Научная статья на тему 'Государство удовлетворенных пенсионеров'

Государство удовлетворенных пенсионеров Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вардомацкий Андрей Петрович, Николюк Сергей Александрович

The article based on the findings of Belarus population survey (November 2006) examines dispositions and attitudes of various groups of Belarus population towards the figure of the President Lukashenko and to social forces on which he relies. The authors also consider collective evaluations of the present political and economical situation in the country, respondents' opinions on the present power in Belarus and on the former Soviet power, the scope of mass supporting by Byelorussians the idea of "peculiar way" of the country. The authors come to the conclusion that the more passive, socially and economically, majority of population that had got accustomed to the state surveillance, continue to support Lukashenko, and they forecast that in the nearest future the overstated expectations of this majority will face slowing down the tempo of living standard growth and then its probable absolute decreasing. It will change the situation also for more active minority oriented at independence in life, achieving higher living standard, at drawing closer to Europe. This minority nowadays mistrusts Lukashenko more often and is mainly in silent opposition to the President and the course he declares and symbolizes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State of Contented Pensioners

The article based on the findings of Belarus population survey (November 2006) examines dispositions and attitudes of various groups of Belarus population towards the figure of the President Lukashenko and to social forces on which he relies. The authors also consider collective evaluations of the present political and economical situation in the country, respondents' opinions on the present power in Belarus and on the former Soviet power, the scope of mass supporting by Byelorussians the idea of "peculiar way" of the country. The authors come to the conclusion that the more passive, socially and economically, majority of population that had got accustomed to the state surveillance, continue to support Lukashenko, and they forecast that in the nearest future the overstated expectations of this majority will face slowing down the tempo of living standard growth and then its probable absolute decreasing. It will change the situation also for more active minority oriented at independence in life, achieving higher living standard, at drawing closer to Europe. This minority nowadays mistrusts Lukashenko more often and is mainly in silent opposition to the President and the course he declares and symbolizes.

Текст научной работы на тему «Государство удовлетворенных пенсионеров»

Анрй ВАРДОМАЦКИЙ Сергей НИКОЛЮК

Государство удовлетворенных пенсионеров1

Республика Беларусь — государство-парадокс, расположенное в центре Европы. Гранича непосредственно с Польшей, Литвой и Латвией, связанная с ними историческим прошлым, Беларусь, тем не менее, не смогла повторить их постперестроечный путь. Волны национальной мобилизации начала 1990-х годов, изменившие политический ландшафт более удачливых соседей, не затронули республику. Возникшая же мелкая рябь скорее привела к обратному результату, дав просоветски настроенному большинству дополнительный стимул для сплочения.

В принципе подобный результат был предсказуем. В марте 1991 г. на вопрос "Кем Вы себя считаете в первую очередь: гражданином СССР или гражданином республики, в которой живете?’' 69 против 24% белорусов выбрали первый вариант ответа2. Подобное соотношение оказалось рекордным. Для сравнения: у украинцев оно составило 42:46, а у эстонцев — 3:97. Даже русские, проживающие в союзных республиках, оказались не столь "просоветскими" (66:24)!

Выявленное 15 лет назад соотношение оказалось очень устойчивым. Оно во многом определило и продолжает определять рамки политической трансформации республики. Так, на первых президентских выборах в 1994 г. кандидаты, выступающие за демократический, прозападный путь развития (З.Позняк и С.Шушке-вич), получили 22% голосов. На президентских же выборах 2001 и 2006 гг. сумма голосов оппозиционных кандидатов, по данным независимых социологов, составила 29 и 26% соответственно. Официальные результаты, объявленные ЦИК, были существенно ниже.

На итог первых президентских выборов повлиял и срок их проведения. В 1994 г. от былых массовых надежд не осталось и следа, а вот падение производства достигло рекордного уровня (-19%). В сложившихся условиях победа бесстрашного борца с коррупцией, директора совхоза Тородец" А. Лукашенко не выглядит случай-

1 Статья написана по результатам ноябрьского опроса 2006 г., проведенного Лабораторией ’НОВАК". Данные по России взяты из опросов Левада-Центра.

2 Гудков Л. Негативная идентичность. М.: Новое литературное обозрение; ВЦИОМ-А, 2004. С. 142.

