Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С МОЛОДЕЖНЫМИ ВОЛОНТЁРСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ'

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С МОЛОДЕЖНЫМИ ВОЛОНТЁРСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское воспитание / молодежные общественные объединения / образовательная организация / взаимодействие педагогов и молодежных общественных объединений / готовность к взаимодействию / компоненты готовности / civic education / youth public associations / educational organization / interaction between teachers and youth public associations / readiness for interaction / components of readiness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаев Руслан Пашаевич, Давыдова Людмила Николаевна, Хазова Снежана Александровна

В статье представлены основные аспекты гражданского воспитания учащихся во взаимодействии образовательной организации и молодежного объединения. Показано, что, образовательная организация и молодежное общественное объединение выполняют важную роль в гражданском воспитании, а от готовности педагога к взаимодействию этих социальных институтов зависят результаты воспитательной работы. Целью написания статьи является выявление особенностей готовности педагогов общеобразовательных организаций к осуществлению взаимодействия с молодежными объединениями в процессе гражданского воспитания учащихся. Анализ теоретических исследований по заявленной теме и нормативных документов осуществления гражданского воспитания учащихся показал, что гражданское воспитание осуществляется во взаимодействии различных социальных институтов через приобретение специальных знаний, опыта гражданских действий, создание условий для развития гражданских инициатив. В работе представлены результаты опроса педагогов об их готовности ко взаимодействию с молодежными объединениями. Установлено, что педагоги не в полной мере осознают цели и содержание такого взаимодействия. Мотивы взаимодействия носят разный характер, а освоение процессуально-деятельностных компонентов не в полной мере отражает потенциал взаимодействия в вопросах гражданского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаев Руслан Пашаевич, Давыдова Людмила Николаевна, Хазова Снежана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the main aspects of civic education of students in the interaction of an educational organization and a youth association. It is shown that an educational organization and a youth public association play an important role in civic education, and the results of educational work depend on the teacher’s readiness to interact with these social institutions. The purpose of writing this article is to identify the characteristics of the readiness of teachers of general education organizations to interact with youth associations in the process of civic education of students. An analysis of theoretical research on the stated topic and regulatory documents for the implementation of civic education for students showed that civic education is carried out in the interaction of various social institutions through the acquisition of special knowledge, experience of civic actions, and the creation of conditions for the development of civic initiatives. The paper presents the results of a survey of teachers about their readiness to interact with youth associations. It has been established that teachers are not fully aware of the goals and content of such interaction. The motives for interaction are of a different nature, and the development of procedural and activity components does not fully reflect the potential of interaction in matters of civic education.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С МОЛОДЕЖНЫМИ ВОЛОНТЁРСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Педагогика

УДК 378

аспирант кафедры общей педагогики и образовательных технологий Абдуллаев Руслан Пашаевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогических практик и сервисных индустрий Давыдова Людмила Николаевна

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева» (г. Астрахань); доктор педагогических наук, профессор Хазова Снежана Александровна Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С МОЛОДЕЖНЫМИ ВОЛОНТЁРСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье представлены основные аспекты гражданского воспитания учащихся во взаимодействии образовательной организации и молодежного объединения. Показано, что, образовательная организация и молодежное общественное объединение выполняют важную роль в гражданском воспитании, а от готовности педагога к взаимодействию этих социальных институтов зависят результаты воспитательной работы. Целью написания статьи является выявление особенностей готовности педагогов общеобразовательных организаций к осуществлению взаимодействия с молодежными объединениями в процессе гражданского воспитания учащихся. Анализ теоретических исследований по заявленной теме и нормативных документов осуществления гражданского воспитания учащихся показал, что гражданское воспитание осуществляется во взаимодействии различных социальных институтов через приобретение специальных знаний, опыта гражданских действий, создание условий для развития гражданских инициатив. В работе представлены результаты опроса педагогов об их готовности ко взаимодействию с молодежными объединениями. Установлено, что педагоги не в полной мере осознают цели и содержание такого взаимодействия. Мотивы взаимодействия носят разный характер, а освоение процессуально-деятельностных компонентов не в полной мере отражает потенциал взаимодействия в вопросах гражданского воспитания.

