Научная статья на тему 'Проектирование процесса диагностики готовности студентов к педагогической деятельности'

Проектирование процесса диагностики готовности студентов к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оруджалиева Элина Рафаэлевна

В статье рассмотрена проблема организации диагностики готовности к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода, выделены условия, при которых диагностика способствует формированию профессиональной компетентности студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оруджалиева Элина Рафаэлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование процесса диагностики готовности студентов к педагогической деятельности»

УДК 378.2

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

©2°п Оруджалиева Э.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассмотрена проблема организации диагностики готовности к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода, выделены условия, при которых диагностика способствует формированию профессиональной компетентности студентов педагогических вузов.

The author of the article considers the problem of diagnostics of the readiness for the professional pedagogical activity on the basis of the competence approach. She singles out conditions under which the diagnostics promotes the formation of the pedagogical university students ’professional competence.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, готовность к

профессиональной деятельности, диагностика готовности к профессиональной педагогической деятельности, компетентностный подход.

Keywords: professional competence, readiness for the professional activity, diagnostics of the readiness for the professional pedagogical activity, competence approach.

Одним из важнейших факторов успешности формирования

профессиональной компетентности у студентов педагогических вузов является диагностика готовности к профессиональной деятельности.

Диагностика является завершающим этапом определенной ступени обучения и вместе с тем позволяет направить дальнейшую работу со студентами,

спроектировать их индивидуальный образовательный маршрут, оказать необходимую методическую помощь в овладении основами будущей профессии. Для того чтобы диагностика готовности к профессиональной деятельности способствовала

формированию профессиональной

компетентности будущего педагога, она должна отвечать некоторым

требованиям.

Во-первых, это диагностично

поставленная цель. В условиях

компетентностного подхода к формированию готовности к

профессиональной деятельности

необходимо четко представлять, какие компетенции должны быть выработаны у

студентов на том или ином этапе обучения. На основе анализа требований ФГОС ВПО второго и третьего поколений к уровню подготовки выпускников нами были выделены следующие уровни готовности к профессиональной педагогической

деятельности: мотивационный, знаниево-ориентиро-ванный, репродуктивно-

деятельност-ный, практикоориентированный, творческий,

исследовательский. На каждом из этих уровней преимущественное внимание уделяется определенным компетенциям. Например, если такая компетенция, как «способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного

процесса» (ПК-4), формируется на третьем уровне готовности к профессионально-педагогичес-кой деятельности, то такие компетенции как «владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения» (ОК-1), «способность логически верно

использовать устную и письменную речь» (ОК-6) - выработаны уже на первом уровне готовности. При этом следует помнить, что сформировать какие-либо компетенции в рамках одного предмета нельзя, этот процесс носит межпредметный характер, поэтому следует максимально использовать межпредметные связи, предлагать студентам задания интегрированного

характера, использовать современные

информационные технологии.

Во-вторых, необходим отбор форм и методов диагностики, соответствующих данному уровню готовности к

профессиональной деятельности.

Соответственно, нами использовались методики, позволяющие осуществить

диагностику готовности к

профессиональной деятельности на различных ступенях многоуровневого

педагогического образования.

Мотивационная сфера готовности к профессиональной деятельности

характеризуется пониманием целей предстоящей деятельности, стремлением студентов как можно полнее овладеть психолого-педагогическими знаниями. Для определения уровня

сформированности мотивационной

готовности к профессиональной

деятельности мы считаем возможным использовать: методику В. П. Симонова для выявления профессиональной мотивации и уровня самооценки будущих педагогов; дифференциально-

диагностический опросник для изучения профессионального интереса; опросник аффилиации для диагностики потребности в эмоционально положительном общении с людьми.

Самое серьезное внимание нужно уделять диагностике сформированности знаниево-ориентированного уровня

готовности к профессиональной

деятельности, поскольку именно на этом уровне приобретаются знания, служащие основой операциональной сферы

педагогической деятельности,

закладываются основы

профессиональной педагогической

культуры будущих педагогов. Для определения сформированности данного уровня готовности считаем

целесообразным использование

разнообразных методов текущего контроля, позволяющих оценить

состояние профессиональных знаний: это беседы, традиционные методы устного и письменного контроля, тесты, выявляющие осведомленность человека в соответствующих науках и областях знаний, деловые игры, а также изучение и анализ продуктов деятельности. Сравнение полученных результатов с требованиями ФГОС ВПО дает возможность наметить пути

совершенствования методов и приемов обучения.

