Научная статья на тему 'Готовность будущего учителя музыки к организации волонтерской деятельности в сфере искусства'

Готовность будущего учителя музыки к организации волонтерской деятельности в сфере искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО В СФЕРЕ ИСКУССТВА / ГОТОВНОСТЬ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VOLUNTEERING IN THE SPHERE OF ARTS / READINESS FOR VOLUNTEER ACTIVITIES / METHODS OF DIAGNOSTIC OF WILLINGNESS TO VOLUNTEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рошко Галина Алексеевна

В статье раскрывается понятие «готовность учителя музыки к организации волонтерской деятельности в сфере искусства» и выявляются критерии ее оценки по показателям: уровень развития коммуникабельности и организационных способностей, степень владения знаниями истории музыкального искусства и средств маркетинговых коммуникаций. В статье приводятся результаты тестирования на выявление уровня данной готовности у будущих учителей музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рошко Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF FUTURE MUSIC TEACHERS FOR ORGANIZING VOLUNTEER ACTIVITIES IN THE SPHERE OF ARTS

The article in question describes the concept of „readiness of a music teacher for organizing volunteering in the sphere of arts, and identifies the criteria for its assessment according to the following parameters: the level of social and organizational skills, the level of knowledge of the history of music and marketing communication. The article provides the results of testing used to identify the level of preparedness of future music teachers.

Текст научной работы на тему «Готовность будущего учителя музыки к организации волонтерской деятельности в сфере искусства»

достигшими определенных успехов. Также в стенах лаборатории творчески проходят итоговые отчетные конференции по практике. Уже много лет успешно проходят конкурсы «Лучший урок практиканта», «Лучший отчет», «Лучший практикант» и другие. Все эти мероприятия организуются с целью расширения профессионального опыта практикантов, способствуют развитию их активной профессиональной и социальной позиции, создают условия для творческого решения поставленных задач.

Таким образом, система методической подготовки учителя начальных классов включает ряд взаимосвязанных элементов: теоретический курс методики преподавания якутского языка, практические занятия, различные виды педагогической практики, НИРС.

Многолетний опыт профессионально-методической подготовки студентов вуза показывает, что будущий учитель должен приобретать знания в контексте профессиональной деятельности. Основой учебно-воспитательного процесса в вузе должно быть не только моделирование ее предметного и социального содержания, но и постепенное включение студента в педагогическую реальность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Неустроев Н. Д., Савин А. С. Национальные традиции российского образования в контексте Бо-лонского процесса. М.: Академия, 2009. 224 с. (Монографические исследования: педагогика).

2. Боровских Т. А. Методическая подготовка учителя в педвузе // Педагогика. М., 2008. № 7. С.59-65.

3. Кропочева Т. Б. Методика преподавания естествознания в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. М., 2009. № 2. С.37-43.

4. Уланова Ю. А. Модель альтернативной педагогической практики по русскому языку // Новые ценности образования. М., 2008. № 1. С. 162-165.

5. Никитина Л. А. Исследовательские задания в методической подготовке учителя начальных классов // Начальная школа. М., 2009. № 4. С. 87-94.

6. Осмоловская И. М. Дидактика и методика: проблема взаимосвязи // Педагогика. М., 2008. № 4.С.116-120.

7. Саранцев Г. И. Информационное обеспечение методической подготовки студентов педвуза // Педагогика. М., 2008. № 4. С. 64-72.

8. Саранцев Г. И. Методическая система обучения предмету как объект исследования // Педагогика. М., 2005. № 2. С. 61-68.

9. Семенова А. Д. Современное функционирование этно-педагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности: Монография. Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 2005. 117 с.

10. Хайруллина Э. Р. Развитие ключевых компетенций в проектно-творческой деятельности // Педагогика. М., 2007. № 9. С. 72-75.

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА

READINESS OF FUTURE MUSIC TEACHERS FOR ORGANIZING VOLUNTEER ACTIVITIES IN THE SPHERE OF ARTS

Г. А. Рошко

В статье раскрывается понятие «готовность учителя музыки к организации волонтерской деятельности в сфере искусства» и выявляются критерии ее оценки по показателям: уровень развития коммуникабельности и организационных способностей, степень владения знаниями истории музыкального искусства и средств маркетинговых коммуникаций. В статье приводятся результаты тестирования на выявление уровня данной готовности у будущих учителей музыки.

