УДК: 796.01:159.9
ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
к саморазвитию на занятиях по физической культуре
Кандидат педагогических наук, доцент АА. Оплетин
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь
READINESS FOR PERSONAL DEVELOPMENT AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES
A.A. Opletin, associate professor, Ph.D.
Perm National Research Polytechnic University, Perm
Key words: individual, personal development, readiness, levels. The relevance of the research topic is stipulated by the socio-economic changes in the country, which resulted in changes in education, initiating the search for new ways and means of activization of an individual as a subject of self-determination. The purpose of the present research was to scientifically prove the concept of "individual's readiness for self-development" and to identify the ways to enhance this process at physical education classes. Proceeding from the analysis of the theory and practice, there is no definite concept of readiness in psychological and pedagogical literature. This is due to different approaches to its disclosure and various aspects of research, which address specific tasks. Physiologists consider readiness as a special state of the human body, as selective activity in future work, as a neurophysiological basis of purposeful behavior and state of readiness for it. This method of notion disclosure reveals the formation of readiness at the physiological level. Psychologists define readiness as a setting mechanism, expressed in pre-readiness for a specific way of behavior in certain circumstances, as general psychological readiness to work, as a short-term and long-term state of readiness, as a quite complex formation, emphasizing the importance and necessity of the personal approach in the study of this phenomenon.
The study of the phenomenon of "readiness" in relation to self-development in such a specific activity as physical education and sports conditioned the adaptation of this concept, its structure and diagnostics in view of psychological features of the early youth age. Preadult age is sensitive to awaken the desire for self-development. According to the authors' research, the readiness of young men for this kind of activity is weak, at the level of desire, they are lacking the in-depth knowledge about the nature of this phenomenon. Age psychological characteristics of youth are an important prerequisite to the study of the problem of students' self-development. This requires designing a targeted educational program, teaching tools and identifying the mechanism of self-development and monitoring.
Ключевые слова: личность, саморазвитие, готовность, уровни.
Актуальность темы исследования обусловлена социально-экономическими изменениями в стране, которые повлекли за собой изменения в образовании, ставя образовательный процесс на позицию поиска новых путей и средств активизации личности как субъекта самоопределения.
Цель исследования - научно обосновать понятие «готовность личности к саморазвитию» и определить пути активизации этого процесса на учебных занятиях по физической культуре.
Методика и организация исследования. Анализ теории и практики показывает, что в психолого-педагогической литературе нет однозначного понятия готовности. Это обусловлено разными подходами к раскрытию его сущности и разными аспектами исследований, где решаются конкретно поставленные задачи. Физиологи рассматривают готовность как особое состояние организма человека (И. П. Павлов), как избирательную активность в будущей деятельности (Н. А. Бернштейн), как нейрофизиологическую основу целенаправленного поведения и состояние готовности к нему (П. К. Анохин, К. Мегун, А. Р. Лурия). Такой подход к раскрытию понятия позволяет увидеть формирование готовности на физиологическом уровне. Психологи определяют готовность как механизм установки, выраженный в предуготов-ности к определенному способу поведения в определенных обстоятельствах (А. Г. Асмолов, И. Ф. Бжалава, А. С. Прангашвили, Д. Н. Узнадзе и др.), как общую психологическую готовность к труду (К. К. Платонов,
A. А. Смирнов, В. В. Сериков и др.), как кратковременное состояние готовности (предстартовое) и длительное («способность к образованию в своей области») (Н. Д. Левитов) как довольно сложное образование, подчеркивающее важность и необходимость личностного подхода в изучении этого явления (П. А. Рудик). Готовность как социальную установку рассматривают социальные психологи (Н. К. Шихарев, Ю. Шерковин,
B. Ядов и др.). В целом готовность характеризуется как симбиоз общей, социально-психологической готовности личности к различным видам деятельности, в том числе и к саморазвитию. Общая психологическая готовность характеризуется В. В. Сериковым, как су-
щественная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности. Она помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль, перестраивать свою деятельность при проявлении непредвиденных препятствий. М. И. Кряхтунов видит в готовности не только механизм как побуждение к действию, по его мнению, готовность включает в себя проявление активности в собственном самоусовершенствовании.
