Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягин К. А., Козлова И. Г., Махмутова Л. Г.

Введение. В статье обоснована необходимость подготовки будущих учителей начальных классов к реализации смешанного обучения в начальной школе. Смешанное обучение как современная инновационная практика начального общего образования неоднозначно воспринимается педагогическим сообществом в связи с реализацией на практике различных организационных форм обучения. Цель исследования - детерминировать состояние проблемы готовности будущего учителя к применению организационных форм в процессе обучения младших школьнике математике с учетом различных моделей смешанного обучения. Материалы и методы. Материалом исследования явился процесс выявления готовности будущих учителей начальных классов к реализации смешанного обучения. При подготовке статьи проанализированы современные правовые документальные источники и актуальная научная литература. С целью получения объективной информации организована опытно-экспериментальная деятельность: анонимное анкетирование будущих учителей начальных классов выпускных курсов. Результаты. Авторами определено понятие готовности к реализации организационных форм обучения математике в начальной школе в условиях смешанного обучения и представлена характеристика основных ее компонентов. С целью выявления состояния данной готовности будущего учителя начальной школы проведено анонимное анкетирование будущих учителей начальных классов выпускных курсов бакалавриата. По результатам проведенного исследования выявлена необходимость целенаправленного формирования готовности будущих учителей начальных классов к применению организационных форм в процессе обучения младших школьников математике с учетом различных моделей смешанного обучения. Обсуждение. В статье констатируется, что будущие учителя начальных классов проявляют заинтересованность в освоении организационного обеспечения преподавания математики в начальной школе с учетом различных форматов смешанного обучения. Подчеркивается, что респонденты имеют представление о рассматриваемом явлении, но не владеют практическими навыками в области применения приемов смешанного обучения в реальном образовательном процессе. Выделяется ключевой фактор определения применяемых организационных форм - цель обучения. Происходит ранжирование проблем, возникающих в процессе применения форматов смешанного обучения. Ставится проблема адекватности средств современных образовательных систем начального образования особенностям реализации смешанного обучения. Заключение. Формулируется вывод: для решения проблемы исследования необходимо включать в содержание процесса обучения студентов по различным дисциплинам методического характера вопросы реализации организационных форм обучения математике в начальной школе в условиях смешанного обучения. Целесообразно рекомендовать выполнение заданий по исследуемой теме в процессе осуществления учебных и производственных практик. Повышению уровня готовности может также способствовать проведение научно-исследовательских проектов в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Основные положения: - представлено содержание компонентов готовности будущего учителя начальных классов к реализации организационных форм обучения в условиях смешанного обучения; - определены направления повышения уровня компетентности будущего учителя в области применения организационных форм в процессе обучения младших школьнике математике с учетом различных моделей смешанного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягин К. А., Козлова И. Г., Махмутова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WILLINGNESS OF FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT BLENDED LEARNING IN PRIMARY SCHOOL

