ности психологов органов внутренних дел Российской Федерации по форме 3-ПС от 28 октября 2002 г. № 21 /16/ 6958 (п. 2.4.25). С учетом примечания в Инструкции (строка 25 раздела 3 заполняется при установлении диагнозов ПТСР и НПР врачами медицинских учреждений).
жгнмт
1. Котенев И.О. и др. Психологическая диагностика и коррекция постстрессовых состояний: Методические материалы. - М.: Академия МВД России, 1996.
2. Котенев И.О. Психологическая диагностика постстрес-совых состояний. - М.: Методический центр ГУК и КП МВД РФ, 1997.
3. Сборник тезисов выступлений участников Всероссийского совещания руководителей подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск. - М.: ГУК МВД России. 2000.
ГОТОВИМСЯ НЕ ВЫЖИВАТЬ, А ЖИТЬ
A.M. Бричкин, ст. психолог-инспектор С.И. Савина, психолог-инспектор
ГУВД Краснодарского края
Вся история человечества является историей ведения войн. Влияние вооруженных конфликтов на судьбу людей, в них участвующих, уже давно стало предметом изучения научного сообщества (медиков, психологов, социологов, политологов, философов). Психогенные боевые потери, посттравматические расстройства, развитие состояний психической дезадаптации наиболее остро проявились у ветеранов армии США после Вьетнамской войны, у российских военнослужащих - после войн в Афганистане и первой Чеченской. Данной теме посвящено достаточно много публикаций зарубежных и российских авторов (Б. Колодзин, М.Ш. Магомед-Эми-нов, В.А. Агарков, Н.В. Тарабрина, В.П. Никонов, И.И. Козловский, C.B. Славнов, И.О. Котенев и др.).
Однако механизмы формирования "боевой травмы", личностных деформаций до сих пор изучены недостаточно. В работе мы часто сталкиваемся с целым "клубком", наслоением ассоциаций (вид разрушенного дома, цвет травы, плакат на стене, запах, акцент и тон речи и т.д.), которые являются запускающим механизмом проявления трансформаций личности. Они могут быть связаны как с конкретным травмирующим событием (боевая ситуация), так и в целом со всем периодом жизни, субъективно воспринимаемым человеком как "особый", отличающийся от его обычной жизни, частью которого является само травмирующее событие.
В процессе командировки на сотрудника воздействуют стрессфакторы смешанного типа, высокоинтенсивные и менее интенсивные, но действующие пролонгировало. Это приводит механизмы адаптации в действие неоднократно, таким образом, в ходе командировки сотрудник может находиться на завершающей фазе процесса адаптации к условиям командировки и на начальной фазе приспособления к ситуации стресса, т.е. од-
новременно на разных этапах адаптации. Наиболее травматичны острые стрессовые ситуации в начале и конце командировки, когда резервы психики и без того активно мобилизованы либо уже значительно исчерпаны.
На наш взгляд, феномен посттравматического расстройства и личностных трансформаций нельзя рассматривать вне личности отдельного человека, контекста среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность до командировки, в условиях пребывания в командировке и после возвращения. Динамика изменений психики зависит от внутриличностных особенностей человека; опыта всей его жизни, в том числе опыта ранней психологической травматизации, а также условий его существования; мотивации; отношения общества и государства к отдельной личности, к самому вооруженному конфликту, что в целом характеризует его "зону стабильности" и уровень вторичной травматизации.
Пребывание в "аномальном жизненном пространстве", войне, выражается прежде всего в трансформации мотивационного ядра, личностных смыслов и ценностей человека под условия этой реальности. Разрушение базовых иллюзий бессмертия, неуязвимости, безопасности заставляют человека искать новые способы существования, новые смыслы, находить им оправдание. Изменения личности при этом не обязательно должны быть негативными, "потрясение" личности нередко становится источником "просветления и самоактуализации" (М.Ш. Магомед-Эминов).
