Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК ПРОДУКТ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИУМЕ И РОЛЬ КАФЕДР ПЕДАГОГИКИ В ЭТИХ УСЛОВИЯХ'

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК ПРОДУКТ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИУМЕ И РОЛЬ КАФЕДР ПЕДАГОГИКИ В ЭТИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежные субкультуры / социокультурное взаимодействие / педагогическое образование / кафедры педагогики / неформальные молодежные объединения / youth subcultures / socio-cultural interaction / pedagogical education / departments of pedagogy / informal youth associations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Н. Суртаева, О В. Ройтблат, Ж Б. Косицына

В статье рассматриваются вопросы о влиянии изменений социокультурной среды в молодежной субкультуре, неформальные объединения социального и асоциального характера. Ставится вопрос о необходимости изменения педагогической подготовки кадров для организации воспитательной работы в условиях колоссальных изменений социума, обозначаются задачи кафедр педагогики в актуализации преобразований воспитательной деятельности в сфере высшего педагогического образования, а также введение в действие новых федеральных образовательных стандартов высшего образования и их методического сопровождения в области воспитания молодежи. В заключении сделан вывод о необходимости усиления культурологической составляющей в профессиональной подготовке педагогов в вузе, усиления воспитательной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH SUBCULTURES AS A PRODUCT OF MANIFESTATION OF NATURE OF SOCIO-CULTURAL INTERACTION IN SOCIETY AND THE ROLE OF THE DEPARTMENTS OF PEDAGOGY IN THESE CONDITIONS

The article discusses the impact of changes in the socio-cultural environment in the youth subculture, informal associations of a social and antisocial nature. The question is raised about the need to change the pedagogical training of personnel for the organization of educational work in conditions of colossal changes in society, the tasks of the departments of pedagogy in actualizing the transformations of educational activities in the field of higher pedagogical education, as well as the introduction of new federal educational standards of higher education and their methodological support in the field of youth education. It is concluded that it is necessary to strengthen the cultural component in the professional training of teachers at the university, to strengthen the educational component.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК ПРОДУКТ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИУМЕ И РОЛЬ КАФЕДР ПЕДАГОГИКИ В ЭТИХ УСЛОВИЯХ»

УДК 378

Surtayeva N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Eeducation and Socialization, Institute of Pedagogy, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

Roitblat O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector of Tyumen Regional State Institute for the Development of Regional Education (Tyumen, Russia), E-mail info@togirro.ru

Hositsyna J.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and History of Pedagogy, Institute of Education, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: krasney@mail.ru

YOUTH SUBCULTURES AS A PRODUCT OF MANIFESTATION OF NATURE OF SOCIO-CULTURAL INTERACTION IN SOCIETY AND THE ROLE OF THE DEPARTMENTS OF PEDAGOGY IN THESE CONDITIONS. The article discusses the impact of changes in the socio-cultural environment in the youth subculture, informal associations of a social and antisocial nature. The question is raised about the need to change the pedagogical training of personnel for the organization of educational work in conditions of colossal changes in society, the tasks of the departments of pedagogy in actualizing the transformations of educational activities in the field of higher pedagogical education, as well as the introduction of new federal educational standards of higher education and their methodological support in the field of youth education. It is concluded that it is necessary to strengthen the cultural component in the professional training of teachers at the university, to strengthen the educational component.

Key words: youth subcultures, socio-cultural interaction, pedagogical education, departments of pedagogy, informal youth associations.

Н.Н. Суртаееа, д-р пед. наук, проф., институт педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

О.В. Ройтбпат, д-р пед. наук, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, г. Тюмень, E-mail info@togirro.ru

Ж.Б. Косицына, канд. пед. наук, доц., институт педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: krasney@mail.ru

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК ПРОДУКТ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИУМЕ И РОЛЬ КАФЕДР ПЕДАГОГИКИ В ЭТИХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются вопросы о влиянии изменений социокультурной среды в молодежной субкультуре, неформальные объединения социального и асоциального характера. Ставится вопрос о необходимости изменения педагогической подготовки кадров для организации воспитательной работы в условиях колоссальных изменений социума, обозначаются задачи кафедр педагогики в актуализации преобразований воспитательной деятельности в сфере высшего педагогического образования, а также введение в действие новых федеральных образовательных стандартов высшего образования и их методического сопровождения в области воспитания молодежи. В заключении сделан вывод о необходимости усиления культурологической составляющей в профессиональной подготовке педагогов в вузе, усиления воспитательной составляющей.

