Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА'

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / INNOVATION / READINESS TO IMPLEMENT INNOVATIVE ACTIVITIES / COMPONENTS OF READINESS FOR INNOVATION / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Людмила Андреевна, Берестнева Ольга Григорьевна

В статье рассматриваются феномен готовности педагога к инновационной деятельности в аспекте его профессионального роста. Выделены критериальные характеристики профессионализма педагога. Раскрыта значимость готовности педагога в его профессиональном становлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF A TEACHER FOR INNOVATIVE ACTIVITY AS AN INDICATOR OF ITS PROFESSIONAL GROWTH

The article deals with the phenomenon of teacher readiness for innovation in the aspect of his professional growth. Criteria characteristics of the teacher's professionalism are highlighted. The significance of the teacher's readiness in his professional development is revealed.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»

7. Серебреникова, Ю.В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе [Текст] / Ю.В. Серебренникова // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология», — 2012. — № 2 (9). — С. 274-277.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Петрова Людмила Андреевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); доктор технических наук, профессор отделения информационных технологий Берестнева Ольга Григорьевна

Томский политехнический университет (г. Томск)

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Аннотация. В статье рассматриваются феномен готовности педагога к инновационной деятельности в аспекте его профессионального роста. Выделены критериальные характеристики профессионализма педагога. Раскрыта значимость готовности педагога в его профессиональном становлении.

Ключевые слова: инновация, готовность к реализации инновационной деятельности, компоненты готовности к инновационной деятельности, профессионализм, профессиональный рост.

An^tatton. The article deals with the phenomenon of teacher readiness for innovation in the aspect of his professional growth. Criteria characteristics of the teacher's professionalism are highlighted. The significance of the teacher's readiness in his professional development is revealed.

Keywords: innovation, readiness to implement innovative activities, components of readiness for innovation, professionalism, professional growth.

Введение. Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в образовании, связанные с необходимостью повышения его качества, обострили проблему профессиональной компетентности педагога. На уровне профессионализма практически полностью сказывается насколько современны педагогические технологии, используемые педагогом в своей деятельности.

Готовность к инновационной деятельности играет особую роль в профессиональном становлении любого специалиста, в том числе и педагога. Профессиональная деятельность педагога сегодня считается уже неполноценной, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования. Переход учебно-воспитательной работы педагога в инновационный режим сегодня рассматривается уже как закономерное явление, как показатель высшей ступени развития его профессионализма. В современных научных исследованиях и практике изучение профессиональной деятельности осуществляется в контексте рассмотрения вопросов введения инноваций в образовательный процесс.

Инновация в целом в современной системе образования имеет свою специфику, которая проявляется в том, что предметом инновационной деятельности является личность ребенка (неповторимая, развивающаяся, обладающая специфическими особенностями) и практика использования инноваций в учебно-воспитательном процессе; зависимость значимости инновационных изменений в педагогической деятельности от объективных условий в виде социального заказа, востребованности обществом; психологическая готовность педагога к использованию инновационных технологий в организации образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. В научных исследованиях проблемы профессионализма всё чаще поднимается вопрос о готовности специалиста, в частности педагога, к реализации инновационной деятельности. Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать «способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, нецелесообразного» [13].

Профессионализм имеет широкий спектр проявлений, начиная от поверхностного знания, представления о профессиональной деятельности педагога и заканчивая формированием готовности к реализации инновационной деятельности, научно-исследовательскому поиску путей достижения высоких результатов педагогического труда. Изучение и анализ научно-педагогической литературы (С.Г. Григорьева, С.И. Зимин, А.В. Коптелов, А.К. Маркова, В.Н. Панова и др.) позволил определить содержание и уровни сформированности профессиональной позиции педагога [5; 11]:

- уровень первичного усвоения педагогического мастерства: знание и понимание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение путем использования методик, средств, различных педагогических технологий, наличие профессионально значимых личностных качеств;

- уровень информационно-воспроизводящий, т.е. педагог умеет воспроизводить опыт других, использовать на хорошем методическом уровне лучшие образцы накопленного педагогического опыта;

- уровень рационализаторский - педагог проявляет личный творческий потенциал, рационализаторские способности в решении нестандартных педагогических задач;

- уровень научно-исследовательский - педагог умеет вырабатывать индивидуальный стиль деятельности в организации учебно-воспитательного процесса;

- уровень открытости для восприятия новшеств в образовании и осознания необходимости реализовывать инновации в образовательном процессе;

- уровень проявления готовности к использованию инноваций в учебно-воспитательной работе, что является предпосылкой эффективной деятельности, максимальной реализации возможностей, раскрытия творческого потенциала педагога.