ной. Но избрав "народного" президента, Беларусь одновременно получила и демократическую (прозападную) оппозицию. За 12 лет президентства А.Лукашенко не разочаровал своих избирателей. Поэтому если в России "общественное недовольство и протесты сосредоточены преимущественно в наиболее консервативных слоях и имеют скорее традиционалистский, чем авангардистский характер"1, то в Беларуси в оппозиции к власти оказались в первую очередь люди, обладающие максимальными личностными ресурсами, а значит, те, кто молод, образован и проживает преимущественно в больших городах.

Таблица 1

ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ К ПРЕЗИДЕНТУ ОТ РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в % по столбцу)_______________

______Доверие к президенту_____

Группа по роду затруднились

деятельности доверяю не доверяю ответить/нет

ответа

Предприниматель 2 6 6

Руководитель различных уровней 11 22 18

Рядовой служащий, рабочий 39 51 40

Безработный 2 3 11

Учащийся, студент 5 10 12

Пенсионер 38 3 10

Занят домашним хозяйством 4 4 2

Затруднились ответить/нет ответа 0 0 1

В таблице 1 наиболее красноречиво выглядят ответы пенсионеров. Подобное распределение неслучайно. Оно отражает суть белорусской социально-политической модели и позволяет предсказать ее ближайшее будущее, особенно в связи с переходом на рыночные принципы в белорусско-российских отношениях.

Разница в личностных ресурсах сказывается и на типах предпочтений при выборе жизненных

1 Левада Ю. Человек недовольный // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2006. № 5.

Таблица 2

ТИПЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ К ПРЕЗИДЕНТУ (в % по столбцу)

Тип предпочтения Все Доверие к президенту

доверяю не доверяю

Небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне 41 48 20

Много работать и хорошо зарабатывать без особых гарантий 24 21 37

Иметь собственное дело 23 17 36

Небольшой заработок, но больше свободного времени 4 4 3

Затруднились ответить / нет ответа 8 9 4

Таблица 3

НА КОГО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОПИРАЕТСЯ ПРЕЗИДЕНТ АЛУКАШЕНКО? (в % по столбцу; сумма больше 100%, поскольку респондент мог указать до трех вариантов ответа)

Вариант ответа Все Доверие к президенту доверяют не доверяют

На пенсионеров 55 52 65

На военных, МВД, КГБ 42 36 65

На жителей села 36 20 29

На президентскую "вертикаль" 35 32 43

На таких, как Вы 32 39 5

На государственных чиновников 22 36 26

На директоров крупных предприятий 9 11 9

На специалистов 8 10 3

На культурную и научную элиту 3 4 1

На бизнесменов 2 3 0

стратегий доверяющих и не доверяющих президенту (табл. 2).

Авторитарная власть по определению не может управлять политическими методами. Она способна функционировать лишь при отсутствии внутренней дифференциации, а в качестве объекта управления нуждается в "едином" народе. В свое время аполитичность белорусской власти президент А.Лукашенко выразил в свойственной ему афористичной манере: "Политический итог — основные претензии людей к действующей власти из-за жилищно-коммунального хозяйства"1. Отсюда, в частности, и официальные заоблачные рейтинги и шокирующее признание о фальсификации выборов, сделанное президентом в ходе пресс-конференции для украинских журналистов2.

Однако подобные целенаправленные действия приводят к противоположному результату, и

1 Выступление Президента Беларуси на совещании по социальным вопросам // <www.president.gov.by>.

2 По словам А.Лукашенко, на самом деле на президентских выборах 2006 г. за него проголосовали 93,5%.избирателей, однако реагируя на критику, раздававшуюся из-за рубежа, что "это, мол, неевропейский показатель", белорусский лидер отдал распоряжение Центризбиркому понизить официальный результат до 83%.

раскол внутри белорусского общества с годами увеличивается. Власть это понимает. Ограничивая в публичной риторике число своих оппонентов группой "отморозков’1, она одновременно щедро финансирует силовые структуры. Их общая численность в республике с населением менее 10 млн человек превысила 230 тыс.

Активная социальная политика — вторая опора режима. Их "разумная" комбинация позволяет определить Беларусь в качестве социально ориентированного полицейского государства. Интересно, что, несмотря на практически полное господство государственных СМИ в информационном пространстве, описанное двуединство не является тайной для общественного мнения (табл. 3).

