Научная статья на тему 'Опыт исследования образа отца и представлений о собственном отцовстве у молодых мужчин'

Опыт исследования образа отца и представлений о собственном отцовстве у молодых мужчин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
962
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левченко Анна Викторовна

В статье рассматривается актуальная проблема исследования психологической готовности к отцовству среди юношей и молодых мужчин. Представлена оригинальная авторская проективная методика расстановки фигур, описан опыт применения метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт исследования образа отца и представлений о собственном отцовстве у молодых мужчин»

ется у респондентов первой подгруппы (где защита максимально удовлетворяет выдвинутым выше требованиям), поскольку под ее действием сохраняется позитивное представление личности о себе, а потери и искажения информации, касающейся образа Я, минимальны.

5. Наименее эффективная и адаптивная структура психологических зашит личности наблюдается у респондентов третьей подгруппы (где защита минимально удовлетворяет выдвинутым выше требованиям). У респондентов данной подгруппы наблюдается проявление неразрешенного в ну тр«личностного конфликта, выражающегося в недовольстве собственным Я.

Подводя итог, можно заметить, что межличностное взаимодействие и взаимоотношения в учебно-воспитательном процессе предполагают учет всех социально-психологических характеристик его участников. В условиях педагогической деятельности личность педагога становится его основным профессионально-трудовым инструментом. Благодаря обаянию, притягательности и силе своей личности педагог формирует, корректирует и развивает мировоззрение, профессионализм, социально-психологические качества и саму личность учащегося. При этом педагог выступает не просто человеком, осуществляю-

щим педагогическую деятельность, но и наставником. И здесь для успешного осуществления профессиональной деятельности важно, чтобы внутренние реакции и поведенческие паттерны педагога были адекватны ситуации. Их конгруэнтность имеет особое значение в условиях повышенной стрессогенности профессионал ьн о-педагогического общения.

Немаловажную роль в определении качества исполняемой профессиональной деятельности педагога играют особенности его личности, такие, как направленность, профессионально-педагогические центрации личности, стиль взаимодействия с окружающими, формально-динамические свойства, характерологические особенности и психологические защиты. Как правило, формирование психологической защиты происходит спонтанно, вследствие чего, под воздействие негативных, стрессогенных факторов жизненных ситуаций и профессиональной деятельности в большинстве случаев возникает ригидная, малоэффективная структура психологических защит. Создание условий для развития и коррекции адекватной, внутренне согласованной и эффективной структуры защит личности педагога является одним из основных направлений деятельности психолога в образовательном учреждении.

А.В. Левченко ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ОТЦА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОБСТВЕННОМ ОТЦОВСТВЕ У МОЛОДЫХ МУЖЧИН

В статье рассматривается актуальная проблема исследования психологической готовности к отцовству среди юношей и молодых мужчин. Представлена оригинальная авторская проективная методика расстановки фигур, описан опыт применения метода.

Интерес современных исследований к изучению проблем отцовства объясняется недостаточной проработанностью данного вопроса по сравнению со степенью изученности сферы материнства. Многие авторы [4; 6] говорят о существующем в сегодняшнем обществе «кризисе отцовства», проявляющемся в ослаблении и неэффективности роли и функций отца в семье. Постепенный отход от традиционной патриархальной модели семьи повлек за собой рост негативных социальных явлений; высокий уровень внебрачной рождаемости, увеличение числа разводов, снижение числа

повторных браков, насилие в семье, в совокупности затрудняет социализацию ребенка [9].

Процессы, длительное время протекающие в России, повлияли на духовный мир, ценности и жизненные стратегии молодых людей. Е.Ю. Яр-чевский [10] пишет о кризисе ценностей или мировоззренческом кризисе молодежи, крайне мало ориентированной на выполнение родительских ролей, более склонной к «инфантильному гедонизму».

С юридической точки зрения, отцовство - это одно из отношений родства между людьми, которое лежит в большой группе семейных отноше-

© А.В. Левченко, 2008

165

иий. Как кровная связь лиц-это явление биологическое, но, являясь одновременно связью между людьми, отношением, оно выступает в качестве явления социального [7]. Отцовство рассматривается как стадия половозрастной [3] и личностной идентификации мужчины; анализируется личностное развитие мужчины, его психологические особенности в разные возрастные периоды [ I ]. Т.о., исследование отцовства как одного из проявлений личностно-смысловой сферы мужчины постепенно определяется в самостоятельное направление.

