Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/60PSMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Махмутова Р.К., Кириллова М.К. Психологическое благополучие подростков, воспитывающихся в приемных семьях // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Makhmutova R.K., Kirillova M.K. (2020). Psychological well-being of adolescents from foster families. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN420.pdf (in Russian)
УДК 159.92 ГРНТИ 15.31.31
Махмутова Роза Кашифовна
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия
Доцент кафедры «Общей психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1247-6391
Кириллова Марина Кирамовна
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия
Доцент кафедры «Специальной психологии и коррекционной педагогики»
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Психологическое благополучие подростков, воспитывающихся в приемных семьях
Аннотация. Автором представлены результаты эмпирического сравнения структуры психологического благополучия сирот, социализирующихся в семье и в государственном учреждении. В исследовании использованы: адаптированный вариант опросника «The scales of psychological well-being» К. Рифф; адаптированный опросник Hardiness Survey С. Мадди; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Статистическая обработка результатов в двух группах опрошенных, показала достоверно более высокие значения показателей: «Позитивные отношения с окружающими», «Управление средой», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Самопринятие» у подростков, социализирующихся в условиях приемной семьи. По наибольшей выраженности средних показателей, основу субъективного благополучия подростков, воспитывающихся в приемной семье, составляет возможность развиваться, добиваться поставленных целей, поддерживая позитивные отношения с окружением. Отличие удовлетворенности собой и настоящей жизнью подростков, социализирующихся в интернате, состоит в большей степени в возможности быть независимым и самостоятельным. Более низкие показатели жизнестойкости подростков, социализирующихся в государственных учреждениях, включают в себя низкую вовлеченность, сниженного уровня контроль и принятие риска. В целом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о более высоких показателях психологического благополучия юношей, социализирующихся в приемных семьях. Юноши, социализирующиеся в государственных учреждениях, имеют сниженный уровень жизнестойкости, самопринятия, стремления к осуществлению задуманного, менее позитивные отношения с окружающими, неудовлетворенность собой. Выявленные
https:// mir-nauki. com
особенности психологического благополучия обследованных подростков указывают на необходимость построения специфической развивающей психическое благополучие среды не только в государственных учреждениях интернатного типа, но в том числе и разработки особой системы психолого-педагогической поддержки замещающей семьи в формировании таких взаимоотношений между ее членами, которые смогут оказать восстанавливающее воздействие на восприятие ребенком себя, значимых людей, жизни и мира в целом.
Ключевые слова: жизнестойкость; интернат; личностный рост и развитие; психологическое благополучие; социализация; приемная семья; сироты; самопринятие; смысложизненные ориентации
Происходящие в настоящее время существенные изменения экономических и социальных обстоятельств развития человека, обусловили практически новый мир его жизнедеятельности и высветили новые аспекты проблемы развития и становления личности подростка. Социальная ситуация развития, согласно взглядам Л.С. Выготского, представляет собой исходный момент для всех динамических преобразований возраста, составляет основу психического развития ребенка. Очевидно, что специфика социальной ситуации развития подростка, преломляя место ребенка в системе общественных отношений, специфику его ведущей деятельности, будет отражена в особенностях и структуре его психологического благополучия.
Проблеме субъективного благополучия личности в последние десятилетия уделяют много внимания не только в связи с социальными и экономическими сдвигами, но и усилением динамики жизни в целом, изменениями критериев оценки эффективности жизнедеятельности в обществе. Исследователи сегодня всё больше заняты анализом личностных, социокультурных, социально-психологических детерминант благополучия, поскольку оно зависит от взаимодействия и взаимовлияния целого комплекса различных внутренних и внешних составляющих. В настоящем времени в рамках позитивной психологии (И. Бонивелл, Э. Динер, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, М. Селигман, Б. Фредриксон, М. Чиксентмихайи и др.) активно ведутся исследования источников и детерминант благополучия, таких как личностные особенности, социальные отношения, генетическая предрасположенность, материальный достаток, принятие себя, удовлетворение потребностей, наличие целей и смысла жизни, физическая активность [1]. Остаются актуальными исследования психологического благополучия в подростковом, юношеском возрасте, обусловленность благополучия особенностями социализации ребенка.
