Научная статья на тему 'Готовность к отцовству: факторы, условия и предпосылки'

Готовность к отцовству: факторы, условия и предпосылки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1889
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безрукова О.Н.

В статье исследуется готовность к отцовству студентов Санкт-Петербургского университета. Рассматриваются социальные, психологические, экономические, культурные факторы, определяющие отцовство, а также самооценка готовности к отцовству юношей из разных типов семей, отношение к детям, структура ценностных ориентации, влияние рождения ребенка на профессиональную карьеру мужчины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness for paternity: factors, conditions and prerequisites

The article analyzes the extent to which the students of Saint-Petersburg State University are ready for paternity. Social, psychological, economic, cultural factors determining paternity are examined in the paper. Young men's assessment of their readiness for the paternity, different backgrounds they are from, their attitude to children, structure of values, an impact of a baby birth on a man's career are also taken in consideration.

Текст научной работы на тему «Готовность к отцовству: факторы, условия и предпосылки»

БЕСГНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

СОЦИОЛОГИЯ

О.Н. Безрукова

ГОТОВНОСТЬ К ОТЦОВСТВУ: ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ

Проблема низкой рождаемости уже не первый год является актуальной для нашей страны. Среди наиболее очевидных негативных последствий низкой рождаемости можно выделить старение населения, постепенную утрату генофонда страны и снижение качества человеческого капитала. Генофонд страны ухудшается, в том числе, и из-за склонности наиболее успешных молодых и профессиональных людей ограничивать число детей, тогда как репродуктивное поведение людей с более низким уровнем образования менее подвержено влиянию внешних факторов. Поколение молодых профессионалов, часто называемых «яппи», в современном обществе настолько рационализирует свою жизнь, что надолго забывает о продолжении рода в изматывающей борьбе за успех.

Главные факторы, детерминирующие динамику рождаемости в условиях трансформации многих сфер жизни российских семей, как показали исследования А.И. Антонова, В.Н. Архангельского, Н.В. Зверевой1, связаны с изменениями в системе ценностных ориентаций и места в ней ценностей, связанных с семьей и родительством, притязаниями в отношении более высоких жизненных стандартов и моделей потребления. В большей степени ценностные изменения затрагивают молодежь. Репродуктивные установки и семейные ценности молодежи находятся под воздействием глобальных трансформационных процессов, обусловленных вторым демографическим переходом, усиленных трудностями адаптации к новым социально-экономическим условиям жизни, нарастанием неопределенности в выборе жизненных стратегий личности, невозможностью прогнозировать ближайшее будущее.

Таким образом, помимо существующих объективных факторов, влияющих на снижение рождаемости, существуют причины не столь очевидные, и, тем не менее, играющие немаловажную роль в репродуктивных установках современной молодежи. Женщины, как правило, в любых социально-экономических условиях, рано или поздно, приходят к рождению ребенка. Тогда как у мужчин в большинстве случаев природная потребность в воспроизводстве и продолжении рода не выражена так ярко и, вероятно, более зависима от внешних факторов и обстоятельств.

Желание иметь ребенка опосредовано определенными социально-культурными факторами, условиями и предпосылками и при отсутствии некоторых из них мотивация и потребность иметь детей не получают должного подкрепления. К таким факторам можно отнести, наряду с природной потребностью и стремлением к продолжению рода, наличие у мужчины ценностей, связанных с семейным образом жизни, чувство любви

© О.Н. Безрукова, 2006

к потенциальной матери ребенка, доминирование фамилистических ценностей и установок над потребительскими и рациональными, проекцию брачно-семейных установок родительской семьи на свое будущее. Также к факторам формирования готовности мужчины к рождению ребенка можно отнести и экономические факторы, такие, как стабильная социально-экономическая ситуация в стране, предсказуемость и устойчивость финансовой карьеры. Скорее всего, важную роль играют непротиворечивое сочетание традиционных и эгалитарных установок и представлений о роли «кормильца» и «воспитателя детей»: способность и возможность обеспечить свою будущую семью, желание заботиться и воспитывать детей. Важными также являются и социальные характеристики будущего отца: образование, профессия, социальный статус, возраст и другие. Большую роль в обретении социальной зрелости и компетентности играют социально-культурные и психологические факторы, часто имеющие решающее значении. Среди них такие, как наличие установок на создание семьи в процессе первичной социализации, успешный опыт родительско-детских отношений, любовь и привязанность к родителям, близкие и дружеские отношения с отцом, личностные характеристики (ответственность, заботливость, альтруистичность, умение любить).

