Сергей НИКОЛЮК
Белорусская модернизация как способ борьбы с трудовой эмиграцией
Вопреки многовековой традиции белорусы неожиданно стали меньше пить. Важная деталь: данный парадокс статистика зафиксировала на фоне стремительного роста доходов населения. Потребление алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе в I кв. 2013 г. относительно I кв. 2012 г. составило 94% при росте реальных доходов населения (скорректированных на индекс потребительских цен) в январе-феврале (г/г) на 21.8%.
В кризисном 2011 г., когда реальные доходы населения сократились на 1%, потребление алкогольных напитков увеличилось на 8,8%. Ничего неожиданного в этом нет. На кризис значительная часть белорусов отреагировала деградацией. Как говорится, с утра пивка хлебнул и весь день свободен (от навалившихся проблем).
В 2012 г. доходы «подпрыгнули» на 21%, а потребление алкогольных напитков сократилось на 6,3%, т.е. коэффициент эластичности спроса для данной группы товаров (10,6% в товарообороте) оказался положительным! На языке экономистов это означает, что алкогольные напитки в Беларуси попали в группу товаров Гиффена.
Но алкогольные напитки в столь экзотической группе оказались далеко не единственным товаром массового потребления. Компанию им составило моторное топливо. Обратимся к статистике: в 2011 г. в условиях снижения реальных доходов населения потребление моторного топлива увеличилось на 32,9%; в 2012 г. при существенном увеличении доходов темпы роста потребления моторного топлива сократились в 2,5 раза до 13%, а в I кв. 2013 г. зафиксировано снижение потребления данной товарной группы на 5,6%!
Автомобиль для миллионов белорусов давно стал не роскошью, а средством передвижения. Что касается моторного топлива, то экономисты относят его к труднозаменимым товарам (практически незаменимым). Поэтому парадокс обратной зависимости спроса на топливо от роста доходов населения нуждается в пояснении. Не исключено, что он вызван
не уменьшением количества автомобилей и не снижением их среднего пробега, а сокращением количества автомобилистов...
Сокращение потребления спиртных напитков, скорее всего, вызвано сходной причиной. Ремейка горбачевской антиалкогольной кампании в республике, вроде бы, не наблюдается. Справедливости ради следует отметить, что в январе 2012 г. был увеличен акциз на алкогольные напитки, но это не остановило любителей коньяка и бренди от того, чтобы увеличить потребление и без того недешевых напитков на 50,1% в I кв.
Что общего между спиртными напитками и моторным топливом? Пожалуй, только то, что они относятся к группе преимущественно «мужских» товаров.
Переход количества в новое качество
Эмиграция трудоспособных граждан — верный признак неконкурентоспособности страны. Против лома неконкурентоспособности — политический популизм бессилен, а для экономического популизма нужны ресурсы, которых катастрофически не хватает. Белорусская экономическая модель, как признался министр экономики Николай Снопков, «не генерирует уровня добавленной стоимости, соответствующего необходимому уровню заработной платы»1. Из какого же тогда источника финансируется рост доходов населения? Исключительно из внешнего, российского. Часть ресурсов Россия поставляет в добровольном порядке в виде дотаций, часть Беларусь изымает из российского бюджета при помощи хитроумных схем (об этом ниже).
«Только за счет льготных цен на энергоносители Республика Беларусь в 2012 году сэкономила около 10 млрд. долларов <...> Таким образом, сумма энергосубсидий, полученных Беларусью от России в прошлом году, по оценке составила 15,8% ВВП», — таково мнение экспертов Института экономики НАН Беларуси,
1 Доклад министра экономики на заседании Совета министров 8 августа 2012 г. http://www.economy.gov.by/dadvfiles/002033_370558_ Doklad_08082012.pdf
опубликованное в апрельском номере ведомственного журнала Национального банка «Банковский вестник»1.
Главная проблема, которую вот уже в течение 19 лет решает глава белорусского государства, заключается в том, что для поддержания социальной стабильности в стране ему приходится отвечать на современные вызовы несовременными методами. Само географическое положение Беларуси способствует тому, что различия в уровнях заработной платы с соседними странами, подобно разности потенциалов, порождают потоки рабочей силы.
