Научная статья на тему 'Готовность к осуществлению самооценки как личностная компетенция учащегося'

Готовность к осуществлению самооценки как личностная компетенция учащегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ГОТОВНОСТЬ К САМООЦЕНКЕ / УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ралькова Е. А.

Посвящена проблеме оценивания учебных достижений учащихся с точки зрения компетентностного подхода. Особое внимание уделяется такой компетенции, предусмотренной «Стандартами второго поколения», как положительная адекватная самооценка учащегося. В ходе анализа существующих подходов к исследуемой проблеме, делается вывод о необходимости формирования готовности учащихся к самооценке в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPAREDNESS FOR THE IMPLEMENTATION OF SELF-EVALUATION AS A STUDENT’S PERSONAL COMPETENCE

The article covers the problem of evaluation of students’ educational achievements from the point of view of competence approach. The article pays attention to such competence as positive adequate self-evaluation of students. In the course of study of different approaches to this problem we can draw a conclusion about necessity of forming preparedness for students’ self-evaluation in process of study.

Текст научной работы на тему «Готовность к осуществлению самооценки как личностная компетенция учащегося»

Prohorov S.Y., Arsenjev J.N.

THE STUDENTS' QUALITY EDUCATION MANAGEMENT IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The peculiarities of using of transformation education theory, hybrid intellect system dynamics, active knowledge gaining strategy of those being studied in the sphere of secondary professional education are dealt with. The economic and mathematics methods and models usage makes it possible to value the quality of changes, the strategy of SPE activities, accounting such factors as country's education level, ability of those studied to gain the sum of necessary competence, new methods and technologies, social, physiological, biological, psychological or information complexity factors.

Keywords: education, management, quality, intellect, capital.

Получено 10.10.2011 г.

УДК 378.015.311-052

Е.А. Ралькова, преподаватель, (4872) 26-35-31, ralkova-e-a@yandex.ru (Россия, Тула, ФГОУ СПО ТГТК)

ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САМООЦЕНКИ КАК ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ

Посвящена проблеме оценивания учебных достижений учащихся с точки зрения компетентностного подхода. Особое внимание уделяется такой компетенции, предусмотренной «Стандартами второго поколения», как положительная адекватная самооценка учащегося. В ходе анализа существующих подходов к исследуемой проблеме, делается вывод о необходимости формирования готовности учащихся к самооценке в учебном процессе.

Ключевые слова: самооценка, готовность к самооценке, учебные достижения, образовательные компетенции, учебные достижения.

Происходящая трансформация российского общества ставит перед образованием новые задачи и предъявляет новые требования к результатам образовательного процесса. Одной из актуальных проблем современности остается обеспечение соответствия качества образования запросам личности, социума, рынка труда, который предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества.

Поэтому образовательные стандарты нового поколения уже формулируются на языке компетенций, что позволяет усилить воспитательный и развивающий компонент образования. В недавно принятых «Стандартах второго поколения» предполагается в процессе изучения всех без исключения предметов формировать у выпускников

«универсальные учебные действия (т.е. образовательные компетенции) как основу умения учиться».

Программа формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) предусматривает в сфере личностных универсальных учебных действий создание внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, а также широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. В регулятивной сфере планируется освоение учениками всех типов универсальных учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Формируя коммуникативные универсальные учебные действия, выпускники научатся учитывать позицию собеседника и адекватно передавать информацию, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителями и сверстниками [9, с.14 - 18].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [3, с.12].

Нетрудно заметить, что указанные выше тенденции требуют большего внимания к личностным качествам ребенка и их формированию средствами образовательного процесса.

Стремясь расширить предмет оценивания, некоторые авторы, в частности, педагоги Санкт-Петербурга [1, 6], в течение последних нескольких лет стали все шире использовать понятие «учебные достижения», которое, кроме предметных знаний, умений и навыков учащихся, включает развитие их познавательных возможностей и положительное отношение к учению [1]. Само слово «достижения» характеризует, по нашему мнению, то, чего достиг ученик в процессе учения не только в образовательном, но и в личностном плане.

Еще в 1968 году А.И.Липкина и Л.А.Рыбак обращали внимание на то, что «активность учащихся всячески поощряется тогда, когда она в той или иной форме обнаруживается в процессе усвоения. Что же касается учета результативности этого процесса, определения и оценки его качества, то здесь эта активность не только не предусматривается, но и наоборот, всячески подавляется» [7]. И в настоящее время проблема подготовки учащихся к включению их в оценочную деятельность не может считаться решенной. На этом фоне особенно заметным становится противоречие между потребностью в формировании у учащихся упомянутой готовности и реально существующими традиционными

способами (средствами, приёмами, принципами) оценивания результатов обучения, осуществляемыми без участия ребёнка.

Поскольку учебные достижения - это интегративное целое, включающее в себя результаты обучения, развития и воспитания в системе личностно ориентированного образования, то возникает необходимость предоставить ребенку субъектную роль в процессе их оценивания. Новые образовательные стандарты требуют создания условий, необходимых для «формирования положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» [9, с.15].

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», воспитание обучающихся должно обеспечить «готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни и др.» [3, с.12].

Со словом «самооценка» привычно ассоциируется явление «оценки человеком себя по какому-то отдельному свойству или способности, либо -оценки потенциала в целом» [10].