Introduction. The article substantiates the need to prepare future primary school teachers for the implementation of blended learning in primary school. Blended learning, as a modern innovative practice of primary general education, is perceived ambiguously by the pedagogical community, including in connection with the implementation in practice of various organizational forms of education. The purpose of the study is to determine the state of the problem of the readiness of a future teacher to use organizational forms in the process of teaching mathematics to younger students, taking into account various models of blended learning. Materials and methods . The material of the study was the process of identifying the readiness of future primary school teachers to implement blended learning. In preparing the article, modern legal documentary sources and current scientific literature were analyzed. In order to obtain objective information, an experimental activity was organized: an anonymous survey of future primary school graduate teachers. Results. The authors define the concept of readiness for the implementation of organizational forms of teaching mathematics in elementary school in conditions of blended learning and present a description of its main components. In order to identify the state of this readiness of the future primary school teacher, an anonymous survey of future primary school teachers of the bachelor's final courses was conducted. Based on the results of the study, the need for purposeful formation of the readiness of future primary school teachers for the use of organizational forms in the process of teaching mathematics to junior schoolchildren was revealed, taking into account various models of blended learning. Discussion . The article states that future primary school teachers are interested in mastering the organizational support for teaching mathematics in primary school, taking into account various formats of blended learning. It is emphasized that the respondents have an idea about the phenomenon under consideration, but do not have practical skills in the field of application of blended learning techniques in the real educational process. The key factor in determining the organizational forms used is the purpose of training. There is a ranking of problems that arise in the process of applying blended learning formats. The problem of the adequacy of the means of modern educational systems of primary education to the peculiarities of the implementation of blended learning is posed. Conclusion. The conclusion is formulated: to escape the problem, it is necessary to include in the content of the process of teaching students in various disciplines of a methodological nature the issues of implementing organizational forms of teaching mathematics in elementary school in conditions of blended learning. It is advisable to recommend the implementation of tasks on the topic under study in the process of implementing educational and production practices. An increase in the level of readiness can also be facilitated by conducting research projects as part of the implementation of term papers and final qualification works. Highlights: The authors presented the content of the components of the readiness of the future primary school teacher for the implementation of organizational forms of education in a blended learning environment; The study determined the directions of increasing the level of competence in the implementation of organizational forms of education in primary school in conditions of blended learning.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

а

«о

0

1

а

«о

о §

ж s

го

С-0

Научная статья УДК 378.937 : 51 (07) ББК 74.480.26 : 74.262.21 DOI 10.25588/CSPU.2022.171.5.005

К. А. Звягин1, И. Г. Козлова2, Л. Г. Махмутова

1ORCID № 0000-0003-2505-1421 Доцент, кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой математики и методики обучения математике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: zvyaginka@cspu.ru

2ORCID № 0000-0003-1420-922X Доцент, кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой математики, естествознания и методики обучения математике и естествознанию, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: kozlovaig@cspu.ru

3ORCID № 0000-0002-0866-7999 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методики обучения математике и естествознанию, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: mahmutovalg@cspu.ru

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Введение. В статье обоснована необходимость подготовки будущих учителей начальных классов к реализации смешанного

© Звягин К. А., Козлова И. Г., Махмутова Л. Г., 2022

обучения в начальной школе. Смешанное обучение как современная инновационная практика начального общего образования неоднозначно воспринимается педагогическим сообществом в связи с реализацией на практике различных организационных форм обучения. Цель исследования — детерминировать состояние проблемы готовности будущего учителя к применению организационных форм в процессе обучения младших школьнике математике с учетом различных моделей смешанного обучения.

Материалы и методы. Материалом исследования явился процесс выявления готовности будущих учителей начальных

о

о

классов к реализации смешанного обучения. При подготовке ста- |

о

тьи проанализированы современные правовые документальные источники и актуальная научная литература. С целью получения уу объективной информации организована опытно-экспериментальная деятельность: анонимное анкетирование будущих учителей

У

начальных классов выпускных курсов. Й

р

е

л

Результаты. Авторами определено понятие готовности к реализации организационных форм обучения математике в начальной школе в условиях смешанного обучения и представлена характеристика основных ее компонентов. С целью выявления состояния данной готовности будущего учителя начальной о школы проведено анонимное анкетирование будущих учителей начальных классов выпускных курсов бакалавриата. По результатам проведенного исследования выявлена необходимость целенаправленного формирования готовности будущих учителей начальных классов к применению организационных форм в процессе обучения младших школьников математике с учетом различных моделей смешанного обучения.

