Научная статья на тему 'Государство в информационном обществе XXI в.: проблемные аспекты'

Государство в информационном обществе XXI в.: проблемные аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / информационно-компьютерные технологии / Интернет / трансформации / государство / электронное правительство / электронное государство / information society / information and computer technologies / Internet / transformations / state / electronic government / electronic state

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нехай Асиет Юрьевна, Бескоровайная Елена Сергеевна

В статье отмечается, что происходящие в обществе изменения, связанные с прогрессом информационно-компьютерных технологий и ростом влияния глобальной сети Интернет, объективно оказали воздействие на социальный институт государства. Обращается внимание на то, что в новых условиях происходит трансформация государства как на внешнем уровне («электронное правительство»), так и на глубинном («электронное государство»), однако внимание современных исследователей чаще всего фокусируется именно на внешних проявлениях трансформаций, тогда как внутренние изменения очевидно нуждаются в дополнительном изучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State in the Information society of the XXI century: problematic aspects

The article notes that the ongoing changes in society associated with the progress of information and computer technologies and the growing infl uence of the global Internet have objectively aff ected the social institution of the state. In the new conditions, the transformation of the state is taking place both at the external level ("electronic government") and at the deep level ("electronic state"). However, the attention of modern researchers most often focuses on the external manifestations of transformations, while internal changes obviously need additional study.

Текст научной работы на тему «Государство в информационном обществе XXI в.: проблемные аспекты»

Нехай Асиет Юрьевна, Бескоровайная Елена Сергеевна

Гэсударство

в информационном обществе XXI в.: проблемные аспекты

В статье отмечается, что происходящие в обществе изменения, связанные с прогрессом информационно-компьютерных технологий и ростом влияния глобальной сети Интернет, объективно оказали воздействие на социальный институт государства. Обращается внимание на то, что в новых условиях происходит трансформация государства как на внешнем уровне («электронное правительство»), так и на глубинном («электронное государство»), однако внимание современных исследователей чаще всего фокусируется именно на внешних проявлениях трансформаций, тогда как внутренние изменения очевидно нуждаются в дополнительном изучении.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-компьютерные технологии, Интернет, трансформации, государство, электронное правительство, электронное государство.

The State in the Information society of the XXI century: problematic aspects

The article notes that the ongoing changes in society associated with the progress of information and computer technologies and the growing influence of the global Internet have objectively affected the social institution of the state. In the new conditions, the transformation of the state is taking place both at the external level ("electronic government") and at the deep level ("electronic state"). However, the attention of modern researchers most often focuses on the external manifestations of transformations, while internal changes obviously need additional study.

Keywords: information society, information and computer technologies, Internet, transformations, state, electronic government, electronic state.

Генезис и развитие информационного общества в конце XX - начале XXI в. оказали существенное воздействие на все основные подсистемы социума. Появление и развитие интернет-технологий значительно расширяет возможности не только коммуникации, но и в целом всех систем социального взаимодействия. Получают активное развитие процессы виртуализации социального пространства; действия и взаимодействия людей, групп, корпораций, государств серьезно опосредуются электронными инструментами. Характер и направленность произошедших трансформаций (как на макро-, так и на микроуровне социальной реальности) выступают свидетельством нерешенной гносеологической проблемы в предметной области ряда современных общественных наук. В связи с этим повышенный интерес вызывает положение одного из ключевых социальных институтов -государства. Именно от государства зависит обеспечение социального порядка, стабильности, равновесного состояния общественных отношений. В научном понимании государства в настоящее время доминируют две группы теорий - классическая и постклассическая.