Таким образом, готовность к отцовству можно рассматривать как интегральную характеристику, суммирующую обретение социальной зрелости и компетентности, обусловленную экономическими, социальными и психологическими факторами и выражающуюся в установке, сознательном настрое мужчины на рождение, воспитание и содержание ребенка (детей). Анализируя понятие «готовность мужчины к отцовству», можно выделить несколько составляющих:

• экономическую готовность - наличие материальных средств к существованию (стабильный заработок, нормальные жилищно-бытовые условия, наличие потенциала для развития);

• социальную готовность - достижение определенного социального статуса, завершение ступеней образования, наличие профессии и стабильных социальных ролей;

• психологическую и нравственную готовность - обретение потребности в рождении детей с осознанием ответственности за его рождение, воспитание и развитие, наличие привязанности и любви к матери ребенка, субъектное отношение к ребенку;

• физиологическую готовность - достижение возраста полового созревания, дееспособность.

Задача данной статьи состоит в анализе субъективной оценки готовности к отцовству молодых мужчин, студентов университета, и выделении факторов, влияющих на формирование готовности к отцовству.

Эмпирической базой статьи являются данные исследования, проведенного методом анкетирования в январе-марте 2003 г. исследовательской группой (О.Н. Безрукова, Ю.Р. Курбатова), Были опрошены молодые мужчины, универсанты, получающие высшее образование естественной, технической и гуманитарной направленности. Всего в исследовании приняли участие 293 юноши от 18 до 22 лет, бездетные, студенты экономического, социологического, химического, исторического факультетов и факультета прикладной математики Санкт-Петербургского государственного университета. На момент исследования были женаты 8,6% опрошенных, холосты - 90,3% и 1,1% разведены. Ни один из опрошенных юношей на момент исследования не являлся отцом.

Контролируемыми параметрами выборки являлись: факультет, отделение (дневное), пол, возраст, тип семьи. Для проведения сравнительного исследования репродуктивных

установок юношей из разных типов семей была сформирована квота из 45 респондентов, живущих в «материнских» семьях (включая семьи после смерти отца, семьи после развода и внебрачные). Отбор респондентов внутри квот осуществлялся методом случайной выборки. Исследование носило пилотажный характер.

В качестве основной исследовательской гипотезы выступало представление о том, что готовность современных молодых мужчин к отцовству в большей степени зависит от социокультурных и психологических факторов, таких как сформированные фамилисти-ческие ценности, репродуктивная мотивация, наличие установок на создание семьи в процессе первичной социализации, индивидуально-личностные характеристики по сравнению с социально-экономическими факторами, обусловленные объективными характеристиками и субъективными оценками материального положения респондента. Предполагалось, что неготовность молодых мужчин к отцовству, связана с общим вектором снижения потребности в детях и постепенным переходом к модели успеха, распространенного у молодежи группы «яппи», определяемого достижением высоких моделей потребления и жизненных стандартов, стремлением к самореализации, карьере и личной свободе.

Были выдвинуты также гипотезы-следствия:

• неготовность молодых людей к отцовству связана с нестабильным материальным положением, неуверенностью в будущем, недостатком социального опыта;

• неготовность молодых мужчин к отцовству связана с общей рационализацией жизни молодежи, обеднением эмоциональной сферы, сужением жизненных интересов до потребительских;

• неготовность молодых людей к отцовству вследствие недостаточной ориентации на родительство в процессе первичной социализации в родительской семье; отсутствие модели ролевого поведения отца в неполной семье;

• молодые люди, считающие себя готовыми к отцовству, в большей степени ориентированы на семейные ценности, чем на индивидуальные;

• направленность профессионального образования и род деятельности мужчины влияют на формирование готовности к отцовству.

Анализ результатов исследования

Самооценка готовности респондентов к отцовству. Одна из важных исследовательских задач была связана с самооценкой готовности респондентов к отцовству. Как показали результаты, готовыми к выполнению роли отца назвали себя 16,1% респондентов. 52,7% юношей в настоящее время не готовы к роли отца, но готовы иметь детей в будущем. 26,9% студентов на вопрос о готовности к отцовству ответили отрицательно, и 4,3% затруднились ответить (таблица1). Полученные результаты исследования интересны также тем, что показывают общую направленность и специфику установок юношей из полных и «материнских» семей на готовность к выполнению родительской роли:

1) высокую потенциальную готовность юношей к роли отца в будущем (52,7% в целом по выборке; 51,1% для респондентов из полных семей и 47,1% из «материнских» семей);

2) значительное преобладание юношей, субъективно оценивших себя как не готовых к роли отца по сравнению с готовыми (26,9% и 16,1% в целом по выборке, 24,8% и 20,7% для респондентов из полных семей; 31,5% и 14,6% из «материнских» семей);

3) низкую долю респондентов, признающих готовность к отцовству в настоящее время (16,1% в целом по выборке, 20,7% для респондентов из полных семей и 14,6% из «материнских» семей);

4) влияние наличия отца в семье на готовность к отцовству: респонденты из полной семьи в большей степени считают себя способными выполнить отцовские функции (16,1% в целом по выборке, 20,7% для респондентов из полных семей и 14,6% из «материнских» семей).

