Научная статья на тему 'Психологическая подготовка сотрудников МВД к служебной командировке'

Психологическая подготовка сотрудников МВД к служебной командировке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1553
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка сотрудников МВД к служебной командировке»

определенный опыт в организации и психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности личного состава.

В апреле 2002 г. на базе ГУВД Кемеровской области ГУК МВД РФ был успешно проведен семинар-совещание руководителей психологических служб ОВД Сибирского федерального округа, на котором психологи обменивались накопленным опытом работы. Кроме того, на семинаре были определены пути дальнейшего совершенствования и развития психологической службы в органах внутренних дел.

За короткое время существования психологической службы у руководства ОВД Кемеровской области, в подразделениях, службах сложилось устойчивое мнение о необходимости и полезности деятельности психологов, достигнут высокий уровень взаимного доверия. Но это не говорит о том, что в этой работе нет нерешенных проблем, служба психологического обеспечения имеет большой творческий потенциал, и необходимо еще многое сделать, чтобы этот потенциал был правильно реализован.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ МВД К СЛУЖЕБНОЙ КОМАНДИРОВКЕ

В.Д. Хонин, психолог ПДПС Л.В. Голубева, психолог ПППСМ

МВД Удмуртской Республики, г. Ижевск

Подготовка сотрудников к действиям в экстремальных условиях является наиболее важной и неотъемлемой частью общей профессионально-психологической подготовки личного состава. Особое внимание данному виду подготовки было уделено Директивой МВД РФ № 1, которая предусматривает ввести в практику “обязательное психологическое обследование, профессионально-психологическую подготовку сотрудников, направляемых для несения службы в особых условиях”.

Актуальность проблемы подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях, зонах локальных войн и вооруженных конфликтов обусловлена социальной, медицинской и правовой значимостью. Необходимость разработки данного направления и внедрения его результатов в практику ОВД отражена в Программе психологической помощи сотрудникам и военнослужащим, осуществляющим контртеррористические мероприятия в Северо-Кавказском регионе (утверждена 04.10.2001 г.).

Опыт медико-психологического сопровождения боевых действий показывает, что сотрудники ОВД, принимающие участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, подвергаются воздействию комплекса экстраординарных психотравмирующих факторов. Выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач в этих условиях, сопряженных с постоянным риском для жизни и здоровья, у значительного числа сотрудников вызывает развитие состояний психической дезадаптации, приводит к социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, небла-

гоприятным изменениям личности, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии здоровья личного состава, служебных взаимоотношениях, в семейно-бытовой сфере, увеличивают риск самоубийств, что становится особенно актуальным при увеличении сроков командировок.

Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях была построена на основе комплексного воздействия на сознание, подсознание, психическое и физическое состояние с целью обеспечения выполнения служебных задач:

1. Формирование у членов группы психологической готовности к несению службы на территории Северо-Кавказского региона, убежденности сотрудников в гуманности и необходимости предпринимаемых мер по локализации и устранению конфликта, формирование установки на выживание и устойчивость к стрессовым ситуациям.

2. Знакомство сотрудников, сплочение служебного коллектива и формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, утверждение чувства групповой поддержки, взаимовыручки, уверенности в себе.

3. Обучение сотрудников преодолению психологических трудностей, стимулирование активности в решении профессиональных задач.

4. Профилактика возникновения и преодоления последствий посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), нейтрализация воздействия стрессогенных факторов на психику.

Форма проведения: лекционно-практическое занятие с элементами тренинга.

Время проведения: 6 часов.

Оснащение: листы ватмана или учебная доска, бумага для записей, фломастеры, карандаши, веревка (шпагат) - 10-15 м, маркеры.

В рамках проведения комплекса мероприятий по подготовке сотрудников к действиям в чрезвычайных условиях при помощи специально разработанных анкет (см. приложение) проводилось социально-психологическое исследование с целью выявления морально-психологического климата формирующегося подразделения, выявления уровня готовности к активному восприятию материала, необходимости проводимой психологической подготовки, получению “обратной связи”, оценки работы психологов.

В процессе подготовки личного состава осуществлялось целенаправленное психологическое наблюдение.

В первый день психологической подготовки было проведено анкетирование личного состава (анкета № 1). Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Уровень профессиональной и боевой готовности командируемых в зону ЧР определяется в первую очередь стажем работы в ОВД и наличием (или отсутствием) опыта службы в условиях локальных вооруженных конфликтов. По этим параметрам все опрошенные сотрудники сводного отряда могут быть распределены следующим образом:

Стаж службы в ОВД:

- до 3 лет - 22,7%;

- от 3 до 5 лет - 15,9%;

- от 5 до 7 лет - 17,9%;

- от 7 до 10 лет - 22,7%;

- 10 лет и более - 21,7%.

