Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРА ВЫБОРА УЧИТЕЛЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОЦЕДУРА ВЫБОРА УЧИТЕЛЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕДУРА ВЫБОРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягин Константин Алексеевич, Козлова Ирина Геннадьевна, Махмутова Лариса Гаптульхаевна

Среди проблем, с которыми сталкивается педагог в условиях реализации элементов выбранной модели смешанного обучения, наиболее значимой является проблема выбора организационных форм обучения. Авторы предприняли попытку сконструировать процедуру выбора учителем организационных форм обучения математике в начальной школе с применением форматов смешанного обучения. В результате была построена процедура выбора, состоящая из последовательности шагов в рамках трех стадий: подготовительной, основной, заключительной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягин Константин Алексеевич, Козлова Ирина Геннадьевна, Махмутова Лариса Гаптульхаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE FOR TEACHER'S CHOICE OF ORGANIZATIONAL FORMS OF TEACHING TO MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL IN CONDITIONS OF MIXED LEARNING

Among the problems that the teacher faces in the context of the implementation of the elements of the chosen mixed learning model, the most significant is the problem of choosing the organizational forms of learning. The authors made the attempt to construct the procedure for the teacher to choose the organizational forms of teaching to mathematics in elementary school by using the mixed learning formats. As a result, the choice procedure was built up, consisting of the sequence of steps within three stages: preparatory, main, final.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРА ВЫБОРА УЧИТЕЛЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

2. Mindiashvili, D.G. Zavyalov, A.I., D.A. Zavyalov (2018), "The theory of muscle contraction as a basis for improving the training process of athletes", Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 4 (46), pp. 96-104.

3. Kolodeznikova, M.G. (2019), "Comprehensive scientific and methodological support of highly qualified martial artists in the conditions of the Far North", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 6-8.

4. Shakhmuradov, Yu.A. and Piloyan, R.A. (1976), "Reasons for the loss of attacking actions in wrestling", Wrestling. Yearbook, Moscow, pp. 15-17.

5. Nikolaev, N.D., Torgovkin, V.G. and Krivoshapkin, P.I. (2019), "Designing the training of wrestlers of the Republic of Sakha (Yakutia) to increase the effectiveness of technical and tactical actions", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 9-11

Контактная информация: efremov2016@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2022

УДК 373.1

ПРОЦЕДУРА ВЫБОРА УЧИТЕЛЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Константин Алексеевич Звягин, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Геннадьевна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Гаптульхаевна Ма-хмутова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Среди проблем, с которыми сталкивается педагог в условиях реализации элементов выбранной модели смешанного обучения, наиболее значимой является проблема выбора организационных форм обучения. Авторы предприняли попытку сконструировать процедуру выбора учителем организационных форм обучения математике в начальной школе с применением форматов смешанного обучения. В результате была построена процедура выбора, состоящая из последовательности шагов в рамках трех стадий: подготовительной, основной, заключительной.

Ключевые слова: процедура выбора, организационная форма обучения, начальное образование, обучение математике, смешанное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p180-185

PROCEDURE FOR TEACHER'S CHOICE OF ORGANIZATIONAL FORMS OF TEACHING TO MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL IN CONDITIONS OF

MIXED LEARNING

Konstantin Alekseevich Zvyagin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Gen-

nadievna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Larisa Gaptulkhaevna Makhmutova, the candidate of pedagogical sciences, docent, South Ural State Humanitarian

Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

Among the problems that the teacher faces in the context of the implementation of the elements of the chosen mixed learning model, the most significant is the problem of choosing the organizational forms of learning. The authors made the attempt to construct the procedure for the teacher to choose the organizational forms of teaching to mathematics in elementary school by using the mixed learning formats. As a result, the choice procedure was built up, consisting of the sequence of steps within three stages: preparatory, main, final.

Keywords: choice procedure, organizational form of education, primary education, teaching mathematics, blended learning.

ВВЕДЕНИЕ

При разработке методики реализации программ обучения в сфере начального общего образования с применением форматов смешанного обучения по предмету «Математика» неизбежно встает вопрос уточнения такого элемента методики, как организационная форма обучения. Этот компонент дидактического процесса выступает в качестве его внешнего выражения, однако, вместе с тем, влияет на внутреннее содержание. В результате опроса, проведенного на первом этапе исследования, выяснилось, что наиболее приемлемой, с точки зрения своей значимости для работников образовательной сферы, в области начального обучения стала проблема выбора формы организации процесса обучения в условиях реализации элементов выбранного формата (модели) смешанного обучения.