Система психологического обеспечения деятельности сотрудников, направляемых в служебные командировки в Чеченскую Республику, в ГУВД Краснодарского края формировалась поэтапно, начиная с 1999 г. В условиях отсутствия специально оборудованного реабилитационного центра основное внимание психологов было сконцентрировано на профилактике личностных деформаций и посттравматических расстройств у сотрудников.
Осмысление различных взглядов на феномен "посттравмы", динамики личностных трансформаций сотрудников, побывавших в служебных командировках в Чеченской Республике, позволило нам найти принципиально новый подход в создании Программы психологической подготовки сотрудников, убывающих в командировку.
Основная идея Прогр&млш - создать проекцию командировки, модели стрессфакторов для безопасного проживания и осознания актуализирующейся проблематики. Подготовка сотрудников к действиям в экстремальных, боевых ситуациях рассматривается как часть в общем контексте многогранной целостной проекции периода жизни отряда (группировки) в ситуации удаленности от дома, бытовой неустроенности, ограниченности контактов и свободного передвижения, значительного количества ничем не заполненного времени, предназначавшегося ранее дому, семье, а также неожиданного травмирующего воздействия и неопределенности окружающей среды.
На сегодняшний день Комплексная программа психологической подготовки сотрудников рассчитана на 35 академических часов и состоит из двух блоков:
1-й блок - занятия с личным составом формируемого подразделения - 24 часа;
2-й блок - занятия с руководящим звеном подразделения -11 часов.
В ходе программы дополнительно проводится психодиагностика личностных особенностей руководящего звена.
Основная цель Программы - сохранение жизни и психического здоровья сотрудников, командируемых в Чеченскую Республику.
Задачи Програ.н.ны - актуализировать внутренние ресурсы каждого сотрудника, усилить базовые ценностные структуры, создать атмосферу групповой поддержки в коллективе.
Программа позволяет также выработать предложения по оптимальной штатной расстановке сотрудников формируемого подразделения, определить сильные и слабые стороны подразделения, особенности неформальных лидеров, их направленность, разработать рекомендации для командиров и психологов по адаптации и сопровождению сотрудников в новых условиях службы.
1-й блок включает 6 занятий:
1. Тренинг "Знакомство " (4 часа - работа с группой от 20 до 200 чел., возможно проведение двух занятий по 2 ч.).
Основные задачи: установление контакта; снятие "тревоги первой встречи"; выработка групповых норм, целей, правил; активизация внутренних ресурсов и выработка установок на взаимодействие и сплочение; определение в группе "ядра" с опытом участия в боевых действиях.
2. Ролевая игра "Кораблекрушение", модифицированная и адаптированная под деятельность ОВД (6 часов -работа по группам не более 20 чел.)
Основные задачи: работа с ценностной структурой, актуализация и усиление базовых смыслообразований в дихотомии "жизнь-смерть"; выявление латентных суицидальных тенденций, симптома "невозвращенца"; формирование ролевого поведения участников и навыков взаимодействия в группе, принятие групповых решений в моделируемых ситуациях дефицита времени, ресурсов, угрозы жизни; выработка толерантности к длительному пребыванию в условиях другой этнокультурной общности; повышение стрессоустойчивости.
3. Деловая игра "Решение проблемных ситуаций " (4 часа - работа по группам не более 20 чел., возможно проведение в 2 этапа (2 занятия)).
Основные задачи: активизация творческого потенциала, креативности при решении проблемных ситуаций. связанных с выполнением служебно-боевых задач, контактов с гражданским населением других этнических групп, тейпов и социальных слоев, местными сотрудниками милиции, сослуживцами; формирование навыков взаимодействия при принятии групповых решений; диагностика ролевого поведения.
4. Занятие по обучению базовым навыкам саморегуляции в экстремальных, стрессовых и постстрессовых ситуациях (4 часа - по группам не более 20 чел.).