Ключевые слова: молодежные субкультуры, социокультурное взаимодействие, педагогическое образование, кафедры педагогики, неформальные молодежные объединения.

Актуальность темы данной статьи обусловлена условиями жизни в современном мире, с постоянно меняющейся социокультурной установкой, требующей от человека освоения и новых компетенций, дефицит которых ощущается в связи с проблемами адаптации ко всему новому, ранее неизвестному. Современный социум предъявляет новые требования к повышенной мобильности, гибкости, умению спокойно реагировать на множество перемен, наступающих слишком быстро, чтобы иметь возможность рефлексии происходящих событий, что детерминирует цель данной статьи: выявление роли кафедр педагогики как инструмента воспитания новых качеств педагогов, готовых и способных к взаимодействию с представителями новых молодежных субкультур. Достижение поставленной цели делает необходимым решение следующих задач:

- выявить специфику содержания понятий «социокультурное пространство», «социокультурное взаимодействие» и их влияние на особенности подготовки педагогов на текущем этапе;

- раскрыть культурологическое значение педагогической профессии и роль кафедр педагогики;

- осмыслить вопросы неформальных молодежных объединений в процессе подготовки педагогических кадров.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании роли и значения кафедр педагогики в вузах как инструмента актуализации преобразований воспитательной деятельности в сфере высшего педагогического образования в условиях современной социокультурной ситуации. Практическая значимость исследования связана с результатами, полученными в ходе изучения степени готовности и знакомства педагогов с современными молодежными субкультурами; как следствие - разработкой разнообразных курсов и технологий их освоения, направленных на обеспечение возможности изучения молодежных субкультур.

Научная новизна данной работы обусловлена утверждением необходимости усиления культурологической и воспитательной составляющей в профессиональной подготовке педагогов в вузе, формулировкой особенностей культурной парадигмы, являющейся основной построения различных специализированных курсов для решения воспитательных задач.

Выйдя на первое место, свобода обрушила на человека со всем позитивом различные негативные социальные проявления (социальный кризис, социальная девиация, социальная неудовлетворенность, социальное расслоение и т.д.). Затруднения человека в процессе социализации в условиях об-

новленного потока характера социального взаимодействия приводят, нередко к вовлечению его в различные социальные группы, группировки, создают предпосылки его как социальных, так и химических форм зависимости мешая социальной интеграции. Справедливо отмечает А.С. Запесоцкий, что процесс становления личности представляет собой социальную и индивидуальную интеграцию, в основе которой находятся ценности, смыслы и определенные жизненные стратегии [1]. Проблема научиться оставаться собой, несмотря на перемены окружающей действительности, от решения которой зависит исключение вовлечения человека в какие-то асоциальные формы зависимости. Сохранение здоровья, как соматического, психологического, так и социального обостряют в педагогике изучение возможностей персонифицированного подхода в условиях изменяющегося социокультурного взаимодействия. П. Сорокин, исследуя социальное взаимодействие, полагает, что социокультурность включает в себя личность, общество и культуру. Каждая составляющая имеет общественное значение и взаимодействие [2]. Мы рассматриваем социокультурное пространство с позиции временных изменений и способности оказывать влияние на мир ребенка. Исследователи проблемы социокультурного взаимодействия. С.В. Косаревская, Н.Ю. Синягина отмечают, что не все педагогическое сообщество по разным причинам считают возможным не иметь отношение к процессам воспитания при обучении [3]. Они же утверждают, что причиной данной позиции является потеря норм и требований в этическом и моральном контекстах. В подобной ситуации подростки сами выбирают себе «воспитателей». Вопрос состоит в том, в какую группу сверстников подросток попадает. Эти обстоятельства остро обозначают проблемы педагогического характера, в частности проблемы, касающиеся подготовки педагогических кадров, которые могли бы оказывать помощь и поддержку детям в случаях социального манипулирования, влияния информации провокационного характера, вовлечения детей в объединения асоциального характера, помогать ребенку в условиях массового изменения детской субкультуры под воздействием меняющего социума, в котором зачастую нравственные основы не являются ориентиром в выстраивании собственного социального поведения, слабо помогают в социальной интеграции в меняющееся социокультурное пространство. В свое время Д.И. Менделеев, рассуждая на темы педагогического характера, писал, что к педагогике должно относиться только с позиции личной заинтересованности и неравнодушного отношения к воспитанникам [4]. Это утверждение не утратило значение и на современном этапе.