Проблема эта была осознана руководством республики еще в конце «нулевых» годов. Отсюда политика «гонки зарплат». Не исключено, что механизм ее раскручивания был позаимствован у Эллочки Людоедки, бросившей в свое время вызов заносчивой Вандербильдихе. В качестве иллюстрации одного из начальных этапов «гонки» приведу высказывание Лукашенко из Послания-2008: «На конец пятилетки нам надо заработную плату довести, боюсь говорить, но до 700 долларов, никуда не денемся. 500 долларов будет мало. Надо 700 — среднюю зарплату по стране. Тогда мы сможем удержать стабильность в нашем обществе»2.
Но мировой финансовый кризис внес свои коррективы: от наполеоновского плана доведения средний зарплаты до 700 долларов пришлось отказаться, но и 500 долларов в декабре 2010 г. вполне хватило, для того чтобы обрушить экономику в 2011 г.
Приведу официальную оценку текущего состояния белорусской экономики, позаимствованную из текста Послания-2013: «Да, кризисные явления у нас вроде бы отступили, и мы последовательно движемся вперед»3. Подобный оптимизм большинство белорусов не разделяет (табл. 1). Безусловно, по сравнению с сентябрьским максимумом 2011 г. (88%) в оценке состояния экономики произошли существенные
изменения. Тем не менее, и в марте абсолютное большинство (65%) белорусов продолжало считать, что экономика находится в кризисе, и за последние полгода доля пессимистов не уменьшилась.
Обратимся теперь к социальным индексам (табл. 2-4). В первых колонках приведены их значения, полученные непосредственно после завершения президентских выборов. Естественно, что в условиях электоральной мобилизации, достигаемой за счет стандартного набора стимулов (материальных и пропагандистских), все индексы оказались положительными. Во вторых колонках приведены минимальные значения индексов, до которых они снизились во время кризиса 2011 г. Для каждого индекса это оказался не просто локальный минимум, а исторический минимум. Две первые колонки, таким образом, играют роль рамки, способствующей пониманию динамики общественных настроений после прохождения острой фазы экономического кризиса.
Значения всех трех индексов в 2012 г. так и не вышли из отрицательной зоны. Социальный эффект от двузначного роста доходов населения оказался минимальным. Мы стали свидетелями своеобразного аналога закона убывающей доходности, гласящего, что сверх определенных значений факторов производства (земля, труд, капитал) увеличение одного из этих факторов не обеспечивает эквивалентный прирост дохода, то есть доход растет медленнее, чем фактор.
На поддержание социальной стабильности белорусское государство потратило миллиарды долларов. Оно в очередной раз взяло на себя обязательство поднять среднюю зарплату до «святой цифры» в 500 долларов и к концу 2012 г. свое обязательство выполнило, но ценой почти шестикратного опережения роста заработной платы над ростом производительности труда!
Общественное мнение, разумеется, фор-
Таблица 1
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКА НАХОДИТСЯ В КРИЗИСЕ? (в % от числа опрошенных)
Вариант ответа Сент. 2011 Дек. 2011 Март 2012 Июнь 2012 Сент. 2012 Март 2013
Да 88 82 77 72 64 65
Нет 8 8 15 21 24 25
ЗО/НО 4 10 8 7 12 10
1 http://www.interfax.by/news/belarus/129595
2 Президентское послание белорусскому народу и Национальному собранию (29 апреля 2008 г). http://president.gov.by/data/press57286.doc
3 Президентское послание белорусскому народу и Национальному собранию (19 апреля 2013 г). http://president.gov.by/press143813.html
мируется не в процессе осмысления подобных экономических диспропорций. Среднестатистический белорус, в первую очередь, ориентируется на покупательную способность доллара.