На первой строчке с заметным отрывом оказались пенсионеры. С этим согласны как доверяющие, так и не доверяющие главе государства. Эффективная социальная политика — факт, от которого не отмахнуться даже противникам А.Лукашенко (56% консолидированного бюджета республики расходуется на социальные программы). Понятно, что вклад силовых структур в поддержку режима выделенными нами группами оценивается неодинаково, но, по мнению доверяющих президенту, он весом. А вот вариант ответа "На таких, как Вы" практически расколол белорусское обще-

ство, в очередной раз поставив под сомнение официальную доктрину о его единстве.

Особое внимание следует обратить на нижнюю часть таблицы 3. Найти более точную иллюстрацию белорусской модели экономического развития, пожалуй, было бы сложно. Социальные группы, которые в современных условиях призваны обеспечивать экономический рост, по мнению большинства белорусов, не являются опорой власти. По этому вопросу в обществе существует консенсус. Напомним, что именно специалисты, представители культурной и научной элиты, а также бизнесмены составляют ядро белорусской оппозиции. Их антилукашенковское позиционирование — ответная реакция на политику президента.

Ориентация власти на завоевание поддержки со стороны маргинализированных групп общества проявляется и в ответе на вопрос: "Было бы лучше, если в стране все оставалось так, как было до 1985 г.?" При общем отношении ответов "согласен',/,'не согласен" (30:49), даже в группе доверяющих А.Лукашенко доля несогласных заметно выше доли ностальгирующих по доперестроечному прошлому (34:47). Среди же недоверяющих контраст получается еще более резким (18:66). Таким образом, президенту АЛукашенко удалось не только "догнать" прошлое, но и значительно "перегнать" его. Поэтому благодатные времена, когда хорошая колбаса стоила 2.20, хотя и воскрешают у белорусских пенсионеров теплые воспоминания, но, в отличие от их коллег по союзному государству, не генерируют букета отрицательных чувств к нынешней власти.

Демократия диктатуры. Суммы ответов на любой политизированный вопрос в условиях расколотого общества чем-то сродни со средней температурой по больнице. Выделяя сегодня группы доверяющих и не доверяющих президенту, социологи порой получают ответы, отличающиеся на порядок. В течение десяти лет соотношение между данными группами составляло примерно 7:3, но три последних года рост реальной заработной платы и пенсий в Беларуси измерялся двузначными числами, что не могло не привести к перекосу в пользу власти (+18% — 2001 г., —1 — 2002 г., +2% - 2003 г., +15% - 2004 г., +16% -

2005 г., +16% — 2006 г.). В ноябре 2006 г. А.Лукашенко доверяли 75% (в том числе 34% — "полностью"), не доверяли 16% (6% — "полностью") и затруднились с ответом 9%.

Определиться с направлением развития страны общественному мнению по понятным причинам сложнее. Отсюда двукратный рост затруднившихся с ответом (табл. 4), но доля несогласных практически равна доле не доверяющих

Таблица 4

НА ВАШ ВЗГЛЯД, В ЦЕЛОМ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ РАЗВИВАЕТСЯ В ПРАВИЛЬНОМ ИЛИ В НЕПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ?

(,в % по столбцу)

Вариант ответа Все Доверие к президенту доверяют не доверяют

В правильном 64 77 24

В неправильном 16 6 51

Затруднились от-

ветить/нет ответа 20 17 25

президенту. Общее же соотношение определив-

шихся групп сегодня (4:1) в пользу президентского курса. Для сравнения приведем цитату из последнего годового отчета Левада-Центра: «Впервые за все годы реформ в стране большинство опрошенных заявили, что "страна движется в правильном направлении" (44 против 35% тех, кто придерживается противоположного мнения)»1.

Раскол белорусского общества, как уже отмечалось выше, имеет социокультурные корни. Но здесь важно не перепутать причину со следствием. Природа раскола проявляется, в частности, в интересном белорусском феномене: резкое падение рейтинга АЛукашенко после президентских выборов 2001 г. не привело к росту популярности его политических оппонентов (27% — абсолютный минимум рейтинга президента был зафиксирован в сентябре 2002 г.). Куда же перешли ’'разочаровавшиеся"? Они пополнили группу затруднившихся с ответом, выражая при этом дружную готовность голосовать за нового, неизвестного им политика. Однако они упорно отказывались поддержать лидеров оппозиции. И дело тут не в слабой информированности, ибо при положительных рейтингах в пределах статистической погрешности практически все оппозиционные лидеры имели отрицательные рейтинги в интервале 55—65%.