G. A. Roshko

The article in question describes the concept of „readiness of a music teacher for organizing volunteering in the sphere of arts," and identifies the criteria for its assessment according to the following parameters: the level of social and organizational skills, the level of knowledge of the history of music and marketing communication. The article provides the results of testing used to identify the level of preparedness of future music teachers.

Ключевые слова: волонтерство в сфере искусства, готовность к волонтерской деятельности, методы диагностики готовности к волонтерской деятельности.

Keywords: volunteering in the sphere of arts, readiness for volunteer activities, methods of diagnostic of willingness to volunteer.

На сегодняшний день, согласно Концепции духовного и нравственного развития и воспитания гражданина России, одной из главных целей воспитания является формирование гражданской позиции и социально активного поведения детей и юношества. «Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения» [1, с. 27].

Одной из новых и перспективных форм социализации явилось волонтерство - неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность во благо других [2, с. 3]. По мнению зарубежных (К. Бидерман, С. Маккурлей, Сью-зан Дж. Эллис) и отечественных (М. Р. Мирошкина, В. В. Решетников, И. И. Фришман) специалистов в области организации добровольческих центров, волонтеру присущи следующие качества: открытый ум, чувствительность, коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать безвозмездно, терпимость, сильная мотивация и незаинтересованность в получении выгоды.

Волонтерство может быть реализовано в области науки, спорта, социальной помощи, искусства. Добровольцы, работающие в сфере искусства, могут быть задействованы в реализации образовательных и культурно-просветительских видов деятельности, направленных на формирование музыкальной культуры разных слоев общества, в организации просветительских лекториев, круглых столов о проблемах и путях развития современного музыкального искусства, привлечении слушателей в учреждения искусства (информирование населения о концертах академической музыки с помощью средств маркетинговых коммуникаций) и так далее.

Помимо культурно-просветительского и образовательного компонентов, волонтерство в сфере искусства затрагивает и воспитательный аспект. Например, организация и проведение силами добровольцев серии презентаций, лекций-концертов, творческих встреч позволяют развить музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость аудитории. Причем, как было сказано выше, в самих волонтерах в процессе добровольческой деятельности воспитывается чувство патриотизма, толерантности, альтруизма.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные компоненты волонтерской деятельности (культурно-просветительская, образовательная, воспитательная) входят в список профессиональных видов деятельности учителя музыки согласно Государственному образовательному стандарту «Музыкальное искусство» 2010 г., поэтому опыт волонтерской деятельности в процессе высшего музыкально-педагогического образования может послужить отличным подспорьем для будущей профессиональной деятельности педагога-музыканта [3].

Но в действительности не всегда будущие и даже работающие учителя музыки способны донести свои знания до одногруппников, друзей, учеников, потому что они не обладают определенным набором качеств, необходимых для готовности к выполнению или организации волонтерской деятельности.

Исследователи предлагают различные трактовки термина «готовность к деятельности». На уровне личности психологи (Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев) рассматривают структуру готовности в виде комплекса признаков: волевых качеств, направленности интеллектуальных процессов, специализированной наблюдательности, творческого воображения, способности к саморегуляции и других.

Личностно-деятельностный подход (А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и другие) позволяет определить готовность как систему мотивов, отношений, установок, черт личности в синтезе со знаниями, умениями, навыками, которые обеспечивают возможность эффективно выполнять те или иные функции.

Анализ данных подходов к формулировке понятия «готовность к деятельности» позволил определить то, что во-лонтерство представляет собой особый вид деятельности, который предваряет подготовительный этап формирования необходимых для ее реализации качеств. В свою очередь, волонтер как субъект, осуществляющий данную деятельность, должен обладать всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками и способностями для ее реализации.

