Научная статья на тему 'РОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В КОНЦЕПЦИИ "ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВА"'

РОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В КОНЦЕПЦИИ "ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВА" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое государство / индекс электронного правительства / цифровая трансформация / порталы госуслуг / информационнокоммуникационные технологии / digital state / e-government index / digital transformation / public service portals / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Думчев П. С.

Данная научная статья посвящена изучению концепции «цифрового государства» в Российской Федерации и определению в ней роли органов государственной власти. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена активным внедрением информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизни населения, бизнеса, органов государственной и муниципальной власти. В рамках данной статьи рассмотрены этапы становления «цифрового государства» в Российской Федерации и их нормативное закрепление. Стоит отметить, что процесс зарождения концепции «цифрового государства» начинается в 2002 году. Стартом является подписание и внедрение федеральной программы «Электронная Россия». Также в данной работе были изучены особенности формирования индекса электронного правительства и проведен анализ рейтинга ООН за 2020 год. Согласно данному рейтингу, Российская Федерация занимает 36 место среди всех стран мира по индексу электронного правительства. Дано определение «цифрового государства» и его компонентов, которыми являются: «цифровое правительство» («электронное правительство»); «цифровая демократия» («электронная демократия»); «цифровое правосудие»; «цифровые избирательные технологии» («электронные избирательные технологии»); «цифровой общественный контроль над государственным управлением» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF AUTHORITIES IN THE CONCEPT OF THE «DIGITAL STATE»

This scientific article is devoted to the study of the concept of the "digital state" in the Russian Federation and the definition of the role of public authorities in it. The relevance of the chosen research topic is due to the active introduction of information and communication technologies in various spheres of life of the population, business, state and municipal authorities. Within the framework of this article, the stages of the formation of the "digital state" in the Russian Federation and their normative consolidation are considered. It is worth noting that the process of the conception of the "digital state" begins in 2002. The start is the signing and implementation of the federal program "Electronic Russia". Also in this work, the features of the formation of the e-government index were studied and the analysis of the UN rating for 2020 was carried out. According to this rating, the Russian Federation ranks 36th among all countries in the world according to the e-government index. The definition of the "digital state" and its components is given, which are: "digital government" ("electronic government"); "digital democracy" ("electronic democracy"); "digital justice"; "digital electoral technologies" ("electronic electoral technologies"); "digital public control over public administration", etc.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В КОНЦЕПЦИИ "ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВА"»

DOI: 10.54861/ 27131211_2022_6_5

УДК 004.9:35

РОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В КОНЦЕПЦИИ «ЦИФРОВОГО

ГОСУДАРСТВА»

Думчев П.С., магистрант, Российская академия народного хозяйства

и государственной службы, г. Москва, Россия

Аннотация. Данная научная статья посвящена изучению концепции

«цифрового государства» в Российской Федерации и определению в ней роли

органов государственной власти. Актуальность выбранной темы исследования

обусловлена активным внедрением информационно-коммуникационных

технологий в различные сферы жизни населения, бизнеса, органов

государственной и муниципальной власти. В рамках данной статьи рассмотрены

этапы становления «цифрового государства» в Российской Федерации и их

нормативное закрепление. Стоит отметить, что процесс зарождения концепции

«цифрового государства» начинается в 2002 году. Стартом является подписание

и внедрение федеральной программы «Электронная Россия». Также в данной

работе были изучены особенности формирования индекса электронного

правительства и проведен анализ рейтинга ООН за 2020 год. Согласно данному

рейтингу, Российская Федерация занимает 36 место среди всех стран мира по

индексу электронного правительства. Дано определение «цифрового

государства» и его компонентов, которыми являются: «цифровое

правительство» («электронное правительство»); «цифровая демократия»

(«электронная

демократия»);

«цифровое

правосудие»;

«цифровые

избирательные технологии» («электронные избирательные технологии»);

«цифровой общественный контроль над государственным управлением» и др.