В чем же разочаровались "разочаровавшиеся"? Ответ однозначен: лично в президенте А.Лукашенко, а не в проводимом им курсе. Неслучайно в августе 2003 г. самым популярным пояснением при отказе поддерживать былого кумира был вариант "Он исчерпал свои возможности" (17%). Все дело в том, что в своем отношении к авторитарному лидеру белорусы весьма рациональны. В год президентских выборов власть сумела помести по амбарам, поскрести по сусекам и собрать муки для предвыборного колобка (реальная заработная плата и пенсии в 2001 г. увеличились на 18%). Но выборы завершились "элегантной" победой, и потребность

1 Социально-политическая ситуация в России в декабре

2006 г.: Итоги 2006 г. // <www.levada.ru>.

Таблица 5

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ- {в % по столбцу)

_____________________Беларусь__________________________________

Вариант ответа Доверяющие Не доверяющие Россия*

Ок/С президенту президенту

Развитием демократии 30 37 9 33

Сохранением старых порядков 28 29 31 6

Становлением авторитаризма, диктатуры 17 8 42 14

Нарастанием хаоса, анархии 2 1 3 22

Затруднились ответить / нет ответа 23 25 15 24

* Октябрь 2006 г.

власти выпекать новый колобок отпала, да и ресурсов в амбарах и сусеках практически не осталось. При низких мировых ценах на энергоносители извлекать сверхприбыль из продажи продуктов переработки беспошлинной российской нефти А.Лукашенко не мог.

В 2003 г. мировые цены поползли вверх. Для Беларуси, добывающей чуть боле 10% нефти от своей внутренней потребности, наметившаяся тенденция оказалась, как это ни странно, благоприятной. Арифметика тут простая: при цене 60 долл. за баррель экспортная пошлина в России за 1 т нефти состааляет 180 долл. (73% от внутри-российской цены). Два белорусских нефтеперерабатывающих завода перерабатывали в год 20 млн т нефти при внутренней потребности республики, не превышающей 8 млн т. Все остальное поступало на экспорт, но это уже был белорусский экспорт. Игнорируя соглашения о разделе таможенной пошлины в отношении 50:50, Беларусь за десять лет не перечислила России ни копейки. К прямым доходам от экспорта нефтепродуктов следует добавить и косвенные, полученные от поставки газа по цене Смоленской обл.

Для того чтобы оценить общий вклад России в белорусское экономическое "чудо", сошлемся на цифры, приведенные президентом В.Путиным на совещании в Кремле 15 января 2007 г.: по газу — 3,3 млрд, а по нефти и нефтепродуктам — 2,5 млрд долл. (41% от бюджета Беларуси). Речь, напомним, идет о 2007 г., т.е. указанный процент рассчитан с учетом повышения цены на газ с 47 до 100 долл. за 1000 куб. м и введением экспортной пошлины на нефть в размере 53 долл. за 1 т.

Все то, что удалось получить от российских щедрот "до того", белорусы успели в буквальном смысле проесть. Не случайно, вот уже три года подряд рост реальной заработной платы в республике в два раза превышал рост производительности труда, который не в последнюю очередь определялся галопирующей ценой на поставляемые в Европу нефтепродукты.

Схема "социальные выплаты в обмен на лояльность" оказалась весьма затратной. Ее истин-

ную эффективность еще предстоит испытать, но текущий результат вполне устраивает власть. Как и положено рачительному хозяину (батьке), А.Лукашенко раздал всем сестрам по серьгам, не допустив при этом существенных перекосов в распределении доходов, поэтому стабильность, о которой так любят говорить официальные лица республики, имеет под собой не только пропагандистскую, но и материальную основу. Данные таблицы 5 позволяют сравнить оценки политической обстановки гражданами Беларуси и России. Поражает сочетание сходств при одновременных различиях. Доля респондентов, выбравших вариант ответа "Становление авторитаризма, диктатуры" в очередной раз подтверждает предложенное нами соотношение раскола в белорусском обществе. Тем не менее и при наличии достаточного количества противников режима, лишь 2% белорусов ощущают нарастание в стране хаоса и анархии. Абсолютное же большинство комфортно "разместилось" между демократией и старыми порядками. Понятно, что развитие в республике демократии в первую очередь усматривают граждане, доверяющие президенту. Для большинства их идеологических противников политическая обстановка характеризуется станоатением авторитаризма и диктатуры.

