УДК 378.046.4 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-174-189
ББК 74.40
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
TEACHERS' READINESS FOR SHAPING PERSONAL POSITION TOWARDS THEIR OWN AND STUDENTS' HEALTH
Авраменко Вера Григорьевна
Младший научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ Урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, кандидат психологических наук E-mail: AvramenkoVG@mgpu.ru
Avramenko Vera G.
Junior Research Fellow at the Laboratory of Urban Health and Wellbeing, the Research Institute for Urban Studies and Global Education, Moscow City University, PhD in Psychology
E-mail: AvramenkoVG@mgpu.ru
Нехорошева Елена Владимировна
Заведующая лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ Урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, кандидат педагогических наук E-mail: NehoroshevaEV@mgpu.ru
Nekhorosheva Elena V.
Head of the laboratory of Urban Health and
Wellbeing, the Research Institute for Urban
Studies and Global Education, Moscow City
University, PhD in Education
E-mail: NehoroshevaEV@mgpu.ru
Касаткина Дарья Алексеевна
Научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ Урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, кандидат психологических наук E-mail: kasatkinaDA@mgpu.ru
Kasatkina Daria A.
Research Fellow at the laboratory of Urban Health and Wellbeing, the Research Institute for Urban Studies and Global Education, Moscow City University, PhD in Psychology E-mail: kasatkinaDA@mgpu.ru
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Авраменко В. Г., Нехорошева Е. В., Касаткина Д. А., 2022
Аннотация. Целью статьи является эмпирическое изучение готовности педагогов школ к формированию персональной позиции в отношении сохранения и укрепления здоровья и анализ возможностей повышения готовности педагогов к реализации задач, связанных с укреплением своего здоровья и здоровья обучающихся. Выявлены проблемные зоны в области готовности педагогов школ к формированию и реализации персональной позиции в отношении собственного здоровья и здоровья обучающихся, определены задачи, содержание и принципы проектирования дополнительной профессиональной программы для педагогов. Подтверждена актуальность задачи повышения готовности педагогов школ к формированию и реализации персональной позиции в отношении своего здоровья и здоровья обучающихся. Разработана и апробирована программа повышения готовности педагогов общеобразовательных организаций к выполнению задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья.
Abstract. This paper explores the schoolteachers' readiness to develop the personal position towards maintenance and promotion of students' health; it also discusses the possibility to improve the teachers' readiness to implement the tasks, which imply the promotion of their own health as well as the students' health. We have identified weak points in the teachers' readiness to develop and implement the personal position towards their own and students' health; we have also defined the objectives, contents and principles of the design of the additional vocational programme for teachers. The authors have proved the relevance of the issue of school teachers' readiness to form and implement their personal position towards their own health and the students' health. The authors have developed and tested the educational program to improve the readiness of school teachers to perform tasks related to the preservation and promotion of health.
Ключевые слова: здоровье, персональная позиция, готовность к деятельности, здоровый образ жизни.
Keywords: health, the personal position, readiness to act, a healthy lifestyle.
Для цитирования: Авраменко В. Г., Нехорошева Е. В., Касаткина Д. А. Готовность педагогов к формированию персональной позиции в отношении собственного здоровья и здоровья обучающихся // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 174-189. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-174-189.
Cite as: Avramenko V. G., Nekhorosheva E. V., Kasatkina D. A. Teachers' readiness for shaping personal position towards their own and students' health. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 4, pp. 174-189. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-174-189.
Постановка проблемы. Научное осмысление здоровья как культурного феномена основано на понимании здоровья как продукта жизнетворчества, личной ответственности и активности человека. Именно такую созидающую позицию в отношении своего здоровья призвана сформировать у обучающихся современная школа. ФГОС определяют
одной из задач формирование у выпускников школ ценностного отношения к здоровью, умений и навыков ответственного и компетентного проектирования своего будущего физического, психического и духовного здоровья. Индивидуальное проектирование здоровья подразумевает не только конкретную постановку целей, но и поиск ценностей в будущем, к которым личность стремится, осознание персональной позиции в отношении своего здоровья и стратегии заботы о нем [1; 2].
В контексте такого понимания образовательных задач в области здоровья возрастает роль педагога, его готовность и способность реализовать как свое продвижение к здоровью, так и научить этому детей. Сформировать активную личную позицию обучающихся в отношении своего здоровья может только учитель, который:
• мотивирован на формирование ценностного отношения к здоровью, и компетенций, позволяющих сохранять, поддерживать, и наращивать в доступных для школьников границах ресурсы своего здоровья;
• владеет необходимыми компетенциями в области укрепления собственного здоровья и здоровья учащихся;
• обладает личной культурой здоровья и здорового образа жизни;
• способен активно транслировать свою персональную позицию в педагогическом диалоге с обучающимися.