Таблица 2
КАК ИЗМЕНИЛОСЬ ВАШЕ ЛИЧНОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА? (в процентах от числа опрошенных)
Вариант ответа Дек. 2010 Июнь 2011 Март 2012 Июнь 2012 Авг. 2012 Дек. 2012 Март 2013
Улучшилось Не изменилась Ухудшилось ИМП* 25 58 16 9 2 23 73 -71 15. 43 41 -26 13 55 32 -19 15 59 25 -10 17 54 27 -10 13 56 29 -16
* Индекс материального положения (разность положительных и отрицательных ответов)
Таблица 3 КАК ИЗМЕНИТСЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В БЕЛАРУСИ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ? (в процентах от числа опрошенных)
Вариант ответа Дек. 2010 Июнь 2011 Март 2012 Июнь 2012 Авг. 2012 Дек. 2012 Март 2013
Улучшится Не изменится Ухудшится ИО** 31 41 17 14 12 20 56 -44 23 34 33 -10 21 39 30 -9 18 44 28 -10 23 35 30 -7 15 45 27 -12
** Индекс ожиданий
Таблица 4 НА ВАШ ВЗГЛЯД, В ЦЕЛОМ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ РАЗВИВАЕТСЯ В ПРАВИЛЬНОМ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ? (в процентах от числа опрошенных)
Вариант ответа Дек. 2010 Сент. 2011 Март 2012 Июнь 2012 Авг. 2012 Дек. 2012 Март 2013
В правильном В неправильном ЗО/НО ИПК*** 54 33 13 22 17 69 15 -52 35 53 12 -18 32 54 14 -22 34 47 19 -13 34 46 20 -12 35 51 14 -16
*** Индекс правильности курса
Именно доллара, а не рубля. Такова особенность его экономического мышления, уровень долларизации которого давно, что называется, «зашкаливает». В марте 2012 при ответе на вопрос «Какая валюта пользуется у Вас наибольшим доверием?» рейтинг доверия доллара оказался вне конкуренции — 54%, в то время как доверие национальной валюте выразило только 20% белорусов. Следует отметить, что в июне 2006 г. на пике ресурсных возможностей «белорусской экономической модели развития» преимущество доллара перед рублем также не вызывало сомнений: 46% vs. 28%.
Еще один пример массовой долларизации мышления — неспособность белорусов оценивать стоимость дорогих товаров (холодильников, стиральных машин, не говоря уже о квартирах и автомобилях) в рублях. Но национальная валюта — это сфера ответственности государства. И тот, кто сегодня не доверяет рублю, завтра может пополнить лагерь политических
противников «батьки». Как тут не вспомнить поговорку эпохи развитого социализма: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
18 февраля в ходе пресс-конференции белорусским и зарубежным СМИ Лукашенко сообщил «данные о людях, которые приходят в обменники и покупают валюту», собранные по его распоряжению Национальным банком. И что же удалось выяснить специалистам главного банка страны? «Как оказалось, когда промониторили эту ситуацию... Аккуратно, по-человечески приходим в очередь (сотни людей были задействованы) — в основном пенсионеры по 10 долларов, по 5 долларов покупают. «А зачем, а что, а как?» — «Ай, няхай будзе». Я тогда начинаю думать: «500 долларов еще там кому-то заплатить, помочь. Для чего? Для того чтобы пойти в обменный пункт, купить валюту и создать на рынке напряженность?!»
На первый взгляд массовый обмен белорусскими пенсионерами рублей на доллары после
трехкратной девальвации национальной валюты в 2011 г. выглядит рациональным. Родное государство за годы независимости «кидало» своих основных электоральных сторонников неоднократно. Прошедший год в этом смысле не стал исключением. Однако белорусское государство не было бы самим собой, если бы не прибегло к очередной инновации. Понимая, что пенсионеры оценивают государственный патернализм в долларах, оно стабилизировало курс рубля, что при двузначной инфляции означает снижение покупательской способности «зеленого». Таким образом, рост пенсий и зарплат в долларовом эквиваленте не означает адекватного роста благосостояния населения, что и внесло свой вклад в стабилизацию социальных индексов в отрицательной зоне.