Основные задачи: информирование о реакциях человека на стресс, понятиях "боевая травма", "ПТСР", актуализация внутренних ресурсов, формирование и закрепление навыков регуляции психических процессов, приемов работы с болью.
5. Тренинг доверия и групповой поддержки (4 часа -группы не более 20 чел.)
Основные задачи: осознавание актуального состояния, принятие тревоги, опасения, страхов; формирова-
ние установки на выживание, моделирование групповой поддержки.
6. Завершающий тренинг "Путешествие в белокаменную крепость " (2 часа - по группам не более 20 чел ).
Основные задачи: актуализация архитипичных смыслов, принятие личных смыслообразований и ценностей, открытие доступа к внутренним ресурсам, формирование установки на выживание, сплочение и поддержку.
2-й блок включает 4 занятия:
1. Ролевая игра "Экспедиция " (3 часа - работа с руководящим звеном численностью до 30 чел.).
Основные задачи: выявление ролевого поведения участников, социометрия, формирование навыков взаимодействия, принятие групповых решений в моделируемых ситуациях дефицита времени, ресурсов, угрозы жизни, смены лидера; выработка толерантности к экстремальным ситуациям.
2. Деловая игра "Решение проблемных ситуаций " (3 часа - работа с руководящим звеном, численность не ограничена).
Основные задачи: активизация творческого потенциала руководителей, креативности при решении проблемных ситуаций, связанных с контактами с местными органами власти, милиции, гражданским населением, подчиненными; формирование навыков снятия напряженности в подчиненном коллективе; диагностика управленческих позиций руководителей, актуализация противоречий, поиск общегрупповых ценностей, принципов; формирование норм и правил функционирования структуры управления.
3. Групповой тренинг "Дикий Запад " (2 часа - работа с руководящим звеном, не более 20 чел.).
Основные задачи: диагностика актуализированных установок и позиций, подавляемых потребностей, моделей поведения и их осознавание; реализация и проработка подавляемых агрессивных и аффилиативных потребностей в безопасной ситуации.
4. Ролевая игра "Командно-штабное учение" (3 часа - работа с руководящим звеном численностью до 30 чел.).
Основные задачи: уточнение ролевого поведения участников, иерархии системы управления в данной группе; формирование навыков взаимодействия в группе, принятия групповых решений в моделируемых ситуациях дефицита времени, ресурсов, угрозы жизни, разрушения структуры управления; выработка толерантности к экстремальным ситуациям, создание позитивных установок на взаимодействие.
В Программе используются приемы и техники геш-тальттерапии, символдраммы, НЛП, аутотренинга, ме-дитативно-трансовых и суггестивных методов, психогимнастики, кинесиологии, телесной терапии, игровой терапии, ролевого и обучающего тренинга К. Фопеля, а также авторские разработки.
Комплексная программа апробирована и проведена на 10 сменах сводных отрядов и временных оперативных групп, направляемых в служебную командировку в Чеченскую Республику общей численностью свыше 1200 человек под руководством начальника отделения организации психологической работы УК ГУВД края А.П. Набокина и при участии психологов органов и подразделений внутренних дел Краснодарского края.
Программа, в целом сохраняя структуру, постоянно изменяется и совершенствуется. Это зависит от следующих факторов:
1. Изменение места дислокации, следовательно, и оперативной обстановки, условий пребывания, задач и функций отряда в обязательном порядке влечет смещение акцентов в задачах подготовки. Например, при подготовке СОМ, направляемого в Грозный, основной задачей является сохранение жизни и здоровья сотрудников в условиях частого перемещения в опасных районах и высокого риска боевых столкновений. Основное внимание уделяется подготовке к действию в экстремальных, боевых ситуациях, профилактике боевых посттравматических расстройств, личностных деформаций.
