Научная статья на тему 'Готовность к взаимодействию с семьей как одна из ключевых компетенций учителя начальных классов'

Готовность к взаимодействию с семьей как одна из ключевых компетенций учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейное воспитание / педагогическое взаимодействие / профессиональная компетентность / family education / pedagogical interaction / professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. Н. Герасимович

В статье рассматривается проблема взаимодействия семьи и школы в вопросах семейного воспитания с позиции компетентностного подхода. На основании проведенного теоретического анализа, а также собственных изысканий конкретизированы основные условия эффективности совместной деятельности педагога и родителей, определены ценностно-целевые приоритеты данного взаимодействия, выявлены педагогические условия формирования готовности учителя начальных классов к взаимодействию с семьей учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. Н. Герасимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS FOR INTERACTION WITH THE FAMILY AS ONE OF KEY COMPETENCES OF THE ELEMENTARY SCHOOL TEACHER

The problem of interaction between the family and the school in matters of family education from the perspective of the competency approach. Based on the theoretical analysis, as well as the author of your own research specified basic conditions for the effectiveness of the joint work of the teacher and parents, defined values and priorities of the target interaction, detected pedagogical conditions of formation of readiness of the teacher of initial classes to interact with the student's family.

Текст научной работы на тему «Готовность к взаимодействию с семьей как одна из ключевых компетенций учителя начальных классов»

УДК 373.3.018.26

Е. Н. Герасимович

Аспирант кафедры педагогики и методик дошкольного и начального образования, МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Беларусь Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования УО БГПУ им. М. Танка В. Г. Игнатович

ГОТОВНОСТЬ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье рассматривается проблема взаимодействия семьи и школы в вопросах семейного воспитания с позиции компетентностного подхода. На основании проведенного теоретического анализа, а также собственных изысканий конкретизированы основные условия эффективности совместной деятельности педагога и родителей, определены ценностно-целевые приоритеты данного взаимодействия, выявлены педагогические условия формирования готовности учителя начальных классов к взаимодействию с семьей учащегося.

Ключевые слова: семейное воспитание, педагогическое взаимодействие, профессиональная компетентность.

Введение

В современной социокультурной ситуации выдвигается задача модернизации деятельности институтов социализации ребенка, одним из которых является семья. Это связано с проявлением факторов, дестабилизирующих детско-родительские отношения: изменением материального и социального положения семьи; потерей семейных традиций; несовпадением диалога культур старшего и младшего поколений; неадекватностью личностных притязаний детей и родителей друг к другу; невысоким уровнем воспитательного потенциала семьи [1, 3].

Сложившаяся ситуация обострила проблему организации и полноценного функционирования воспитательного пространства учреждений образования и семьи. Об этом свидетельствует увеличивающееся количество публикаций на тему взаимодействия семьи и школы в вопросах семейного воспитания, расширение научно-исследовательской тематики, появление новых образовательных программ. Семья должна быть объектом постоянного педагогического внимания, так как именно в ней начинается социализация личности, осуществляется передача опыта, накопленного человечеством, закладываются основы трудовых навыков, нравственных принципов, норм поведения. Неустойчивость семьи, падение престижа семейных традиций и ценностей неблагоприятно сказываются на воспитании детей, поэтому семье необходима помощь со стороны учреждений образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные ученые рассматривают проблемы семейного воспитания с точки зрения различных подходов: например, культурологического (В.С. Библер, К.В. Гавриловец, У.П. Зинченко, М.С. Каган, В.М. Межуев, В.П. Старжинский, И.И. Цыркун,), этнопедагогического (Г.П. Орлова, В.С. Болбас, Г.Н. Волков, И.И. Калачева, Л.В. Ракова, С.В. Снапковская, В.В. Чечет и др.). При этом отдельные аспекты семейного воспитания остаются недостаточно исследованными. Как свидетельствует практика, нуждается в углубленном изучении процесс взаимодействия семьи и школы в вопросах семейного воспитания с позиции компетентностного подхода в контексте обновления общественного запроса.

Под семейным воспитанием отечественные педагоги понимают целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, включающее защиту и формирование его личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества [2, 45].

© Герасимович Е. Н., 2016

Содержание семейного воспитания охватывает все направления: духовно-нравственное, умственное, физическое, патриотическое, трудовое, эстетическое и др.