Однако на данный момент образовательные практики в области здоровья не обеспечивают эффективного перевода знаний и умений в практические жизненные навыки [3-7]. Осознаваемая как педагогами, так и школьниками ценность здоровья не трансформируется в планомерную и последовательную практику его сохранения и укрепления.
Одной из причин является низкая готовность педагогов к формированию и реализации персональной позиции как в отношении своего здоровья, так и в отношении здоровья обучающихся [8-11]. Речь идет не столько об уровне грамотности педагогов в вопросах здоровья, сколько о дефиците осознанной личной позиции в отношении тем здоровья, а именно: о восприятии педагогом здоровья как личного ресурса и ценности, а не вмененной извне цели; о принятии ответственности за свое здоровье и готовности активно его поддерживать; открытости в транслировании ценностей здоровья учащимся. Зачастую педагоги оправдывают свое нежелание заниматься вопросами сохранения и укрепления здоровья отсутствием сил, времени, необходимых условий. Однако ключевым фактором, на наш взгляд, являются ценностно-смысловые установки, которые и определяют степень реализации педагогом своей персональной позиции в отношении здоровья.
Мы исходим из понимания позиции как устойчивой системы отношений человека, проявляющейся в его деятельности (В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл). Позиция демонстрирует субъективное соотнесение с объектом относительно возможного поведения, содержит персональное суждение и внутреннюю готовность следовать мнению («подготовленная решимость»).
Устойчивая позиция может стать основанием стиля жизни. А. Лэнгле определяет позицию как суждение в отношении предмета/явления, сформированное на основе его соотнесения с реальностью (восприятие), собственными чувствами (переживание)
и собственной аутентичностью (обнаружение ценного и приемлемого для себя в связи с предметом), а также решимость действовать на основе данного суждения. Обнаруженная позиция переживается как внутренняя правда, действуя в соответствии с которой человек принимает наилучшее, аутентичное решение. Персональная позиция дает силы для решений и поступков, так как в ней человек реализует свою ценность [12]. Осознанная и активная личная позиция обеспечивает активно-избирательное, ответственное и преобразовательное отношение педагога к себе и своей профессиональной деятельности [13].
Важность активной позиции педагога в формировании у учащихся навыков обхождения со своим здоровьем связана с тем, что отношение к здоровью - это глубоко личностный процесс, затрагивающий ценности, смыслы, эмоционально-оценочные и деятельностные структуры личности. Для успешных интервенций от педагога требуется максимальный учет физических, индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей, применение гибких форм взаимодействия с обучающимися на основе понимания, своевременного распознавания их личностных проблем, соучастия и толерантности [14-16]. Учитель должен быть не только носителем ценностей здоровья, способным к ответственному отношению к себе, собственному здоровью, но и быть мотивирован на передачу этих ценностей обучающимся.
Анализ здоровьесберегающих практик в школах свидетельствует о противоречии между уровнем готовности педагогов к реализации персональной позиции в отношении сохранения и укрепления здоровья и задачами образования в области здоровья. Одним из путей разрешения этого противоречия является создание условий для непрерывного обучения педагогов с целью формирования и актуализации их позиции в отношении сохранения и укрепления здоровья [17].
Цель статьи: анализ результатов исследования позиции педагогов школ в отношении сохранения и укрепления здоровья и возможностей повышения готовности педагогов к реализации задач, связанных с укреплением своего здоровья и здоровья обучающихся.
В своем исследовании мы опираемся на понимание готовности как свойства личности, определяющего ее мобилизованность и пригодность к успешному выполнению деятельности. В отечественной психологии понятие готовности к деятельности не имеет однозначного толкования. Оно разрабатывается преимущественно в рамках функционального и личностного подходов. С позиции функционального подхода (Е. С. Кузьмин, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, Л. С. Узнадзе, В. А. Ядов и др.) готовность рассматривается как особое психическое состояние, обеспечивающее успешное выполнение определенных функций. Готовность включает в себя осознанные и неосознанные установки, процесс постановки задач, прогнозирование поведения, выбор оптимальных способов действий, оценку своих возможностей для достижения поставленных целей. Готовность с позиции личностного подхода (М. И. Дьяченко, И. А. Зимняя, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкий, В. А. Сластенин) - это сложное интегральное свойство личности, включающее совокупность взаимосвязанных мотивов, отношений, установок, личностных черт, знаний, умений, навыков, которые обеспечивают эффективное выполнение деятельности.