а

о

г о

о

Ч ^

е

ж и

*

ж

а §

о*

ж о

Й

Обсуждежие. В статье констатируется, что будущие учителя начальных классов проявляют заинтересованность в освоении организационного обеспечения преподавания математики в начальной школе с учетом различных форматов смешанного обучения. Подчеркивается, что респонденты имеют представление о рассматриваемом явлении, но не владеют практическими навыками в области применения приемов смешанного обучения в реальном образовательном процессе. Выделяется ключевой фактор определения применяемых организационных форм — цель обучения. Происходит ранжирование проблем, возникающих в процессе применения форматов смешанного обучения. Ставится проблема адекватности средств современных образовательных систем начального образования особенностям реализации смешанного обучения.

Заключежие. Формулируется вывод: для решения проблемы исследования необходимо включать в содержание процесса обучения студентов по различным дисциплинам методического характера вопросы реализации организационных форм обучения математике в начальной школе в условиях смешанного обучения. Целесообразно рекомендовать выполнение заданий по исследуемой теме в процессе осуществления учебных и произ-

^ водственных практик. Повышению уровня готовности может

а

«о

о

§

а

«о

о

I

также способствовать проведение научно-исследовательских

проектов в рамках выполнения курсовых и выпускных квалифи-

кационных работ.

§ Ключевые слова: начальное общее образование; смешан-

§

^ ное обучение; организационная форма обучения; обучение мате-

^ матике; будущий учитель; педагогика высшей школы.

Основные положения:

- представлено содержание компонентов готовности будущего учителя начальных классов к реализации организационных форм обучения в условиях смешанного обучения;

- определены направления повышения уровня компетентности будущего учителя в области применения организационных форм в процессе обучения младших школьнике математике с учетом различных моделей смешанного обучения.

1 Введение (Introduction)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Мини- § стерства просвещения РФ № 286 от 31 мая 2021 г., обеспечивает использование различных форм организации образовательной де- ду ятельности обучающихся, которые образовательная организация определяет самостоятельно.

Организационные формы обучения исследуются многими учеными с разных позиций [1; 2; 3]. Учет разновидностей организационных форм призван обеспечить оптимальное конструирование образовательного процесса и подбор адекватных подходов к обучающимся в условиях классно-урочной системы. На сегодняшний день необходимо принимать во внимание наличие не- но скольких форматов обучения, в том числе смешанного, совмещающего обучение с участием учителя с онлайн-обучением [3; 4; 5; 6]. Включение смешанного обучения в образовательный процесс начальной школы имеет свои трудности, обусловленные как возрастными особенностями младших школьников, так и особенностями их учебной деятельности. Практические аспекты этой проблемы разработаны недостаточно. Не прописаны механизмы

о

у

а

о

г

о о ч е н и

So в

н а ч

аль

о* н

о Й

взаимосвязи между реализацией организационных форм обучения и моделями смешанного обучения. Вместе с тем, учитель должен осуществлять образовательный процесс в условиях смешанного обучения, что включает выбор и реализацию организационных форм обучения. Отсюда следует, что будущих учителей начальных классов целесообразно готовить к разработке, проектированию, применению, сочетанию многообразных организационных форм обучения математике с учетом различных моделей смешанного обучения.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Готовность учителей начальных классов к реализации организационных форм обучения математике в начальной школе в условиях смешанного обучения понимается нами как совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу, подразумевающих наличие мотивов, знаний, умений, опыта применения и осознанного отношения к выбору и реализации организационных форм обучения математике в начальной школе с учетом различных форматов смешанного обучения.

Представим вариант структуры готовности студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» к реализации организационных форм обучения математике t^ в начальной школе в условиях смешанного обучения в соответ-

,а в о

§

¡S3

н,

и

г

^

в

с-о

а в о

тоу

ствии с общепринятыми компонентами (Таблица 1).

