Научная статья на тему 'Готовность к саморазвитию как компонент подготовки будущих учителей в условиях образовательной среды'

Готовность к саморазвитию как компонент подготовки будущих учителей в условиях образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ / READINESS FOR SELF-DEVELOPMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / КОМПОНЕНТ / COMPONENT / ПРОЦЕСС / PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Ирина Николаевна

В статье представлена современная концепция образования, выдвигающая ряд требований к готовности будущих педагогов. Успешными и профессионально компетентными будущими педагогами, становятся люди способные к саморазвитию, самообразованию, умеющие приспосабливаться к новым условиям и активно принимающие самостоятельные решения. Саморазвитие можно рассматривать как определенную потребность, в построении себя как личности, а также самосовершенствовании и самовоспитании. Важным этапом на пути саморазвития будущего педагога, является его готовность. Готовность постоянно самосовершенствоваться в условиях образовательной среды. Готовность к саморазвитию в современных условиях включает в себя ряд условий и требований, на основе которых формируются компоненты мотивационно-целевой, содержательно-операционный, оценочно-рефлексивный и технологический. Первые три компонента являются продолжением друг друга, а вот технологический прослеживается и на этапе возникновения мотивов и формулировании цели, в процессе получения новых знаний, умений навыков и наконец в ходе рефлексии и объективной оценки своих достижений. Рассматривая каждый компонент, мы можем подвести итоги или же сформулировать результаты, а именно, изменения в знаниях, способностях, ориентациях, личностных и профессиональных качествах. Процесс формирования готовности к саморазвитию выступает в роли циклического процесса, в котором происходит, осмысление своих возможностей. Постоянное влияние на все компоненты готовности к саморазвитию будущих учителей, позволяет построить некий фундамент для успешного саморазвития, будущего учителя. Профессия будущего учителя невозможна без самостоятельной работы над самим собой, совершенствованием своих знаний умений и навыков, в результате постоянного саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness for self-development as a component of the preparation of future teachers in the conditions of the educational environment

The modern concept of education puts forward a number of requirements for the readiness of future teachers. Successful and professionally competent future teachers are people capable of self-development, self-education, able to adapt to new conditions and actively taking independent decisions. Self-development can be considered as a definite need, in building oneself as a person, as well as self-improvement and self-education. An important stage in the way of selfdevelopment of the future teacher is his willingness. Readiness to constantly improve in the conditions of the educational environment. Readiness for self-development in modern conditions includes a number of conditions and requirements on the basis of which the components are formed motivationally-purposeful, meaningful-operational, evaluative-reflexive and technological. The first three components are a continuation of each other, but technological can be traced both at the stage of the emergence of motives and the formulation of the goal, in the process of obtaining new knowledge, skills, and finally in the course of reflection and an objective assessment of their achievements. Considering each component, we can sum up or formulate results, namely, changes in knowledge, abilities, orientations, personal and professional qualities. The process of forming readiness for selfdevelopment acts as a cyclical process in which it occurs, understanding its capabilities. Constant influence on all components of readiness for self-development of future teachers, allows to build a certain foundation for successful self-development, the future teacher. The profession of the future teacher is impossible without independent work on oneself, improving one's knowledge of skills and skills, as a result of constant self-development.

Текст научной работы на тему «Готовность к саморазвитию как компонент подготовки будущих учителей в условиях образовательной среды»

Интернет-журнал «Мир науки» 2018, №2, Том 6 ISSN 2309-4265

World of Science. Pedagogy and psychology 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №2, Том 6/ 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/46PDMN218.pdf

Статья поступила в редакцию 13.02.2018; опубликована 06.04.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гущина И.Н. Готовность к саморазвитию как компонент подготовки будущих учителей в условиях образовательной среды // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/46PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Gushchina I.N. (2018). Readiness for self-development as a component of the preparation of future teachers in the conditions of the educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/46PDMN218.pdf (in Russian)

УДК 378.14

Гущина Ирина Николаевна

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия

Аспирант E-mail: guschinain@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=874057