При подготовке ВОГО и П, направляемой в Шелковской РОВД, основными задачами являются: повышение психологической гибкости, устойчивости, формирование способности сохранять базовые личностные ценностно-смысловые образования в условиях доминирования коллективных интересов и групповых норм, обучение эффективным способам взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций как внутри коллектива, так и с местными сотрудниками ОВД, гражданским населением.
2. Изменение сроков командировки (3, 6, 12 месяцев) влечет изменение динамики психоэмоционального состояния, что учитывается при проведении занятий информационного и практического характера, направленных на профилактику личностных деформаций, стрессовых расстройств, при составлении и корректировке сценариев тренингов и деловых игр, являющихся проекцией их пребывания в Чечне. При увеличении длительности командировки больше внимания уделяется формированию и закреплению механизмов групповой поддержки в условиях длительного пребывания закрытой фуппы в ограниченном пространстве, терпимости к слабостям и недостаткам окружающих.
3. Специфика состава подразделения, задающая характер взаимодействия в учебной группе, определяется характером и структурой подразделения. Например, СОМ (основной состав сержантский) - строевое подразделение с четкой иерархией властных полномочий, направляется на выполнение, по большей части, задач, приближенных к боевым. Ядро представлено сотрудниками 2-3 районов, составляющими наибольшую долю в отряде, в большинстве случаев они имеют "своего" офицера в командном составе, устанавливают групповые нормы, формируют основные ценности отряда. Чаще всего СОМ отличает относительно высокое стремление к сплочению, определяемое однородным характером деятельности и единой для всех целью.
ВОГО и П - состав разнородный, система иерархии власти сильно разветвленная, ядро как таковое отсутствует, составляющие подразделения несут разную функциональную нагрузку, имеют разный характер деятельности. Задачами сотрудников ВОГО и П являются подготовка, обучение и оказание практической помощи милиционерам постоянного отдела внутренних дел Чеченской Республики. Для сотрудников ВОГО и П характерно деление формируемого подразделения на микрогруппы по разным признакам - функциональному и территориальному.
4. Уровень мотивации участников Программы, особенности запросов, потребностей участников группы, актуализирующейся в ходе работы проблематики формируют особенности групповой динамики.
Исходя из опыта, наибольшей мотивированностью на занятия, организованностью, низким уровнем сопротивления обладают сотрудники СОМ, наименьшей - сотрудники, направляемые в Чеченскую Республику на постоянной основе по контракту.
Каждое формируемое подразделение имеет свое лицо и свой характер, традиции и обычаи, преобладающие в различных территориальных органах. Представители городских подразделений отличаются от сельских более высокой самооценкой и уровнем притязаний, большей критичностью, скептицизмом и избирательностью в юс приятии информации; представители подразделений из приморских РУВД от РУВД в степных регионах - более высоким уровнем открытости в контактах, организованности, сплоченности, патриотичности, оп-тимистичности, заинтересованности в новом опыте. Во многом "лицо" формируемого подразделения зависит от уровня профессионализма руководителей территориальных горрайорганов и самих сотрудников, что, в свою очередь, связано со сложностью выполняемых ими задач, широтой, интенсивностью и разноплановостью контактов.
При реализации Программы у сотрудников актуализируются проблемы различного характера (семейные конфликты, взаимоотношения с руководителем, конкуренция, психологическая совместимость, неуверенность в себе и др.), которые необходимо прорабатывать на занятиях и в индивидуальных беседах, особое значение здесь имеет качественный шеринг, который по запросу группы может выливаться в отдельное занятие.
5. Уровень подготовки, интересы, предпочтения и специализация психологов, участвующих в подготовке, делают своеобразной каждую смену Участие в Программе подготовки является одним из этапов повышения профессионального мастерства психологов ОВД края, в ходе Программы предусмотрены часы для обучения и супервизии психологов, участвующих в ней.
6. Условия осуществления Программы (режим работы, объем предоставляемого времени, соответствие помещения требованиям, предъявляемым Программой) определяют форму проведения занятий.