Данные направления являются элементами всей системы воспитания и отражены в государственных документах и программах по вопросам социальной политики и воспитательной работы среди молодежи. Их концептуальные основы определены в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, в ежегодных Методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по организации идеологической и воспитательной работы. В них рельефно обозначены культурологический и системный подходы к определению содержания воспитательного процесса в учреждениях образования, где ведущим компонентом определено идеологическое воспитание, большое значение придается воспитанию гражданской культуры личности, ее нравственной и художественно-эстетической культуре, а также воспитанию экологической ответственности, культуры безопасной жизнедеятельности и формированию навыков здорового образа жизни, культуре трудовой и профессиональной деятельности [3, 32]. Все это, вместе взятое, и составляет систему основных направлений разностороннего развития детей и учащейся молодежи и является компонентами семейного воспитания.

Построение новых моделей образования, адекватных современному типу культуры, выдвигает новые требования к совершенствованию подготовки педагогов, способных проектировать и реализовывать эти модели [4, 5]. Только компетентные педагогические кадры способны оказать помощь родителям в реализации государственной семейной политики по отношению к детям.

Анализ исследований в данной области показал, что подготовка учителей к взаимодействию с семьей учащегося изучалась в таких контекстах, как формирование их психологической готовности (Е.В. Баранова), профессиональной готовности (О.А. Шостакович), педагогические условия развития ориентации будущего учителя на взаимодействие с родителями (Л.Н. Константинова), на его ценностное взаимодействие с семьей (И.В. Власюк); профессионально-педагогическая подготовка к работе с семьей как целостный процесс (Н.А. Бугаец, Т.А. Савченко); социально-ориентированная подготовка будущих учителей начальных классов к работе с семьей (Т.И. Шанскова ).

С нашей точки зрения, детально данную проблему в своих трудах освещает Е.Д. Осипов. Автор выделяет основополагающие идеи семейного воспитания, взаимодействие школы и семьи в контексте истории педагогической мысли, показывает развитие научных представлений о компетентностно ориентированном обучении будущих учителей педагогическому взаимодействию с семьей.

Как свидетельствует анализ теоретических исследований, в истории научных поисков интерес к проблеме взаимодействия семьи и школы, профессиональной компетентности педагога в данной области был всегда велик. И сегодня эта проблема не может не рассматриваться как одна из ключевых, поскольку потребность поиска путей совершенствования профессиональной деятельности имеет непреходящее значение [5, 54].

Рассматривая педагогическое взаимодействие учителя начальных классов с семьей с позиций компетентностного подхода, нами выделено возникшее противоречие между возрастающими потребностями семьи в педагогической помощи со стороны учителя и степенью овладения им профессиональными компетенциями в данной сфере деятельности.

В обобщенной интерпретации педагогическое взаимодействие с семьей характеризуется как вид совместной деятельности «педагог - родители», направленной на развитие их партнерских отношений и способствующей эффективности воспитания ребенка в семье и школе [1, 11]. При обосновании сущности понятия «педагогическое взаимодействие» нами за основу взята позиция Г.М. Андреева, согласно которой педагогическое взаимодействие проявляется в совместной деятельности субъектов. Формой проявления данного взаимодействия, по выражению Б.Ф. Ломова, является общение как специфический вид деятельности, которое как бы пронизывает совместную деятельность субъектов, выполняя организационную роль, то есть выступает одним из средств эффективности данной деятельности, неотделимо от нее [1, 12].

Анализ научных работ, результаты собственных изысканий позволили нам конкретизировать основные условия эффективности педагогического взаимодействия учителя начальных классов с семьей. Это:

- готовность работать сообща, четко представляя цель, задачи и результат совместной деятельности ее участников;

- планирование, распределение обязанностей с учетом пожеланий, интересов участников, организация и подведение итогов деятельности;

- выбор оптимальной стратегии и тактики организации деятельности на основе принципов дифференциации, индивидуализации, коллективности;

- самореализация в деятельности каждого из субъектов, с учетом его потенциальных возможностей;

- систематическое оценивание результативности характеризуемой деятельности;

- мониторинг удовлетворенности совместной деятельностью его участников.

Реализация данных условий в контексте педагогического взаимодействия учителя

начальных классов с семьей осуществляется через его профессиональную деятельность, что способствует, на наш взгляд, расширению педагогического опыта как основы профессиональных компетенций.