Возраст:

- до 25 лет - 23,8%;

- от 25 до 30 лет - 42,0%;

- от 30 до 40 лет - 27,2%;

- старше 40 лет - 7,0%.

Количество командировок в зону ЧР:

- командируются впервые - 41,0% (большая часть);

- во второй раз - 19,0%;

- 3 и более раз - 40,0%.

Здесь примечателен такой факт, что 62,3% респондентов имеют стаж службы в ОВД более 5 лет; 76,2% из них - старше 25 лет; 59,0% опрошенных имеют опыт служебных командировок в ЧР. Эти обстоятельства позволяют говорить о достаточной социальной и профессиональной зрелости личного состава.

2. На вопрос анкеты о самочувствии участников занятия были получены следующие сравнительные данные:

“-3” - чувствую себя очень плохо;

“-2” - чувствую себя плохо;

“-1” - чувствую себя, скорее, плохо, чем хорошо;

“0” - неопределенно;

“+1” - чувствую себя, скорее, хорошо, чем плохо;

“+2” - чувствую себя хорошо;

“+3” - чувствую себя очень хорошо.

Самочувствие на данный период времени: 1-й

день: “-3” - 0%, “-2” - 0%, “-1” - 1%, “0” - 3%, “+1” -16%, “+2” - 41%, “+3” - 39%; 2-й день: “-3” - 0%, “-2” -0%, “-1” - 0%, “0” - 3%, “+1” - 6%, “+2” - 41%, “+3” - 49%.

Здесь отмечена положительная рефлексивная динамика самочувствия сотрудников за период подготовки.

3. Соотношение ответов на вопрос о необходимости проведения тренинга и количества служебных командировок в первый день занятий выглядит следующим об-

разом:

Таблица 1

Количество командировок Тренинг необходим Не уверен в необходимости тренинга Тренинг не нужен

%

Первая командировка 31,8 2,2 3,4

Вторая командировка 9,0 9,0 3,4

Две и более командировки 19,3 11,3 7,9

Полученные данные (табл. 1) свидетельствуют о необходимости подготовки сотрудников к несению службы в экстремальных условиях, независимо от количества командировок.

Приведем сравнительный анализ 1-го и 2-го дня ответов на вопрос о необходимости проведения тренинга:

Таблица 2

Период Тренинг необходим Не уверен в необходимости тренинга Тренинг не нужен

%

Первый день 64 24 12

Второй день 87 3 5

4. Работа тренеров по пятибалльной системе оценена следующим образом: “5” - 55%; “4” - 36%; “3” -3%; “2” - 6%; “1” - 0%.

5. На вопрос о положительных и отрицательных сторонах занятия (“что понравилось и что не понравилось в ходе проведения") были выделены следующие замечания:

“Не понравилось ":

- мало времени,

- организационные вопросы.

“Понравилось":

- все понравилось,

- форма проведения занятия,

- игры,

- логическое объяснение примеров,

- непринужденность, раскованность поведения,

- да, в принципе, все (связь мужского и женского голоса),

- ведущие,

- все было замечательно и полезно.

6. Из предложений и пожеланий участников тренинга можно отметить следующие:

- проводить почаще в ОВД такие занятия,

- побольше практических занятий,

- увеличить количество времени занятий,

- Будьте здоровы!

- Спасибо Вам!

- Молодцы! Так держать!

Алгоритм проведения тренинга ДЕНЬ 1.

Время проведения: 3 часа

1. Знакомство.

Участники на карточках пишут свое имя. Представление ведется по кругу. Тренеры представляют друг друга.

2. Ознакомление участников с ходом работы.

- тема;

- форма проведения;

- цель;

- перерывы.

3. Правила работы в группе.

- участие каждого (“работа на себя”);

- право на ошибку;

- правило “СТОП”;

- не критиковать;

- ситуация “здесь и сейчас”;

- снять социальную роль;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- взаимная поддержка.

- живое общение (обратная связь);

- вопросы по ходу работы;

- не выносить обсуждаемые проблемы за пределы группы;

- пунктуальность - не опаздывать после перерыва;

- обращение на “ты” в группе;

- говорить только за себя.

4. Проведение анкетирования (см. приложение, анкету № 1).