Чувство комфорта (социальной стабильности) не способен нарушить даже страх, который внушает белорусам силовая состаатяющая социально ориентированного полицейского государства. Отвечая на вопрос: "Что Вы думаете о готовности людей в Беларуси выражать свои политические взгляды?", лишь 22% полагают, что "никто не боится". Противоположной точки зрения ("все боятся") придерживаются 14%. Еще 30% считают, что "многие люди боятся", а 25% согласны с вариантом ответа "только немногие люди боятся". Среди "смелых", естественно, преобладают граждане, доверяющие президенту (28 против 9%).

При близких уровнях доверия к президентам Беларуси и России природа народного доверия существенно различается (табл. 6). Если А.Лукашенко — глава государства, добившийся конкретных результатов, то популярность Путина опирается в

Таблица 6

ЕСЛИ ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ ПРЕЗИДЕНТУ, ТО ПОЧЕМУ? {в % по столбцу)

Вариант ответа АЛукашенко* В.Путин**

Он успешно справляется с проблемами, стоящими перед страной 49 25

Надеюсь, он в дальнейшем сможет справиться с проблемами 20 32

Нет другого, способного справиться с проблемами страны 25 38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Август 2006 г. НИСЭПИ. ** Июль 2006 г.

Таблица 7

КАКИЕ КАЧЕСТВА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЕЕ ВСЕГО ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ СОВЕТСКОЙ (1980-1990 гг.)

И НЫНЕШНЕЙ ВЛАСТИ? (в % по столбцу, сумма ответов больше 100%, поскольку респондент мог указать до пяти вариантов ответов)

Беларусь Россия*

вариант ответа советская нынешняя советская нынешняя

Положительные характеристики власти:

сильная 28 37 30 7

близкая народу 19 29 34 5

авторитетная 19 16 24 7

законная 18 25 28 9

справедливая 15 13 21 3

привычная 15 9 26 4

честная 11 12 13 3

эффективная 9 14 11 6

образованная 9 13 13 13

компетентная 5 9 7 9

Отрицательные характеристики власти:

бюрократическая 31 22 30 39

далекая от народа 18 12 10 42

закрытая 16 11 13 8

недальновидная 13 9 21 25

криминальная 11 9 12 62

слабая 9 5 8 20

непоследовательная 9 11 9 29

паразитическая 8 4 5 15

ограниченная 6 14 8 8

безграмотная 4 5 8 12

Сумма характеристик власти:

положительных 148 177 207 66

отрицательных 125 102 124 260

Отношение положительных к отрицательным 1,2 1,7 1,7 0,3

* Октябрь 2005 г.

первую очередь на отсутствие альтернативы. Следует отметить, что до апреля 2006 г. успешность В.Путина отмечали не более 16% россиян, и лишь в июле был отмечен существенный рост.

Природа доверия к первым лицам государства отражается и на отношении к власти в целом. Общественное мнение легко переносит практические достижения "батьки" на всю его "семейную" команду, но с безальтернативностью В.Путина подобное невозможно по определению.

Поэтому в Беларуси не наблюдается столь глубокого расхождения между уровнем доверия к президенту и остальными ветвями власти. Данный вывод можно проиллюстрировать и на примере оценок советской и нынешней власти в Беларуси и России (табл. 7).

Самая советская нация в бывшем СССР, не отказываясь от прошлого, высоко ценит настоящее. У нее есть для этого основания. Социальная составляющая белорусского государства не миф.

