УДК 340
DOI 10.23672/SAE.2023.86.37.003
Лузин Данила Алексеевич
аспирант кафедры гражданского и международного права Института морского транспортного менеджмента, экономики и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]
Danila A. Luzin
Postgraduate Student of the Department
of Civil and International Law of the Institute
of Maritime Transport Management,
Economics and Law,
State Maritime University
named after Admiral F.F. Ushakov
ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО: РАССУЖДЕНИЕ О ЗАРОЖДЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВЫ
THE DIGITAL STATE: A DISCOURSE ON THE ORIGIN OF THE CONCEPTUAL FRAMEWORK
Аннотация. В работе рассмотрены некоторые особенности построения цифрового государства в современной России. Автором выдвигается гипотеза о том, что в настоящее время зарождается научная парадигма, которая не имеет единого понимания. Автором работы делается попытка дать авторское понятие цифрового государства. В статье резюмируется, что концепция цифрового государства сводится к пониманию его, как онтологии государственного строительства и функционирования, государственного управления и государственной политики. В свою очередь, подобная онтология включает в себя изучение цифрового правительства, электронной демократии, цифрового правосудия, электронных избирательных технологий, общественного контроля с учетом цифровизации и т.д.
Ключевые слова: цифровое государство, цифрови-зация, информационные технологии, государство, технологии.
Annotation. The paper considers some features of building a digital state in modern Russia. The author puts forward a hypothesis that a scientific paradigm is currently emerging that does not have a common understanding. The author of the work makes an attempt to give the author's concept of a digital state. The article summarizes that the concept of a digital state comes down to understanding it as an ontology of state building and functioning, public administration and public policy. In turn, such an ontology includes the study of digital government, e-democracy, digital justice, electronic electoral technologies, public control, taking into account digitalization.
Keywords: digital state, digitalization, information technologies, state, technologies.
Развитие общества, появление новых информационных технологий выступают основополагающими детерминантами переустройства системы управления, в том числе, в публичных органах власти.
В настоящее время цифровые технологии стали частью повседневной жизни и оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие государств. Использование цифровых технологий в государственном управлении позволяет снизить издержки и увеличить качество услуг, доступных для субъектов правоотношения.
Следует заметить, что в настоящее время в различных научных сферах, в частности, в политологии, экономике, управлении и юриспруденции все активнее «поднимаются» идеи о реализации концепции цифрового государства. Подтверждением тому служит значительное количество научных работ, где прямо или косвенно затрагиваются вопросы цифрового государства. Например, в рамках политологии рассматривается трансформация государственных институтов с учетом
цифровизации [7; 6]; в экономике акцентируют внимание на влияние информационных технологий в системе производства, распределения, обмена и потребления [2; 8]; в правовых науках концентрируются внимание на воздействие цифровых технологий на регулирование общественных отношений. Следует заметить, что последний тезис свойствен не только теории права или государства, но и другим отраслям или институтам права. Вместе с тем, проведенный анализ показал, что большинство научных трудов посвящено исключительно административно-правовому регулированию цифровизации [3; 9; 11].
Для определения некоторых концептуальных основ цифрового государства необходимо определить его понимание. Например, Р. Азизова под названым термином понимает совокупность инструментов, направленных на реализацию полномочий государства в области оказания услуг, а также непосредственное взаимодействие органов власти между собой [1, с. 22]. По мнению Е. Смагина и В. Решетняка, рассматриваемый термин характеризуется как все государство, в
общем и целом, которое в своей работе современные коммуникационные и информационные технологии [14, с. 10]. По утверждению Л. При-ходько, цифровое государство обозначает способ организации государственной власти, основанный на применении информационно-коммуникационных технологий [13, с. 82]. Согласно позиции А.Ф. Дармилова и М.Б. Понявиной, цифровое государство является особым элементом взаимодействия между гражданами и органами власти [4, с. 82]. Вызывает интерес суждение Э.А. Зола-ева, который определил «цифровое государство» как информационно-техническую организацию политико-правового взаимодействия субъектов права и органов публичной власти, целью которого является обеспечение участия первых в осуществлении власти и предоставления им государственных услуг с использованием цифровых технологий [5, с. 1583].