Программа формировалась и апробировалась в условиях отсутствия специально подготовленной материально-технической базы, что определило ее внешнюю простоту, непритязательность, гибкость, незагруженность техническими условиями.
Вместе с тем отсутствие элементарных условий, специально выделенных часов в учебном плане на начальном этапе заставляло психологов идти на чрезмерные перегрузки, работать с большими группами (до 200 человек одновременно), уплотнять занятия, работать в интенсивном режиме (до 6-7 часов в день с одним и тем же контингентом), проводить занятия после ужина с 19.00 до 21.00, что сказывалось на качестве восприятия и усвоения материала, активности сотрудников, их заинтересованности и, конечно же, отражалось на самочувствии самих психологов. После трех дней интенсивной работы у психологов отмечались психосоматические
расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, общее снижение сопротивляемости организма (ОРЗ, ОРВИ с резким повышением температуры), общий спад энергетики.
Поделимся некоторыми находками и интересными моментами в ходе работы. В самом начале становления Программы было много споров, сомнений среди психологов по поводу использования в программе игр и упражнений, связанных с прикосновениями, телесным контактом. Отчасти эти сомнения были верными. Специфика милицейской деятельности предполагает наличие у сотрудников стремления к сохранению и поддержанию жестких личностных границ, следовало учитывать также запреты, связанные с социальными установками на телесные контакты между лицами одного пола. Вместе с тем самый короткий путь к снятию барьеров общения, внутренних запретов - через телесный контакт.
Выбор, обработка и адаптация игр определялись наблюдениями за динамикой группы. В итоге мы научились мотивировать сотрудников на активное участие, освоили работу с сопротивлением. Так, например, игра "Броуновское движение", предлагаемая на начальном этапе Программы в качестве "разогрева" для снятия барьеров в контактах, где сотрудникам предлагается, перемещаясь в любых направлениях по залу с закрытыми глазами, найги себе пару, в итоговом варианте стала называться "Разведка в ночное время". В инструкции сотрудникам предлагается попробовать себя, прочувствовать и осознать свои возможности ориентироваться в пространстве, контактировать с окружающими, найти себе напарника при отключении зрительного анализатора (как основного в системе коммуникации, т.е. функции контроля). В шеринге обязательно обращается внимание на ощущения, переживания, которые возникают при отсутствии контроля, нарушении границ, на характер взаимодействия с членами группы, способы и тактику личной безопасности, использованные сотрудниками.
Представляет интерес и работа с сопротивлением, возникающим в ходе данной игры. В длительных программах возможно постепенное включение участников группы в работу, условия дефицита времени предполагают активные действия с сопротивлением. Так, один сотрудник категорически отказывался от участия в игре, аргументируя свой отказ тем, что ему неприятны любые прикосновения. Не давая сотруднику возможности осознавать, включать установки, внутренние запреты, работая только с ощущениями, вначале сам тренер, затем, произвольно включая членов группы, начал "тестировать тело" сотрудника, легко дотрагиваясь до различных участков. Каждое прикосновение сопровождалось вопросом " Так неприятно?". Выяснив, что только кисти рук не вызывают внутреннего дискомфорта (не являются "запретными"), группе было предложено ввести в игру ограничение "дотрагиваться только до кистей рук". Это правило принял и сотрудник, с которым проходила данная работа. Суть данного приема состояла в том, что у этого сотрудника были сформированы представление о безопасности, установка на соблюдение членами группы его личного комфорта. На самом же деле введенное ограничение не могло быть соблюдено в чистом виде, так как игра проходила с закрытыми глазами. Сотрудник активно включился в игру непокойно воспринимал при-
косновения сослуживцев не только к кистям рук, т.е. стал более раскрепощенным.
