УДК 378
Ю.С. Еремина,
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г Буденновске А.В. Бабаян,
Ставропольский государственный педагогический институт
Готовность будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: определение понятия, сущность
Рассматриваются результаты исследования, посвященного анализу современной научной литературы, в ходе которого уточнено определение понятия «готовность будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности» и раскрыта сущность этого понятия. Показаны имеющиеся в научной литературе подходы современных ученых к определению понятий «профессиональная подготовка», «готовность к профессиональной деятельности». Ключевые слова: профессиональная подготовка, готовность к профессиональной деятельности, будущие социальные педагоги.
The article contains the results of the reseach devoted to the analysis of modern scientific literature, during which clarified the definition of "social readiness of future teachers to professional activity", the essence of this concept. The existing in scientific literature approaches of modern scientists shown in the definitions of "training", "readiness to professional activity".
Key words: training, readiness for professional activity, future social teachers.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» цель высшего образования - это обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии, углубление и расширение образования, научно-педагогической квалификации [8, с. 71]. В контексте нового Закона поиск новый путей, технологий, а также совершенствование уже сложившихся методик профессиональной подготовки будущих специалистов является актуальной проблемой научных изысканий.
Пришедший на смену знани-ево-ориентированному компе-
© Еремина Ю.С., Бабаян А.В., 2015
тентностный подход к образованию, нивелируя сложившиеся до этого взгляды на профессиональную подготовку будущего специалиста, позволяет человеку овладевать не просто конкретной узкой специальностью, но и приобретать квалификацию в рамках определенного направления, тем самым расширяя профессиональные обязанности, определяя методическую, технологическую стороны процесса обучения, обеспечивая широкую область профессиональной деятельности.
Мировой опыт показывает, что эффективность социальной работы, уровень выполнения социальными педагогами профессиональной деятельности зависят не только от сложившейся системы социальных служб, но и от качества профессионального образования социальных педагогов. В
связи с этим особую актуальность приобретает вопрос их профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка, по мнению В.А. Полякова, представляет собой «совокупность специальных знаний,умений и навыков, качеств, трудового опыта, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии, процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений» [6, с. 309]. Ю.Я. Гала-гузова профессиональную подготовку определяет как «процесс и результат формирования готовности к определенной профессиональной деятельности, которая осуществляется целесообразной совокупностью специальных знаний, умений и навыков» [1, с. 96].
Н.А. Морева выделяет профессиональную практическую подготовку как часть профессионального образования, в процессе которого студент получает необходимые для профессиональной деятельности умения и навыки. Содержание профессиональной практической подготовки определяется учебными программами, разработанными на основе квалификационной характеристики, и реализуется в процессе практических занятий и производственной практики; как профессиональная теоретическая подготовка, которая обеспечивает овладение профессиональными знаниями, усво-
ение основных понятий, законов, теорий, объясняющих и обосновывающих процессы профессиональной деятельности. Она охватывает основные компоненты труда: цель, предмет труда, средства труда, способы действий, организацию труда [4, с. 61].
Целью и результатом профессиональной подготовки выступает готовность выпускника к осуществлению профессиональной деятельности. В Психологическом словаре отмечается, что главной особенностью готовности к профессиональной деятельности является ее интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, т.е. профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, которые способствуют продуктивности деятельности [7, с. 98]. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Канды-бович, состояние готовности - это настрой, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент, внутренняя настроенность личности на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные и целесообразные действия [2, с. 4]. Готовность к профессиональной деятельности -одна из важнейших характеристик личности будущего социального педагога, представленная совокупностью теоретических знаний, практических умений и навыков, качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение своей профессиональной деятельности.
Высокий уровень профессиональной готовности, как считают М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, выражается в гармонии практической стороны подготовки (сформированные умения и навыки) и
психологической стороны (наличие личностных установок к деятельности). Профессиональная готовность, по мнению этих исследователей, характеризуется следующими компонентами: мо-тивационными (положительное отношение к будущей профессии), ориентационными (знания и представления о профессии), операционными (профессиональное мышление, совокупность умений и навыков), волевыми (самоуправление поведением), оценочными (самооценка профессиональной готовности) [2, с. 53]. Наиболее важными факторами, влияющими на становление позиции студента как субъекта будущей профессиональной деятельности, выступают социальный статус профессии и профессиональной деятельности, содержание профессиональной деятельности, человеческий фактор, обусловленный взаимодействием специалиста и объекта социально-педагогической деятельности и др. [3, с. 481].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что готовность исследуется на функциональном, личностно-деятель-ностном и личностном уровнях. Готовность на функциональном уровне представляет собой временную готовность и работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности (Н.Д. Левитов). В настоящее время в теории и практике доминирует функциональный подход к анализу профессиональной деятельности любого специалиста, в том числе и педагогического работника. Формирование готовности будущего педагога к выполнению своих профессиональных функций является актуальным в свете возросших требований к педагогическому труду, так как влияние педагогических кадров на развитие научно-технического и куль-
турного потенциала страны зависит от уровня сформированности готовности к профессиональной деятельности [10, с. 54]. Профессиональная готовность предполагает высокий уровень выполнения профессиональных действий, но он невозможен без определенного уровня сформированной личностной готовности выпускников учебных заведений, выступающей важным условием результативности этих действий.