Таблица 1 — Содержание компонентов готовности будущего учителя начальных классов к реализации организационных форм обучения математике в условиях смешанного обучения

Table 1 — The content of the components of the readiness of the future primary school teacher to implement organizational forms of teaching mathematics in a blended learning environment

Компонент готовности будущего учителя начальных классов к реализации организационных форм обучения в условиях смешанного обучения Содержание компонента готовности будущего учителя начальных классов к реализации организационных форм обучения математике в условиях смешанного обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивационный Положительный настрой к реализации организационных форм обучения математике в начальной школе с учетом различных моделей смешанного обучения. Интерес к реализации организационных форм обучения математике в условиях смешанного обучения. Стремление к реализации организационных форм обучения математике в условиях смешанного обучения. Желание реализовывать различные организационные формы обучения математике в условиях смешанного обучения

Продолжежие таблицы 1 СопИпиаИоп of 1аЫв 1

Компонент готовности будущего учителя начальных классов к реализации организационных форм обучения в условиях смешанного обучения Содержание компонента готовности будущего учителя начальных классов к реализации организационных форм обучения математике в условиях смешанного обучения

Когнитивный Наличие представлений об организационных формах обучения. Наличие знаний о различных моделях смешанного обучения, особенностях их реализации. Наличие представлений об условиях применения различных организационных форм обучения математике в начальной школе с учетом выбранной модели смешанного обучения

Операционно-деятельностный Практическая подготовленность к выбору и реализации организационных форм обучения математике в условиях смешанного обучения. Организация деятельности в целом и ее отдельных составляющих в области реализации организационных форм обучения математике в условиях смешанного обучения. Разработка и реализация отдельных шагов/действий при реализации различных моделей смешанного обучения в процессе обучения математике в начальной школе

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

Компонент готовности будущего учителя начальных классов к реализации организационных форм обучения в условиях смешанного обучения Содержание компонента готовности будущего учителя начальных классов к реализации организационных форм обучения математике в условиях смешанного обучения

Оценочно-рефлексивный Объективное оценивание своего профессионального уровня в отношении реализации организационных форм обучения математике в условиях смешанного обучения. Расширение кругозора по организации различных моделей смешанного обучения. Закрепление профессиональных навыков в области реализации организационных форм обучения математике младших школьников в условиях смешанного обучения по различным темам учебного материала

3 Результаты (Results)

С целью выявления состояния готовности будущего учителя к реализации смешанного обучения в начальной школе по учебному предмету «Математика» проведено анонимное анкетирование будущих учителей начальных классов выпускных курсов бакалавриата. В опросе приняли участие 55 студентов факультета подготовки учителей начальных классов ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», обучающихся по программам бакалавриата. Студентам была предложена анкета из 8 вопросов, которые отражали все компоненты исследуемой готовности. Говоря о проблеме внедрения смешанного обучения в образовательный процесс в начальной школе, 81,8 % респондентов отметили актуальность использования моделей смешанного обучения при реализации учебного предмета «Математика». При этом на вопрос об установлении соответствия между формами организации обучения и различными моделями смешанного обучения ответы распределились следующим образом:

- к индивидуальным организационным формам обучения, как наиболее приемлемым, респонденты отнесли индивидуальную ротацию (72,7 %), модель «face-to-face» (61,8 %); t;j - к групповым формам обучения опрошенные отнесли ро-

«о

О §

а

«о

0

1

¡S3

тацию лабораторий (74,5 %), ротацию станций (70,9 %), перевер-

нутый класс (23,6 %);

- к фронтальным формам обучения будущего учителя —

§ перевернутый класс (43,6 %), ротацию лабораторий (23,6 %). §

^ Обобщение педагогического опыта показало, что реализа-

^ ция смешанного обучения в начальной школе вызывает затрудне-

ния. Первостепенной причиной студенты назвали склонность учителя к привычным формам работы, нежелание менять сложившуюся практику преподавания (65,4 %). Далее результаты распределились следующим образом: несоответствие помещения и технологические ограничения — 49,1 %, отсутствие у учителя осведомленности и навыков использования ИКТ — 45,4 %, недостаточная мотивация у учителя в связи с увеличением временных затрат и рабочей нагрузки — 43,6 %. На недостаточную учебную самостоятельность младших школьников указали 36,4 % респондентов. Фактором, который в наибольшей степени воздействует на эффективный выбор организационных форм в условиях сме- О шанного обучения, опрошенные назвали цель обучения. Далее в порядке уменьшения важности респонденты перечислили содер- у жание учебного материала; методы обучения; специфику учебного предмета; материальную базу; этап, на котором изучается материал; подготовленность субъектов образовательного процесса к реализации различных форм обучения.