Изучение феномена «готовность» применительно к саморазвитию личности в таком специфическом виде деятельности, как физкультурно-спортивная, обусловило адаптацию этого понятия, его структуры, диагностики с учетом психологических особенностей возраста ранней юности. Близко к теме нашего исследования определение готовности как средства к самореализации личности, как единство интеграции психологической и физической готовности (С. И. Филимонова). В психолого-педагогической литературе отражены разные подходы, раскрывающие структуру готовности. В нашем исследовании структурный компонент готовности был вычленен на основе анализа литературы. Наиболее близки к теме нашего исследования работы ученых, рассматривающих готовность студентов к саморазвитию творческого потенциала в образовательном процессе (В. В. Коробкова, Т. А. Ратт, А. И. Санникова и др.). Критериально показатель характеристики готовности, предложенный вышеуказанными авторами, был взят нами за основу в вычислении компонентов готовности, соответствующих целям и задачам нашего исследования, которые были определены опытным путем в режиме пилотажного эксперимента. Структура готовности представлена следующими компонентами: ориен-тационным, операционным и психологическим, мотивационно-ценностным (табл. 1).
Изучение уровня готовности к саморазвитию на основе ее структурных компонентов проводилось с помощью педагогических методов, отражающих соотношение субъективного понимания данного феномена учащимися, и объективных данных, фиксирующих проявление готовности к саморазвитию в процессе образовательной деятельности. Анализ полученных данных позволил выделить четыре уровня готовности к саморазвитию: низкий (индифферентный), средний (относительный), достаточный (высокий), высший (превосходный).
Низкий уровень. Студента не интересует проблема саморазвития. Он плывет по течению, хотя наслышан об этом процессе, но представляет его на весьма узком бытовом уровне: «Если захочу - сделаю». Он уверен в том, что это не составит никакого труда. Он не различает понятий «саморазвитие», «самовоспитание», «самоопределение» и «самодвижение», считает, что ему это ни к чему. Он о себе все знает, знает, «как жить дальше», абсолютно равнодушен к своему положению в коллективе, считает, что все у него правильно. Характерна завышенная самооценка. В критических ситуациях проявляется отрицательная волевая направленность. Его не заботит место в коллективе, он предпочитает быть в стороне, считая, что он ходит в колледж учиться, и не более того. Характерно отсутствие самоконтроля и стремления к самоутверждению. Эмоционально расторможен в критических ситуациях, нередко доходит до состояния аффекта. В нестандартных ситуациях характерна отрицательная волевая направленность. Имея неадекватную самооценку, будущее представляет ярким, где он видит себя фигурой творческой, у которой всегда все получится. К саморазвитию абсолютно не готов. Средний (относительный). Проблема саморазвития интересует студента постольку, поскольку на эту тему поступает информация. Интерес пробуждается быстро, но быстро и угасает. Время от времени возникает потребность что-то как-то изменить в своей жизни, но не стремиться в чем-то конкретно себя перестроить и уж никак не связывает это ни с будущей профессией, ни со своим местом в обществе и мире в целом. Живет по формуле «Здесь и сейчас». Понятия «саморазвитие», «самовоспитание». «самоутверждение» носят декларативный характер. Самооценка часто меняется: в одних видах деятельности, где доминирует личный интерес, - завышенная, в других - адекватно заниженная. Уровень притязаний невысок. Общение в целом дистанционное. Самоконтроль слабый и проявляется эпизодически - только в лично значимых ситуациях. В критических ситуациях замыкается и предпочитает держаться в стороне. В очень значимых ситуациях может проявить волевое усилие. Эмоционально насыщен в ситуациях успеха, подавлен в неудачах. Будущее представляется туманным - будет как будет. Податлив общему порыву - если все будут заниматься саморазвитием, то он как личность присоединится. Мало и редко пытается анализировать свое поведение и свое место в мире и в обществе. Своя позиция неустойчива, предпочитает придерживаться большин-
Таблица 1. Критериальная характеристика готовности студентов к саморазвитию
Компоненты
Ориентационный Операционный Психологический Мотивационно-ценностный
Понятие самоопределения Владение умениями самопознания Уверенность в себе Оценка и самооценка
Понятие самовоспитания Владение приемами рефлексии Эмоциональный компонент; самочувствие, настроение, активность Стремление к самоопределению
Понятие саморазвития Искусство общения Волевой компонент - развитие волевых свойств Потребность в самоутверждении
Знание о мире и о своем месте в нем Навыки самоконтроля и самокоррекции Применение саморегуляции в поведении и деятельности Соотнесение результатов с последствиями
Содержание компонентов
ства. По вопросам саморазвития активно включается только при групповом обсуждении. Стремление изменить себя возникает редко. Есть желание в чем-то разобраться, в чем-то измениться, в чем-то самоутвердиться, но делает это чаще на словах, а не на деле и весьма эпизодически.