Анализ научных публикаций учёных А.В. Лапшовой, О.Н. Калачниковой, Е.М. Крижовой, С.Б. Куликова и др., а также наблюдения педагогической практики показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец, как педагога-новатора — необходимо наличие у педагога готовности к инновационной деятельности [6; 7].

Профессиональный рост, как восходящий вектор развития педагога, сопровождающийся изменением его личностного стиля, профессионального мировоззрения и профессиональной культуры, приводящий к устойчивому развитию профессионализма под воздействием внешних и внутренних факторов, как отмечает Н.Н. Лиханова, всегда сложен [8]. Тем более введение инноваций в педагогический процесс, который сопряжен с непрерывным преодолением противоречий между сложившимися привычками, профессиональными навыками с одной стороны и необходимостью, готовностью внедрять инновации в образовательный процесс, с другой стороны. Говоря о сущности профессионального развития педагога, мы разделяем точку зрения Л.М. Митиной, предлагающей в характеристике профессионализма рассматривать педагогическую направленность личности педагога [9]:

- направленность на обучающегося (содействие развитию его личности и актуализации его индивидуальности);

- направленность на себя (потребность в самосовершенствовании и профессиональной самореализации);

- направленность на содержательную сторону своей преподавательской деятельности (поиск новых методов, технологий, способствующих реализации требований ФГОС, отвечающих образовательным потребностям современного общества). Проявление готовности к инновационной деятельности, т.к. именно работа в инновационном режиме является основой профессионального роста.

Готовность к инновационной деятельности говорит о зрелости педагога, к использованию новых способов решения образовательных программ, к серьезной ломке профессиональных педагогических стереотипов, обращают внимание О.Ю. Демьянова, И.В. Осипенкова, Н.А. Разина, В.Н. Панова, Т.И. Сергеева и др. [2; 10; 11; 12]. Готовность к реализации инновационной деятельности рассматривается как важный феномен в профессиональном развитии педагога. Современные требования, предъявляемые ФГОС к качеству профессиональной педагогической деятельности, предполагают наличие инновационного компонента, как показателя высокого уровня профессионализма. Необходимость в инновационной профессиональной деятельности педагога в современных условиях развития общества, культуры, образования, по мнению некоторых авторов (М.И. Дири, С.В. Паниной, Т.И. Сергеевой, Т.А. Филимоненко и др.) объясняется рядом обстоятельств [4; 12; 14]:

- происходящие социально-экономические преобразования, обусловившие необходимость усовершенствования существующей образовательной системы с целью устранения противоречий между реальными и желаемыми характеристиками содержания предоставляемых образовательных услуг и потребностей обучающихся;

- усиление гуманитаризации содержания образования, увеличение воспитательной компоненты образования, требующие постоянного поиска новых педагогических технологий;

- неудовлетворенность собственной системой образования, свойственная современным государствам и как результат - поиск инновационных форм взаимодействия государства, образования, науки в целях решения общих задач образования;

- изменение отношения педагогов к самому факту освоения и реализации педагогических новшеств: если в прошлом в условиях жесткой регламентации содержания образовательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых технологий в организации учебно-воспитательной работы, то сегодня инновационная деятельность в образовании становится постоянной реальностью, приобретая исследовательский характер;

- вхождение образовательных учреждений в рыночные отношения, требующее наличие их конкурентноспособности, наблюдается настойчивое развитие активной образовательной конкуренции.

В научных публикациях Е.Э. Воропаевой, О.Ю. Демьяновой, Н.Ф. Ильиной, Г.Е. Прохоровой и др. сформулирована модель готовности к реализации инновационной деятельности, представленная как совокупность личностно-профессиональных качеств педагога, способствующих эффективному решению задач образования, направленных на создание, освоение и распространение инноваций [1; 3; 5].

Модели готовности к инновационной деятельности многие ученые (Н.В. Ипполитова, Н.Ф. Ильина, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, С.А. Трифонова и др.) раскрывают структуру готовности и динамику её развития, что позволяет представить целостный характер готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. В структуру готовности авторы включают некоторые компоненты: мотивационный компонент (осознанное отношение к инновационным технологиям), личностный компонент (любознательность, креативность, работоспособность, умение анализировать и корректировать свою инновационную деятельность, способность к самоанализу), когнитивный компонент (знание, понимание специфических особенностей инновационных технологий, владение умениями их использовать) и деятельностный компонент (владение современными педтехнологиями, умение обосновать значимость предлагаемых в образовательный процесс нововведений) [5; 7].