В определенной части адаптированной игры "Кораблекрушение" у сотрудников могут проявиться реакции самопожертвования, скрытые суицидальные тенденции. Так, в одной из групп после успешного прохождения группой нескольких смоделированных экстремальных ситуаций и "благополучной высадки" на берегу неизвестного острова долго молчавший участник неожиданно взволнованно сообщил, что он на самом деле уже давно мертв, так как выпрыгнул в пасть акулы. Участники накинулись на сотрудника с вопросами "Когда он это сделал?", "Зачем?", "Кто его об этом просил?". После прояснения тренером ситуации оказалось, что он мысленно отправился в путешествие со своей девушкой и, когда возникла ситуация лишнего участника на плоту, он принял решение быть этим лишним и готов был утонуть ради спасения подруги. Команда в это время нашла свое решение, "привязав надувной матрац к плоту", и один из членов команды, взял на себя ответственность за спасение команды, "переместившись на матрац". Потребность в самопожертвовании, как оказалось, сотруднику все-таки "удалось" мысленно реализовать в ситуации "появления акулы".
Тренер решил, что на данном этапе групповой динамики мысленное проживание смерти не было для группы безопасным, в группе был высок риск "падения" членов группы в старые психотравмы, на проработку которых было недостаточно времени (отряд формировался в экстренном порядке), и то, что происходило с сотрудником, было обращением к группе за поддержкой. Единственно правильным решением здесь было с помощью группы "реанимировать погибшего". Вначале сотруднику был предложен выбор: осознать и определить, в каком состоянии он сейчас - "он жив" или "он мертв". При этом тренер подчеркнул, что он видит перед собой совершенно живого человека, гголного сил, яркого, эмоционального. Сотрудник решил, что "он жив". Тут же была разыграна ситуация его встречи (его нашли изможденного на берегу его товарищи). Участникам было предложено выразить свое отношение к его спасению, поддержать. В ходе этой сцены у сотрудника отмечались яркие вегетативные проявления, сотрудник отметил, что ему трудно принимать поддержку товарищей в словесной форме, тогда всей команде было предложено поднять и подержать его на кончиках пальцев. В ходе этого упражнения у сотрудника выступила испарина на лбу, он расслабился. Участникам группы было предложено еще раз, в той форме, в какой им кажется наиболее необходимым, оказать поддержку. В дальнейшем в ходе проведения Программы данный сотрудник был более расслаблен, раскрепощен, предъявление себя в группе протекало в более спокойной форме.
Проблема тендерных отношений в ОВД особенно остро проявляется при подготовке к действиям в условиях, приближенных к боевым. Существует общепринятое мнение, что женщина-сотрудница в Чечне скорее "проблема", чем полноценный член команды. Отсутствие нормальных бьгговых условий в местах расположения отрядов и временных группировок, зачастую недостаточная физическая и тактическая подготовка сотрудниц, а также индивидуальные особенности мотива-
ционно-ценностной структуры отдельных сотрудниц не могут не вызывать беспокойства. Опыт показывает, что на начальном этапе в командировку чаще ехали женщины, которые не могли реализовать себя, найти свое место в жизни, в мужском сообществе, создать семью, либо имеющие сниженный уровень моральных ценностей, неразборчивые в связях, неконформные, зачастую неадекватные в эмоциональных проявлениях и поведении. Сейчас ситуация несколько меняется: в формируемых отрядах стали появляться более зрелые и устойчивые женщины, твердо знающие, чего они хотят, достаточно быстро определяющие свое место в коллективе. Сегодня уже можно говорить о складывающейся тенденции направления женщин-сотрудниц в составе временных группировок и по контракту. Это не радует, но с этим нельзя не считаться. Наша задача - помочь женщинам найти свое место в коллективе, осознать и принять роль и функции женщины членами группы, привести в равновесие ожидания женщины и группы, установить конструктивные отношения с сослуживцами.