Ключевые слова: гражданское воспитание, молодежные общественные объединения, образовательная организация, взаимодействие педагогов и молодежных общественных объединений, готовность к взаимодействию, компоненты готовности.

Annotation. The article presents the main aspects of civic education of students in the interaction of an educational organization and a youth association. It is shown that an educational organization and a youth public association play an important role in civic education, and the results of educational work depend on the teacher's readiness to interact with these social institutions. The purpose of writing this article is to identify the characteristics of the readiness of teachers of general education organizations to interact with youth associations in the process of civic education of students. An analysis of theoretical research on the stated topic and regulatory documents for the implementation of civic education for students showed that civic education is carried out in the interaction of various social institutions through the acquisition of special knowledge, experience of civic actions, and the creation of conditions for the development of civic initiatives. The paper presents the results of a survey of teachers about their readiness to interact with youth associations. It has been established that teachers are not fully aware of the goals and content of such interaction. The motives for interaction are of a different nature, and the development of procedural and activity components does not fully reflect the potential of interaction in matters of civic education.

Key words: civic education, youth public associations, educational organization, interaction between teachers and youth public associations, readiness for interaction, components of readiness.

Введение. В научно-педагогической литературе последних пяти лет большое внимание уделяется поиску средств и форм, технологических алгоритмов работы образовательной организации с молодежью, обеспечивающих формирование у учащихся гражданских качеств [1; 4 и др.]. В то же время педагогических решений, которые могут решить вопросы гражданского воспитания на необходимом для общества уровне, не найдено.

Образовательные организации как во внутрикорпоративном взаимодействии участников образовательного процесса, так и во внешнем взаимодействии с социальными институтами, декларируют совместную работу с «общественными объединениями», «студенческими объединениями», «объединениями школьников», «органами ученического (студенческого) самоуправления». Многообразие структур, создающихся молодежными сообществами, связано с разнообразием факторов структуры и функций: возраста их участников; интересов и целей; степени самостоятельности, социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки; вовлеченности объединения в образовательные, социальные и культурные процессы; численности объединения; постоянства или сменности состава; содержания деятельности и др.

В такой ситуации для образовательной организации, реализующей взаимодействие с молодежными объединениями, возникает необходимость определить наиболее целесообразные формы взаимодействия и наиболее перспективные для этого виды молодежных объединений. Кроме того, готовность педагогов к организации и реализации гражданского воспитания во взаимодействии с молодежной общественной организацией во многом определяет продуктивность как взаимодействия, так и воспитательного процесса [5; 6].

Целью статьи является выявление особенностей готовности педагогов общеобразовательных организаций к осуществлению взаимодействия с молодежными объединениями в процессе гражданского воспитания учащихся.

Изложение основного материала статьи. Гражданское воспитание рассматривается в отечественной педагогике в качестве относительно самостоятельной области нравственного воспитания. При этом гражданское воспитание реализуется образовательной организацией, главным образом, во внеурочной работе, средствами дополнительного образования, в работе общественных объединений [1; 4; 5]. По этой причине роль молодежных общественных организаций становится одной из центральных. В то же время возникает ряд организационно-педагогических рассогласований в работе педагогов и общественных организаций. Рассмотрим их.

На педагогов возлагается профессиональная обязанность осуществлять гражданское воспитание учащихся. Так, Письмо Министерства просвещения РФ от 18 июля 2022 г. N АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания» [3] дает пояснение, о содержании и целях гражданского воспитания. В документе обозначен продукт

гражданского воспитания (гражданская идентичность, принадлежность к общности граждан страны) и показаны его отличительные черты (уважение к правам свободам, обязанностям, проявлении правовой и политической культуры). В исследованиях Л.Р. Саитовой [5] обосновано, что именно система образования должна формировать в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. Для достижения этих целей, по мнению автора, в образовании необходимо:

- вооружить обучающихся знаниями основ русской и мировой культуры, сформировать мотивацию к культурному саморазвитию;

- развить у учащихся историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства;

- сформировать национальное самосознание;

- заложить патриотические основы мировосприятия;

- способствовать формированию толерантности.

