (ссоры, конфликты в семье, равнодушное отношение членов семьи друг к другу);

- отсутствие помощи и поддержки со стороны учителей, социального педагога, психолога и других педагогов школы;

- конфликты с опекунами и чрезмерная занятость опекунов;

- неуверенность подростков в себе, в возможности осуществления своих жизненных планов;

- неорганизованный досуг подростков.

Во-вторых, по всем выделенным категориям резильентности показатели в группе подростков из замещающих семей с уровнем социальной адаптации в норме выше, чем у подростков с низким уровнем адаптации.

В-третьих, корреляционный анализ выявил 9 статистически значимых связей между устойчивостью к социальным рискам подростков из замещающих семей и жизнестойкостью, локусом контроля, а также стратегиями совладания со стрессом, а именно:

- положительные связи между социальными навыками и такими показателями жизнестойкости, как контроль и вовлеченность;

- положительная связь между социальными навыками и, в целом, уровнем резильентности, и интернальностью, а также отрицательная - между социальными навыками и экстернальностью личности;

- положительная связь между социальными навыками и такой копинг-стратегией, как принятие ответственности, а также отрицательные связи между социальными навыками и, в целом, общим уровнем резильентности с такой стратегией совладания со стрессом, как избегание.

На сегодняшний день еще только предстоит разработать модель социально-психологического сопровождения подростков из замещающих семей, оказания им своевременной адресной помощи при возникновении затруднений на разных этапах функционирования замещающей семьи. При этом особое внимание следует уделить формам и методам сопровождения, направленным на преодоление трудностей психологического развития приемных детей, травматического опыта, возникших в результате проживания в семье, на создание условий для успешной социально-психологической адаптации подростков из замещающих семей в социуме, что позволит улучшить их психологическое здоровье, приобрести жизнестойкость, повысить их сопротивляемость социальным рискам.

Список используемой литературы:

1. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 32-39.

2. Несытых О.А., Патраков Э.В. Управление социально-психологическими рисками устойчивости семьи // Apriori. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 5. - С. 14-18.

3. Никулина Е.Б., Маврина Т.В. Адаптация детей-сирот в приемной семье: теория вопроса // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы II межд. научн. конф. (Самара, 25-26 марта 2016 г.). - Самара, 2016. - С. 44-49.

4. Новохацкая Т.А. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии: тезисы II Всеросс. научно-практ.конф. (Москва, 5-6 декабря 2016 г.). - М.: Перо, 2016. - С. 191-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.