Последний раз пенсии в Беларуси повышали в ноябре 2013 г. К мартовскому опросу они похудели на 8.7%, что не могло не отразиться на социальных индексах. В марте по сравнению с декабрем все они дружно снизились.
В табл. 5 представлена динамика среднегодовых значений социальных индексов. Только в «тучном» для белорусской экономики 2006 г. среднегодовые значения всех трех индексов были положительными. 2007 г. начался для Беларуси с двукратного повышения цены на российский газ. В ответ на «неспортивное поведение» единственного союзника белорусская власть была вынуждена приступить к политике либерализации. Несмотря на двузначный рост реальных денежных доходов населения в 2007-2008 гг. среднегодовые значения социальных индексов существенно снизились. В лидерах снижения оказался индекс ожиданий, что
означало инфляцию общественных надежд на «светлое будущее».
Мировой финансовый кризис, обрушив индекс материального положения, практически не отразился на его коллегах. Все логично: источник экономических проблем находился вовне, и он не поколебал веру в правильность курса, которым Лукашенко продолжал уверенно вести республику-партизанку.
В год четвертых президентских выборов рост доходов населения вновь ускорился, что и зафиксировали два из трех индексов. Что касается индекса правильности курса, то в силу своей природы он с трудом переваривается общественным мнением (одно дело респонденту оценивать изменение своего личного материального положения, и совсем другое — курс развития страны). Поэтому при ответах на вопрос табл. 4 доля респондентов затруднившихся с ответом может достигать 20%.
Но кризис 2011 г. был воспринят, в первую очередь, как кризис рукотворный. Ответ на классический вопрос «Кто виноват?» у большинства белорусов не вызвал затруднения. В сентябре 2011 г. электоральный рейтинг Лукашенко опустился до исторического минимума — 21%. В табл. 6 представлена динамика среднего значения электорального рейтинга главы белорусского государства начиная с 2001 г.
Выше уже отмечалось, что 2006 г. — это пик ресурсных возможностей «белорусской экономической модели развития». Соответственно, уровень электоральной поддержки главного распорядителя ресурсов в год третьих президентских выборов был максимальным. Чет-
Таблица 5
ДИНАМИКА ИНДЕКСА МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ИНДЕКСА ОЖИДАНИЯ, ИНДЕКСА ПРАВИЛЬНОСТИ КУРСА И РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ*
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
ИМП 10 -7 -10 -35 -4 -49 -16 -15
ИО 32 -5 21 11 -37 -9 -12
ИПК 27 18 18 14 18 -38 -16 -17
РДДН 118 113 113 103 115 99 121 122**
*Динамика РДДН приведена в процентах к предыдущему году
**Январь-февраль 2013 г. к январю-февралю 2012 г.
Таблица 6 ДИНАМИКА ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО РЕЙТИНГА ПРЕЗИДЕНТА ЛУКАШЕНКО
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
41 30 29 39 47 55 46 41 41 45 29 32
* среднее значение за год
вертые президентские выборы в 2010 г. прошли в «режиме тревожных ожиданий», когда за счет отчаянного «броска» в декабре ценой двукратного сокращения темпов роста инвестиций (относительно плана) власти удалось выполнить свое главное обязательство — поднять среднюю зарплату до 500 долларов. Однако среднее значение электорального рейтинга Лукашенко при этом оказалось на 10 пунктов ниже, чем в 2006 г.
Мировой кризис 2009 г. не привел к снижению среднего значения электорального рейтинга Лукашенко, но в год рукотворного кризиса он повторил минимум 2003 г., и только очередная порция российских дотаций не позволила опуститься ему еще ниже. Двузначный рост доходов населения в 2012 г. добавили к среднему значению рейтинга за 2011 г. только 3 пункта. Не в коня оказался корм. В марте 2013 г. рейтинг Лукашенко составил 33% при росте доходов населения относительно первого квартала прошлого года на 21.8%.
