Научная статья на тему 'Готовность к профессионально- педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования'

Готовность к профессионально- педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оруджалиева Елена Евгеньевна, Оруджалиева Элина Рафаэлевна

В статье рассмотрена проблема готовности к профессиональной деятельности в условиях многоуровневого высшего образования, выделены уровни готовности, определены компетенции, которые должны быть сформированы на каждом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оруджалиева Елена Евгеньевна, Оруджалиева Элина Рафаэлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность к профессионально- педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования»

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©гоп Оруджалиева Е.Е., Оруджалиева Э.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассмотрена проблема готовности к профессиональной деятельности в условиях многоуровневого высшего образования, выделены уровни готовности, определены компетенции, которые должны быть сформированы на каждом уровне.

The article deals with the problem of the readiness for the professional work in the conditions of the multilevel higher education. The authors single out the readiness levels, define the competences which should be formed at each level.

Ключевые слова: многоуровневое высшее образование, готовность к профессиональной педагогической деятельности, уровни готовности к профессиональной деятельности, компетентностный подход.

Keywords: multilevel higher education, readiness for the professional pedagogical activity, levels of the readiness for the professional work, competence approach.

Готовность выпускников

педагогических вузов к

профессиональной деятельности является одним из важнейших условий совершенствования работы школы в соответствии с требованиями общества. Проблема готовности к педагогической деятельности является актуальной проблемой современной педагогики и психологии и тесно связана с внедрением компетентностного

подхода в образовании.

Т еоретико-методологические аспекты компетентностного подхода в подготовке педагога-профессионала рассматриваются в работах В. И. Байденко, А. А. Вербицкого, И. А. Зимней, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. В. Серикова, А. В. Хуторского, А. П. Тряпицыной, В. Д. Шадрикова, Г. П. Щедровицкого и др. Вместе с тем практике введения данного подхода в учебный процесс высшей школы посвящено сравнительно мало работ.

Педагогическая деятельность определяется как особый вид

специальной деятельности,

направленный на передачу от старших поколений младшим

накопленных человечеством

культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению

определенных социальных ролей в обществе.

Понятие готовности к

педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе рассматривается различными

авторами и как состояние, и как отношение, и как качество личности, как наличие способности к деятельности, вместе с тем, готовность во всех случаях рассматривается как предпосылка деятельности человека. Выделяют такие виды готовности, как психологическая, моральная,

практическая, профессиональная и т.д.

С точки зрения компетентностного подхода готовность к

профессиональной деятельности предполагает овладение такими

умениями, которые позволяли бы самостоятельно решать

профессиональные проблемы в незнакомых ситуациях.

Использование компетентностной модели в образовании

предусматривает принципиальные изменения в способах оценивания образовательных результатов по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью обучения становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяют им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях [1].

В качестве основных элементов готовности к профессиональной педагогической деятельности

исследователи выделяют

теоретические и методические

знания; профессиональные и прикладные умения; положительное отношение к педагогической деятельности.

Мы считаем, что проблему диагностики готовности к

профессиональной деятельности целесообразно решать на основе компетентностного подхода,

ориентированного на идеи развития личности педагога и ребенка, учет их жизненного опыта и ценностных ориентаций в современных социокультурных условиях.

Г отовность к педагогической деятельности и профессиональная компетентность формируются на

протяжении всего процесса обучения

в вузе.

В условиях многоуровневого профессионального педагогического образования целесообразно

проводить диагностику

сформированности компетенций в ходе всего процесса обучения. Для этого необходимо определить уровни готовности к профессиональной педагогической деятельности,

содержание готовности на различных уровнях и методы ее диагностики.

При определении содержания общепедагогической готовности к профессиональной деятельности на различных ступенях многоуровневого педагогического образования мы исходили из требований стандарта высшего педагогического

образования для различных его ступеней.

Сравнение требований к подготовке бакалавра образования, специалиста и магистра показывает, что при подготовке бакалавра больше внимания уделяется подготовке к организации учебной работы и самообразованию, подготовка специалиста нацелена на формирование готовности как к обучению, так и к воспитанию учащихся, выполнению функций не только учителя-предметника, но и воспитателя, классного руководителя, организатора жизни и деятельности детей, обеспечивающего формирование общей культуры учащихся, их социализацию, укрепление и сохранение здоровья школьников, а подготовка магистра должна

обеспечивать готовность к ведению учебно-воспита-тельной работы в инновационных образовательных учреждениях, а также к научноисследовательской работе в сфере образования.