И.И. Осветимская отмечает, что для «классической теории государства свойственно

представление о нем как об объективной, устойчивой, стабильной, закономерной, предсказуемой системе. Государство эпохи классической рациональности - это универсальный обезличенный институт, существующий независимо от воли и желания отдельных индивидов. Для постклассического понимания государства характерны взаимообусловленность объективного и субъективного аспектов (интерсубъективность), историческая и социокультурная контекстуальность, неустойчивость (за счет снижения управляемости «обществом риска») и постоянная изменчивость» [1, с. 10-13]. Однако вне зависимости от того, какого позиционирования роли государства в социальной системе придерживается тот или иной исследователь, одной из ключевых познавательных установок выступает анализ функций государства в условиях информационного общества под воздействием интенсивных трансформационных процессов. Одним из очевидных предположений является тезис о том, что под влиянием объективно изменяющихся условий существования государства происходит серьезная перестройка его функций.

С точки зрения С.В. Бабаева, «под функцией государства следует понимать одно из основ-

114

ных направлений его деятельности, а также цели, методы, формы и средства ее осуществления» [2, с. 41]. В свою очередь, А.В. Мелихов полагает, что «функции государства -объективно необходимое, целенаправленное основное направление (сторона) деятельности государства, осуществляемое в жизненно важной сфере общественных отношений, выражающее его сущность и социальное назначение в обществе и имеющее законодательную регламентацию» [3, с. 11]. Как правило, исследователи в основном отождествляют функции государства именно с направлениями его деятельности - такой подход выглядит утилитарным в научно-управленческом аспекте и в целом позволяет адекватно репрезентировать положение института государства в модернизирующейся социальной системе XXI в. Вместе с тем в настоящее время важное значение приобретает наличие достаточно устойчивой взаимосвязи между функционированием института государства и состоянием социальной системы в целом. Именно трансформации социума, существенные изменения в его подсистемах, прежде всего политической и социальной, способствуют развитию динамических процессов, непосредственно влияющих на функциональный репертуар государства в условиях информационного общества XXI в.

По мнению А.И. Гнатенко, «функции государства нельзя рассматривать как нечто неизменное и статичное, напротив, данное явление довольно изменчиво. В современных условиях процессы глобализации и региональной интеграции экономики, возникновение новых, помимо государства, акторов в лице транснациональных корпораций и других международных субъектов публичного права, претендующих на политико-правовое доминирование, приводят к существенным изменениям в государстве» [4, с. 7]. В этом аспекте можно рассматривать функции государства в качестве достаточно универсального адаптационного механизма, позволяющего сгладить возникающие противоречия между происходящими изменениями общества и институтом государства, характеризующимся значительной инерцией.

Процесс изменения функций государства связан с более широкими трансформационными процессами, затронувшими основы функционирования глобального миропорядка как в целом, так и применительно к отдельному региону. В связи с этим влияние внешних факторов на изменения функций государства вполне очевидно. В то же время институциональная матрица государства в целом остается неизменной в своей основной форме. Как полагает В.А. Рыбаков, «любое государство историче-

ски постоянно меняется, эволюционирует, независимо от культуры и эпохи, но природа его неизменна. Каждый тип государства проходит в своем становлении и развитии ряд этапов, на которых решаются специфические задачи и, следовательно, реализуются свои функции» [5, с. 14-18]. Именно сложный симбиоз статических и динамических факторов применительно к государству определяет его облик на каждом историческом этапе развития. Соотношение указанных факторов представляет собой серьезную гносеологическую проблему, исчерпывающее решение которой в настоящее время не представлено. Специфика взаимодействия статических и динамических факторов в каждую историческую эпоху претерпевает существенные изменения. Данный факт также необходимо учитывать при рассмотрении проблемы.

В XXI в. в центре внимания исследователей закономерно оказывается воздействие информационного общества на государство, в том числе в аспекте изменения баланса статических и динамических факторов. Новый этап в развитии общества, связанный с невиданным ранее прогрессом информационно-компьютерных технологий и ростом влияния глобальной сети Интернет, оказал существенное воздействие на институт государства. Глобальное информационное общество отличается рядом атрибутивных характеристик, обусловленных проникновением инновационных систем массовой коммуникации в различные сферы жизни. Эта тенденция проявляется и в политической сфере. Постепенно информационно-коммуникационные системы начинают играть доминирующую роль, способствуя интеграции отдельных государств в единое мировое наднациональное образование. Более того, происходят изменения в духовной культуре информационного общества, которые отражаются на индивидуальном и групповом сознании граждан, а также представителей системы государственного управления.

