Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягин К. А., Козлова И. Г., Махмутова Л. А.

Смешанное обучение, несмотря на всё большее распространение, является дискуссионным для современной системы начального образования не только в силу возрастных особенностей младших школьников, но и в связи с реализацией на практике различных организационных форм обучения. Авторы предприняли попытку определить проблемы, с которыми сталкивается педагог при реализации организационных форм обучения в начальной школе в условиях смешанного обучения. В результате проведенного опроса выяснилось, что наиболее важной по значимости для учителей начальных классов является проблема выбора организационных форм обучения в условиях реализации элементов выбранной модели смешанного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPLEMENTATION OF ORGANIZATIONAL FORMS OF LEARNING IN THE PRIMARY SCHOOL IN THE CONDITIONS OF MIXED LEARNING

Mixed learning, despite its increasing prevalence, is debatable for the modem system of primary education, not only due to the age characteristics of primary schoolchildren, but also in connection with the implementation of various organizational forms of education in practice. The authors made an attempt to identify the problems faced by the teacher in the implementation of organizational forms of education in primary school in the conditions of the mixed learning. As a result of the survey, it turned out that the most important poser for primary school teachers is the problem of choosing organizational forms of education in the context of implementing the elements of the chosen model of the mixed learning.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 373.1

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Константин Алексеевич Звягин, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Геннадьевна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Гаптульхаевна Махму-това, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Смешанное обучение, несмотря на всё большее распространение, является дискуссионным для современной системы начального образования не только в силу возрастных особенностей младших школьников, но и в связи с реализацией на практике различных организационных форм обучения. Авторы предприняли попытку определить проблемы, с которыми сталкивается педагог при реализации организационных форм обучения в начальной школе в условиях смешанного обучения. В результате проведенного опроса выяснилось, что наиболее важной по значимости для учителей начальных классов является проблема выбора организационных форм обучения в условиях реализации элементов выбранной модели смешанного обучения.

Ключевые слова: начальное образование, смешанное обучение, организационная форма обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p108-111

TO THE QUESTION OF IMPLEMENTATION OF ORGANIZATIONAL FORMS OF

LEARNING IN THE PRIMARY SCHOOL IN THE CONDITIONS OF MIXED

LEARNING

Konstantin Alekseevich Zvyagin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Gennadi-

evna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Larisa Gaptulkhaevna Makhmutova, the candidate of pedagogical sciences, docent, South Ural State Humanitarian

Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

Mixed learning, despite its increasing prevalence, is debatable for the modern system of primary education, not only due to the age characteristics of primary schoolchildren, but also in connection with the implementation of various organizational forms of education in practice. The authors made an attempt to identify the problems faced by the teacher in the implementation of organizational forms of education in primary school in the conditions of the mixed learning. As a result of the survey, it turned out that the most important poser for primary school teachers is the problem of choosing organizational forms of education in the context of implementing the elements of the chosen model of the mixed learning.

Keywords: primary education, mixed learning, organizational form of education.

ВВЕДЕНИЕ

Образовательный процесс в начальной школе представляет собой систему, нацеленную на достижение основных целей начального общего образования. Одним из компонентов этой системы являются организационные формы обучения.

Отметим, что существует смешивание понятий «организационная форма обучения», «форма организации обучения», «формы организации учебной работы» как педагогических категорий. При этом, по мнению Ю.Д. Апиш, понятие «формы организации обучения» является более широким по значению, включающим в себя и организационные формы обучения [1].

Организационные формы обучения отражают необходимые, устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи между различными этапами учебной работы, представляющей собой процесс. Многообразие рассматриваемых форм позволяет оптимально выстроить образо-

вательный процесс с учетом поставленной цели и имеющихся ресурсов, а главное - обеспечить различные подходы к обучающимся в условиях наиболее жизнеспособной классно-урочной системы [5].

Сегодня дидактическое понятие «организационные формы обучения» вызывает интерес в связи с необходимостью его осмысления в современной информационно-образовательной среде [6], с учетом его использования в педагогическом дизайне [2, 9].

Кроме того, имеется потребность в уточнении процесса реализации организационных форм в начальной школе в условиях смешанного обучения [3, 4, 7, 8, 10].