Вернемся к табл. 5. Кризис 2011 г. «уронил» среднегодовые значения социальных индексов до исторических минимумов, при этом больше всего «досталось», что удивительно, индексу правильности курса. Он снизился на 56 единиц! У его коллег снижение оказалось не столь внушительным: ИМП снизился на 45 единиц, ИО — на 48 единиц.
Точку невозврата в перемене оценок советскими людьми «направляющей и руководящей роли коммунистической партии» символизировал анекдот о сантехнике, который заявил
в райкоме партии, что ремонтом отдельно взятого крана положение дел не исправить, т.к. требуется замена всей системы. Актуальность этого анекдота для современной Беларуси иллюстрирует динамика ИПК. Если до кризиса 2011 г. его значения неизменно были выше значений ИМП и ИО, то после кризиса, несмотря на двузначный рост доходов населения, ситуация изменилась.
Для наглядности перейдем от таблицы к графику. До июня 2012 г. линия ИМП неизменно располагалась выше линии ИПК. Максимальное расхождение между значениями индексов было зафиксировано в марте 2009 г. Но в 2011 г. белорусы перенесли вину Лукашенко за ухудшение своего материального положения и на проводимый им курс. Таким образом, количество экономических проблем, с которыми белорусы столкнулись за последние годы, переросло в новое политическое качество.
Ускорение, но без Гласности
В Послании-2013 (апрель) Лукашенко неожиданно заговорил об ускорении: «Мы должны учиться жить в новом мире, где все меняется. И меняется стремительно, буквально на глазах <...> Современная цивилизация — это цивилизация постоянного ускорения. Оно ощущается повсюду — не только в скорости появления новых идей, но и в технологиях, в экономике, в торговле, в образовании, в средствах массовой информации, в политике, даже в повседневном быте людей. И в этих условиях побеждает тот, кто работает на опережение».
График 1
ДИНАМИКА ИНДЕКСА МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ИНДЕКСА ПРАВИЛЬНОСТИ КУРСА
40
20
" ■ ш ✓ ^
111111 12'08 03 09 06'09 09'09 12'09 03'10 12ю\\ 06'11 03'12 06'12 09 2 03'13
У
N А А /Р^ А //
N / N / ч/ Л/' /
А 1 / А
-20
-40
-60
ИМП
■ИПК
0
Белорусский вариант Ускорения сводится к ускоренному техническому переоснащению государственных предприятий. Процесс этот, судя по табл. 7, начался еще в год четвертых президентских выборов и шел параллельно с либерализацией. Но после разгона протестного митинга 19 декабря 2010 г. модернизация осталась сиротой, т.к. процесс либерализации был полностью свернут.
За четыре месяца текущего года «самая солидная газета республики», учредителем которой является Администрация президента, с лихвой перекрыла полугодовую норму статей, содержащих слово «модернизация», подтверждая тем самым установку на Ускорение.
К модернизации экономики авторитарная власть, как известно, приступает не от хорошей жизни. Негативной динамикой социальных индексов и электорального рейтинга Лукашенко перечень причин, подталкивающих власть к модернизации, разумеется, не ограничивается. Но если процесс модернизации (реформ) начинается, то дальнейшая последовательность шагов, согласно политологу Владимиру Пастухову, выглядит следующим образом: «Первым шагом, как правило, является осознание технологической отсталости и фиксация стагнации экономической и культурной жизни. Затем следует попытка найти способ решения проблемы с наименьшими потерями для системы за счет мобилизации имеющихся ресурсов. Когда попытка улучшить положение дел, ничего на самом деле не меняя, проваливается, следует признание необходимости частных, корректирующих реформ. И, наконец, после того как частные реформы заходят в тупик, приходит осознание необходимости "системных перемен". С этой точки "революция сверху" становится явной. То, что всем кажется началом, на деле является концом, финальной точкой процесса»1.
Сравним цитаты из «Послания-2013» с цитатой из Пастухова. Первый шаг (осознание технологической отсталости) власть, если согласиться с таблицей, сделала еще в 2010 году. Сегодня настала очередь второго шага, т.к. пришло осознание, что «выбора у нас нет. Надо ме-
няться самим и приспосабливаться к стремительному, скоростному миру» (Послание-2013).