Необходимость повышения готовности педагогов школ к сохранению, укреплению и формированию здоровья учащихся подчеркивается во многих современных публикациях [6; 9; 11; 18; 19]. В контексте личностно-ориентированной парадигмы готовность педагога к реализации персональной позиции в отношении сохранения и укрепления здоровья включает:
• осознание ценности здоровья;
• наличие персональной позиции в отношении здоровья и стремление к ее реализации в педагогической деятельности;
• владение концептуальными основами здоровья и здорового образа жизни;
• владение педагогическими технологиями проектирования и сопровождения процесса продвижения к здоровью;
• способность оценивать и анализировать результаты своей деятельности по укреплению и развитию своего здоровья и здоровья обучающихся;
• мотивацию к повышению личной компетентности в сфере здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, готовность педагога к реализации своей персональной позиции в отношении сохранения и укрепления здоровья - это эмоционально окрашенное позитивное отношение к выполнению своих функций, знания, умения, навыки управления своим здоровьем и здоровьем обучающихся. Она предполагает единство и взаимосвязь мотиваци-онно-ценностностного, когнитивно-содержательного, операционно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов, среди которых ключевую роль играет мотиваци-онно-ценностный. От него во многом зависит степень осознанной заинтересованности и стремления педагога к формированию и реализации своей позиции в отношении здоровья.
Выборка и методы. В процессе исследования использовались методы анализа, систематизации и обобщения теоретических положений по проблеме, а также метод анкетирования, позволяющий выявить отношение педагогов к различным аспектам деятельности по сохранению и укреплению здоровья в общеобразовательной организации.
Выборка составила 764 респондента - 647 женщин (85%) и 117 мужчин (15%) в возрасте от 30 до 50 лет.
• 86% - педагоги, которые имеют более 10 лет опыта педагогической работы и участвуют в деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников;
• 49% - педагоги основной ступени обучения, 33% - педагоги начальной школы и 18% - педагоги старшей школы;
• 27% - преподаватели русского языка и литературы, 23% - преподаватели математики, 10% - преподаватели иностранных языков, 40% - представители администрации, специалисты службы психолого-педагогического сопровождения, социальные педагоги.
Выборка отражает сложившуюся картину педагогического состава школ: это в основном опытные педагоги активного возраста, работающие на всех ступенях обучения. Структура выборки позволила получить обоснованное мнение о возможностях и готовности педагогов к реализации персональной позиции в решении задач сохранения и укрепления здоровья.
Разработан авторский опросник, в котором педагогов просили высказать свое мнение относительно состояния своего здоровья и здоровья обучающихся, личного опыта ведения здорового образа жизни, факторов, влияющих на здоровье, основных направлений и содержания работы по сохранению и укреплению здоровья в школе, своих профессиональных компетенций в данной сфере.
Результаты и обсуждение. Результаты исследования демонстрируют противоречие между декларируемой педагогами значимостью проблемы сохранения здоровья и их готовностью к решению этой задачи. По данным опроса, 52% педагогов оценивают здоровье обучающихся как «удовлетворительное», 42% - как «хорошее». 54% опрошенных считает, что оно остается неизменным у школьников в течение всего периода обучения, 32% респондентов считают, что здоровье школьников по мере обучения в школе ухудшается, 14% педагогов отметили факт улучшения здоровья школьников к концу школьного обучения. Таким образом, только треть педагогов принимает значимость задачи сохранения и укрепления здоровья школьников.
Собственное здоровье педагоги оценивают в основном как хорошее и удовлетворительное (рис. 1). В то же время, как показали результаты опроса, большинство педагогов имеют хронические заболевания (55%); 1-2 раза в год болели простудными заболеваниями 63,4%; 3 и более раз - 8 %, не болели 27,9% респондентов. По данным ряда авторов, в структуре заболеваемости педагогов преобладают заболевания сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной и дыхательной систем [20; 21].
60,00 49,85 44,35
40,00 Н
20,00 0,00 4,46 1,34
отличное хорошее удовлетворительное плохое
Рис. 1. Оценка педагогами состояния своего здоровья, %
Субъективные оценки степени заботы о своем здоровье показывают, что для 44,5% респондентов забота о собственном здоровье не является приоритетной темой (рис. 2). Активная позиция в отношении своего здоровья у педагогов не выражена. Эти данные отражают общую картину отношения педагогов к своему здоровью, полученную в ряде других исследований за последние годы [7; 21].
При анализе самооценки респондентами собственного образа жизни нам было важно сопоставить их представления о факторах, влияющих на здоровье (образ жизни) с фактической организацией образа жизни. В качестве показателей здорового образа жизни были определены: питание; сон; физическая активность; закаливание; удовлетворенность профессиональной деятельностью; удовлетворенность взаимоотношениями на работе, в семье; курение; употребление алкоголя.