Анализируя свою готовность реализовывать организационные формы обучения в начальной школе в условиях смешанного обучения, 12,7 % указали, что не готовы к этой деятельности; 36,4 % отметили, что частично готовы; 50,9 % студентов посчи- | тали, что они к этому готовы. При этом 36,4 % опрошенных готовы к этому, но только на уроках в рамках учебной деятельности (по предмету «Математика»), 30,9 % — во внеурочной деятельности математической направленности. Отметим, что 16,4 % готовы

о

у

Почти треть респондентов (29,1 %) указали, что действующие учебные программы начального курса математики в различ-

ных УМК («Школа России», «Школа 21 века», «Планета знаний» и др.) не отражают многообразия организационных форм и моделей смешанного обучения. Еще 34,5 % затруднились выразить свое мнение относительно этого аспекта проблемы.

Стоит выделить определенный риск в организации групповой учебной работы по математике в начальной школе при использовании различных моделей смешанного обучения, поскольку на вопрос о владении приемами данного вида работы затруднились ответить 43,6 % опрошенных. Еще 23,6 % указали на отсутствие практической деятельности по применению данных приемов в реальном образовательном процессе.

Как следствие, 85,4 % студентов ощущают необходимость в повышении уровня компетентности в области реализации организационных форм обучения в начальной школе в условиях смешанного обучения (14,6 % затруднились ответить). 4 Обсуждение (Discussion)

Проанализировав полученные результаты исследования, можно сделать вывод о том, что большинство будущих педагогов отмечают актуальность использования моделей смешанного обучения при реализации учебного предмета «Математика», однако к реализации его организационных форм обучения математике в

t;j начальной школе готова только половина опрошенных студентов.

а

«о

о §

а

«о

0

1

S

Респонденты с учетом своего уровня образования адек-

ватно определяют фактор, который, по их мнению, является клю-

чевым при реализации смешанного обучения. В качестве систе-

§ мообразующего фактора они называют цель обучения, которому

§

^ подчинены и все остальные. ^ Остаются актуальными проблемы, связанные с внедрением,

освоением, практическим применением форматов смешанного обучения, начиная с отсутствия желания менять устоявшуюся преподавательскую практику, мотивации, недостаточного соответствия материально-технической стороны учебного процесса, необходимости в постоянном своевременном повышении уровня владения современными информационными и дистанционными технологиями и заканчивая недостаточной готовностью младших школьников к осуществлению самостоятельной учебной деятельности в силу возрастных особенностей. Отдельно можно подчеркнуть, что невозможен баланс между часто используемыми

0

о

классическими образовательными системами начального образо- |

о

вания, с одной стороны, и повсеместным внедрением различных форматов смешанного обучения в образовательной практике. ^ Многие будущие учителя верно устанавливают соответствие между формами организации обучения и различными моделями смешанного обучения, вместе с тем отмечая отсутствие опыта

У

л

Kl «

практическом деятельности по применению приемов смешанного а

обучения в реальном образовательном процессе.

Всё вышесказанное еще раз актуализирует проблемы постоянного повышения квалификации педагогических сотрудников, специализированной подготовки будущих учителей к реали- | зации многообразных форматов смешанного обучения в

а ж ж о г о

о

4

педагогическом практике. Ж

5

So а> ж

а §

о*

5 Заключение (Conclusion)

Подготовка будущих учителей к реализации организационных форм обучения в начальной школе в условиях смешанного 0 обучения подразумевает систему обучающих действий с использованием ресурсов образовательной среды, обусловливающих

Kl

а

«о

0

1

результативность реализации организационных форм обучения в условиях смешанного обучения (выбор, применение, анализ результативности применения).