Затруднения учителей обусловлены тем, что характеристики форм организации обучения в условиях реализации различных форматов (моделей) смешанного обучения приобретают новые аспекты. Несмотря на то, что проблемой изучения и реализации организационных форм обучения занимались многие ученые [1, 4, 5, 8], сохраняется потребность в переосмыслении их сущности и характеристик в условиях использования различных моделей смешанного обучения в начальной школе [2, 3, 6, 7, 9].

Кроме того, особую трудность представляет понимание процесса отбора форм организации обучения в зависимости от различных факторов.

Цель исследования - разработать процедуру выбора учителем организационных форм, реализуемых в процессе обучения математике в начальной школе с применением форматов смешанного обучения.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методами исследования являются изучение и анализ научной литературы, моделирование (при разработке процедуры выбора организационных форм обучения). Нами проводилась работа по определению стадий и выявлению конкретных шагов на каждой стадии, нацеленных на осуществление обоснованного выбора учителем организационных форм, реализуемых в процессе обучения математике в начальной школе в условиях применения различных форматов смешанного обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проанализировав достижения в исследуемой области на современном этапе, можно утверждать, что в подвижных многогранных системах, в связи с этим являющихся сложными, в частности, и в диверсифицированной образовательной системе, выбор представляется не одномоментным актом, он представляется сложной процедурой действий (процессов), включающей различные стадии и операции.

На современном этапе развития социума обучение выходит на уровень применения различных форматов смешанного обучения, выбор форм организаций учебных занятий преимущественно осуществляет учитель - единичный (индивидуальный) субъект. В силу возрастных, психологических характеристик обучающихся в начальной школе выбор организационного оформления процесса обучения осуществляет исключительно учитель, действующий в условиях классно-урочной системы обучения. Осуществленный выбор предполагает решение учителем следующих вопросов: что необходимо выбирать, из какого объема осуществляется выбор, каким образом осуществляется выбор, наконец, главное - для чего осуществляется выбор.

Педагогическая практика, опыт которой приобретен на современном этапе развития образования, практика, сформированная с учетом достигнутого уровня теории педагогики, а также общих и частных методик обучения, предполагает, в частности, широкомасштабное внедрение дистанционных технологий, различных форматов смешанного обучения, что, естественно, предоставляет учителю огромные возможности форм органи-

зации обучения, среди которых как открытые, спроектированные, сконструированные, так и уже практически реализованные ранее, традиционные.

Стоит отметить, однако, что в реальности учитель осуществляет выбор форм, имея в своем распоряжении неполный объем возможных организационных вариантов обучения; учитель может выбирать только из определенного объема, который состоит из уже неоднократно используемых им на практике форм организации обучения. Нередко педагог исключает или не принимает во внимание эффективные, оптимальные для решения поставленных задач формы организации обучения, имеющие значительно больший потенциал в достижении планируемых образовательных результатов, чем используемые учителем традиционные формы.

Можно утверждать, что выбор форм педагогом может быть наиболее продуктивным, если «пространство выбора» будет максимально приближено к пространству возможных организационных форм.

Проблемы в выборе форм обучения обусловливаются, в первую очередь, следующими моментами:

- учитель не обладает необходимыми знаниями, информацией об имеющемся пространстве возможностей;

- педагог недостаточно осведомлён по поводу существующих организационных форм обучения;

- у педагога не хватает опыта работы по реализации и совершенствованию этих форм в практической педагогической деятельности;

- учитель боится внедрения инноваций, у него слабая мотивация к использованию нового.

С учетом вышеуказанного можно сделать вывод, что педагог (учитель) реализует необходимый выбор из имеющегося пространства выбора, которое принадлежит только ему. Результативность выбора организационных форм учителем зависит от ряда факторов:

- от уровня теоретической и методической подготовки учителя в области организационного оформления обучения;

- от имеющегося у учителя опыта практической реализации определенных форм ведения занятий;

- от профессионально-педагогической компетентности учителя;

- от общей культуры учителя, его профессиональной интуиции, в целом от характеристик личности учителя.

Выбор форм организации обучения с применением форматов смешанного обучения, учитывая достигнутый в настоящее время уровень достижений методологии педагогики, педагогической теории и практики в вопросах реализации выбора, осуществляемого индивидуальным субъектом (в нашем случае - учителем), представляется относительно самостоятельной процедурой в деятельности педагога. Отметим, что в этой процедуре выделяются стадии, связанные друг с другом:

- стадия подготовки к выбору формы;

- стадия выбора, или основная;

- стадия заключительная, или стадия окончательного решения относительно выбора формы.

Стадия подготовительная создает предпосылки для осуществления решения в ситуации затруднения, или «ситуации выбора»; ситуация затруднения возникает за счет существующего сужения пространства выбора организационной формы обучения.