Таким образом, анализируя выше представленные понятия, можно заметить, что цифровое государство рассматривается, как инструмент, метод или способ, а также как информационно-техническую организацию взаимодействия, то есть, как разновидность приема воздействия на общественные отношения.
Не вдаваясь в проблему понимания термина «государство», необходимо указать на то, что в общем представлении, под ним понимается политическая форма устройства общества на определённой территории, суверенная публичная власть, обладающая аппаратом управления и регулирующая общественные отношения через нормы права. Бесспорно, следует отметить устоявшиеся в теории признаки государства, а именно: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, суверенитет и т.д. [15, с. 30].
С учетом указанного, нам представляется, что под цифровым государством следует понимать политическую организацию общества на определённой территории, обладающую публичной формой власти, обеспечивающую его единство и целостность, осуществляющую управление с применением информационных технологий. То есть, идея цифрового государства сводится к тому, что вся сущность государства выстраивается с учетом цифровизации, которая выступает инструментом управления.
Следует отметить, что термин «государство» и «цифровое государства» отождествлять нельзя. Последний является «специфическим» элементом первого. Кроме того, в теории права, а также
Литература:
1. Азизов Р.Ф. Электронное правительство как элемент электронного государства / Р.Ф. Азизов // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 4(35). С. 22-27.
2. Банасиковска Я. Система отношений государства и общества в сфере государственных услуг
в других научных областях, в настоящее время отсутствует устойчивая концепция цифрового государства, что в свою очередь говорит только о попытка ее определения. Необходимо согласится с мнением И.А. Кукушкой и Д.В. Сафоновой, что термин «цифровое государство» многими сопоставляется с «электронным правительством», что совершенно неправильно, ведь, по своему содержанию, цифровое государство намного шире понятия «электронное правительство», и включает второе [10, с. 144].
Важно понимать, что понятие «цифровое государство» является одним из существенных элементов «новой» модели публичного управления и отражает топологию коммуникативных каналов внутренних взаимосвязей в системе публичного управления и коммуникаций с внешними объектами и субъектами [12, с. 47].
В рамках рассматриваемой темы исследования, следует упоминать о различных подходах цифровизации во всех ветвях власти. Все больше мы видим активное внедрение в различные правовые сфере цифровые инструменты, в частности автоматизированные информационные системы. Их введение всегда требует обязательной законодательной регламентации, что в свою очередь приводит к изменению и принятию нормативно-правовых актов. Описанное обстоятельство свидетельствует о том, что вопросы цифровизации затрагивают не только точечные правовые элементы, но и всю общую совокупность общественных отношений, а также совершенствования формы государства в целом.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что концепция цифрового государства сводится к пониманию его, как онтологии государственного строительства и функционирования, государственного управления и государственной политики. В свою очередь, подобная онтология включает в себя изучение цифрового правительства, электронной демократии, цифрового правосудия, электронных избирательных технологий, общественного контроля с учетом цифровизации и т. д.
В заключение необходимо указать, что цифровое государства только проходит свой этап становления, но уже заметен быстрый темп его интеграции и глубинного использования инновационных технологий, включая искусственный интеллект и цифровизацию, которые выступают детерминантами построения базовой идеи и устойчивых терминов.
Literature:
1. Azizov R.F. Electronic government as an element of the electronic state / R.F. Azizov // Scientific works of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2014. № 4(35). P. 22-27.
2. Banasikowska J. The system of relations between the state and society in the field of public
в условиях цифровой экономики : дис. ... доктора экон.наук. М., 2018.
3. Бояринцева О.А. Государственные и муниципальные (публичные) базы данных как объекты информационных правоотношений : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2020.
4. Дармилов А.Ф. Электронное правительство и цифровое государство / А.Ф. Дармилов, М.Б. По-нявина // Вести научных достижений. Экономика и право. 2020. № 3. С. 82-85.