Биограф Д.И. Менделеева, А.А. Макареня, продолжая рассуждение на тему учительства на рубеже веков отмечал, что подготовка педагога в современных условиях является нравственной революцией, предполагающая перестройку основных сфер человеческой деятельности. Ведущей сферой в данном явлении является гуманитарная, опирающаяся на совет общественности или совет родителей [5].

Культурологическое, также мировоззренческое значение педагогической профессии, порой имеют большее значение, чем предметные знания, которые также важны, подтверждения мы находим во взглядах Д.И. Менделеева в третьем томе его сочинений. Педагогическая подготовка связана мировоззрением общефилософского плана, с одной стороны, и предметной подготовкой, с другой [4]. Созвучна этим рассуждениям точка зрения П.Ф. Каптерева при определении роли учителя в процессе саморазвития. Определяя роль учителя его значение в процессе саморазвития, он подчеркивает, что воспитание предусматривает соотношение процессов физической и общественной [6]. Развивая идеи индивидуальности, процесса индивидуализации в условиях социокультурной среды автор подчеркивает бесконечное разнообразие природных свойств человека и в связи с этим указывает на необходимость бесконечного разнообразия приемов и результатов воспитания с учетом внешней природы и человеческого общества. Как подчеркивает П.А. Флоренский, средой, питающей личность, является культура. В этой связи конкретные исторические условия, доминирующие в определенное время, меняют социокультурную среду [7].

Большая роль в подготовке кадров для системы образования, отводится кафедрам педагогики, которые наряду с организацией образовательного процесса в профессиональном образовании ведут огромную научно-исследовательскую деятельность (проектирование и прогнозирование и рефлексия эволюционного движения образовательных систем), также выполняют доминирующую ответственность за воспитательный аспект в подготовке педагогических кадров. В преддверии празднования 90-летия кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (которая в 2021 году отметила уже столетие) А.А. Макарерня справедливо рассуждал о том, какое место в жизни вуза занимает кафедра, при каких обстоятельствах ее роль является определяющим критерием разработанности научного направления с последующей апробацией полученных результатов в процессе обучения и воспитания [8].

Сегодня возникла проблема включения в образовательный процесс педагогических вузов цикла учебных дисциплин социально-воспитательного характера, в которых предусматривалось бы изучение практических аспектов работы с детьми в условиях негативного социального воздействия, в условиях вовлечения детей в различные неформальные объединения асоциального характера, разные субкультуры, возникла необходимость изучения дисциплин технологического характера, например технологии поддержки детей, подвергшихся различным аддиктивным формам зависимости, технологии противостояния вовлечению в молодежные социальные субкультуры, технологии работы с детьми в условиях провокационного информационного потока, технологии противодействия социальному манипулированию, технологии выстраивания собственной жизненной траектории и т.д. Важная роль здесь отводится кафедрам педагогики. В случае РГПУ им. А.И. Герцена кафедре воспитания и социализации и кафедре теории и истории педагогики института педагогики, одной из ведущих кафедр страны, представители, которой внесли существенный вклад в разработку различных направлений воспитания молодежи. Здесь можно назвать такие имена как: Ахаян Т.К., Богданова Р.У., Макареня А.А., Радина К.Д., Расчетина. Н.В., Седова С.А., Титова Е.В. и другие. Вопросы воспитания, культурная составляющая рассматривались и изучались через призму гуманистического, гуманитарного подходов (Батракова И.С., Гладких И.В., Тряпицына А.П., Роговцева А.С., Писарева С.А.) [9], которые повлияли на становление и развитие культурной парадигмы в образовании. К сожалению, время существенно изменило социокультурное пространство, возникло множество новых проблем, и старые читаются по-новому. Одной из таких проблем можно назвать детские субкультурные организации, показывающие характер взаимодействия молодежи с теми изменениями, которые происходят в социокультурном пространстве.