Таблица 8

СУММЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОВЕТСКОЙ И НЫНЕШНЕЙ ВЛАСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОВЕРИЯ К ПРЕЗИДЕНТУ А ЛУКАШЕНКО

Сумма качеств власти Советская власть Нынешняя власть

Доверяют Не доверяют Доверяют Не доверяют

Положительные 164,3 74,7 218,1 74,5

Отрицательные 110,1 195,5 50,8 238,0

Отношение положительных к отрицательным ответам 1,49 0,38 4,29 0,31

В отличие от своего российского коллеги А.Лу-кашенко победил на первых президентских выборах в 1994 г. не благодаря, а вопреки желанию правящей элиты. Он сам был главным ресурсом своей избирательной кампании. Поддержка электората для него и сегодня не формальность и не дань моде. Он талантливый популист, умеющий и любящий напрямую общаться с народом.

Кроме того, А.Лукашенко пришел не на два срока. По собственному же признанию он себя на другой работе не представляет. Его главным шагом в ответ на рост напряженности в белорусско-российских отношениях стал указ о назначении сына членом Совета безопасности. Шаг очень своевременный, так как поддерживать набранный темп социальных выплат в новых условиях станет значительно сложнее. В рамках белорусской экономической модели основное средство повышения эффективности — учет и контроль. Речь не о контроле оппозиции, речь о контроле бюрократии, на которую в условиях нереформированной экономики возложена основная ответственность за обеспечение плановых показателей.

Все характеристики власти разбиты на положительные и отрицательные. В нижней части таблицы 7 представлены их суммы. Отношения сумм положительных характеристик к отрицательным делают итоговый результат более наглядным и одновременно более объективным. Он позволяет сделать вывод о принципиальных отличиях в восприятии белорусским и российским обществами власти, и это при глубинном родстве двух склонных к авторитаризму политических режимов.

Рассмотрим в очередной раз полученный результат через призму доверия/недоверия белорусскому президенту. Несложно догадаться, что оно распадется на легко предсказуемые составляющие (табл. 8). У каждой части белорусского общества в условия* социокультурного раскола свое представление о власти, и это справедливо как для оценок власти советской, так и нынешней. Понятно, что "время лечит’1, поэтому и расхождение в оценках советской власти оказалось не столь резким. Что касается оценок власти нынешней, то, доведись представителям сторонни-

ков и противников президента А.Лукашенко оказаться за одним столом, они не смогли бы вступить в конструктивный диалог между собой.

Промежуточный итог особого пути. Идея особого пути, вполне естественная в крупных странах, популярна и в маленькой Беларуси, по крайней мере 42% ее граждан считают, что страна должна идти по своему собственному, особому пути. Желающих вернуться на путь, которым двигался Советский Союз, значительно меньше — 14%. Сторонники европейской цивилизации составляют одну треть (33%). Подобная "арифметика" не удивительна, поскольку только в рамках особого пути и может существовать режим личной власти АЛукашенко. Обратимся за пояснением к ее основателю: "Мы выбираем не Восток и Запад или же Восток или Запад — МЫ ВЫБИРАЕМ БЕЛАРУСЬ. Беларусь, которая в силу экономики, в силу истории, в силу географии, в силу культуры и менталитета будет и на Востоке, и на Западе. Там наши интересы, и отсюда наши векторы"1.

Теоретической базой особого пути является широко рекламируемая в республике и за ее пределами "белорусская экономическая модель”. Здесь будет уместно еще раз процитировать президента АЛукашенко: «Скажу вам откровенно: немало таких государств, где элита и руководители сегодня потирают руки и ждут; "Ну что же они там, эти белорусы, получат?" Ведь мы совсем другим путем пошли. И мы должны доказать, что путь, которым мы идем и который поддержал народ, — это правильный путь!»2

Результаты социологических опросов подтверждают — народ, по крайней мере его большая часть (см. табл. 4), действительно поддерживает президента и выбранный им путь. Поддержка напрямую связана с уровнем доверия главе государства и никак не связана со знанием масштаба экономической помощи со стороны России. Между тем, если приведенный В.Пути-

1 Стенограмма выступления перед студенческой молодежью г. Бреста 23 сентября 2004 г. // <www.president.gov.by>.

2 Доклад президента Лукашенко "Бедных и незащищенных у нас быть не должно!" // <www.president.gov.by>.

ным расчет экстраполировать на 2006 г., то мы получим 7,8 млрд долл. (22% от ВВП). Такого уровня дотаций не получала в прошедшем году ни одна страна в мире!