Нужно признать, что данный перечень отражает только необходимые результаты гражданского воспитания, а именно когнитивные и эмоционально-ценностные компоненты. В отсутствии деятельностной составляющей гражданственности перечисленные свойства рискуют быть только произносимыми лозунгами. Следует отметить, что в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегии) гражданское воспитание обозначено как одно из приоритетных в системе воспитательной работы [6]. Согласно Стратегии, гражданское воспитание аккумулирует в

- создание условий формирования активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

- развитие культуры межнационального общения;

- формирования интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

- проявления уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

- развития правовой и политической культуры, расширения участия в принятии решений в социальных взаимодействиях, в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- развитие ответственности, коллективизма и социальной солидарности в детской среде;

- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

- программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей.

Первые четыре направления работы могут быть охарактеризованы, как работа по формированию культуры межэтнических отношений. Следующее за ним два направления - обеспечивают активность в социальных взаимоотношениях (самоорганизация, самоуправление). Для нашего общества, столкнувшегося с рисками экстремизма и терроризма в течение последних 10-15 лет, возрастает актуальность педагогической работы по их профилактике. Вместе с тем, в представленном перечне в явном дефиците находятся механизмы реализации гражданского воспитания. Это обстоятельство мы объясняем, такой интенсивностью социальных изменений, в которых теоретическое осмысление и методические разработки не успевают реализовать в полной мере социальные запросы на воспитание.

Обращение к педагогическому ресурсу молодежных общественных объединений в отечественной ретроспективе многократно помогало реализовать задачи гражданского воспитания подрастающего поколения. Как отмечает Б.Р. Рахматулина [4], особенно данный аспект гражданского воспитания может быть реализован в волонтёрских молодёжных объединениях. В настоящее время, при обилии разных по целям, содержанию, формам работы молодежных объединений, теоретически возможно большинству старшеклассников предложить привлекательные для них и значимые для общества, а также процесса гражданского воспитания, площадки для обогащения социального опыта и гражданской активности.

Молодежное общественное объединение, в соответствии с нормативно-правовой базой Российской Федерации, представляет собой частный случай общественного объединения - объединение граждан [2], которое формирует выборные органы для организации и осуществления своей деятельности [7].

В то же время молодежное общественное объединение, хотя, как правило, ставит задачи привлечение новых участников и их гражданское воспитание, тем не менее, в осуществлении воспитательной работе сталкивается с рядом затруднений. В частности, руководители и лидеры молодежных общественных объединений сосредоточены на получении социального эффекта, видимого результата работы объединения. Вопросы диагностики личности молодого человека, целенаправленная работа с его знаниями и ценностно-мотивационными установками не занимает центрального места в работе. Планирование работы молодежного объединения преимущественно связано с высказанными гражданскими инициативами, а не со стимулированием социальной активности каждого [1]. Иными словами, реализация продуктивного гражданского воспитания молодежи требует организации систематического взаимодействия образовательной организации и молодежного общественного объединения.

Для оценки готовности педагогов к такой работе были проведены диагностические обследования педагогов городских школ. В качестве критериев готовности педагогов ко взаимодействию были избраны когнитивный (наличие знаний о целях, содержании и формах взаимодействия), мотивационные (какие мотивы педагог рассматривает в качестве стимулов к организации взаимодействия), процессуально-деятельностный (какие конкретно действия предпринимаются для организации взаимодействия), рефлексивный (как отслеживается продуктивность взаимодействия и какие планируются действия по развитию взаимодействия). Были проведены опросы 132 педагогов общеобразовательных школ (из них 14 - представители администрации образовательной организации).