Так, в одной из смен проблема гендерных отношений проявилась в игре "Кораблекрушение". В группе мужчин-участников оказалась одна женщина (43 года, вдова погибшего при исполнении обязанностей сотрудника). Женщина в ходе работы пыталась несколько раз заявить о себе, поучаствовать в обсуждении, но мужчины-участники игнорировали ее высказывания, делая вид, что ее нет в группе. Когда "на острове" началось распределение обязанностей, мужчины дружно сказали " Женщину - к костру!", на что она взбунтовалась: "Хочу в разведку!". И начала рассказывать о нападении на нее правонарушителя с целью завладеть оружием. Изложение был подробным, эмоционально насыщенным, с описанием чувств и переживаний. Рассказ о ее победе был прерван кем-то из участников группы вопросом: "Зачем ты это сейчас рассказываешь?". Женщина растерялась и замолчала. Необходимо было поддержать участницу. Повторение вопроса тренером с предположением ее реальной потребности в признании как равноправного члена коллектива оказалось решающим. Осознав эту потребность, женщина съежилась, как будто ждала агрессивного отказа (удара). На предложение тренера выразить ей поддержку откликнулись несколько мужчин, причем только один из них полушутя-полусерьезно, из чувства долга, сказал, что взял бы ее в разведку. Остальные называли ее качества характера, которые им импонируют, искренне пытаясь поддержать. "Принятие в семью" состоялось. Женщина выпрямилась, расслабилась, спокойно поблагодарила команду, и работа продолжилась. Интересно было наблюдать за этой группой в последующие дни программы. Теперь при рассаживании участников женщина оказывалась в центре, при решении задач участники спокойно обращались к ней с вопросами, слушали ее мнение.
Основной своей находкой мы считаем проходящую красной нитью через всю Программу работу с личностными смыслообразованиями и ценностями, которая начинается с их актуализации на первом занятии "Знакомство", продолжается вынесением во внешний план и проработкой, переосмыслением в ролевой игре "Кораблекрушение" и заканчивается принятием в тренинге "Путешествие в белокаменную крепость". Как не вспомнить здесь слова Ницше "Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК". Оказалось, что эта работа никого не оставляет равнодушным и можно увидеть разные лица сотрудников - удивленные, растерянные, скептические, ироничные, но только не безразличные. Кроме того, работа в данном направлении повышает интерес к психологическим знаниям, Программе и к самому себе. Психологам она приносит истинное удовольствие.
Приведенные эпизода не могут дать полного представления о проводимой работе, но, на наш взгляд, характеризуют возможности Программы и качество ее проведения.
Программа является частью общей системы психологической подготовки, сопровождения и реабилитации сотрудников, направляемых в служебные командировки в Чеченскую Республику. Данная Программа, на наш взгляд, является базовой для развития в целом системы психологической подготовки и сопровождения сотрудников ОВД Краснодарского края.
В настоящий период ГУВД края разработана система подготовки самих психологов, в которую включены семинары по психодиагностике, обучению различным психотехнологиям, включая кризисные интервенции, проводятся тематические семинары по работе с горем, острым стрессом. Обучение осуществляется при активном участии О.И. Абдрашитовой (Санкт-Петербург). В занятиях в обязательном порядке уделяется внимание сохранению здоровья, профилактике профвыгорания самих психологов. Особое внимание уделяется качественной стажировке молодых психологов.
Полученные знания и навыки используются и в работе с сотрудниками, пережившими экстремальные ситуации, семьями погибших, умерших сотрудников, в индивидуальном консультировании, а также на занятиях по психологической подготовке сотрудников. Они оказались большим подспорьем для работы с гражданским населением бригады психологов ОВД Красноярского края в 2002 г. в районах затопления.
Психологическая служба ГУВД края 4 декабря 2003 г отметила свое семилетие. За этот период психологи завоевали доверие и авторитет сотрудников и руководства подразделений ОВД. Новый этап в развитии службы связан с тем, что улучшились возможности проведения занятий. Впереди масса планов, идей, которые ждут своей реализации.