определенный опыт в организации и психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности личного состава.
В апреле 2002 г. на базе ГУВД Кемеровской области ГУК МВД РФ был успешно проведен семинар-совещание руководителей психологических служб ОВД Сибирского федерального округа, на котором психологи обменивались накопленным опытом работы. Кроме того, на семинаре были определены пути дальнейшего совершенствования и развития психологической службы в органах внутренних дел.
За короткое время существования психологической службы у руководства ОВД Кемеровской области, в подразделениях, службах сложилось устойчивое мнение о необходимости и полезности деятельности психологов, достигнут высокий уровень взаимного доверия. Но это не говорит о том, что в этой работе нет нерешенных проблем, служба психологического обеспечения имеет большой творческий потенциал, и необходимо еще многое сделать, чтобы этот потенциал был правильно реализован.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ МВД К СЛУЖЕБНОЙ КОМАНДИРОВКЕ
В.Д. Хонин, психолог ПДПС Л.В. Голубева, психолог ПППСМ
МВД Удмуртской Республики, г. Ижевск
Подготовка сотрудников к действиям в экстремальных условиях является наиболее важной и неотъемлемой частью общей профессионально-психологической подготовки личного состава. Особое внимание данному виду подготовки было уделено Директивой МВД РФ № 1, которая предусматривает ввести в практику “обязательное психологическое обследование, профессионально-психологическую подготовку сотрудников, направляемых для несения службы в особых условиях”.
Актуальность проблемы подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях, зонах локальных войн и вооруженных конфликтов обусловлена социальной, медицинской и правовой значимостью. Необходимость разработки данного направления и внедрения его результатов в практику ОВД отражена в Программе психологической помощи сотрудникам и военнослужащим, осуществляющим контртеррористические мероприятия в Северо-Кавказском регионе (утверждена 04.10.2001 г.).
Опыт медико-психологического сопровождения боевых действий показывает, что сотрудники ОВД, принимающие участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, подвергаются воздействию комплекса экстраординарных психотравмирующих факторов. Выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач в этих условиях, сопряженных с постоянным риском для жизни и здоровья, у значительного числа сотрудников вызывает развитие состояний психической дезадаптации, приводит к социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, небла-
гоприятным изменениям личности, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии здоровья личного состава, служебных взаимоотношениях, в семейно-бытовой сфере, увеличивают риск самоубийств, что становится особенно актуальным при увеличении сроков командировок.
Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях была построена на основе комплексного воздействия на сознание, подсознание, психическое и физическое состояние с целью обеспечения выполнения служебных задач:
1. Формирование у членов группы психологической готовности к несению службы на территории Северо-Кавказского региона, убежденности сотрудников в гуманности и необходимости предпринимаемых мер по локализации и устранению конфликта, формирование установки на выживание и устойчивость к стрессовым ситуациям.
2. Знакомство сотрудников, сплочение служебного коллектива и формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, утверждение чувства групповой поддержки, взаимовыручки, уверенности в себе.
3. Обучение сотрудников преодолению психологических трудностей, стимулирование активности в решении профессиональных задач.
4. Профилактика возникновения и преодоления последствий посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), нейтрализация воздействия стрессогенных факторов на психику.
Форма проведения: лекционно-практическое занятие с элементами тренинга.
Время проведения: 6 часов.
Оснащение: листы ватмана или учебная доска, бумага для записей, фломастеры, карандаши, веревка (шпагат) - 10-15 м, маркеры.
В рамках проведения комплекса мероприятий по подготовке сотрудников к действиям в чрезвычайных условиях при помощи специально разработанных анкет (см. приложение) проводилось социально-психологическое исследование с целью выявления морально-психологического климата формирующегося подразделения, выявления уровня готовности к активному восприятию материала, необходимости проводимой психологической подготовки, получению “обратной связи”, оценки работы психологов.
В процессе подготовки личного состава осуществлялось целенаправленное психологическое наблюдение.
В первый день психологической подготовки было проведено анкетирование личного состава (анкета № 1). Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Уровень профессиональной и боевой готовности командируемых в зону ЧР определяется в первую очередь стажем работы в ОВД и наличием (или отсутствием) опыта службы в условиях локальных вооруженных конфликтов. По этим параметрам все опрошенные сотрудники сводного отряда могут быть распределены следующим образом:
Стаж службы в ОВД:
- до 3 лет - 22,7%;
- от 3 до 5 лет - 15,9%;
- от 5 до 7 лет - 17,9%;
- от 7 до 10 лет - 22,7%;
- 10 лет и более - 21,7%.