Таблица 1

Самооценка готовности к отцовству юношей из разных типов семей

(в% к полученным ответам)

Считаете ли Вы себя готовым к отцовству? Выборка в целом Полная семья Материнская семья

Да 16,1 20,7 14,6

В настоящее время не готов, но готов иметь детей в будущем 52,7 51,7 47,1

Нет 26,9 24,8 31,5

Затрудняюсь ответить 4,3 3,4 6,8

Всего 100,0 100,0 100,0

Подводя итоги, важно отметить, что только каждый шестой юноша в целом по выборке (16,1%>), каждый пятый (20,7%) из полной и каждый седьмой (14,6%) из «материнской» семьи готовы взять ответственность за рождение и воспитание ребенка. Более четверти молодых мужчин (26,9%) в целом но выборке пока не готовы к родительской роли. По-видимому, основанием этому может служить снижение роли родительской семьи в конструировании образцов и моделей ролевого поведения отцовства, адекватного изменившемуся обществу, отсутствие общественного воспитания молодежи как будущих родителей. По мнению Т.А. Гурко, в последнее десятилетие в России происходит трансформация института родительства, размывание нормативов на уровне представлений. «Предпосылкой этого процесса служит многообразие реальных практик родительства и их артикуляция, в том числе, в средствах массовой информации, отсутствие действенных механизмов идеологического конструирования "правильной" модели семьи и личной жизни людей со стороны государства и других институтов (церковь, школа)». Сложные и неоднозначные изменения касаются и тендерных конструктов мужественности (маскулинности) и женственности (феминности), ролевых ожиданий и представлений молодежи в отношении отцовства и материнства2.

Включение внесемейных институтов социализации, сообщества сверстников, референтных групп, средств массовой информации, Интернета зачастую, по мнению И.С. Кона, приводит к искажению формирующейся идентичности будущего отца3. Поэтому родительство и дети, как ценности, конкурируют с другими современными социальными, экономическими ценностями, а в реальном поведении могут служить помехой обретению личной свободы и успеха, индивидуализации жизненных планов и стратегий. В то же время, ситуация объясняется изменением модели брачности и рождаемости в молодежных когортах, которая все больше смещается к старшим возрастным группам. Так, данные социологических исследований НИИ комплексных социальных следований СПбГУ, проведенные в последние годы, показывают, что создание семьи и рождение детей не входят в число приоритетных целей молодежи на ближайшие годы4. В то же время вступление в брак и рождение детей, как показано в исследованиях Т.Г. Поспеловой, молодые люди чаще всего связывают с обретением экономической самостоятельности и достижением

профессионального статуса, завершением образования, что, в целом, характеризует более ответственное отношение молодых мужчин и женщин к репродуктивному поведению5.

Однако, потенциал возможного отцовства достаточно велик. Две трети молодых мужчин (68,8%) чувствуют себя готовыми к выполнению отцовской роли в настоящее время и в ближайшем будущем, что является достаточно оптимистичным фактом. Учитывая, что в момент проведения исследования большинство юношей являлись студентами и не имели устойчивого материального положения, социального опыта и определенной социальной зрелости, можно сказать, что отношение к отцовству в целом у них позитивное.

Отношение к детям и соотношение желаемого, идеального и ожидаемого числа детей в семье. Анализируя распределение ответов респондентов на вопрос «Любите ли вы детей?», важно отметить, что большинство респондентов признались в своей любви к детям -90,3%, в то же время каждый десятый (9,7%) из опрошенных особенных чувств к детям не испытывает. Каждый пятый респондент (20,2%), положительно ответивший на вопрос о любви к детям, хотел бы иметь одного ребенка, 59,5% студентов - двоих и 15,5% - троих. Большее число детей хотел бы иметь в будущем только каждый двадцатый участник исследования (4,8%). Среди тех, кто не питает любви к детям, две трети (66,7%) респондентов хотели бы иметь только одного ребенка и каждый третий не хотел бы иметь детей совсем. Иначе говоря, молодые мужчины, субъективно оценивающие себя как любящие детей, в большей степени настроены на рождение детей по сравнению с теми, кто особенной любви к детям не испытывает. Таким образом, можно предположить, что рационализация жизни и обеднение эмоционально-аффективной сферы мужчины влияет как на снижение общей потребности в детях, так и на количественные характеристики потребности иметь детей.