5. “Разогрев” группы. Независимо от вида тренинга работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель при этом - создать в группе такую атмосферу, которая позволяет перейти к содержательной части работы. Этот этап соответствует

этапу установления контакта в начале любого взаимодействия, общения.

Психогимнастические упражнения на сплочение, создание работоспособности: “Шеренга”, “Шеренга по условию”.

6. Дискуссия о предстоящей командировке.

Сначала каждый участник пишет для себя, на своем листе, затем тренер записывает на доске или ватмане совпавшие и личные мнения.

Обсуждаемые вопросы:

- “Для чего я еду в командировку?”

- “Что отрицательного несет для каждого эта командировка?”

- “Что можно найти для себя положительного в этой командировке?”

- “Насколько Вы оцениваете свою готовность к командировке? Какие личные качества Вам помогут? Какие личные качества вообще необходимы?”.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективизации является обратная связь.

7. Групповой анализ дискуссии.

8. Рассматриваемые лекционные вопросы:

“Эмоции и чувства”: понятие, механизмы возникновения эмоций и чувств, особенности эмоциональной сферы проявления эмоций, психологические состояния, психосоматические расстройства.

“Дыхание”: виды, типы, функции дыхания, мышечные зажимы (“корсет”), значение визуальных образов, произвольная регуляция дыхания.

Упражнения: “Маятник”, “Погружение”, “Дыхание на 5 - 7”, “Дыхание на 7 - 11”, “Дыхание на 7 - 3 - 11”, техника визуализации Дж. Рейнуотер.

“Стресс. ПТСР”: понятие, виды, причины возникновения, формы проявления, экстренная помощь человеку в стрессе, понятие ПТСР, стадии формирования, последствия, реабилитационные мероприятия.

Упражнение: “Человек в стрессе”.

В результате психогимнастических упражнений могут происходить изменения в состоянии группы как целого, отдельных ее участников, а также может быть получен материал, осознание и обсуждение которого позволяет продвигаться вперед в содержательном плане.

9. Подведение итогов дня, групповая форма обсуждения занятия.

ДЕНЬ 2.

Время проведения: 3 часа

1. Рассматриваемые лекционные вопросы:

“Психология общения, межличностное взаимодействие”: роль, задачи, функции, виды, способы общения, межличностные дистанции, межличностное взаимодействие.

Упражнения: “Спички”, “Переправа”.

“Конфликт”: понятие, формы, виды, структура, причины возникновения, способы разрешения конфликтных ситуаций, совместимость-сработанность.

Упражнение: “Полторы курицы”.

“Психогигиена. Способы снятия психоэмоционального напряжения. Практическая отработка навыков”.

Упражнения на произвольную регуляцию дыхания, приемы визуализации, самомассаж, приемы аутогенной тренировки и др.

“Правила психогигиены”: учиться отдыхать от общения, создавать “полосы тишины”; важность смены социальной роли; рефлексия собственного состояния, оценки ситуации.

2. Практические советы “бывалых”.

Советы, наставления более опытных сотрудников, имеющих две и более командировок, молодым сотрудникам.

3. “Закрытие” группы. Подведение итогов”. Проведение анкетирования (см. приложение, анкету № 2).

Дискуссия: “Что я ожидал от тренинга? Что получил?” (высказывания по желанию). Пожелания на будущее, напутствия.

Таким образом, профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных условиях связана с формированием психологического потенциала каждого работника. Структурно такой психологический потенциал сотрудника, обеспечивающий надежность его деятельности в экстремальных условиях, образуется из: а) соответствующих компонентов его индивидуальной профессиональной концепции; б) морально-психологических качеств; в) познавательных и интеллектуальных качеств; г) эмоционально-волевых качеств; д) коммуникативных качеств.

Приложение

Анкета № 1

Ф.И.О.______________________________Возраст_____________Подразделение, должность__________________

В ОВД с_____________________________Количество командировок_______________________________________

Оцените свое самочувствие на данный момент времени: -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Считаете ли Вы необходимым проведение тренинга: да нет не уверен

Анкета № 2

Оцените свое самочувствие на данный момент времени: -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Что Вам понравилось_______________________________________________________________________________

Что Вам не понравилось____________________________________________________________________________

Оцените работу тренеров по пятибалльной шкале: 1 2 3 4 5

Считаете ли Вы необходимым проведение тренинга: да нет не уверен

Ваши пожелания и предложения______________________________________________________________________

Спасибо! Благодарим за работу и участие!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.