На основании анализа требований ФГОС ВПО второго и третьего

поколений к уровню подготовки выпускников и содержания

общепедагогической подготовки мы выделили следующие уровни готовности к педагогической

деятельности:

I - мотивационный (абитуриент),

определяющийся тем, что на этом уровне еще нет достаточных психолого-педагогических знаний, основной характеристикой уровня является желание получить

педагогическую профессию;

II - знаниево-ориентированный (12 курсы), характеризующийся

формированием базовой культуры личности и основ профессиональной педагогической культуры. Студенты овладевают знаниями по психологопедагогическим дисциплинам,

истории Отечества, философии, основам мировой художественной культуры и т.д.;

III - репродуктивнодеятельностный (3 курс),

определяющийся формированием готовности к ведению учебновоспитательной работы, овладением на основе полученных

общепедагогических знаний частными методиками, освоением педагогики межнационального общения и

способов организации общения на репродуктивном уровне;

IV - практико-ориентированный (4

курс), обеспечивающий готовность решать образовательные и исследовательские задачи,

конструировать содержание обучения в рамках базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России, использовать разнообразные приемы, средства и методы обучения, осуществлять обучение и воспитание, способствовать социализации,

формированию общей культуры личности;

V - творческий (5 курс), характеризующийся тем, что объем усвоенных знаний и сформированных умений позволяет студенту реализовать творческий подход к организации учебно-воспитательной работы;

VI - исследовательский (6 курс),

обеспечивающий готовность к ведению учебно-воспитательной работы в инновационных

образовательных учреждениях, а также к научно-исследова-тельской работе в сфере образования.

Первый уровень готовности к педагогической деятельности

предполагает сформированность компетенций, определенных

государственным образовательным стандартом среднего образования, а также наличие профессиональной мотивации, адекватного уровня

самооценки будущих педагогов;

профессионального интереса,

потребности в эмоционально положительном общении с людьми.

На втором уровне студенты педагогических вузов должны

научиться решать профессиональные задачи, связанные с изучением

возможностей, потребностей,

достижений обучающихся в области образования и проектированием на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

осуществлением профессионального самообразования и личностного роста, проектированием дальнейшего

образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

У них формируются

общепрофессиональные, общекультурные, профессиональные компетенции в соответствии с государственным образовательным стандартом.

На третьем уровне студенты педагогических вузов должны овладеть способами решения

профессиональных задач, связанных с изучением возможностей организации обучения и воспитания в сфере образования с

использованием технологий,

соответствующих возрастным

особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; использованием

возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных

технологий. У них продолжают вырабатываться общепрофессиональные общекультурные, профессиональные компетенции, предусмотренные

стандартом.

Четвертый уровень готовности характеризуется готовностью к практической педагогической

деятельности. На этом уровне студенты должны уже быть способны решать все профессиональные задачи, определенные ФГОС ВПО для бакалавров образования, и, следовательно, у них должны быть сформированы все компетенции этого уровня.

Пятый уровень - это совершенствование профессиональных умений и

навыков, расширение границ педагогической деятельности, круга решаемых профессиональных задач; направленность обучения на реализацию личностно-

ориентированного подхода к образованию и развитию

обучающихся с целью создания мотивации к обучению; выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединении; самоанализ и

самооценку с целью повышения своей педагогической квалификации; рациональную организацию учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников,

обеспечения охраны жизни и

здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организацию контроля за

результатами обучения и воспитания; организацию самостоятельной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работы и внеурочной деятельности

учащихся; ведение школьной

документации; выполнение функций классного руководителя; участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

Наконец, шестой уровень обеспечивает готовность к ведению учебно-воспитательной работы в инновационных образовательных учреждениях, а также к научно-исследовательской работе в сфере образования. Образование этого уровня предполагает готовность не только к педагогической, научно-исследовательской и социально-куль-турной, но и методической и управленческой деятельности, что предполагает решение таких профессиональных задач, как проектирование и реализация инновационных технологий, методов,

Примечания

форм, средств подготовки разновозрастных групп обучаемых, проектирование программ развития образовательных учреждений общего образования, проектирование

индивидуальных образовательных маршрутов, форм и методов контроля, различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и т.д. [2].

Таким образом, решение проблемы готовности к

профессиональной деятельности в условиях многоуровневого

педагогического образования

требует:

- осуществления перехода в подготовке педагога-профессионала от знаниево-ориентированной модели к компетентностной;

- выделения уровней готовности к профессиональной педагогической деятельности на различных ступенях многоуровневого педагогического образования;

- определения содержания готовности к профессиональной деятельности (компетенций, которые должны быть сформированы) на различных уровнях;

- разработки системы диагностики готовности к профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода;

- определения психолого-педагоги-

ческих условий, способствующих формированию готовности к профессиональной педагогической деятельности на основе

компетентностного подхода в условиях многоуровневого

педагогического образования.

1. Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: Монография. Ростов н/Д. : Аркол, 2010. 386 с. 2. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: Методические рекомендации / под ред. А. П. Тряпицыной СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 183 с. 3. Шемет О. В. Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Педагогика. 2009. №10. С. 16-22.

Статья поступила в редакцию 25.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.