Конечно, вопрос, заданный в «лобовом» прямом контексте, скорее всего дает искаженную информацию о реальном отношении к детям. Как показано в наших исследованиях, диапазон родительских чувств достаточно широк и может включать как позитивные, так и негативные оттенки6. Поэтому требуется дальнейшее изучение палитры чувства любви к ребенку как основной ценности отцовства методами качественного анализа,

На вопрос о желаемом числе детей в семье («Сколько детей Вы хотели бы иметь?») ответы распределились следующим образом: нисколько - 3,2%, одного ребенка - 24,7%, двоих - 53,8%, троих детей хотели бы иметь 14,0% опрошенных и большее число детей отметили 4,3% участников исследования. Важно заметить, что две трети участников исследования хотели бы иметь больше одного ребенка. Более половины студентов (53,8%) хотели бы видеть в своей семье двоих детей, а 18,3% юношей ориентированы на трех и четырехдетную семью (таблица 2).

Согласно данным исследования об идеальном количестве детей в семье, семья с одним ребенком идеальна для 14,0% опрошенных, двухдетная семья привлекает 55,9% юношей, семья с тремя детьми нравится 22,6% юношей, и семья с числом детей более трех является эталоном для 2,2% молодых людей. Среди опрошенных юношей есть предпочитающие бездетную семью в качестве идеальной модели (5,4%).

Важно также отметить, что только 14,0% юношей полагают, что смогут позволить себе иметь троих детей, 40,9% - двоих детей, одного ребенка -16,1 % опрошенных. Только каждый десятый уверен, что может иметь столько детей, сколько захочет (11,8%), и каждый шестой молодой человек затруднился ответить на этот вопрос (16,1%). Приведенные результаты скорее всего свидетельствуют об оценке условий реализации потребностей в детях. Как показал анализ ответов на открытый вопрос, «помехами» к рождению ребенка

воспринимаются нестабильная социально-экономическая ситуация в стране, неопределенность перспектив с трудоустройством, невозможностью планировать будущее, доход и жилищные условия.

Таблица 2

Мнения респондентов о желаемом, идеальном и ожидаемом числа детей в семье (в % к полученным ответам)

Вопросы 0 1 2 3 Больше трех

Сколько детей Вы хотели бы иметь? 3,2 24,7 53,8 14,0 4.3

Какое количество детей в семье кажется Вам идеальным? 5,4 14,0 55,9 22,6 2,2

Представленные данные характеризуют общую направленность мнений респондентов об идеальных моделях семьи с точки зрения численности детей и совпадают с результатами исследований, полученных ранее7:

1. Совпадение мнений респондентов о двухдетной семье как желаемой и идеальной модели семьи (двоих детей желают иметь 53,8% респондентов, для 55,9% - двое идеальное число детей в семье);

2. Преобладание респондентов, считающих, что семьи с двумя, тремя и большим числом детей являются идеальными (55,9+22,6%+2,2%= 80,71%) по сравнению с одно-детными (14,0%);

3. Ожидаемое количество детей в семье несколько ниже желаемого и идеального (53,8% опрошенных хотели бы иметь двоих детей, для 55,9% студентов наличие двоих детей в семье кажется идеальным, но только 40,9% смогут себе это позволить).

Необходимые условия для рождения ребенка. Специальный блок вопросов касался представлений респондентов о необходимых условиях для рождения ребенка. Анализируя ответы, важно отметить, что респондентам было предложено выбрать три наиболее значимых варианта из десяти предложенных. Для большей части опрошенных (80,6%) необходимым условием для рождения ребенка является стабильное материальное положение. Более половины молодых людей (59,1%) назвали осознанное желание обоих родителей. Каждый второй будущий отец (48,3%) сослался на хорошие жилищно-быто-вые условия. Для 40,8% юношей важным условием рождения ребенка является чувство любви к матери будущего ребенка. Каждый пятый отметил хорошее состояние здоровья матери ребенка (22,5%); каждый седьмой - обязательное наличие обоих родителей (13,9%). Каждый десятый условием для рождения ребенка считает наличие поддержки со стороны ближайших родственников и завершение образования (10,7% и 8,6% соответственно). Только 7,5% опрошенных обязательным условием для рождения ребенка назвали зарегистрированный брак.

Таким образом, для рождения ребенка, по мнению молодых мужчин, необходимо достижение определенного баланса между экономической самостоятельностью, жилищно-бытовой стабильностью и чувством психологического комфорта и гармонии, основанного на осознанном желании иметь детей для обоих родителей, любви мужчины к матери ребенка и здоровье женщины. Все остальные условия, включая обязательное наличие обоих родителей, поддержку со стороны родственников, наличие образования и даже зарегистрированный брак, имеют для юношей второстепенное значение.