Так, для волонтера в сфере искусства недостаточно, наравне с добровольцами социальной, медицинской помощи, обладать развитой эмпатией, толерантностью, способностью к сотрудничеству, доброй волей работать безвозмездно и сильной мотивацией. Доброволец-просветитель в сфере искусства должен проводить успешную коммуникацию с людьми, которым он рассказывает о концертах и произведениях. Он должен уметь организовать мероприятие, привлечь команду добровольцев и спланировать их работу, пригласить слушателей, найти спонсорские средства, обеспечить условия его проведения (помещение, звукорежиссер, артисты и прочее), а для этого необходимы организаторские способности. Рассказывая об искусстве, он должен знать предмет беседы - музыкальные произведения и историю их создания - и свободно в нем ориентироваться, для чего необходимо знать основы истории музыкального искусства, ориентироваться в культурных эпохах и принадлежащих к ним композиторах. И наконец, для того, чтобы люди пришли именно на это мероприятие, а не на концерт популярной рок-группы, ему необходимо правильно подготовить и разместить рекламные объявления в СМИ. Вышеперечисленные качества должны присутствовать в комплексе, только тогда можно считать мероприятие проведенным, а организатора - готовым к организации волонтерской деятельности в сфере искусства.

Из перечня вышеуказанных качеств, в комплексе образующих готовность учителя музыки к организации волонтерской деятельности в сфере искусства, вытекают критерии оценки готовности личности к данной деятельности: уровень общительности (коммуникабельности); уровень организаторских способностей; уровень базовых знаний в области истории музыкального искусства; уровень знаний в области рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций.

Для выявления степени готовности будущих учителей музыки - студентов 2-го курса к организации волонтерской

12 10 £ 6

1

24% 1 2Л% 1

3%

0% 0% 0%

¿¡Г

л?

Рис. 1. Результаты тестирования уровня общительности

деятельности в качестве метода исследования было использовано тестирование. Методики проведения тестирования включали в себя как разработки психологов (А. Н. Лутошкин, В. Ф. Ряховский, Л. И. Уманский, Н. П. Фетискин, А. С. Черны-шов), специалистов в области маркетинговых коммуникаций (Г. А. Васильев, В. А. Поляков), так и авторские тестовые и звуковые программированные задания, направленные на выявление уровня коммуникабельности, организационных способностей, знаний истории музыкального искусства и основ маркетинговых коммуникаций.

В октябре 2011 г. было проведено пилотное тестирование студентов 2-го курса специальности «Музыкальное образование» Института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, будущих учителей музыки. Выбор данного курса обусловлен тем, что в течение первого года обучения студенты уже прошли ознакомительную педагогическую практику, преодолели период адаптации, но пока не успели занять свободное время поиском работы. Они более активно включаются в общественную деятельность, в отличие от старших курсов, ведущих подготовку к выпускным государственным экзаменам. Н. Г. Тагильцева пишет о том, что именно со 2-го курса начинается изучение первой дисциплины методолого-методического цикла профессиональной подготовки будущего учителя музыки - теории музыкального образования. «Весь этот начальный профессиональный багаж педагогических знаний и дает студенту возможность размышлять, осознавать и оценивать различные составляющие музыкально-педагогической действительности», в которую входят образовательная, воспитательная и культурно-просветительская виды деятельности [4, с. 136].

В исследовании приняло участие 25 человек. Их гендерный состав: 80% студенток, а 20% - студентов.

Уровень общительности определялся методом тестирования группы (методика В. Ф. Ря-ховского «Оценка уровня общительности») [5]. Из 25 опрошенных 24% человек обладают «повышенной общительностью», в комментариях к тесту отмечено, что человеку с данным показателем «недостает усидчивости, терпения и отва-

15 14 12 10

3 6

4 2 О

ми» [5]. Высокий уровень имеют 24% респондентов. В рамках нормы уровень коммуникабельности находится у 44% человек. Менее общительными оказались 8% (см. рис. 1).

В целом уровень коммуникабельности у группы исследуемых студентов находится в рамках нормы, что очень важно для осуществления как волонтерской, так и профессионально-педагогической деятельности. Наличие в группе респондентов с уровнем общительности «ниже среднего» свидетельствует об их психологических, индивидуальных особенностях -большей замкнутости, закрепощенности, что может привести к коммуникативным проблемам в процессе педагогической и в меньшей степени - волонтерской работы. Сама по себе деятельность волонтеров может содержать в себе виды работы, не требующие наличия навыков свободного общения. Однако в процессе организации добровольческой деятельности в сфере искусства как совокупности культурно-просветительского, организационного, воспитательного компонентов педагогической самореализации коммуникативные способности необходимы. Они востребованы для общения с широким кругом людей, увлекательных выступлений с концертами и лекциями перед разновозрастной аудиторией, а также создания дружного коллектива добровольцев и организации его эффективного функционирования.