В результате изучения главных образовательных потребностей и реализуемых форматов смешанного обучения происходит постановка цели выбора.

Целью определяется направление, характер осуществления педагогом поисковой деятельности формы организации учебного занятия, приемлемой для определенной ситу-

ации. Внимание учителя нацелено на возможные формы организации обучения, их многообразие, разнообразие, количество. Учитель в этом случае оказывается в ситуации неопределенности, он ощущает нехватку информации о существующих возможных организационных формах.

Определить свое пространство выбора учитель может, имея сформированную профессиональную компетентность, накопленный опыт, интуицию, наконец, цепь ассоциаций, что позволяют педагогу сформировать в своем представлении определенный набор организационных форм, которые он уже использует или которые будет использовать позже. Этот набор состоит:

- из ранее известных форм;

- из форм, имеющих опыт практического освоения в разных условиях;

- из инновационных форм, которые воспринимаются учителем в различной степени в связи с различной степенью полноты информации о них.

Собственный набор организационного оформления обучения по своему объему становится достаточно значительным.

Педагог стремится упорядочить свое «пространство выбора» с целью уменьшения уровня неопределенности информации об организационных формах обучения. В качестве ориентира для данной деятельности выступает в первую очередь формат смешанного обучения. Этот формат будет отвечать за результативность выбора, он становится решающим фактором, который влияет на предпочтительность выбора формы организации обучения в этих условиях.

Для упорядочивания «пространства выбора» учитель должен знакомиться с различными классификациями организационных форм обучения, интерпретировать в соответствии с имеющимися условиями обучения, продумывать адаптацию их использования в различных форматах смешанного обучения и, наконец, применять их на практике (встраивать в учебный процесс).

Данный процесс реализуется перманентно, чтобы конкретизировать объем и зону поиска необходимой формы организации обучения. Учителю в период выбора необходимо углубить анализ организационных форм, расширить зону поиска. Для предупреждения ошибок необходимо рассматривать возможность реализации той или иной формы на конкретном учебном занятии.

Любая форма определяется конкретным содержанием компонентов организации в их органической совокупности, структурой и функциями. Благодаря своему содержанию данные взаимосвязанные компоненты организационной формы будут выступать соответственными педагогическими факторами, способствующими результативности выбора конкретной формы организации обучения, в том числе и при реализации смешанного обучения.

Указанный органический комплекс педагогических факторов содействует выбору оптимальной формы организации обучения для уже определенного, реализуемого, конкретного формата смешанного обучения.

Помимо педагогических факторов, на процедуру выбора могут влиять управленческие факторы, материальные ресурсы и т. п. Существенную помощь учителю могут оказать школьные и районные методические объединения, муниципальная методическая система, система повышения квалификации работников образования.

Таким образом, педагог реализует возможность оптимальной формы организации учебного занятия с позиции логики, с позиции эффективности формы на конкретном занятии. Выбор осуществляется из ограниченной зоны «пространства выбора», он закрепляется в системе планирования многообразных организационных форм обучения.

Об эффективности произведённого выбора, о его результативности можно судить по использованию выбранной формы организации занятия в реальном процессе обучения с учетом форматов смешанного обучения.

На завершающей стадии многоаспектной процедуры выбора педагог должен логически соотнести выбранную и реализованную на практике форму организации обучения с целью выбора, критериями и ожидающимися результатами. Следует проанализировать, соответствует ли выбранная организационная форма этим критериям.

В последующей деятельности учителю необходимо определиться с «зоной» трудностей в осуществлении выбора с позиции логики и практики. Также учителем оценивается влияние на выбор субъективных и объективных составляющих факторов, их содействующая и ограничительная роль. Выполненные действия (операции) процедуры подвергаются рефлексии, выбор организационной формы оценивается с позиции цели, эффективности, путей совершенствования.

Представим понимание процедуры выбора форм организации обучения с учетом форматов смешанного обучения.

Подготовительная стадия.

1. Педагог выявляет «ситуацию выбора» желаемой формы организации учебного занятия и анализирует ее возможную эффективность.

2. Педагог определяет цель выбора с учетом формата смешанного обучения.

3. Педагог акцентирует свое профессиональное внимание на «пространстве возможных форм организации учебных занятий».

4. Учитель осуществляет деятельность по уточнению своего «пространства выбора».

5. Учитель упорядочивает «пространство выбора» для снижения неопределенности информации об организационных формах обучения.

Основная стадия

6. Учитель формулирует критерии выбора наиболее эффективной формы организации обучения с учетом цели и задач занятия.