Отношение респондентов к рождению ребенка и прерыванию беременности в проективной ситуации. Анализируя распределение ответов респондентов о рождении ребенка или прерыванию беременности в проективной ситуации, можно констатировать,

что почти половина опрошенных юношей (48,4%) безусловно настояла бы на рождении ребенка. Только 4,3% ответивших выбирают обязательное прерывание беременности; остальные участники исследования не смогли ответить столь определенно. Каждый третий (28,0%) юноша связывает вопрос о судьбе ребенка с конкретной экономической ситуацией, в которой находятся молодые люди, каждый пятый (19,4%) - с личностью матери ребенка,

Корреляционный анализ данных исследования показал, что две группы респондентов, выделенных по критерию готовности к отцовству, имеют статистически значимые различия в ответах на вопрос. В группе респондентов, готовых к отцовству, в три раза больше тех, кто настоял бы на рождении ребенка в любой ситуации (65,9%), по сравнению с теми, кто не готов к выполнению роли отца (24,1%). Более того, в первой группе почти в два с половиной раза меньше тех, кто связывает появление малыша с экономическими условиями жизни (15,3%), по сравнению с представителями второй группы (27,6%), и в два раза меньше тех, кто ориентируется при решении о рождении ребенка на личность матери ребенка (15,3% и 27,6% соответственно). Также важно отметить, что практически все участники исследования, согласившиеся прервать беременность женщины, попали в группу не готовых к отцовству (4%) (таблица 3).

Таблица 3

Отношение респондентов к рождению ребенка и прерыванию беременности в проективной ситуации в двух группах - готовых и не готовых к отцовству

(в % к полученным ответам)

Отношение к рождению ребенка в проективной ситуации Готовность к отцовству

да нет

В любом случае настоял бы на рождении ребенка 65,9 24,1

Не оставил бы 0,0 4,3

В зависимости от личности матери 15,3 27,6

В зависимости от экономических условий 18,8 44,3

Представленные в таблице 3 данные характеризуют четыре основные тенденции в отношении рождения ребенка в ситуации незапланированной беременности:

1) молодые мужчины из группы готовых к отцовству, в большей степени ориентированы на рождение ребенка в ситуации беременности жены или подруги по сравнению с группой не готовых (65,9% и 24,1%);

2) значимость экономических условий в ситуации принятия решения о рождении ребенка значительно выше для группы не готовых к отцовству по сравнению с готовыми (44,3% и18,8%);

3) в ситуации принятия решения о рождении ребенка для группы не готовых к отцовству в большей степени имеет значение, кто является матерью ребенка по сравнению с готовыми (27,6% и 15,3%);

4) среди мужчин, готовых к отцовству, нет положительных ответов о прерывании беременности по сравнению с группой не готовых (0% и 4,3%).

Шкала ценностных ориентаций молодых мужчин, оценивших себя как готовых и не готовых к роли отца. Значимые различия были выявлены также между двумя группами респондентов, выделенных по критерию готовности к роли отца при рассмотрении ценностных ориентаций. Семья оказалась приоритетной для 64% опрошенных молодых

людей, готовых к отцовству, и только для 41,4%, оценивших себя как не готовых. Карьера важнее для 24,1% не готовых к выполнению роли отца и только для 12,5% опрошенных, считающих себя готовыми. Возможность самореализации в три раза важнее для условной группы не готовых (17,2%) по сравнению с группой респондентов, готовых к рождению ребенка (6,2%). Свобода как ценность более, чем в 2 раза, важнее для тех, кто не готов к рождению детей по сравнению с готовыми (10,3% и 4,7% соответственно). Саморазвитие является ценностью для 6,2% опрошенных из группы готовых к отцовству и только для 3,4% оценивших себя, как не готовых. Респонденты, считающие себя готовыми к рождению детей, по-видимому, в большей степени считают рождение и воспитание ребенка очередным шагом своего личностного роста, новой ступенью в развитии. Любовь, как ценность, оказалась значимой для 4,7% из группы готовых стать отцами, и ни для кого из группы, не считающих себя готовыми к отцовству.

Важно отметить, во-первых, доминирование семьи как ценности для большинства участников исследования, которая значительно важнее, чем ценности карьеры, самореализации и свободы. В то же время, для более полного анализа требуется дальнейшее уточнение и рассмотрение семьи как инструментальной ценности для респондентов в различных жизненных ситуациях. Во-вторых, для молодых мужчин, оценивших себя, как готовых к выполнению роли отца в будущем и в настоящее время, семейные ценности являются более важными (семья, родительство, любовь) по сравнению с условной группой не готовых, для которых более значима ориентация на индивидуальные ценности (карьера, самореализация, свобода). В-третьих, для той и другой группы родительство и любовь в общей шкале ценностей занимают последние места, что в целом, связано с новой для молодежной субкультуры ориентацией на рационализацию жизненных планов и снижение уровня духовной и эмоциональной сферы жизни.