Анализ компонентов здорового образа жизни педагогов демонстрирует выраженную тенденцию недостаточности усилий по сохранению и укреплению здоровья (рис. 3).
10,07
хорошо 45,39
удовлетворительно 36,80
неудовлетворительно 6,72
совсем не забочусь | 1,02
Рис. 2. Оценка педагогами степени заботы о своем здоровье, %
Так, более половины опрошенных имеют неполноценный сон, более чем 40% педагогов отмечают нерациональное питание. Эти факторы являются ключевыми для сохранения здоровья. Благодаря сну у человека нормализуется нервно-психическое состояние, восстанавливается работоспособность. Сон обеспечивает процессы программирования в мозгу и выполняет целый ряд других важных функций.
достаточная физическая активность
25,72
регулярное закаливание
20,88
полноценный сон
48,11
рациональное питание
58,85
Рис. 3. Компоненты здорового образа жизни педагогов, %
Характер питания оказывает выраженное влияние на нейрогуморальную регуляцию обмена веществ и функций организма, на развитие возрастных изменений, ускоряя или замедляя их, и в конечном итоге определяет продолжительность жизни человека.
Не менее важным показателем здорового образа жизни является закаливание. На рис. 3 видно, что данный показатель практически отсутствует у подавляющего числа респондентов.
На достаточно низком уровне среди факторов здорового образа жизни педагогов находится и физическая активность. Двигательная активность является одним из важнейших условий для формирования и сохранения здоровья. У 74% респондентов уровень физической активности недостаточен. Образ жизни педагога в большинстве случаев характеризуется малоподвижностью, акцентом на умственную активность в противовес физической. Возникает существенный дисбаланс между данными видами активности, что негативно сказывается на состоянии здоровья педагогов.
По параметру «курение» и «алкоголь» респонденты продемонстрировали следующие результаты: 85% не курят, 15% курят; 36% никогда не употребляли алкоголь, 45%
изредка употребляют алкоголь. Остальные респонденты отказались отвечать на данные вопросы.
Таким образом, личная позиция значительной доли педагогов в отношении здорового образа жизни остается во многом пассивной. При этом, при оценке факторов, влияющих на здоровье, большинство респондентов (70%) ведущим назвали именно «образ жизни» (рис. 4).
Результаты опроса свидетельствуют о противоречивой картине здоровья педагогов. Прежде всего - это противоречие между пониманием роли здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья и реальным опытом здоровьесохраняющего поведения. Благодаря чему персональная позиция педагогов в отношении здоровья не формируется и не реализуется как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.
80,00 60,00 40,00 20,00 0,00
От влияния какого фактора в наибольшей степени зависит Ваше здоровье?
70,54
39,29
29,32
наследственность экологическая образ жизни
обстановка
22,62
качество и доступность медицинской помощи
Рис. 4. Факторы, влияющие на здоровье, %
Одним из важных факторов, влияющих на здоровье педагога, является качество среды и отношений. Эта группа факторов определяет состояние психологической защищенности, чувство удовлетворенности, обеспечивает психическое здоровье, формирует значимость педагогического коллектива как референтной группы. 67% педагогов чувствуют себя достаточно комфортно в своей школьной среде (рис. 5). Более трети опрошенных испытывают психологический дискомфорт, что сказывается на их физическом здоровье и психологическом благополучии.
Дополнительно мы оценили удовлетворенность профессиональной деятельностью и взаимоотношениями в педагогическом коллективе. Почти половина опрошенных
отличная 17,11
хорошая 50,15
удовлетворительная 26,46
плохая 4,68
затрудняюсь с оценкой И 1,61
Рис. 5. Оценка педагогами психологической безопасности и комфорта школьной среды, %
педагогов не удовлетворены своей профессиональной деятельностью, что может способствовать развитию синдрома хронической усталости, истощения и других нарушений, характерных для профессионального выгорания (рис. 6).
100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00
94,25
51,59
профе ссиональной деятельностью
82,45
взаимоотношениями с коллегами
взаимоотношениями в семье
Рис. 6. Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью, отношениями с коллегами и отношениями в семье, %
У респондентов, которые продемонстрировали неудовлетворенность профессиональной деятельностью, наблюдается нарушение сна и питания, низкая физической активность. Мы проанализировали, зависит ли данный параметр от стажа педагогичекой деятельности, и обнаружили, что наибольший процент неудовлетворенности встречается у респондентов, чей стаж составляет от 6 до 10 лет (28%) и от 16 до 20 лет (25%). Что касается взаимоотношений с коллегами и в семье, то подавляющее большинство опрошенных педагогов в целом удовлетворены этой сферой своей жизни.