Готовность к саморазвитию как компонент подготовки будущих учителей в условиях образовательной среды

Аннотация. В статье представлена современная концепция образования, выдвигающая ряд требований к готовности будущих педагогов. Успешными и профессионально компетентными будущими педагогами, становятся люди способные к саморазвитию, самообразованию, умеющие приспосабливаться к новым условиям и активно принимающие самостоятельные решения. Саморазвитие можно рассматривать как определенную потребность, в построении себя как личности, а также самосовершенствовании и самовоспитании. Важным этапом на пути саморазвития будущего педагога, является его готовность. Готовность постоянно самосовершенствоваться в условиях образовательной среды. Готовность к саморазвитию в современных условиях включает в себя ряд условий и требований, на основе которых формируются компоненты мотивационно-целевой, содержательно-операционный, оценочно-рефлексивный и технологический. Первые три компонента являются продолжением друг друга, а вот технологический прослеживается и на этапе возникновения мотивов и формулировании цели, в процессе получения новых знаний, умений навыков и наконец в ходе рефлексии и объективной оценки своих достижений. Рассматривая каждый компонент, мы можем подвести итоги или же сформулировать результаты, а именно, изменения в знаниях, способностях, ориентациях, личностных и профессиональных качествах. Процесс формирования готовности к саморазвитию выступает в роли циклического процесса, в котором происходит, осмысление своих возможностей. Постоянное влияние на все компоненты готовности к саморазвитию будущих учителей, позволяет построить некий фундамент для успешного саморазвития, будущего учителя. Профессия будущего учителя невозможна без самостоятельной работы над самим собой, совершенствованием своих знаний умений и навыков, в результате постоянного саморазвития.

https://mir-nauki.com

Ключевые слова: саморазвитие; саморегуляция; готовность к саморазвитию; педагогическая деятельность; формирование; компонент; процесс; профессиональная подготовка; будущий учитель

В современном обществе, как правило, успешными и профессионально компетентными будущими педагогами, становятся люди способные к саморазвитию, самообразованию, умеющие приспосабливаться к новым условиям и активно принимающие самостоятельные решения.

Идея самообразования выступает стержневой во многих современных концепциях. Психологи, педагоги, философы, социологи рассматривают потребность в самообразовании у будущих педагогов как главный показатель их готовности к профессиональному самоопределению и одновременно как необходимое условие ее достижения.

В философии сложилась некоторая совокупность принципов и взглядов на способность человека к самообразованию как на личностно-ценностную деятельность, направленную на раскрытие сущности человека, его внутреннего мира, поиск им смысла жизни, способностей и возможностей, выполнение высшего предназначения.

Саморазвитие - это процесс непрерывного, активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы саморегуляции. Саморазвитие также можно рассматривать как определенную потребность, в построении себя как личности, а также самосовершенствовании и самовоспитании. Каждая личность развивается непосредственно друг от друга в рамках своего жизненного пути. Другими словами, можно сказать, что каждая личность, а именно каждый человек, является полноценным автором своей собственной жизнедеятельности, который может определять для себя важные перспективы своего развития, при этом, не подчиняясь обстоятельствам.

В непрерывном процессе саморазвития ставятся и достигаются определенные цели, для достижения которых происходит изменение собственной деятельности и поведения, опираясь на самоутверждение самоактуализацию и самосовершенствование.

Одним из важнейших этапов в становлении личности, является период получения высшего образования. На протяжении всего периода обучения происходит интенсивное формирование ценностных ориентаций, которые постепенно начинают представлять собой активную жизненную позицию будущего педагога. Сам же процесс саморазвития будущих педагогов можем охарактеризовать, как процесс развития личности и использования всех своих возможностей. Качество саморазвития зависит от умений человека организовывать собственную деятельность. В качестве критериев профессионального саморазвития будущего педагога можно определить следующие: самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности; доминирование в структуре педагогической деятельности действий учителя, направленных на профессиональное самообновление, изменение своих способов работы; постановка и решение по отношению к самому себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных, предметных задач; способность учителя воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития. К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие будущих педагогов, относят: самосознание, самоопределение, самоактуализация, самореализация, самодеятельность, саморегуляции, самостроительство, самоидентификация, самооценка.

https://mir-nauki.com

Рассмотрев процесс саморазвития с данной точки зрения, можно ввести определение «готовность», под готовностью понимают условие, сопутствующее успешному выполнению деятельности, настраивая личность на будущую деятельность [1, с. 4].