В последнее десятилетие, несмотря на то, что изучением профессиональной компетентности активно занимались отечественные и зарубежные ученые, в современной литературе нет единого мнения в вопросе определения сущности рассматриваемого понятия. Так, исследуя вопросы профессиональной деятельности педагога, педагогическое мастерство, профессионализм как более широкое и устойчивое свойство личности, Н.В. Кухарев определяет профессиональную компетентность педагога как уровень его продуктивности в процессе решения педагогических задач в конкретных педагогических ситуациях и условиях. При этом профессиональная компетентность педагога ни в коей мере не исключает его способности создавать в сознании возможный более качественный образ результата и соотносить его с реально получаемым в действительности. Это соответствующие знания и опыт педагога, способного антиципировать педагогические ситуации и моделировать более эффективную систему действий на пути достижения желаемых качественных показателей, конкретизировать собственную деятельность и обосновывать ее [5, 55].

Структуру профессиональной компетентности педагога в сфере взаимодействия с семьей представил Е.Д. Осипов. Автор выделил три кластера компетенций, разделяя каждый из них на группы компетенций: знаниевый (методологические, теоретические, конкретно-прикладные), процессуально-деятельностный (проективные, организационно-управленческие, рефлексивно-оценочные), коммуникативный (информационно-коммуникативные, интерактивные, перцептивные).

Таким образом, профессиональная компетентность педагога в сфере взаимодействия с семьей - это характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражается в способности самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять функцию взаимодействия с семьей [6].

Формируется профессиональная компетентность педагога в процессе получения профессионального образования, которое рассматривается как непрерывный процесс, поэтому оно совершенствуется и в ходе профессиональной деятельности [5, 56].

Однако, как показывает практика, не все учителя начальных классов обладают совокупностью данных компетенций, чтобы помочь ребенку адаптироваться в совершенно новой для него социальной среде, где без продуктивного взаимодействия с семьей эта задача является трудновыполнимой.

В связи с этим составляющей профессионализма учителя начальных классов, на наш взгляд, является готовность к взаимодействию с семьей учащегося, которую мы рассматриваем как одну из ключевых компетенций, выражающуюся в способности будущего педагога реализовать свои социально-педагогические знания и возможности в вопросах семейного воспитания. Исходя из нашего понимания данной компетенции учителя начальных классов, выделим следующие ее структурные компоненты:

- мотивационный, подразумевающий наличие потребности во взаимодействии и общении с участниками педагогического процесса; интерес к освоению эффективных способов общения; настойчивость в преодолении затруднений при решении задач, связанных с организацией взаимодействия;

- когнитивный, представляющий собой совокупность знаний о средствах, способах, закономерностях, правилах и нормах общения; об особенностях и стилях взаимодействия; о системе правил регуляции совместных действий, ролях, позициях, которые занимают участники взаимодействия; об особенностях коммуникативного поведения в процессе взаимодействия;

- технологический, включающий совокупность коммуникативных, рефлексивных и интерактивных умений.

Как отмечается многими исследователями (И.В. Власюк, Е.В. Баранова, Л.Н. Константинова и др.), будущие педагоги получают в вузе недостаточную подготовку, которая бы позволяла им доступными способами передавать родителям знания по вопросам семейного воспитания, обучать их продуктивному взаимодействию с детьми, формировать у них ценностное отношение к ребенку. Вместе с тем многие педагоги после фазы своего профессионального становления перестают прилагать усилия к дальнейшему профессиональному самоопределению и саморазвитию. Даже понимая необходимость повышения своей профессиональной компетентности, данная категория учителей не готова к активному конструированию собственного профессионального пути в течение всей трудовой деятельности.

На наш взгляд, одной из составляющих профессионального саморазвития является самообразование, под которым мы понимаем добровольную деятельность, направленную на освоение общей культуры, современных педагогических идей и технологий, содействующую повышению качества и результативности трудовой деятельности и самосовершенствования педагога.

Как отмечалось выше, взаимодействие с семьей характеризуется как вид совместной деятельности «педагог - родители», поэтому мы полагаем, что для достижения результата в решении значимых проблем, налаживании позитивных взаимоотношений между субъектами данного взаимодействия, в процессе которого учатся как семья учащегося, так и педагоги, в самообразовании нуждаются не только учителя. В силу объективных и субъективных причин родители также нуждаются в обучении, что отмечено в трудах Ю.Б. Гиппенрейтера, Т. Гордона, В.В. Чечета и др.