Влияние рождения ребенка на профессиональную карьеру мужчины. Традиционные стереотипы мужественности и установки на выполнение традиционных ролей не всегда обеспечивают успех мужчине в неопределенном и изменчивом современном мире. По мнению И.С. Кона, «первая проблема... - нереалистические социальные ожидания, которым реальные отцовские практики не соответствуют и соответствовать не могут. Многие российские женщины ожидают, и общество в целом это принимает, что мужчины должны нести главную ответственность в решении бытовых вопросов и воспитании детей. Противоречивое сочетание традиционалистских и эгалитарных установок приводит к спорам и взаимным обвинениям между мужчинами и женщинами...»8

Иллюстрацией приведенных слов могут служить следующие данные исследования. Согласились с тем, что главная роль отца заключается в материальном обеспечении семьи, 66,7% опрошенных студентов, в воспитании детей - 11,2%, в той и другой роли одновременно - 22,1% опрошенных юношей. В то же время, большая часть юношей (77,8%) солидарны с тем, что у родителей существуют равные обязанности по уходу за ребенком и отец должен нести основную ответственность за его воспитание. Уверенность в том, что смогут обеспечить достойный уровень жизни своей семье, выразили 57,3% опрошенных, 14,1% совсем в этом не уверены, и 28,6% затруднились ответить на вопрос. При этом 80,9% опрошенных уверены, что не смогут наравне с матерью ухаживать и заботиться о ребенке, 73,6% - уделять ребенку свое свободное время. Таким образом, основные составляющие роли отца, по мнению юношей, - материальное обеспечение семьи и воспитание детей. Вместе с тем, только

половина опрошенных респондентов уверены в своей финансовой состоятельности, в возможности найти оплачиваемую работу и справиться с традиционной ролью «кормильца» семьи, а большинство молодых мужчин не готовы к тому, чтобы посвятить себя воспитанию детей.

Ценностные основания выбора пути в жизни и, соответственно, профессии, по-видимому, также формируют консервативные или либеральные подходы и взгляды, влияют на уверенность мужчины в выполнении традиционной роли отца. Оказалось, например, что будущие программисты и экономисты, химики в большей степени уверены в том, что смогут обеспечить семью по сравнению с гуманитариями-социологами и историками (71,7%, 66,3%, 61,5% и 51,0%, 46,2%). В то же время практически для каждого третьего юноши ситуация самостоятельного вклада в материальное обеспечение семьи пока полна неопределенности.

Анализируя данные о влиянии появления ребенка на профессиональную карьеру мужчины, можно заметить, что половина опрошенных (48,3%) респондентов уверены, что ребенок способствует продвижению по служебной лестнице, т. к. является стимулом для профессионального роста (табл. 4). Каждый седьмой молодой человек (14,0%) считает, что ребенок препятствует профессиональному развитию, т. к, отнимает много сил и времени, и каждый десятый (9,7%) полагает, что при наличии ребенка приходится больше заботиться о деньгах, а не о профессиональном развитии. Каждый третий юноша (28,0%) согласен с тем, что ребенок никак не влияет на профессиональную сферу жизни. Таким образом, практически каждый четвертый респондент (23,7%) в появлении ребенка видит угрозу для становления и развития своей профессиональной карьеры.

Таблица 4

Оценка влияния ребенка на профессиональную карьеру мужчины

(в % к полученным ответам)

Как рождение ребенка повлияет на Вашу карьеру?

Положительно* т. к. ребенок - стимул для профессионального роста Отрицательно, т. к. ребенок отнимает много сил и времени Отрицательно, т. к. приходится больше заботиться о деньгах, чем о профессиональном росте Никак не влияет

48,3 14,0 9,7 28,0

Дальнейший анализ показал, что для респондентов, считающих, себя способными обеспечить своей семье достойный уровень жизни, доля тех, кто полагает, что ребенок является стимулом для профессионального роста, в три раза выше по сравнению с теми, кто не уверен в своих силах (64,2% и 23,1% соответственно). Среди опрошенных студентов, сомневающихся в том, что они смогут материально обеспечить свою семью, напротив, в три раза больше тех, кто считает появление ребенка препятствием для профессионального развития, т. к. ребенок отнимает много сил и времени по сравнению с группой уверенных в своих материальных возможностях (30,8% и 9,4%). Также в группе сомневающихся по сравнению с уверенными в три раза больше тех, кто верит, чтс> при наличии ребенка придется больше заботиться о материальном положении семьи, а не о профессиональном росте (15,4% и 5,7% соответственно). В то же время, каждый пятый в группе уверенных в своих материальных возможностях (20,8%) и каждый третий в группе сомневающихся (30,8%) полагают, что появление ребенка никак не повлияет на профессиональную карьеру мужчины (табл.5).