О.А. Судоргин отмечает, что «во многих современных социумах произошли кардинальные изменения в области информационных технологий. На практике это означает, что информационное пространство как объективно, так и субъективно используется для реализации общественных и политических целей, влияет на политику, ускоряя процесс принятия социально значимых решений и во многом трансформируя политический процесс» [6, с. 12].

Необходимо отметить, что тенденция информатизации различных сфер социального пространства порождает ряд проблем. В связи с этим исследователи обращают внимание на то, что «глобализация решительным образом влияет на территориальную организацию со-

115

циальных и политических институтов, создавая все новые формы и методы реализации власти на надгосударственном уровне. Формируются институты глобального надгосударственного управления. В современных условиях феномен надгосударственности представляет собой договорной способ реализации международной правосубъектности суверенных государств» [1, с. 10-13].

Вместе с тем проблематика государственного суверенитета в новых условиях выглядит достаточно неоднозначной и не исчерпывается только надгосударственными рисками. Информационное пространство по своему потенциалу воздействия в новых условиях XXI в. оказывается весьма серьезным. Исследователи обращают внимание на непосредственное влияние информационной среды на политическую сферу. В частности, отмечается, что «по объективным причинам информационное пространство современного общества все в большей степени интересует власть и все в большей степени становится ее объектом» [6, с. 14]. Помимо этого, характер и направленность происходящих изменений в условиях информационного общества на протяжении последних десятилетий способствовали активизации научной рефлексии по проблематике информационного обмена и взаимодействий между людьми, группами, классами, корпорациями, государствами. В связи с этим вполне закономерно, что концепция открытого общества, по мнению Ф.Е. Апанасенко, «получила свое развитие, когда обнаружилась взаимосвязь между изменяющейся социокоммуникативной средой и другими важнейшими подсистемами общества, прежде всего, политической и духовной. В открытом обществе происходит снятие многих ранее существовавших барьеров в политической, экономической, социальной и духовной сферах» [7, с. 58]. Новые условия существования социума, снятие многих ограничений, запретов не только в информационно-коммуникационной, но и в ряде других сфер, прежде всего политической, способствуют переопределению взаимодействий между акторами. Значительная информационная открытость формирует новые потребности, ожидания граждан от власти, а также способствует изменению функций государства в трансформирующихся условиях социума.

Как отмечает Э.А. Золаев, «концептуальной и приоритетной задачей большинства государств считаются формирование и развитие информационных и цифровых технологий, способных усовершенствовать государственное управление, улучшить качество жизни граждан» [8, с. 1583-1594]. Систематизированные действия в сфере информационно-компьютерных технологий закономерно приводят

государственную власть к идее формирования электронного правительства - новой опосредованной формы взаимодействия с гражданами. Однако не следует воспринимать электронное правительство исключительно в качестве индикатора позитивных трансформаций института государства, его успешной адаптации к потребностям и интересам граждан. Электронное правительство вполне может эффективно функционировать и в рамках диктаторских политических режимов. В данном случае речь идет лишь о «внешних» формах преобразования государственной власти, освоении ей информационно-компьютерных технологий и интернет-коммуникаций. Вместе с тем и электронное правительство вполне может функционировать в рамках политических режимов, отчуждающих народ от власти.