Исследование феноменологического пространства отцовства затрудняется рядом факторов. Во-первых, картина отцовства для каждого мужчины уникальна и индивидуальна, т.к. складывается из аспектов отношений с собственным отцом, родительских взаимоотношений как трансляции модели семейного поведения. В связи с этим при исследовании личностных характеристик мужчин-отцов (будущих отцов) важным оказывается наличие в анкете биографического блока, из которого становится ясным, проживал ли ребенок в семье с родным отцом, до какого возраста, был ли человек, который заменил отца, взяв на себя воспитательные функции (дедушка, отчим, крестный, дядя и пр.). Во-вторых, на формирование образа идеального отца в сознании молодого мужчины влияют стереотипы, существующие в современном обществе [6]. В-третьих, тема взаимоотношений с собственным отцом актуализирует прошлый опыт мужчины, который не всегда оценивается как положительный [2], В связи с этим, некоторые респонденты с нежеланием обсуждают данную тему, игнорируя некоторые блоки опросника, либо полностью отказываются от участия в исследовании. Перед исследователем встает задача подготовки испытуемого к работе с негативным опытом, нахождения способов проникновения к воспоминаниям о детско-родительских отношениях сквозь психологические защиты. Совокупность данных факторов затрудняет не только технический аспект сбора эмпирического материала, но и осложняет процесс классификации полученных данных.

С целью выявить связь представлений о себе как об отце с образом собственного отца, нами подобрана батарея тестов, включающая биографическую анкету, опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А Н. Волковой, методику Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном

родителе» [8], опросник «Подросток оценивает родителя» Л.И. Вассермана, анкету «Я как отец» К. Кенфилда [5].

Исследование проведено на базе ИЭиУМиСС, КубГУ и Кубанского Машиностроительного колледжа, Выборка составляет 87 человек, возраст мужчин 17-31 год. Опрашиваемые молодые люди представлены группами: 1) молодые мужчины (холостяки) из полных семей; 2) молодые мужчины, воспитанные в семье без отца; 3) мужчины из полных семей, имеющие собственных детей.

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АООК) в соответствии с целями исследования использован только для оценки отношений «отец - сын» и раскрыл следующие особенности.

Позитивный интерес как отсутствие грубой силы и тенденции к лидерству (принятие сына отцом основано на доверии) подтвердили 22,5% юношей.

По шкале Директивности как тенденции к лидерству путем завоевания авторитета, управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, 22,5% респондентов отметили наличие данных черт в поведении отца.

Жестокие отцы (Враждебность), по мнению сыновей (35%), всегда соглашаются с общепринятым мнением. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что часто приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Враждебно настроенный по отношению к сыну отец в тазах ребенка видится суровым и педантичным. Постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына снижает мотивацию деятельности тревожного подростка.

Формальное отношение к воспитанию, излишняя беспристрастность в процессе общения, взаимодействие с позиции силы и деспотичности характеризует Автономность отца, который «замечает» сына только в тех случаях, когда тот что-нибудь натворил. Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. Перечисленные качества, по мнению сыновей, имеют место в моделях поведения 25% отцов (наиболее высокий балл среди ответов респондентов).

Шкала непоследовательности отражает непредсказуемость реакций отца на поведение сына. Дети практически не имеют возможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию. Такую линию воспитания транслируют 17,5% родителей-мужчин.

Фактор близости характеризует степень проявления теплых чувств и принятия своего ребенка при высоких стандартных оценках (17,5% опрошенных) и преимущественного его отвержения - при низких стандартных оценках (42,5% подтверждают этот факт).

Фактор критики характеризует высокую заинтересованность и тотальный контроль родителя в отношении своего ребенка при высоких стандартных оценках (30% опрошенных) и отсутствие заинтересованности в сочетании с безнадзорностью - при низких стандартных оценках (20% рее-пондентов).