Серьезной современной социальной, педагогической и психологической проблемой нашей страны продолжает оставаться сиротство. Как показывают многочисленные исследования, содержание ребенка в детском доме зачастую приводит к нарушениям в его психическом и личностном развитии (B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.В. Дубровина). Сиротские учреждения не всегда могут предоставить психолого-педагогические условия для компенсации последствий депривации, что затрудняет дальнейшую социализацию ребенка [2]. Определяющим условием нормального психического развития ребенка является семья, социально-психологические феномены которой способны, с одной стороны, компенсировать негативные последствия депривации, с другой, развивать механизмы психологической адаптации, предопределяющие качество интеграции человека в общество (Г. Крайг, Н.В. Клюева, Г.С. Красницкая, Н.Я. Соловьев, В. Сатир, Г.Т. Хометаускас) [3]. В связи с этим, сравнение структуры психологического благополучия сирот, социализирующихся в семье и в государственном учреждении, позволит отвечать на вопрос о
Введение
том, насколько комфортно чувствуют себя сироты, воспитывающиеся в приемной семье, переживают ли удовлетворенность собой и собственной жизнью и насколько более приспособленными они выходят во взрослую самостоятельную жизнь.
Актуальность заявленной проблемы дополнительно определяется высокой значимостью решения вопроса обеспечения позитивного функционирования личности ребенка-сироты, и недостаточной исследованностью параметров субъективного благополучия подростка, социализирующегося в приемной семье. Целью настоящего исследования является выявление особенностей психологического благополучия подростков-сирот, социализирующихся в приемных семьях.
Методы
В эмпирическом исследовании использованы методики: «Шкала психологического благополучия» (ШПБ), адаптированный вариант Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко опросника «The scales of psychological well-being» К. Рифф; тест жизнестойкости, представляющий собой адаптацию Д.А. Леонтьевым опросника Hardiness Survey С. Мадди; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Сравнительный анализ показателей проводился с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни (U-критерий). Выборку испытуемых составили 112 подростков 16-17 лет, из них 56 социализируются в условиях приемной семьи, оставшиеся - в условиях государственных учебных заведений Удмуртской Республики. Участие в опросе было добровольным и анонимным. Перед проведением опроса участникам были разъяснены цели проводимого исследования.
Результаты и их обсуждение
Статистическая обработка результатов методики «ШПБ» в двух группах опрошенных, представленная в табл. 1, показала достоверно более высокие значения показателей: «Позитивные отношения с окружающими», «Управление средой», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Самопринятие» у подростков, социализирующихся в условиях приемной семьи.
Таблица 1
Различия показателей психологического благополучия опрошенных подростков
Показатели Средние значения U критерий Манна-Уитни Уровень значимости
Социализирующиеся в семье Социализирующиеся в гос. учреждениях
Позитивные отношения 62,38 50,71 115,50 0,0001
Автономия 55,50 51,54 204,00 0,0830
Управление средой 59,54 48,04 86,00 0,0001
Личностный рост 64,63 53,17 72,50 0,0001
Цели в жизни 64,00 49,83 86,50 0,0001
Самопринятие 57,13 46,92 146,00 0,0030
Психол. благополучие 362,96 300,20 84,00 0,0001
Составлено авторами
Сниженный показатель Позитивного отношения к окружающим у подростков, социализирующихся в государственных учреждениях, может быть объяснен тем, что с самого детства они вынуждены вести себя в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до утверждения в том, что другие могут нанести вред. Чувство отверженности и естественное желание обезопасить себя от деструктивного воздействия окружающих людей, впоследствии лишенных родительских прав, вероятно, способствовали развитию подозрительности и явного недоверия к обществу [4]. Э. Эриксон в своих трудах, вводя понятие
https:// mir-nauki. com
о базисном доверии к миру, основывающемся на теплоте и постоянстве материнской заботы, которой дети - сироты, воспитывающиеся вне семьи, лишены, указывает на тяжесть и трудную компенсацию последствий материнской депривации. Отсутствие базисного доверия к миру у сирот, порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе [5]. Отметим, что подростки, социализирующиеся в условиях приемной семьи, имеют более близкие, приятные, доверительные отношения с окружающими. Они умеют находить компромиссы, более гибкие во взаимоотношениях с окружающими, способны к эмпатии, любви и близости.