С учетом результатов проведенного исследования нами определены следующие ценностно-целевые приоритеты педагогического взаимодействия учителя начальных классов с семьей:

- интеграция родителей в деятельность учреждения образования через участие в совместной деятельности с педагогами, ее проектировании, организации, оценивании;

- реализация информационной, интерактивной, перцептивной функций, отражающих назначение педагогического взаимодействия с семьей, исходя из его компонентной основы;

- конструирование и осуществление деятельности на основе принципов системности, дифференциации, индивидуализации, управляемости и развития; ориентация на результат;

- оказание семье дифференцированной помощи в профилактической и коррекционной работе с детьми посредством тренинга, обеспечения методическими материалами;

- совершенствование воспитательного потенциала семьи на основе просвещения и обучения, приобщения родителей к самообразованию с целью повышения их педагогической культуры.

Выводы

Представленные результаты анализа исследований и сложившейся на практике ситуации свидетельствуют об актуальности проблемы готовности педагогов к продуктивному взаимодействию с семьей учащегося в различных областях профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода.

Современная социокультурная ситуация нацеливает учителя по-новому подходить к конструированию педагогического взаимодействия с семьей с позиции его значимости. Данное взаимодействие, на наш взгляд, будет значимым, если: постоянно развивается к нему мотивированность его субъектов; отношения выстраиваются на основе методов, способствующих обеспечению партнерских отношений сторон; используются целесообразные, привлекательные формы, направленные на организацию продуктивной совместной деятельности педагога и родителей учащихся в вопросах семейного воспитания.

Для того, чтобы осуществлять педагогическое взаимодействие с семьей, педагог должен обладать рядом компетенций. Формирование готовности учителя начальных классов к

взаимодействию с семьей как одной из ключевых компетенций, на наш взгляд, может быть успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

- адекватное отражение проблемы формирования готовности педагога к взаимодействию с семьей учащихся как одной из ключевых компетенций в целях, содержании, методах и формах профессиональной подготовки как в ходе теоретического изучения дисциплин учебного плана, так и в рамках освоения практических аспектов педагогической деятельности;

- целенаправленное насыщение учебных планов дисциплинами по выбору, предполагающими формирование социально-педагогической компетентности студентов;

- внедрение технологии формирования готовности к профессиональному саморазвитию учителя начальных классов, включающей технологии саморазвития, самосовершенствования, самообучения, а также методы и формы, средства и приемы, которые нацелены на педагогическую поддержку учителя начальных классов.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Осипов, Е. Д. Основы компетентностно-ориентированного обучения будущих педагогов взаимодействию с семьей учащегося [Текст] : монография / Е. Д. Осипов ; под общ. ред. А. Н. Сендер ; Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина. - Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, 2014. -166 с.

2. Антипова, Е. А. Семейная педагогика : учеб.-метод. материалы / Е. В. Антипова. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. - 216 с.

3. Кадол, Ф. В. Концептуальные особенности научной разработки проблем воспитания / Ф. В. Кадол // Адукацыя i выхаванне. - 2015. - № 5. - С. 29-36.

4. Бабкина, Т. А. Молодой преподаватель вуза: становление педагогической позиции : монография / Т. А. Бабкина, Ю. И. Куницкая. - Гродно : ГрГУ, 2005. - 265 с.

5. Кухарев, Н. В. Профессиональная компетентность педагога как объект исследования, прогнозирования и обоснования: акмеологическая доминанта / Н. В. Кухарев // Адукацыя i выхаванне. -2015. - № 6. - С. 54-61.

6. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://knowledge.aUbest.ru/pedagogics/2c0a65635b2bc68a4c43b88521206d26. html. - Дата доступа : 25.08.2014.

Поступила в редакцию 16.09.16 E-mail: gerasimovich_elena@bk.ru

E. N. Gerasimovich

READINESS FOR INTERACTION WITH THE FAMILY AS ONE OF KEY COMPETENCES OF THE ELEMENTARY SCHOOL TEACHER

The problem of interaction between the family and the school in matters of family education from the perspective of the competency approach. Based on the theoretical analysis, as well as the author of your own research specified basic conditions for the effectiveness of the joint work of the teacher and parents, defined values and priorities of the target interaction, detected pedagogical conditions of formation of readiness of the teacher of initial classes to interact with the student's family.

Keywords: family education, pedagogical interaction, professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.