Уровень организаторских способностей личности в рамках организуемой группы определялся методом тестирования (методика Л. И. Уманского, А. Н. Лутошкина, А. С. Чернышова, Н. П. Фетискина) [6, с. 265-271]. Из 25 опрошенных 60% человек обладают повышенным уровнем («хорошие способности») организаторских способностей. Высокий уровень («очень способный») имеют 8% респондентов. Слабый/средний уровень организаторских способностей обнаружен у 32% человек. Студентов, неспособных к самостоятельной организаторской деятельности, выявлено не было (см. рис. 2).

Уровень организаторских способностей студентов в рамках исследуемой группы находится преимущественно

Очень способным Хорошие способности слабый/средний Неспособен к

уровень самостоятельной орг,

деятельности

ги при столкновении с серьезными проблема- Рис. 2. Результаты тестирования уровня организаторских способностей

Таблица 1

Структура звукового программированного задания

№ Наименование музыкального фрагмента Эпоха/течение

1 Г. Свиридов, «Курские песни», «Ой, Купил Ванька себе косу» Неофольклоризм

2 Дж. Кейдж, Соната № 12 для препарированного фортепиано 2-й авангард

3 Параллельный органум "Nos qui vivimus" Средневековье

4 К. В. Глюк, «Ария Орфея» С-dur из оперы «Орфей и Эвридика», III действие Классицизм

5 И. С. Бах, Хоральная прелюдия f-moll Барокко

6 К. Дебюсси, «Лунный свет» Импрессионизм

7 А. Г. Шнитке, Concherto grosso № 1 Советский авангард

8 Ф. Ф. Шопен, Ноктюрн с-moll Романтизм

9 А. Шенберг, «Лунный пьеро», № 1 «Опьяненный луной» 1-й авангард

10 Ж. Депре, «Тысяча сожалений» Ренессанс

11 С. С. Прокофьев, «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» Неоклассицизм

в рамках нормы (хорошие способности, средний/слабый уровень) с отклонением в сторону повышения. Причинами такого результата может быть как опыт организации и проведения школьных уроков, полученный в рамках педагогической практики, так и широкий спектр социально активной деятельности студентов данного курса. Они принимают участие в творческих, патриотических, агитационных мероприятиях института и университета. Вероятно, организаторские способности данной группы студентов получили свое развитие в процессе их активного вовлечения во внеучебную творческую жизнь университета.

Уровень базовых знаний в области истории музыкального искусства определялся методом тестирования (тест был разработан авторами исследования). Основной целью теста было выявление уровня знаний студентов в вопросах временных рамок музыкальных эпох, знаний о композиторах и их произведениях, понимание ключевых идей времени и соответствующих особенностей музыкального языка различных периодов классического музыкального искусства.

Тест построен по принципу сопоставления задания с правильным ответом и включает в себя 7 вопросов: 6 теоретических и одно звуковое программированное задание. Теоретические задания составлены в порядке повышения сложности, студенты сопоставляли в указанном порядке: эпоху и ее временные границы, эпоху и относящуюся к ней группу композиторов, эпоху и ключевые жанры, эпоху и основные черты картины мира (идеи), эпоху и ключевые черты музыкального языка.

Звуковое задание предлагается студентам самым последним, что позволяет им найти правильные ответы в предыдущих вопросах. Оно представляет собой 11 музыкальных фрагментов длительностью от 20 до 30 сек, воспроизводящихся с Сй-носителя в реальном времени. Студенты прослушивали фрагменты и относили их к определенной эпохе музыкальной истории: средневековье, ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, авангард, неофольклоризм, неоклассицизм, второй европейский и советский авангард. Выбор данных эпох обоснован тем, что они являются ключевыми этапами развития музыкального искусства. Их необходимо знать учителю музыки и волонтеру-просветителю, так как в большинстве случаев именно эта музыка звучит на концертах серии

«Классика» в филармониях и концертных залах. Фрагменты произведений представлены в табл. 1 в порядке звучания.

Вышеописанный метод исследования - звуковое тестирование - позволяет выявить практические способности анализа особенностей музыкального языка, стиля каждой эпохи и сопоставления их со звучащим фрагментом.