Важно отметить, что, поскольку жизненная ситуация воспитанников интернатов такова, что им приходится достаточно рано начинать самостоятельную взрослую жизнь, они способны принимать ответственность за свои поступки, а также свои успехи и неудачи на себя. Об этом свидетельствуют показатели Автономии, находящиеся в пределах нормы. Средние показатели автономии наблюдаются и у подростков, социализирующихся в семье. Им присуща независимость, способность противостоять социальному давлению, они способны регулировать собственное поведение и оценивать себя, исходя из собственных стандартов.
Значения показателя Управление средой показывают, что подростки, социализирующиеся в семье, испытывают чувство уверенности и компетентности в управлении повседневными делами, умеют сами выбирать и создавать условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям, способны эффективно использовать различные жизненные обстоятельства. Выпускники детских домов и интернатов ощущают невозможность изменить или улучшить условия своей жизни, ощущают собственное бессилие, некомпетентность.
Показатели Личностного роста свидетельствуют о том, что подростки, проходящие социализацию в семье, чаще испытывают желании саморазвиваться, чем сверстники, проходящие социализацию в госучреждениях. Они чаще испытывают ощущение личностного прогресса с течением времени, стремятся развиваться, учиться, воспринимать новое и реализовывать свой потенциал.
Низкие значения Самопринятия у испытуемых, воспитывающихся в государственных учреждениях интернатного типа, говорят о недовольстве самим собой, желании быть другим, не таким, каков есть на самом деле. Вероятно, это наследуется так же из детства, через окружающих, когда развивалась отверженность через транслируемое ситуацией послание «ты - плохой, ненужный». Важно отметить, что подростки, социализирующиеся в приемной семье, поддерживают более позитивное отношения к себе. Признают и принимают собственное личностное многообразие, включающее как хорошие, так и плохие качества. Самопринятию способствует возможность быть включенным в эмоционально-доверительные отношения с членами приёмной семьи, возможность наблюдать преодоление кризисных отношений в семье
Представленные в таблице 1 данные позволяют по наибольшей выраженности средних показателей выделить триаду качеств, составляющих основу субъективного благополучия подростков сравниваемых групп. В группе подростков, воспитывающихся в приемной семье это - Личностный рост, Цели в жизни, Позитивные отношения, что выражает меру личностного удовольствия «иметь возможность развиваться, добиваться поставленных целей, поддерживая позитивные отношения с окружением». Основа психологического благополучия подростков, социализирующихся в государственных учреждениях интернатного типа задана преимущественно показателями Личностного роста, Автономии, Позитивными отношениями. Отличие удовлетворенности собой и настоящей жизнью этой группы подростков состоит в том числе в возможности быть независимым и самостоятельным, способным противостоять попыткам других заставить тебя думать и действовать определенным образом.
Страница 4 из 8
[6].
60PSMN420
Сравнение результатов теста жизнестойкости, представленное в табл. 2, позволило выявить следующее: подростки, социализирующиеся в условиях приемной семьи, характеризуются средними показателями жизнестойкости. Возникновению избыточного эмоционального напряжения у этих подростков в стрессовых ситуациях препятствуют в целом сформированные в этой группе копинги «вовлечение», «контроль», «принятие риска». Вовлеченность позволяет получать удовольствие от собственной деятельности в настоящем времени. Показатели Контроля выражают наличие убеждения в том, что на результат происходящего можно влиять, пусть даже успех и не гарантирован. Средние значения показателя Принятие риска указывают на готовность и способность развиваться через активное усвоение знаний из собственного опыта.
Исследователи жизнестойкости заявляют, что её компоненты преимущественно развиваются в детстве и отрочестве, их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком [7]. Так, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды. Приемная семья, таким образом, выступает важнейшим институтом развития компонентов жизнестойкости для сохранения оптимального уровня активности личности в стрессогенных условиях [8].