Современный педагог, отмечают авторы, должен в совершенстве владеть профессиональной инновационной деятельностью, а это возможно, если в характеристике его профессионализма присутствуют такие показатели, как:

- понимание значимости инновационной деятельности в сравнении с традиционной; инновация воспринимается как личностная ценность и как качество образа жизни «инновационность»;

- творческие способности, а именно способности не только воспринимать новые представления и идеи, но и создавать нечто новое, оригинальное;

- специфические социально-психологические качества, предполагающие толерантное восприятие нового, отличающегося от собственных представлений, гибкость и панорамность мышления; немаловажным являются также целеустремленность, добросовестность, трудолюбие личности;

- стремление к новизне, владение знаниями об инновационных технологиях, владения умениями использовать новые формы и методы организации учебно-воспитательной работы; смелость претворять в жизнь новые идеи;

- стремление к саморазвитию.

Анализ исследований, раскрывающих ценностно-мировоззренческий аспект готовности к инновационной деятельности, мотивационный аспект, информационный, технологический аспект, позволяет рассматривать их с позиции уровня сформированности такой готовности:

- высший уровень, предполагающий полную готовность;

- высокий уровень, предполагающий достаточную подготовленность;

- средний уровень, предполагающий частичную готовность;

- низкий уровень, предполагающий отсутствие какой-либо готовности.

Становление готовности педагогов к инновационной деятельности неминуемо проходит определённые этапы получения профессионального опыта констатируется в научных публикациях [4; 6]:

- возникновение интереса и далее потребности в приобретении нового опыта (этап мотивационной направленности на развитие опыта);

- осуществление целенаправленного поиска необходимой информации (этап получения нового опыта);

- осмысление приобретённой информации с учетом реальных обстоятельств, возникших в ходе деятельности (этап рефлексивного осмысления опыта);

- реализация в своей профессиональной деятельности нового опыта, модернизация, учитывая незначительные изменения некоторых его элементов до создания авторской модели (этап применения опыта).

Выводы. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что наблюдается выстраивание новой логики профессионального становления педагога. Сегодня профессиональный рост педагога во многом зависит от его понимания значимости инноваций в образовательном процессе, готовности к инновационной деятельности, проявления инновационной активности.

Литература:

1. Воропаева Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13880 (дата обращения: 21.01.2020).

2. Демьянова О.Ю. Теоретические подходы к оценке готовности педагогов к инновационной деятельности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-otsenki-gotovnosti-pedagogov-k-innovatsionnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 03.08.2019).

3. Дири М.И. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 2 (19). С.221-227. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-pedagoga-v-protsesse-ego-professionalnogo-stanovleniya/viewer (дата обращения: 18.01.2020).

4. Зимин С.И. Инновационные процессы в профессиональном образовании: необходимость и проблематичность / С.И. Зимин, И.Е Панова, Л.Н. Харченко // Модернизация системы непрерывного образования. - Махачкала: ДГПУ. 2009. С. 8-18.

5. Ильина, Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве

непрерывного образования: автореф. дис..... д-ра пед. наук. Красноярск. 2014. 42с. URL:

https://www.dissercat.com/content/stanovlenie-innovatsionnoi-kompetentnosti-pedagoga-v-regionalnom-prostranstve-nepreryvnogo (дата обращения: 23.12.2019).

6. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность [Текст] / О.Н. Калачикова // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 3 (16). С. 174-177.

7. Крижова Е.М. Исследование психологической готовности педагогов в контексте реализации в образовательном учреждении инновационной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. №1. С. 25-30.

8. Лиханова, Н.Н. Индивидуальное ориентирование студентов инженерно-технического профиля на профессиональный рост.: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Н.Н. Лиханова. Чита. 2013. 26 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005543382#?page=1 (дата обращения: 23.09.2019)

9. Митина, Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения / Л.М. Митина // Вестник образования России. 2005. №7. С. 45-49

10. Осипенкова И.В. Инновации в современном образовании как результат реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 28. С. 262-264. URL: http://e-koncept.ru/2016/56536.htm (дата обращения: 11.03.2020)

11. Панова В.Н. Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования // Образование и воспитание. 2020. №1. С. 46-48. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4788/ (дата обращения: 10.05.2020)

12. Сергеева Т.И., Панина С.В. Готовность учителя к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 117-119.

13. Топилина Н.В. Проектная культура как основа готовности к инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Таганрог. 2006. 23 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003276718 (дата обращения: 17.10.2019)

14. Туякова Б.С. Инновационная деятельность педагога [Текст] / Б.С. Туякова // Вестник «Орлеу»^! 2015. № 4 (10). С. 130-134. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-pedagoga-2/viewer (дата обращения: 06.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.