5. Золаев Э.А. Цифровое государство как новый этап развития общества / Э.А. Золаев // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 5. С. 1583-1594.
6. Игнатова А.М. Политические и концептуальные основания трансформации государственного управления в современной России : дис. ... канд. полит. наук. М., 2020.
7. Ильичева М.В. Государство и институты гражданского общества: взаимодействие в цифровой реальности (политологический анализ) : дис. ... канд. полит. наук. М., 2021.
8. Ковалев С.П. Финансово-экономическая модель системы здравоохранения при переходе к цифровому государству : дис. . доктора экон. наук. М., 2018.
9. Ковалева Н.Н. Административно-правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении : дис. ... д-р юрид. наук. Саратов, 2014.
10. Кукушка И.А. Теория и практика построения цифрового государства / И.А. Кукушка, Д.В. Сафонова // Тамбовские правовые чтения имени Ф. Н. Плевако: материалы V Международной научно-практической конференции : в 2 т. Тамбов, 2021. С. 144-147.
11. Пащенко И.Ю. Информация как объект публично-правового регулирования в условиях цифровизации : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2023.
12. Понкин И.В. Концепт цифрового государства: понятие, природа, структура и онтология / И.В. Понкин // Государственная служба. 2021. Т. 23. № 5(133). С. 47-52.
13. Приходько Л.В. Зарубежный опыт внедрения и использования системы «электронный суд» (E-court) / Л.В. Приходько // Государство и право. 2007. № 9. С. 82-86.
14. Решетняк В.И. Информационные технологии в гражданском судопроизводстве (российский и зарубежный опыт) / В.И. Решетняк, Е.С. Смагина. М., 2017. С. 10.
15. Ситников Е.С. Понятие государства, его признаки и сущность / Е.С. Ситников // NovaUm.Ru. 2016. № 1. С. 30-33.
services in a digital economy : dis.....doctor of economics. M., 2018.
3. Boyarintseva O.A. State and municipal (public) databases as objects of information legal relations : dis. ... cand. legal sciences. M., 2020.
4. Darmilov A.F. Electronic government and digital state / A.F. Darmilov, M.B. Ponyavina // Vesti scientific achievements. Economy and law. 2020. № 3. P. 82-85.
5. Zolaev E.A. Digital state as a new stage in the development of society / E.A. Zolaev // Creative Economy. 2021. Vol. 15. № 5. P. 1583-1594.
6. Ignatova A.M. Political and conceptual foundations for the transformation of public administration in modern Russia : dis. ... cand. polit. sciences. M., 2020.
7. Ilyicheva M. V. State and Civil Society Institutions: Interaction in Digital Reality (Political Analysis) : dis. ... cand. polit. sciences. M., 2021.
8. Kovalev S.P. Financial and economic model of the health care system in the transition to a digital state : dis. ... doctor of economics. M., 2018.
9. Kovaleva N.N. Administrative and legal regulation of the use of information technologies in public administration : dis. ... doctor of law sciences. Saratov, 2014.
10. Kukushka I.A. Theory and practice of building a digital state / I.A. Kukushka, D.V. Safonova // Tambov legal readings named after F.N. Plevako: materials of the V International scientific and practical conference : in 2 vol. Tambov, 2021. P. 144-147.
11. Pashchenko I.Yu. Information as an object of public law regulation in the context of digitalization : dis. ... cand. legal sciences. Krasnodar, 2023.
12. Ponkin I.V. The concept of the digital state: concept, nature, structure and ontology / I.V. Ponkin // Public Service. 2021. Vol. 23. № 5(133). P. 47-52.
13. Prikhodko L.V. Foreign experience in the implementation and use of the «electronic court» system (E-court) / L.V. Prikhodko // State and Law. 2007. № 9. P. 82-86.
14. Reshetnyak V.I. Information technologies in civil proceedings (Russian and foreign experience) / V.I. Reshetnyak, E.S. Smagina. M., 2017. P. 10.
15. SitnikovE.S. The concept of the state, its features and essence / E.S. Sitnikov // NovaUm.Ru. 2016. № 1. P. 30-33.