5

Ключевые слова: цифровое государство, индекс электронного

правительства, цифровая трансформация, порталы госуслуг, информационно-

коммуникационные технологии.

THE ROLE OF AUTHORITIES IN THE CONCEPT OF THE «DIGITAL

STATE»

Dumchev P.S., Master's student, Russian Academy of National Economy and

Public Administration, Moscow, Russia

Abstract. This scientific article is devoted to the study of the concept of the

"digital state" in the Russian Federation and the definition of the role of public authorities in it. The relevance of the chosen research topic is due to the active introduction of information and communication technologies in various spheres of life

of the population, business, state and municipal authorities. Within the framework of

this article, the stages of the formation of the "digital state" in the Russian Federation and their normative consolidation are considered. It is worth noting that the process of

the conception of the "digital state" begins in 2002. The start is the signing and implementation of the federal program "Electronic Russia". Also in this work, the features of the formation of the e-government index were studied and the analysis of

the UN rating for 2020 was carried out. According to this rating, the Russian Federation

ranks 36th among all countries in the world according to the e-government index. The

definition of the "digital state" and its components is given, which are: "digital government"

("electronic

government");

"digital

democracy"

("electronic

democracy"); "digital justice"; "digital electoral technologies" ("electronic electoral technologies"); "digital public control over public administration", etc.

Keywords: digital state, e-government index, digital transformation, public

service portals, information and communication technologies.

6

JEL classification: D78, L78.

Для цитирования: Думчев П.С. Роль органов власти в концепции

«цифрового государства» // Прогрессивная экономика. 2022. № 6. С. 5–14.

Активное развитие интернет-пространства в XXI веке внесло свои

коррективы во все сферы общества, не исключением стали и органы

государственной власти. Так, процесс взаимодействия институтов власти с

бизнесом и населением все чаще переходит в плоскость информационно-

коммуникационные технологии.

Преимущественное качество коммуникационной сети Интернет является

непосредственная организация процесса получения органами власти актуальной

информации и информационного потока о возможных проблемах в стране, что

является эффективной возможностью для принятия оперативных решений и

действий для устранения этих проблем.

Для нашей страны, учитывая ее обширную территорию, внедрение

системы цифрового государства в повседневную жизнь органов государственной

власти и граждан, – современная необходимость, которая упрощает и ускоряет

процесс взаимодействия.

Под цифровым государством следует понимать государство, которое

активно работает с внедренными цифровыми новшествами в обществе и

экономике. Соответственно цифровое государство – это государство, которое

применяет

цифровые

инструменты

для

поддержания

процессов,

способствующих жизнедеятельности.

Концепция «цифрового государства» включает в себя множество

компонентов [10]. Основными компонентами цифрового государства являются:

«цифровое правительство» («электронное правительство»); «цифровая

демократия» («электронная демократия»); «цифровое правосудие»; «цифровые

7

избирательные технологии» («электронные избирательные технологии»);

«цифровой общественный контроль над государственным управлением» и др.

Основные этапы становления цифрового государства в Российской

Федерации, можно представить перечнем нормативных правовых актах,

представленными на рисунке 1.

1

•Постановление Правительства РФ от 28 января 2002

года № 65 «О федеральной целевой программе

"Электронная Россия (2002–2010 годы)"»

2

•Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 632-р

«О Концепции формирования в Российской Федерации

электронного правительства до 2010 года»

3

•Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

313 «Об утверждении государственной программы

Российской Федерации "Информационное общество (2011–

2020 годы)"»

4

• Указ Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии

развития информационного общества в Российской

Федерации на 2017–2030 годы»

5

•Постановление Правительства РФ от 02 марта 2019 № 234 «О

системе управления реализацией национальной программы

"Цифровая экономика Российской Федерации"» и др.