Достаточный (высокий). Весьма заинтересован проблемой «саморазвития». Проявляет интерес к литературе на эту тему. Имеет общее представление о самом процессе саморазвития. Применяет его по отношению к себе - настоящему и желаемому будущему. Имеет готовый опыт самовоздействия при решении несложных проблем, оперируя в основном такой формулой «Постараюсь сделать так». Есть попытка узнать себя глубже. Имеет адекватную самооценку. Эмоционально устойчив, за исключением конкретных отрицательных глубоко личных ситуаций. В общении с окружающими уравновешен. В отдельных случаях проявляет терпимость к другому мнению. В целом целеустремлен, хотя есть характер спонтанности в изменении решений. В критических ситуациях чаще проявляет сдержанность, чем эмоциональную отрицательную реакцию. Самоконтроль только в критических ситуациях, имеющих сугубо личную направленность. Волевые качества проявляются нестабильно. Есть способность к рефлексии, пытается анализировать, особенно неудачи, имеет свою позицию в большинстве случаев решаемых вопросов. Уровень притязаний достаточный. Есть желание самоусовершенствоваться как в личном, так и в профессиональном плане, но нет системы. Знаком с приемами и методами саморазвития, применяет их при консультировании преподавателя.
Высший (превосходный). Свободно ориентируется в проблеме саморазвития в теоретическом плане. Связывает это понятие со своим положением и со своим будущим. Самостоятельно пытается изучить данный аспект, особенно интересуясь практической стороной дела. Понимает процесс своего саморазвития как личностный, профессиональный и социальный. Довольно свободно оперирует понятиями «самосознание», «самосовершенствование», «самоутверждение» и понимает их значимость. Способен к анализу своего поведения, своей деятельности, своего будущего, хотя в основном это носит часто личностный характер. Однако связывает его с социальными проблемами. Есть самоконтроль, особенно проявляется в критических ситуациях. Эмоционален, не всегда умеет вовремя остановиться, но это в основном в ситуациях успеха. Общение в целом ровное, но быстро возбуждается, хотя до срывов дело не доходит. Самооценка высокая адекватная. Уровень притязаний высокий. Проявление воли во многих ситуациях стабильно. Есть желание научиться управлять своими эмоциями, своим психическим состоянием, своим поведением и вообще своим самоутверждением. Отмечена довольно высокая готовность к саморазвитию.
Диагностика уровней готовности студентов к саморазвитию проводилась по методу целевого педагогического наблюдения по разработанной карте и наличия проявления готовности, которое фиксировалось по методу независимых характеристик, и оценивались в баллах по степени проявления качеств готовности. В исследовании приняли участие 183 студента второго года обучения. Сумма баллов, в основе которой положена характеристика уровня готовности, представлена в табл. 2.
Результаты исследования и их обсуждение.
Готовность студентов к саморазвитию согласно субъективным данным завышена. Никто из студентов не обнаружил у себя низкого уровня. Больше половины респондентов (54 %) считают, что информацией о саморазвитии они владеют, имеют к ней интерес, как-то связывают ее значимость с понятием самосовершенствования и часто обсуждают эти вопросы. Другая, довольно большая часть студентов (46 %), считает свою готовность к саморазвитию достаточно высокой. Их очень интересует информация о саморазвитии. Они не только стремятся к нему, но и работают над собой, если возникает такая потребность. Стремятся узнать себя, строят перспективу своего развития. Владеют самоконтролем в этом виде деятельности. Пытаются анализировать свои успехи и неудачи. Приведенные данные характеризуют завышенный уровень готовности к саморазвитию. Как свидетельствуют объективные данные, такой уровень готовности неадекватен, так как он не соответствует действительности. Данные таблицы зафиксировали доминирование у большинства студентов курса низкий уровень готовности к саморазвитию (59 %). Остальные (41 %) показали относительный уровень. Ни высокий, ни высший уровни зафиксированы не были. По существу, целый курс не проявлял себя в деятельности по личностному саморазвитию. Анализ полученного материала дает основание считать, что студенты не готовы к саморазвитию. В этой ситуации встает вопрос о том, что стремление к самопознанию, самоизменению и самоутверждению, так характерные, по утверждению психологов, для данного периода возрастного развития на практике не реализуются как невостребованные. Полученные данные актуализировали вопрос об отношении студентов к физической культуре (занятия велись по традиционной программе). Было проведено дополнительное исследование на выявление отношения, что, по существу определяло мотивацию студентов к занятиям физической культурой. Анализ показал следующую картину (табл. 3). Данные таблицы свидетельствуют, что для большинства студентов (64 %) характерно среднее (относительное) отношение к занятиям физической культурой, т. е. идет ориентация на ситуацию и ближайшее окружение. Третья часть курса (34 %) показала индифферентный уровень, т. е. в целом они равнодушны к занятию, присутствуют, так как это обязательная форма обучения. И лишь исключительно малая часть от числа всех обследуемых (2 %)
Таблица 2. Критерии оценки уровня готовности студентов к саморазвитию личности
Уровни Н С Д В
Баллы 8-19 20-48 49-64 65-80
Таблица 3. Отношение студентов к занятиям физической культурой (183 чел.), %
Время проведения среза Уровни, %
Низкий (индифферентный) Средний (относительный) Достаточный (высокий) Высший (превосходный)
Исходный 34 64 2 -
занимаются с удовольствием, связывают эти занятия со своим будущим.