Таблица 5

Оценка влияния рождения ребенка на профессиональную карьеру мужчины в группах уверенных и сомневающихся в возможности обеспечить семью

(в % к полученным ответам)

Влияние рождения ребенка на профессиональную карьеру Уверенность в возможности обеспечить семью

да нет

Положительно, т. к. ребенок - стимул для профессионального роста 64,2 23,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отрицательно, т. к. ребенок отнимает много сил и времени 9,4 30,8

Отрицательно, т. к. приходится больше заботиться о деньгах, чем о профессиональном росте 5,7 15,4

Никак не влияет 20,8 30,8

В целом, обобщая представленные результаты, можно сказать, что ребенок воспринимается молодыми мужчинами скорее как позитивный фактор в карьерном росте и продвижении. По мнению большинства респондентов, профессиональная карьера не является препятствием для рождения детей или фактором, откладывающим момент изменения своего родительского статуса. Важным итогом также является вывод о том, что субъективная уверенность мужчины в собственных силах, в способностях к достижению финансовой состоятельности положительно коррелирует с признанием в ребенке стимула для профессионального роста и развития.

Влияние первичной социализации на формирование готовности современных молодых мужчин к отцовству. Данный раздел исследования посвящен изучению влияния родителей, прежде всего - отцов наших респондентов, на стиль воспитания ребенка, характер отношений будущего отца с ребенком, обязанностей молодых отцов. На вопрос об оценке влияния стиля отношений респондента с его отцом на собственные отношения с будущим ребенком 57,0% опрошенных ответили, что они, безусловно, повлияют на качество отношений с будущими детьми. Каждый третий юноша усомнился в том, что характер отношений с отцом повлияет на взаимоотношения с ребенком (28,0%), и 15,0% молодых людей затруднились определить степень влияния отца на позицию воспитания детей в семье. Таким образом, отношения с отцом, по мнению половины наших респондентов, влияют на стиль отношений с собственными детьми и в процессе первичной социализации установки, данные родителями, в частности отцом, в определенной мере конструируют стратегию воспитания.

Вспоминая свои детские годы, 65,6% молодых людей отмечали, что отец заботился о детях наравне с матерью, в 7,5% случаях отец уделял детям больше внимания, чем мать. У 5,4% студентов отец не занимался воспитанием детей вовсе, и 21,5% опрошенных ответили, что отец лишь изредка уделял детям немного внимания. Таким образом, практически каждый четвертый молодой мужчина испытал в детстве дефицит общения с отцом (26,9%).

На вопрос о семейных функциях и обязанностях отца ответы распределились следующим образом: 76,3% молодых людей выделили воспитание ребенка, 72,0% опрошенных посчитали обязанностью отца физическое развитие ребенка, 38,7% назвали интеллектуальное развитие детей, по 29,0% респондентов считают функциями отца прогулки и развитие творческих способностей. Отмечены также организация культурного досуга и приготовление пищи, кормление ребенка (24,7%, и 11,8% соответственно).

При условном делении респондентов на две группы готовых к роли отца и не готовых, выявлены статистически значимые различия. Респонденты, которые оценили себя готовыми к отцовству, скорее склонны к равным обязанностям родителей по уходу за ребенком по сравнению с не готовыми (87,5% и 68,0% соответственно). Доля тех, кто считает, что уход за ребенком только материнская обязанность, в три раза выше в группе не готовых по сравнению с готовыми к отцовству (24,1 и 7,8% соответственно). В то же время важно заметить, что для тех и других модель эгалитарных отношений при распределении обязанностей в семье при появлении ребенка является доминирующей.

Готовность к отцовству глазами респондентов. Анализируя ответы на прямой вопрос о составляющих готовности мужчины к выполнению роли отца, можно отметить, что большая часть респондентов идентифицируют отцовство с традиционными представлениями о мужчине, несущем ответственность за материальное обеспечение семьи. Поэтому достижение устойчивого экономического положения, материальной стабильности и возможности обеспечить семью, по мнению респондентов, составляет ядро готовности к отцовству. Доля таких ответов в общей структуре ответов превышает 72,3,0%. Эмоционально-психологическая основа готовности к отцовству, а именно любовь к матери ребенка и желание иметь ребенка занимают значительно меньшую долю в ответах (9,7% и 6,5% соответственно). В еще меньшей степени юноши связывают готовность к отцовству с функцией социальной защиты ребенка, выражающейся в желании и возможности взять на себя ответственность по воспитанию и содержанию ребенка (5,4%), готовности взять на себя дополнительные трудности (2,2%), вступление в зарегистрированный брак (1 Д%). Физическое здоровье как составляющую готовности выделили лишь 2,2% респондентов.