Сопоставительный анализ данных (см. рис. 5, рис. 6) позволяет предположить, что низкие оценки психологической безопасности части педагогов связаны именно с профессиональной деятельностью, а не со взаимоотношениями в коллективе.
Обобщая полученные данные по самооценке педагогами собственного здоровья и здорового образа жизни, можно констатировать, что у значительной доли педагогов наблюдается поведение, сопряженное с риском для здоровья. Данные свидетельствуют о противоречии между когнитивной и поведенческой составляющей здорового образа жизни. Респонденты понимают значимость сохранения здоровья, факторы, влияющие на здоровый образ жизни, но в собственной деятельности не обеспечивают их реализацию. Анализ самооценки здорового образа жизни выявил факторы, которые усугубляют состояние здоровья педагогов. К ним отнесены: отсутствие рационального питания, нарушение сна, отсутсвие потребности в закаливающих процедурах, низкий уровень физической активности. Данные факторы напрямую связаны с неудовлетворенностью у части педагогов своей профессиональной деятельностью.
Все это осложняет полноценную трансляцию педагогом ценности здорового образа жизни, его смысла для жизни и развития учащихся, приводит к формальной передаче знаний. Однако именно ценностно-смысловое взаимодействие является необходимым условием включения здоровья в личностный план переживания и в контекст личной жизни обучающихся [22].
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности персональной позиции педагога в отношении сохранения и укрепления своего здоровья и определяют одну из важных педагогических проблем - может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах укрепления здоровья, если у него самого ценность здоровья не подкрепляется здоровьесохраняющим поведением.
В своей работе педагоги используют преимущественно традиционные методы работы: индивидуальные и групповые беседы с детьми, внеклассные мероприятия, уроки по различным предметам на данную тему и др. (рис. 7).
руковожу проектной работой 8,94
руковожу факультутивом 1 1,32
провожу индивидуальную работу
провожу внеклассные мероприятия
ограничиваюсь рекомендуемой тематикой 12,28
дополняю темы информацией о здоровье ■ 49,56
провожу интегрированные уроки
другое 1 1,75
Рис. 7. Предпочитаемые педагогами технологии обучения здоровью в школе, %
В педагогической практике слабо представлены проектная и факультативная деятельность по проблематике здоровья, технология сопровождения индивидуальных маршрутов здоровья. Преобладают традиционные формы работы, в которых личная позиция педагога может быть проявлена преимущественно в ролевых интервенциях.
Готовность к проявлению личной инициативы и ответственности за продвижение ребенка к здоровью среди педагогов оказалась достаточно низкой. По мнению педагогов, ответственность за формирование у школьников навыков здорового образа жизни должна лежать на учителях-предметниках (22,6%), учителях физической культуры (17,6%), классных руководителях (13,4%), педагогах-психологах (10,5%). Разброс мнений свидетельствует о неоднозначном толковании ответственности педагогами.
Опрос также показал настороженное отношение педагогов к выстраиванию взаимодействия с семьей в вопросах здоровья. По их мнению, такое общение должны инициировать и осуществлять классные руководители (14,8%), педагоги-психологи и социальные педагоги (12,1%), медицинские работники (11,0%), учителя-предметники (7,6%), а 5,9% опрошенных педагогов считает, что это не входит в сферу деятельности школы.
Важными направлениями деятельности школы педагоги считают организацию работы медицинского кабинета, проведение общешкольных мероприятий, индивидуальное консультирование школьников, взаимодействие и обмен педагогическим опытом, проведение уроков с тематикой здоровья (рис. 8).
67,54
I
57,75
1 39,18 39,18
1345 19,15
13,45
факульта-
внутри- тивные обще- консуль- повыше- сотруд- все обяза-
мед. школьная уроки и школьные тирова- ние ничество выше-
кабинет служба тельные и вне- меропри- ние квалифи- с поли- перечис-
здоровья уроки классные ятия учащихся кации клиникой ленное меропр...
Рис. 8. Наиболее актуальные направления здоровьесберегающей деятельности
в школе по мнению педагогов, %
Одним из показателей готовности педагога к продвижению ценностей здоровья является мотивация к самообразованию. По данным опроса, только 13,4% педагогов считают для себя актуальным повышение личной компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, что напрямую влияет на мотивацию к поиску наиболее эффективных методов и форм работы с детьми по формированию у них культуры здорового образа жизни.
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости повышения готовности педагогов к осуществлению позиции в отношении здоровья. С этой перспективы особую значимость приобретает задача по разработке и включению в систему непрерывного образования педагогов специальных программ, направленных на формирование активной позиции в отношении своего здоровья и здоровья обучающихся.