Но время «признания частных, корректирующих реформ» еще не наступило. Один пример. 29 марта министр экономики Николай Снопков (склонный, по мнению Лукашенко, увлекаться «либеральными рассуждениями и рыночными теориями») сообщил во время прямой линии в газете «Рэспублжа» о подготовке программы развития, которую планируется презентовать в апреле на весенней сессии советов управляющих МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне. Апрель прошел. Белорусская делегация до Вашингтона так и не добралась. О программе развития в государственных СМИ больше не появилось ни строчки, не вспомнил о ней и Лукашенко, выступая с ежегодным посланием.
В новогоднем обращении к народу Лукашенко заявил, что «предстоящий год станет переломным для экономики. У нас нет иного выбора: ведь качественное обновление и ускоренная модернизация предприятий — залог укрепления нашей государственности и роста благосостояния народа»2. С ускоренной модернизацией в качества фактора роста благосостояния народа в марте согласилось 50% респондентов, не согласилось — 34%. Наибольший вклад «в половину» внесли респонденты с начальным образованием — 74% и старшей возрастной когорты (60 лет и старше) — 63%.
Ни первые, ни вторые в силу понятных причин активного участия в модернизации предприятий принимать не планируют. Учитывая склонность пожилых людей с низким уровнем образования поддерживать Лукашенко, можно сделать вывод, что ответы респондентов отражают в большей степени отношение белорусов к главе государства, чем отношение к его предложению модернизировать предприятия.
Специалисты, говоря о модернизации, выделяют три ее составляющие: технико-экономическую модернизацию, социальную модернизацию и политическую модернизацию. Белорусы представления специалистов, в целом разделяют, хотя и не без уклона в технико-экономическую
Таблица 7
КОЛИЧЕСТВО СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ГАЗЕТЕ «СОВЕТСКАЯ БЕЛОРУССИЯ», СОДЕРЖАЩИХ СЛОВО «МОДЕРНИЗАЦИЯ».
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013*
44 3 г\э 46 87 93 91 83 160 155 151 94
*за январь-апрель
http://www.bnkomi.ru/print/data/doc/4434/
http://president.gov.by/press133965.html
сторону (табл. 8). Респонденты, не доверяющие Лукашенко, естественно, чаще своих политических оппонентов указывали на необходимость проведения политической модернизации: 28% vs.16% и 23% vs. 13% (два последних варианта ответа). Но и они отдавали предпочтение технико-экономической составляющей модернизации перед политической.
Главный вопрос модернизации — вопрос о ее субъекте. В Беларуси таким субъектом являются чиновники. Об эффективности их работы на ниве модернизации можно судить по информации озвученной премьер-министром Михаилом Мясниковичем на заседании правительства 13 февраля 2012 г.: за семь лет в промышленность было направленно 31,5 млрд. долларов и эти вложения дали 19,2 млрд. прироста добавленной стоимости. Планировался же принципиально иной результат: «каждый вложенный рубль инвестиций должен давать два-три рубля добавленной стоимости».
Должен давать, но пока не дает. Для общественного мнения такой итог не является неожиданностью. В марте 2013 г. только 27% респондентов согласилось, что деньги, направленные на модернизацию предприятий, будут потрачены эффективно. Противоположную точку зрения (неэффективно) выразило 33%. Еще 28% пессимистов заявили, что деньги будут попросту разворованы, и затруднились с ответом — 12%. Даже среди респондентов, доверяющих Лукашенко, верят в эффективность затрат на модернизацию меньше половины — 48% (7% — среди не доверяющих).