В свою очередь, «электронное государство» - более широкий по содержанию термин. По мнению А.С. Киселева, «электронное государство есть политико-правовой феномен, определяющий современный формат взаимодействия государства с обществом на основе использования современных информационных коммуникаций. Электронное государство включает в себя такие элементы, как: электронное правительство, электронное правосудие и электронная демократия. Идея электронного государства состоит в переводе взаимодействия власти и общества на качественно новый уровень, в котором происходит смена парадигмы мышления и поведения индивида как члена общества и как гражданина» [9, с. 21]. Таким образом, именно переопределение специфики взаимодействия власти и граждан в современном открытом демократическом обществе ложится в основу концепции электронного государства. Без эффективных процедур электронной демократии, в том числе активного привлечения граждан к участию в управлении государством посредством электронного голосования по злободневным проблемам, а также стремления к достижению уровня «сервисного», электронное государство не может существовать в условиях информационного общества XXI в. Как представляется, проблематика дифференциации электронного правительства и электронного государства нуждается в дополнительном научном изучении - в настоящее время ощущается недостаток прежде всего общетеоретических работ в междисциплинарной области.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что общество XXI в. получило различные наименования - информационное, постиндустриальное, глобальное, «знаниевое» и т.п. Все эти характеристики, безусловно, имманентно присутствуют в новом облике социальной си-

116

стемы. Насыщение социума информацией, интенсификация информационных потоков приводят к изменениям в его конструкции, которые все больше формируют открытые элементы, в том числе в политической подсистеме (концепция открытого общества). Не случайно

1. Осветимская И. И. Государство в условиях глобализации: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2016.

2. Бабаев С. В. Теория функций современного российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001.

3. Мелихова А. В. Функции советского и современного российского государства: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006.

4. Гнатенко А. И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

5. Рыбаков В.А. Функции государства: системный подход // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 2. С. 14-18.

6. Судоргин О.А. Современная информационная политика государства: мировой опыт и российская практика: дис. . д-ра полит. наук. М., 2011.

7. Апанасенко Ф.Е. Трансформация социального института государства в «открытом» обществеXXI века: дис.... канд. социол. наук. Майкоп, 2018.

8. Золаев Э.А. Цифровое государство как новый этап развития общества // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 5. С. 1583-1594.

9. Киселев А.С. Формирование идеи электронного государства и особенности ее реализации: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2019.

в связи с этим институт государства, адаптируясь к происходящим изменениям, подвергается трансформациям как на внешнем, так и глубинном, внутреннем уровне. Данный процесс по отношению к институту государства носит объективный характер.

1. Osvetimskaya I.I. The state in the conditions of globalization: theoretical and legal research: diss. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. St. Petersburg, 2016.

2. Babaev S.V Theory of functions of the modern Russian state: diss. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. N. Novgorod, 2001.

3. Melikhova A.V. The functions of the Soviet and modern Russian state: auth. abstr.... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Kazan, 2006.

4. Gnatenko A.I. Functions of the state and the role of internal affairs bodies in their implementation: diss. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Moscow, 2010.

5. Rybakov V.A. Functions of the state: system approach // Bulletin of Omsk University. Ser. "Law". 2017. No. 2. P. 14-18.

6. Sudorgin O.A. Modern information policy of the state: World experience and Russian practice: diss. ... Dr of Sciences in Politology. Moscow, 2011.

7. Apanasenko F.E. Transformation of the social institution of the state in the "open" society of the XXI century: diss. ... Candidate of Sciences in Sociology. Maykop, 2018.

8. Zolaev E.A. The digital state as a new stage in the development of society //Creative economy. 2021. Vol. 15. No. 5. P. 1583-1594.

9. Kiselev A.S. Formation of the idea of an electronic state and features of its implementation: theoretical and legal research: dis. ... cand. jurid. sciences'. Belgorod, 2019.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Нехай Асиет Юрьевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: i@elenabesko.ru;

Бескоровайная Елена Сергеевна, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: asiet12061984@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

A.Yu. Nehay, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Senior Lecturer of the Department of of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: i@elenabesko.ru;

E.S. Beskorovainaya, Senior Lecturer of the Department of of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: asiet12061984@mail.ru

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.