На вопрос о наличии взаимодействия с молодежными общественными объединениями все педагоги дали положительный ответ. Учителя отмечали, что взаимодействие с общественными объединениями они считают одним из самых эффективных и самых очевидных механизмов гражданского воспитания юношества. Педагогов привлекает в данном взаимодействии то, что у молодежных объединений существует последовательный план гражданских акций. Молодежные объединения активно взаимодействуют с администрацией муниципалитетов, общественными объединениями взрослых, ресурсными центрами, партиями, руководителями различных предприятий. Это создает благоприятные условия для вовлечения юношества в реально значимые социальные действия. Из 132 педагогов 28 (21,21% от общего числа) отметили, что в ситуации постоянного взаимодействия школы и объединения учащиеся получили возможность проявить свои лидерские качества.

На вопрос о целях взаимодействия с молодежным общественным объединением большинство педагогов (81 человек -61,36%) указывали «гражданское воспитание» и «выполнение социально-полезной деятельности». Только 13 человек (9,85%) могли дать развернутый ответ о целях взаимодействия - развитие социального опыта, обогащение гражданских знаний, освоение гражданского поведения и др.

34 педагога (25,76%) развернуто описывают содержание работы старшеклассников в молодежном объединении, могут указать, что делали в прошлом году, что планируется в ближайшие полгода, знают, с какими предложениями выступали школьники, какие предложения были приняты и т.п. Основная часть педагогов (более половины опрошенных) предпочитает организовывать работу школьников преимущественно по запросу общественной организации (что-либо сделать, принять участие в акции, выполнить задание и др.). Для того, чтобы минимально отвлекать старшеклассников от обучения организовывают участие в социально-полезной деятельности на основе чередования участников.

Таким образом, отличительной чертой взаимодействия педагогов с молодежными общественными объединениями являются прагматические установки: упростить свои обязанности по планированию, организации и воспитания и следовать за планами и программой работы объединения.

Мотивы взаимодействия педагогов с молодежными общественными объединениями можно условно назвать внутренними (собственными) и внешними (предложенные руководством школы или муниципалитета и принятые педагогом в качестве руководства к своей работе). Нужно признать, что педагогам было трудно различить происхождение мотива. В преобладающем большинстве (96 из 132 педагогов) учителя сами высказали пожелание осуществлять гражданское воспитание школьников вместе с объединением или охотно приняли соответствующее предложение.

В молодежном объединении педагоги видят союзника, помощника, партнера с готовыми кейсами заданий и материалов к работе. По мнению учителей это может значительно облегчить их работу и дать положительный воспитательный эффект одновременно (84 педагога - 63,6%) Самой многочисленной группой были учителя, которые осознают значимость молодежных объединений и понимают их роль в гражданском воспитании (90,9% педагогов). Самой малочисленной (9,1% педагогов) выполняют совместную работу с молодежными объединениями по гражданскому воспитанию школьников в силу того, что так рекомендовано руководством.

На вопросы о том, какие действия педагоги предпринимают для организации взаимодействия с молодежными объединениями, были получены несколько групп ответов. Первую группу составляют педагоги (48 человек - 36,36%), которые считают, что в молодежном объединении все необходимые действия уже предусмотрены и роль учителя сводится к тому, чтобы учащихся организовано «подключить» к спланированной работе. Учителя готовы присутствовать на значительной части встреч с лидерами молодёжного волонтёрского объединения, помогать организовать тех или иные действия или акции, но сами не проявляют ни интереса, ни инициативы.

Вторую группу составляют педагоги, которые самостоятельно мотивировали учащихся ко взаимодействию с молодежными волонтенрскими объединениями, самостоятельно провели предварительные встречи с лидерами, помогали учащимся определиться со своей ролью и степенью участия в объединении. Эти учителя охотно участвуют во всех встречах, дают советы, делятся своим опытом (в том числе и из своего детства). Не смотря на малочисленность группы (28 человек - 21,21%) педагоги этой группы играют большую роль во взаимодействии. Так они отмечают, что многие формы гражданской активности являются прямым продолжением традиций гражданского поведения молодежи нашей страны в разные годы. По мнению педагогов, преемственность и развитие традиций гражданственности являются важной часть жизни общества, положительно влияют на самоотношение старшеклассников к себе и на их гражданскую активность.