Подводить итоги «переломного года», на первый взгляд, еще рано, тем не менее, предварительные звоночки начинают звучать все чаще. Так в августе прошлого года Лукашенко поставил перед «вертикалью» задачу преобразовать молочно-товарные фермы в молочнотоварные комплексы. Срок исполнения — конец 2012 г. Количество ферм, подлежащих реконструкции, — 1200. На робкое предложение чи-Таблица 8
КАКИЕ МЕРЫ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОГУТ ОБЕСПЕЧИТЬ
(в процентах от числа опрошенных)
новников ограничить планы 720-750 фермами, последовал гневный окрик: «Я предупреждал, что это будет неимоверно сложно, тяжело, ищите пути, выходы, вы мне будете говорить, что не хватает денег, ума, настойчивости, еще чего-то. И у вас было время на выполнение задачи!»1
По информации министра сельского хозяйства Леонида Зайца, к маю введено в строй 526 ферм, или 44% от задания. Вместе с тем, часть из них введена только пусковыми комплексами, а полностью готовых и соответствующих предъявляемым требованиям ферм, оснащенных доильными залами, и того меньше. Однако преобразование молочно-товарных ферм в молочно-товарные комплексы планировалось не ради преобразований, а ради повышения эффективности. Каковы же первые результаты? Обратимся к официальной статистике. Рост производства молока, наблюдавшийся в последние годы, прекратился. В январе-марте 2013 г. допущено сокращение производства молока на 0.2% по сравнению с январем-мартом 2012 г.
Сельское хозяйство Беларуси уверенно может претендовать на звание «Ветеран модернизации». «Уже две пятилетки она [модернизация — С.Н.] здесь идет», — отметил Лукашенко в Послании-2013. И каков итог? В январе-феврале 2013 г. удельный вес убыточных организаций (без господдержки) в общем количестве организаций составил 37,6% (21,9% годом ранее).
Беларусь нуждается в переменах. С таким суждением согласно три четверти взрослого населения республики (табл. 9). Это на 27 пунктов выше, чем в июне 2009 г. в разгар мирового кризиса. Таким образом, можно констатировать, что оценка белорусской социально-экономической модели населением кардинально разошлась с оценкой ее главного архитектора. И это на девятнадцатом году строительства.
Среди белорусов, считающих себя в оппозиции к власти (16.9%), доля сторонников пе-
ПРОВЕДЕНИЕ В СТРАНЕ УСПЕШНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ?
Активное внедрение новых прогрессивных технологий
Подготовка кадров, которые могли бы осуществить модернизацию страны
Искоренение коррупции
Повышение эффективности работы государственных чиновников
Учет руководителями государства мнения народа о том, что и как нужно изменить в стране
Развитие демократии, повышение общественно-политической активности граждан
ЗО/НО
47 41 40 31 22 18 6
http://presidentgov.by/press130885.htmtfdoc
Таблица 1
С КАКИМ СУЖДЕНИЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ? (в процентах от числа опрошенных)
Вариант ответа
Беларусь нуждается в переменах
Беларусь нуждается в стабильности
ЗО/НО_
ремен составила 94.5%. Но и среди не относящих себя к оппозиции (72%) доля сторонников перемен достаточно высока — 70.5%. Разумеется, сколько людей, столько и мнений. Поэтому общественный консенсус по вопросу необходимости перемен следует рассматривать, в первую очередь, в качестве индикатора чувства дискомфорта, охватившего белорусское общества. И не следует полагать, что это чувство растет исключительно на экономическом субстрате.
В том, что «предстоящий год станет переломным для экономики», большинство независимых экспертов не сомневаются. Разумеется, представления о «переломе» экспертов и
Июнь Июнь Май Июнь Март
2009 2010 2011 2012 2013
48 62 61 77 75
46 25 33 15 16
6 13 6 8 9
Лукашенко не совпадают. Означает ли это, что в соответствии со схемой Владимира Пастухова в 2014 г. в Беларуси возможен переход к «корректирующим реформам»?
Я бы не спешил с подобным выводом. В 2011 г. крах «белорусской экономической модели развития» казался неизбежным. Но приехал Владимир Владимирович, достал из карманов российских налогоплательщиков несколько миллиардов долларов и переломил негативную тенденцию на позитивную. Где гарантия, что, ради реализации амбициозных планов по созданию Евразийского союза, он вновь не поддержит своего единственного союзника?