Рис. 1. Нормативные правовые акты цифрового государства

Источник: составлено автором по данным [1-4]

Основные характеристики цифрового государства в Российской

Федерации представлены на рис. 2 [7].

8

1

•развитие цифрового правительства

2

•повышение уровня качества предоставляемых услуг государственными органами власти при

помощи использования информационных технологий и инноваций

3

•оказание государственных и социальных услуг обществу России на основе цифровизации

сферы здравоохранения, образования, социального обеспечения и т. д.

4

•развитие цифровых сервисов на основе информационных технологий, где будут

предоставлены услуги и информация со стороны органов государственной власти России

5

•поддержка и финансирование региональных проектов по развитию информационных

технологий, коммуникаций и сервисов

Рис. 2. Характеристики цифрового государства

Источник: составлено автором по данным [7]

Таким образом, вышеназванные характеристики цифрового государства

содержат в себе направления по развитию экономики и работы органов власти.

Применение цифровых технологий способствует взаимодействию общества с

представителями органов власти для решения вопросов путем применения услуг.

Один раз в два года в мире поводится комплексная оценка развития

электронного управления. Оценка происходит в виде математических расчетов с

применением формулы. Основными компонентами при оценке качества

развития электронного правительства, являются:

OSI – индекс качества онлайн-услуг государства;

TII

– индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры

государства;

HCI – индекс развития человеческого капитала.

9

Формула для проведения вычислений [6]:

1

𝐸𝐺𝐷𝐼 = ( ) (OSI+ TII+ HCI), (1)

3

Согласно рейтингу ООН за 2020 год, Российская Федерация занимает 36

место среди всех стран мира, что на 4 позиции ниже, чем в 2018 году. Общий

индекс электронного правительства РФ и его компоненты изображены на рис. 3

[8]:

индекс человеческого капитала

0,8833

индекс телекоммуникационной инфраструктуры

0,7723

индекс онлайн-услуг

0,8176

Индекс электронного правительства

0,8244

0,7

0,72 0,74 0,76 0,78

0,8

0,82 0,84 0,86 0,88

0,9

Индекс электронного правительства РФ (компоненты)

Рис. 3. Индекс электронного правительства в России в 2020 году и его

компоненты

Источник: составлено автором по данным [8]

Согласно данным рис. 3, самым слабым направлением электронного

правительства, исходя из значения индекса, стала телекоммуникационная

структура. Самым сильным направление электронного правительства стоит

выделить индекс человеческого капитала.

10

Согласно статистическим данным InfraOne Research, в 2020 году по стране

значение самого слабого компонента электронного правительства снизилось на

0,06. Тем самым индекс телекоммуникационной инфраструктуры составил 6,35.

Данные положения свидетельствуют о нарастающей разницы между регионами

(рис. 4) [9].

Рис. 4. Индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры по

федеральным округам

Источник: составлено автором по данным [9]

По мнению экспертов, при изменениях, обусловленных пандемией,

происходит развитие телекоммуникационной структуры. Однако, тренд на

снижение индекса развития телекоммуникационной инфраструктуры регионов

нашей страны в следующие годы не изменится.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что в настоящее время в

Российской Федерации наступает этап планомерной трансформации в цифровое

государство. В данном процессе органы власти играют важную роль, выполняя

различные функции. Так, Президент РФ совместно с Правительством РФ

определяют направления развития «цифрового государства», а федеральные

органы исполнительной власти обеспечивают исполнение данных поручений [5].

11

В настоящее время основной промежуточной оценкой являются

направления основных показателей:

1. Доля граждан применяющих для решения вопрос электронные

государственные и муниципальные услуги – 70%;

2. Доля граждан, которые выражают полноту удовлетворенности от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

применения электронных услуг– 90%.

3. Доля от общего количества государственных услуг – 45%.

К 2024 году в цифровом формате планируется оказывать до 70% госуслуг

[4].