Третья, самая многочисленная группа (56 человек - 42,42%) интересуется гражданскими действия школьников, которые те осваивают во взаимодействия с молодежными объединениями, но сами педагоги затрудняются предпринимать активные действия, не считают нужным корректировать планирование или степень участия. Эту группу отличает неопределенность в отношении собственной потребности развивать взаимодействие. С одной стороны, они позитивно относятся к гражданскому воспитанию школьников с участием молодежных объединений. С другой стороны, дополнительные усилия на фоне относительного формального благополучия в воспитательной работе педагоги предпринимать не стремятся.

Выводы. Таким образом, в отношении процессуально-деятельностного критерия готовности педагогов ко взаимодействию с молодежными общественными объединениями можно утверждать, что большинство избирает следование существующим программам и планам работы и оказание помощи в организации встреч лидеров объединения и учащихся.

Выводы о готовности педагогов к взаимодействию с молодежными общественными объединениями в процессе гражданского воспитания могут быть определены следующим образом. Успешность гражданского воспитания старшеклассников во многом определяется качеством взаимодействия школы и общественных объединений как социальных институтов. Каждый из этих институтов вносит вклад, которой невозможно заменить другим. Образовательная организация призвана осуществлять гражданское воспитание на научно-педагогической основе, а молодежное общественное объединение создает условия для формирования опыта гражданской активности и развития молодежных гражданских инициатив.

Установлено, что педагоги не в полной мере могут использовать взаимодействие с молодежными объединениями в силу того, что цели и мотивы взаимодействия нередко воспринимаются ими как возможность редуцировать некоторые функции и приобрести помощников в работе в виде лидеров молодежных объединений. Кроме того, педагоги не всегда знают полностью педагогический потенциал объединений и не всегда могут определить содержание, формы и конкретные действия такого взаимодействия.

С учетом высокого запроса социума на совершенствование гражданского воспитания молодежи необходимо обеспечить готовность педагогов к данному направлению работы.

Литература:

1. Гревцева, Г.Я. Гражданское воспитание детей и подростков в учреждениях социальной сферы / Г.Я. Гревцева, Т.П. Скребцова. - Челябинск, 2021. - 243 с.

2. Конституция Российской Федерации. - URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (Дата обращения: 05.08.2023)

3. Письмо Министерства просвещения РФ от 18 июля 2022 г. N АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания». - URL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://43edu.ru/upload/iblock/d06/2fum5al876yh55r9vbaxkf50jc8275x4/pismo-Minprosveshcheniya-Rossii.pdf (дата обращения: 09.08.2023)

4. Рахматулина, Б.Р. Модель процесса формирования гражданственности подростков в добровольческой (волонтёрской) трудовой бригаде / Б.Р. Рахматулина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2017. - Вып. 1. - С. 69-74

5. Саитова, Л.Р. Школа как центр гражданско-правового образования / Л.Р. Саитова // Гуманистическое наследие в культуре и образовании: материалы X Международной научно-практической конференции 10 декабря 2015 г. - Уфа: Издательство БГПУ, 2015. - 332 с.

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0trFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 10.08.2023)

7. Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях». - URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/eeb3c618alf52e25c73bf385355cc9f9clfa2cbc/ (Дата обращения: 20.08.2023)

Педагогика

УДК 372.893

кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Любовь Николаевна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

К ВОПРОСУ О СИНХРОНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. Одной из задач обучения истории в современной школе, в соответствии с нормативными документами, является изучение региональной истории. Недостаточное количество часов на изучение учебного предмета поднимает вопрос о синхронизации отечественной и региональной истории. Поиск путей и методов синхронизации истории нашел отражение в немногочисленной методической литературе. Разные варианты изучения региональной истории в школе ставят на повестку дня исследование их в зависимости от цели и содержания. В статье рассматриваются некоторые варианты возможной синхронизации отечественной и региональной истории. Синхронизация курсов может осуществляться не только по содержанию, но и формированию у обучающихся учебных действий. Значительная роль в синхронизации курсов истории отводится проектной деятельности. Синхронизация курсов истории может осуществлять и во внеурочной деятельности. Отмечаются варианты решения вопроса, связанные с оказанием методической помощи учителю истории. Отсутствие ресурсов, в которых было бы возможно быстро и удобно подобрать необходимый исторический материал, является существенным затруднением в преподавании истории регионов и синхронизации с курсом отечественной истории.