Несколько лет назад, эксперты Высшей школы экономики опубликовали результаты исследования молодежной среды, выяснили, что около 75% молодежи, принявших участие в опросе, включены в субкультурные группы. В качестве аутсайдеров молодежного движения были выявлены готы, эмо, панки. Высокая популярность данных субкультур пришлась на первое десятилетие XXI века. Сейчас вышли на первое место по полярности такие группы как: «винишки», «воркаутеры», «шмоты» и т.д. Это продукты результат влияния тех или иных тенденций социокультурной среды.

Взаимодействия молодежи, подростков разного возраста в современной научной литературе определяются неоднозначно. Подростковые направления называют и «городскими племенами», «неформалами», «клубами», «тусовками», что приводит к различию в подходах изучения взаимодействия молодежи. В настоящее время наиболее частыми понятиями являются: «неформальные молодежные объединения», молодежные субкультуры. Нами сделана небольшая подборка определений этих понятий в различных источниках.

«Неформальные молодежные объединения могут выступать в форме любительских инициативных групп. Их интересы могут быть достаточно разноплановыми от духовных до бытовых. Но при этом они нацелены на развитие и удовлетворение индивидуальных запросов [9; 10] Как правило, к неформальным объединениям относятся социальные группы с различной социальной направленностью [11].

А.С. Запесоцкий и А.П. Файн. [3; 12] анализируют процессы в современном социокультурном пространстве и отмечают, что можно наблюдать активность детской асоциальной субкультуры, в том числе, связанной с криминальным миром. которым руководят взрослые криминальные субъекты. Они заботятся о пополнении своих рядов и прилагают массу усилий для вовлечения подростков. Изучение изменений характера социокультурной среды, социального взаимодействия, социокультурного пространство, субкультуры определяют повышение мировоззренческой, культуросоставляющей роли педагога, а это поднимает планку значения педагогической культурологии в подготовке специалистов.

Справедливо отмечает А.А. Макареня, утверждая, что педагогическая культурология связана с исторической эпохой, ее главными составляющими в воспитательном аспекте: семья, государство, личность [12]. Педагогическая аналитика рождена педагогической культурологией. В процессе воспитания ребенка должны быть семья, среда, школа, общество, государство, мировая цивилизация, то есть тот онтогенез социума, который призван повторить исторический процесс развития основополагающих ценностей через родителей, учителей, наставников [12].

Педагогическая культурология должна сыграть лидирующую роль в реализации концепции ценностей в воспитании человека, роль которой увеличивается в условиях постоянных системных изменений социокультурной ситуации [11].

Именно изменения социокультурной ситуации на современном этапе, социальные проблемы пространства детства повлияли в настоящее время на принятие федерального законодательства в области образования и воспитания, которое делает ответственными педагогическое сообщество за воспитание молодежи, рекомендует организацию системы мер воспитательного характера во всех образовательных организациях для социальных педагогов, воспитателей, тьюторов и педагогов, среди которых не последнее место должно быть отведено культурной составляющей, что может сориентировать педагогическое сообщество на большую компетентность в области детских субкультур, неформальных молодежных объединений, как явлений современного социума.

Перечисленные обстоятельства привели нас к необходимости исследования данного аспекта. Мы решили посмотреть на проблемы воспитательного характера, связанные с неформальными молодежными объединениями в процессе подготовки педагогических кадров. Именно в этом ключе провели опрос педагогических кадров около ста человек различного возраста и педагогического стажа (от 3 лет до 25 лет педагогического стажа) с целью определить, готовы и знакомы ли педагоги с современными молодежными субкультурами и наблюдают ли они детей в своих образовательных организациях, вовлеченных в какие-либо молодежные субкультуры. Ответы, которые были получены нами в процессе применения методов анкетирования, наблюдения, бесед с педагогами подтвердили наше предположение о том, что необходимо в процессе подготовки педагогов уделять более весомое значение вопросам работы с детьми в измененяемых средах молодежных субкультур. Были составлены и предложены вопросы, связанные с молодежной субкультурой. При ответах на этот вопрос мы получили небольшой разброс мнений: 24% опрошенных называли от восьми до четырнадцати неформальных молодежных объединений, 48% рецензентов называют около пяти таких объединений и, естественно, знания об особенностях организации и поведении детей в этих объединениях представлены слабо. На вопрос: «Могли бы вы обозначить просоциальные субкультурные молодежные объединения?», мы получили такие ответы: - 83% назвали «РДШ»; 49% - «Наши»; 76% назвали волонтерские движения. На вопрос: «Знакомы ли вы с асоциальными молодежными субкультурными объединениями?» - 52% опрошенных назвали «готы», «металлисты» «зацепы», «эмо», «панки». На вопрос: «Владеете ли вы специальными технологиями работы с детьми, включенными в различные молодежные субкультурные объединения?», 71% педагогов ответили «недостаточно». При ответе на вопрос: «Стоит ли в содержание профессиональной подготовки педагога в вузе включать компоненты педагогической культурологии?», 34% назвали значимость курса «Изменения социального взаимодействия в современном социуме»; 24% отметили курс «Социально-педагогические технологии при работе с детьми из различных неформальных объединений», 17% - курс «Педагогическая культурология», 34% назвали курс «Современные проблемы воспитания и социализации» и т.д. Анализ ответов на вопросы анкеты, работающих педагогов в образовательных организациях дают нам основание утверждать о необходимости усиления культурологической составляющей в профессиональной подготовке педагогов в вузе, усиления воспитательной составляющей, что и обозначено в ФЗ № 304. В этих обстоятельствах и важна роль кафедр педагогики, которые могут предложить разнообразные курсы и технологии их освоения. В качестве примера приведем ряд курсов, апробированных ранее в условиях ТГПИ