Направлениями повышения уровня компетентности будущих учителей в области реализации организационных форм обучения в начальной школе в условиях смешанного обучения, на наш взгляд, могут стать включение аспектов рассматриваемой проблемы в содержание процесса обучения студентов по различным дисциплинам методического характера; выполнение заданий, связанных с этой темой; в рамках учебных и производственных практик; проведение научно-исследовательской работы по данной проблеме.

6 Благодарности (Acknovledgments)

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства Просвещения Российской Федерации, тема «Методика реализации (преподавания) образовательных программ начального общего образования с применением форматов смешанного обучения». Соглашение № 073-03-2022-104/3 от 01.06.2022 г. Авторы выражают благодарность за финансовую поддержку исследования.

^ Библиографический список

1. Давлатова М. А. Как меняется деятельность учителя при проектировании урока в рамках смешанного обучения? // Отечественная и зарубежная

а

«о

о §

¡3 педагогика. 2021. Т. 1, № 5 (78). С. 124-140.

к рового опыта : монография. М : ЛУч, 2018. - 640 с.

2. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: Исследование ми-

3. Осмоловская И. М. Дидактика: от классики к современности : мо-

^ нография. - Москва : Нестор-История, 2020. - 248 с.

4. Долгова Т. В. Смешанное обучение — инновация XXI века // Интерактивное образование : информационно-публицистический журнал. 2017. № 5. С. 2-8.

5. Теория и практика внедрения технологии смешанного обучения на уровне начального общего образования : коллективная монография / К. А. Звягин [и др.] ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 301 с.

6. Jerry M. & Yunus M.M. (2021), "Blended learning in rural primary ESL classroom: Do or don't", International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, vol. 20, no. 2, pp. 152-173.

K. A. Zvyagin1, I. G. Kozlova2, L. G. Makhmutova3

ORCID No. 0000-0003-2505-1421

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, °§

Acting Head of the Department of Mathematics and Methods of Teaching

Chelyabinsk, Russia.

s № s s

Mathematics, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, I

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: zvyaginka@cspi.ri a

2ORCID No. 0000-0003-1420-922X S

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Acting Head of the Department of Mathematics, Science and Methods of Teaching Mathematics and Science, South -Ural

State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. l

n

E-mail: kozlovaig@cspi.ri №

3ORCID No. 0000-0002-0866-7999 a

n

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, in

Science and Methods of Teaching Mathematics and Science, South -Ural

i

Associate Professor at the Department of Mathematics, s

P

r

R>

State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. <3

S

E-mail: mahmutovalg@cspu.ru h

o o

1

WILLINGNESS OF FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT BLENDED LEARNING IN PRIMARY SCHOOL

Abstract

Introduction. The article substantiates the need to prepare future primary school teachers for the implementation of blended learning in primary school. Blended learning, as a modern innovative practice of primary general education, is perceived ambiguously by the pedagogical community, including in connection with the implementation in practice of various organizational forms of education. The purpose of the study is to determine the state of the problem of the readiness of a future teacher to use organizational forms in the process of teaching mathematics to younger students, taking into account various models of blended learning.

Materials and methods. The material of the study was the process of identifying the readiness of future primary school teachers to implement blended learning. In preparing the article, modern legal documentary sources and current scientific literature were analyzed. In order to obtain objective information, an ^ experimental activity was organized: an anonymous survey of Kj future primary school graduate teachers.

a"

J Results. The authors define the concept of readiness for

^ the implementation of organizational forms of teaching mathe-

ej . . ... .

matics in elementary school in conditions of blended learning

§> and present a description of its main components. In order to

^ identify the state of this readiness of the future primary school

^ teacher, an anonymous survey of future primary school teachers

of the bachelor's final courses was conducted. Based on the results of the study, the need for purposeful formation of the readiness of future primary school teachers for the use of organizational forms in the process of teaching mathematics to junior schoolchildren was revealed, taking into account various models of blended learning.