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой, Т.М. Рапезнико-вой был использован нами для изучения представлений мужчин и юношей об основных семейных функциях, для уточнения представления о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций (ожидания и притязания). Особое значение в соответствии с целями и задачами исследования представляют показатели шкалы «Родительско-воспитательная функция», позволяющей судить об отношении респондентов к родительским обязанностям. В целом, мужчины и юноши продемонстрировали, что нацелены на исполнение данной функции в большей мере (7,13-7,89 баллов), чем ожидают этого от спутницы (6,84-7,42 балла). Высокие оценки шкалы говорят о том, что муж' чины придают большое значение роли отца, считая родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи. Такие результаты противоречат существующим стереотипам, относительно отцовства. Наибольшую готовность исполнять функцию по воспитанию дегей показала группа состоявшихся отцов, выросших в полных семьях; кроме того, в данной группе среди прочих функций лидирует именно вышеназванная функция. Средний балл по притязаниям для групп холостяков, выросших в полной и неполной семьях, составил 7,13 и 7,5 балла соответственно. В большей мере, чем в других группах респондентов ожидают исполнения воспитательной функции от супруги холостяки, выросшие в неполной семье. Возможно, это объясняется тем, что в собственной семье воспитательную роль играла и исполняла именно и только шпъ, т.к. отца не было. Однако, значение родительско-вос питательной функции в этой группе значительно выше, чем среди респондентов, вы-

росших в полной семье (14,92 и 13,97 балла соответственно), т.к. уровень актуальности родительских отношений выше именно для юношей из семей без отца.

Большее значение для респондентов имеет личностная идентификация со спутницей (ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций), причем холостые мужчины без детей стремятся к идентификации в большей степени (7 баллов), чем состоявшиеся отцы (6 баллов).

Хозяйственно-бытовая шкала демонстрирует, что все мужчины, независимо от семейного статуса, надеются и рассчитывают, что жена должна брать на себя большую часть забот о быте и ведении хозяйства. И более других на это рассчитывают холостяки, вышедшие из неполных семей (6,92 балла), но и сами отвечать за ведение быта эти юноши готовы в большей степени, чем другие опрошенные. Отцы из полных семей меньше прочих претендуют на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства (6,11 балла ожиданий и лишь 4,78 балла притязаний).

Важной функцией все мужчины считают собственную социальную активность (профессиональная и общественная активность, внесемей-ные интересы), причем респонденты в меньшей степени ориентированы на то, что партнерша должна иметь серьезные профессиональные интересы, играть общественную роль (уровень таких ожиданий ниже всех в груше мужчин-отцов -5,56 балла).

Лидирующая функция-ожидание от спутницы - эмоционально-психотерапевтическая (до 8,25 балла у холостяков без отцов). Абсолютное большинство респондентов ориентировано на то, что партнерша возьмет на себя роль эмоционального лидера в вопросах коррекции психологического климата в семье, оказания моральной поддержки, создания «психотерапевтической атмосферы». Функция ожидаема в большей степени, чем воспитательная и хозяйственно-бытовая. Рассчитывая на эмоциональную поддержку, сами молодые люди не торопятся быть тем, кто станет поддерживать комфортный психологический климат в семье (6,5 балла).

Большую роль внешней привлекательности партнерши отводят свободные мужчины из неполных семей (8,08 балла, прочие-7,5 балла). При этом собственному внешнему облику мужчины отдают меньшее значение, ниже прочих уровень

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

167,

Таблица

Иерархия семейных ценностей для групп респондентов

Мужчины-отцы Холостяки из неполных семей Холостяки из полных семей

Р од итель ско- вое! (итател ьн ая Эмоцио нально-пеихотералевтическая (ожидания) Социальная активность (притязания)

Эмоцио н. -п си хот ер апевтич. (ожидания) Социальная активность (притязания) Эмоцио н.-психот ер алевтич. (ожидания)

Социальная активность (притязания) Внешняя привлекательность (ожидания) Родигел ьско-воспитател ь мая

1 Внешняя привлекательность | (ожидания) и т.д. Родительско-воспитательная и т.д. Внешняя привлекательность (ожидания) и т.д.

притязаний у состоявшихся отцов. В таблице приведена иерархия ведущих семейных ценностей во всех группах мужчин.