Таким образом, органами власти всех уровней ежегодно ведется активная

работа по внедрению концепции «цифрового государства» в различные сферы

жизни бизнеса и общества, упрощая тем самым многие процедуры

взаимодействия и предоставления государственных и муниципальных услуг.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от

09.06.2010) «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–

2010 годы)» // Собрание законодательства РФ. 04.02.2002. № 5. ст. 531.

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от

25.01.2022) «Об утверждении государственной программы Российской

Федерации «Информационное общество»» // Собрание законодательства РФ.

05.05.2014. № 18 (часть II). ст. 2159.

3. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (ред. от

10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного

правительства до 2010 года» // Собрание законодательства РФ. 19.05.2008. № 20.

ст. 2372.

4. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития

информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» //

12

Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.04.2022).

5. Гаршина И.Ю., Макаров И.Н. Электронное правительство в Российской

Федерации: современное состояние и перспективы развития // Ученые записки

Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. №15. С. 108–114.

6. Джордано Д.О., Понявина М.Б. Электронное правительство и цифровое

государство // Вести научных достижений. Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

2020. № 2. С. 74–80.

7. Золаев Э.А. Цифровое государство как новый этап развития общества //

Креативная экономика. 2021. Том 15. № 5. С. 1583–1594.

8. Исследование ООН: Электронное правительство 2020 [Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-

Survey/2020 %20UN %20E-Government %20Survey %20- %20Russian.pdf (дата

обращения: 13.05.2022).

9. Индекс развития инфраструктуры России 2021 [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://infraoneresearch.ru/index_id/2021 (дата обращения: 11.05.2022).

10.

Понкин И.В. Концепт цифрового государства: понятие, природа,

структура и онтология // Государственная служба. 2021. №5 (133). С. 47–52.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.01.2002 № 65 (red. ot 09.06.2010) «O

federal'noj celevoj programme "Elektronnaya Rossiya (2002–2010 gody)» // Sobranie

zakonodatel'stva RF. 04.02.2002. № 5. st. 531.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 313 (red. ot 25.01.2022) «Ob

utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Informacionnoe

obshchestvo"» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 05.05.2014. № 18 (chast' II). st. 2159.

13

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 06.05.2008 № 632-r (red. ot 10.03.2009)

«O Koncepcii formirovaniya v Rossijskoj Federacii elektronnogo pravitel'stva do 2010

goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 19.05.2008. № 20. st. 2372.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya

informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody» // Oficial'nyj

internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:

http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 23.04.2022).

5. Garshina I.YU., Makarov I.N. Elektronnoe pravitel'stvo v Rossijskoj

Federacii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya // Uchenye zapiski

Tambovskogo otdeleniya RoSMU. 2019. №15. S. 108–114.

6. Dzhordano D.O., Ponyavina M.B. Elektronnoe pravitel'stvo i cifrovoe

gosudarstvo // Vesti nauchnyh dostizhenij. Buhgalterskij uchet, analiz i audit. 2020. №

2. S. 74–80.

7. Zolaev E.A. Cifrovoe gosudarstvo kak novyj etap razvitiya obshchestva //

Kreativnaya ekonomika. 2021. Tom 15. № 5. S. 1583–1594.

8. Issledovanie OON: Elektronnoe pravitel'stvo 2020 [Elektronnyj resurs].

Rezhim

dostupa:

https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-

Survey/2020 %20UN %20E-Government %20Survey %20- %20Russian.pdf (data

obrashcheniya: 13.05.2022).

9. Indeks razvitiya infrastruktury Rossii 2021 [Elektronnyj resurs]. Rezhim

dostupa: https://infraoneresearch.ru/index_id/2021 (data obrashcheniya: 11.05.2022).

10.

Ponkin I.V. Koncept cifrovogo gosudarstva: ponyatie, priroda, struktura i

ontologiya // Gosudarstvennaya sluzhba. 2021. №5 (133). S. 47–52.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.