Под смешанным обучением сегодня понимается система обучения, образовательная технология, образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с он-лайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

В результате теоретического анализа по проблеме классификации форм организации обучения были выделены общие и конкретные организационные формы обучения, которые могут применяться в условиях смешанного обучения в начальной школе. Общие формы представлены индивидуальными, групповыми и фронтальными, конкретные - ведущими (урок, домашняя работа, лабораторная работа), сопутствующими (экскурсия, конференция, консультация, занятия по продвинутым программам, олимпиады, игра), вспомогательными (формы работы с отстающими, индивидуальные дополнительные занятия, репетиторство, тьюторство).

По итогам анализа научно-методической литературы стало очевидным, что практические аспекты проблемы реализации организационных форм в условиях смешанного обучения в начальной школе недостаточно проработаны, это и послужило основанием для проведения данного исследования.

Цель исследования - определить проблемы, с которыми сталкивается учитель при реализации организационных форм обучения в начальной школе в условиях смешанного обучения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования - теоретический анализ, анкетирование, статистические методы.

С целью получения информации о реализации организационных форм обучения в начальной школе в условиях смешанного обучения (преподавание учебного предмета «Математика») нами было проведено анкетирование педагогов МАОУ Саргазинская СОШ, МАОУ Архангельская СОШ, а также районного методического объединения учителей начальных классов Сосновского района Челябинской области.

В анонимном опросе приняли участие 36 педагогов начальных классов. Принимался во внимание педагогический стаж респондентов. Состав выборки по педагогическому стажу: до 3 лет - 22%; 3-10 лет - 33%; 10 лет и более - 45%.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что учителя начальных классов в основном используют элементы следующих моделей смешанного обучения: модель «Гасе-йГасе» (100%), ротационная модель (67%), «перевернутый класс» (42%), индивидуальный учебный план (14%).

При этом среди вариантов ротационной модели преобладает использование ротации станций и индивидуальной ротации.

Отметим, что в своих комментариях педагоги поясняли, что реализация моделей смешанного обучения в 1 классе затруднена в связи с недостаточной учебной самостоятельностью и отсутствием опыта обучающегося в самостоятельном планировании взаимо-

действия с педагогом и одноклассниками в учебном процессе.

Респонденты также проранжировали проблемы, возникающие при реализации организационных форм в условиях смешанного обучения в начальной школе.

Наиболее важной по значимости для учителей является проблема выбора организационных форм в условиях реализации элементов выбранной модели смешанного обучения. На второе место опрошенные поставили проблему выбора модели смешанного обучения в зависимости от содержания учебного материала, степени подготовленности обучающихся, мотивации учителя/обучающихся и т. п. (модель «face-to-face», ротационная модель, «перевернутый класс», индивидуальный учебный план). Третье место заняла проблема оптимального сочетания форм организации обучения для достижения целей занятия в условиях смешанного обучения. Менее значимыми для учителей начальных классов оказались проблема подбора учебного материала (учебных заданий) для реализации выбранной модели смешанного обучения (необходимость поиска дополнительных заданий, самостоятельного их составления, выстраивания их последовательности и т. п.) и проблема разработки инструктажа обучающихся с учетом выбранной модели смешанного обучения.

На основе полученных данных нами было принято решение о конкретизации механизма выбора организационных форм обучения в начальной школе при реализации учебного предмета «Математика» в условиях смешанного обучения. Отметим, что проблема выбора является философской и обусловлена многими факторами. В нашем случае эффективность выбора организационных форм обучения может зависеть от уровня теоретической и методической подготовленности педагога в области организационного оформления обучения, накопленного опыта, интуиции, профессионально-педагогической компетентности и культуры, а также от творческих особенностей личности.

Среди путей решения проблемы построения процедуры выбора организационных форм обучения в начальной школе при реализации учебного предмета «Математика» в условиях смешанного обучения нами предлагается реконструирование образовательного пространства, распределение учебного материала на изучаемый в очной форме и самостоятельно, в том числе с использованием онлайн технологий, обеспечение школьников инструментами обмена информацией при работе в группах.

ВЫВОДЫ

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что педагоги начальных классов реализуют элементы различных моделей смешанного обучения с преобладанием моделей «face-to-face», ротационная модель. Среди проблем, с которыми сталкиваются учителя при реализации организационных форм обучения в условиях смешанного обучения в начальной школе, на первом месте стоит проблема выбора организационных форм обучения в условиях реализации элементов выбранной модели смешанного обучения. Полученные данные позволяют выстроить траекторию исследования в направлении разработки процедуры выбора организационных форм обучения в начальной школе при реализации учебного предмета «Математика» в условиях смешанного обучения.