им. Д.И. Менделеева (ныне филиал ТюмГУ) «Менделеев и культура России», «Светочи сибирской культуры», «Я в современном социуме», «Развитие поликультурной личности». «Блокадные учителя».

Анализ роли кафедр педагогики как инструмента воспитания новых качеств педагогов, готовых и способных к взаимодействию с представителями современных молодежных субкультур, позволяет сделать вывод: вопросы культурологической направленности в подготовке учителя играют достаточно значимую роль, что позволяет утверждать о достижении сформулированной во введении цели статьи. Это подтверждается следующими тезисами:

- изучение проблем, связанных с молодежной субкультурой, и выделение их в формат социокультурного взаимодействия в педагогическом кафедральном социуме, предполагает целесообразность опоры на социокультурный и персонифицированный, культуротворческий, региональный подходы;

- основой построения курсов при решении воспитательных задач может выступать культурная парадигма, персонифицированный подход, обладающие несколькими особенностями:

- связаны с историей мировой, отечественной и региональной культуры (интеркультурность легко показать при их реализации),

Библиографический список

- воплощает многие гуманистические идеи, так как на примере исторических личностей раскрываются идеи подвижничества и патриотизма и интернационализации знания, культуры мышления,

- позволяют реализовать такие принципы, как связь теории с практикой и школы с жизнью, социокультурной адекватности,

- поспособствует широкому развитию микроисследований, приводящих к выявлению новых имен и фактов, к осмыслению важных вех в истории страны и ее регионов;

- позволяют анализировать молодежные субкультуры, характер социального взаимодействия подростков в различных объединениях.

Завершая наши рассуждения, отметим, что молодежные субкультуры, неформальные объединения представляют собой определенный продукт изменений социокультурного взаимодействия, а потому и обостряют усиления культурной, мировоззренческой составляющих в деятельности кафедр педагогики на современном этапе и обращают внимание на изменения профессиональной подготовки педагогов. Изучение вопросов специфики профессиональной подготовки педагогов в условиях современного мира, особенностей ее реализации, является перспективным направлением исследования данной темы.

1. Запесоцкий А. Образование: философия, культурология, политика. Москва: Наука, 2002.

2. Сорокин П. Личность, общество и культура как неразрывная триада. Москва: Политиздат, 1992.

3. Косаревская С.В., Косаревский С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения. Санкт-Петербург: КАРО, 2006.

4. Менделеев Д.И. Сочинения. Ленинград-Москва: Академия наук СССР 1952; Т. 23.

5. Макареня А.А., Суртаева Н.Н. Начало наших бед. Вестник высшей школы. 1990; № 8: 12 - 15.

6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1982.

7. Карпова Г Социальное поле культурной политики. Москва: ООО «Варант», 2011.

8. Макареня А.А., Суртаева Н.Н. Культурная парадигма в основе формирующегося полипедагогического пространства. Культуротворческие идеи в педагогической науке и образовательной практике. Научный альманах. 2019; № 2: 9 - 11.