При ответе на вопрос: "На Ваш взгляд, что сегодня более всего необходимо стране?" белорусы уверенно выбирают сильное государство (56%) и сильного лидера (38%), союз же с Россией в общественном сознание находится лишь на пятом месте (22%). Напомним, опрос был проведен в ноябре 2006 г., до начала публичных выяснений союзнических отношений, в ходе которых белорусская пропаганда расстаралась, чтобы сформировать образ "неблагодарной" России.

Судя по приведенным цифрам, белорусскому президенту в ближайшее время придется приложить максимум усилий, чтобы доказать, что именно он и является тем сильным лидером, потребность в котором испытывают большинство белорусов. Серьезные испытания предстоят и самому большинству, чьи завышенные ожидания натолкнутся на замедление темпов роста жизненного уровня с перспективой его абсолютного снижения. Свой экзамен предстоит сдать и активному меньшинству. Сумеет ли оно "перевести" личностные ресурсы в политические активы или так и останется в положении "вне игры"? Однозначного ответа на этот вопрос не существует.

КАК БЫ ВЫ РАСЦЕНИЛИ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ СЕЙЧАС V ВЛАСТИ?о % от числа .прошенных. каждом г.ЛУ|

Вариант ответа

1994 г. 1997 г. 2000 г. 2001 г. 2004 г. 2005 г. 2007 г.

Это люди, озабоченные только своим материальным и карьерным благополучием 47 59 38 52 53 64 60

Это честные, но слабые люди, не умеющие распорядить -ся властью и обеспечить порядок и последовательный политический курс 16 15 11 11 14 11 9

Это честные, но малокомпетентные люди, не знающие, как вывести страну из экономического кризиса 18 11 11 12 9 10 11

Это хорошая команда политиков, ведущая страну правильным курсом 4 4 17 10 13 10 10

Затруднились ответить 15 11 23 15 11 9 10

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ В ЖИЗНИ РОССИИ?. . (в % от числа опрошенных в каждом году)

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

№ Вариант ответа Январь- февраль Январь- февраль Январь- февраль Январь Июль Январь Август Февраль Июль Январь Июль

1 Президент 3,90 4,12 3,96 4,11 3,85 3,92 3,91 3,99 4,08 4,09 4,22

2 ФСБ 3,21 3,21 3,31 •к 3,40 3,41 3,54 3,50 3,69 3,70 3,65

3 "Олигархи", банкиры, финансисты 3,79 3,78 3,80 3,89 3,67 3,64 3,71 3,71 3,59 3,73 3,64

4 СМИ 3,52 3,57 3,53 3,48 3,40 3,39 3,43 3,49 3,52 3,52 3,53

5 Вооруженные Силы 3,28 3,25 3,29 3,26 3,30 3,21 3,34 3,21 3,51 3,43 3,47

6 Правительство 3,53 3,48 3,38 3,48 3,25 3,22 3,22 3,41 3,30 3,44 3,45

7 Прокуратура 2,90 3,08 2,97 * 3,20 3,13 3,21 3,14 3,32 3,34 3,28

8 Судебные органы 2,80 2,73 2,91 * ★ 3,01 3,08 3,06 3,13 3,25 3,11

9 Губернаторы 3,42 3,25 3,29 3,32 3,18 3,14 3,27 3,23 3,30 3,29 3,26

10 Директора крупных предприятий 3,35 3,28 3,15 3,40 3,16 3,12 3,21 3,11 3,17 3,13 3,17

11 Совет Федерации 2,99 3,00 2,93 3,10 2,95 2,93 2,93 3,11 3,08 3,14 3,09

12 Церковь:4 2,91 3,08 2,74 2,92 3,02 3,06 2,98 2,89 3,17 3,25 3,00

13 Государственная Дума 2,81 2,90 2,86 3,01 2,90 2,85 2,80 2,95 2,81 2,99 2,89

14 Политические партии 2,69 2,68 2,6 2,82 2,56 2,61 2,50 2,75 2,55 2,67 2,64

15 Интеллигенция 2,53 2,46 2,44 2,52 2,43 2,42 2,38 2,47 2,49 2,55 2,43

16 Профсоюзы 1,95 1,85 1,91 1,97 1,91 1,91 1,77 1,91 1,88 1,88 1,93

Вопрос в данном исследовании не задавался.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.