7. Учитель для сужения зоны поиска эффективной организационной формы осуществляет переструктуризацию «пространства выбора», учитывая формат смешанного обучения.

8. Учитель определяет педагогические и управленческие факторы, способствующие выбору приемлемой организационной формы с учетом формата смешанного обучения.

Заключительная стадия.

9. Учитель осуществляет выбор оптимальной формы организации обучения с учетом формата смешанного обучения.

10. Учитель оценивает выбранную и практически реализованную форму организации обучения на предмет соответствия цели и критериев выбора формата смешанного обучения и ожидавшихся последствий.

11. Учитель определяет проблемные зоны в проведении логического и практического выбора организационной формы; оценивает влияние педагогических и управленческих факторов.

12. Учитель рефлексирует по поводу процедуры выполненных действий по выбору организационной формы для оценки их эффективности и перспектив совершенствования.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в данной статье представлена процедура выбора организационных форм обучения в условиях реализации элементов выбранной модели смешанного обучения, которая позволяет осуществить корректное планирование учебного процесса по математике в начальной школе в условиях смешанного обучения.

Работа (исследование) выполнена в рамках государственного задания Министерства Просвещения Российской Федерации, тема «Методика реализации (преподавания) образовательных программ начального общего образования с применением форматов смешанного обуче-

ния», № соглашения 073-03-2022-104/3 от 01.06.2022 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апиш Ю.Д. Дидактические основы построения систем форм организации обучения на уроке в начальной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Апиш Юлия Даудовна. - Майкоп, 2006. - 28 с.

2. Давлатова М.А. Как меняется деятельность учителя при проектировании урока в рамках смешанного обучения? / М.А. Давлатова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. Т. 1, № 5 (78). С. 124-140.

3. Долгова Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века / Т.В. Долгова // Интерактивное образование: информационно-публицистический журнал. - 2017. - № 5. - С. 2-8. - URL: https://interactiv.su/2017/12/31 (дата обращения 01.10.2022).

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта: монография / М.В. Кларин. - Москва : Луч, 2018. - 640 с.

5. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности: монография / И. М. Осмоловская. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. - 248 с.

6. Пичугин С.С. Младший школьник в новом формате образования: дистанционное обучение / С.С. Пичугин // Начальная школа. - 2021. - № 2. - С. 7-15.

7. Теория и практика внедрения технологии смешанного обучения на уровне начального общего образования: монография / К.А. Звягин, Е.В. Григорьева, И.Г. Козлова, С.В. Крайнева, Л.Г. Махмутова, Е.В. Осолодкова, Н.Н. Титаренко ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 301 с.

8. Чернобай Е.В. Дидактика и педагогический дизайн: что общего и что особенного? / Е.В. Чернобай, Ю.Н. Корешникова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - Т. 1, № 5 (78). - С. 177-190.

9. Jerry M. Blended learning in rural primary ESL classroom: Do or don't / M. Jerry, M.M. Yunus // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. - 2021. - Vol. 20, № 2. -P. 152-173.

REFERENCES

1. Apish, Yu.D. (2006), Didactic bases for building systems offorms of organization of learning in the classroom in elementary school, dissertation, Maykop.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Davlatova, M.A. (2021), "How does the teacher's activity change when designing a lesson in blended learning?", Domestic and foreign pedagogy, V. 1, No. 5 (78), pp. 124-140.

3. Dolgova, T.V. (2017), "Blended learning - an innovation of the XXI century", Interactive education: information and journalistic journal, No. 5, pp. 2-8, available at https://interactiv.su/2017/12/31 (accessed: 11/18/2022).

4. Klarin, M.V. (2018), Innovative learning models: research of international experience, monograph, Luch, Moscow.

5. Osmolovskaya, I.M. (2020), Didactics: from classics to modernity, monograph, Nestor-Istoriya, Moscow ; St. Petersburg.

6. Pichugin, S.S. (2021), "Junior schoolchild in a new format of education: distance learning", Nachalnaya shkola, No. 2, pp. 7-15

7. Zvyagin, K.A., Grigorieva, E.V., Kozlova, I.G. at all (2021), Theory and practice of introducing blended learning technology at the level of primary general education, monograph, South Ural Scientific Center of the Russian Academy of Education, Chelyabinsk.

8. Chernobay, E.V. and Koreshnikova, Yu.N. (2021), "Didactics and pedagogical design: what is common and what is special?", Domestic and foreign pedagogy, V. 1, No. 5 (78), pp. 177-190.

9. Jerry, M., Yunus, M.M. (2021), "Blended learning in rural primary ESL classroom: Do or don't", International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, Vol. 20, No. 2, pp. 152173.

Контактная информация: kozlovaig@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.