Самооценка в учебной деятельности, как отмечает А.В.Захарова, -это «оценка субъектом деятельности процесса и результата работы, своих возможностей и способностей. Важное условие ее формирования -постоянный анализ своей деятельности, результатов, достигаемых в ней, и размышления над способами работы». [5]

Если мы ведем речь о специфической деятельности самооценивания учащихся в учебном процессе, уместно вспомнить о том, что любая деятельность предполагает наличие готовности к ее выполнению.

Готовность является предпосылкой успешной деятельности [8]. Она характеризует психологическое соответствие субъекта определенным требованиям.

По мнению О.В. Михайлова, готовность к деятельности следует понимать как «многомерное и многокомпонентное системное образование, имеющее сложную динамическую структуру, интегральную характеристику человека как индивида, личности и субъекта деятельности, обеспечивающую взаимосвязь внутреннего состояния человека с внешними ситуационными условиями, а также с предстоящими задачами и целями деятельности» [8].

Под готовностью к самооценке мы будем понимать такое состояние личности учащегося, которое характеризуется совокупностью индивидуально-личностных качеств и опыта, направленных на осуществление деятельности самооценивания в учебном процессе.

По нашему мнению, готовность учащегося к самооценке как личностное новообразование включает в себя три составляющих ее блока: личностный, когнитивный и практический.

Личностный блок готовности к самооценке складывается из наличия у учащегося потребности в самооценке и интереса к ней, определенный уровень самостоятельности и активности учащихся. Очевидно, что интерес к самооценке нельзя сформировать в отрыве от интереса к самому себе. Поэтому готовность учащихся к самооценке предполагает наличие самоинтереса, а также осознание себя как ценности.

Когнитивный блок обеспечивается наличием у учащихся понятия о самоконтроле, самооценке - ее сущности, специфике, видах и путях осуществления, возможностях ее формирования и совершенствования.

К элементам практического блока относятся умения и навыки, необходимые для осуществления самооценки (навыки целеполагания и самоконтроля, умение анализировать свои действия, сравнивать полученные результаты с учебными результатами товарищей), составляющие в совокупности основу моделей учебного поведения.

Для реализации педагогических условий, способствующих формированию у учащихся готовности к самооценке в учебном процессе и оценки эффективности их внедрения нами проводится эксперимент на базе МОУ СОШ №14, №6 г. Тулы, Тульского государственного технического колледжа (учащиеся 1-го курса, изучение общеобразовательных предметов).

На констатирующем этапе эксперимента с помощью наблюдения, анкетирования, беседы осуществлена диагностика уровня удовлетворенности старшеклассников существующей системой выставления отметок и уровня готовности преподавателей и учащихся к включению самооценки в контекст оценочной деятельности на уроке.

Проведенная работа позволила сделать выводы о недостаточной информированности учителей и учащихся о самооценке, ее видах и значении для развития личности, низком уровне сформированности у учащихся составляющих готовности к самооцениванию.

Реализации условий формирования у учащихся готовности к самооценке собственных учебных достижений в учебном процессе на формирующем этапе эксперимента способствует выполнение учебных заданий, выстроенных таким образом, что остается пространство для субъектного позиционирования, проявления учеником своего «учебного поведения» [4]. Например, задания, выполнение которых предусматривает несколько путей решения поставленной задачи, наличие неоднозначного правильного ответа, возможность обсуждения путей достижения цели и полученных результатов в паре или группе. А также коллективно-творческие задания, способствующие формированию и развитию у учащихся коммуникативных навыков, опыта выбора, принятия решений и освоения разных социальных ролей.

Если ученик осознает важность личностных приращений как результата учебного процесса и у него сформированы качества,

позволяющие осуществлять самооценку своих учебных достижений на уроке (готовность), то в этом случае учебный процесс воспринимается ребенком как путь к себе через науку и образование, а самооценка становится фактором личностного роста ребенка.

Список литературы

1. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьника. СПб.: КАРО, 2008. 144с.;

2. Давыдов В.В.. Теория развивающего обучения. М., 1996.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009. 23с.;

4. Заславская О.В. Обучение как фактор формирования и развития воспитательной системы школы. Тула.: ТО ИРО, 1997. 187с.;

5. Захарова А.В. Психология учения старшеклассников. М.: Знание, 1986, № 9. 64с.;

6. Илюшин Л. С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе: дисс.... канд. пед. наук. СПб, 1995. 212с.;

7. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. 144с.

8. Михайлов О.В. Готовность к деятельность как акмеологический феномен: дисс. .канд. психол. наук. М., 2007. 166с.

9. Планируемые результаты начального общего образования./ под. ред.Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. М: Просвещение, 2009. 120с.

10. Психология: словарь./ под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.494с.

E.A. Ralkova

PREPAREDNESS FOR THE IMPLEMENTATION OF SELF-EVALUATION AS А STUDENT'S PERSONAL COMPETENCE

The article covers the problem of evaluation of students' educational achievements from the point of view of competence approach. The article pays attention to such competence as positive adequate self-evaluation of students. In the course of study of different approaches to this problem we can draw a conclusion about necessity of forming preparedness for students' self-evaluation in process of study.

Key words: self-evaluation, preparedness for self-evaluation, educational achievements, educational competence, educational achievements.

Получено 30.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.