Нами было исследовано влияние методов текущего контроля на формирование операциональной сферы готовности к профессиональной деятельности, в частности, на такой ее компонент, как качество знаний по общепедагогическим дисциплинам. При этом должны учитываться такие характеристики, как полнота, прочность, действенность знаний. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что интенсивность и качество познавательной деятельности

обучающихся, овладение базовыми компетенциями зависят от того, как организован текущий контроль знаний. Введение тестового контроля вместо традиционного устного опроса на этапе текущего контроля знаний не дает положительных результатов, вместе с тем применение тестового контроля в сочетании с традиционными методами (в частности, с устным опросом) позволяет повысить качество знаний студентов. Результаты данного этапа эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1

Влияние методов контроля на формирование операциональной сферы готовности к профессиональной деятельности

Группа Методы контроля Результаты итогового контроля (% успеваемости)

экспериментальная 1 тестовый контроль 3,32

экспериментальная 2 тесты в сочетании с устным опросом СО СО со

контрольная устный опрос 3,40

Положительное влияние на качество контроля: осознание необходимости в

знаний студентов оказывает введение систематической работе, составлении и

модульно-рейтинговой системы предъявлении преподавателю отчета о

достигнутых в познавательной деятельности результатах является важным побуждающим элементом в учебном процессе. Результаты экспериментальной работы показали, что введение рейтинговой системы повышает осознанность, прочность знаний студентов, о чем свидетельствуют не только данные, полученные в ходе текущих экзаменов в

экспериментальной и контрольной

группах, но и итоги государственной аттестации в них.

Данные о количестве студентов, показавших отличные, хорошие и

удовлетворительные знания в ходе государственной аттестации, в

экспериментальной и контрольной

группах приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты государственной аттестации в контрольной и экспериментальной группах

Группы Количество студентов в группе Показали знания Общий % успеваемости

отличные хорошие удовл. неудовл.

Контр. 23 (17,4%) (39,0%) (43,6%) - 3,74

Эксперим. 23 (21,8%) (47,8%) (30,4%) - 3,91

Третье требование - это изменение характера оценки образовательных результатов. В условиях организации диагностики готовности к

профессиональной педагогической

деятельности на основе

компетентностного подхода

необходимы:

- перенос акцента с того, что знает студент, на то, какие задачи профессиональной деятельности он в состоянии решить;

- использование в ходе контроля

заданий творческого характера,

интегрированных междисциплинарных комплексных заданий, требующих

знаний по курсам параллельно или последовательно изучаемых дисциплин (например, психология - педагогика, философия - педагогика, история, культурология, философия - история образования и т.д.). Вместе с тем нельзя полностью отказываться и от заданий репродуктивного характера, требующих воспроизведения изученного материала, поскольку усвоение и воспроизведение составляет основу, первую ступень всякого обучения;

- индивидуализация форм обучения и

контроля в соответствии с особенностями отдельных студентов, их индивидуальным образовательным

маршрутом в целях достижения каждым студентом максимально возможного для него уровня готовности к профессиональной деятельности;

- стандартизация оценки результатов

обученности, четкие критерии оценки, максимальная объективность,

исключение субъективизма;

- систематичность и

многоступенчатость оценки,

комплексный подход, включающий оценку достижений и формирования компетенций на всех этапах обучения, усиление роли текущего контроля, возможность получения итоговой оценки на основании текущих оценок за все виды деятельности студента, организация итогового контроля в форме междисциплинарного экзамена,

включающего вопросы и задания интегрированного характера,

позволяющие определить готовность студента к решению различных типов профессиональных задач;

- наконец, использование

современных информационных

технологий, расширяющих возможности не только предъявления учебного материала, но и организации контроля достижений студента на всех уровнях готовности к профессиональной педагогической деятельности.

Четвертое требование к процессу диагностики готовности к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессиональной педагогической

деятельности - соблюдение определенных организационно-педагогических условий. Организация диагностики на основе компетентностного подхода, введение модульно-рейтинговой системы требует внесения определенных изменений в систему контроля и учета знаний. Во-первых, необходимо осознание каждым студентом целей предстоящей

деятельности. Перед началом изучения каждого модуля студенты должны быть ознакомлены с требованиями к уровню усвоения изучаемого материала и с формами отчетности. Во-вторых,

контрольные задания должны охватывать весь учебный материал и способствовать формированию компетенций данного

уровня готовности к профессиональной деятельности. Для этого они должны быть разнообразны, ориентированы на

различные уровни подготовленности студентов, их выполнение должно

способствовать как развитию

операциональной сферы деятельности, так и формированию педагогического мышления будущего учителя. В-третьих, должна быть четко спланирована

программа самостоятельной работы

студентов по овладению учебным

материалом. Поскольку основная задача контроля - помочь будущим педагогам

Примечания

адекватно оценить свои успехи в изучении данного материала и правильно организовать свою дальнейшую работу, обеспечить ее системность и систематичность, очень важно сформировать правильное отношение к организации и проведению контроля на данном этапе обучения, добиться осуществления контроля в форме самоконтроля. И наконец, в-четвертых, каждому студенту должна быть дана возможность ознакомиться с

результатами контроля, исправить допущенные ошибки и овладеть планируемыми компетенциями на должном уровне.

1. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: Методическое пособие / под ред. С. А. Гончарова. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 159 с. 2. Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: Монография. Ростов н/Д. : Аркол, 2010. 386 с. 3. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие / под ред. О. В. Акулова. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 158 с.

Статья поступила в редакцию 17.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.