На основании анализа теоретических подходов к организации непрерывного образования педагогов в области здоровья, с учетом результатов анализа состояния системы профилактической работы в школах г. Москвы и готовности педагогов к решению задач сохранения и укрепления здоровья, нами была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогов школ по совершенствованию профессиональных компетенций в области здоровья и формирования установки на здоровый и безопасный образ жизни. Фокус программы сосредоточен на анализе и критическом осмыслении сложившихся установок и позиций педагогов в отношении своей роли в вопросах укрепления здоровья обучающихся.
Программа предусматривает исследовательскую, проектную, методическую и рефлексивно-оценочную деятельность педагога в контексте формирования позиции и компетенций в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Она включает содержательные, организационные и процессуальные компоненты совершенствования компетенций и оценки своей позиции в отношении задач педагога в контексте укрепления здоровья:
• анализ актуальных направлений и тем культуры здорового образа жизни: представлений о здоровье и здоровом образе жизни, актуализация ценности здоровья, современные педагогические технологии укрепления здоровья и воспитания культуры здорового образа жизни;
• формирование компетенций здоровья по ступеням обучения с учетом возрастных особенностей (физиологических, психологических, социальных) и задач гигиенического воспитания в непрерывном образовательном процессе;
• формирование навыков командного взаимодействия и актуализация персональной позиции и ресурсов педагога в отношении задач, связанных с формированием навыков обхождения со здоровьем;
• актуализация рефлексии собственного опыта формирования здоровья, трансляции его в профессиональном общении и оценки своих возможностей и направлений совершенствования личных компетенций.
Программа была успешно апробирована на площадках четырех школ Зеленоградского АО г. Москвы. В течение двух лет в обучении приняли участие 46 педагогов - членов школьных команд здоровья [19].
Первым этапом обучения стала теоретическая подготовка по вопросам организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательных отношений. На семинарах и практических занятиях прорабатывались современные концепции здоровья и здорового образа жизни, формы, методы реализации педагогических технологий по формированию и психолого-педагогическому сопровождению, организация индивидуальной работы с обучающимися по сохранению и укреплению здоровья. Самостоятельная работа предполагала подготовку педагогического заключения по результатам изучения показателей здоровья обучающихся (на примере одного класса) и разработку рекомендаций по формированию у школьников установки на здоровый образ жизни.
На втором этапе апробации программы проводился командный тренинг, в ходе которого создавались условия для активизации персональной позиции педагогов с учетом их личного опыта и ресурсов в условиях группового взаимодействия.
На этапе проектирования команды разрабатывали проекты формирования здоро-вьесберегающего пространства своей образовательной организации, а также осваивали технологию проектирования индивидуальной траектории сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни на личном примере. Работа включала проблемати-зацию, целеполагание, планирование и рефлексию процесса и результатов своей деятельности. Совместная работа активизировала личное участие и причастность каждого педагога к деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
Опыт апробации программы показал [19], что ключевым содержанием обучения должно стать формирование и укрепление персональных позиций и ценностей педагогов в отношении здоровья.
Выводы. Исследование подтвердило актуальность задачи повышения готовности педагогов общеобразовательных организаций к формированию персональной позиции в отношении своего здоровья и здоровья обучающихся. Трансляция персональной позиции педагога, обмен ценностями в равноправном диалоге - необходимое условие формирования активной позиции обучающихся в отношении здоровья. Среди компонентов готовности педагога наибольшего внимания требуют мотивационно-ценност-ный и рефлексивно-оценочный компоненты.
В ходе исследования были выявлены: низкая мотивационная готовность; традиционный и во многом формальный подход к выбору педагогических технологий; слабая личная позиция в отношении поддержания здоровья; недостаточная компетентность в вопросах диагностики здоровья; дефицит технологий индивидуальной работы с обучающимися, командного взаимодействия и проектирования собственной траектории развития здоровья; недостаточное стремление к совершенствованию компетенций в области сохранения здоровья. Теоретический анализ проблемы, а также полученные результаты исследования позволили разработать и успешно апробировать программу обучения, направленную на активизацию внутриличностных ресурсов педагогов и реализацию их персональной позиции в деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья обучающихся.
Список литературы
1. Касаткина Д. А. Персональный форсайт-сторителлинг как фактор поддержания психологического благополучия / здоровья // Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность: сб. науч. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 185-189.
2. Касимов Р. А. Субъектная позиция как компонент воспитания здоровой личности // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 59-74.
3. Гун Г. Е., Зотов И. В., Шаваринский Б. М. Здоровьесозидающая среда современной школы как способ достижения новых образовательных результатов // Человек и образование. 2019. № 1. С. 60-68.
4. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В. Практика нормоприменения в межсекторальном взаимодействии по профилактике неинфекционных заболеваний обучающихся // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65, № 2. С. 143-150.
5. Концептуальные и теоретические основы здорового воспитания студенческой молодежи в условиях постиндустриального общества / А. Г. Маджуга, Л. Б. Абдуллина, Д. П. Самородов, Н. Н. Малярчук // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2017. Т. 7, № 5. С. 128-145.
6. Мишина Т. Н. Психологические аспекты отношения человека к своему здоровью // Молодой ученый. 2017. № 13.2 (147.2). С. 11-15.
7. Торкаченко Ю. В. Культура здоровья педагога как условие и возможность реализации здоровьесберегающего поведения в образовательной среде // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 4. С. 19-33.
8. Бедерханова В. П. Профессиональная позиция учителя и ее влияние на формирование ценностных ориентаций школьника // Школьные технологии. 2019. № 6. С. 9-16.
9. Зимина И. С., Кондратенко Е. В. Формирование готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды // Вестн. Марийского гос. ун-та. 2019. Т. 13, № 3. С. 335-343.
10. Мелетичев В. В. К проблеме мотивационной готовности педагогов к профессиональному развитию // Педагогика и психология: теоретические и прикладные аспекты: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 19 февраля 2020 г.). Белгород: Агентство перспект. науч. исслед. (АПНИ), 2020. С. 9-12.
11. Новиков Д. С. Готовность педагога к деятельности по укреплению здоровья учащихся: теоретический аспект // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2018. № 2 (125). С. 38-42.
12. Кривцова С. В. Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 13-24.
13. Жамбалова Э. Ч., Уржинсурен Ж. Развитие субъектной позиции педагога в условиях сетевого образовательного события // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2021. № 2. С. 179-189.
14. Brown S. L., Teufel J. A., Birch D. A. Early adolescents perceptions of health and health literacy // Journal of School Health. 2007. No. 77. P. 7-15. DOI: https://doi.org/10.1111/ j.1746-1561.2007.00156.x.
15. Conti G., Hansman C. Personality and the education-health gradient: A note on "Understanding differences in health behaviors by education" // Journal ofHealth Economics. 2013. Vol. 32, No. 2. P. 480-485. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.jhealeco.2012.07.005.
16. Teacher Competencies in Health Education: Results of a Delphi Study / S. Moynihan, L. Paakkari, R. Valimaa [et al.] // PLOS ONE. 2015. Vol. 10 (12). e0143703. DOI: https://doi. org/10.1371/journal.pone.0143703.
17. Пушкина О. В. Инновационная модель формирования субъектно-профессиональной позиции педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4. С. 37-41.
18. Челнокова Е. А., Разорёнов В. А., Терехина А. Е. Здоровьесозидающая деятельность в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 378-381.
19. Nekhorosheva E., Kasatkina D., Enchikova E. Health education initiatives - Shaping health literacy in the school teams // EDULEARN 21: 13th International Conference on Education and New Learning Technologies proceedings (Spain, Palma de Mallorca, 5-6 July 2021). Pp. 5051-5059. DOI: https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.1044.
20. Селиванова Е. А., Курышова Л. А. Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 1 (30). С. 29-36.
21. Чернышова М. Д. Профессиональное здоровье педагога // Научный лидер. 2021. № 15 (17). URL: https://scilead.ru/article/391-professionalnoe-zdorove-pedagoga (дата обращения: 20.01.2022).
22. Семикин В. В., Анисимов А. И., Басаровская П. А. Ценностно-смысловые ориентации и отношение к здоровью студентов вузов // Развитие личности. 2018. № 4. С. 120-133.
References
1. Kasatkina D. A. Personalnyy forsayt-storitelling kak faktor podderzhaniya psikhologi-cheskogo blagopoluchiya / zdorovya. In: Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste idei budushchego: novaya gramotnost. Proceedings of the III International scientific-practical conference. Moscow, 2021. Pp. 185-189.
2. Kasimov R. A. Subyektnaya pozitsiya kak komponent vospitaniya zdorovoy lichnosti. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020, No. 5 (47), pp. 59-74.
3. Gun G. E., Zotov I. V., Shavarinskiy B. M. Zdorovyesozidayushchaya sreda sovremennoy shkoly kak sposob dostizheniya novykh obrazovatelnykh rezultatov. Chelovek i obrazovanie. 2019, No. 1, pp. 60-68.
4. Denisov L. A., Nekhorosheva E. V. Praktika normoprimeneniya v mezhsektoralnom vzaimodeystvii po profilaktike neinfektsionnykh zabolevaniy obuchayushchikhsya. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2021, Vol. 65, No. 2, pp. 143-150.