Возраст:
- до 25 лет - 23,8%;
- от 25 до 30 лет - 42,0%;
- от 30 до 40 лет - 27,2%;
- старше 40 лет - 7,0%.
Количество командировок в зону ЧР:
- командируются впервые - 41,0% (большая часть);
- во второй раз - 19,0%;
- 3 и более раз - 40,0%.
Здесь примечателен такой факт, что 62,3% респондентов имеют стаж службы в ОВД более 5 лет; 76,2% из них - старше 25 лет; 59,0% опрошенных имеют опыт служебных командировок в ЧР. Эти обстоятельства позволяют говорить о достаточной социальной и профессиональной зрелости личного состава.
2. На вопрос анкеты о самочувствии участников занятия были получены следующие сравнительные данные:
“-3” - чувствую себя очень плохо;
“-2” - чувствую себя плохо;
“-1” - чувствую себя, скорее, плохо, чем хорошо;
“0” - неопределенно;
“+1” - чувствую себя, скорее, хорошо, чем плохо;
“+2” - чувствую себя хорошо;
“+3” - чувствую себя очень хорошо.
Самочувствие на данный период времени: 1-й
день: “-3” - 0%, “-2” - 0%, “-1” - 1%, “0” - 3%, “+1” -16%, “+2” - 41%, “+3” - 39%; 2-й день: “-3” - 0%, “-2” -0%, “-1” - 0%, “0” - 3%, “+1” - 6%, “+2” - 41%, “+3” - 49%.
Здесь отмечена положительная рефлексивная динамика самочувствия сотрудников за период подготовки.
3. Соотношение ответов на вопрос о необходимости проведения тренинга и количества служебных командировок в первый день занятий выглядит следующим об-
разом:
Таблица 1
Количество командировок Тренинг необходим Не уверен в необходимости тренинга Тренинг не нужен
%
Первая командировка 31,8 2,2 3,4
Вторая командировка 9,0 9,0 3,4
Две и более командировки 19,3 11,3 7,9
Полученные данные (табл. 1) свидетельствуют о необходимости подготовки сотрудников к несению службы в экстремальных условиях, независимо от количества командировок.
Приведем сравнительный анализ 1-го и 2-го дня ответов на вопрос о необходимости проведения тренинга:
Таблица 2
Период Тренинг необходим Не уверен в необходимости тренинга Тренинг не нужен
%
Первый день 64 24 12
Второй день 87 3 5
4. Работа тренеров по пятибалльной системе оценена следующим образом: “5” - 55%; “4” - 36%; “3” -3%; “2” - 6%; “1” - 0%.
5. На вопрос о положительных и отрицательных сторонах занятия (“что понравилось и что не понравилось в ходе проведения") были выделены следующие замечания:
“Не понравилось ":
- мало времени,
- организационные вопросы.
“Понравилось":
- все понравилось,
- форма проведения занятия,
- игры,
- логическое объяснение примеров,
- непринужденность, раскованность поведения,
- да, в принципе, все (связь мужского и женского голоса),
- ведущие,
- все было замечательно и полезно.
6. Из предложений и пожеланий участников тренинга можно отметить следующие:
- проводить почаще в ОВД такие занятия,
- побольше практических занятий,
- увеличить количество времени занятий,
- Будьте здоровы!
- Спасибо Вам!
- Молодцы! Так держать!
Алгоритм проведения тренинга ДЕНЬ 1.
Время проведения: 3 часа
1. Знакомство.
Участники на карточках пишут свое имя. Представление ведется по кругу. Тренеры представляют друг друга.
2. Ознакомление участников с ходом работы.
- тема;
- форма проведения;
- цель;
- перерывы.
3. Правила работы в группе.
- участие каждого (“работа на себя”);
- право на ошибку;
- правило “СТОП”;
- не критиковать;
- ситуация “здесь и сейчас”;
- снять социальную роль;
- взаимная поддержка.
- живое общение (обратная связь);
- вопросы по ходу работы;
- не выносить обсуждаемые проблемы за пределы группы;
- пунктуальность - не опаздывать после перерыва;
- обращение на “ты” в группе;
- говорить только за себя.
4. Проведение анкетирования (см. приложение, анкету № 1).