Низкие показатели жизнестойкости подростков, социализирующихся в государственных учреждениях, включая в себя низкую вовлеченность, сниженного уровня контроль и принятие риска, позволяют характеризовать опрошенных избыточно напрягающимися в стрессовых ситуациях за счет неумения самостоятельно справляться с подобными ситуациями; отчужденными, отказывающимися от борьбы, беспомощными, стремящимися лишь к простому комфорту и безопасности.
Таблица 2
Различия показателей жизнестойкости опрошенных подростков
Показатели Средние значения U критерий Манна-Уитни Уровень значимости
Социализирующиеся в семье Социализирующиеся в гос. учреждениях
1. Жизнестойкость 81,88 59,17 117,00 0,0001
2. Вовлеченность 35,96 27,42 146,50 0,0030
3. Контроль 29,88 21,29 122,00 0,0010
4. Принятие риска 16,04 10,46 117,00 0,0001
Составлено авторами
Одной из причин низкой жизнестойкости у юношей, социализирующихся в государственных учреждениях, можно отметить страх перед неизвестным будущим, их гораздо чаще пугают мысли о будущем. Юноши, социализирующиеся в условиях приемной семьи, испытывают большую уверенность в завтрашнем дне, они легче идут на контакт с другими людьми, находят друзей.
Статистическая обработка результатов методики «Тест смысложизненных ориентаций», представленная в табл.3, позволила выявить следующие особенности исследуемых: все средние показатели по методике достоверно выше у подростков, социализирующихся в условиях приемной семьи, чем проходящих социализацию в государственных учреждениях.
Таблица 3
Различия показателей смысложизненных ориентаций опрошенных подростков
Показатели Средние значения U критерий Манна-Уитни Уровень значимости
Социализирующиеся в семье Социализирующиеся в гос. учреждениях
1. Осмысленность жизни 103,83 80,00 90,00 0,0001
2. Цели в жизни 32,54 23,13 100,50 0,0001
3. Процесс жизни 31,79 23,88 113,00 0,0001
4. Результативность жизни 26,04 18,92 93,50 0,0001
5. Локус контроль - Я 21,29 16,71 128,50 0,0010
6. Локус контроль - жизнь 30,00 21,50 68,50 0,0001
Составлено авторами
Подростки, социализирующиеся в семье, - более целеустремленные молодые люди, в сравнении с испытуемыми, воспитывавшимися в государственных учреждениях интернатного типа. Жизнь им представляется вполне осмысленной и целеустремленной. Сироты, воспитывающиеся в государственных учреждениях, преимущественно, живут одним днем, не заботясь о завтрашнем или даже вообще как бы игнорируя течение времени. Такую суженую перспективу у детей-сирот А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых рассматривают как показатель неблагополучия в развитии личности [9].
Средние значения показателей Процесс жизни и Результативность» свидетельствует об удовлетворенности своей жизнью в настоящем у испытуемых, социализирующихся в семье. Они воспринимают сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный, продуктивный и наполненный смыслом. Сироты, воспитывающиеся в госучреждениях, признают неудовлетворенность своей жизнью в настоящем. Сопоставляя смысложизненные ориентации двух групп подростков, следует отметить удовлетворенность подростков, воспитывающихся в семье настоящим и их ориентированность в будущее, наличие целей; в то время как их сверстникам, социализирующимся в интернатах, свойственно быть неудовлетворенными настоящим положением вещей и неготовностью структурировать своё будущее.
Значения показателя «локус контроля - Я» показывают, что сироты, социализирующиеся в семье, видят себя достаточно сильной личностью, обладающей свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своим целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы по этой же характеристике у подростков из государственных учреждений, говорят об их неверии в свои собственные силы неспособности контролировать события собственной жизни. Согласно данным Митиной Л.М., прокрастинация ведёт к искажениям самодетерминации в личностном и профессиональном самоопределении и формированию различных форм личностной беспомощности, что требует от образовательных учреждений, принимающих сирот, создания специфической воспитательной среды для предотвращения и коррекции выученной беспомощности сирот [10].