К перечисленным методикам присоединена проективная методика расстановок фигур-гестальт, разработанная в 2007 г. С.И. Воронкиной, апробируемая нами в настоящее время. Данная проективная методика позволяет отследить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций в семье.

Требуются следующие материалы: три и более подвижные фигуры-манекены (рис. 1), символизирующие папу, маму, ребенка; порядковые номера-карточки размером 1 * 1 см; фотоаппарат, поверхность для моделирования семьи (стол). Фигуры заимствованы из арсенала художественно-графических факультетов. Фигура отца и матери идентичны (выс. 20 см), не имеют лиц, признаков пола и прочее. Кукла-мама в качестве отличия имеет на шее украшение - бусы. Кукла-ребенок является их уменьшенной копией (11 см).

Рис. 1. Подвижные фигуры

Первоначально до собственно обследования испытуемому предлагается ознакомиться с фигурками, символизирующими членов семьи. Благодаря подвижности кукол, испытуемый может изменять позу манекена и расположение относительно друг друга. Расположение фигур фиксируется с помощью фотоаппарата, снимкам присваиваются порядковые номера. Время выполнения задания не ограничивается, рекомендуется фиксировать комментарии обследуемого.

Полифункциональность методики предоставляет психологу возможность формулировать задания соответственно целям консультирования. Нами апробируется следующий варианг инструкции: а) «Расставьте фигуры таким образом, чтобы их позы и расположение относительно друг друга максимально соответствовали характеру Вашей родительской семьи» (где респондент выступал в роли ребенка); б) «Расположите фигуры таким образом, чтобы они отражали желательные отношения и взаимодействие между членами Вашей семьи». Выстраивая «конструкцию» клиент практически может анализировать: что мешает, что необходимо для перехода от реальных взаимоотношений в семье к желаемым. В работе с семьей психолог может предложить сопоставить расстановки кукол, совершенные разными членами семьи.

При интерпретации возможно использовать данные телесной терапии, рисуночных методик. Оценка результатов производится по следующим критериям: поза фигур, дистанция между членами семьи, сравнение с реальным составом семьи.

Приведем опыт применения методики (рис. 2). Испытуемый — мужчина 26 лет, женат, вместе с женой воспитывает дочь в возрасте 2 года 2 месяца. Комментарии к расстановке 1а: «Наша семья выглядит так - мы заботимся о дочери». Фигура ребенка - в центре, лицом он обращен к матери; родители, никак не взаимодействующие

Рис. 2. Фотоизображение расстановок «а» и «б»

между собой, слегка склоняются над ребенком, протягивая к нему руки (родители фигурально ограничивают личное пространство ребенка). «Мне бы хотелось, чтобы в центре внимания был я, чтобы обо мне тоже заботились», - комментирует отец фото 16. Фигура отца в центре, он обнимает жену и дочь; супруга одной рукой обнимает мужа, другой тянется к протянутой руке ребенка, который, в свою очередь, обнимает папу и тянется к маме.

В беседе выяснилось, что с рождением ребенка, жена немного отдалилась от мужа, переключив все свое внимание на дочь, в связи с чем муж считает себя одиноким, третьим лишним. Вспоминая детство, молодой человек говорит, что его отец жил вместе с ним и его мамой лишь до 6 лет, а мама всегда проявляла сильный, требователь-

ный характер. Данные опросника «Подростки о родит елях» подтверждают, что респондент воспринимает поведение своего отца как «позитивный интерес» (принятие). Установки на собственное отцовство и родительство (по результатам параллельных исследований) во многом совпадают со стилем воспитания его отца. В опроснике «Ролевые ожидания и притязания в браке» респондент выразил установку на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака наравне с родительско-воспитательской функцией. Т.о., респондент считает родительство и эмоциональную поддержку в семейном кругу основными ценностями семейной жизни.

Исследователь может увеличить число фигур по усмотрению, в зависимости от состава семьи испытуемого, задач терапевтического и консультативного процесса. Диагностика в режиме «здесь и сейчас» при совместном анализе проводится с клиентом, использование фотоаппаратуры не обязательно, но желательно для возможности ретроспективного взгляд в процессе консультирования/терапии.