Вывод. Юношеский возраст является сенситивным для пробуждения стремления личности к саморазвитию. По данным нашего исследования, готовность юношей к этому виду деятельности сформирована слабо, на уровне желания, не вооруженного глубокими знаниями о сущности данного явления. Возрастные психологические особенности юности служат важной предпосылкой к исследованию проблемы саморазвития студентов. Это требует разработки целевой учебной программы, педагогического инструментария, выявления механизма саморазвития и проведения мониторинга.
Использованная литература
1. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе / РАН. Ин-т. истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова; отв. ред. А.А. Печенкин. - М.: Наука, 1994. - 236 с.
2. Оплетин А.А. Физическая культура в процессе формирования компетенции саморазвития личности студентов вуза. Ч. 2: учебно-метод. пособие / А.А. Оплетин. - Пермь, 2012. - 67 с.
References
1. The concept of self-organization in a historical retrospective / RAS. Inst. History of Natural Science and Technology named after S.I. Vavilov; Ed. by A.A. Pechenkin. - Moscow: Nauka, 1994. - 236 P. (In Russian)
2. Opletin, A.A. Physical culture during formation of the competence of personal development of university students. P. 2: guidance. -Perm, 2012. - 67 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 16.05.2014 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 797.14
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЯХТСМЕНОВ
В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ
Кандидат педагогических наук, профессор Т.В. Михайлова Соискатель М.М. Калинин
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГШЛИФК), Москва
Ключевые слова: парусный спорт, юные яхтсмены, функциональная подготовка, годичный тренировочный цикл.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность методики функциональной подготовки юных яхтсменов в годичном тренировочном цикле.
Методы и организация исследования. Исследование проводили на базе парусного центра «НОРД» (г. Архангельск) в течение годичного тренировочного цикла (2012/2013 г.). В исследовании приняли участие 20 яхтсменов (юношей) в возрасте от 10 до 14 лет. Все спортсмены перед началом педагогического эксперимента были разделены на две группы: контрольную (КГ=10 чел.) и экспериментальную (ЭГ=10 чел.), которые по уровню функциональной подготовленности достоверно не отличались друг от друга (р>0,05). Особенностью экспериментальной методики явилось применение в соревновательном периоде годичного тренировочного цикла переменного метода тренировки, для которой характерно чередование нагрузок различной интенсивности, без их строгой регламентации, что благоприятно для восстановительных процессов в организме и способствует развитию специальной выносливости. Тренировки проходили на реке, где спортсмены учились управлять яхтой в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
Для оценки функциональной подготовленности юных яхтсменов применялись следующие тесты: физическая работоспособность (PWC170); максимальное потребление кислорода (МПК); Гарвардский степ-тест [1].
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования показали, что у юных яхтсменов КГ общая физическая работоспособность увеличилась на 4,3 %, а ЭГ -на 12,9 %. В результате комплексной оценки функциональной подготовленности установлено, что у юных яхтсменов ЭГ показатель физической работоспособности, оцениваемый с помощью теста PWC170, достигает 1565,1 кГм/мин (р<0,05), а КГ -1025,4 кГм/мин (р>0,05).
Проведенное исследование позволило установить, что у юных яхтсменов КГ прирост показателей максимального потребления кислорода (МПК) за период эксперимента составил 5,5 %о, а ЭГ - 11,9 %о. Комплексная оценка функциональной подготовленности выявила, что у юных яхтсменов КГ за формирующий педагогический эксперимент произошел недостоверный прирост индекса Гарвардского степ-теста - 3,2 0% (р>0,05), а ЭГ - 14,2 о% (р<0,05).
Заключение. Проведенное исследование показало, что применяемый в учебно-тренировочном процессе юных яхтсменов ЭГ переменный метод чередования нагрузок различной интенсивности без их строгой регламентации позволил существенно повысить уровень функциональной подготовленности, тем самым обеспечив более эффективное управление судном. Литература
1. Высочин, Ю.В. Контроль за функциональным состоянием нервно-мышечной системы / Ю.В. Высочин, Ю.П. Денисенко, Л.Г. Яценко // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 1. - С. 36-40.
Информация для связи с автором:
тел.: 89156337892; е-таН: [email protected]
Поступила в редакцию 03.08.2014 г.