5. Madzhuga A. G., Abdullina L. B., Samorodov D. P., Malyarchuk N. N. Kontseptualnye i teoreticheskie osnovy zdorovogo vospitaniya studencheskoy molodezhi v usloviyakh postindustrialnogo obshchestva. Vestn. Novosibirskogo gos. ped. un-ta. 2017, Vol. 7, No. 5, pp. 128-145.
6. Mishina T. N. Psikhologicheskie aspekty otnosheniya cheloveka k svoemu zdorovyu. Molodoy uchenyy. 2017, No. 13.2 (147.2), pp. 11-15.
7. Torkachenko Yu. V. Kultura zdorovya pedagoga kak uslovie i vozmozhnost realizatsii zdorovyesberegayushchego povedeniya v obrazovatelnoy srede. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2020, Vol. 12, No. 4, pp. 19-33.
8. Bederkhanova V. P. Professionalnaya pozitsiya uchitelya i ee vliyanie na formirovanie tsennostnykh orientatsiy shkolnika. Shkolnye tekhnologii. 2019, No. 6, pp. 9-16.
9. Zimina I. S., Kondratenko E. V. Formirovanie gotovnosti budushchego pedagoga k organizatsii zdorovyesberegayushchey obrazovatelnoy sredy. Vestn. Mariyskogo gos. un-ta. 2019, Vol. 13, No. 3, pp. 335-343.
10. Meletichev V. V. K probleme motivatsionnoy gotovnosti pedagogov k professionalnomu razvitiyu. In: Pedagogika i psikhologiya: teoreticheskie i prikladnye aspekty. Proceedings of International scientific-practical conference (Belgorod, 19 Feb. 2020). Belgorod: Agentstvo perspekt. nauch. issled. (APNI), 2020. Pp. 9-12.
11. Novikov D. S. Gotovnost pedagoga k deyatelnosti po ukrepleniyu zdorovya uchashchikhsya: teoreticheskiy aspect. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2018, No. 2 (125), pp. 38-42.
12. Krivtsova S. V. Problemy sovremennoy shkoly s pozitsiy ekzistentsialnogo analiza. Voprosy psikhologii. 2012, No. 1, pp. 13-24.
13. Zhambalova E. Ch., Urzhinsuren Zh. Razvitie subyektnoy pozitsii pedagoga v usloviyakh setevogo obrazovatelnogo sobytiya. Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk. 2021, No. 2, pp. 179-189.
14. Brown S. L., Teufel J. A., Birch D. A. Early adolescents perceptions of health and health literacy. Journal of School Health. 2007, No. 77, pp. 7-15. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1746-1561.2007.00156.x.
15. Conti G., Hansman C. Personality and the education-health gradient: A note on "Understanding differences in health behaviors by education". Journal of Health Economics. 2013, Vol. 32, No. 2, pp. 480-485. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.jhealeco.2012.07.005.
16. Moynihan S., Paakkari L., Valimaa R. et al. Teacher Competencies in Health Education: Results of a Delphi Study. PLOS ONE. 2015, Vol. 10 (12), e0143703. DOI: https://doi. org/10.1371/journal.pone.0143703.
17. Pushkina O. V. Innovatsionnaya model formirovaniya subyektno-professionalnoy pozitsii pedagoga. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2019, No. 4, pp. 37-41.
18. Chelnokova E. A., Razorenov V. A., Terekhina A. E. Zdorovyesozidayushchaya deyatelnost v obrazovatelnom protsesse. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019, No. 63-1, pp. 378-381.
19. Nekhorosheva E., Kasatkina D., Enchikova E. Health education initiatives - Shaping health literacy in the school teams. In: EDULEARN 21: 13th International Conference on Education and New Learning Technologies proceedings (Spain, Palma de Mallorca, 5-6 July 2021). Pp. 5051-5059. DOI: https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.1044.
20. Selivanova E. A., Kuryshova L. A. Diagnostika i profilaktika narusheniy professionalnogo zdorovya pedagoga. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2017, No. 1 (30), pp. 29-36.
21. Chernyshova M. D. Professionalnoe zdorovye pedagoga. Nauchnyy lider. 2021, No. 15 (17). Available at: https://scilead.ru/article/391-professionalnoe-zdorove-pedagoga (accessed: 20.01.2022).
22. Semikin V. V., Anisimov A. I., Basarovskaya P. A. Tsennostno-smyslovye orientatsii i otnoshenie k zdorovyu studentov vuzov. Razvitie lichnosti. 2018, No. 4, pp. 120-133.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 4
Статья поступила в редакцию 20.01.2022 The article was received on 20.01.2022