По отношению к системе подготовки будущих педагогов, понятие готовности можно определить как регулятор деятельности. Активное влияние на готовность к саморазвитию будущих педагогов влияют потребности личности, побуждающие ее активность. Процесс готовности должен включать в себя ряд требований, выдержку, педагогический такт, эмоциональную устойчивость которые будут позволять проводить анализ соей деятельности, прогнозировать результаты, возможность сравнения своей индивидуальности с другими, предусматривая динамичное изменение инициативности личности [2]. Процесс готовности к саморазвитию будущего педагога можно представить как процесс, состоящий из следующих компонентов: мотивационно-целевой, когнитивный, эмоционально-волевого, оценочно-результативный, характеризуются неравномерностью развития и взаимосвязанностью, т. к. изменение одного из них является условием развития любого другого.

Профессиональная подготовка невозможна без процесса готовности, выступающая связующим звеном между процессом вузовской подготовки и профессиональным трудом, и положительной установкой на предстоящую деятельность, включает в себя единство теоретической и практической готовности.

Готовность к профессиональному саморазвитию может быть представлена как совокупность различных компонентов: мотивационно-целевой, содержательно-операционный, технологический и оценочно-рефлексивный характеризуются неравномерностью развития и взаимосвязанностью, т. к. изменение одного из них является условием развития любого другого.

Мотивационно-целевой компонент готовности будущих педагогов к саморазвитию характеризуется личностными и профессиональными ценностями, процесс постановки целей побуждающий человека к саморазвитию и самосовершенствованию [4, с. 162].

Содержательно-операционный компонент представляет собой систему научных, знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует разностороннему развитию личности будущего педагога [4, с. 162]. Активное влияние на готовность к саморазвитию будущих педагогов влияют потребности личности, побуждающие ее активность. Будущего педагога к активности побуждают потребности, направленные на совершенствование определенных этапов своей профессиональной деятельности. Можно выделить ряд условий содержательно-операционного компонента. Первым условием является развитое профессиональное самосознательность, следующим условием является высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов, третье условие заключается в профессиональной подготовке и открытости на подготовку к непрерывному профессиональному развитию. Последнее условие является наиболее интересным, его суть скрыта в творческом отношении к своей будущей профессии.

Технологический, определяющий условия влияния на профессиональное саморазвитие будущих педагогов. В рамках использования интернет пространства, социальных сетей, а также современных информационных технологий и методик происходит активное влияние на процесс саморазвития будущего педагога. Широкие возможности современных информационных технологий по сочетанию различных видов информации делает их универсальным инструментом в процессе саморазвития будущих педагогов что повышает будущей профессиональной деятельности [166, с. 281-282].

Оценочно-рефлексивный, который содержит в себе объективную оценку, способность критически оценивать свои собственные достижения, результаты, умения проводить

https://mir-nauki.com

саморефлексию в процессе саморазвития. Процесс корректировки может быть представлен в виде рекомендаций исправлению и уточнению более четкой программы преобразований в процессе профессионального самообразования. Условием активной рефлексии, как считает множество ученых, является эффективный процесс личностного и профессионального саморазвития.

Результатом процесса профессионального саморазвития изменения в знаниях, способностях, ориентациях, личностных и профессиональных качествах [4, с. 162].