9. Батракова И.С., Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Отношение преподавателей вуза к трансформации университетского образования в цифровом обществе. Человек и образование. 2020; № 4: 13 - 21.

10. Неформальные молодежные объединения. Педагогическая энциклопедия. Available at: didacts.ru neformalnye-molodezhnye-obedinenija.html

11. Неформальные объединения. Энциклопедия. Available at: www. histrf.ru>nieformalnyie obiedinieniia

12. Макареня А.А. Педагогическая культурология. Тюмень: Тюменский НЦ Сибирского отделения РАО, 1995.

References

1. Zapesockij A. Obrazovanie: filosofiya, kulturologiya, politika. Moskva: Nauka, 2002.

2. Sorokin P Lichnost', obschestvo i kultura kak nerazryvnaya triada. Moskva: Politizdat, 1992.

3. Kosarevskaya S.V., Kosarevskij S.G., Sinyagina N.Yu. Neformal'nye ob'edineniya molodezhi. Profilakiika asocial'nogo povedeniya. Sankt-Peterburg: KARO, 2006.

4. Mendeleev D.I. Sochineniya. Leningrad-Moskva: Akademiya nauk SSSR, 1952; T. 23.

5. Makarenya A.A., Surtaeva N.N. Nachalo nashih bed. Vestnikvysshejshkoly. 1990; № 8: 12- 15.

6. Kapterev P.F. Izbrannyepedagogicheskiesochineniya. Moskva: Pedagogika, 1982.

7. Karpova G. Social'noe pole kul'turnoj politiki. Moskva: OOO «Varant», 2011.

8. Makarenya A.A., Surtaeva N.N. Kul'turnaya paradigma v osnove formiruyuschegosya polipedagogicheskogo prostranstva. Kul'turotvorcheskie idei v pedagogicheskoj nauke i obrazovatel'noj praktike. Nauchnyj al'manah. 2019; № 2: 9 - 11.

9. Batrakova I.S., Gladkaya I.V., Glubokova E.N., Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Otnoshenie prepodavatelej vuza k transformacii universitetskogo obrazovaniya v cifrovom obschestve. Chelovek i obrazovanie. 2020; № 4: 13 - 21.

10. Neformal'nye molodezhnye ob'edineniya. Pedagogicheskaya 'enciklopediya. Available at: didacts.ru neformalnye-molodezhnye-obedinenija.html

11. Neformal'nye ob'edineniya. 'Enciklopediya. Available at: www. histrf.ru>nieformalnyie obiedinieniia

12. Makarenya A.A. Pedagogicheskaya kul'turologiya. Tyumen': Tyumenskij NC Sibirskogo otdeleniya RAO, 1995.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 378

Ryabtsev E.V., Deputy Head of the Military Institute for Military-Political Work in St. Petersburg Military Institute Orders of Zhukov of National Guard (St. Petersburg, Russia), E-mail: eduard.ryabcev@yandex.ru

Pominova O.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Theory and Methods of Continuous Professional Education, Faculty of Training of Highly Qualified Personnel and Additional Professional Education, St. Petersburg Military Institute Orders of Zhukov of National Guard (St. Petersburg, Russia), E-mail: ol1958@mail.ru

ISSUES OF PREVENTION OF THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE MILITARY INSTITUTE OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article is devoted to the consideration of issues of studying, pedagogical prevention and education of readiness to counter the ideology of terrorism among cadets of professional educational institutions of the military troops of the National Guard of the Russian Federation in the course of educational activities. The authors note the need, in addition to studying the issues of countering extremism and terrorism with cadets of military institutes in the scope of curricula and daily activities, as well as systematic military-political work with them in order to counter the ideology of extremism and terrorism and their prevention, consider the most effective types, forms and methods of educational measures and preventive measures that allow cadets to freely express their views, thoughts, beliefs, form political, economic, cultural ideals regarding extremist and terrorist ideology, as well as to form their readiness to counteract their manifestations, which will bring a positive effect in their future management activities in the direct performance of service and combat tasks and leadership of subordinate personnel.

Key words: vocational education, terrorism, education, cadets, educational activities, pedagogical prevention.

Э.В. Рябцее, зам. нач. военного института по военно-политической работе Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: eduard.ryabcev@yandex.ru О.Л. Поминова, д-р пед. наук, доц., проф., Санкт-Петербургский военный ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: ol1958@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.