Таким образом, каждый вопрос (в том числе звуковое задание) содержал от 7 до 11 пунктов, которые учитывались при подсчете баллов. Шкала оценки основывалась на количестве набранных баллов: 0-35 баллов - «неудовлетворительно», 36-45 баллов - «удовлетворительно», 46-59 баллов - «хорошо», 60-70 баллов - «отлично». На выполнения теста было отведено 40 минут.

Оценку «удовлетворительно» получили 12% опрошенных, уровень знаний остальных студентов (88%) оценен как «неудовлетворительно». Результаты тестирования уровня базовых знаний в области истории музыкального искусства отражены на рис. 3.

Причинами низких показателей уровня знаний в области истории музыкального искусства может быть разница в подготовке студентов. На данном курсе учатся как выпускники музыкальных и культурно-просветительских училищ и колледжей, так и лица без музыкального образования, которые в свое время брали частные уроки у преподавателей фортепиано, вокала и т. д. Данный показатель должен послужить сигналом к поиску путей коррекции программы подготовки студентов с целью повышения уровня знаний в области истории музыкального искусства, которые будут являться не только одним из критериев профессиональной пригодности будущего учителя музыки, но и готовности выпускника университета к организации волонтерской деятельности в сфере искусства.

Уровень знаний в области рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций определялся с помощью метода тестирования группы (Г. А. Васильев, В. А. Поляков) [7, с. 316-320]. Оценка присваивалась в зависимости от количества правильных ответов. Оценку «удовлетворительно» получили 16% опрошенных, уровень знаний остальных студентов (84%) оценен как «неудовлетворительно» (см. рис. 4).

Предполагалось, что знания в области маркетинговых коммуникаций будут на высоком уровне в связи с

Таблица 2

Результаты тестирования по четырем критериям, в %

Критерий/Уровень Высокий Повышенный Средний Низкий

Уровень коммуникабельности 24 24 44 8

Уровень организаторских способностей 8 60 32 0

Уровень знаний истории музыкального искусства 0 0 12 88

Уровень знаний в области рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций 0 0 16 84

Рис. 3. Результаты тестирования уровня базовых знаний в области истории музыкального искусства

Рис. 4. Результаты тестирования уровня знаний в области рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций

большим количеством примеров рекламы в повседневной жизни в СМИ. Однако он оказался очень низким по причине отсутствия дисциплин в учебном плане, связанных маркетинговыми коммуникациями, в частности с рекламой. Данный факт вызывает у учителей музыки противоречие между реальной необходимостью осуществлять рекламную деятельность и их недостаточной подготовкой к данной работе в процессе профессионального образования. Данные знания пригодятся выпускникам университета в будущем не только в процессе поиска новых волонтеров и слушателей, но и в организации рекламной кампании собственного музыкального коллектива.

Анализ результатов тестирования по всем четырем критериям позволяет сделать вывод о том, что показатели развития коммуникабельности и организаторских способностей студентов находятся преимущественно на среднем уровне, тогда как показатели знаний в области истории музыки и маркетинговых коммуникаций - на низком. Однако для успешной организации волонтерской деятельности в сфере искусства необходим комплекс всех четырех качеств (см. табл. 2).

Таким образом, для формирования готовности к организации волонтерской деятельности необходимо повыше-

2.

3.

4.

5.

6.

7.

ние уровня знаний студентов 2-го курса специальности «Музыкальное образование» в области истории музыки и основ маркетинговых коммуникаций. Этого можно достичь путем внедрения курса по выбору «Организация волонтерской деятельности в сфере музыкального искусства». Данный курс может включать в себя лекции о периодизации истории музыкального искусства, об основах маркетинговых коммуникаций, а также различные игры и задания на развитие коммуникативных и организаторских способностей с последующим констатирующим этапом тестирования по выявленным критериям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилюк А. Я. [и др.] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. М.: Просвещение, 2009. 29 с.

Добровольцы: как их найти, как их удержать. СПб. : Юнайтед Уэй Интернэшнл. 125 с. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Музыкальное образование». М., 2005. Тагильцева Н. Г. Современный учитель музыки: проблемы профессиональной подготовки // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 3 (92). С. 134-139. Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ря-ховского) // Бланки, вопросы, описания психологических тестов [Электронный ресурс]. URL: http://renaut.narod.ru/Tests.htm (дата обращения: 29.04.2010).

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во ин-та психотерапии. 2005. 490 с.

Васильев Г. А., Поляков В. А. Основы рекламной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 414 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.