На личностно-деятельностном уровне готовность определяется как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять свои функции. При этом следует говорить о познавательных, эмоциональных и мотивационных компонентах готовности к деятельности. В рамках личностно-деятельност-ного подхода к изучению проблемы готовности к профессиональной деятельности специалистов социальной сферы особый интерес представляют работы, связанные с исследованием психологической готовности к психоэмоциональными перегрузкам личности специалиста. В.В. Аршавский и B.C. Ротенберг считают, что длительные фрустрации и тяжелые психические переживания убивают творческие элементы деятельности. Но таких ситуаций можно избежать или минимизировать их влияние, если человек будет вооружен приемами саморегуляции, тем более что поисковая активность повышает устойчивость организма к воздействию вредных факторов. В этой связи ауто-регулятивные параметры личности включаются в содержание психологической готовности как одни из наиболее значимых [9, с. 120].
На личностном уровне готовность рассматривается как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности. Поскольку профессией педагога можно овладеть лишь в индивидуально-личностном контексте, от-
мечают В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, поэтому профессиональное образование должно быть ориентировано прежде всего на личность специалиста [5, с. 67].
Таким образом, профессиональная готовность одними исследователями определяется как специфическое состояние личности, другими как состояние подготовленности личности, третьими
как совокупность нравственных, психологических и профессиональных качеств личности. Готовность является результатом профессиональной подготовки, качеством личности и выступает регулятором успешности профессиональной деятельности, разновидностью установки [2, с. 19]. Готовность будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности - это личностное
образование, характеризующееся соотнесением социально обусловленных требований к специалисту с основными потенциями личности как субъекта профессиональной деятельности и включающее сформированную систему морально-нравственных, психологических и профессиональных качеств, определяющих в своей совокупности результативность деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галагузова Ю.Я. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 373 с.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ 1976. 176 с.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 797 с.
4. МореваН.А. Педагогикасреднегопрофессиональногооб-разования. М.: Академия, 1999. 198 с.
5. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
6. Поляков В.А. Профессиональная подготовка // Энцикло-
педия профессионального образования. Т 2. М., 1999. 390 с.
7. Психологический словарь /авт.-сост. В.Н. Коропулина, М.Н. Смирнов, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-н/Д: Феникс, 2003. 640 с.
8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2015. 141с.
9. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Стресс и поисковая активность // Вопросы психологии. 1977. № 4. С.117-127.
10. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997. 240 с.
LITERATURA
1. Galaguzova Yu.Ya. Teoriya i praktika sistemnoy professionalnoy podgotovki sotsialnyikh pedagogov / dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2001. 373 s.
2. Dyachenko M.I., Kandyibovich L.A. Psihologicheskie problemyi gotovnosti k deyatelnosti. Minsk: Izd-vo BGU, 1976. 176 s.
3. Mardahaev L.V. Sotsialnaya pedagogika. Polnyiy kurs: uchebnik. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Yurayt, 2011. 797 s.
4. Moreva N.A. Pedagogika srednego professionalnogo obrazovaniya. M.: Akademiya, 1999. 198 s.
5. Pedagogika: ucheb. posobie / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mischenko, E.N. Shiyanov. M.: Shkola-Press, 1997. 512 s.
6. PolyakovV.A. Professionalnayapodgotovka//Entsiklopediya
professionalnogo obrazovaniya. T. 2. M., 1999. 390 s.
7. Psihologicheskiy slovar /avt.-sost. V.N. Koropulina, M.N. Smirnov, N.O. Gordeeva, L.M. Balabanova; pod obschey red. Yu.L.Neymera. Rostov-n/D: Feniks, 2003. 640 s.
8. Rossiyskaya Federatsiya. Zakonyi. Federalnyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». M.: Izdatelstvo «Omega-L», 2015. 141 s.
9. Rotenberg B.C., Arshavskiy V.V. Stress i poiskovaya activnost // Voprosyi psihologii. 1977. N 4. S.117-127.
10. Shmeleva N.B. Professionalno-lichnostnoe razvitie spetsialista sotsialnoy raboty. Ulyanovsk: Izd-vo SVNTs, 1997. 240 s.
УДК 138.1
Т. В. Калинина, Т.Т. Щелина, М.В. Маркеева, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Изучение готовности педагога к осуществлению воспитательной работы в условиях современного вуза*
Модернизация российской системы образования и переход на уровневую систему обучения, реализация федеральных государственных образовательных стан-
дартов высшего профессионального образования требуют от педагогического коллектива вуза обновления и расширения форм и методов организации воспи-
тательно-образовательной деятельности. В современном мире содержание профессиональной деятельности педагога претерпевает значительные изменения.
"Статья подготовлена при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-06-00798). © Калинина Т.В., Щелина Т.Т., Маркеева М.В., 2015