Формирование готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию это педагогически организованный цикличный процесс, в котором происходит постоянное осмысление потенциальных возможностей будущего педагога, как профессионала своего дела и стимулирующий его профессиональное и личностное развитие, что является основой постоянной работы над собой, а именно саморазвитием. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию, можно рассмотреть как периодический процесс, прослеживающийся в ходе профессионального образования, и в ходе самостоятельной профессиональной деятельности в дальнейшем. В основе этого процесса лежат объективные или субъективные изменения профессиональной ситуации, кризисы профессионального развития [5, 6].

Формирование готовности к саморазвитию у будущих педагогов в профессиональной подготовке является длительным и многоэтапным процессом, для достижения положительных результатов необходимо и достаточно выполнения определенного ряда условий.

Формирование в педагогике трактуется как процесс прогрессивного преобразования личности, направленный на овладение деятельностью под влиянием социальных воздействий, включающий разнообразные формы собственной активности. Формирование обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения. Педагогические условия, созданные сознательно обеспечивают эффективное развитие и протекание процесса формирования готовности к саморазвитию [3].

Условия формирования готовности к саморазвитию будущих педагогов представляют собой специально организованные в образовательной среде высшего учебного заведения ситуации или же обстоятельства, затрагивающие педагогические, организационные и психологические стороны всего педагогического процесса, реализация которых обеспечивает высокую степень саморазвития будущих педагогов.

Комплексное влияние на все компоненты готовности к саморазвитию позволяет сформировать фундамент для успешного саморазвития, обеспечит психологическое благополучие личности и, как следствие, оптимальность как личной, так и общественной жизни.

Таким образом, готовность к саморазвитию будущих педагогов можно определить как процесс, направленный на самореализацию, личностное самоопределение, которое способствует развитию эмоциональной, трудовой, интеллектуальной, профессиональной и мотивационной сфер человеческой деятельности и непосредственно развитие таких качеств человека силу воли, трудолюбие и целеустремленность. Все получаемые знания в процессе саморазвития остаются на очень долгое время и продуктивно реализуются в трудовой деятельности будущих педагогов.

https://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

Васильев Ю.К. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: экспресс-информация / отв. ред. Ю.К. Васильев. М., 1978.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 301 с.

Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.

Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - СПб.: Академический проект, 2001. - 54 с.

Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. - М.: Прогресс, 1984. - 251 с.

Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. Теория и методика воспитания. М.: Владос, 2008. - 264 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб.: Питер, 2000. 512 с.

Сергеева Н.М. Педагогические условия профессионально-творческого самоопределения старшеклассников при выборе профессии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 20 с.

Интернет-журнал «Мир науки» 2018, №2, Том 6 ISSN 2309-4265

World of Science. Pedagogy and psychology 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com

Gushchina Irina Nikolaevna

Saratov national research university N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia

E-mail: guschinain@mail.ru

Readiness for self-development as a component of the preparation of future teachers in the conditions of the educational environment

Abstract. The modern concept of education puts forward a number of requirements for the readiness of future teachers. Successful and professionally competent future teachers are people capable of self-development, self-education, able to adapt to new conditions and actively taking independent decisions. Self-development can be considered as a definite need, in building oneself as a person, as well as self-improvement and self-education. An important stage in the way of self-development of the future teacher is his willingness. Readiness to constantly improve in the conditions of the educational environment. Readiness for self-development in modern conditions includes a number of conditions and requirements on the basis of which the components are formed motivationally-purposeful, meaningful-operational, evaluative-reflexive and technological. The first three components are a continuation of each other, but technological can be traced both at the stage of the emergence of motives and the formulation of the goal, in the process of obtaining new knowledge, skills, and finally in the course of reflection and an objective assessment of their achievements. Considering each component, we can sum up or formulate results, namely, changes in knowledge, abilities, orientations, personal and professional qualities. The process of forming readiness for self-development acts as a cyclical process in which it occurs, understanding its capabilities. Constant influence on all components of readiness for self-development of future teachers, allows to build a certain foundation for successful self-development, the future teacher. The profession of the future teacher is impossible without independent work on oneself, improving one's knowledge of skills and skills, as a result of constant self-development.

Keywords: self-development; self-regulation; readiness for self-development; pedagogical activity; formation; component; process; vocational training; future teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.