Описывая основные препятствия и помехи для рождения двоих и более детей в молодых семьях, 60,2% респондентов ответили, что главная проблема заключается в низком уровне материального положения молодых семей. Опрошенные также отметили социальную нестабильность (21,1%), ухудшающееся репродуктивное здоровье женщин (4,4%), плохие жилшцно-бытовые условия (3,2%), неуверенность в будущем (2,2%), непонимание многими молодыми людьми важности продолжения своего рода, неумение воспитывать детей, страх перед будущим и распространенные в молодежной среде мнения о том, что оптимальное количество детей в семье сводится к одному, максимум к двум (по 2%).

Подводя итоги, выделим главное:

1. Готовность к отцовству можно рассматривать как интегральную характеристику, суммирующую обретение социальной компетентности, основой которой являются устойчивая система семейных ценностей и репродуктивных установок, достижение возраста социальной зрелости, развитые чувственно-эмоциональная и коммуникативные сферы личности, гармоничное сочетание традиционных и эгалитарных установок на роль мужчины в семье, достижение экономической самостоятельности, успешный опыт детско-родитель-ских отношений, ориентация на стратегию воспитания, ухода, социальной защиты детей, наличие комплекса психологических качеств личности (ответственности, заботливости, трудолюбия, альтруистичности, уверенности в себе).

2. Для юношей, в большей степени готовых к роли отца, семейные ценности являются более значимыми (семья, родительство, любовь) по сравнению с условной группой не готовых, для которых характерна ориентация на индивидуальные ценности (карьера, самореализация, свобода). Для данной группы также характерна ориентация на рождение ребенка в ситуации незапланированной беременности жены или подруги, стремление

к равному распределению обязанностей по уходу и воспитанию ребенка в семье. Готовые к отцовству также субъективно оценивают себя как любящие детей, уверенные в собственных силах, способные к достижению материального благополучия, признающие в ребенке стимул для профессионального роста и развития. Юноши, в большей степени готовые к выполнению роли отца, чаще являются выходцами из полных семей.

3, Условиями повышения качества готовности к отцовству выступают необходимость воспитания семейных ценностей и установок на рождение детей в семье, формирование демократических представлений о роли мужчины в семье, развитие чувственно-эмоциональной сферы личности, воспитание в полной семье, обучение трудовым навыкам и основам профессиональной подготовки, развитие социальных навыков и умений (эффективной коммуникации, толерантности в общении, по урегулированию конфликтов и гармонизации супружеских и детско-родительских отношений); формирование социально компетентной личности молодых мужчин.

1 Антонов А.И. Кризис семьи как жизненной ценности и экономические аспекты семейной политики // Семья в новых социально-экономических условиях. T. L Нижний Новгород, 1998. С. 7-13; Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. М., 2006.; Зверева HB. Система ценностей и рождаемость // Рождаемость и семья в России. Мат-лы науч.-практ. конференции «Демографическое развитие России в XXI веке»: Стратегический выбор и механизмы осуществления. Москва, 9-10 июня 2006 / Под ред. В.Н, Архангельского, Г И. Осадчей. М., 2006. С. 5.

2 Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социологические исследования. 2000. №11. С. 90.

3 Кон КС. Отцовство как компонент мужской идентичности // http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0237/analit03. php (8.11.2006).

4 Семья и социальное здоровье молодежи // Актуальные проблемы исследования социального здоровья: Опыт социолого-философского анализа. 4. 1 / Под ред. P.A. Зобова и АА. Козлова. СПб, 2004. С. 51.

5 Поспелова Т. Г. Семья и социальное здоровье молодежи // Актуальные проблемы исследования социального здоровья. Опыт социолого-философского анализа. 4. 1 / Под ред. P.A. Зобова и A.A. Козлова. СПб, 2004. С. 158.

6 Безрукова О.Н. Отношение петербургских женщин к рождению ребенка // Рождаемость и семья в России... С. 44-50.

7 Безрукова О.H Изменения в характеристиках молодой семьи. Молодежь Санкт-Петербурга: реалии, проблемы, тенденции. Положение молодежи Санкт-Петербурга. Ежегодный доклад. СПб, 2002.

8 Кон И.С: Указ. соч.

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.