5. “Разогрев” группы. Независимо от вида тренинга работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель при этом - создать в группе такую атмосферу, которая позволяет перейти к содержательной части работы. Этот этап соответствует
этапу установления контакта в начале любого взаимодействия, общения.
Психогимнастические упражнения на сплочение, создание работоспособности: “Шеренга”, “Шеренга по условию”.
6. Дискуссия о предстоящей командировке.
Сначала каждый участник пишет для себя, на своем листе, затем тренер записывает на доске или ватмане совпавшие и личные мнения.
Обсуждаемые вопросы:
- “Для чего я еду в командировку?”
- “Что отрицательного несет для каждого эта командировка?”
- “Что можно найти для себя положительного в этой командировке?”
- “Насколько Вы оцениваете свою готовность к командировке? Какие личные качества Вам помогут? Какие личные качества вообще необходимы?”.
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективизации является обратная связь.
7. Групповой анализ дискуссии.
8. Рассматриваемые лекционные вопросы:
“Эмоции и чувства”: понятие, механизмы возникновения эмоций и чувств, особенности эмоциональной сферы проявления эмоций, психологические состояния, психосоматические расстройства.
“Дыхание”: виды, типы, функции дыхания, мышечные зажимы (“корсет”), значение визуальных образов, произвольная регуляция дыхания.
Упражнения: “Маятник”, “Погружение”, “Дыхание на 5 - 7”, “Дыхание на 7 - 11”, “Дыхание на 7 - 3 - 11”, техника визуализации Дж. Рейнуотер.
“Стресс. ПТСР”: понятие, виды, причины возникновения, формы проявления, экстренная помощь человеку в стрессе, понятие ПТСР, стадии формирования, последствия, реабилитационные мероприятия.
Упражнение: “Человек в стрессе”.
В результате психогимнастических упражнений могут происходить изменения в состоянии группы как целого, отдельных ее участников, а также может быть получен материал, осознание и обсуждение которого позволяет продвигаться вперед в содержательном плане.
9. Подведение итогов дня, групповая форма обсуждения занятия.
ДЕНЬ 2.
Время проведения: 3 часа
1. Рассматриваемые лекционные вопросы:
“Психология общения, межличностное взаимодействие”: роль, задачи, функции, виды, способы общения, межличностные дистанции, межличностное взаимодействие.
Упражнения: “Спички”, “Переправа”.
“Конфликт”: понятие, формы, виды, структура, причины возникновения, способы разрешения конфликтных ситуаций, совместимость-сработанность.
Упражнение: “Полторы курицы”.
“Психогигиена. Способы снятия психоэмоционального напряжения. Практическая отработка навыков”.
Упражнения на произвольную регуляцию дыхания, приемы визуализации, самомассаж, приемы аутогенной тренировки и др.
“Правила психогигиены”: учиться отдыхать от общения, создавать “полосы тишины”; важность смены социальной роли; рефлексия собственного состояния, оценки ситуации.
2. Практические советы “бывалых”.
Советы, наставления более опытных сотрудников, имеющих две и более командировок, молодым сотрудникам.
3. “Закрытие” группы. Подведение итогов”. Проведение анкетирования (см. приложение, анкету № 2).
Дискуссия: “Что я ожидал от тренинга? Что получил?” (высказывания по желанию). Пожелания на будущее, напутствия.
Таким образом, профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных условиях связана с формированием психологического потенциала каждого работника. Структурно такой психологический потенциал сотрудника, обеспечивающий надежность его деятельности в экстремальных условиях, образуется из: а) соответствующих компонентов его индивидуальной профессиональной концепции; б) морально-психологических качеств; в) познавательных и интеллектуальных качеств; г) эмоционально-волевых качеств; д) коммуникативных качеств.
Приложение
Анкета № 1
Ф.И.О.______________________________Возраст_____________Подразделение, должность__________________
В ОВД с_____________________________Количество командировок_______________________________________
Оцените свое самочувствие на данный момент времени: -3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Считаете ли Вы необходимым проведение тренинга: да нет не уверен
Анкета № 2
Оцените свое самочувствие на данный момент времени: -3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Что Вам понравилось_______________________________________________________________________________
Что Вам не понравилось____________________________________________________________________________
Оцените работу тренеров по пятибалльной шкале: 1 2 3 4 5
Считаете ли Вы необходимым проведение тренинга: да нет не уверен
Ваши пожелания и предложения______________________________________________________________________
Спасибо! Благодарим за работу и участие!