Показатели шкалы «локус контроля - жизнь» свидетельствуют о фатализме, убежденности в том, что жизнь человека неподвластна контролю, для сирот, воспитывающихся в госучреждениях интернатного типа. Все испытуемые этой группы выразили желание построить свою жизнь иначе. При этом большинство ребят, социализирующихся в приемной семье, хотели бы прожить жизнь также как сейчас. Они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
В целом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о более высоких показателях психологического благополучия юношей, социализирующихся в приемных семьях. Юноши, социализирующиеся в государственных учреждениях, имеют сниженный
уровень жизнестойкости, самопринятия, стремления к осуществлению задуманного, менее позитивные отношения с окружающими, неудовлетворенность собой.
Представленные особенности психологического благополучия обследованных подростков указывают на необходимость построения специфической развивающей психическое благополучие среды не только в государственных учреждениях интернатного типа, но в том числе и разработки особой системы психолого-педагогической поддержки замещающей семьи в формировании таких взаимоотношений между ее членами, которые смогут оказать восстанавливающее воздействие на восприятие ребенком себя, значимых людей, жизни и мира в целом. Психологическое благополучие подростка выступает фундаментом формирования новых качественных социальных связей, успешного обучения и полноценной социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. 2016. № 2(26). С. 77-85. DOI: 10.17072/2078-7898/20162-77-85.
2. Данилова М.В., Рыкман Л.В. Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 40-50. DOI: 10.17759/pse.2018230505.
3. Шульга, Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование 2013. №2. С. 203-213.
4. Лакреева А.В., Хомутова М.В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка [Электронный ресурс]. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2016. Т.24. С. 135-140. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». URL: http://e-koncept.ru/2016/56426.htm (дата обращения: 27.07.2020).
5. Дерманова И.Б. Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 50-60.
6. Идобаева О.А., Подольский А.И. Пути повышения психоэмоционального благополучия современных подростков // Психология и психотехника. 2010. № 6. C. 72-78.
7. Устинова Н. А. Проблема эмоционального благополучия личности // Личность в современном мире. Сборник научных статей. Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии / Отв. ред. Валиев Р.А. Екатеринбург, 2016. С. 223-231.
8. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
9. Прихожан, А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
10. Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 90-100. DOI: 10.17759/pse.2020250308.
https:// mir-nauki. com
Makhmutova Roza Kaschifovna
Udmurt state university, Izhevsk, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1247-6391
RiriHova Marina Kiramovna
Udmurt state university, Izhevsk, Russia E-mail: [email protected]
Psychological well-being of adolescents from foster families
Abstract. The author presents the results of an empirical comparison of the structure of psychological well-being of orphans socializing in the family and in a state institution. An adapted version of the questionnaire "The scales of psychological well-being" by C. Ryff; adapted questionnaire Hardiness Survey by S. Muddy; test of meaningful orientations by D.A. Leontiev were used. Statistical processing of the results in two groups of respondents showed significantly higher values of the following indicators: "Positive relationships with others", "Environmental mastery", "Personal growth", "Purpose in life" and "Self-acceptance" in the group of adolescents socializing in a foster family. According to the most pronounced average indicators, the basis of the subjective well-being of adolescents who are brought up in a foster family is the ability to develop and achieve goals, maintaining positive relations with the environment. The difference between self-satisfaction and the real life of adolescents who are socializing in a boarding school is largely in the ability to be independent and self-sufficient. Lower rates of viability of teenagers socializing in public institutions, include low involvement, reduced level of control and risk taking. In general, the results of this research allow us to speak about higher indicators of psychological well-being of young men who socialize in foster families. Adolescents who socialize in public institutions have a reduced level of vitality, self-acceptance, the desire to implement their plans, less positive relations with others, and dissatisfaction with themselves. The revealed features of the psychological well-being of the examined adolescents indicate the need to build a specific environment that develops mental well-being, not only in state boarding institutions. It is also necessary to develop a special system of psychological and pedagogical support for the foster family in the development of such relationships between its members that can have a restorative effect on the child's perception of himself, significant people, life and the world in general.
Keywords: resilience; boarding school; personal growth and development; psychological well-being; socialization; foster family; orphans; self-acceptance; life-meaning orientations
60PSMN420