Работа (исследование) выполнена в рамках государственного задания Министерства Просвещения Российской Федерации, тема «Методика реализации (преподавания) образовательных программ начального общего образования с применением форматов смешанного обучения», № соглашения 073-03-2022-104/3 от 01.06.2022 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апиш Ю.Д. Дидактические основы построения систем форм организации обучения на уроке в начальной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Апиш Юлия Даудовна. - Майкоп, 2006. -28 с.

2. Бахишева С.М. Трансформация дизайна обучения после пандемии / С.М. Бахишева // Педагогическое образование в условиях смешанного обучения в России и других странах: сборник тезисов участников международной научно-практической конференции (28 октября 2021 года, ФГБНУ

ИСРО РАО, г. Москва, Россия) / составители: С.А. Дудко, Н.Н. Найденова. - Москва : ФГБНУ ИСРО РАО, 2021. - С. 45-47.

3. Давлатова М.А. Как меняется деятельность учителя при проектировании урока в рамках смешанного обучения? / М.А. Давлатова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - Т. 1, № 5 (78). - С. 124-140.

4. Долгова Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века / Т.В. Долгова // Интерактивное образование: информационно-публицистический журнал. - 2017. - № 5. - С. 2-8. - URL: https://interactiv. su/2017/12/31.

5. Модернизация педагогического образования: проектный подход / Н.О. Яковлева, Л.А. Дружинина, К.А. Звягин, Е.В. Калугина. - Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. - 161 с.

6. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности: монография / И.М. Осмоловская. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. - 248 с.

7. Пичугин С.С. Младший школьник в новом формате образования: дистанционное обучение / С.С. Пичугин // Начальная школа. - 2021. - № 2. - С. 7-15.

8. Теория и практика внедрения технологии смешанного обучения на уровне начального общего образования: монография / К.А. Звягин, Е.В. Григорьева, И.Г. Козлова, С.В. Крайнева, Л.Г. Махмутова, Е.В. Осолодкова, Н.Н. Титаренко ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 301 с.

9. Чернобай Е.В. Дидактика и педагогический дизайн: что общего и что особенного? / Е.В. Чернобай, Ю.Н. Корешникова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - Т. 1, №5 (78). - С. 177-190.

10. Jerry M. Blended learning in rural primary ESL classroom: Do or don't / M. Jerry, M.M. Yunus // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. - 2021. - Vol. 20, № 2. - P. 152173.

REFERENCES

1. Apish, Yu.D. (2006), Didactic bases for building .systems offorms of organization of learning in the classroom in elementary school, dissertation abstract, Maykop.

2. Bakhisheva, S.M. (2021), "Transformation of learning design after the pandemic", Pedagogical education in conditions of blended learning in Russia and other countries : collection of abstracts of the participants of the international scientific and practical conference, Moscow, pp. 45-47.

3. Davlatova, M.A. (2021), "How does the teacher's activity change when designing a lesson in blended learning?", Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, V. 1, No. 5 (78), pp. 124-140.

4. Dolgova, T.V. (2017), "Blended learning - an innovation of the XXI century", Interactive education: information and journalistic journal, No. 5, pp. 2-8, available at https://interactiv.su/2017/12/31 (accessed: 07/27/2022).

5. Yakovleva, N.O., Druzhinina, L.A., Zvyagin, K.A., Kalugina, E.V. (2017), Modernization of teacher education: project approach, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk.

6. Osmolovskaya, I.M. (2020), Didactics: from classics to modernity, monograph, Nestor-Istoriya, Moscow ; St. Petersburg.

7. Pichugin, S.S. (2021), "Junior schoolchild in a new format of education: distance learning", Nachalnaya shkola, No. 2, pp. 7-15.

8. Zvyagin, K.A., Grigorieva, E.V., Kozlova, I.G. at all (2021), Theory and practice of introducing blended learning technology at the level of primary general education, monograph, South Ural Scientific Center of the Russian Academy of Education, Chelyabinsk.

9. Chernobay, E.V., Koreshnikova, Yu.N. (2021), "Didactics and pedagogical design: what is common and what is special?", Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, V. 1, No. 5 (78), pp. 177-190.

10. Jerry, M. and Yunus, M.M. (2021), "Blended learning in rural primary ESL classroom: Do or don't", International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, Vol. 20, № 2, pp. 152-173.

Контактная информация: kozlovaig@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 11.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.