Отсутствие выражения лиц кукол не акцентирует внимания испытуемого на конкретных заданных эмоциях: восприятие абстрагировано от предметов одежды, облика символических членов семьи, национальности (свободно от стереотипов), возраста и прочее. Вследствие привлекательности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта с психологом. Сами куклы вызывают живой интерес респондента (облегчает проекцию собственной жизненной ситуации). Проигрывание ситуаций с фигурами уже само по себе терапев-тично для клиента.

Преимуществом техники перед рисуночными методиками является отсутствие необходимости владения художественными навыками у испытуемого, что дает возможность ее применения в работе с детьми. При консультировании по вопросам семьи, использование данной методики позволяет работать с клиентом в отсутствии кого-либо из членов семьи. Разработанная нами технология экономична по времени проведения и анализа полученных данных. Работа с такими куклами происходит в динамике, т.е. по сравнению со статичным рисунком, клиент экспериментирует с дистанциями, позами, видит собственный переход от одного этапа методики к другому. Диагностика и коррекция ситуации по прин-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

169

ципу «здесь и сейчас» помогает клиенту самому отследить изменения в расстановке членов семьи, посмотреть на происходящее в буквальном смысле со стороны.

Кроме того, высокая подвижность кукол-ма-некенов предоставляет возможность работы в телесно-ориентированной терапии: с телесными границами, личным пространством клиента. Если предложить испытуемому повторить позу фигуры, это дает возможность осознать мышечное напряжение, телесный дискомфорт, другие телесные ощущения и собственные чувства.

Данная технология адресована практическим психологам, специализирующимся в семейном консультировании и диагностике, в работе с межличностными отношениями, диагностике и коррекции детско-родительских отношений, а так же в телесно-ориентированной психотерапии. В целом, предлагаемая методика может быть использована в любых задаваемых контекстах, требующих прояснения и коррекции межличностных отношений, интеракций, социально-перцептивных аспектов и прочего.

Библиографический список

1. Борисенк Ю. В. Психология отцовства// Журнал практического психолога. -2007. -№ 1 .-220 с.

2. Докучаева С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следу-

ющем поколении // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3. - С. 41 -55.

3. ЕвсеенковаЮ.В. Отцовство как психологический фактор развития личности: Дис.... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2006.

4. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 1.-С. 15-26.

5. Кенфшд Кен. Сердце отца. Как отцы могут изменить будущее своих детей. - СПб.; Киев, 2001.-240 с.

6. Кон КС. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003.-336 с.

7. Малкина-Пых. Гендерная терапия. Справочник практического психолога. - М,: Эксмо, 2006. -928 с.

8. Овчарова Р. В. Психология родительства. -М.: Академия, 2005. - 368 с.

9. Рыбалко И.В. Трансформация отцовства в современной России: Автореф. дис. - Саратов: СГТУ,2006.

10.Ярчевский Е.Ю. Формирование ценностных приоритетов молодого поколения // Социальная сфера Кубани: экономические и социально-психологические аспекты развития. Региональная научно-практическая конференция, 31 мая 2006 г., ИЭиУМиСС. - Краснодар, 2006. -С. 48-52.

Е.С. Ребрилова, Н.В. Оглезнева ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ СУБЪЕКТОВ ТРУДА

В статье представлен анализ результатов первого этапа диссертационного исследования -фокусгруппового интервью сотрудников российских компаний. Выявлены основные составляющие психологического контракта служащих, дан сравнительный анализ результатов с зарубежными исследованиями.

Современные тенденции в развитии организации требуют усиленного внимания к субъективным факторам развития. Взаимоотношения, существующие между субъектом труда и организацией, описывают трудовые отношения разного уровня. Общеизвестно, что трудовые отношения базируются на официальном юридическом договоре, отсутствие которого не означает отсутствия договорных отношений. Любое социальное взаимодействие накладывает на работодателей и работников определенные права и обязательства, подкреплен-

ные не только юридическим, но и имплицитным соглашением (признания сторонами обязанностей, которые не подкреплены юридической защитой). Наиболее распространенным видом такого имплицитного соглашения, возникающим в отношениях занятости, является так называемый психологический контракт.

Многие исследователи (в основном за рубежом) предпринимают попытки изучить структуру этого феномена и его включенность в организационную структуру. В ранних исследованиях, психологический контракт понимается как кон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.