Ключевые слова: отечественная история, региональная история, синхронизация, обучающиеся, цели, методические приемы, формы, урок, внеурочная деятельность.

Annotation. One of the tasks of teaching history in a modern school, in accordance with regulatory documents, is the study of regional history. The insufficient number of hours for studying a subject raises the question of the synchronization of national and regional history. The search for ways and methods of synchronizing history is reflected in the few methodological literature. Different options for studying regional history at school put on the agenda the study of them, depending on the purpose and content. The article discusses some options for the possible synchronization of national and regional history. Synchronization of courses can be carried out not only in terms of content, but also in the formation of learning activities among students. A significant role in the synchronization of history courses is assigned to project activities. Synchronization of history courses can also be carried out in extracurricular activities. Options for resolving the issue related to the provision of methodological assistance to a history teacher are noted. The lack of resources in which it would be possible to quickly and conveniently select the necessary historical material is a significant difficulty in teaching the history of the regions and synchronizing with the course of national history.

Key words: national history, regional history, synchronization, students, goals, teaching methods, forms, lesson, extracurricular activities.

Введение. Современной тенденцией образовательной политики страны является изучение региональных исторических особенностей народов России, стремление побуждать обучающихся к изучению исторического и социального наследия страны, а также формирование у учащихся патриотизма, здорового осознания своей социальной и национальной идентичности и понимания истории всего государства как истории его отдельных территорий.

Для достижения поставленных государством задач школам необходимо использовать материалы региональной истории в курсе истории России, а включение такого материала, выступающего в роли вспомогательного на основных уроках, требует очень грамотной синхронизации.

С появлением обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в 2021 году перед учителями, преподающими учебный предмет «История», встал ряд проблем, которые требуют тщательного научного и практического исследования. Среди них не новая, но насущная проблема -изучение региональной истории.

Изучение региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития многонационального государства, личности, идентификации обучающихся. В соответствующих документах четко говорится о том, что «...Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной» [1].

В «Концепции преподавания курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы» (Концепция) выделена одна из методологических основ курса, то есть отечественная история представляется в виде сочетания истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории (истории родного села, города) [1].

Методистам и учителям по истории необходимо решить задачу не только отбора содержания курса региональной, локальной истории, но и синхронизации всех курсов, создания и систематизации средств обучения.

Изложение основного материала статьи. Вопрос о том, какое место и роль должна играть региональная история в системе исторического образования страны рассматривался неоднократно. Анализ публикаций, обобщение опыты преподавания свидетельствует о разном подходе к изучению региональной истории в школе.

В некоторых субъектах РФ - это были курсы, которые изучались параллельно основному курсу истории, в других, становились частью содержания отдельных тем. По мнению некоторых исследователей, трудности включения региональной истории в школьный образовательный процесс после принятия стандартов второго поколения, Концепции преподавания истории связаны с несогласованностью нормативно-концептуальных актов федерального уровня и региональных документов [3].

На современном этапе сохранилось три варианта преподавания региональной истории в школе. Первый - изучение отдельных курсов по истории региона, например, История Курской области, История и культура Горного Алтая, Истории Татарстана, История Сибири и др. Другой вариант - использование регионального материала в соответствии с корректировкой тематического планирования в курсе отечественной истории для конкретизации и выявления общего и особенного в развитии регионов. Возможно - это будет выделение в тематическом планировании, а затем проведение специального урока по истории региона того или иного периода. В соответствии с Федеральной рабочей программой по истории в конце каждого большого раздела или курса выделена тема «Наш край...» в соответствующий период. Далее в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.