Discussion. The article states that future primary school teachers are interested in mastering the organizational support for teaching mathematics in primary school, taking into account various formats of blended learning. It is emphasized that the respondents have an idea about the phenomenon under consideration, but do not have practical skills in the field of application of blended learning techniques in the real educational process. The key factor in determining the organizational forms used is the purpose of training. There is a ranking of problems that arise in the process of applying blended learning formats. The prob-

s

C6

s

s

f

I №

c

lem of the adequacy of the means of modern educational systems №

of primary education to the peculiarities of the implementation of blended learning is posed.

Conclusion. The conclusion is formulated: to escape the problem, it is necessary to include in the content of the process of teaching students in various disciplines of a methodological nature the issues of implementing organizational forms of teaching mathematics in elementary school in conditions of blended learning. It is advisable to recommend the implementation of r tasks on the topic under study in the process of implementing educational and production practices. An increase in the level of readiness can also be facilitated by conducting research projects

n

l

<—1

№ n

d №

a

i

n

i n

P

i m

a y

S

s o o

as part of the implementation of term papers and final qualification works.

Keywords: Primary general education; Blended education; Organizational form of education; Teaching mathematics; Future teacher; Higher education pedagogy. Highlights:

The authors presented the content of the components of the readiness of the future primary school teacher for the implementation of organizational forms of education in a blended learning environment;

The study determined the directions of increasing the level of competence in the implementation of organizational forms of education in primary school in conditions of blended learning.

References

1. Davlatova M.A. (2021), Kak menyayetsya deyatel'nost' uchitelya priproyektirovanii uroka v ramkakh smeshannogo obucheniya? [How does

the teacher's activity change when designing a lesson within the framework

a

J; of blended learning?], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 1, 5

(78), 124-140. (In Russian). Jj 2. Klarin M.V. (2018), Innovatsionnyye modeli obucheniya: Issle-

O dovaniye mirovogo opyta: [Innovative learning models: Research of world experience], Monografiya, Moscow, 640 p. (In Russian).

va

-S 3. Osmolovskaya I.M. (2020), Didaktika: ot klassiki k sovremen-

o

^ nosti [Didactics: from classics to modernity], Monografiya, Moscow, 248

ej

p. (In Russian).

4. Dolgova T.V. (2017), Smeshannoye obucheniye - innovatsiya

a

^ XXI veka [Blended learning - an innovation of the XXI century], Inter-^ aktivnoye obrazovaniye, 5, 2-8. (In Russian).

5. Zvyagin K.A., Grigoryeva E.V., Kozlova I.G., Kraineva S.V., Makhmutova L.G., Osolodkova Ye.V. & Titarenko N.N. (2021), Teoriya i praktika vnedreniya tekhnologii smeshannogo obucheniya na urovne na-chal'nogo obshchego obrazovaniya [Theory and practice of introducing blended learning technology at the level of primary general education], Monografiya, Yuzhno-Ural'skiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagog-icheskiy universitet, Chelyabinsk, 301 p. (In Russian).

6. Jerry M. & Yunus M.M. (2021), "Blended learning in rural primary ESL classroom: Do or don't", International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, vol. 20, no. 2, pp. 152-173.

Статья поступила в редакцию 08.10.2022; одобрена после рецензирования 10.10.2022; принята к публикации 14.10.2022.

The article was submitted 08.10.2022; approved after reviewing l

10.10.2022; accepted for publication 14.10.2022. cg

n

e

s

s f

t

e e

a c

h

e

№ n

l

<—i e

n

e d

L

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e

a

i

n

i n

P

r

a

y

hh h o o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.